Любое водонагнетательное устройство состоит из нескольких частей: электрический двигатель, центробежный вал, электронное оборудование. Практически главным элементом, без которого не будет работать ни одна насосная станция, является крыльчатка.
Видео:как снять подшипник без доступа для съёмника?Скачать
Что это такое
Крыльчатка водяного насоса – это колесо (пропеллер, вертушка, лопасть) с боковыми лопастями различной формы, которое при передаче импульса вращения от двигателя непосредственно контактирует с водой и заставляет ее двигаться в заданном направлении.
Практическое назначение у вращающегося пропеллера одно – заставить воду перемещаться в нужном направлении, нагнетая при этом давление. Устройство состоит из нескольких элементов, в зависимости от вида:
- Вертушка.
- Центровая ось.
- Подшипник.
- Стопорное кольцо на оголовник диска.
- Пружина для компенсации гидроудара.
Важно: в комплектацию иногда может входить резиновая прокладка.
- Открытые. Пропеллер, который можно увидеть, перевернув агрегат. Имеет вид диска с лопастями, направленными вниз. В центре есть отверстие под вал или подшипник. Перьев у открытого нагнетателя четыре, шесть, не больше. Устройство с таким колесом используют в загрязненной среде. У нее очень низкий КПД, потому что нет компрессии внутри агрегата. Но есть один большой плюс – лопасти легко можно почистить от мусора.
- Полузакрытые. Широко распространены в аппаратах для перекачки относительно чистых жидкостей. Расположено колесо в защитном кожухе с небольшим отверстием сбоку, в котором можно увидеть часть лопастей. Диск имеет минимальный зазор между двигателем и площадкой. Давление, которое создает такой аппарат, немного больше, чем у открытого.
- Закрытые. Наиболее распространенный вид в центробежных насосах. Два плотных диска, между которыми расположены широкие лопасти. Вода в корпус попадает через специальное отверстие. Перья вращаются с минимальным зазором между дисками, это позволяет нагнетать высокое давление на выходе. Но у закрытого вида есть минус – мусор и грязь очень быстро забивают полость лопастей, что приводит к поломке. Однако если использовать такой насос в чистой воде, питьевой скважине, он прослужит довольно долго, и работа будет эффективной.
Видео:Как сделать съемник для крыльчатки быстро и простоСкачать
Виды посадки диска на ось
Крыльчатка на станцию присоединяется различными способами.
- Коническая.
- Шестигранная.
- Цилиндрическая.
- Крестообразная.
- Конусное крепление импеллера используют, если колесо и лопасти пластиковые. Процесс замены прост, именно поэтому конус применяют для пластика. Лопасти часто ломаются и требуют замены. Конусное колесо садится на вал очень плотно, и вращать его без включенного двигателя нельзя. Такой вид крепления используют в помпах с открытыми лопастями. В дополнение в ступичном валу просверливают резьбу. Надев на штырь, нагнетатель притягивают болтом. Весьма неэффективный способ. В данный момент уже редко кто использует такой вид крепежа.
- Шестигранная посадка импеллера – более надежный вид установки колеса на вал. В центре диска вырезаны отверстия по кругу в форме шестигранника. Бывает и восемь граней, и четыре. Сам вращательный элемент двигателя также выполнен в форме шестигранника. Посадка очень плотная без уплотнительного кольца.
- Цилиндрическое крепление. Чтобы колесо не вращалось отдельно от вала, на нем выделены стопорные кольца и выступы. Сверху закручивается контргайка. Минус цилиндра – необходимость точной подгонки вала и отверстия в крыльчатке, а также достаточно сложный процесс снятия.
- Крестообразное крепление самое прочное. Используется для перекачки тяжелых жидкостей. Имеет вид креста с четырьмя или шестью лучами. Применяется в насосах с вертикальной и горизонтальной крыльчаткой. Крепление дублируется гайкой или болтом.
Важно: все способы крепления импеллера к валу не обеспечивают 100-процентную надежность. Соединение дублируют прижимной гайкой или стопорным кольцом, которое вставляется в специальный паз в валу и накручивается на резьбу там же.
Видео:Как снять подшипник без зацепа?Скачать
Из чего делают
Материал, из которого изготовлено рабочее колесо, влияет не только на среду, где может работать насос, плотность воды, но и на экономическую составляющую. Более прочный агрегат будет потреблять больше энергии, но и производительность соответствует. И наоборот, мягкие лопасти помогут сэкономить на электроэнергии, но при интенсивном применении колесо придется скоро менять. Материалы изготовления крыльчатки для водяных насосов:
- Алюминий. Очень распространённый материал среди погружных насосов с открытыми лопастями. Легкий и устойчивый к коррозии, может долгое время находиться под водой и работать, не нагреваясь. Для вращения потребляется небольшое количество энергии, поэтому мало тратится электричество и ресурс насоса. Из минусов: – алюминий – хрупкий материал, при попадании мусора или камня лопасти разрушатся, потребуется замена.
- Сталь более надежна, чем алюминий и пластик. Крыльчатка для насоса из стали отливается или вырезается на токарном станке. Лепестки должны быть абсолютно симметрично расположены и одинаковы. В центре имеется отверстие под крепление к ступице. Конечно, двигателю понадобится больше усилий для вращения колеса, соответственно, электричество потратится тоже. Есть еще один небольшой минус стальной крыльчатки – высокая подверженность коррозии при взаимодействии с водой.
- Чугун. Известно, что чугун меньше подвержен окислению и коррозии при работе с водой, поэтому в станциях и группах повышения давления, которые вынуждены работать в агрессивной среде непрерывно, используют именно этот материал. Минус у него тоже есть, это его вес. Чугунная крыльчатка намного тяжелее стальной и вращать ее сложнее. Такое колесо отливают по нужным размерам, но чугун не всегда остается в заданной форме – это еще одна трудность. Иногда вал приходится подгонять под отверстие в диске.
- Пластик, хрупкий и ненадежный. Подходит для погружных и центробежных устройств малой мощности. При попадании малейшего мусора лопасти ломаются, и диск полностью приходит в негодность. К плюсам можно отнести малую себестоимость рабочего колеса, а также быстрый ремонт насоса.
Читайте также: Коленчатый вала двигателя змз 402
Видео:Гениальное устройство! Как снять большой шкив с электродвигателя. Самодельный съёмник.Скачать
Причины замены нагнетателя
Двигатель насосной станции расположен вне досягаемости воды, чего не скажешь о пропеллере. Крылья направления жидкости постоянно находятся в агрессивной среде. Вода и мелкие частицы в ней бьют по лопастям, воздействуя на материал изготовления. Соответственно, импеллер разрушается. Признаки неисправности:
- Характерный стук подшипника или скрежет в корпусе нагнетателя. Колесо на вращательном валу центровано, когда одна из лопастей разрушена, разбивается и сам подшипник. Он начинает стучать и вибрировать – это одна из причин замены.
- Потеря давления на выходе насоса. При условии, что в корпус не попал воздух, давление в выбросе воды уменьшилось или вовсе пропало, значит, устройство сломано. Прежде чем ремонтировать крыльчатку, нужно проверить двигатель помпы, вращает ли он вал.
- Двигатель гудит, но вал не крутится. Очень редко такое бывает. Причина в залипании пропеллера. В лопасти попал мусор, или они заржавели и заклинили ступицу.
- При постоянном использовании существует естественный износ запасных частей и механизмов. С этим ничего не поделаешь, придется менять.
- Разгерметизация насосного оборудования, а именно крыльчатки. Вследствие неправильного монтажа или неверной эксплуатации может произойти потеря внутреннего давления в корпусе насоса или импеллера. Это приведет к серьезной поломке и необходимости замены рабочего диска.
Видео:Съемник подшипников своими руками. Как снять подшипник если под руками нет съемника! Сделай самСкачать
Ремонт
Сперва внимательно осмотрите само устройство и его агрегаты. Между диском и корпусом насоса очень маленький зазор и причина поломки может заключаться в закупоривании этой щели. Тем более если станция долго простояла без работы.
Поводом для замены нагнетателя является и частичное или полное разрушение ее лопастей. Крыльчатки, установленные в насос, имеют свою серию и номер, который соответствует определенному типу агрегатов. Если на двигателе ранее было установлено рабочее колесо с лопастями, изготовленными из стали или чугуна, нельзя заменять его на пластиковую запчасть.
Читайте также: Диаметр вала культиватора нева
Как снять
Диск в сборе или по отдельности можно найти в любом магазине, торгующем насосным оборудованием и инструментами. Выбирая колесо, самостоятельно замеряем все параметры старого, а также посадочное место на вал и его диаметр.
- Снимаем сломанную деталь.
- Откручиваем болты крепления верхней части камеры вращательного колеса (четыре или шесть болтов), убираем крышку в сторону. Станет видно колесо и место его крепления.
- Гайка или болт в центре круга крепит крыльчатку к валу насоса. Открутить ее непросто. Ступица постоянно вращается, стопорного кольца нет и поэтому с ним крутится диск. Зажать вал можно, только открутив заднюю крышку насоса. Затем элемент становится доступным.
- Сначала крыльчатку зажимают и, если она не прокручивается, гайка выкрутится, если нет, снимаем затылочную часть.
- Открутив прижимную гайку или болт, импеллер все еще сложно снять. Вал нужно удерживать газовым ключом или струбциной, одновременно расшатывая диск из стороны в сторону, постепенно вытягивая его на себя.
- Вытащив колесо, покажется внутренний сальник и подшипники. Их обязательно проверяют. Резиновый сальник предохраняет мотор от попадания влаги. Каждый раз во время замены нагнетателя сальник тоже желательно поменять.
Сломанная деталь снята и перед нами остался вал. Осмотрите его, он может быть грязный или ржавый. Все нечистоты необходимо аккуратно убрать и очистить ступицу. Ржавчину нельзя стачивать болгаркой или напильником. Достаточно пройти наждачной шкуркой 0 или +1. Затем обезжирить и смазать солидолом. Подшипники, если они открытые, смазывают графитной набивкой. Перед обратной сборкой насосную станцию включают, чтобы посмотреть развал подшипников и целостность резиновой прокладки. В противном случае эти детали придется менять.
Крышка камеры рабочего колеса внутри тоже очень грязная или покрыта ржавчиной. Это происходит из-за тяжелых примесей в воде, глины и извести. Ее надо почистить, отмочить некоторое время в растворителе или бензине.
Сборка и установка своими руками новой крыльчатки происходит в обратном порядке.
- Вал смазываем солидолом или WD 40.
- На него аккуратно надевают диск с лопастями. Если он не лезет, нельзя по нему стучать, лучше тихонько постукивать молотком по валу с обратной стороны. Можно немного вращать колесо по часовой стрелке, как будто накручиваем резьбу.
- Прижимной болт или гайку очищаем от ржавчины и закручиваем на место.
- Теперь собирают лицевую и тыльную крышки.
- После сборки новый пропеллер не должен стучать и создавать излишнюю вибрацию в насосе.
Эксплуатация
- Раз в год проводите осмотр нагнетателя и основных агрегатов насоса.
- Не используйте оборудование на максимальной мощности постоянно.
- Давайте ему отдохнуть.
Видео:Как снять непослушный шкив с электродвигателя ?Скачать
Полезное видео
Видео:Съёмник подшипника из глухих отверстий своими руками + тест, снять чтобы не повредить.Скачать
Как сделать съемник для крыльчатки быстро и просто
В прошлый раз в своей статье рассказал вам, как изготавливал крыльчатку (рабочее колесо) для будущей улитки стружкоудаления в свою мастерскую. Пора бы уже начать конструировать саму улитку, но не тут-то было. Столкнулся с проблемой, а вернее задумался, как я буду снимать крыльчатку с вала электродвигателя. Особенно когда все уже будет в сборе и к крыльчатки будет минимальная возможность подлезть.
Пришлось в срочном порядке придумывать что-то в виде съемника для этой цели. Пораскинул извилинами своего серого вещества, пришел к выводу, что нужно делать, а главное все это должно быть сделано на быструю руку, чтобы особенно не парится и не затрачивать много время.
Для будущего съемника сварил две пластины буквой – «П» с лапками по сторонам, по бокам образованной конструкции, а именно на лапках просверлил отверстия диаметром 6 мм. В эти отверстия в дальнейшем по плану должны входить болты от крепления крыльчатки к фланцу. По средине основной планки просверлил центральное отверстие диаметром 12 мм и приварил на него гайку, в эту гайку вкрутил обычный удлиненный болт.
Читайте также: Как снять обойму подшипника с вала ваз
В общем съемник готов, остается установить съемник на крыльчатку, прикрутить двумя гайками используя болты крепления крыльчатки к фланцу. Затем вкручивая центральный болт, который будет постепенно упираться в вал электродвигателя тем самым будет способствовать снятию крыльчатки с вала.
В итоге, крыльчатка снята, сделал то, что мне требовалось, теперь в дальнейшем снятие крыльчатки с вала электродвигателя не будет проблемой. Ну, а вам тем, кто не очень любит читать, предлагаю посмотреть ролик. Где наглядно показаны все действия изготовления и снятия крыльчатки.
На сегодня буду заканчивать, всего вам хорошего, здоровья и удачи.
Предлагаю так же прочесть как все это начиналось:
Видео:Как Снять Подшипник с Якоря Если Нет Съемника Новое Видео Из МастерскойСкачать
А как снять с оси якоря напрессованную крыльчатку?
Оживляю старый пылесос, победил все поломки кроме одной — разбитого переднего подшипника двигателя. Замене мешает напрессованная крыльчатка. Есть идеи, как ее снять, не сильно поломав, чтобы потом еще и обратно поставить?
Или, может быть, кто посоветует хорошего мастера в Москве?
kosmatch написал :
Оживляю старый пылесос, победил все поломки кроме одной — разбитого переднего подшипника двигателя. Замене мешает напрессованная крыльчатка. Есть идеи, как ее снять, не сильно поломав, чтобы потом еще и обратно поставить?
Если нельзя снять, значит нужно выбивать.
На фото вид спереди, что сзади, подшипник
чем то зафиксирован? Крыльчатка только одна?
метанол написал :
Если нельзя снять, значит нужно выбивать.
На фото вид спереди, что сзади, подшипник
чем то зафиксирован? Крыльчатка только одна?
На фото вид спереди. Под крыльчаткой передняя крышка двигателя, в которую вставлен тот самый подшипник, за ним вторая крыльчатка (точно такая же, так же напрессованная), дальше сам якорь с обмотками.
Как выбивать — непонятно, и крыльчатка, и крышка довольно хлипкие, их надежно не зафиксировать.
kosmatch написал :
Или, может быть, кто посоветует хорошего мастера в Москве?
Снять c помощью съемников и нагрева, прозвоните конторы по ремонту электродвигателей, они часто это делают для перемотки
kosmatch написал :
Как выбивать — непонятно, и крыльчатка, и крышка довольно хлипкие, их надежно не зафиксировать.
- Разобрать заднию часть двигателя.
- Подобрать кусок трубы, длиной около 200 мм. с внутренним
диаметром больше диаметра якоря и ровными торцами. - Ставим трубу на наковальню, якорь вставляем в трубу.
В правую руку берем молоток (1кГ) в левую бородок или
надставку и ударяем по торцу вала. Якорь проваливается
в трубу (тряпочку засунуть в трубу) всё остальное остаётся
сверху. Съёмников таких нет, нагревать нельзя.
P.S. Желательно более подробное фото.
kosmatch , разве там не левая резьба?
С задней частью проблем никаких, все разобрано, но впереди на валу 2 крыльчатки, а между ними еще и крышка с тем самым подшипником. Выбивать вал из всех 3 деталей одновременно, боюсь, будет сложно. К тому же, при таком раскладе первой по валу начнет двигаться нижняя крыльчатка и, упершись в следующую деталь, явно помнется
BV написал :
kosmatch , разве там не левая резьба?
Нет, резьбы там точно никакой нет. К сожалению.
kosmatch написал :
К тому же, при таком раскладе первой по валу начнет двигаться нижняя крыльчатка и, упершись в следующую деталь, явно помнется
Неее, не должна помяться, процесс можно и нужно контролировать.
Крыльчатка если упрется то ступенчатой шайбой или ступицей.
Между крыльчатками стоит дистанционная втулка.
Сколько разбирал ни одну не помял.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🔍 Видео
Как снять крыльчатку с насоса станции?Скачать
Снятие крыльчатки большого вентилятора 1Скачать
Супер-Простой способ снять крыльчатку Мотора Печки.Скачать
Как снять подшипник якоря электроинструментаСкачать
Самодельный Универсальный СъемникСкачать
Снятие крыльчатки с насосной станции Водяной насосСкачать
СЪЁМНИК ГЛУХИХ ПОДШИПНИКОВСкачать
СДЕЛАЙ СЕБЕ ТАКОЙ СЬЁМНИКСкачать
Снятие крыльчатки большого вентилятора 2Скачать
Как удалить обойму подшипника из корпуса/ How to remove the bearing race from the housingСкачать
Как перепрессовать шестерню двигателя шуруповерта? Самый легкий способ!Скачать
"Х" ключ. Мгновенное снятие крыльчатки двигателя пылесосаСкачать