Международная классификация систем заземлений обозначается заглавными буквами. Первая буква указывает на характер заземления источника питания, а вторая — на характер заземления открытых частей электроустановки.
Первая буква — состояние нейтрали источника питания относительно земли:
Т — заземленная нейтраль, непосредственная связь нейтрали источника электропитания с землей (лат. terra),
I — изолированная нейтраль (англ. isolation).
Вторая буква — состояние открытых проводящих частей относительно земли:
Т — открытые проводящие части заземлены, т. е. существует раздельное (местное) заземление источника электропитания и электрооборудования,
N — источник электропитания заземлен, а заземление потребителей производится только через PEN-проводник (ит. Neutre — нейтраль).
Последующие (после N) буквы — совмещение в одном проводнике или разделение функций нулевого рабочего и нулевого защитного проводников:
С — функции нулевого защитного и нулевого рабочего проводников совмещены в одном проводнике (PEN-проводник), (англ. Combined),
S — нулевой рабочий (N) и нулевой защитный (РЕ) проводники разделены (англ. Separated).
Нефазные проводники называются так:
N — нулевой рабочий (нейтральный) проводник (англ. neutral),
РЕ — защитный проводник (заземляющий проводник, нулевой защитный проводник, защитный проводник системы уравнивания потенциалов, от англ. Protective Earth),
PEN — совмещенный нулевой защитный и нулевой рабочий проводники (англ. Protective Earth and Neutral). PEN и его элементы — стандарты Международной Электротехнической Комиссии (МЭК).
Примеры использования обозначений систем заземлений на схемах.
Система с изолированной нейтралью IT :
Система с заземленной нейтралью ТТ:
Здесь: Т (первая буква) — заземленная нейтраль, непосредственная связь нейтрали источника электропитания с землей, Т — открытые проводящие части заземлены, т. е. существует раздельное (местное) заземление источника электропитания и электрооборудования, I — изолированная нейтраль.
Система защитного заземления TN-S :
Здесь: Т — заземленная нейтраль, непосредственная связь нейтрали источника электропитания с землей, N—источник электропитания заземлен, а заземление потребителей производится только через PEN-проводник, S — нулевой рабочий (N) и нулевой защитный (РЕ) проводники разделены.
- Маркировка шин
- Цветовое и буквенное обозначение проводников и шин
- Цветовое и буквенное обозначение проводников и шин
- Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :
- Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ
- Буквенные обозначения системы заземления
- Буквенные обозначения системы заземления
- 📹 Видео
Видео:ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #ОмСкачать
Маркировка шин
Маркировка шин
Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.
Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.
Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
Шины должны быть обозначены:
1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А — желтым, фазы В — зеленым, фазы С — красным цветом,
Рис.1 – Цветовая маркировка при переменном трехфазном токе
2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — голубым цветом (т.к. она считается нулевой рабочей шиной).
Рис. 2 – Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе
Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
3) при постоянном токе: положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая М — голубым цветом.
Рис. 3 – Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе
Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.
Читайте также: Оптовые базы шин в московской области
Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
При расположении шин «плашмя» или «на ребро» в распределительных устройствах (кроме комплектных сборных ячеек одностороннего обслуживания (КСО) и комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, а также панелей 0,4-0,69 кВ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:
1. В закрытых распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:
а) при горизонтальном расположении:
одна под другой: сверху вниз А-В-С;
одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
б) при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
в) ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.
2. В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:
при горизонтальном расположении:
одна под другой: сверху вниз А-В-С-N-PE (PEN);
одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);
при вертикальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN) или наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);
ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN);
при вертикальном расположении: А-В-С-N-PE (PEN) сверху вниз.
3. При постоянном токе шины должны располагаться:
сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
сборные шины при горизонтальном расположении:
наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.
В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных в пп. 1-3, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.
Видео:Главный недостаток системы заземления ТТ. Опыт на стендеСкачать
Цветовое и буквенное обозначение проводников и шин
Видео:Системы заземления. Какое заземление выбрать для своего дома? Просто о сложном.Скачать
Цветовое и буквенное обозначение проводников и шин
- РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов должны иметь:
- проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также
- нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины.
- N и голубым цветом обозначаются нулевые рабочие (нейтральные) проводники.
- PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах должны иметь совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники.
Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :
- при переменном трехфазном токе:
- фазы А — желтым,
- фазы В — зеленым,
- фазы С — красным;
- при переменном однофазном токе:
- шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
- шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
- Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
- при постоянном токе:
- положительная шина (+) — красным,
- отрицательная (-) — синим и
- нулевая рабочая М — голубым цветом.
Читайте также: Что такое can шина в автомобиле форд фокус
Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.
- Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
- Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.
Видео:Заземление. Кто придумал? Зачем? Какие бывают системы заземления. Мощный #энерголикбезСкачать
Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ
В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:
- при горизонтальном расположении:
- одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
- одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
- при вертикальном расположении:
- слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
- наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
- ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
- при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
- при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.
При постоянном токе шины должны располагаться:
- сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
- сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
- ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.
В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:
- при горизонтальном расположении:
- одна под другой: сверху вниз А-В-С;
- одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
- при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
- слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
- ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
- при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
- при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.
В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.
Видео:Системы заземления. Cистемы TN-C, ТN-S, TN-C-S, ТТ и IT.Скачать
Буквенные обозначения системы заземления
Видео:Обозначения электрических сетейСкачать
Буквенные обозначения системы заземления
Понять и запомнить обозначение типа системы заземления будет проще, если знать, что означают латинские буквы типа системы заземления.
Для удобства запоминания можно выбрать наиболее удобные иностранные слова, первые буквы которых обозначают:
T (terra – земля);
N (neutral – нейтральный);
I (isolate – изолированный);
Читайте также: Шины bfg all terrain
S (separated, selective – разделенный);
С (complete – общий, combined — объединенный);
РЕ (protecte eath, protective earthing – защитная земля);
PEN (protective earthing, neutral – защитная земля и нейтраль).
Первая буква в обозначении указывает на состояние нейтрали ( как соединена с землей) источника питания (трансформатора, генератора, а иногда и ИБП, инвертора, стабилизатора и т.п., если они меняют состояние нейтрали и потребитель включен после них) относительно земли.
Характеризует связь с землей токоведущих проводников источника.
Т — заземленная нейтраль, непосредственное присоединение одной точки токоведущих частей источника питания к земле;
I — изолированная нейтраль, все токоведущие части изолированы от земли, или одна точка заземлена через высокое сопротивление.
Вторая буква, характеризует связь с землей открытых проводящих частей оборудования (ОПЧ или корпус ) и сторонних проводящих частей (СПЧ). Описывает связь с землей потребителя (корпуса оборудования).
Т — непосредственная связь ОПЧ с землёй (независимо от характера связи источника питания с землёй);
N — непосредственная связь ОПЧ с точкой заземления источника питания (в системах переменного тока обычно заземляется нейтралью);
I — ОПЧ (корпус) не соединены с землей или с нейтралью.
Следующие буквы – совмещение в одном проводнике или разделение функций нулевого рабочего и нулевого защитного проводников:
S — функция нулевого защитного и нулевого рабочего проводника обеспечивается раздельными проводниками;
С — функции нулевого защитного и нулевого рабочего проводников объединены в одном проводнике ( PEN -проводник).
TT — нейтраль источника глухо заземлена (за пределами сети потребителя), корпусы электрооборудования непосредственное соединены с землей, независимо от заземления нейтрали источника;
IT — непосредственное соединение нейтрали с землей отсутствует, допускается соединение с землей через сопротивление, воздушный промежуток, разрядник и т.д. Непосредственное соединение с землей проводящих частей потребителя, независимое от сетевого заземления.
TN — нейтраль источника глухо заземлена, корпусы электрооборудования присоединены к нейтральному проводу (PE или PEN проводником);
TN — C — функции нулевого рабочего и нулевого защитного проводников объединены в одном проводнике по всей сети;
TN — S — нулевой рабочий и нулевой защитный проводники работают раздельно по всей системе;
TN — C — S — функции нулевого рабочего и нулевого защитного проводников объединены в одном проводнике в части (начале) сети;
TI — нейтраль источника глухо заземлена (за пределами сети потребителя), отсутствуют соединения с землей и с сетевым заземлением проводящих частей потребителя, нет в нормах или ГОСТ
L (line conductor) — линейный (фазный) проводник;
LE — заземленный линейный проводник (имеющий электрическое присоединение к локальной земле);
PEL-проводник или совмещенный защитный заземляющий и линейный проводник (проводник, выполняющий функции защитного заземляющего и линейного/фазного проводников). Например, можно заземлить точку соединения обмоток (треугольник), или один из выводов однофазного генератора, или один изи выводов двухпроводной системы постоянного тока;
М-проводник или средний проводник (проводник, электрически присоединенный к средней части электрической системы постоянного тока, находящейся под напряжением, и используемый для передачи электрической энергии);
РЕМ-проводник или совмещенный защитный заземляющий и средний проводник (проводник, выполняющий функции защитного заземляющего и среднего проводников).
FE — функциональный заземляющий проводник, это заземляющий проводник в электроустановке до 1 кВ, служащий для функционального заземления. Функциональное заземление — это заземление, которое обеспечивает нормальное функционирование аппарата, на корпусе которого по требованию разработчика не должен присутствовать даже малейший электрический потенциал (иногда для этого требуется наличие отдельного электрически независимого заземлителя).
PEF-проводник -совмещенный защитный и функциональный заземляющий проводник. Это проводник в электроустановке до 1 кВ, совмещающий в себе функции защитного и функционального заземляющего проводников.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМАХСкачать
Типы систем заземления. Правильное обозначение проводников.Скачать
✅Условные графические обозначения силового оборудования станций и подстанцийСкачать
Системы заземления, типы,отличия,преимущества и недостатки,TN-C,TN-C-S,TN-S,TT,IT требования ПУЭСкачать
Как читать электрические схемы. Радиодетали маркировка обозначениеСкачать
Заземление в частном доме своими руками. Система заземления TT / HomeworkСкачать
Какое Самое быстрое и Надёжное соединение проводов в коробке. #энерголикбез #заминуту #секретСкачать
Заземление или зануление? Что выбрать? Как это работает? #энерголикбезСкачать
Система заземления IT, общие понятияСкачать
Заземление и зануление. В чем отличие?Скачать
Виды заземления нейтралиСкачать
Зачем нужен контур заземленияСкачать
Как измерить заземление мультиметром в системе ttСкачать
Условное обозначение элементов питанияСкачать