Самолет у завода пермские моторы

Сотрудники «ОДК-Пермские моторы» отправились на авиасалон МАКС-2021

Первый показательный полёт нового самолёта МС-21, оборудованного пермскими двигателями ПД-14, в рамках МАКС-2021 прошёл в штатном режиме. На авиасалон отправились и те, кто делает двигатели ПД-14.

Даже дождик не помешал хорошему настроению ребят: впереди три дня, насыщенных событиями. В их числе самое масштабное в мире авиации — салон МАКС.

Антон Городков, наладчик станков и манипуляторов с ПУ АО «ОДК-Пермские моторы»: «Тот двигатель, который нам будут презентовать, мы его сами производим. Я сам делаю детали для этого двигателя. Хочу посмотреть, что он будет из себя представлять».

Речь о двигателе ПД-14. В первый день работы МАКСа состоялась премьера — полёт самолёта МС-21 с пермским мотором.

В делегации — 40 человек до 35 лет, все они победители различных профессиональных конкурсов. В программе — общение друг с другом, экскурсия по Москве, посещение Центрального музея военно-воздушных сил России.

Светлана Тарасенко, ведущий специалист отдела корпоративной культуры и молодёжной политики АО «ОДК-Пермские моторы»: «Главное, на «МАКСе» мы планируем осмотреть все самолёты, разработки, какие есть передовые. Конечно же, мы хотим посмотреть новый самолёт, который будет летать на наших двигателях, напитаться впечатлениями, замотивировать работников на дальнейшую успешную работу».

Побывают ребята и на стенде «Объединённой двигателестроительной корпорации»: в этом году здесь представлено рабочее колесо вентилятора ПД-14. Возможно, удастся пообщаться и с пилотами МС-21.

Пермскую делегацию выделяет не только особый профессиональный интерес, но и яркие куртки с изображением МИГА на взлёте. Через несколько часов ребята прикоснутся к тому, что уже стало частью истории российской авиации и двигателестроения, и к чему они имеют непосредственное отношение.

Перспективный полет

Сегодня состояние отечественной авиапромышленности напрямую зависит от успешного развития ее самого высокотехнологичного сегмента – двигателестроения. На крупнейшем предприятии «ОДК – Пермские моторы» («ОДК-ПМ») реализуется несколько важнейших для отрасли проектов по созданию авиационных двигателей нового поколения.

23 октября под председательством главы региона Дмитрия Махонина состоялось заседание Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае, на котором инвестпроекту «Строительство открытого стенда для испытаний опытных двигателей ПД-35» был присвоен статус приоритетного. На территории загородной испытательной станции «ОДК-ПМ» в Новых Лядах будет построен уникальный для России испытательный стенд. Инвестиции в проект составят 3,8 млрд рублей.

По словам директора по инфраструктуре АО «ОДК – Пермские моторы» Николая Андреева, такой объект необходим для проведения инженерных, специальных и сертификационных испытаний полноразмерного двигателя ПД-35 тягой до 50 тонн. Ранее в отечественной истории газотурбинные двигатели с такими параметрами не создавались. Расположение стенда на площадке в Новых Лядах позволит оптимизировать логистику доставки и сборки крупноразмерных составных частей двигателя, обеспечить требуемые объемы, качество и график испытаний.

Агентство инвестиционного развития Пермского края, сопровождающее региональные инвестиционные проекты, окажет помощь в получении необходимых для строительства объекта земельных участков и формировании градостроительной документации.

В настоящее время на «Пермских моторах» ведется работа над созданием целой испытательной базы для двигателя ПД-35: всего планируется построить восемь новых стендов. Уже завершена разработка концептуального проекта испытательной базы, ведется разработка проектно-сметной документации. Планируется, что в конце 2022 года в эксплуатацию будут введены первые три стенда: газогенераторный, для испытаний компрессоров и камеры сгорания, в 2023 году – еще три, в том числе стенды для испытаний полноразмерных двигателей, остальные стенды – в 2024 году. Серийное производство двигателя должно начаться в 2028 году.

Министр промышленности РФ Денис Мантуров дал высокую оценку проекту и пообещал не затягивать с финансированием:

– Средства, которые предусмотрены, пойдут на строительство современного центра. Здесь будут испытывать опытные и серийные двигатели для гражданской авиации: ПД-14, ПС-90А, ПД-35 и ПД-8. Мы решили сразу заложить конструкцию испытательной площадки, которая бы выдерживала до 50 тонн. Это будет самый современный в Европе испытательный центр авиа­двигателей.

Читайте также: Самодельные моторы для резиновых лодок

Глава Пермского края Дмитрий Махонин обозначил, что этот проект дает региону площадку мирового уровня, где будут происходить испытания двигателей не только пермского производства. «Мы получаем новые рабочие места, возможность новых заказов. Хочется, чтобы к 2024 году здесь появился полигон. Краевые власти, со своей стороны, обеспечат работников предприятия социальной инфраструктурой: садами, школами, поликлиниками, дорогами, – мы должны подумать о социальной обеспеченности людей. Работы в этом направлении будут начаты уже в этом году».

Первый полет МС-21 с пермскими двигателями

В декабре этого года в небо должен подняться новый российский лайнер МС-21 с авиационными двигателями ПД-14, сейчас на Иркутском авиационном заводе идет подготовка к первому полету.

Первый запуск двигателей в составе самолета состоится в конце октября на летной испытательной станции во время очередного этапа подготовки к полету – наземной гонки. Специалисты проверят и зафиксируют параметры работы двигателей и систем на различных режимах, а также функционирование электроснабжения, гидросистем, системы кондиционирования. Затем будет принято решение о возможности эксплуатации воздушного судна.

Получение сертификата типа на самолет МС-21 с двигателями ПД-14 запланировано на 2022 год, заявка уже подана.

Сергей Попов, управляющий директор АО «ОДК – Пермские моторы», отметил:

– ПД-14 – это важнейший проект не только для пермяков, но и для всего российского двигателестроения. Это тот продукт, который обеспечит заказами пермских моторостроителей на многие десятилетия вперед. Для оснащения следующего опытного самолета МС-21 сегодня в цехах предприятия собираются два ПД-14. Один из них будет выбран для квалификационных испытаний, цель которых – определить готовность производства к серийному изготовлению двигателя и его составляющих, соответствующих типовой конструкции. Это ключевой этап на пути к серийному производству нового двигателя.

Почем молчит двигатель. Взлететь пермскому ПД-14 пока не помогли ни 13 миллиардов, ни премии и праздники

Испытания пермского двигателя ПД-14 на крыле российского перспективного средненемагистрального лайнера МС-21–300 могут быть перенесены до начала 2021 года и позднее. Об этом рассказали эксперты Properm.ru, проблемы связываются с необходимостью соблюсти сроки контрактов по поставке первых самолетов и введением санкций. Сегодня мы продолжаем историю создания ПД-14, в которой напомним о происходившем с 2013 по 2018 год — после того, как было объявлено о разработке нового российского лайнера.

О чем молчит двигатель. Когда взлетит новый российский авиалайнер МС-21 с пермскими моторами?

Утром деньги, вечером — чертежи

Российское конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» с 2012 года входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации». 10 октября 2011 года пермские двигателестроители вышли из под контроля структур американской компании Pratt&Whitney — Aviam Holding Company, L.L. C. Тогда ОДК консолидировала почти 100% «ПМЗ» и «Авиадвигателя». Сумма сделки составила 37 млн долларов США.

ПД-14 — базовый турбовентиляторный двигатель, который создан в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21–300. Головной исполнитель по программе ПД-14 — АО «ОДК», головной разработчик — АО «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель — АО «ОДК-Пермские моторы» (оба предприятия входят в ОДК). Это первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров МС-21, созданная в России за последние десятилетия. В открытых данных есть информация о сборке для испытаний и сертификации двенадцати опытных образцов ПД-14. В 2019 году заявлялось, что авиакомпаниями заключены контракты на поставку 175 новых самолетов общей стоимостью 9 млрд долларов США.

В коллаборации по созданию двигателя ПД-14 «ОДК-Авиадвигатель» выполняет роль конструкторского бюро, непосредственно изготовлением занимается «ОДК-Пермские моторы». При этом, согласно данным базы СПАРК, между АО «ОДК-Пермские моторы» и АО «ОДК-Авиадвигатель» в 2017 и 2018 годах было заключено четырнадцать контрактов на общую сумму 111 млн рублей. Только один из них четко связан с ПД-14 — на составную часть опытно-конструкторской работы, сборку опытного двигателя. Сумма договора составила 18 млн рублей. Еще четыре контракта на общую сумму в 19 млн рублей связаны с поставкой деталей и сборочных единиц авиадвигателя. Шесть контрактов связаны с наземной тематикой, один — на аварийно-восстановительный ремонт двигателя ПС-90А, его размер — 57 млн рублей.

«ОДК-Авиадвигатель» с 2015 по 2017 год получает четыре контракта от головной «ОДК», связанные с разработкой ПД-14. Первый в 2015 году был заключен на 9 млн рублей — на разработку научной работы — технического предложения на создание двигателя. Второй, на сумму 4 млрд 840 млн рублей заключается на срок до 11 декабря 2015 года. Согласно данным СПАРК, это контракт на «Проведение доводочных работ, комплекса инженерных испытаний в обеспечение сертификации, проведение первого этапа сертификационных заводских стендовых и летных испытаний опытного образца перспективного двигателя».

«Конечно, программа создания ПД-14 не обошлась без проблем. Еще при стендовой отработке отдельных узлов и первых прототипов отмечались и недобор основных показателей относительно заявленных характеристик, и даже разрушения некоторых конструктивных элементов. Но это абсолютно нормальная практика — для этого и проводятся испытания. Поэтому, если говорить об отставании программы создания ПД-14 от плановых сроков, они не критичны», — рассказал Properm.ru директор агентства «АвиаПорт» (до 2010 года — ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности) Олег Пантелеев. По данным Properm.ru, инциденты с двигателем относятся к периоду 2015 года. Тогда же начались испытания двигателя под крылом самолета-лаборатории Ил-76ЛЛ, все этапы испытаний проводит АО «ЛИИ им. М.М. Громова», обладающая нужными компетенциями — в статусе единственного поставщика услуги.

В 2016 году между ОДК и «ОДК-Авиадвигатель» заключается следующий годовой контракт — на исполнение опытно-конструкторских работ на доработку ПД-14, его размер составляет 4 млрд 400 млн рублей. К этому же периоду относится опубликованное в СМИ подробное интервью генерального конструктора Александра Иноземцева.

«Как только стоимость разработки авиационного двигателя перевалила за 1 млрд долларов США, стало ясно, что просто создавать двигатель для одного типа самолета — это гигантские финансовые риски, эту идеологию исповедуют все наши основные конкуренты», — заявлял тогда Иноземцев. На 1 декабря 2016 года выполнен взлет самолета с работой ПД-14 на максимальном режиме. Тогда же начинается активное публичное обсуждение, что вслед за ПД-14 должно быть разработана серия двигателей, в том числе — ПД-35 для участия в российско-китайской коллаборации.

Интересный факт. В 2016 году на предприятии была проведена проверка Минпромторга РФ, которая выявила нарушение — ОАО «Авиадвигатель» не соответствует лицензионным требованиям на выполнение входящих в состав лицензируемого вида деятельности работ (услуг) по разработке вооружения и военной техники. Причиной нарушения называлось отсутствие испытательного, технологического оборудования и средств измерений, а также помещений, необходимых для осуществления таких работ. Данные о проверке размещены в базе СПАРК.

В 2017 году заключается третий контракт также на доработку ПД-14 размером в 4 млрд рублей. Срок его окончания — то есть полная подготовка двигателя для серийного производства — февраль 2018 года. АО «ОДК-Авиадвигатель» должно было провести сертификационные заводские стендовые и летные испытания опытного образца двигателя ПД-14. Кроме того, в 2017 году для реализации проекта КБ привлекло 1,6 млрд рублей заемных средств . Кредитные линии были открыты до конца 2020 года. 29 мая 2017 года управляющий директор — генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев заявлял в СМИ , что пермские двигатели ПД-14 установят на МС-21 в 2018 году.

В 2018 году по данным СПАРК, серьезных контрактов, связанных с разработкой ПД-14 «ОДК-Авиадвигатель» от головной компании не получало. 27 декабря ПД-14 получил сертификат типа авиадвигателя Росавиации.

Праздник, который всегда

В 2017 году в Перми широко отмечают 80-летний юбилей российского авиаконструктора Павла Соловьева. Properm.ru не удалось найти на официальных торговых площадках ни одной опубликованной закупки, связанной с праздничными мероприятиями к этой дате, и мероприятиям к 80-летию самого конструкторского бюро в 2018 году. Собеседники редакции в совете директоров компании уточнили, что затраты на праздники, в том числе — аренду земельного участка с базой отдыха в Добрянском районе для проведения «мероприятий для своих» превышали сумму в 80 млн рублей.

Корпорацией «ОДК» такие траты не приветствовались и не были согласованы с головной компанией. Информированный собеседник в «ОДК-Авиадвигатель» отметил, что постоянным подрядчиком компании для организации праздников в организации была компания «СИА групп», это же подтвердили участники ивент-рынка. Однако, ни одного госконтракта между конструкторским бюро и «СИА групп» заключено не было — об этом говорят данные СПАРК. По одной из версий собеседников редакции, КБ направляет средства через финансирование ПМП «Ветеран» и фонд «Пермь-300», одним из учредителей которого является Иноземцев.

С 2018 годом связан еще один публичный факт. В июле 2018 года прокуратура получила из полиции на утверждение уголовное дело, связанное с группой топ-менеджеров предприятия. Действующий заместитель управляющего директора — директор по правовым и корпоративным вопросам АО «ОДК-Авиадвигатель» Ирина Любимова была обвинена в пособничестве при совершении мошенничества. Бывшие топ-менеджеры — первый заместитель генерального конструктора — начальник ОКБ Николай Кокшаров, финансовый директор Алексей Черемных, начальник отдела по работе с акционерами и управления имуществом Олег Титаренко уличены в мошенничестве. Обвинение в пособничестве предъявлено единственному учредителю и директору ООО «АРТ» Ольге Мордвиновой.

Заявление в правоохранительные органы на своих коллег написал генконструктор Александр Иноземцев. Источники в следствии тогда сообщали СМИ, что позднее он попытался отозвать документ, но уголовное дело было возбуждено, и факты занижения стоимости земельных участков, которые топ-менеджеры выкупили у предприятия, были доказаны. Сами преступления совершались в 2015–2016 годах.

Чтобы исключить процедуру предварительного одобрения советом директоров запланированных сделок, осенью 2015 года Черемных указал в проектах договоров стоимость недвижимости, не превышающую 5 000 МРОТ. Два дачных дома площадью 157,2 кв. метра и 252,3 кв. метра, баня и водозаборная скважина базы отдыха «Ельники», два земельных участка особо охраняемой природной территории на берегу Чусовой общей площадью 1,2 га были оценены в 750 тысяч рублей. В материалах дела указывается, что в 2016 году специально созданные компании, контролируемые знакомыми обвиняемых, уступили объекты ООО «Зеленый холм» , учрежденному за полтора месяца до сделки. Новая фирма и стала собственником бывшего непрофильного имущества конструкторского бюро.

Директором «Зеленого холма» по данным СПАРК является владелец 50% ее уставного капитала Вячеслав Черемных — сын Алексея Черемных. Доли по 25% были зарегистрированы на Марину Кокшарову — дочь Николая Кокшарова, и на Дмитрия Сулимова — сына заместителя генерального конструктора, главного конструктора по ГДУ для электростанций Даниила Сулимова.

В 2019 году Свердловский райсуд признал виновными в мошенничестве топ-менеджеров компании. Алексей Черемных и Николай Кокшаров получили по 3,5 года лишения свободы условно, Олег Титаренко — 2,5. Ирина Любимова и Ольга Мордвинова приговорены к году лишения свободы, также условно. Подсудимые были приговорены к штрафам в размере от 50 до 350 тыс. рублей. По данным следствия, ущерб компании составил более 6 млн рублей.

В 2018 году резко упали финансовые показатели компании — если в 2017 году чистая прибыль конструкторского бюро составила 187 млн 392 тыс. рублей, то в следующем году — она была втрое меньше и составила 62 млн 994 тыс рублей. Собеседник редакции в «ОДК-Авиадвигатель» сообщил, что несмотря на падение показателей, топ-менеджменту компании по итогам 2018 года были начислены значительные премии, их общая сумма составляет более 40 млн рублей. Среди премированных в 2018 году за разработку ПД-14 значится Даниил Сулимов, размер его выплаты составил 11 млн рублей. Вопрос о причинах премирования также содержался в запросах группе ОДК и остался без ответа. По данным сервера раскрытия информации, эта тема также не выносилась в итоговый публичный отчет компании и не была согласована с корпорацией «ОДК».

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


Технарь знаток