Самая широкая шина в мире

Если колеса гигантского карьерного самосвала износились, «добытчиков» ждут серьезные траты: каждая такая шина стоит как несколько легковых автомобилей. Сэкономить можно разве что на балансировке – медленно вращающимся колесам самосвалов она ни к чему.

Знаете, от чего зависит, насколько гигантскими будут вновь создаваемые самосвалы? Отнюдь не только от желаний крупных заказчиков и маркетинговых исследований производителей самосвалов.

Определяющее звено – шинники.

После того как в 1959 году компания Michelin выпустила первую радиальную шину для карьерных самосвалов размерностью 18.00R25 (18 – это ширина шины в дюймах), вся добывающая индустрия стала с интересом следить за достижениями французских инженеров. Чем больше шина и нагрузка, которую она способна принять на себя, тем выше грузоподъемность самосвала и прибыльней бизнес. Разработать долговечные шины, способные выдерживать нагрузки в десятки тонн, непросто – это и было препятствием в начале пути. По-настоящему гигантские машины стали выходить в свет только в 1970-х, когда появилась подходящая «обувь».

До 1964 года самая большая радиальная шина имела посадочный диаметр 39 дюймов, однако к концу десятилетия предельный посадочный размер шин достиг 51 дюйма. Настоящий прорыв в индустрии произошел в 1976 году, когда Michelin представил 57-дюймовую шину 40.00R57. Это привело к всплеску гигантомании в добывающей индустрии. Более двух десятилетий «57 дюймов» были пределом. Но в конце 1990-х компания Caterpillar решила разработать карьерный самосвал невиданной ранее грузоподъемности (345 т) – модель 797B. Именно тогда на свет появилась первая 63-дюймовая шина – разработка компании Michelin. Такой показатель был выведен исходя из предельно возможной полной массы машины – 624 т, ограниченной возможностями шин. Максимальная нагрузка одной 63-дюймовой шины – 104 т, всего колес шесть, а вес между осями машины распределяется пропорционально. Как несложно подсчитать, 624 т – это действительно предел.

Впрочем, по грузоподъемности Caterpillar сейчас № 2 в мире. В 2004 году дебютировал самосвал Liebherr T 282 B с грузоподъемностью 363 т, который в прессе окрестили «восьмым чудом света». Достичь столь высокого показателя удалось за счет снижения собственного веса машины: полная масса самосвала – 592 т.

На данный момент самый большой в мире самосвал, грузоподъемностью 450 тонн – это БелАЗ-75710.

Сегодня самые большие шины имеют размерность 59/80R63. Серийно их выпускают только два производителя – концерны Michelin и Bridgestone. Шина Michelin 59/80R63 XDR имеет сверхглубокий протектор, за счет чего выделяется значительным сроком службы, но, соответственно, и высокой ценой от $60 000 за балон.

Шина Michelin 59/80R63 XDR весит более 5 т! Гигантское колесо выдерживает нагрузку выше 100 т, и к ее прочности предъявляются особенно высокие требования. В связи с этим в состав шины входит 890 кг стали! Главный материал, конечно, резина: ее в покрышке содержится 3850 кг – хватило бы для производства примерно 600 легковых шин.

Скоро ли появятся шины еще большего размера? Ответ – нет. «Производить шины большего диаметра не позволяют особенности транспортировки», – поясняет Луи-Гайоль Кайнек, директор по маркетингу подразделения Michelin по выпуску шин для большегрузной техники. Каждый год компания отправляет в отдаленные районы планеты тысячи гигантских шин – кораблями, самолетами, железнодорожными и автомобильными поездами.

Согласно международному исследованию, наибольший возможный диаметр шин для транспортировки с помощью всех этих способов составляет 4,3 м, а внешний диаметр самых больших на данный момент шин Michelin составляет 4,03 м. Теоретически можно чуть-чуть увеличить шину, немного поднять выдерживаемую ею нагрузку, но это потребует больших инвестиций, а эффект будет незначительным. Так что «63 дюйма» – это на сегодня предел, и нового витка гигантомании в ближайшем будущем не предвидится.

Путь наименьшего сопротивления
Хотя все легковые автомобили уже многие годы ездят исключительно на радиальных шинах, на некоторые самосвалы БелАЗ еще сравнительно недавно устанавливали шины диагональные. Такие колеса характеризуются более простой конструкцией, дешевле в производстве, выделяются прочностью боковин, но высокое сопротивление качению (соответственно повышенный расход топлива) и меньший срок службы перечеркивают их достоинства. Поэтому компания Michelin перестала производить диагональные шины для карьерных самосвалов еще в 1980 году, а Бобруйское предприятие «Белшина», которое ранее снабжало БелАЗ диагональными шинами, сейчас производит главным образом радиальные (более 90% производимой продукции). Поскольку разработка и производство гигантских шин – непростая задача, в Бобруйске выпускают резину для относительно небольших самосвалов БелАЗ, а для гигантов закупают шины производства Bridgestone и Michelin.

Если у кого-то возникал вопрос, какие самые большие шины есть в арсенале американской компании Goodyear, то это Goodyear RM-4A+ размера 59/80 R63, которые такого же размера и примерно такого же веса, как слон. Предназначены эти шины категории OTR (Off-The-Road) для самых больших самосвалов, используемых в горнодобывающей промышленности.

Читайте также: Причины износа автомобильных шин с наружной стороны

Гигантские шины Goodyear продаются по всему миру и устанавливаются на самосвалы, работающие в карьерах, где добывают уголь, золото, медь и т.д. Внешний диаметр равняется 4,023 метра, что больше допустимой высоты грузовиков в большинстве европейских стран. Баскетбольные кольца находятся на метр ниже. Вес составляет 5,4 тонны, грузоподъемность – 100 тонн, а максимальная скорость – 50 км/ч.

63-дюймовые шины обладают металлическими каркасом и брекерным поясом. При их создании использовались новейшие технологии компьютерного моделирования, а разработки велись в сотрудничестве с производителями горнодобывающей техники. Шины изготовлены из специального компаунда Cool-Running CycleMax, уменьшающего выделение тепла. Канавки в центре протектора способны взаимосмыкаться для увеличения устойчивости, а усиленные боковины обеспечивают дополнительную защиту. Goodyear RM-4A+ доступны в размерах 53/80 R63 и 59/80 R63. Предлагаются версии с тремя типами резиновой смеси и различной глубиной протектора (E3 и E4).

Видео:Suzuki Jimny. Почему узкая резина? Особенности подбора шин для бездорожья. Эксперт Роман КалетинецСкачать

Suzuki Jimny. Почему узкая резина? Особенности подбора шин для бездорожья. Эксперт Роман Калетинец

Самая большая шина в мире

Видео:Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать

Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбрать

Для самых больших автомобилей — самые большие шины

Шины самых больших размеров до 2018 года выпускали только три компании – «Bridgestone», «Michelin», «Goodyear».

Firestone недавно разработал шину SRG DT 70 / 70-57 для L-2350. Le Tourneau и Firestone утверждают, что это самая большая шина в мире, расположенная на самом большом в мире погрузчике. Шина, установленная на ободе Titan, имеет общий диаметр 4 м (13 футов), ширину 1,78 м (5,83 фута) и общую массу около 7,3 т (8 тонн).

Самая широкая шина в мире

Машины, которые нуждаются в гигантских шинах, сами имеют впечатляющие размеры: нужно подняться по лестнице, чтобы сесть за руль. Эта машина может раздавить стандартный автомобиль, даже не чувствуя его под своими колёсами.

Самая широкая шина в мире

Самая большая шина в мире производство Франции «Michelin» — производит гигантские шины для карьерных экскаваторов (Caterpillar 797B). С его 5 тоннами, 4 метрами в диаметре и 30 000 евро стоимостью каждая — может поднять грузовик 570 тонн.

Однако, Мишлен давно перестал быть французом, его выкупили американские пенсионные фонды. Неверно говорить, что шина сделана во Франции, если их фабрики Мишлен размещены в Северной Америке, и есть фабрика Мишлен в Бад-Вюртемберге (в Германии).

Bridgestone также разработала самую большую в мире шину. Шина, называемая V-Steel — E-Lug, 59/80 R 63, представляетсобой радиальный каркасный профиль для оборудования самосвалов, перевозящих грузы от 380 до 400 тонн.

  • Размер: 59/80 R63
  • Диаметр: 4,02 метра
  • Ширина: 1,47 метра
  • Максимальная нагрузка: 101 тонна / шина
  • Вес: 5,1 тонны
  • Техника: самосвал грузоподъёмностью от 380 до 400 тонн

Эта шина разработана для горнодобывающей промышленности. Bridgestone имеет лидирующую позицию в области разработки и маркетинга очень больших шин в области машиностроения. В сентябре 1998 года Bridgestone уже продавала свои большие шины для горнодобывающей и строительной техники грузоподъёмностью 360 тонн.

В 2005 годуисключительный рост мирового спроса на самые большие шины вынудил BHP Billitonраскопать уже использованные шины и повторно использовать их в своихавстралийских шахтах. Хотя BHP была готова заплатить большие суммы за новые шины, но купить ихв течение 3 месяцев было просто невозможно.

Шина Bridgestone имеет диаметр 4,02 м и вес 5,75тонн. Этими 6 шинами оснащён карьерный самосвал Caterpillar 795F.

Конкуренты Bridgestone, Игрок № 2 Мишлен, предлагает датчики для контроля давления в шинах и внутренней температуры и оповещает операторов логистики, когда показания низкие.

Самая большая шина, которая сегодня выпускается в мире, начиная с 2018 года — это белорусская радиальная бескамерная шина размером 59/80R63, модель BEL-190. Её высота более 4 метров, ширина 1 метр 47 сантиметров, вес 5 тонн 770 килограммов, грузоподъёмность каждой шины более 100 тонн. Инновационная продукция «Белшины» предназначена для комплектации самосвалов особо большой грузоподъёмности (до 450 тонн) – «БелАЗ», «Komatsu», «Caterpillar»…

Видео:Широкие шины | Преимущества и недостаткиСкачать

Широкие шины |  Преимущества и недостатки

1 Comment

Что такое долбаеб? Это когда:
7,3 т (8 тонн)
каждая — может поднять грузовик 570 тонн (это масса самосвала на 6 колесах)
Billitonраскопать — пробелы для лохов

Firestone недавно разработал шину SRG DT 70 / 70-57 для L-2350. Le Tourneau и Firestone утверждают, что это самая большая шина в мире.
И тут же пишете:
Самая большая шина, которая сегодня выпускается в мире, начиная с 2018 года — это белорусская радиальная бескамерная шина размером 59/80R63, модель BEL-190.

Так кто пиздит? Разработчик? Пейсатель этой статьи? Кто это вообще писал? Ты читать ее пробовал перед публикацией? Редакторы дауны?

Видео:Широкие шины лучше узких? | Автоспорт на пальцахСкачать

Широкие шины лучше узких? | Автоспорт на пальцах

Резина Годзиллы: 7 самых больших шин в мире

15 декабря 2017

Видео:Размер шин: узкие против широких зимойСкачать

Размер шин: узкие против широких зимой

Если бы у Годзиллы был автомобиль, то у последнего были бы такие шины

Статьей как-бы намекаем: уже зима, езжай на шиномонтажку и быстро переобувайся!

Kumho ECSTA SPT KU31 Series 15

Покрышка представлена в 2008-м. Имеет супер-низкий профиль и неимоверную ширину (размерность — 385/15 R22!). Вещь исключительно для спортивных автомобилей, тачек вроде Dodge Viper SRT10 или Chevrolet Corvette Z06.

Читайте также: Зачем нужна шина данных

Прайс за такую резинку — немалые $1000. И это только за одну!

Самая широкая шина в мире

Pirelli P Zero Nero

Если забыть про супер-низкий профиль и думать чисто о ширине, то первой в голову приходит покрышка Pirelli P Zero Nero. Размерность — 405/25 ZR24.

Обычно такая резина используется для колес шоу-каров. Но на ней легко можно гонять и по обычным дорогам. Цена — от $450 за штуку.

Самая широкая шина в мире

Mease’s Custom Car Accessories

Это тюнинг-ателье из Огайо. Как-то ребятам в голову пришла идея порекламировать себя. Идея хороша, но в голову пришло “такое“. А именно: инженеры смастерили гигантские 50-дюймовые колесные диски с шинами собственной разработки. Поставили все это на Oldsmobile Cutlass 4-го поколения.

Несколько раз автомобиль с этими колесами даже видели в движении. Сегодня он тихо-мирно гниет у въезда в ателье. А жаль: хоть такая вещь вряд ли толково пашет в реале, но выглядит весьма экзотично, а местами даже внушительно.

Самая широкая шина в мире

Firestone Tundra

Когда-то эти шины стояли на автопоезде LeTourneau TC-497. Сегодня они красуются на монстр-траке одного из американских гонщиков — Боба Чандлера.

Боб приобрел их на вторичном рынке, так как в серию такое нигде и никогда не поступало. Характеристики Firestone Tundra:

  • общий размер — 120 х 48 х 60 дюймов;
  • высота — 3 метра.

Гонщик установил эту резину на свой и без того рекордно высокий монстр-трак BigFoot. Вот он (вместе с чудо-колесами):

Michelin XDR

Это самая большая серийная шина в мире. Устанавливается на карьерные самосвалы (вроде Caterpillar 797B). Цена за единицу — $55 тысяч. Характеристики:

Немного о том, как выглядит эта резина и на какие авто ее ставят:

Bridgestone VRPS

Эти шины ставят на самый большой карьерный самосвал в мире, на БелАЗ-75710. Высота — 4,02 метра, вес — порядка 6-ти тонн. Колесо бескамерное и неимоверно дорогое: $42,5 тысячи за штуку.

Самая широкая шина в мире

Uniroyal Giant Tire

Это самая большая шина в мире. Высота — over 24 метра. Соткана из усиленного стекловолокном полиэстера, стали и бетона. Создана в 1964 году к Нью-Йоркской Всемирной Ярмарке.

Сперва главной миссией шины было рекламировать продукцию компании Uniroyal. Второй главной миссией — работать в качестве. (место для барабанной дроби) ̶ч̶е̶р̶т̶о̶в̶о̶г̶о̶ колеса обозрения. С обеими миссиями шина справлялась “на пятерку“, имея в себе 24 кабинки и за раз принимая 96 посетителей.

После ярмарки шину увезли на родину — в Детройт. Там она до сих пор стоит. Стоит даже после того, как Uniroyal с потрохами выкупили ненасытные французы из Michelin. Правда, в 2003-м резину реконструировали, подарив ей более современный вид.

На редизайн потратили $1 миллион. В итоге получился 13-тонный монстр. Без кабинок и возможности на нем покататься. Зато можно в любой момент прийти и поглазеть на него. Записывай адрес:

  • Детройт, рядом с Interstate-94 в Аллен-Парке.

Видео:Какие шины выбрать узкие или широкие?!Откуда вообще этот вопрос ?!Скачать

Какие шины выбрать узкие или широкие?!Откуда вообще этот вопрос ?!

Хит-парад: автомобили с самыми широкими шинами

Портал «АвтоВести» вспомнил серийные автомобили, на которые устанавливались самые широкие покрышки

Компания Dodge на днях заявила, что их новое «заряженное» спорткупе Challenger SRT Demon получит «демонические» передние и задние шины Nitto NT05R шириной 315 мм. Напугали. Мы вспомнили другие серийные легковые автомобили, у которых покрышки еще и пошире будут. И среди них не только чистокровные спорткары.

Только сначала надо сделать небольшое уточнение и пояснить, почему акцент делается на задние колеса. Дело в том, что у мощных суперкаров при разгоне из-за перераспределения веса на задние колеса ложится основная нагрузка. А если под капотом еще и «дури» целый вагон, то чем шире покрышка, тем выше «зацеп» и эффективнее превращение этой мощи в ускорение. Потому-то задние колеса у спорткаров в основном шире, чем передние.

Покрышки Pirelli PZero Corsa такой же ширины (315 мм), как у будущего Dodge Challenger SRT Demon, сейчас «носит», к примеру, Ferrari F12tdf, построенная ограниченным тиражом (799 штук) в честь велогонки Тур-де-Франс. В ее основе – уже сама по себе свирепая F12 Berlinetta. Но спецверсия tdf – еще злее.

Примечательно, что для заднеприводной F12tdf Ferrari предлагает еще и зимние колеса. Они поуже летних, причем задние покрышки шириной «всего» 305 мм производитель разрешает использовать с цепями.

Стандартный атмосферный 6,2-литровый мотор V12 для F12tdf итальянцы форсировали с 740 до 780 л.с., а крутящий момент вырос с 690 до 705 Нм. И всю эту тягу приходится брать на себя задним колесам через «робота», которому на 6% «укоротили» передаточные отношения. После всех этих переделок F12tdf набирает 100 км/час за 2,9 секунды, за 7,9 секунды разгоняется до 200 км/час, а максимальная скорость равна 340 км/час.

Самая широкая шина в мире

Не ожидали увидеть в этом обзоре внедорожник? А ведь на этот G 500 4×4² уже с завода ставят такую резину, что не на каждом спорткаре встретишь. В компании Mercedes-Benz на этом «суперГелендвагене» оторвались по полной программе. Поставили на него портальные мосты, доведя клиренс до 46 см (!), «запрягли» 422-сильный бензиновый битурбомотор V8, с которым разгон до 100 км/час занимает 7,4 секунды… А чтобы все это безумное хозяйство цепко держалось за асфальт и меньше тонуло на бездорожье, снабдили «квадрат» покрышками Pirelli Scorpion ATR размера 325/55 R22 – самыми большими, что когда-либо ставились на серийный 4-колесный G-class.

Читайте также: Шина кросс модуль что это

Самая широкая шина в мире

Для фона, шины Michelin Pilot Sport Cup 2 такой же ширины (правда, только сзади) ставятся, к примеру, и на гибридный Porsche 918 Spyder, который трехмоторный и со своей стороны тоже не менее сумасшедший. «Сердце» самого-самого Porsche в истории компании – атмосферный V8 объемом 4,6 литра, отдачей в 608 лошадиных сил и «отсечкой» на 9 150 об/мин. И каждую ось тут еще дополнительно крутит свой электромотор. В сумме получилось 887 л.с. и 1 280 Нм тяги (это больше, чем у более мощной LaFerrari), разгон до 100 км/час за 2,5 секунды и максимальная скорость в 351 км/ч.

Самая широкая шина в мире

Еще один «американец» в нашем обзоре – «горячий» Chevrolet Corvette Z06 текущего поколения. И сзади у него солидные, казалось бы, покрышки Michelin Pilot Super Sport шириной 335 мм. Но если вспомнить, какое чудище живет у Z06 под капотом, то эта величина уже не кажется такой впечатляющей.

Нынешний Corvette — последний, у которого мотор спереди. Следующий «Корветт» будет уже центральномоторным и еще более мощным. Видимо, и колеса станут еще шире.

А под капотом у Z06 – здоровенный V8 объемом 6,2 л, снабженный механическим нагнетателем. Именно с помощью этого компрессора из двигателя и выжали 650 л.с. и 881 Нм крутящего момента, которые способны без особого напряжения превратить резину в стремительно сгорающий «расходник». А ведь грядущая версия ZR1, которая станет прощальной для нынешней генерации Corvette, будет развивать 750-800 «сил». Бедные шины…

Самая широкая шина в мире

Еще один неожиданный внедорожник в нашем обзоре – это знаменитый Lamborghini LM002 по прозвищу «Рэмбо-Ламбо», давно перешедший в разряд коллекционных раритетов. Машина родилась после провала Lamborghini в тендере армии США, который в итоге выиграл не менее известный Humvee. Но итальянцы не выбросили наработки и в итоге «вырастили» из них роскошный гражданский LM002 с 450-сильным V12 от спорткара Countach. А еще специально для этого монстра в Pirelli создали огромные высокопрофильные покрышки Pirelli Scorpion размерностью 345/60 R17. Они отлично держали тяжелую машину не только на асфальте, но и на песке, что неудивительно: LM002 делали с прицелом на арабских шейхов…

LM002 – первый серийный внедорожник Lamborghini. Правда, с 1986 по 1993 годы выпустили всего 328 машин, 140 из которых пришлись на военные версии для Ливии и Саудовской Аравии. На заказ LM002 оснащали еще и 7,2-литровым V12 от морского катера.

Самая широкая шина в мире

В противовес безумному внедорожнику от Lamborghini припомним не менее сумасшедший гиперкар Koenigsegg One:1 весом всего 1,36 тонны. Суть этого аппарата – в названии One:1, которая означала соотношение в 1 л.с. /1 кг веса. За счет двух турбокомпрессоров из 5-литрового V8 в Koenigsegg выжали 1 360 л.с. и 1 371 Нм крутящего момента. И все это – на заднем приводе. «Конвертировать» это в ускорение до 100 км/час за 2,8 с как раз и были призваны задние покрышки Michelin Pilot Sport Cup 2 шириной 345 мм. Кстати, для покрышек One:1 была заявлена «максималка» в 440 км/час.

Самая широкая шина в мире

Полку суперкаров с широченными колесами недавно прибыло. В начале 2016 года компания Bugatti выпустила новый гиперкар Chiron – еще более свирепый, чем его предшественник Veyron. Мотор W16 с 4 турбинами и объемом 8 л форсировали с прежних максимальных 1 200 до 1 500 «сил». Так что полный привод, помогающий реализовать эту силищу на разгоне, тут более чем кстати. Но и без соответствующей резины – никуда. Поэтому Chiron и получил новые сверхскоростные покрышки Michelin Pilot Sport Cup 2 размерностью 285/30 R20 спереди и 355/25 R21 сзади.

Самая широкая шина в мире

Упомянув Bugatti и Dodge, не забудем и Lamborghini Aventador, чей 6,5-литровый V12 выдает от 700 до 750 л.с., а задние покрышки Pirelli PZero тоже имеют максимальную ширину в 355 мм. На фото — новейший Aventador S с полноуправляемым шасси.

Самая широкая шина в мире

Chiron, конечно, крут, но он в этом клубе «у кого шире» не один. Например, у американского Dodge Viper с 645-сильным V10 сзади стоят 355-миллиметровые покрышки Kumho Ecsta V720, тогда как передние шины (295 мм) даже шире, чем у «Широна». Жаль только, что 2017 год станет для нынешнего Viper последним.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    📽️ Видео

    Узкая или широкая шина | Выбираем зимнюю резину по размеруСкачать

    Узкая или широкая шина | Выбираем зимнюю резину по размеру

    В Кувейте сгорело 50 милиионов шин Экологическая катастрофаСкачать

    В Кувейте сгорело 50 милиионов шин  Экологическая катастрофа

    О выборе шин увеличенной размерности.Скачать

    О выборе шин увеличенной размерности.

    шина Мишлен ice North 4,самая широкая))но не для колеиСкачать

    шина Мишлен ice North 4,самая широкая))но не для колеи

    ШИРОКИЕ или УЗКИЕ ШИНЫ ЗИМОЙ?Скачать

    ШИРОКИЕ или УЗКИЕ ШИНЫ ЗИМОЙ?

    Вот вам и китайская резинаСкачать

    Вот вам и китайская резина

    Невероятные шины будущего!!!Скачать

    Невероятные шины будущего!!!

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ

    Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать

    Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.

    Белоруский монстр удивил мир! Как устроен Белаз 75710Скачать

    Белоруский монстр удивил мир! Как устроен Белаз 75710

    Максимальный размер шин на ниву. Личный опытСкачать

    Максимальный размер шин на ниву. Личный опыт

    ЧЕМ ОПАСНЫ ШИРОКИЕ ШИНЫСкачать

    ЧЕМ ОПАСНЫ ШИРОКИЕ ШИНЫ

    Что лучше зимой широкие или узкие шины? ▶️ Торможение и разгон на льду и снегу.Скачать

    Что лучше зимой широкие или узкие шины? ▶️ Торможение и разгон на льду и снегу.

    Идем на снижение! Зачем нужна низкопрофильная резинаСкачать

    Идем на снижение! Зачем нужна низкопрофильная резина
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток