«Вихрь» — марка подвесных лодочных моторов производства ОАО «Моторостроитель» (старое название — Куйбышевское моторостроительное производственное объединение им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по настоящее время.
На сегодняшний день ОАО ”Моторостроитель” выпускает следующие модификации мотора “Вихрь”: “Вихрь-30Э”, “Вихрь-30Р”, “Вихрь-32” ( 1-е исполнение), “Вихрь-32” ( 2-е исполнение).
Модели мотора «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л.с. сняты с производства.
Были изготовлены экспериментальные образцы моторов «Вихрь» мощностью 40, 45 и 60 л.с.
Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов. Двигатель — двухтактный двигатель двухцилиндровый. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — петлевая, двухканальная, а у мотора «Вихрь-30» — трехканальная петлевая. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с дисковыми текстолитовыми золотниками.
Зажигание рабочей смеси осуществляется от маховичного магнето , на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.
Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкии мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).
Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером (Вихрь-30Э). Предусмотрен также ручной запуск при помощи стартового шнура.
Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.
Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.
Гребной винт трехлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препядствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.
Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.
Моторы имеют отдельный бензобак, стандартно емкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.
Двигатель закрывается кожухом.
Мотор имеет генератор переменного тока с напряжением 12В и мощностью 30Вт для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.
Документация, руководства, статьи, тесты посвященные моторам «Вихрь».
Руководство по эксплуатации лодочного мотора «Вихрь»
Общие сведения о моторе «Вихрь»; Конструкция мотора; Эксплуатация мотора и уход за ним; Разборка и сборка мотора; Инструкция.
Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-М», «Вихрь»
Краткое описание, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию.
Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-30», «Вихрь-25»
Общие указания; Технические данные моторов Вихрь; Комплект поставки моторов Вихрь; Требования по технике безопасности; Устройство лодочных моторов Вихрь; Подготовка мотора к эксплуатации; Порядок работы; Техническое обслуживание моторов Вихрь; Правила хранения мотора; Возможные неисправности, их причины и методы устранения.
Каталог узлов и деталей подвесных лодочных моторов «Вихрь»
Настоящий каталог представляет 4 модификации лодочных моторов «Вихрь»: “Вихрь-30Э”, “Вихрь-30Р”, “Вихрь-32” ( 1-е исполнение), “Вихрь-32” ( 2-е исполнение).
Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23». Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2005. — 304 с.
В книге приведены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Вихрь-30» и «Нептун-23», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту.
Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, методы их диагностики и устранения. Широко использован долголетний опыт многих любителей по разборке, сборке и усовершенствованию моторов. Приводятся чертежи и схемы приспособлений и устройств, применяемых при ремонте и эксплуатации моторов, а также справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.
Пособие предназначено как для любителей-водомоторников, так и для работников ремонтных мастерских.
Усовершенствование и ремонт моторов «Вихрь», «Вихрь-М», «Вихрь-30»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Усовершенствование и ремонт моторов Вихрь, Вихрь-М, Вихрь-30. Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2006. — 176 с.
В книге систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельному ремонту и модернизации основных узлов и систем моторов. Рассмотрены методы устранения наиболее характерных недостатков и неисправностей, присущих моторам Вихрь разных модификаций. Приведены технические характеристики и данные по взаимозаменяемости наиболее ходовых деталей моторов.
Пособие предназначено для любителей-водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
От составителя
Улучшение эксплуатационных характеристик «Вихрей»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Улучшение эксплуатационных характеристик «Вихрей». Справочник. — М: «Издательский Дом Рученькиных», 2004. — 112 с.
В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей — водномоторников по самостоятельной модернизации основных узлов и систем моторов семейства «Вихрь». Приведены технические характеристики и способы установки на моторы дополнительного оборудования — генераторов, стартеров, тахометров. Подробно рассмотрены наиболее надежные варианты модификации систем охлаждения, смесеобразования, а также дистанционного управления и электрозапуска моторов. Приведен материал по усовершенствованию подвески и облегчению манипулирования мотором при подходе к берегу и на стоянке. Описаны характерные недостатки, присущие моторам «Вихрь» разных модификаций, и способы их устранения.
Пособие предназначено для любителей — водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
От составителя
Как облегчить ремонт мотора Вихрь в походных условиях?
Некоторые рекомендации А.М.Лутицкого.
За многие годы и походы я всегда возвращался на стоянку сам, под своим Вихрем. В самых непредвиденных ситуациях я был морально подготовлен к любому неприятному случаю, а затем и технически. В походных услових при соответствующей подготовке возможно делать практически любой ремонт. Приходилось ремонтировать и редукторы, и цилиндро-поршневые группы, золотники, восстанавливать треснувшие от удара поддоны и многое другое. Многое почерпнуто из КиЯ, многое опробировав, оставлял без изменений, многое придумал сам и сконструировал.
Слабое место «Вихря»
Мотор “Вихрь”, который имеет репутацию самого надежного из наших подвесников, все же страдает некоторыми “хроническими болезнями”. Одна из них — частое разрушение резиновой крыльчатки помпы охлаждения. Из-за этого водомоторники возят с собой одну, а то и две запасные,так как перегрев двигателя происходит преимущественно из-за отказа водяной помпы.
«Нептун» против «Вихря»
или почему «Вихрь» «тянет» хуже других моторов.
Регулировка редуктора моторов Вихрь
Р. В. Страшкевич, Катера и Яхты, №54, 1975 год
Редуктор подвесного лодочного мотора — один из самых ответственных и сложных узлов, к тому же и работающий в очень неблагоприятных условиях — под водой.
Доработка подводной части мотора Вихрь
Чтобы уменьшить гидродинамическое сопротивление подводной части «Вихря», улучшить водозабор системы охлаждения и избавиться от реактивного момента, возникающего на выхлопном патрубке, я несколько перестроил корпус редуктора.
Читайте также: Казанские моторы американский футбол команда
Не ошибусь, если скажу, что почти каждый владелец подвесного мотора сталкивается с перегревом двигателя из-за выхода из строя крыльчатки охлаждения или засорения входных отверстий. На своей мотолодке я смонтировал аварийный выключатель, который уже несколько раз спасал мотор от аварий.
Выпускаемые сегодня подвесные моторы разрабатывались в те времена, когда, кроме старой «Казанки», у нас практически ничего не было. На нее, естественно, и ориентировались моторостроители, рассчитывая параметры своих первых 17—20-сильных подвесников.
Соответствуют ли эти параметры гидродинамическим характеристикам современных мотолодок?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, редакция провела сравнительные ходовые испытания.
Моторная лодка «Прогресс» плюс мотор «Вихрь-30»
М. М. Буньков, В. М. Гринпресс, Ю. М. Садовников, Журнал «Катера и Яхты», №5 (057), 1975г.
Для проектирования оптимальных гребных винтов и надежных расчетов скорости мотолодок необходимо располагать данными по сопротивлению воды движению лодки при соответствующих нагрузках. Наиболее надежные данные могут быть получены в результате буксировочных испытаний этих мотолодок в опытовом бассейне. Подобные испытания ряда корпусов моторных лодок были проведены в бассейне ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. В частности, были испытаны корпуса мотолодок «МКМ», «Крым», «Юг-2500», «Дракон», «Кафа-2500», «Днепр», «Лотос», «Казанка-5», «Прогресс-2» и «Прогресс-4». Ниже представлены результаты испытаний мотолодки «Прогресс-2».
Видео:Пуск мотора вихрь 30Скачать
Лодочный мотор «Вихрь»: стоит ли покупать
Видео:Правильная сборка помпы лодочного мотора вихрьСкачать
Ремонт цилиндропоршневой группы лодочного мотора «Вихрь»
Сборка цилиндропоршневой группы лодочного мотора «Вихрь»
При установке поршневых колец необходимо также использовать кусочки жести, как и при их снятии. Ставят сначала нижнее кольцо, затем верхнее. После этого в поршень вставляют поршневой палец, предварительно смазанный маслом так, чтобы внутри поршня он выдвинулся из бобышки на 1-2 мм. Поршень надевают на головку соответствующего шатуна при положении коленчатого вала этого цилиндра в ВМТ и фиксируют в бронзовой втулке на выступающем внутрь конце пальца.
Поршни лодочного мотора «Вихрь» ориентируются пологим скосом головки в сторону выпускных окон, при этом отверстия в юбке будут направлены в сторону расположения карбюратора. Поршни моторов «Вихрь-25» и «Вихрь-30» ориентируются по отверстию третьего продувочного канала—оно должно находиться со стороны, обратной расположению выпускных окон. На головке всех поршней моторов «Вихрь-М»
и
«Вихрь-30»
имеется стрелка, которая должна быть направлена в сторону выпускных окон. Проверив расположение поршней, можно окончательно вставить пальцы в обе бобышки поршня и поставить стопорные кольца, которые предварительно рекомендуется слегка растянуть для увеличения их упругости.
Самая трудоемкая и ответственная операция при сборке — надевание блока цилиндров на поршни. Выполняя ее, нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить поршневые кольца. Облегчить монтаж цилиндров можно, использовав простые приспособления — упоры для поршней и обжимки поршневых колец. Упоры (см. рис. 40), как уже было сказано, можно изготовить из текстолита, плотного дерева (дуб, бук) или толстой фанеры. При монтаже цилиндров упоры, вставленные между картером и юбками поршней, фиксируют поршни на разных расстояниях от картера.
Обжимку для колец можно или выточить из отрезка трубы (рис. 51, а) или согнуть из полосовой стали (рис. 51, б) толщиной 2-2.5 мм. Обжимку надевают на поршень и кольца, предварительно установленные в канавках замками на стопорные штифты, сжимают. При монтаже обжимку сдвигают нижним торцом цилиндра, и поршень со сжатыми кольцами легко входит в него. Точеная обжимка имеет вырез для снятия с шатуна, а гнутую для этой цели разбирают на две части. Чертеж обжимок, по которому их можно изготовить, приведен на рис. 52.
Рис. 51. Обжимки для поршневых колец: а — точеная (из трубы), Ø 67 мм («Вихрь», «Вихрь-М»), Ø 72 мм («Вихрь-30»); б — разборная
Рис. 52. Чертеж обжимок. Ø D = 67 мм для поршня моторов «Вихрь» и Вихрь-М»; Ø D = 72 мм для поршней мотора «Вихрь-30». Материал — Ст.45
Перед установкой блока цилиндров боковые поверхности поршней и зеркала цилиндров надо смазать тонким слоем масла и на картер поставить прокладку (две — на «Вихре»
). Устанавливать раздельные цилиндры на
мотор «Вихрь»
сложнее, чем на модели, имеющие блок цилиндров. Сначала цилиндры надевают на оба поршня и на них крепят блок головок, но крепежные болты не затягивают до упора. После этого ставят глушитель и затем уже затягивают крепежные болты.
Собранный узел подтягивают к картеру; ставят и окончательно затягивают три гайки крепления цилиндров к картеру, доступные для работы ключом, и болты крепления блока головок. Глушитель снимают и на оставшиеся три шпильки крепления цилиндров к картеру навинчивают гайки и затягивают их. Глушитель ставят на место, но болты его крепления к цилиндрам окончательно затягивают после установки двигателя на поддон совместно с двумя болтами, которыми глушитель крепится к поддону. Такой порядок сборки исключает перекос цилиндров.
При монтаже блока цилиндров на «Вихре-М»
сначала его надевают с прокладкой на шпильки картера и в него вводят с помощью упоров и обжимок поршни. Затем ставят блок головок с прокладкой и затягивают гайки крепления с соблюдением порядка затяжки. Блок цилиндров
«Вихря-М»
— тонкостенная литая конструкция из алюминиевого сплава, и поэтому затяжка болтов глушителя должна быть умеренной во избежание ее коробления. При сборке
двигателя «Вихрь-30»
в блок цилиндров вводят поршни и крепят его шестью гайками к картеру.
Перед опусканием блока и введением в гильзы поршней для сохранности колец и удобства сборки на поршни надевают обжимки любого вида: точеные или гнутые из полосы. По мере опускания блока на поршни обжимки съезжают вниз и после посадки колец в гильзы легко снимаются, а поршни окончательно вставляются в гильзы (рис. 53). На шпильки картера ставят блок цилиндров, затягивают шесть гаек и ставят головку блока с прокладкой, затягивают ее гайки (с соблюдением порядка затяжки). Последним ставят и закрепляют болтами глушитель. Сборка ходовой части двигателя представлена на рисунке в Каталоге.
Видео:ВИХРЬ 30, двигатель. подготовка к сборке.Скачать
РАЗБОРКА И СБОРКА МОТОРА ВИХРЬ
Читайте также: Мотор вентилятора печки форд фокус 2 рестайлинг
1. Снять обтекатель. 2. Отсоединить и снять тягу привода дроссельной заслонки карбюратора. 3. Вынуть ось привода дроссельной заслонки карбюратора. 4. Отвернуть ганку и вынуть болт пальца тяги реверса, отвинтить втулку тяги, снять палец. 5. Отвернуть винты крепления двигателя к дейдвуду, снять двигатель с дейдвуда. 6. Снять прокладку с дейдвуда. Вынуть торсионный вал. 7. Отвернуть винты крепления корпуса редуктора к дейдвуду, снять редуктор, снять резиновую втулку с корпуса водопомпы, вынуть из дейдвуда трубку подвода воды. 8. Отвернуть болты крепления подвески к дейдвуду, снять прижимную планку и резиновую прокладку, снять подвеску.
Примечание.
Дальнейшую разборку узлов производить согласно соответствующим операциям.
1. Отсоединить провода трансформаторов, основания магдино, кнопки «стоп», пульта дистанционного управления от блока ВБГ-3А. 2. Отвернуть винты крепления стартера (ручного или СТ-369 в сборе с кронштейном), снять стартер. Регулировочные шайбы привязать к каждой опоре комплектно. У стартера СТ-369 предварительно отсоединить провода. 3. Отсоединить от свечей провода, отвернуть две гайки, снять кронштейн с трансформаторами. У моторов с электрозапуском отвернуть две гайки и снять кронштейн с блоком ВБГ-3А. 4. Отсоединить и снять шланги с топливного насоса, карбюратора, поддона. 5. Отсоединить трос подсоса от карбюратора, для чего вывернуть пробку и вынуть клапан подсоса. Сжав пружину, отсоединить трос от клапана, клапан с втулкой и пружиной поставить на место, завернуть пробку, 6. Отвернуть две гайки, снять карбюратор. 7. Отвернуть винты крепления, снять топливный насос. 8. Отвернуть 3 винта, снять с маховика храповый диск, отвернуть гайку крепления маховика, съемником снять маховик с конуса коленвала, шпонку маховика. 9. Вывернуть винты и снять крепления основания магдино. 10. Отсоединить возвратную пружину и снять основание магдино. 11. Вывернуть винты крепления двигателя к поддону, снять поддон с двигателя и прокладки. 12. Отвернуть винты крепления глушителя, снять глушитель и прокладку. 13. Отвернуть гайки крепления блока головок и блока цилиндров, снять блок головок и прокладку. 14. Снять блок цилиндров. 15. Вынуть стопорные кольца, выпрессоватъ поршневые пальцы и снять поршни. 16. Отвернуть винты и болты крепления верхней и нижней крышек картера, снять их.
Примечание.
Монтаж и демонтаж коленчатого вала необходимо производить только в условиях специализированных мастерских. За разворот полуосей коленвала завод ответственности не несёт и рекламаций не принимает.
Вынуть ось кронштейна, снять кронштейн подвески, защелку и прокладки.
8.13. Разборка ручного стартера
1. Расконтрить и отвернуть гайку, снять болт со скобой. 2. Снять с болта скобу, пружинную шайбу. Вынуть из гнезд блока две собачки. 3. Развернуть блок стартера за шнур так, чтобы пружина ослабла. 4. Вывести блок зацепления с пружиной путем разворота по часовой стрелке. Снять блок.
ВНИМАНИЕ! При снятии блока из корпуса берегись спиральной пружины.
8.14. Разборка редуктора
1. Отвернуть винты крепления водопомпы, снять корпус помпы, крыльчатку, штифт и пластину. 2. Отвернуть нижнюю и верхнюю пробки в корпусе и крышке редуктора и слить масло. 3. Отвернуть винты крепления крышки редуктора и винт крепления тяги (6, рис. 4), снять крышку редуктора и вал винта с шестернями и подшипниками. 4. С вала снять стакан подшипника, регулировочные шайбы, шестерни, муфту переключения, подшипники.
Примечание.
Комплект регулировочных шайб при сборке ставить на своё соответствующее место (по толщине). 5. Вынуть вал- шестерню из корпуса редуктора. 6. Промыть все детали в бензине.
8.15. Разборка и сборка основания магдино с механическими прерывателями
Разборка производится в исключительных случаях; а) полный износ текстолитовых подушечек прерывателя; 6) полный износ контактов на стойке или рычажке прерывателя: в) выход из строя конденсатора. Последовательность разборки: 1) отвернуть гайку винта контактной стойки прерывателя; 2) снять с оси замковую и регулировочные шайбы; 3) снять рычажок прерывателя с пружиной, не трогая соединительного винта. Пружина в месте крепления винтом имеет открытый паз; 4) произвести необходимую замену деталей; 5) ось рычажка смазать смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74: 6) сборка прерывательного механизма производится в обратной последовательности; 7) несовпадение контактов должно быть в пределах 0,2 мм; выводы катушек и конденсаторов должны быть уложены согласно заводскому выпуску с целью устранения возможности задевания за кулачок или магниты маховика.
Сборку мотора производить а обратной (сравнительно с разборкой) последовательности. Перед сборкой кагора или узлов все снятые детали промыть в чистом бензине а просушить. При сборке все поверхности деталей смазать машинным маслом. При постановке маховика сопрягаемые поверхности конусов смазать масло МС-20. При сборке двигателя плоскости разъема сопрягаемых поверхностей деталей очистить от засохшего герметика и смазать плоскости свежим бакелитовым лаком. Затяжку гаек пли болтов производить постепенно, т. е. стачала производится затяжка на неполное усилие, затем производится окончательная затяжка.
При большом количестве гаек или болтов во фланцевых соединениях затяжку необходимо производить по диагоналям, начиная с расположенных в середине, что исключит перекос и коробление деталей. При сборке стартера пружину обильно смазать техническим вазелином. Обязательно подложить под опоры стартера поставленные ранее шайбы и проверить, чтобы скоба стартера не доставала храпового диска. Зазор между блоком стартера и маховиком выдерживается 7,5±0,5 мм. Перед установкой маховика на вал двигателя между контактами прерывательного механизма заложить чистую прокладку толщиной 1,5 мм в целях предупреждения поломки подушечек рычажков. После установки маховика на вал двигателя снять прокладки и установить зазор между контактами согласно разделу «Рекомендации по эксплуатации мотора»
8.17. Указания по замене деталей.
Цилиндры мотора по внутреннему диаметру разбиваются на три группы, соответственно изготавливаются три группы поршней.
Для моторов мощностью 25 л.с.
Маркировка группы | Диаметр в мм | |
Цилиндр | Поршень | |
2 | от 67,00 до 67,01 | от 66,76 до 66,77 |
1 | св 67,01 >> 67,02 | св 66,77 >> 64,78 |
0 | >> 67,02 >> 67,03 | >> 66,78 >> 66,79 |
Для моторов мощностью 30 л.с.
💡 Видео
Сборка картера ВихрьСкачать
сборка редуктора Вихря 30 часть II,продолжение смотреть надежная схема мотора Вихрь ВНИМАТЕЛЬНОСкачать
Ремонт редуктора вихрь.Скачать
Полная разборка и сборка редуктора "Вихрь 30"Скачать
Сборка мотора Вихрь 30Скачать
Расход бензина в ПОЛНЫЙ ГАЗ на лодочном моторе Вихрь 30. Лодка Казанка. 1 литр бензина.Скачать
проверяем работоспособность помпы вихрь после сборки.Скачать
Капитальный ремонт мотора Вихрь-30! Результат проделанной работы!Скачать
Тюннинг лодочного мотора Вихрь 30.Виталий Шлянин у меня в гостях.Скачать
⚙️🔩🔧Делаем из Вихря Ямаху. Переделки, доработки, модернизация.Скачать
Сальник коленвала Вихрь,правильная установкаСкачать
Сборка регулировка редуктора Вихрь тонкости и нюансы ( СОВЕТЫ НОВИЧКАМ)Скачать
Капитальный ремонт лодочного мотора Вихрь-30! Часть 3.Скачать
Капитальный ремонт Вихрь-30. Часть -1. Разборка и дефектовка двигателя.Скачать
сборка редуктора Вихря 30 часть IСкачать
Лодочный мотор Вихрь 30//Запуск//Ответ на комментарии.Скачать
Вихрь 30 Проблемы и пути решенияСкачать