Для питания ЗРУ-10 кВ требуется выбрать и проверить сечение сборных шин 10 кВ от силового трансформатора мощностью 16 МВА.
- Максимальный трехфазный ток КЗ на шинах 10 кВ – Iк.з = 9,8 кА;
- Силовой трансформаторов типа ТДН-16000/110-У1 загружен на 60%.
Согласно ПУЭ 7-издание п.1.3.28 проверку по экономической целесообразности не выполняют, поэтому выбор шин будет выполняться только по длительно допустимому току (ПУЭ 7-издание п.1.3.9 и п.1.3.22).
Проверку шин производят на термическую и электродинамическую стойкость к КЗ (ПУЭ 7-издание п.1.4.5).
Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать
1. Выбор шин по длительно допустимому току
Выбор шин по длительно допустимому току (по нагреву) учитывают не только нормальные, но и послеаварийные режимы, а также режимы в период ремонтов и возможного неравномерного распределения токов между секциями шин [Л2, с.220].
1.1 Определяем ток нормального режима, когда трансформатор загружен на 60%:
- Sн.тр-ра = 16000 кВА – номинальная мощность трансформатора ТДН-16000/110-У1;
- Uн.=10,5 кВ – номинальное напряжение сети;
1.2. Определяем максимальный рабочий ток, когда один из трансформаторов перегружен на 1,4 от номинальной мощности (утяжеленный режим):
По таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание) определяем допустимый ток для однополосных алюминиевых шин прямоугольного сечения 80х8 мм с допустимым током Iдоп.о = 1320 А.
1.3. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х8 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:
Iдоп.о =1320 А –длительно допустимый ток полосы при температуре шины θш = 70 °С, температуре окружающей среды θо.с = 25 °С и расположения шин вертикально (на ребро), определяемый по таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание);
k1 — поправочный коэффициент при расположении шин горизонтально (плашмя), согласно ПУЭ 7-издание п. 1.3.23, должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм. Принимаем k1 = 0,92 (так как шины будут расположены плашмя).
k2 – поправочный коэффициент для шин при температуре окружающей среды (воздуха) θо.с отличной от 25 °С, определяемый по ПУЭ 7-издание таблица 1.3.3. Принимаем k3 = 0,94 с учетом, что среднеемесячная температура наиболее жаркого месяца равна +30 °С.
Принимаем сечение шин 80х10 мм, с допустимым током Iдоп.о =1480 А.
1.4. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х10 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:
Принимаем шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм.
Видео:Линейное и фазное напряжение простыми словами. Как отличить линейное и фазное напряжениеСкачать
2. Проверка шин на термическую устойчивость
2.1. Определяем тепловой импульс, который выделяется при токе короткого замыкания по выражению 3.85 [Л2, с.190]:
- Iп.0 = 9,8 кА – начальное действующее значение тока КЗ на шинах 10 кВ.
- Та – постоянная времени затухания апериодической составляющей тока короткого замыкания. Для ориентировочных расчетов значение Та определяем по таблице 3.8 [Л2, с.150]. Для трансформатора мощность 16 МВА, принимаем Та = 0,04. Если же вы хотите более точно рассчитать значение Та, можете воспользоваться формулами, представленными в пункте 6.1.4 ГОСТ Р 52736-2007.
2.1.1. Определяем полное время отключения КЗ по выражению 3.88 [Л2, с.191] и согласно пункта 4.1.5 ГОСТ Р 52736-2007:
tоткл.= tр.з.+ tо.в=0,1+0,07=0,18 сек.
- tр.з. – время действия основной защиты трансформатора, равное 0,1 сек (АПВ – не предусмотрено).
- tо.в – полное время отключения выключателя выбирается из каталога, равное 0,07 сек.
2.2. Определяем минимальное сечение шин по термической стойкости при КЗ по выражению 3.90 [Л2, с.191]:
где: С – функция, значения которой приведены в таблице 3.14. Для алюминиевых шин С = 91.
Как мы видим ранее принята алюминиевая шина сечением 80х10 мм – термически устойчива.
Видео:РЗ #51 Дифференциальная защита шин (часть 1)Скачать
3. Проверка шин на электродинамическую устойчивость
- Ударный ток трехфазного КЗ на шинах 10 кВ — iуд = 24,5 кА;
- Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1 сечением 80х10 мм, расположены горизонтально в одной плоскости (плашмя) и имеют восемь пролетов.
- Длина пролета — l = 0,9 м;
- Расстояние между осями проводников — а= 0,27 м (расположение шин см.рис. 2а ГОСТ Р 52736-2007);
- Толщина шины — b = 10 мм = 0,01 м;
- Высота шины — h = 80 мм = 0,08 м;
Читайте также: Мазда 6 размер шин сверловка
3.1. Определяем момент инерции J и момент сопротивления W по расчетным формулам согласно таблицы 4 ГОСТ Р 52736-2007:
3.2. Определяем частоту собственных колебаний для алюминиевой шины по выражению 4.18 [Л2, с.221]:
где: S = 800 мм 2 = 8 см 4 – поперечное сечение шины 80х10 мм.
Если же у вас медные шины, то частоту собственных колебаний определяют по выражению 4.19 [Л2, с.221]:
В случае, если частота собственных колебаний больше 200 Гц, то механический резонанс не возникает. Если f0 200 Гц, поэтому расчет можно вести без учета колебательного процесса в шинной конструкции [Л2, с.221].
3.3. Определяем наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ по выражению 3.74 [Л2, с.221]:
- а = 0,27 м — расстояние между осями проводников (фазами), м;
- iуд. = 24,5*103 А – ударный ток трехфазного КЗ, А;
- Если расстояние между фазами а > 2*(b+h) > 2*(0,01+0,08); а = 0,27 м > 0,18 м, то в этом случае коэффициент формы kф = 1,0 [Л2, с.221];
3.4. Определяем максимальную силу, действующую на шинную конструкцию при трехфазном КЗ, данное значение нам понадобиться для проверки опорных изоляторов на механическую прочность [Л2, с.227]:
- l = 0,9 м – длина пролета, м;
- kп – поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена на ребро см. рис.4.8. В данном примере шины расположены горизонтально (плашмя), поэтому kп = 1,0:
где: Hиз. – высота изолятора.
Дальнейший расчет шинной конструкции в части выбора опорных изоляторов представлен в статье: «Выбор опорных изоляторов для шинного моста 10 кВ».
3.5. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ, возникающее при воздействии изгибающего момента по выражению 4.20 [Л2, с.222]:
- l = 0,9 м – длина пролета, м;
- W = 10,7 см 3 – момент сопротивления поперечного сечения шины, определенный ранее.
3.6. Сравниваем полученное максимальное напряжение в шинах σрасч. = 2,91 МПа с допустимым напряжением материала σдоп. = 137 МПа из таблицы 3 ГОСТ Р 52736-2008.
Обращаю ваше внимание, что сравнивается максимальное напряжение в шинах с допустимым напряжением в материале жестких шин, а не с допустимым напряжением в области сварного соединения, согласно ГОСТ Р 52736-2008 пункт 5.3.1 и ПУЭ 7-издание пункт 1.4.15.
Как видно из результатов расчетов σрасч. = 2,91 МПа Вывод:
Выбранные шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм удовлетворяют условию электродинамической стойкости, с длиной пролета l = 0,9 м.
- Справочник по электроснабжению и электрооборудованию. Том I. А.А. Федоров, 1986 г.
- Электрооборудование станций и подстанций. Второе издание. Л.Д. Рожкова, В.С. Козулин. 1980 г.
- ГОСТ Р 52736-2008 – Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.
Поделиться в социальных сетях
Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding» и «PayPal» .
Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.
Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.
В данной статье будет рассматриваться выбор кабеля (провода) по нагреву при повторно-кратковременном.
В данном примере нужно выбрать сечение гибких шин для питания ЗРУ-10 кВ от силового трансформатора типа.
В данной статье будет рассматриваться пример расчета реактивной мощности воздушной линии напряжением 10.
Читайте также: Шины pci express виды
Требуется определить потери активной и реактивной мощности в автотрансформаторе типа АТДЦТН-125000/220/110.
Требуется определить относительную величину потери напряжения автотрансформатора типа АТДЦТН-125000/220/110.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.
Видео:Расцветка проводов и маркировка, фаза, нуль, земля, ПУЭ и стандарт,советы электрикаСкачать
ВЫБОР И ПРОВЕРКА ТОКОВЕДУЩИХ ЧАСТЕЙ, ИЗОЛЯТОРОВ И АППАРАТОВ
Токоведущие части (шины, кабели), изоляторы и аппараты всех видов (выключатели, разъединители, предохранители, измерительные трансформаторы тока) необходимо проверять на соответствие их номинальных параметров расчетным в нормальном режиме и при коротких замыканиях.
Выбор и проверка шин.Шины выбирают по расчетному току, номинальному напряжению, условиям окружающей среды и проверяют на термическую и динамическую устойчивости.
Минимальная площадь сечения шины по термической устойчивости
где /м — установившийся ток короткого замыкания, кА; (пр — приведенное время короткого замыкания, с, в течение которого установившийся ток /„ выделяет то же количество теплоты, что и изменяющийся во времени ток короткого замыкания за действительное время (см. подразд. 10.3); С — термический коэффициент, соответствующий разности значений теплоты, выделенной в проводнике после и до короткого замыкания; для алюминиевых шин С = 88, для медных С= 171, для стальных С
Динамическая устойчивость характеризуется допустимым механическим напряжением на изгиб, МПа, для данного металла шин. Как следует из формул (10.27) —(10.29),
где /у — ударный ток короткого замыкания, кА; / — расстояние между опорными изоляторами, см; а — расстояние между осями шин смежных фаз, см; И 7 — момент сопротивления, см 3 .
Пример 10.2. Выбрать шины и проверить их на режим короткого замыкания при 1Н= 510 А, /к= 2 кА; /у= 5,1 кА. Шины установлены на изоляторах плашмя, расстояние между осями смежных фаз а = 250 мм, расстояние между изоляторами / = 900 мм.
Решение. По расчетному току выбираем алюминиевые шины размерами 40 х 5 мм с /лоп = 540 А.
Площадь термически устойчивого сечения находим по формуле (10.37), принимая ?пр = 0,2 с:
Момент сопротивления определяем по формуле (10.30): И 7 = = 0,5-4 2 /6 = 1,33 см 3 .
Расчетное напряжение в металле шин находим по формуле
oр= 1,76-10- 3 -5,1 2 -90 2 /25-1,33= 11,2МПа;
Допустимое напряжение в алюминиевых шинах адои= 65 МПа. Таким образом, выбранные шины термически и динамически устойчивы:
Выбор и проверка изоляторов.Изоляторы выбирают по номинальным напряжению и току, типу и роду установки и проверяют на разрушающее воздействие от ударного тока короткого замыкания.
При установке шины плашмя допустимое усилие на изолятор Рдоп= 0,6Рр, где Рр — разрушающее усилие. При установке шины на ребро Ртп = 0,4/>р.
Выбор и проверка кабелей.Кабели выбирают по расчетному току, номинальному напряжению, способу прокладки, условиям окружающей среды и проверяют на термическую устойчивость при коротком замыкании по формуле (10.37). Для кабелей с медными жилами С = 141, с алюминиевыми С = 85.
Пример 10.3. Кабель типа ААБ напряжением 10 кВ выбран по расчетному току, площадь сечения кабеля 50 мм 2 . Проверить кабель на термическую устойчивость к току короткого замыкания, если /м = 10 кА, (пр = 0,5 с.
Решение. Площадь термически устойчивого сечения находим по ! формуле (10.37):
Рт.у = 10000Д1/85 = 83,2 мм 2 > 8 = 50 мм 2 . Площадь сечения выбранного кабеля не удовлетворяет условию термической устойчивости при токе /„, поэтому надо или принять кабель с площадью сечения 70 мм 2 , или уменьшить время действия защиты. Для (пр = 0,2 с
Ету = 10000^072/85 = 52,6′ мм 2 = 6″ = 50 мм 2 . Выбор и проверка реакторов.Реакторы выбирают по расчетному току линии и заданному допустимому току короткого замыкания. Выбор реактора состоит в определении его индуктивного сопротивления Хр%, которое необходимо включить в данную цепь, чтобы снизить ток короткого замыкания до заданного значения /клоп- Указанное сопротивление находят по формуле
где /нр — номинальный ток реактора по каталогу, близкий к току в цепи.
Читайте также: Какое давление шин в детской коляске
Пример 10.4. Выбрать реактор, чтобы в линии напряжением 6 кВ с током /н= 900 А снизить ток короткого замыкания до /кдоп = = 19,3 кА (это соответствует пределу отключающей способности масляного выключателя типа ВМП-10К).
Решение. Выбираем реактор, имеющий номинальный ток /нр = = 1 кА. Его сопротивление должно быть не меньше
По каталогу находим, что требуемым параметрам удовлетворяет бетонный реактор типа РБА-6-1000 (С1Н = 6 кВ, Хр = 6 %).
Выбор и проверка выключателей высокого напряжения и разъединителей.Выключатели выбирают по номинальным току и напряжению, конструктивному исполнению, роду установки и проверяют на термическую и динамическую устойчивости и отключающую способность в режиме короткого замыкания.
На термическую устойчивость выключатели проверяют по условию
где /,н — номинальный ток термической устойчивости выключателя, задаваемый заводом-изготовителем, кА; (н — номинальное расчетное время термической устойчивости, с.
Динамическую устойчивость выключателя проверяют сравнением расчетного ударного тока /у с максимально допустимым током короткого замыкания /м, на который рассчитан выключатель.
Проверка выключателя на отключающую способность сводится к проверке того, что расчетная мощность короткого замыкания 5к меньше отключающей способности выключателя 5*отк, т.е. Лк /у; /м > /у; /откл > /» = /к; ^откл ^ > 8″ = 8К.
‘ Выбор и проверка трансформаторов тока.Трансформаторы тока выбирают по типу, роду установки, номинальным току и напряжению, нагрузке вторичной цепи, обеспечивающей погрешность в
пределах паспортного класса точности, и проверяют на термичес-1 кую и динамическую устойчивость к токам короткого замыкания. I Условие термической устойчивости трансформатора тока выполняется, если
где К, — кратность термической устойчивости, приводимая в каталогах.
Условие динамической устойчивости выполняется, если
где Ктн — коэффициент внутренней динамической устойчивости, приводимый в каталогах.
Выбор трансформаторов тока по нагрузке вторичной цепи для обеспечения его работы с требуемой точностью состоит в соблюдении условия
где 82н — номинальная мощность вторичной обмотки трансформатора тока, В • А, приводимая в каталогах; 52р — расчетная мощность вторичной обмотки трансформатора тока в нормальном режиме, В А. Расчетную мощность вторичной обмотки находят по формуле
где 5пр — мощность, потребляемая приборами и реле, В А; /2 — ток во вторичной обмотке, А; гпр — сопротивление проводов, Ом, гпр = (52ц — 8пр2,5)/2,5; гк — сопротивление контактов, принимается равным 0,1 Ом.
Необходимое минимальное сечение проводов Р = /р(угпр). Расчетная длина /р определяется с учетом схемы включения приборов. При схеме полной звезды /р = /, при схеме неполной звезды
/ = у]31, при одном трансформаторе тока /р = 21, где / — длина
провода (в один конец), соединяющего трансформатор тока и прибор.
Выбор и проверка трансформаторов напряжения.Трансформаторы напряжения выбирают по номинальному напряжению первичной цепи, типу, роду установки, классу точности и нагрузке, определяемой мощностью, которая потребляется катушками приборов и реле.
Условие проверки трансформатора напряжения на допустимую погрешность измерения:
где 5п — номинальная мощность вторичной обмотки, В ■ А; 82 — расчетная мощность подключенных приборов и реле, В • А.
Значения мощности, потребляемой приборами и реле, приводятся в справочниках.
1. Как и почему изменяется ток в цепи с момента возникновения короткого замыкания до установившегося значения?
2. Как и с какими допущениями определяют расчетный отключаемый ток короткого замыкания в промышленных распределительных сетях?
3. Как проверяют шины, кабели и электроаппаратуру РУ на термическую и динамическую устойчивости при коротком замыкании?
4. Какие способы ограничения токов короткого замыкания применяют в распределительных сетях?
5. Какие требования надо выполнять при выборе электрических аппаратов в РУ?
6. Каковы особенности расчета тока короткого замыкания в сетях напряжением до 1000 В и чем они обусловлены?
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
Цветовая маркировка проводов и шинСкачать
Фазировка трансформаторов (интересный случай)Скачать
По какой причине могут быстро изнашиваться новые шиныСкачать
Подключаем фазные шины гребенкиСкачать
Соединение автоматов с помощью шиныСкачать
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при работе на СТАНКАХ.Скачать
шина соединительная трёх фазная /монтаж/режим на частиСкачать
Что лучше диагональные или радиальные шины? ▶️ преимущества и недостаткиСкачать
[11] Дифференциальные защиты №1Скачать
Провода, токопровод, шиныСкачать
Визуализация трансформаторной подстанцииСкачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ+ОСШСкачать
Испытание "гребенок" IEK, EKF, Schneider Electric и HagerСкачать
3.1 ДЗШ 110 кВ УРОВ 110 кВ 1Скачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШСкачать
Как подключать автоматы и УЗО гребенкамиСкачать