Scr клапан что это такое

Авто помощник

Одним из самых опасных для человека веществ, выбрасываемых в атмосферу при работе автомобильных двигателей является двуокись азота. Причем, чем более форсирован двигатель, тем больше выделяется окислов азота. Откуда берутся окислы азота, ведь в топливе азотистых соединений очень мало? Все очень просто, при высоких температурах с кислородом начинает реагировать тот азот, который содержится в атмосферном воздухе. И если в бензиновом двигателе этот процесс довольно легко контролировать, то в турбодизеле это совсем не просто. На ранних этапах проявления этой проблемы обходились установкой клапана EGR, для выполнения экологических норм ЕВРО 3 этого вполне хватало. С введением более жестких ограничений ЕВРО 4 и выше понадобились более радикальные меры. Инженеры-химики придумали способ борьбы с окислами азота непосредственно в глушителе автомобиля, в его выпускном тракте. В поток отработавших газов впрыскивается водный раствор карбамида, то есть мочевины, мочевина реагирует с окислами азота с образованием чистого азота и воды. Так родился реактив AdBlue, в некоторых странах известный как AUS 32, где 32 обозначает концентрацию мочевины в процентах в водном растворе. Технология мочевинной нейтрализации окислов азота получила название SCR (Selective Catalytic Reduction) — селективное каталитическое восстановление) и используется практически всеми крупными производителями автомобильной и сельскохозяйственной техники. Сам раствор мочевины в воде стал жестко стандартизованным продуктом (DIN 70070 и ISO 22241), который выпускается строго по лицензии. Почему так жестко? Ведь мочевина активно используется как органическое удобрение, а воды вокруг хоть залейся? Обязательное использование именно лицензированного продукта связано с очень жесткими требованиями к чистоте продукта. Дело в том, что расход AdBlue при работе автомобильного двигателя составляет порядка 3-5 % от расхода топлива, стало быть, дозирующая аппаратура очень точная и чувствительная к малейшим загрязнениям. Незначительные примеси посторонних веществ из самой мочевины или из воды выводит из строя дорогостоящее оборудование. И двигатель при выходе из строя системы SCR работать не будет, так как электроника не позволит его даже завести. Примерно такая же настройка используется и в случае опорожнения бака с мочевиной, автомобиль проедет еще несколько десятков километров с пустым баком, но повторный запуск двигателя электроника заблокирует. Так производители соблюдают экологические нормативы. Очень капризен реактив AdBlue и к условиям хранения, особенно при повышенных и пониженных температурах. При нарушении температурного режима раствор мочевины теряет свойства, к счастью, не сразу, а за несколько раз. Оптимальный режим хранения не более 36 месяцев при температурах 0-10°С. Срок хранения при температуре выше 25°С сокращается в два раза. После однократного замораживания-размораживания продукт не теряет свои свойства и полностью работоспособен. Установленный на автомобиль бак для AdBlue обычно термостатирован и снабжен автономным подогревателем. Даже при двухсуточной стоянке при температуре -40°С, AdBlue не замерзнет. Дозирующее устройство и блок подачи также снабжены подогревом.

Scr клапан что это такое

Сегодня, системами мочевинной нейтрализации снабжено большинство дизельных грузовиков и некоторая часть легковой техники, лидерами являются Mercedes Benz, Peugeot, Citroen. На грузовые автомобили ставится специальный нержавеющий бак с голубой пробкой для AdBlue, емкостью 20-30 литров, чего обычно хватает на полную заправку соляркой. У легковых дизельных автомобилей также есть бак для реагента, но меньшей емкости, на пробег от ТО до следующего ТО. Для того чтобы владелец не ошибся с заливкой и не заправил «стеклоомывайку» вместо мочевины, используется специальная горловина с автоматическим замком, а на канистре c AdBlue специальная насадка-шланг. При использовании реагента нужно соблюдать осторожность, так как мочевина вызывает ускоренную коррозию железа алюминия и меди. Пролитую жидкость нужно как можно быстрее смыть водой и вытереть насухо. Не рекомендуется также контакт с кожей. Сегодня, для сохранения экологичного выхлопа дизельного двигателя у системы SCR нет альтернативы, поэтому жидкость AdBlue будет использоваться в эксплуатации автомобилей еще долго.

Видео:Система ЕГР (EGR) / Система рециркуляции отработавших газов – ОСНОВЫ в 3D анимацииСкачать

Система ЕГР (EGR) / Система рециркуляции отработавших газов – ОСНОВЫ в 3D анимации

Из чего состоит и как работает система SCR?

Scr клапан что это такое

Selective Catalytic Reduction (SCR) — cелективное каталитическое восстановление является способом очистки отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС) от оксидов азота (NOx), реализуемым за счет установки дополнительного оборудования, которое представляет из себя внешнюю, по отношению к двигателю, систему. Установка системы SCR не требует изменений основной конструкции двигателя, что позволяет использовать их на ДВС любого производителя. Система SCR позволяет сократить выбросы NOx более чем на 80 % на любом типе двигателя (бензиновом, дизельном, газовом), они достаточно хорошо зарекомендовали себя в составе систем очистки отработавших газов автотранспортных средств.

Техническая реализация принципа действия cелективного каталитического восстановления обеспечивается системой очистки ОГ, создаваемой специальным образом.

  • Система подогрева бака мочевины;
  • Трубопровод мочевины;
  • Управляющий модуль (в составе блока управления, фильтра и насоса);
  • Форсунка впрыска мочевины;
  • Датчики температуры ОГ и мочевины, 2NOx;
  • Окислительный и восстановительный катализатор;
  • Система вентиляции.

Видео:Система SCR, как работает AdBlueСкачать

Система SCR, как работает AdBlue

Рассмотрим основные компоненты данной системы.

Бак мочевины, как правило изготавливаемый из пластика, собственно и предназначен для ее хранения перед впрыском. Поскольку мочевина в процессе эксплуатации расходуется, впрочем, весьма умеренно, а температура ее замерзания составляет порядка -11°С, то бак дополнительно оснащается датчиками уровня и температуры жидкости.

Читайте также: Обходной клапан масляного фильтра

Задачами насоса мочевины, который интегрирован в корпус управляющего модуля и управляется блоком управления, в зависимости от положения клапана обратной перекачки, являются:

— подача мочевины из бака к форсунке под давлением около 5 МПа (двигатель работает и выполняются условия, необходимые для работы системы нейтрализации);

Видео:зачем нужна Мочевина? отключить систему SCR, жидкость AdBlueСкачать

зачем нужна Мочевина? отключить систему SCR, жидкость AdBlue

— перекачивание мочевины из трубопровода подачи от форсунки обратно в бак (при выключении двигателя);

Блок управления предназначен для расчёта количества впрыскиваемой мочевины, которое определяется режимом работы двигателя, температурой ОГ и долей оксидов азота в их массовом потоке ОГ. Доля оксидов азота, поступающая в восстановительный катализатор, также рассчитывается блоком управления. Массовый поток ОГ соответствует массовому расходу воздуха во впускном канале, который определяется расходомером воздуха, и массе впрыснутого топлива.

Дозированная подача мочевины в поток отработавших газов выполняется форсункой. Управление иглой, запирающей выходное отверстие форсунки, осуществляется через электромагнитную катушку сигналом с широтно-импульсной модуляцией от блока управления.

Датчик 2NOx, размещенный в трубе выпуска ОГ непосредственно за восстановительным катализатором предназначен для определения доли оксидов азота в ОГ, которая анализируется блоком управления датчика.

Восстановительный катализатор, который представляет собой сотообразный керамический блок круглой или овальной формы. Покрытие поверхности пронизывающих блок каналов может состоять из цеолита меди, пентаоксид ванадия или других активных компонентов, предназначено для восстановления оксидов азота в ходе протекающей при определенной температуре химической реакции.

Видео:Что такое система SCR (мочевина)? #1Скачать

Что такое система SCR (мочевина)? #1

Окислительный катализатор, также соотообразный, но круглый металлический блок с покрытием либо на основе металлов платиновой группы, либо оксидов каталитически активных металлов, предназначен для окисления монооксида углерода (CO) до диоксида углерода, а углеводородов (CH) до воды и двуокиси углерода.

Система вентиляции с пароотводящей трубкой предназначена для выравнивания давления в баке.

Последовательность действия системы нейтрализации SCR заключается в следующем.

При нагреве восстановительного катализатора до температуры примерно 200°C, которая уже является рабочей, блок управления получает данные о температуре отработавших газов от датчика температуры, установленного перед восстановительным катализатором. Раствор мочевины ADBLUE забирается насосом из бака и под давлением примерно 0,5 МПа прокачивается через обогреваемый трубопровод к форсунке впрыска мочевины.

Форсунка, при достижении требуемого давления мочевины, по сигналу от блока управления дозированно впрыскивает мочевину в рассчитанном количестве в трубопровод системы ОГ перед восстановительным катализатором, где она подхватывается потоком ОГ и равномерно распределяется в ОГ. По пути к восстановительному катализатору, на так называемом гидролизном участке, мочевина распадается на аммиак (NH3) и углекислый газ (CO2). В восстановительном катализаторе аммиак (NH3) вступает в реакцию с оксидами азота (NOx), образуя азот (N2) и воду (H2O). Коэффициент полезного действия системы SCR определяется датчиком 2NOx, и в зависимости от уровня сигнала, который определяется содержанием оксидов азота в ОГ на выходе, увеличивается или уменьшается подача мочевины для впрыска.

Видео:SCR Weichai 1. Устройство и принцип работыСкачать

SCR Weichai 1.  Устройство и принцип работы

Условиями подачи блоком управления сигнала на впрыск мочевины является достижение требуемой температуры восстановительного блока и обеспечения наличия достаточного количества жидкой мочевины для впрыска (при замерзании мочевины в баке включается система его подогрева).

Условиями подачи блоком управления сигнала на прерывание впрыска мочевины является недостаточный объёмный поток ОГ, например на холостом ходу и существенное снижение температуры ОГ, в результате которого не достигается рабочая температура восстановительного катализатора.

После выключения зажигания насос выкачивает всю мочевину из системы обратно в бак.

В принципе, системы SCR, с учетом высокого качества изготовления ее компонентов являются достаточно надежными. И если не учитывать неисправности, связанные с естественными причинами (брак, износ), то чаще всего они выходит из строя после замерзания мочевины в баке. При этом большая часть растворенной мочевины выпадает в осадок, а оставшийся «сильно разбавленный» раствор замерзает. Через некоторое время после включения двигателя подогрев мочевины растапливает некоторую часть замерзшего «сильно разбавленного» раствора, а большая часть нерастворенной мочевины в виде кристаллов останется на дне бака. Эксплуатация ДВС с таким «разбавленным» составом не приведет к немедленному выходу системы SCR из строя, но если ничего не предпринимать, то поломка системы SCR практически гарантирована. При этом, коэффициент полезного действия такого «сильно разбавленного» состава гораздо ниже и, следовательно, потребление его может существенно возрасти, а если не прогреть весь объем замерзшей мочевины, то плотность состава будет расти, и кристаллы нерастворенной мочевины попадут в систему. Это может привести к закупорке патрубков, быстрому износу мембраны насоса, засорению форсунки. Поэтому, в случае замерзания мочевины в баке, рекомендуется прогреть его, до полного оттаивания мочевины, и проверить плотность состава. Если плотность не соответствует норме (1087-1093 кг/м3) – жидкость слить, бак, по возможности, промыть.

Необходимый для работы системы SCR реагент AdBlue является дополнительной эксплуатационная жидкостью. Ее необходимо регулярно заливать в отдельный бак. Проблем с приобретением этого реагента сейчас нет, а ее расход, если использовать данные о системах SCR, применяемых на автомобилях, достаточно небольшой — в среднем 1,5 — 2,5 литра на 1000 км.

Видео:✅ Volvo Дизель 2.0d - проблемы экологии, DPF и клапан EGR, AdBlue SCR - ЧИП ТЮНИНГ - ВАЖНО ЗНАТЬ!👈Скачать

✅ Volvo Дизель 2.0d - проблемы экологии, DPF и клапан EGR, AdBlue SCR - ЧИП ТЮНИНГ - ВАЖНО ЗНАТЬ!👈

Современные системы SCR значительно уменьшают выбросы токсичных оксидов азота и обеспечивают соответствие строгим экологическим нормам Евро-6, но при этом имеют как достоинства, так и недостатки, основные из которых приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Достоинства и недостатки системы SCR

ДостоинстваОбеспечение возможности сокращения выбросов оксидов азота более чем на 80 % и достижение соответствие эмиссии NOx уровня стандарта Евро-6
Достаточно эффективное удаление NOx для большинства режимов работы двигателя
Минимальное воздействие на рабочие процессы в двигателе, отсутствие требований к изменению конструкции двигателя
Доступная и отработанная технология, растущая справочная база, десятки тысяч систем по всему миру
НедостаткиОграниченное удаление NOx при низких нагрузках двигателя, например холостой ход
Занимает дополнительный пространство, необходим резервуар для хранения запаса мочевины и его периодическое пополнение
Может привести к незначительному увеличению расхода топлива двигателем (в среднем на 3–6%)
Дополнительные расходы на потребление мочевины

🎥 Видео

Принцип системы мочевины AdBlue. Üre Adblue nedir. Was ist Harnstoff Adblue. 什麼是尿素Скачать

Принцип системы мочевины AdBlue. Üre Adblue nedir. Was ist Harnstoff Adblue. 什麼是尿素

Простое объяснение рециркуляции отработанных газов (EGR)Скачать

Простое объяснение рециркуляции отработанных газов (EGR)

Система SCR в действии AdBlueСкачать

Система SCR в действии AdBlue

Все, что нужно знать про систему SCR восстановителя(дизель с мочевиной). AdBlue Land RoverСкачать

Все, что нужно знать про систему SCR восстановителя(дизель с мочевиной). AdBlue Land Rover

Неисправности системы АдблюСкачать

Неисправности системы Адблю

Отключение мочевины AdBlue (SCR) и клапана ЕГР на КАМАЗСкачать

Отключение мочевины AdBlue (SCR) и клапана ЕГР на КАМАЗ

Система SCR (ЕВРО-4 -5) двс WEICHAI. Самостоятельная диагностика, разборка, дефектовка, ремонт.Скачать

Система SCR (ЕВРО-4 -5) двс WEICHAI. Самостоятельная диагностика, разборка, дефектовка, ремонт.

Scania системы мочивины SCR, EEC1, EEC2 Euro4,5,6Скачать

Scania системы мочивины SCR, EEC1, EEC2 Euro4,5,6

Отключение мочевины AdBlue SCR и клапана ЕГР (АГР) на DAF XF460Скачать

Отключение мочевины AdBlue SCR и клапана ЕГР (АГР) на DAF XF460

Как отключить систему Ad Blue мочевина в дизельном МерседесеСкачать

Как отключить систему Ad Blue мочевина в дизельном Мерседесе

Удаление ошибок по SCR, EGR, DPF на Scania R490 евро 6 XPIСкачать

Удаление ошибок по  SCR, EGR, DPF на  Scania R490 евро 6 XPI

Система AdBlueСкачать

Система AdBlue

Камаз евро 5, решение проблемы с подачей мочевины, чистка системы AdBlueСкачать

Камаз евро 5, решение проблемы с подачей мочевины, чистка системы AdBlue

Euro 6 DAF SCANIA MERCEDES MAN - решение проблем с SCR/DEF/AdBlue - как происходит процесс?Скачать

Euro 6 DAF SCANIA MERCEDES MAN - решение проблем с SCR/DEF/AdBlue - как происходит процесс?
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток