- Складной велосипед Кама – особенности конструкции и достоинства велосипеда
- Складной велосипед Кама – особенности конструкции
- Кратко о велосипеде
- Характеристики «Камы» и отличие от предшественника
- Современная «Кама»
- Тюнинг
- Велосипеды Кама
- Немного истории
- О велосипеде
- Характеристики и отличие от предыдущей модели
- «Кама» сегодня
- Современный тюнинг
- Отзывы
- Заключение
- Велосипед Кама
- Спортивные и туристические модели
- «Турист» — первый в шоссейник в СССР
- Орленок
- Из истории велосипеда «Кама»
- О байке
- «Салюты» сегодня
- Складные велосипеды
- Советский «Школьник»
- Диаметр колес
- «Тахион» — спортивная мечта
- Особенности велосипедов времен СССР
- «Орленок» в СССР
- Самый первый
- Характеристики
- От 8 до старших классов
Видео:покрышки на советский велосипедСкачать
Складной велосипед Кама – особенности конструкции и достоинства велосипеда
Немного об истории создания Камы
Велосипед Кама появился в продаже в 70-е годы. Изготовителем этого транспортного средства является завод «Ветла», который находится в г. Перми. Продукция этого завода всегда славилась надежностью и качеством.
Кроме велосипедов «Ветла» производила автомобили, боеприпасы и другую продукцию. Однако, только благодаря «Каме» завод приобрел такую известность.
Велосипеды «Кама» были отличной альтернативой машинам и мотоциклам, цена которых была несоизмерима со стоимостью надежного и долговечного байка.
Видео:КАК УЗНАТЬ РАЗМЕР КОЛЕСА? НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?Скачать
Складной велосипед Кама – особенности конструкции
В собранном виде длина велосипеда составляла 98 сантиметров, что позволяло перевозить его в общественном транспорте либо в багажнике машины. Кроме того, такой велосипед не занимал много места в малогабаритных советских квартирах.
Предшественником «Камы» считается В-815. Изначально он предназначался как транспортное средство для подростков, позднее стал еще и женской моделью. Девушки предпочитали такой велосипед, выполненный в вишневом цвете.
Кратко о велосипеде
Надо признать, что данная модель считается одной из самых удачных велосипедов, выпускаемых отечественной промышленностью во времена СССР. В сравнении с велосипедом «Урал», предназначавшимся для взрослых людей, «Кама» ассоциируется с велосипедистами школьного возраста — такой велосипед имел практически каждый советский подросток. Надо сказать, что даже в наши дни, этого «труженика» можно встретить в дачных поселках и в деревнях.
Прежде всего, для данной модели присуща удачная геометрия: складная рама, руль можно подогнать во высоте, в соответствии с физическими параметрами владельца велосипеда, заднее колесо укомплектовано тормозной втулкой. Сиденье достаточно удобное, состоящее из полужесткого каркаса, затянутого кожей, а также пружинными амортизаторами.
Большим преимуществом велосипеда считается то, что он складывается — его можно без проблем переносить и хранить. Кроме того, подкупала надежность конструкции: из-за простого механизма этой модели, можно было в случае поломки, сделать ремонт самостоятельно, при этом не тратить деньги на дорогие детали.
В комплектацию транспортного средства входил задний багажник, металлическое защитное устройство для велосипедной цепи, крылья, светоотражатели, насос. Любители доводили до совершенства своего двухколесного друга с помощью тюнинга.
Характеристики «Камы» и отличие от предшественника
- Базовая модель была изящнее и меньше «Урала» на 16 сантиметров.
- Диаметр (размер) колеса составляет 406 х 40 мм, что соответствует современным 20-дюймовым шинам.
- Передняя звезда оснащена 48 зубьями, задняя – 15.
- В собранном виде соответствует следующим параметрам: 310 х 770 х 980 мм.
- Вес составляет примерно 14,5 кг, без учета дополнительных аксессуаров.
- Выполнен из стали
- Задняя тормозная втулка имеет свободный ход.
При наличии множества преимуществ, недостаток модели был в одном — в весе. Надо сказать, что в советское время практически все велосипеды, предназначенные для массового покупателя, производились из стали и вес особо никого не заботил. Важно, что конструкция была практичная и качественно выполнена.
Отличия от предыдущей модели (И-815) были незначительными, на первый взгляд. 113-613 «Кама» был оснащен передним тормозом, сиденье имело немного измененную форму. На фоне этих мелочей, новшеством был литой складной замок, выполненный с применением новейших технологий.
Современная «Кама»
Современные модели «Кама» изготавливаются на том же Пермском заводе. Это складные модели, есть также и горные, и скоростные. Что касается качества, то оно могло бы быть и лучше. В основном, идея та же — 20 и 24 покрышки. Почти все модели имеют базовую раму из стали, с усиленными ободами, оснащенные тормозами (ножным задним и ободным передним). Для ребенка такая модель подойдет однозначно, но не каждый взрослый человек оценит такой горный байк.
Видео:Велосипед КАМА 2023 от завода Forward. Воскресили советский велосипед?Скачать
Тюнинг
На сегодняшний день тюнинг очень популярен не только среди пожилых людей, но также и среди молодежи.
Представители первой группы, в большинстве случаев, стараются «реанимировать» велосипед своей юности, что касается молодого поколения, то тюнинг великов советского времени достаточно интересное занятие, поэтому молодежь с энтузиазмом переделывает устаревшие модели. Некоторые меняют цвет рамы, дисков, а также руля, другие подбирают современные детали взамен «родных».
Именно подбор запасных частей советской эпохи является сложным процессом, так как на рынке трудно найти и купить походящие детали. В основном, нужно ориентироваться на ассортимент, представленный на «барахолках» и в интернете. Нередко, любители тюнинга приобретают старые велосипеды из-за штучных деталей.
Современные детали редко подходят к велосипеду. Чаще всего, не соответствует резьба, а решить такую проблему может только хороший токарь. Есть фанаты, которые готовы на все ради того, чтобы дать вторую жизнь раритетной модели. Те, кто ездил на этом байке отзываются о нем исключительно положительно.
Видео:Кама. Велосипед из СССР рожденный ползать. Обзор.Скачать
Велосипеды Кама
Если велолюбителю родом из СССР задать вопрос, какой самый популярный складной велосипед, он, конечно же, ответит: «Кама!» Насколько же этот велик был удачным и практичным?
Видео:Тайна которую знают не все. Втулка с ножным тормозом!Скачать
Немного истории
Впервые велосипед Кама появился в середине 70-х годов прошлого века. Он изготавливался на Пермском заводе под названием «Велта», который славился качественными и популярными во всем СССР великами, а также боеприпасами, касками, автомобилями и даже патефонами. Но именно велосипед Кама по-настоящему прославил эту фабрику.
Создавался велик на базе своего предшественника В-815. С самого начала он начал позиционироваться как подростковый велосипед, а уже чуть позже еще и как женский. Прекрасной половине человечества особенно нравилась модель в вишневом цвете. В основном же «Каму» покупали в основном своим детям.
Видео:Дедушка наваливает на велосипеде Кама 40км/ч)))Скачать
О велосипеде
В целом можно сказать, что это один из самых успешных великов не только того периода, но и вообще советского велостроения. Если «Урал» сразу ассоциировался со взрослым велосипедом, то «Кама» с подростковым. Он был практически у каждого дворового пацана. Даже сейчас старые модели служат верой и правдой в деревнях и на дачах.
В первую очередь, велолюбителям приглянулась удобная геометрия. Руль регулировался по высоте, с литым выносом. Седло и его устройство тоже было очень удобное. Изготавливалось оно из полужесткого каркаса, обтянутого кожей, с пружинными амортизаторами.
Самым главным плюсом велосипеда являлось то, что он был складной. В то время немногие велики могли похвастаться этим достижением. Велосипед было легко хранить и транспортировать. Складной замок был простым и легким в эксплуатации, а главное, надежным.
Радовала и заводская комплектация. Приобретая этот байк, потенциальный владелец мог рассчитывать на задний багажник, защиту цепи, крылья, катафоты, насос и инструкцию. Энтузиасты еще дополнительно тюнинговали своего коня различными способами и средствами.
Видео:Легендарный велосипед «Кама» снова делают в ПермиСкачать
Характеристики и отличие от предыдущей модели
- База велосипеда составляла 1000 мм, что, например, ровно на 160 мм меньше «Урала»;
- Колеса велосипеда диаметром 406 мм Х 40 мм. Подходят современные шины 20 дюймов;
- Число зубьев на передней звезде – 48, 15 – на задней;
- В сложенном виде имеет следующий размер: 310 х 770 х 980 мм;
- Вес – около 14,5 кг без всего дополнительного оборудования;
- Материал – сталь;
- Задняя втулка – тормозная со свободным ходом.
Пожалуй, вес и был единственным минусом велика. Хотя именно из стали изготавливались абсолютно все велосипеды того времени, рассчитанные на широкого потребителя. Тогда никто не гнался за весом. Практичность и долговечность были у всех в приоритете. Да и владельцы не сильно жаловались на большой вес конструкции.
Что касается различий от модели В-815, то они были практически не заметны на первый взгляд. Так, на 113 – 613 «Кама» устанавливался передний тормоз, немного измененное седло. Но это все были мелочи по сравнению с тем, что в «Каме» складной замок устанавливался с использованием новых технологий, которые делали его литым, что сразу увеличивало жесткость всей конструкции.
Видео:КАМА Велосипед времен СССРСкачать
«Кама» сегодня
Если говорить про современные одноименные велики, то выпускаются они в том же городе – Перми. В основном это складные дорожные синглспиды, хотя есть и скоростные, и даже горные модели. Хотя качество последних оставляет желать лучшего. В целом же, это все тот же концепт на 20-х и 24-х колесах. Практически все модели на базе стальной рамы, с усиленными ободами, ножным задним и ободным передним тормозами. Как велосипед для ребенка такой байк подойдет, но горный же велосипед для взрослого придется покупать уже на свой страх и риск.
Читайте также: Шины летние 205 55 r16 корморан
Видео:Складной велосипед Кама - Отзывы о ВелосипедахСкачать
Современный тюнинг
Рестайлинг или тюнинг советских велосипедов сегодня – очень популярное занятие не только среди пожилого поколения, но и молодежи. Первая группа занимается в основном простой реанимацией великов своего детства. Молодежь же любит уже коренным образом переделывать советские байки. Кто-то ограничивается простым перекрашиванием рамы, дисков и руля, а кто-то даже заменяет оригинальные запчасти на современные.
Кстати, именно поиск советских запчастей для велосипеда зачастую вызывает трудности для любителей тюнинга старых байков. Энтузиасты сталкиваются с проблемами отсутствия на рынке необходимых деталей. Искать их приходится либо на барахолках, либо в объявлениях в интернете или газетах. Некоторые вообще вынуждены покупать старые велики ради всего одной детали.
Подобрать современный аналог тоже не всегда получается. Дело в том, что они не всегда подходят к велосипеду. Основной проблемой является несоответствие старой и новой резьбы. Приходится или впихивать невпихуемое, либо проводить трудоемкие токарные мероприятия. Если же человек любит это занятие и будет рад полученному результату, то он готов пойти на любые жертвы, лишь бы восстановить такой знаменитый раритет.
Видео:Стандарты и размеры покрышек.Скачать
Отзывы
Николай, 53 года
Был я счастливым владельцем «Камы» в своем детстве. Это была мечта многих моих друзей. Гоняли не только по двору, но и по всему городу. Чтобы от нас было больше шума, на заднее колесо цепляли обычную карту. Был у нас такой тюнинг. Это очень надежный велик. Даже сейчас он еще функционирует, правда требует замены камеры и покрышки. Когда отремонтирую, на нем будет кататься мой внук в деревне.
Михаил, 29 лет
Мое хобби – это своими руками возвращать к жизни старые российские велосипеды. Недавно в руки мне попала «Кама» 1977 года. Была в относительно хорошем состоянии. На реставрацию у меня ушло около месяца, зато теперь катаюсь на этой легенде по городу. Скажу сразу, что технические характеристики, за исключением веса, ничем не уступают современным складным городским великам.
Видео:«Кама»: почему складной велосипед пользовался бешеной популярностью в СССРСкачать
Заключение
В целом, можно сказать, что «Кама» – это лицо подростковых велосипедов 70-80-х годов прошлого столетия. Байки были успешными сразу после того, как сошли с конвейера завода, были популярны во всех уголках государства. Главным его плюсом была практичность, долговечность и рама складного типа. Сегодня советские велосипеды «Кама» все еще не забыты благодаря умельцам велосипедного дела.
Видео:Восстановлен - и точка.Скачать
Велосипед Кама
Видео:Замена насыпных подшипников на современную каретку под квадрат. Велосипеды Аист, Кама, Салют.Скачать
Спортивные и туристические модели
Выпуск был очень ограниченным, особенно, для моделей, предназначенных для профессионального спорта. Основные: “Турист”, “Спутник”, “Тахион” и “Москва-80”, выпущенный специально к московской олимпиаде.
Сразу стоит отметить, что если дорожные велосипеды, выпущенные на Харьковском велозаводе (ХВЗ) вызывали заслуженные нарекания, то спортивные модели украинского производства были всегда на высоте. Все завершилось тем, что выпуск специализированных спортивных велосипедов был полностью доверен этому заводу.
ХВЗ Старт Шоссе Москва 80
Лебединой песней стал, конечно же, “Москва-80”. Предназначенный для спортивных гонок, всего 8-ми килограммового веса в сочетании с неимоверной выносливостью — о таком “велике” любители такого вида транспорта могли только мечтать. Интересно, что и другой ряд моделей, выпущенных заводом к олимпиаде всегда считался наилучшим вариантом спортивного велосипеда. У многих такие марки стоят дома как реликвия, но, не меньшее количество продолжает ездить по нашим дорогам и почти сорок лет спустя, подтверждая качество изготовления.
Совсем другого качества был “Турист”, выпускавшийся на том же заводе. Отличавшийся внешне лишь обычным рулем (в отличии от загнутого “бараньего” у спортивной модели), в эксплуатации 4-скоростная модель вызывала лишь разочарования. Плохо выполненная система переключения передач часто подводила, невысокого качества были и другие комплектующие. Неудивительно, что несмотря на заметно большие объемы производства, таких моделей, в отличии от “олимпийских” уже не встретишь на наших дорогах. Он был гораздо ближе к дорожнику, компоновался обычными крыльями, багажником и подсумком для инструментов.
“Тахион” был специальным шоссейным велосипедом, который можно сравнить с современными гоночными. Из-за своей дороговизны (некоторые детали были импортного производства) он был незнаком большинству велолюбителей Союза. Был доступен только для элитных владельцев.
Особенностями таких моделей, в целом, была система переключения передач и отсутствие, по этой причине, барабанных тормозов. Тормозная система была ободного типа, как на переднем, так и на заднем колесе.
Многие из моделей советского периода до сих пор можно встретить на наших дорогах (причем, некоторые — еще в заводской компоновке). Нередко также встречаются объявления о продаже такой техники в интернете. Все это на практике подтверждает качество и популярность советских велосипедов. Для кого-то еще это — ностальгия по времени, “когда мы были молоды”.
Видео:Замена безрезьбовой советской каретки под клин на каретку под квадратСкачать
«Турист» — первый в шоссейник в СССР
«Турист» считается шоссейным велотранспортом, но если провести параллель с современными велосипедами шоссейного типа, то сходства можно пересчитать на пальцах. Но мы же говорим о временах Советского Союза. А для того времени такой агрегат, как «Турист», был настоящим прорывом в велосипедной индустрии. Это был первый велосипед, скоростной режим которого можно было выбирать самостоятельно.
Но наличие четырех скоростей — это ещё не все преимущества модели! «Турист» имел превосходную заводскую комплектацию, в которую входили:
- насос;
- подрамная сумка, внутри которой был весь необходимый инструментарий для осуществления велосипедный ремонтных работ;
- багажник.
И это еще не все! Производители оборудовали эти советские шоссейные велосипеды тормозами ручного типа, фарой и динамо-машиной. Именно этими нововведениями марка заслужила всенародное признание и любовь.
К недостаткам модели можно отнести отсутствие амортизаторов.
Надежность, крепость и эргономичность – синонимы велосипеда «Турист».
Видео:Советский велосипед Кама, ностальгия // Выбор складного велосипедаСкачать
Орленок
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников». Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».
Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии.
Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.
Видео:ЧТО НАПИСАНО НА ТВОИХ ПОКРЫШКАХ // СТАНДАРТЫ МАРКИРОВКИ И ПРАВИЛА ВЫБОРА РАЗМЕРАСкачать
Из истории велосипеда «Кама»
Несмотря на дороговизну, приобрести заветную игрушку было проблематично – в свободной продаже велосипед «Кама» практически не появлялся, и желающим приходилось доставать талоны и потом еще отстаивать неимоверные очереди, чтобы купить это чудо техники. Обладатели такого велосипеда считались счастливчиками, особенно ценился такой велосипед у мальчишек, так как колеса этого велосипеда считались «противоударными», и возможность поставить на нем восьмерку была нулевой.
Завод «Кама» ведет свою историю с 1956 года и к восьмидесятым годам, когда был расцвет популярности новой модели, стал лидером по производству складных велосипедов в СССР.
Во все республики Советского Союза поставляли велосипед «Кама». Характеристики этой модели были, на тот момент, наиболее востребованы в сельской местности, но и для городских кварталов этот велосипед отлично себя показывал. Главной особенностью изделия было то, что велосипед «Кама» складной, ранее таких моделей в СССР не производилось.
Конструкция велосипеда была настолько проста, что проблем со сборкой-разборкой этой модели не возникало совсем. Любой мужчина интуитивно понимал, как в несколько секунд разобрать и упаковать на хранение или для перевозки этот складной велосипед «Кама». Размер колес позволял использовать велосипед с возраста 8-9 лет.
Молодые владельцы велосипеда старались украсить своего двухколесного друга, но заводские тюнинговые детали не были доступны, и приходилось использовать любые подручные средства. В ход шли шланги от противогаза, устанавливаемые на руле; цветной проволокой украшались спицы; монтировались автомобильные катафоты и зеркала заднего вида.
История замечательного велосипеда могла прерваться в 2005 году, когда завод «Велта», занимающийся выпуском этой марки велосипеда, был близок к банкротству. Лишь с помощью ООО «Аталис» завод удалось отстоять и наладить новый выпуск старого бренда, но уже с применением более современных материалов, как в техническом решении, так и в оформлении внешнего вида изделия.
Читайте также: Шины сава 205 65 r15
Видео:Т.О. переднего колеса "Камы"Скачать
О байке
Салют – советский дорожный складной велосипед, предназначенный для передвижения по различной поверхности. Он выпускался на заводе в Перми, совместно с такими популярными велосипедами, как «Урал», «Кама» и др. В свое время пользовался большой популярностью среди городского и деревенского населения. Часто позиционировался как подростковый велосипед.
В стандартной комплектации велик был оборудован крыльями, багажником, редко и передним ободным тормозом. В умелых руках дворовой детворы Салют мог превратиться в настоящее творение искусства. Он украшался всем, что попадало под руку: изолентой, проволокой, кассетной лентой и многим другим. В случае поломки, ремонт не был дорогой или затруднительный. Практически любую неисправность можно было починить собственноручно.
Видео:Какой диаметр колеса велосипеда выбрать? 26, 27 или 29?Скачать
«Салюты» сегодня
Как уже указывалось ранее, эти велики очень надежные и изначально были рассчитаны на долгий срок использования. Многие из них дожили и до сегодняшних дней в неизменном виде и без каких-либо коренных переработок и изменений. Хотя намного больше «Салютов» сейчас хранятся в виде ржавеющего хлама в сараях, гаражах и на чердаках. Хотя есть и такие энтузиасты, которые дают «Салютам» вторую жизнь.
Отреставрированный «Салют»
Переделка такого велосипеда сегодня занимает немало времени и сил. Тем не менее на улицах все-таки можно встретить с виду новый велосипед «Салют». Перекрашенный и ухоженный «Салют» даже сегодня будет выглядеть очень неплохо.
Тем же, кто захочет собственноручно отреставрировать старый «Салют», следует знать, что такие детали, как каретка, втулки и цепь, скорее всего, потребуют полной замены. Придется повозиться еще и с рулевой колодкой. Подходящие покрышки сегодня найти будет тоже достаточно проблематично, хотя как вариант можно будет заменить полностью колеса.
Видео:Замена каретки советского велосипеда, на современный картридж!Скачать
Складные велосипеды
Особой категорией велосипедов были складные дорожные. Они компоновались колесами размером 20” (“Аист”) или 24” (“Салют”).
Велосипед «Аист», «Десна» складной
Их универсальность была в том, что на них могли ездить все, от мала до велика. Дети установив минимальный подъем седла и руля, начинали ездить на удобном (без рамы) велосипеде. По мере роста, и то, и другое можно было регулировать почти до бесконечности. Женский пол также любил этот транспорт из-за отсутствия рамы и удобства посадки-высадки. Некоторые мужчины предпочитали такой велосипед по причине его разборной конструкции. Без проблем его можно было сложить и отправить в багажник автомобиля или вагон электрички. Особенно, это относилось к имеющему совсем скромные размеры “Аисту”. Конечно, длительные поездки на таком транспорте были некомфортными и утомительными. Он был скорее предназначен для близкого подъезда.
“Аисты” начали выпускаться почти сразу после войны (в 1947 году), но, и сейчас еще в строю и пользуются заслуженным уважением и спросом.
А вот велосипеды марки “Салют” выпускаются и сейчас. Как и в те времена, кроме привычной складной модели, есть такая же с нескладной рамой и с большими колесами (26 или 28-дюймовыми). Особенностью этой модели был очень удобный, красиво изогнутый руль. Пользовался огромным спросом в селах и поселках.
Если на Украине и в Белоруссии больше любили эти марки складных велосипедов, то в России отдавали предпочтение “Каме”. Велосипед с яркой окраской был мечтой продвинутой молодежи. Не удивительно, что на эту марку одними из первых стали устанавливать зеркала, свет и различные аксессуары. Он был очень выносливым и с хорошей проходимостью на маленьких колесах.
Видео:На этих ВЕЛОСИПЕДАХ катался каждый! ЛЕГЕНДАРНЫЕ велосипеды СССР. ЧАСТЬ 1. НОСТАЛЬГИЯ.Скачать
Советский «Школьник»
«Школьник» — модель велотранспорта для детей, ведь именно они выступали в качестве основной потребительской категории. Производство двухколесных под этой маркой было развернуто на заводе им. Горького, который являлся структурной единицей объединения ГАЗ. Начал осуществлять свою деятельность этот завод в 1940 году и первоначально был цехом Горьковского автомобильного завода по выпуску автомобилей для детей и их комплектующих. Вторая мировая война заставила поменять специализацию на производство боевых мин. Но несмотря на это, в 1956 году мир увидел велосипед советский «Школьник».
- целевая аудитория – дети 10–11 лет;
- период выпуска – с 1956 по 1993 год.
- задней втулке был свойственен свободный ход;
- высокий руль;
- вынос руля увеличенный;
- мягкое сиденье;
- жесткий каркас седушки.
Диаметр колес
Для использования в городской среде самым оптимальным считается колесо с 20-ти дюймовым диаметром. Имено такие колеса имеет велосипед «Кама». Это идеальный компромисс между компактными габаритами и комфортностью поездки. Колеса идеально подходят для перемещения по асфальту, брусчатке и грунтовой дороге. Для них не составляет труда преодоление невысокого бордюра.
Возможно они не настолько компактны как суперсовременные модели с миниатюрными 16-дюймовыми колесами, зато более функциональны и прекрасно приспособлены для езды в сельской местности по грунтовой дороге.
Велосипеды «Кама», выпущенные много лет назад, и сегодня отлично востребованы и часто используются.
«Урал» – это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Тахион» — спортивная мечта
Советский спортивный велосипед – предмет вожделения мальчишек. Каждый хотел, чтобы у него был такой велик, которого не было у сверстников. Тогда его владелец приобретал большой авторитет среди друзей и получал выгодные предложения взамен на разрешение прокатиться. Ну, кому такое не понравится?!
Создателем «Тахиона» является Реджинальд Воронцов. Чтобы охарактеризовать советский велосипед, достаточно дать определение названию модели. Итак, тахион представляет собой частицу, которая движется со скоростью, превышающей скорость световых потоков в вакууме. Вот и получается, что «высокоскоростная» особенность была изначально заложена в агрегат этой марки. Просуществовал «Тахион» на рынке немного более 10 лет. В конструкцию входили импортные элементы. Вес железного коня составлял 9,5 кг. Такие габаритные характеристики были достигнуты благодаря применению таких материалов, как титан, сплавы из алюминия. Кстати говоря, вышеперечисленные материалы активно используются и в современном велопроме.
В общей сложности было выпущено около 400 велосипедов марки «Тахион», которые отличались друг от друга техническими характеристиками. Но какие бы характеристики ни были свойственны той или иной модели, для целей эксплуатации обычными людьми он предназначен не был. Призвание «Тахиона» — спортивная жизнь и соревнования. Цена такого спортивного коня находилась в пределах 7000 рублей.
Старые советские велосипеды — легенда нашего времени!
Особенности велосипедов времен СССР
Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:
- прямая;
- выпуклая верхняя труба;
- открытая.
Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!
Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.
Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.
Читайте также: Шины maxxis для уаз патриот
А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.
«Орленок» в СССР
Велосипед советский «Орленок» относится к группе подросткового транспорта. Выпускал мечту подростка литовский завод. Эта марка велосипеда значительно превосходила агрегат «Школьник» как по техническим характеристикам, так и по особенностям дизайнерского оформления. Этот «литовский красавец» был самым желаемым подарком на день рождения или Новый год каждого советского мальчишки.
Особенностями рассматриваемой модели являются:
- Эргономичность. Модель была правильно разработана и комфортна в эксплуатации. Кроме того, пользовался этот велосипед спросом и у жителей многоэтажных домов, ведь заносить его было гораздо проще, нежели предшественников.
- Идентичность велосипедов для взрослой категории населения. В основе конструкции «Орленка» присутствуют каретка, втулки и профиль обода в том же количестве, что и взрослого агрегата. Поэтому тот, кто становился владельцем этого железного коня, выглядел взрослым в глазах друзей-подростков.
- Простота модернизации под мотобайк. Истории известна масса случаев, когда обычный подростковый «Орленок» становился мотовелосипедом, на котором можно «вышивать» на относительно высоких скоростях, не прилагая практически никаких усилий – достаточно было пару раз крутануть педали.
Самый первый
Собственно именно с него все и начиналось. Для советского ребенка этот смешной велосипедик был первым “большим”, почти как у взрослых. Все классические детские велосипеды с педалями, намертво прикрепленными к переднему колесу, были, скорее, самоходным вариантом коляски, не случайно многие из них сегодня выпускаются с торчащей позади седла длинной ручкой для управления взрослым.
Но “Дружок” был не такой. У него было все как у настоящего велосипеда: руль, тормоз, цепь, багажник и даже колеса с камерой. У более поздних вариантов они, правда, делались из цельнолитой резины. Весь секрет заключался в колесной формуле 2×2: на задней вилке рядом с выемкой для колесной втулки на болтах крепились две дюралевые штанги с пластмассовыми колесиками. В один прекрасный день папа говорил: “Ну все, ты уже большой” – и отвинчивал одну из них. Потом отвинчивал вторую, и вот ты уже едешь как взрослый, удерживая равновесие. После “Дружка” учиться этому не требовалось.
В отличие от большинства советских великов, “Дружок” не имел заднего барабанного тормоза, вместо него был задний клещевой. Впрочем, вряд ли ребенок смог бы разогнаться на нем так, чтобы не суметь затормозить ногами. Еще “Дружок” был складным, со съемными рулем и седлом, что существенно облегчало его перевозку в метро, в электричке или в багажнике автомобиля. А его платформа позволяла такие изощренные издевательства над собой, что от фантазии отечественных кулибиных можно было остолбенеть на месте с разинутым ртом. Доводилось видеть даже переделку “Дружка” в мопед при помощи мотора от братской бензопилы “Дружба”.
Более продвинутым вариантом “дутика” (так называли в народе все детские велосипеды “дружковского” типа) считались ленинградский КВД или его тульская копия по имени “Бабочка” – в основном за счет более изящных форм и красного пластмассового шильдика со звездой на переднем крыле.
Велосипед “Бабочка”. Фото: velomasterclass.ru
Самым понтовым детским великом считалась львовская “Зайка-люкс”, у которой было сидение с поддерживающей спинкой, передняя и задняя фары и зеркала, как на мотоцикле – но она крайне редко попадала в магазины за пределами Украины.
Велосипед “Зайка-люкс”. Фото: detstvoto.net
Для особых эстетов были еще тульские ДКВ, считавшиеся промежуточным вариантом между детскими и школьными великами. Их конструкцию вполне можно было назвать винтажной: в комплекте помимо обычного ведущего колеса поставлялось аналогичное по размерам второе пассивное колесо и удлиненный мост со звездочкой. Из всех этих запчастей можно было собрать как трехколесный детский велосипед, так и обычный двухколесный.
Процесс послевоенной эволюции советского детского велосипеда начался он с “Ветерка”, выпускавшегося в 1950-х. Ранние модели “Ветерков” имели ту самую формулу 3×2, которую потом без изменений скопировали на ДКВ, а поздние делались уже с приставными колесиками, как на “дутиках”.
Еще одним ответвлением с того же древа был совсем уж редкий латвийский “Спарите” (“Стрекоза”) с тремя колесами, уже без всякой возможности модификации. Между прочим, поставлялся на экспорт в Финляндию.
Помимо детских 3×2 велосипедов существовали и взрослые: экспериментальный В-925 Жуковского завода, предназначавшийся для лиц пожилого возраста и перевозки грузов и их же ЖВЗ “Десна” 113-221, выпускавшийся крупной серией на базе одноименного “складника”.
В один прекрасный день в жизни каждого советского ребенка наступал тот самый момент, когда руль и седло верного “дутика” выше уже не поднимались, а ноги начинали скрести по земле. Это означало, что пора канючить на велик побольше. А также учиться на все пятерки, ходить за хлебом и выносить ведро по первому свистку – все ради того, чтобы в один прекрасный день родители торжественно вкатили бы в квартиру новенький, блестящий, еще чуть-чуть липкий от заводской смазки подростковый велосипед.
Характеристики
Рама «Салюта» изготавливалась из прочного стального сплава. Складные модели делились на 2 типа:
Если со складными не должно возникать никаких вопросов, то разборная конструкция требует некоторых уточнений. Велосипед с таким типом рамы полностью разъединялся на две части и имел жесткую сцепку. Таких рам было выпущено немного, и они достаточно раритетные. Разобраться в устройстве помогала инструкция, которая шла в комплекте.
Рулевая колонка была регулируемая. Так же была выполнена из стали. Она регулировалась не только по высоте, но и по наклону. Каждый мог подобрать для себя подходящее положение руля.
Диаметр колеса по современным стандартам составляет 24 дюйма. Покрышки и камера имели размер 533х37мм. Колесо было оснащено 36 спицами.
Что касается тормозной системы, то торможение производилось за счет задней втулки.
Велосипеды «Салют» выпускались с двумя видами седла. Первые представляли собой мягкую латексную подушку, а вторые жесткое седло с пружинами для большего комфорта.
Общий вес велика составляет 14,8 кг, что по нынешним меркам достаточно много для подобного рода дорожных велосипедов.
От 8 до старших классов
Советские велосипеды для детей младшего школьного возраста и подростков фактически представляли собой уменьшенные копии взрослых. Вариантов было не так много, а самыми распространенными были “Школьник” и “Орленок”. Все остальные если где и ездили, то разве что на периферии производивших их республик.
“Школьник” – детище Горьковского автозавода, выпускался с начала 1960-х. Первые модели еще имели гендерную стратификацию – они делились на женские (рассчитанные на езду в длинной юбке) и мужские. Позднее их стали выпускать в варианте унисекс, с открытой однотрубной рамой. Существовала и складная версия.
Родовой травмой всех “Школьников”, так и не исправленной за добрых два с лишним десятка лет производства, было весьма паршивое качество задней втулки. Уже через несколько месяцев езды цепь начинала регулярно слетать, а прокруты педалей становились унылой повседневностью. Папаши вынужденно переквалифицировались в веломехаников, потом махали рукой: “делай сам”, и детям приходилось сызмальства осваивать всю премудрость ключей и подшипников, чтобы заставить несчастный агрегат хоть как-то ездить.
“Орлята” появились еще раньше – в 1950-х. Сперва их делал Минский велозавод, причем сразу двумя моделями: “Орленка” с закрытой рамой для мальчиков и “Ласточку” для девочек. С середины 1970-х основной поток “орлят” стал сходить с конвейров Шауляйского моторного завода, благодаря чему велосипеды обзавелись звучными именами “Эрелюкас” и “Крегждуте”.
Велосипед “Эрелюкас”. Фото: veloretro.ru
Ранние варианты “Орленка”, как и мужских версий “Школьника” имели сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в перья задней вилки. Потом конструкцию решили упростить, позаимствовав раму от популярного у взрослых “Прогресса”. В таком виде “Орленок” дожил чуть ли не до вступления Литвы в Евросоюз.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле