Рулевая рейка передает вращение от руля к колесам. Она влияет на управляемость, а любые неисправности этого узла делают автомобиль менее послушным. Элементы рулевой рейки подвержены естественному износу, также на них воздействуют ударные нагрузки от движения по неровным дорогам. Это приводит к тому, что к пробегу 200–250 тыс. км рулевая рейка почти каждого автомобиля требует замены или ремонта.
- 8 признаков неисправной рулевой рейки
- Ремонтировать или менять?
- Снятие рулевой рейки
- Разборка рейки
- Порядок разборки рулевой рейки
- Дефектовка деталей
- Сборка рейки
- Установка рулевой рейки
- Как прокачать систему ГУР
- Ремонт рулевой рейки: своими руками или на СТО?
- Фотоотчет Сборка-разборка рулевого вала рейки TRW
- Ndanila
- пассатыч
- Ndanila
- Ndanila
- Ndanila
- 🎬 Видео
Видео:Ремонт рулевых реек. Как правильно?Скачать
8 признаков неисправной рулевой рейки
В движении по неровностям и при повороте руля слышен стук в районе рулевой рейки.
Ухудшилась управляемость, автомобиль «кидает», особенно остро это чувствуется на высокой скорости.
Свободный ход руля (люфт) увеличен.
Руль вращается тяжелее чем обычно или рывками.
Руль не возвращается в исходное положение после поворота, приходится доворачивать руками.
Шумит насос ГУР, звук усиливается при вращении руля.
Падает уровень масла в бачке гидроусилителя.
На рейке или рядом с ней видны подтеки масла.
Почти все признаки из списка выше не указывают прямо на износ рулевой рейки, поэтому перед ремонтом нужно убедиться, что проблема именно в ней.
Стучать могут элементы подвески — шаровые опоры, рулевые наконечники, сайлентблоки, втулки и стойки стабилизатора. Износ этих деталей приводит к плохой управляемости, увеличению люфта рулевого колеса. Подвеску нужно проверить, неисправные элементы — заменить.
Тяжелое вращение руля, невозврат или медленный возврат в исходное положение может быть следствием неправильной регулировки рейки или нарушением развал-схождения колес. Если вы недавно регулировали рейку, переделайте, но уже правильно, проверьте углы установки колес на СТО.
Для автомобилей с электроусилителем причиной «тяжелого» руля может быть отказ электродвигателя, обрыв или замыкание цепи, окисление контактов в разъемах, неисправность блока управления системы или сгоревшие предохранители.
Утечка жидкости из системы гидроусилителя и шум насоса ГУР связаны — масло вытекает через изношенные сальники и уплотнения. Через них же в систему попадает воздух, из-за которого шумит насос. Осмотрите корпус насоса, шланги и соединения, если нашли течь — устраните.
Как определить износ деталей внутри рейки?
На заглушенном авто покачайте руль вправо-влево с небольшой амплитудой. Если слышен стук — нужен ремонт. Если есть помощник, пусть он в это время возьмется рукой за рулевую тягу, так можно точнее определить, где люфт.
Видео:Лада Гранта, Датсун, Калина-2 ремонт рулевой рейки и подрулевого карданчика своими рукамиСкачать
Ремонтировать или менять?
Заменить неисправную рейку на новую проще, чем отремонтировать. Но дороже. Рассмотрим затраты на ремонт рейки автомобиля Ford Focus II 2009 года выпуска. Новая оригинальная рейка стоит 45 000 рублей. Заменители предлагают купить по цене от 20 000 рублей, но их ресурс, по отзывам автовладельцев, непредсказуем.
Ремкомплект для рейки Ford Focus II стоит 2 500 рублей, пыльники с хомутами — 600 рублей. Экономия очевидна, но на снятие, ремонт и установку узла придется потратить около 2-х дней. Для демонтажа и монтажа подойдет обычный комплект гаечных ключей, но чтобы разобрать и собрать рейку нужен специальный инструмент, который придется купить или изготовить самостоятельно.
Перед началом ремонта постарайтесь трезво оценить свои силы и возможности, сопоставить выгоду от самостоятельного ремонта и предстоящие трудозатраты.
Видео:Технология ремонта рулевых реек от PST Service.Скачать
Снятие рулевой рейки
Демонтаж рейки имеет свои особенности для каждого автомобиля, но в целом, порядок действий следующий:
Установить переднюю часть авто на подпорки, снять колеса.
Выпрессовать рулевые наконечники из цапф поворотного кулака (используйте специальный съемник).
Снять теплозащитный экран рейки.
Для автомобилей с гидроусилителем — открутить шланги подачи и обратки масла (под шланги подставьте емкость для слива жидкости), для автомобилей с электроусилителем — отключить разъем или снять датчик положения рулевого вала.
Открутить болты крепления рулевой рейки к подрамнику или моторному щиту (в зависимости от марки и модели автомобиля).
Ослабить стяжной болт карданного соединения рейки с рулевым валом.
Потянуть рейку по направлению рулевого вала для высвобождения шлицевого соединения (если рейка не идет, допускается сбить ее легкими ударами молотка).
Вытащить рейку через левую или правую арку колеса (зависит от компоновки подкапотного пространства).
Выпрессовка рулевого наконечника съемником
Читайте также: Мощность вала редуктора формула
Совет: не в каждом автомобиле рейку можно достать просто так — может мешать подрамник. Снимать его полностью долго и сложно, попробуйте открутить только задние болты и опору двигателя, потом отвести подрамник вниз. Часто этого бывает достаточно и рейка высвобождается.
Для извлечения рейки в Peugeot 308 нужно открутить задние болты подрамника и отвести его вниз, это проще, чем снимать подрамник полностью.
После демонтажа рейку нужно очистить от грязи и вымыть.
Видео:КАК УБРАТЬ СТУК В РУЛЕВОЙ. РЕМОНТ РЕЙКИ БЕЗ ГУР. ЗАМЕНА ВТУЛОК И ВЫБОР КОМПЛЕКТА НИССАН ИКСТРЕЙЛ T32Скачать
Разборка рейки
Разбирать и собирать рулевую рейку лучше в чистоте, без песка и пыли. Если абразивные частицы попадут внутрь — поверхности и сальники быстро износятся, рейка потечет. Зафиксируйте рейку в слесарные тиски, если их нет, подложите на место разборки чистый картон или другой материал.
Важно: не зажимайте рейку в тисках слишком сильно — ее корпус из хрупкого сплава алюминия может лопнуть или деформироваться.
Порядок разборки рулевой рейки
Снимите хомуты и стяните пыльники рулевых тяг.
Надежно зафиксируйте корпус рейки и открутите рулевые тяги (на резьбовой муфте есть проточки для рожкового ключа).
Открутите контргайку и гайку регулировочного механизма, достаньте из посадочного гнезда шайбы и прижимную втулку.
Открутите корпус или гайку приводного вала (может понадобиться специальный ключ), достаньте вал из корпуса.
Вытащите зубчатый шток рейки.
Из корпуса рейки достаньте уплотнительные манжеты, втулки и фторопластовые кольца.
Расположение приводного вала и зубчатого штока в рулевой рейке
Совет: перед разборкой рейки сделайте метки положения зубчатого штока или замеряйте, насколько он выступает из корпуса с двух сторон, чтобы потом правильно собрать. Отмечайте положение регулировочной гайки и считайте витки при ее откручивании, чтобы после сборки установить прижимную втулку в правильное положение.
Видео:Центровка рейки,как выставить рулевую рейку в нольСкачать
Дефектовка деталей
Детали разобранной рейки нужно протереть от масла, очистить от отложений и внимательно осмотреть. В ремонтных комплектах обычно поставляются только резиновые уплотнения и фторопластовые втулки с кольцами. Не для каждого случая этого может быть достаточно.
Тщательно осмотрите поверхность зубчатого штока — на нем не должно быть повреждений и следов износа. Особое внимание уделите рабочей зоне — зубьям и части штока, которая соприкасается с кольцами, сальниками и втулками. Любое повреждение, коррозия, риски и задиры приведут к быстрому износу уплотнений и течи рейки.
Глубокая коррозия штока рейки. Такую деталь ставить нельзя.
На косых зубьях шестерни приводного вала не должно быть трещин, зазубрин, сколов и глубокого износа. Ставить вал с такими повреждениями опасно — рейка может заклинить в движении.
Частая причина стуков в рейке — износ прижимной втулки. Рабочая поверхность детали должна быть гладкой, без следов продавливания и задиров. Прижимной втулки обычно нет в ремкомплекте рейки, но на многие автомобили ее можно купить отдельно.
Износ прижимной втулки — фторопластовая вставка продавлена
Сильно изношенные и поврежденные детали рейки нельзя восстановить в условиях гаража. Если при дефектовке обнаружены проблемы — обратитесь за помощью в специализированные СТО. Там могут отреставрировать вал и шток рейки на профессиональном оборудовании.
Видео:Как разобрать и собрать рулевую рейку Часть 1Скачать
Сборка рейки
Собирайте рейку в последовательности, обратной разборке. Детали смазывайте маслом для ГУР перед установкой, чтобы на втулках не образовалось задиров.
Фторопластовые кольца и втулки вставляйте в корпус рейки осторожно — материал хрупкий и может лопнуть от ударов или большого усилия. Для аккуратной запрессовки можно использовать торцевую головку и удлинитель подходящего размера из набора ключей.
После установки зубчатого штока отцентрируйте его по меткам, сделанным перед разборкой, затем вставляйте и прикручивайте приводной вал.
Вставьте в гнездо прижимную втулку и шайбы, заверните регулировочную гайку на нужное количество оборотов и проверните механизм рукой несколько раз от упора до упора (вращать нужно за приводной вал). Если рейка собрана правильно, зубчатый шток должен ходить легко, без заеданий. Зажмите контргайку регулировочного механизма.
Закрутите рулевые тяги и установите пыльники, обожмите их специальными хомутами.
Важно: не ставьте вместо хомутов пластиковые стяжки, они не обеспечивают надежный обжим пыльника, внутрь рейки будет попадать влага, шток заржавеет и повредит манжеты. Рейка потечет.
Читайте также: Схема крестовины рулевого вала
Видео:Как устроена рулевая рейка / система ГУРСкачать
Установка рулевой рейки
Ставить рулевую рейку на автомобиль лучше с помощником — один заводит рейку со стороны подкапотного пространства, другой направляет карданный шарнир в шлицы вала из салона. Карданный шарнир можно поставить только в одном положении — в шлицевом соединении есть специальная отливка, которую надо совместить с пазом на ответной части. Не зажимайте сразу стяжной болт — карданное соединение займет правильное положение на шлицах после того, как будут окончательно прикручены рейка и подрамник.
Установите и зажмите болты крепления рулевой рейки и подрамника, после этого окончательно затяните стяжной болт карданного соединения рулевого вала.
Вставьте пальцы рулевых наконечников в цапфы и закрутите гайки. Присоедините трубки и шланги гидроусилителя (или разъемы проводов для системы с ЭУР). Залейте жидкость ГУР в бачок до отметки «максимум».
Установите колеса и не снимая автомобиль с подставок начните прокачку системы (для автомобилей с гидроусилителем).
Как прокачать систему ГУР
Прокручивайте руль несколько раз от упора до упора с небольшой задержкой в крайних положениях.
Снимите автомобиль с подставок, долейте жидкость в бачок ГУР, если уровень понизился.
Прокрутите несколько раз руль от упора до упора, также с задержкой в крайних положениях.
Убедитесь что насос ГУР не шумит, долейте жидкость в бачок, если уровень упал и осмотрите соединения, шланги и трубки ГУР на подтекание.
Совет: не спешите устанавливать теплозащитный экран, с ним будет сложнее осматривать рейку во время контрольной поездки.
После прокачки проверьте еще раз затяжку всех резьбовых соединений и сделайте контрольную поездку. Ремонт рулевой рейки можно считать успешным, если:
Стуки и шумы прекратились.
Уровень жидкости в бачке ГУР не падает.
Автомобиль хорошо управляется, уверенно держит дорогу.
Если все в порядке, установите на место теплозащитный экран.
После ремонта рулевой рейки обязательно проверьте развал-схождение в автосервисе или самостоятельно.
Видео:КАК ПОДТЯНУТЬ РУЛЕВУЮ РЕЙКУ. НЕ ПОПАДАЙТЕСЬ НА РАЗВОДЫ АВТОСЕРВИСА. ЭКОНОМИМ НА РЕЙКЕ | #ВидеолекцияСкачать
Ремонт рулевой рейки: своими руками или на СТО?
Отремонтировать рулевую рейку самостоятельно в гараже выгодно, но не просто. Понадобится инструмент, время и терпение.
Специализированные автосервисы предлагают альтернативу ремонту в гараже или покупке новой детали — полную реставрацию рейки.
Специалисты сами снимут рейку, подберут нужный ремкомплект, восстановят проблемные элементы, которых нет в продаже. Если описанные в статье работы кажутся сложными — доверяйте ремонт рейки профессионалам.
Видео:Ремонт Рулевой РейкиСкачать
Фотоотчет Сборка-разборка рулевого вала рейки TRW
Помогите мне пожалуйста, у меня уже руки опускаются. Сегодня всё собрал, поставили, насос и рейку, промыл систему с помощью FEBI 6161, затем залил оригинальную жидкость, ну и крутил рулём влево вправо до упора, как здесь в факе написано было. Но никакого эффекта усиления при повороте руля не наблюдаю. То есть, насос как будто бы и качает, но в холостую. Насос я перебирал, он у меня пролежал около месяца перебранный, пока я ждал рейку. Рейку купил б/у, не перебирал её, хотя ремкомплект имеется. Когда кручу рулём, вабще нет никакого эффекта усиления. Насос не гудит вроде, но и когда в крайнее положение руль ставлю, тоже не гудит (может после переборки). Заметил ещё одну особенность: в определённом полодении руля слышно какой-то свист в рейке, но слышно его из салона.
Подскажите, что смотреть в первую очередь. Завтра пойду снова всё разбирать. Может ли это быть насос, я когда собирал его, лопасти в колесе утопил полностью. Где-то видел, что господин quantum писал о том, что может плохо усиливать из-за подношенных пластиковых колец на валу рейки.
Помогите мне пожалуйста, а то уже руки опустились, не знаю что и делать, надеюсь только на вашу помощь прежде чем раскидать насос, на форуме неделю сидел, всё перечитал, и про каналы я тоже читал. Собрал я его правильно, в чём еще может быть проблема?
Ndanila
пассатыч
Мастер советчик
Ndanila
Мастер советчик
Ndanila
Мастер советчик
В общем, проблема так и не решена. Сегодня проторчал в гараже с 10.30 до 19.00, но так ничего и не добился.
Ещё раз симптомы.
1.При прокачке ГУР двигателем, насос засасывает жидкость нормально. \
2. Когда жидкости полный бачок, то руль тугой, насос в это время трудится, но ощущение такое, что трудится он вхолостую.
3. При выворачивании руля в крайние режимы ничего не происходит (звук насоса не усиливается)
Рейку разбирал, вроде бы золотник в порядке, кольца изношены не сильно.
Да и если бы дело было в рейке, то хоть какой-то эффект усиления руля прочувствовался бы.
Читайте также: Обслуживание крестовин карданного вала
Помогите, уже больше не могу бороться с ГУР (мне видимо не везёт с ситемами ГУР)
Ndanila
Мастер советчик
Наконец-то, проблему решил! Теперь катаюсь с гидрачём. Вам не понять мою радость, радость человека, который ездил сначала с гидрачём, потом у него потекла рейка и 2 года он ездил без него, а теперь восстановил!
Итак, подитожим:
Симптомы:
— при замене рулевой реки оказалось, что шлицы на валу не подходят (у меня были крупные, а на той рейке, которую менял, мелкие), пришлось выбивать штифт из рулевого вала и переставлять верхнюю часть, именно на которой шлицы и находятся
— при сборке и прокачке системы уже на заглушенном двигателе вращение рулевого колеса было затруднено после того, как жидкость попадает в рейку, рейка как бы упирается в противоположную сторону, но если крутить плавными рывками, руль всё же проворачивается
— при прокачке системы на заглушенном двигателе жидкость НЕ УХОДИТ!
— при запуске двигателя ЖИДКОСТЬ УХОДИТ
— далее, при верчении баранки на вывешенных колёсах влево-вправо до упора наблюдаются затруднения, те же самые, что и на заглушенном двигателе, то есть руль как бы упирается движению, как резиновый, ГУР не работает
— было выявлено, что насос 100 % рабочий, так как жидкость усасывал хорошо, но когда система заполнялась, всё вставало колом, бурления жидкости не наблюдалось, да и температура её равнялась комнатной, то есть, как будто и не крутился насос вовсе, насос при этом трудился в полную силу.
Итак, ошибка моя была в том, что я неправильно собрал рулевой вал! Но на ошибках учимся. Лучше бы на чужих, но уж как получилось. Рассмотрим разборку и дальнейшую сборку вала на примере вала с моей старой рейки.
А это он же, но уже в разобранном состоянии (разбирается просто: надо выбить штифт, расположенный в той части, где шлицы):
Верхняя часть рулевого вала (та, что со шлицами):
Это нижняя часть, так называемая юбка с кольцами, которые держат давление:
Верхняя часть рулевого вала крепится с помощью штифта основе, а вот внизу её профиль имеет вид урезанной окружности:
Юбка крепится к основе с помщью стопора, выемки на корпусе основы вала:
А вот верхняя часть рулевого вала может вставиться в 2 положениях, так как форма усечённой окружности позволяет это сделать, то есть верхнюю часть можно ещё повернуть на 180 градусов и благополучно вставить, что и было моей ошибкой. При исследовании поверхности той и другой детали, я увидел, в чём была моя ошибка. Я вставил верхнюю часть так, что наружное отверстие наложилось на внутренне, то есть получилось соедниение напроход! примерно вот так:
Надо было снять вал в сборе, и уже потом менять шлицевую, а я снял верхнюю часть, не откручивая самой основы рулевого вала, что и было моей ошибкой, я неправильно вставил шлицевую часть Получалось, что насос работает вхолостую, а в рейке давления нет!
Ниже приведены схемы (неправильная и правильная) сборки рулевого вала:
В принципе, я всё равно доволен, вот только 2 дня потрачены впустую, 2 дня под машиной. Спасибо за помощь в сборке freewish. ГУР рулит! Насос работает очень тихо, жидкость залил оригинальную зелёную. Всем спасибо за внимание, это можно поместить в FAQ, чтобы другие не наткнулись на мои же грабли.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎬 Видео
КАК подтянуть РУЛЕВУЮ РЕЙКУ | Регулировка Рулевой рейки #6Скачать
РЕМОНТ РУЛЕВОЙ РЕЙКИ ЛАДА ГРАНТА, А ТАКЖЕ 2110, ЛАДА КАЛИНА, ЛАДА ПРИОРА...Скачать
Как разобрать и собрать рулевую рейку Часть 2Скачать
Альтернатива ремонту рулевой рейкиСкачать
правильная замена сальника рулевой рейкиСкачать
Усиленная втулка рулевой рейки Kalina,Priora,Granta,Datsun, 2110Скачать
ремонт рулевого механизма киаСкачать
Установка ремкомплекта рулевой рейкиСкачать
Ремонт рулевой рейки тойотаСкачать
Ремонт рулевой рейки Лада Веста своими руками.Скачать
Шлифовка вала рулевой рейки | Ремонт рулевой рейкиСкачать