Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Мощный лодочный мотор СССР, который не все могли купить

Кто его видел? Кому лично довелось прокатиться на лодке, под мотором «Старт 50»? Думаю, таких очень мало.
А молодежь, наверняка, даже и не слышала про подвесной мотор «Старт 50». Что в нём особенного? И главное — почему самый мощный и современный советский ПЛМ не стал массовым?
Есть мнение, что всему виной наши (как говорит президент) «партнёры» из США (воспоминания очевидца — в конце текста).

Итак, начнём. Идея статьи и появилась — после этого, недавнего комментария от читателя, оставленного в Рождество (7 января):

Андрей Кузнецов: В 1977 году на базе появился мотор Старт 40, его тогда в частные руки не продавали, они были только у рыбнадзора и у освода. Как у дяди Васи появился — это загадка. По тем временам это была вещь, а стоял он у него на Казанке 5.

Небольшая неточность, в комментарии: Не 40, а 50 лошадиных сил. Короткая справка: Двухтактный лодочный мотор «Старт» (его фото будет ниже) выпускался Казанским Моторостроительным ПО с 1973 по 1979г. Рабочий объем 700 куб.см. Мощность 50 л.с. при 5500 об/мин.

За эти годы, было произведено всего 500 этих моторов. В свободной продаже они так и не появились. Их обладателями стали некоторые высокопоставленные лица, гонщики, силовые ведомства.
Моторы «Старт» получали прекрасные отзывы на испытаниях. Массовое производство откладывалось, мотор доводился «до идеала».

Проектируя мотор «Старт», были использованы лучшие технические решения советских и зарубежных моторостроителей. Первая модификация ЛМ 700. Реверс включался как на «Нептун 23» и «Yamaha». Передаточное число 12:29. Конструкция коленвала — как у «Привет 22». Трехканальная возвратно-петлевая продувка. Три цилиндра.

В 1975г. появилась модель «Старт» ЛМ 701. А в 1978г., в Лиепае была продемонстрирована модель «Старт» ЛМ 702 — за неё коллектив разработчиков получил награды. Отмечалось, что этот мотор воплотил все самые передовые технологии. И что он даже «опередил своё время».

В олимпийском, 1980-ом году, планировалось начать массовый выпуск флагманского советского ПЛМ! Но.

Почему же мы так и не получили отечественные ПЛМ, по качеству не уступающие американским и японским моторам? Есть две версии:

Первая версия — официальная: Как сейчас говорят, в СССР случился кризис. В сентябре 1981г. резко повышены цены на бензин. Одновременно — повышены цены на многие товары. Лодки и моторы подорожали в 1,5-2 раза. В результате — наша промышленность упала на колени. Упал спрос на лодки и ПЛМ. В те годы были сняты с производства многие модели лодок и моторов. Прекращены конструкторские работы в этой области. А на Казанском Моторостроительном ПО больше не выпускали никаких лодочных моторов.

Вторая версия, изложенная автором mravil, в своём блоге на livejournal. Он общался с испытателями, которые участвовали в разработке и испытаниях казанского ПЛМ «Старт».
По его словам, из-за ввода советских войск в Афганистан, США объявили нам санкции. В том числе, они перестали поставлять турбины для строящегося газопровода Уренгой- Помары-Ужгород.
В начале 80-ых, Казанскому ПО была поставлена задача, срочно изготовить замену импортным турбинам. За один год, турбины были спроектированы и запущены в производство.

Читайте также: Мотор для велосипеда от бензопилы урал

Все силы завода были брошены на решение этой, первоочередной задачи. Производство товаров народного потребления (в том числе и ПЛМ), было остановлено. А через несколько лет начал рушиться Советский Союз. Так мы с вами и не увидели мощных и современных отечественных ПЛМ.

Спросите, какая версия ближе к истине. А есть ли теперь разница?

Видео:Самые мощные лодочные моторыСкачать

Самые мощные лодочные моторы

Советские лодочные моторы

История производства советских лодочных моторов начинается с середины XX века. Первые попытки предпринимались еще до Великой отечественной войны, но безуспешно. Условно выделяют несколько этапов в истории советских моторов:

1. Освоение и начало выпуска подвесных моторов (50-60-е годы XX века);

2. Массовое производство различных моделей и типов (70-е годы XX века);

3. Сокращение объемов производства в связи со сложной ситуацией в стране (80-90-е годы XX века).

Советские моторы выполнялись примерно по одинаковой схеме: бензиновый двигатель двухтактный. Количество цилиндров зависело от мощности агрегата и составляло от одного до четырех. Редуктор располагался в подводной части, он приводил в движение гребной винт. Мотор обеспечивался водяным охлаждением, термостат отсутствовал. Выхлопные газы выпускались через грибной винт.

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Видео:ЛМ-7 Самый мощный подвесной мотор СССР довоенной постройкиСкачать

ЛМ-7 Самый мощный подвесной мотор СССР довоенной постройки

Производители советских лодочных моторов

Основными производителями лодочных моторов в СССР считались:

• Куйбышевский завод им. Фрунзе (ЛМ-1);

• Рыбинский завод им. Карлика (ЛМ-7)

• Богородский механический завод (ЛММ, ЛМР)

• машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева (Нептун);

• машиностроительный завод «Салют» (Салют, Спутник);

• Щербаковский моторный завод (Чайка);

• Московский механический завод МООСО (Пионер);

• Пермский машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (Кама);

• машиностроительная компания «Конвейер» (Бийск-45);

• ОАО «Моторостроитель» (Вихрь) и т.д.

Видео:История советских и российских лодочных моторовСкачать

История советских и российских лодочных моторов

Самые популярные советские лодочные моторы

ЛМ-1: производился в середине XX века. Особенность конструкции в том, что запуск производился на бензине, а в дальнейшем можно было использовать керосино-масляную смесь. Мощность мотора составляла 4 л.с. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 62 мм. Рабочий объем – 175 куб.см., максимальное количество оборотов – 1800, вес – 24 кг, топливный бак рассчитан на 2,2 л. Выпускался до 50-х годов.

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Нептун: лодочный мотор, оснащенный контактным зажиганием и возвратно-петлевой продувкой цилиндров. Редуктор можно было легко снимать, сам двигатель крепился с помощью резиновых амортизаторов, что обеспечивало его тихую работу. Самая распространенная модель Нептун-23. Он был оснащен двухтактным двигателем, рабочий объем – 346 куб.см., мощность – 23 л.с., максимальное количество оборотов – 5500, вес – 44 кг, топливный бак рассчитан на 20 л. Выпускался до 50-х годов;

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Салют: легкий лодочный мотор с бесконтактным насосом охлаждения. Был оснащен кнопкой «стоп», отличался хорошей ремонтопригодностью. Выпускался в 60-х годах XX века. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним рабочим цилиндром диаметром 38 мм и ручным запуском. Рабочий объем – 45 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 2 л;

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Чайка: подвесной мотор простой конструкции. В его основе – двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 46 мм. Эта модель считалась известной копией зарубежного агрегата «British Anzani Pilot». Рабочий объем – 63 куб.см., максимальное количество оборотов – 2500, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 1,5 л, мощность – 1,8 л.с. Выпускался до 1956 года;

Читайте также: Лодка плюс мотор гладиатор

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

ЛМ-7: один из самых мощных советских лодочных моторов. В комплекте к нему шла очень подробная инструкция по эксплуатации и устранению неполадок. Мощность составляла 17 л.с. Рабочий объем – 500 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 43 кг, топливный бак рассчитан на 12 л. В основе конструкции двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами диаметром 70 мм. Выпускался в 30-40-е годы XX века;

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

ЛММ-6 (ЛММ-6а): морской лодочный мотор, который выпускался вплоть до 2008 года. Изначально его устанавливали на шлюпки ВМС. Особенностью конструкции была бесконтактная вихревая помпа. Реверс отсутствует. Мощность – 6 л.с., рабочий объем – 247 куб.см., максимальное количество оборотов – 3000, вес – 42 кг, топливный бак рассчитан на 8 л;

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Вихрь: один из самых распространенных и самых неудачных советский моторов. Конструкция считалась устаревшей, случались частые поломки. По большому счету из-за них сложилась отрицательное впечатление обо всех советских моторах. Заявленная мощность – 20 л.с., рабочий объем – 422 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 45 кг, топливный бак рассчитан на 22 л. Существовали модификации Вихрь-25Р, Вихрь-30, Вихрь-32;

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Бийск-45: мощный мотор, в основе которого двухтактный двигатель с тремя рабочими цилиндрами диаметром 71,7 мм. Коленвал изготавливался цельным. Агрегат работал на бензине с добавлением масла. Мотор имел ручной и электрический запуск. Заявленная мощность – 45 л.с., рабочий объем – 733 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 70 кг;

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Кама: подвесной мотор, который выпускался до 1966 года. В его основу заложен двигатель мотопилы «Дружба». Система охлаждения смешанного типа: воздух и вода. Отдельный бензобак был рассчитан на 6 л топлива. Мощность – 3,2 л.с., рабочий объем – 94 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 16 кг;

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Пионер: лодочный мотор, который стали выпускать еще в 1932 году. Простая конструкция, румпельное управление. В качестве топлива использовался бензин с добавлением автола. В основе двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами. Мощность – 5 л.с. По техническим характеристикам двигателя практически не сохранилось информации.

Самый мощный лодочный мотор времен ссср

Видео:МУЗЕЙ МОТОРОВ // СОБИРАЛ ИХ С ДЕТСТВА.Скачать

МУЗЕЙ МОТОРОВ // СОБИРАЛ ИХ С ДЕТСТВА.

Покупка и обслуживание советского мотора

Перед покупкой необходимо было ознакомиться с техническими характеристиками модели, которые предоставлялись заводом-производителем. Обычно в комплекте с мотором шла подробная инструкция по эксплуатации с разделом «Регламентные работы». Регламентные работы включали в себя осмотр всех узлов механизма, выявление износа деталей, замену смазки, очистку двигателя от продуктов сгорания. В картах регламентных работ указывались сроки и необходимые операции. Также подробно расписывались все возможные неисправности и способы их устранения.

Преимущества и недостатки моторов, произведенных в СССР

Советские моторы отличались:

• небольшим весом и габаритами;

• доступностью запасных частей;

• возможностью работать на бензине низкого качества;

Самыми распространенными недостатками считались:

• небольшой объем топливного бака;

• сильный шум и вибрации во время работы;

• сильное парообразование при контакте с водой;

• двигатель часто заливался водой во время эксплуатации;

• съемный стартер часто терялся;

• коэффициент полезного действия винта был маленький;

Читайте также: Регулятор давления топлива мерседес 124 102 мотор регулировка шестигранником

• моторы быстро выходили из строя.

Видео:Лодочные моторы СССРСкачать

Лодочные моторы СССР

Надежный лодочный мотор made in USSR

«В Советском Союзе не делали хороших подвесных моторов. Один металлолом, который мы с радостью поменяли на японские и американские моторы». Так ли? Я бы не стал так категорично судить. И если моторы «Вихрь», «Ветерок», «Стрела» и проч. вспоминают по разному (кто то хвалит, большинство — ругают). То «Нептун 23», большинство старых водномоторников, вспоминают исключительно добрыми словами.

Недавно, на канале «Лодочник», мы обсуждали советский ПЛМ — которому поставили памятник. Как выяснилось (в комментариях) — что даже не один памятник и в разных местах России. Ссылка на публикацию о памятнике будет в конце текста.
Там же, в обсуждении памятника, читатели высказали, что «Нептун 23» — это самый надежный советский подвесник. Так ли это?
Далее будут аргументы, которые приводились читателями.

Справка: Его производили с конца 60-ых, по 2008 год.
4 модификации: «Нептун», «Нептун М», «Нептун 23» (у всех трех рабочий объём 346,6 см³). И «Нептун 25» (410 см³). Как видно из недавних обсуждений (и горячих споров) — «Нептун 23» был и остаётся самым любимым и уважаемым мотором советского прошлого. Почему?
Посмотрим комментарии от разных людей и обсудим их.

boris borisov : Из наших только Нептун-23 заслуживает одобрения Но слабовата шпонка винта частенько срезает.

Анатолий Исаев : Ходил на «Вихре», в т.ч. и с эл. запуском. Нет, не мой — шумный, тяжелый, не надежный. А вот «Нептун-23» это мой. Ходил с ним лет 12. На зиму брал домой и профилактически разбирал до винта. И летний сезон он не подводил, обычно. Бывали капризы при заводке, но очень редко. Да и заводить его стартером намного легче, чем Вихрь 30 крутить.

Справка: При весе 44кг., «Нептун 23» потреблял 9 литров 76-го бензина (с маслом). Контактное зажигание. Топливный насос — тот же, что и на «Вихре» и «Привете». Легко снимается и ремонтируется редуктор. Самый мягкий звук мотора (за счет резиновых амортизаторов).

Но иногда заливало водой свечи. Втулка крыльчатки требовала доработки. Быстро «кончался» нижний коренной подшипник вала.

Возможно, секрет надежности «Нептуна» в том, что производили его на авиационном заводе. Всё таки, более серьёзное отношение к качеству. Вот ещё — комментарии из прошлой статьи, о «Нептуне»:

аркадий : «Нептун 23» — мечта, а не мотор. Переводил его на керосин, тогда еще дешевый, и ездил. Но переделка была серьезная. Запускался и прогревался на бензине на холостом ходу, а потом автоматически открытием заслонки карбюратора переключался на подогретый в змеевике керосин. Работал отлично.

beliy : Для своего времени был хороший мотор. Но капризный. У меня Нептунчик был 23-й. Вот, с-ка, безотказный! Вихрь, правда, помощнее был.

Молодым водномоторникам странно слышать, что мы возили запас шпонок. Что после обкатки «Нептуна» — удаляли ограничитель из карбюратора.
И что винты различались так: «Белый винт» , «Красный винт» . Кто помнит, какой из этих винтов был грузовой? И для чего были нужны куски электродов? Пишите в комментариях. Обсудим.
Если нравится тема — жмите «лайк». Обещанная ссылка на статью — Лодочный мотор, которому поставили памятник .

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎥 Видео

    Топ 5 лодочный моторов. Какой отечественный мотор предпочтительнее?Скачать

    Топ 5 лодочный моторов. Какой отечественный мотор предпочтительнее?

    Советский лодочный мотор МОСКВА 30Скачать

    Советский лодочный мотор МОСКВА 30

    Cамый мощный лодочный мотор в мире Seven Marine 557 и 627 л.c. 6,2 V8Скачать

    Cамый мощный лодочный мотор в мире Seven Marine 557 и 627 л.c. 6,2 V8

    О Советских лодочных моторах .Скачать

    О Советских лодочных моторах .

    Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотораСкачать

    Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотора

    Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60Скачать

    Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60

    Советские лодочные моторы,плюсы и минусы марокСкачать

    Советские лодочные моторы,плюсы и минусы марок

    МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. "ЗВЕЗДА". Раритет ЛММ-6 1940 - 2008гв. Сделано в СССР . Обзор и запуск.Скачать

    МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. "ЗВЕЗДА". Раритет ЛММ-6 1940 - 2008гв. Сделано в СССР  . Обзор и запуск.

    Теперь в России будут производить свои лодочные моторы🚤Скачать

    Теперь в России будут производить свои лодочные моторы🚤

    Советские мотолодки. Родом из СССР https://t.me/motolodki_kateraСкачать

    Советские мотолодки. Родом из СССР https://t.me/motolodki_katera

    Лодки и моторы в фильмах.Скачать

    Лодки и моторы в фильмах.

    Лодки из СССРСкачать

    Лодки из СССР

    Топ 10 лодок СССР.Скачать

    Топ 10 лодок СССР.

    Лодочный мотор Вихрь 20//Запуск после 11-ти лет простоя!!!Скачать

    Лодочный мотор Вихрь 20//Запуск после 11-ти лет простоя!!!

    РОССИЙСКИЙ МОТОР 9.9 УБИЙЦА ЯПОНЦЕВ И КИТАЙЦЕВ ... ТЕСТЫ на ВОДЕСкачать

    РОССИЙСКИЙ МОТОР 9.9 УБИЙЦА ЯПОНЦЕВ И КИТАЙЦЕВ ... ТЕСТЫ на ВОДЕ
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток