Мы продолжаем серию статей по разбору основных характеристик видеокарты, и на очереди у нас: пропускная способность памяти, а также прямо влияющий на неё показатель – ширина шины памяти видеокарты.
Видео:Очень важные параметры видеокарты, на которые редко обращают внимание при покупке!Скачать
Ширина шины или сколько бит «нужно»
Ширина шины памяти – важнейший параметр, который косвенно влияет на общую производительность видеокарты. Сама по себе шина – это канал, соединяющий память и графический процессор видеокарты. А от ширины шины зависит количество данных, которое может быть передано графическому процессору и обратно в память за единицу времени. Соответственно, чем больше ширина шины видеопамяти, тем лучше. Рост производительности особенно заметен в требовательных играх, которые подкреплены утяжелением в виде максимального сглаживания и анизотропной фильтрации .
Теперь, давайте рассмотрим несколько популярных классов «битности» шин памяти:
64 бита — довольно популярный класс видеокарт бюджетного сегмента рынка. Видеокарты с такой шиной позиционируются для «облагораживания» бюджетных систем (но и то, там зачастую царят интегрированные решения), а также домашних ПК с нетребовательными задачами к графической производительности системы. Особенно смешно смотрятся такие видеокарты с большим объёмом видеопамяти на борту.
128 бит – средний класс. Изредка, можно увидеть в бюджетных видеокартах, и очень часто в видеокартах middle-сегмента. Зачастую, такие видеокарты пригодны для полноценных домашних систем, с довольно широкими игровыми задачами, но часть игр всё равно будет «неподъёмной» для данного класса.
256 и 384 бит – топовый класс. Зачастую, «идёт» в сочетании с отменными частотными показателями, как памяти, так и ядра, безусловно, – это максимальная игровая производительность для всего и сразу.
Но, хотелось бы подчеркнуть, что данная классификация является очень и очень условной, потому что нельзя оценивать видеокарту по одной лишь ширине шины памяти. К тому же, сама по себе «битность», влияет на производительность лишь с жёсткой зависимостью от частоты видеопамяти. Эти два параметра рассчитывают пропускную способность памяти видеокарты (ПСП).
Поэтому, чтобы уверенно говорить относительно оптимальной величины шины, нужно рассматривать всё в комплексе, то есть, саму ПСП. Чем мы сейчас и займёмся.
Видео:Всё о видеокартах за 11 минутСкачать
Пропускная способность памяти
Как уже говорилось выше, данный показатель зависит от двух параметров: частоты памяти и ширины шины.
С помощью нехитрой формулы можно найти пропускную способность памяти, к примеру, какой-нибудь из видюшек на чипе Radeon HD 7970.
Возьмем модель с эффективной частотой памяти 6000 МГц и шириной шины 384 бита (48 байт если перевести). ПСП= эффективная частота памяти х ширину шины памяти = 6000 х 48 = 288 Гбайт/с. Величину ПСП также можно посмотреть с помощью специальных программ, к примеру, GPU-z.
Также, предлагаю ознакомиться с довольно интересной шкалой актуальности ПСП современных видеокарт. Конечно, тут тоже всё очень неоднозначно — ведь «не одной лишь ПСП живём», но всё же, вполне логичную зависимость можно отследить:
Какая же ширина шины оптимальна? Ответ на данный вопрос для каждого случая будет отличаться. Во-первых, нужно отталкиваться от задач, которые будут выполняться с помощью будущей системки. Во-вторых, необходимо помнить про баланс в параметрах видеокарты. Поэтому для определенной конфигурации, должна быть подобрана видеокарта с определенной шириной шины и другими показателями. И зависят они от задач и только от них.
ПСП на пару с шириной шины, не сделают «погоды», если видюшка укомплектована слабым графическим процессором , с плохими частотными показателями. GPU просто не сможет «переваривать» те объёмы данных, которые буду поступать по более быстрой шине.
Поэтому, как итог, можно еще раз смело напомнить: баланс и еще раз баланс!
Видео:Виды видеопамяти и сколько её нужно? Какая нужна шина?Скачать
FAQ по CrossFire X
AMD(ATI) CrossFireX — технология, позволяющая одновременно использовать мощности двух и более видеокарт Radeon для построения трёхмерного изображения. Является развитием технологии ATI CrossFire.
Каждая из видеокарт, используя определённый алгоритм, формирует свою часть изображения, которое передаётся в чип Composing Engine мастер-карты, имеющий собственную буферную память. Этот чип объединяет изображения каждой видеокарты и выводит финальный кадр.
Технология ATI CrossFire была анонсирована на международной выставке Computex 2005 в Тайване. А с Ноября 2007 года переименована в CrossFireX после релиза платформы АМД — Spider.
Требования.
Для построения компьютера на основе CrossFire необходимо иметь:
1. материнскую плату с двумя и более разъёмами PCI Ex.
AMD(ATI) CrossFireX — технология, позволяющая одновременно использовать мощности двух и более видеокарт Radeon для построения трёхмерного изображения. Является развитием технологии ATI CrossFire.
Читайте также: Шины применяемые при переломах конечностей
Каждая из видеокарт, используя определённый алгоритм, формирует свою часть изображения, которое передаётся в чип Composing Engine мастер-карты, имеющий собственную буферную память. Этот чип объединяет изображения каждой видеокарты и выводит финальный кадр.
Технология ATI CrossFire была анонсирована на международной выставке Computex 2005 в Тайване. А с Ноября 2007 года переименована в CrossFireX после релиза платформы АМД — Spider.
Требования.
Для построения компьютера на основе CrossFire необходимо иметь:
1. материнскую плату с двумя и более разъёмами PCI Express x16 с чипсетом AMD или Intel определённой модели;
2. мощный блок питания;
3. видеокарты с поддержкой CrossFire.
Видеокарты должны быть одной серии, но необязательно одной модели. При этом быстродействие и частота CrossFire-системы определяется характеристиками чипа наименее производительной видеокарты.
CrossFire-систему можно организовать тремя способами:
1. Внешнее соединение — видеокарты объединяются с помощью кабеля, при этом карта, на которой распаян чип Compositing Engine, называется мастер-картой (Master card). Остальные видеокарты могут быть любыми в пределах серии.
*Использовалось в ATI CrossFire на картах Radeon от Х800 до X1900(включая X1950XTX/XT). В новых картах не применяется.
2. Внутреннее соединение — видеокарты соединены посредством гибкого мостика. Драйвером определяется, какая из них будет мастер-картой.
Этот наиболее современный и удобный способ используется сегодня для мощных и средних по мощности видеокарт.
3. Программный метод — видеокарты не соединяются, обмен данными идёт по шине PCI Express x16, при этом их взаимодейтсвие реализуется с помощью драйверов. Недостатком данного способа являются потери в производительности на 10-15% по сравнению с двумя вышеназванными способами.
*Обычно применяется для видеокарт не имеющих разьёма для подключения CrossfireX-мостика.
4. ATI Hybrid Graphics — используются интегрированное в материнскую плату видеоядро и внешняя карта установленная в слот PCI Express 2.0 x16 (т.е. только для чипсетов AMD 780G и 790GX).
Совместимые видеокарты и чипсеты:
и совсем старые
для поколения R400(X800/850) не привожу по причине его морального устаревания и непригодности для игр.
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ чипсеты:
для матплат под AMD AM3:
AMD 890FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
AMD 890GX(x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790X(x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790GX (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат под Intel LGA1366:
Intel X58 (x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат под Intel LGA1156:
Intel P55 (x8+x8, PCI-E 2.0)
*здесь также важен выбор процессора, CrossFireX возможен ТОЛЬКО на процессорах Lynnfield(i5-7xx,i7-8xx). На процессорах Clarkdale(i3-5xx,i5-6xx,Pentium) — НЕВОЗМОЖЕН.
для матплат под AMD AM2:
AMD 580X (x16+x16, PCI-E 1.1)
AMD 790X (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790GX (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат под Intel LGA775:
Intel 975X (x8+x8, PCI-E 1.1)
Intel X38 (x16+x16, PCI-E 2.0)
Intel P45 (x8+x8, PCI-E 2.0)
Intel X48 (x16+x16, PCI-E 2.0)
НЕ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ЧИПСЕТЫ:
для матплат под Intel LGA1156:
Intel H55/57 (x16+x4(через «южный» мост), PCI-E 2.0/1.1)
для матплат под Intel LGA775:
Intel 945P (x16+x4(через ICH7), PCI-E 1.1)
Intel P965 (x16+x4(через ICH8 ), PCI-E 1.1)
Intel P35 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 1.1)
Intel P31 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 1.1)
Intel P43 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 2.0/1.1)
обьяснение здесь:
/blog/Northwood3400
более старые не освещаю т.к. они заведомо не раскроют потенциал современных карт по причине отсутствия поддержки процессоров Intel Core 2 и AMD Phenom.
Производительность карт в CrossFireX серьёзно зависит от мощности процессора
/blog/Northwood3400
Видео:Как выбрать видеокарту. Или почему шина 256 бит - не рулит. (см. описание)Скачать
CrossFire по схеме 16+4. А есть ли смысл??
Предисловие. С выходом в свет видеокарт серии HD 4000 летом 2008 года значительно изменилась расстановка сил на рынке видеокарт, в частности компания АМД(АТИ) подтянула на довольно высокий уровень не только свои карты, но и драйвера (хотя они всё ещё далеко не идеальны). Это нашло своё отражение в статьях и обзорах им посвященным, в частности после прочтения обзоров HD 4670 (от Gljukats’a) и HD 4830 ( http://www.fcenter.ru/online.shtml?articles/hardware/videos/25936 от Jordan’a), у многих, вполне справедливо, могло появиться желание приобрести именно связку из 2х видеокарт подешевле и послабее, чем одну подороже и помощнее.. особенно у тех, у кого уже есть одна видеокарта AMD(ATI) Radeon.
Но у SLI и CrossFire технологий объединения видеокарт изначально имелся такой недостаток, как необходимость в приобретении материнской платы сразу с несколькими (в зависимости от используемого количества видеокарт) слотами PCI-E. Однако в последнее время наметилась тенденция к тому, что двумя слотами PCI-E оснащаются многие «мэйнстримовые» материнские платы (например очень и очень популярная ASUS P5K).
Собственно эта статья в первую очередь и заинтересует обладателей материнок такого типа (я имею в виду платы для платформы Intel LGA775 на чипсетах Р43/Р35/Р31/Р965, а также более старых 955Х/945Р/925Х и 915Р но последние лишены поддержки мощных процессоров Core 2 и потому для построения CrossFire системы неактуальны).
Так что же такого особенного у вышеуказанных чипсетов?? Думаю, что всем кого интересует эта статья это известно: на них технология CrossFire реализуется в ассиметричном режиме 16+4, что может повлечь за собой снижение производительности.
Приведу схемы реализации CrossFire на чипсетах Intel:
Их можно разделить условно на 2 группы. 1я включает:
975Х
Читайте также: Износ шин с рисунком
вторая:
Р35, Р965, Р31, 945Р, 915Р, 955Х, 925Х
Как видите, принципиальная разница заключается в том, что у чипсетов 1й группы CrossFire организуется силами «северного моста» матплаты (при этом ПСП варьирует от 4Гбс на слот до 16ГБ/с на слот, а также могут присутствовать дополнительные контроллеры). А у 2й группы один из слотов предоставляется «северным мостом» и работает в полноскоростном режиме, а 2й реализован силами «южного моста» и обеспечивает максимум 4 линии PCI-E. Хочу отметить, что все южники Intel, начиная с ICH6 и заканчивая ICH10, соединяются с «северниками» посредством шины DMI(Direct Media Interface), ПСП которой равна оной у PCI-E x4 слота — 2ГБ/с, но она используется не только для обеспечения функционирования multi-gpu связки, но идля работы с HDD, USB, Lan и другой «периферией». И именно это, а не ПСП слота PCI-E x4, может вызвать серьёзные помехи в функционировании CrossFire..
При этом уже известен факт, что схема 8+8 уступает 16+16 минимально.
Но вот незадача, материнки на Р45 чипсете, не говоря уж о Х38/48, стоят заметно дороже, чем Р35/965..
Итак сегодня мы и узнаем, а есть ли смысл на Р35/965 CrossFire городить
Тестовая система:
Процессор — Intel Core 2 Quad Q6600 @ 3,6GHz 1,4-1,45V
Матплата:
1. ASUS P5Q Pro. Intel P45. BIOS 1613
2. ASUS Commando. Intel P965. BIOS 1801
Видеосистема — CROSSFIRE 2*Gainward Radeon HD 4850 512Mb(625/1950МГц)
Оперативная память — 2*2Gb DDR2-800 Kingston KVR800D2N5/2G 800МГц
Жесткий диск — 500Gb SATA2 AHCI Seagate Barracuda 7200.11
Блок питания — Thermaltake Purepower RX 600W W0144
Корпус — Thermaltake Matrix VX(2*120мм)
Кулер ЦП — Thermaltake BigTyphoon.
Монитор — Samsung 931BW(1440*900) 19″ Widescreen.
Тестирование я проводил в операционной системе Windows Vista Ultimate 64-bit SP1.
Драйвера для чипсета: Intel Inf Driver 9.1.1012
Драйвер для видеокарты amd : ATI Catalyst 8.12.
Драйвер ускорения физики : PhysX 08.11.18
Библиотеки DirectX от ноября 2008.
Оптимизации фильтрации были отключены. Catalyst AI выставлен в положение Standart.
Все тесты проводились в разрешении 1280*1024 а также 1920*1200 там где в этом был смысл и там где мне удалось его форсировать на 19″ мониторе.
Моя методика во многих тестах повторяет методику Jordan и используется с его разрешения.
Вот скриншоты обеих систем
• S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Direct3D 9) – версия игры 1.005, включено полное динамическое освещение, анизотропная фильтрация x16 и прочие максимальные настройки качества графики, использовалась демо-запись “ ixbt3” (тройной цикл теста)
Потеря скорости есть, но не критичная. Аномалий не замечено.
• S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Direct3D 10/10.1) – версия игры 1.5.07, профиль настроек качества «Улучшенное полное освещение», использовалась демо-запись » s04″(автор Jordan) (тройной цикл теста). Методика тестирования здесь.
В более «тяжелом» Чистом Небе падение уже более заметно, да к тому же появились серьёзные рывки.
• Devil May Cry 4 (Direct3D 10) – версия игры 1.0, максимальные настройки качества графики («Super High).
Падение приличное, но играть можно даже на одной карте.
• LostPlanet Extreme Condition (Direct3D 10) – версия игры 1.4, настройки DX10 и и прочие максимальные.
Заметное падение скорости и комфорта, но толк от КроссФайра всё ещё есть.
• Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0) – версия игры 1.5, максимальные настройки графики, демо “ d5” (автор Jordan) на уровне «Salvage», Finland
Вновь падение, но толк в СF есть.
• Call of Juarez(Direct3D 10) – версия 1.1.1.0. Прогон бенчмарка.Настройки бенчмарка максимальные.
Заточенная под Радеоны игра заточена и под КроссФайр.. только в 1920*1200 разрешении проявляется значительное падение скорости.
• Unreal Tournament 3 (Direct3D 9) – версия игры 1.3, максимальные настройки графики в игре (5-й уровень), Motion Blur и Hardware Physics активированы, тестировалась “Fly By”-сцена на уровне “DM-ShangriLa” (два последовательных цикла), использовался бенчмарк HardwareOC UT3 Bench v1.3.0.0
Читайте также: Шины зимние для актион спорт
С утяжелением режима ПСП начинает не хватать, но всё исправно работает
• Company of Heroes Opposing Fronts (Direct3D 10) – версия игры 2.301 Настройки качества Ultra. Прогон бенчмарка.
CF на 965 работает, пусть и не феноменально быстро.
• Call of Duty 4: Modern Warfare MP (Direct3D 9) – версия игры 1.7.568, настройки графики и текстур выставлены на уровень «Extra», демо » d3″ на уровне “Bog“. Методика тестирования описана здесь.
Не работает CF по схеме 16+4.. точнее работает но медленнее чем одиночная карта
• Crysis (Direct3D 10) – версия игры 1.2.1, профиль настроек “VeryHigh”, двукратный цикл теста видеокарты gpu_bench с помощью утилиты Crysis BenchmarkTool v1.0.0.5
Та же картина что и в Call of Duty 4..
• Crysis WARHEAD (Direct3D 10) – версия игры 1.1.1.690, профиль настроек “ENTSUSIAST”, двухкратный цикл теста видеокарты на уровне «frost» из бенчмарка Crysis WARHEAD Benchmark Tool (beta 0.31).
Кроссфайр на Р965 творил «чудеса» и ничего я с ним не смог сделать.. ни форсировка Catalyst AI в режим Advanced, ни переустановка Windows не помогли. что-то среднее между 8фпс с добавочными лагами.. :/
• World in Conflict (Direct3D 10) – версия игры 1.0.0.9(b89), профиль качества графики “Very High” и прочие максимальные. DirectX 10 рендеринг активирован;Прогон бенчмарка.
Упор в платформу во всех смыслах. На Р965 ещё и в шину PCI-Ex4 (или DMI).
• FarCry 2(Direct3D 10) – версия игры 1.0.0.0. Настройки качества Ultra High. Демо Ranch Small.
Ради этой игры мне пришлось отложить публикацию на 2-3 дня, но так мне и не удалось заставить Кроссфайр на 965м чипсете работать стабильно, он регулярно сваливался в своп.. ужасс..
• Left 4 Dead(Direct3D 9) – Настройки качества Very High. Прогон демки d1
• Cryostasis: Sleep of Reason (Direct3D 10) – версия игры 1.0.1, шейдерная модель 4.0, высокие настройки качества графики, тестировалось демо «d3» (автор Jordan) на уровне «11. Страх».
Толку от CF на Р965 — 0..
Как всегда — «небольшая» сводная диаграмка
Как вы могли заметить результаты четко делятся на 2 категории: работает (хоть как-то) и вообще «не работает». так вот я решил проверить что будет в других играх и почему это так.
Что же, всё ужасно плохо — почти все другие игры, что я попробовал (NFS Undercover, GTA4, Call of Duty World at War, CMR Dirt) дали результаты близкие ко 2й группе, если CF и работал то появились фризы… но в большинстве случаев я отметил падение фпс относительно одной карты.
А вот объяснение.. 1ые три горбика — троекратный прогон бенча FarCry2 — заметна неравномерность загрузки GPU.. тот что на медленной шине — загружен полностью а тот что на быстрой ждет его.. а 2ые — UT3 без АА — при меньшей нагрузке и лучшей реализации поддержки multi-gpu провала одного относительно другого — нет.
П.С. Хочу сделать небольшую ремарку относительно 3-Way SLI на платформе LGA775. Слот для 3й видеокарты там тоже реализуется через «южник», и именно поэтому, я думаю, прирост от установки 3й карты был не велик (и обычно списывался на несовершенство драйверов), однако с выходом Core i7 и Х58 чипсета где все 3 слота обеспечивает «северик», а также почти двукратное расширение процессорной шины привело к серьёзному приросту быстродействия таких систем.
Заключение
Хоть цифры и графики говорят достаточно красноречиво, я, пожалуй, подведу некоторый итог. Действительно организовать CrossFire по такой схеме возможно и он будет работать, но не везде, и не так как хотелось бы владельцу, поэтому лично я предостерег бы связываться с этим вариантом, т.к. никакого удовлетворения и радости вы не получите, одни проблемы . Хотя в краткосрочном плане это возможно, т.е. докупить 2ю видеокарту и в скорейшие сроки сменить матплату с «нормальной» реализацией CrossFire.
П.П.С. Поразмыслив я решил что будет совем не лишним дать ссылки на похожие тесты (оговорюсь сразу, они англояычные или вообще переведенные на «инглиш» с китайского):
CrossFire Comparison: Intel X38 vs. P35
AnandTech: ATI HD 2900XT CrossFire: Intel 975X versus Intel P35
P35/P45/X48 HD 4850 CrossFire performances contrast
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📺 Видео
Что такое SLI и Crossfire и как его включить? ✔Скачать
Влияние шин PCI-e и внутренней шины видеокарты на производительностьСкачать
Как устроен и работает SLI и CrossFire!Скачать
Про SLI и Crossfire. Что это, для чего и стоит ли?Скачать
Все о SLI и Crossfire. Использование нескольких видеокартСкачать
Две видеокарты в ПК? Что такое CROSSFIREСкачать
AMD crossfire обзор и разочарованиеСкачать
Пожалуй, это лучшая реализация AMD CrossFire™, 2 x RX580 4Gb в режиме multi-GPU, аля RTX 3060Скачать
Мифы и принципиальные различия между Crossfire и SLIСкачать
Crossfire или две видеокарты в одном пк из прошлого #shortsСкачать
Незабываемый двухчиповый ЭКСТРИМ из 2008 ! CrossFire Radeon HD 4890, QX9650 775, 8gb DDR2 1120 mHzСкачать
Отключаем поэтапно память у RTX 3090 и 3060 и измеряем разницу в производительности.Скачать
Несколько видеокарт в одном ПК! Как всё начиналось? Sli/CrossFireСкачать
Рейтинг На Ранге Миф А Ощущения Как От Золота CrossfireСкачать
Всё, что нужно знать про SLI и CrossFireXСкачать
2 разных видеокарты в crossfire режиме sliСкачать