Велосипеды оборудованы педальным узлом с центральной осью, установленной на подшипниках качения в раме. В процессе езды по пыльным дорогам и грязи происходит естественный износ колец и шариков.
Для корректного снятия узла необходим съемник каретки. Владелец техники может выполнить ремонт с помощью подручного инструмента, но увеличивается риск повреждения новых деталей и стакана рамы при монтаже.
- Кратко о съемниках каретки велосипеда
- Характеристики и назначение
- Разновидности съемников
- Рейтинг лучших моделей
- Достоинства и недостатки
- Где приобрести
- Как определить неисправность
- Пошаговая инструкция по снятию каретки
- Необходимые инструменты
- Как правильно почистить
- Можно ли выкрутить без ключа
- Этапы сборки
- Как сделать своими руками
- Чертежи и схемы
- Виды съемников для каретки велосипеда
- Виды и предназначение ключей, съемников для каретки велосипеда
- Как пользоваться съемником для каретки?
- Как снять каретку с велосипеда — пошаговая инструкция
- Как выкрутить каретку без ключа?
- Отзывы велосипедистов
Видео:Съемники для кассеты и трещотки.Скачать
Кратко о съемниках каретки велосипеда
Приспособление состоит из рабочей части с профилированными зубцами, входящими в зацепление с выемками на гайке и кожухе велосипедной каретки. Для прокручивания инструмента используется мускульная сила человека. Оборудование подбирается в соответствии с профилем гайки, удерживающей каретку в раме велосипеда.
Видео:как снять шатуны без помощи съемника быстро и легко.Скачать
Характеристики и назначение
Съемник предназначен для откручивания или затягивания гайки, регулирующей натяжение шарикоподшипников каретки, и резьбовой втулки, удерживающей узел в стакане рамы велосипеда.
Приспособление выточено на токарном и фрезерном станках или получено по технологии штамповки из легированной инструментальной стали. Для передачи усилия, необходимого для отворачивания или затяжки гайки, по отношению к головке используется гаечный ключ; штампованные съемники имеют интегрированный рычаг.
Велосипедная каретка состоит из вала и 2 шарикоподшипников, натяжение которых регулируется металлической чашкой с резьбой. С противоположной стороны оси предусмотрена резьбовая втулка с упором, ограничивающим подвижность колец подшипника. Каретка и чашка ввернуты в металлический стакан, приваренный к раме велосипеда.
Для откручивания элементы необходимо повернуть в сторону вращения педалей (по левой стороне элемент крутят против часовой стрелки, а с правой стороны велосипеда — по часовой стрелке).
Видео:КАРЕТКИ ВЕЛОСИПЕДА // ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТОВСкачать
Разновидности съемников
Существуют несколько типов приспособлений:
Узел, состоящий из полого металлического цилиндра (головки). На его торцевой поверхности расположены рабочие зубья. На задней части корпуса съемника имеется 6-гранный выступ под гаечный ключ; предусмотрено дополнительное отверстие под квадрат, обеспечивающее центрирование приспособления относительно оси резьбовой втулки. Упрощенный съемник без 4-гранного канала при приложении усилия срывается и сминает выступы на чашке каретки, затрудняя ремонт узла.
Штампованный из стального листа инструмент, состоящий из рабочей головки с профилированными выступами и рукоятки с резиновым защитным чехлом. Для отворачивания крепления картриджа не требуется дополнительного гаечного ключа: велосипедист прижимает съемник к гайке, одновременно прикладывая усилие к рычагу.
Регулируемый ключ со сменными штифтами, рассчитанный на снятие кареток разных производителей. Металлические контактные стержни вворачиваются в рабочие губки инструмента; предусмотрен механизм плавной корректировки расстояния между штифтами. Рукоятка с защитным резиновым чехлом жестко соединена с захватом. Инструмент изготавливается по технологии штамповки.
Видео:Съемник картриджа – какие бывают отличия?Скачать
Рейтинг лучших моделей
Среди велосипедистов распространение получили съемники нескольких брендов:
Универсальный съемник Bike Hand, рассчитанный на демонтаж гаек и корпусов узлов производства компаний Shimano, Hollowtech II, Race Face, Campagnolo и Truvativ. На корпусе головки предусмотрено рифление для захвата рукой. Для откручивания используется гаечный ключ или вороток 1/2″.
Головка Park Tool BBT-79, имеющая внутренний диаметр 46 мм. Применяется при работе с продукцией брендов Race Face Cinch, Rotor BSA30 и Zipp Vuma. Для захвата гайки и корпуса предназначены 12 полукруглых выступов. На внешней части корпуса инструмента нанесено рифление.
Универсальный съемник Super B, поставляемый с набором сменных штифтов 2,2х2 мм и 2,8х2 мм. Аналогичный инструмент (но с фиксированными штифтами) поставляется компанией Bike Hand.
Головка компании Kenli с поверхностным воронением. Гайка для вращения имеет увеличенные габариты граней, обеспечивая надежный захват инструмента ключом.
Читайте также: Холодильник lg total no frost с линейным компрессором
Накидные ключи (например, YC-27BB от Bike Hand). Используются для снятия или установки картриджей выносного типа от компании Shimano. В зеве предусмотрены профилированные выступы, входящие в зацепление с гайкой.
Съемник от английской компании Cyclo, изготовленный из легированного стального листа. Отличается замкнутой головкой, рассчитан на повышенные нагрузки. При дополнительном усилии зев не расходится, обеспечивая захват гайки или корпуса картриджа.
Ключ, состоящий из штампованной обрезиненной рукоятки и приваренной головки. Оригинальный инструмент компании Super B рассчитан на работу с узлами фирм ISIS Drive splined, FSA, Race Face и Truvativ. Для работы с каретками других производителей (Shimano) предусмотрена установка переходника.
Видео:съёмник для шатуна велосипеда, велотренажёра.Скачать
Достоинства и недостатки
открученная чашка каретки может использоваться повторно;
инструмент защищает резьбу в стакане рамы от повреждений;
съемник обеспечивает снижение трудоемкости ремонта.
Недостатки инструмента, отмечаемые ремонтниками велосипедов:
съемник подходит для откручивания только 1 типа гаек;
при использовании накидного инструмента возможно повреждение рабочих кромок чашки каретки;
для работы со съемником с головкой необходим дополнительный гаечный ключ.
Видео:Как быстро и самостоятельно снять шатуны с велосипедаСкачать
Где приобрести
Съемник для кареток реализуется через магазины велосипедных комплектующих и инструмента для обслуживания 2-колесной техники.
Оборудование можно приобрести через торговые точки, работающие онлайн с доставкой до пункта выдачи заказов.
В сетевых магазинах представлены инструменты на любые вкус и размер, велосипедист подбирает приспособление по модели машины или каретки.
Видео:Как открутить каретку под квадрат с велосипеда?Скачать
Как определить неисправность
Признаки поломки деталей каретки:
появление постороннего шума или заклинивание педалей, указывающее на износ или неправильную регулировку подшипников;
циклический стук, возникающий при вращении педалей, загрязнении или износе шарикоподшипников;
люфт педалей, который не устраняется подтягиванием гайки и указывает на повреждение беговых дорожек подшипников.
Видео:Съемники шатунов. Какие бывают и как использоватьСкачать
Пошаговая инструкция по снятию каретки
Установить велосипед на горизонтальной поверхности шинами вверх или зафиксировать на стойке.
Отвернуть винты отверткой или гаечным ключом и демонтировать кривошипы педалей и ведущую звездочку с вала каретки. Шатуны снимаем вручную или с помощью молотка; удары наносим через деревянную прокладку, предотвращающую повреждения хромированной поверхности.
Надеть съемник, совместив выступы с углублениями на чашке.
Притянуть инструмент к левому наконечнику оси винтом, который вкручивается в отверстие с резьбой, просверленное в торцевой кромке вала. Болт удерживает съемник на гайке, предотвращая срыв приспособления при отворачивании или затягивании каретки. Винт подбирается в соответствии с габаритами головки и резьбой в оси каретки.
Провернуть съемник против часовой стрелки, выкручивая чашку из посадочного гнезда. При повышенном сопротивлении вращению нанести на резьбу жидкость WD-40, снижающую силу трения и удаляющую загрязнения.
Отвернуть корпус каретки с помощью съемника, надетого на правую часть кожуха. Поскольку резьба затягивается в процессе эксплуатации велосипеда, для выкручивания необходим удлиненный рычаг (например, отрезок стальной водопроводной трубы длиной 300-400 мм), обеспечивающий дополнительное усилие.
Видео:Ремонт каретки велосипед Стелс Stels Navigator 300 Lady замена на картридж вело!Скачать
Необходимые инструменты
Для ремонта каретки велосипеда потребуются:
комплект ключей для 6-гранных болтов;
молоток и деревянный брусок;
ветошь и жидкость типа WD-40;
запасные детали или новая каретка;
Видео:О различиях кареток открытого и картриджного типа / Как перейти с каретки на картриджСкачать
Как правильно почистить
После снятия подшипникового узла необходимо промыть отверстие в стакане жидкостью WD-40, а затем удалить остатки масла и песок из резьбы. Посторонние предметы разрушают нарезку и не позволяют корректно закрепить каретку или отрегулировать шарикоподшипники.
Перед закручиванием стаканов нового узла необходимо нанести на резьбу слой специальной смазки.
Если велосипед оснащен рамой из легкого алюминиевого сплава, то использование защитной смазки обязательно.
Читайте также: Сальник первичного вала geely emgrand ec7
Видео:Ремонт каретки велосипеда: диагностика и замена разних типов кареток велосипеда.Скачать
Можно ли выкрутить без ключа
Если у владельца отсутствует специальный инструмент, то каретка разбирается подручными средствами:
Разводным или газовым ключом или специальными клещами. Чашка зажимается губками с усилием, а затем предпринимается попытка прокручивания детали. Для снижения силы трения в резьбу предварительно заливается раствор WD-40. Затем по аналогичной методике из стакана извлекается корпус с шарикоподшипниками и валом. Способ подходит для снятия кареток Hollowtech 2 или аналогов, имеющих гайки с внешними выемками.
Стальным слесарным зубилом. Наконечник упирается в паз гайки, а затем по инструменту наносятся легкие удары молотком. Резьба предварительно очищается от загрязнений и обрабатывается составом с повышенной проникающей способностью (WD-40).
Обе методики приводят к деформации чашки и корпуса каретки. Повторно использовать деталь невозможно. При неаккуратной работе возможно повреждение внешней части рамы или смятие кромки стакана: в этом случае возникнут сложности при установке нового узла.
Если у владельца нет съемника, то рекомендуется отдать велосипед в специализированный сервисный центр или приобрести инструмент, поскольку корректно завернуть чашку и кожух подручными приспособлениями невозможно.
Видео:Съемник ШАТУНОВ и КАРЕТКИ для велосипеда с Aliexpress / Как снять каретку / Как снять шатуныСкачать
Этапы сборки
Распаковать новую каретку и вставить деталь в стакан рамы в соответствии с маркировкой (на корпусе наносятся стрелки и информация, позволяющая определить левую и правую стороны узла).
Ввернуть кожух в стакан рамы ключом. При обнаружении заедания прикладывать дополнительное усилие запрещается, поскольку возможно повреждение резьбы.
Закрутить чашку, периодически проверяя легкость вращения вала и осевое биение.
Установить на место шатуны с педалями, а затем затянуть крепежные болты.
Проверить натяжение цепи и провернуть привод руками. Не допускаются осевой люфт и заклинивание. При обнаружении некорректной работы каретки произвести дополнительную регулировку натяжения шарикоподшипников.
Схема сборки зависит от производителя картриджа. Стандартные узлы состоят из корпуса с резьбовой втулкой и прижимной чашки. Для монтажа не требуется дополнительной оснастки.
Каретки Shimano состоят из центральной части и 2 втулок, которые требуется запрессовать в стакан рамы. Для установки применяют винтовой пресс Press Fit, состоящий из 2 симметричных металлических болванок и болта. Торцевые крышки равномерно прижимают чашки с подшипниками качения, обеспечивая корректную сборку узла.
Видео:Установка каретки Hollowtech 2, на примере Shimano Deore SM-BB52Скачать
Как сделать своими руками
Владелец велосипеда может сделать самостоятельное приспособление для снятия каретки. Например, для демонтажа оборудования японской компании Shimano используется обрезанная с 2 сторон стальная шайба, которая укладывается в корпус узла.
Затем в торец стакана рамы велосипеда упирается отрезок трубы с внутренним диаметром, превышающим размер шарикоподшипника на 1-1,5 мм. Усилие создается шпилькой, которая воздействует на шайбу и плавно вытягивает чашку из посадочного гнезда.
Видео:Съемник шатунов велосипедаСкачать
Чертежи и схемы
Велосипедисты публикуют схемы съемников для картриджей кареток, сделанных из подручных средств. При использовании самодельного инструмента увеличивается риск необратимого повреждения стакана в раме велосипеда (восстановить деталь невозможно).
Металлический корпус высверливается из штатного отверстия или сохраняется как переходная втулка для установки каретки с уменьшенными размерами. Оригинальные съемники не допускают разрушения деталей, ускоряя процедуру ремонта велосипеда.
Видео:Съемник картриджа каретки велосипедаСкачать
Виды съемников для каретки велосипеда
Большая часть любителей велосипеда не знают, что такое каретка для велосипеда. Профессионалы и люди, которые используют данное транспортное средство, часто точно слышали или даже самостоятельно устанавливали её.
Каретка — это подшипниковый узел, который создает благоприятные условия для вращения педалей. Данное устройство расположено внизу рамы. В настоящей статье мы расскажем о ключах, подходящих к каретке и каким образом можно снять её с велосипеда.
Читайте также: Как сделать керхер своими руками из компрессора от холодильника
Видео:Стандарты кареточного узла. Преимущества и недостатки.Скачать
Виды и предназначение ключей, съемников для каретки велосипеда
Каретка используется для:
- Элемента соединения между шатунами и остовом;
- Обеспечивает легкое вращение педалей, из-за которых велосипед ездит быстрее.
Каждая модель велосипеда имеет каретку индивидуального формата, которая имеет свой срок службы, по истечению его она подлежит замене. Наиболее частые модели это 6,8;11 и 13 сантиметров.
К сожалению, даже наиболее дорогостоящая каретка выходит из строя и её нужно менять самостоятельно или же обращаться к профессионалам, которые за свои услуги возьмут денежные средства.
Съемник каретки – инструмент, который может помочь снять старую каретку и установить новую
Съемники различаются непосредственно по форме и бывают:
- Каретки, заточенные непосредственно под квадрат, дорогие модели могут содержать такую особенность как снимающуюся ручку;
- 8-пазовые в основном откручивают верхнюю составляющую, а только потом вытаскивают саму каретку;
- Шлицы разного размера, которые чередуются большой и маленький;
- Безрезьбовый, его использовать можно только в совокупности с прессом.
Видео:Съемник шатунов велосипедаСкачать
Как пользоваться съемником для каретки?
Использовать съемник не сложно, достаточно лишь подобрать его в соответствии с вашей моделью велосипеда, это является самым основным фактом. Если вы уверены, что подобрали верный инструмент, то необходимо начать откручивание, о последовательности мы расскажем ниже.
Видео:Классный съёмник для разборки каретки квадрат для велосипеда Stels NavigatorСкачать
Как снять каретку с велосипеда — пошаговая инструкция
Для правильного выкручивания необходимо следовать пошаговой инструкции:
- Снять шатуны (деталь который соединяет педаль и звездочку), осуществлять съем следует только с использованием специального инструмента;
- Начинать откручивать лучше с правой стороны, но существует исключение в виде квадратной каретки, ее крутить нужно с левой стороны;
- Сопоставить шлицы друг с другом и следует до отказа вкрутить её в имеющийся вал;
- После того как с одной стороны будет выкручена деталь необходимо приступить к другой стороне.
Видео:Съемник каретки Kenli KL 9706B 20 шлицов. Как снять каретку Octalink на велосипедеСкачать
Как выкрутить каретку без ключа?
Да, выкрутить каретку можно и без использования ключа, но на это уйдет больше времени чем обычно если конечно вы не являетесь профессиональным велосипедистом, который ежедневно тренируется в ремонте своего байка.
Способ откручивания безусловно будет отличаться от модели транспортного средства. В моделях, которые были 5-10 лет назад в самой каретке имелась гайка, которую можно было поддеть острым инструментов (плоская отвертка или же стамеска) и после этого можно было крутить руками.
Видео:Съемник каретки SuperB TB1066. Как снять кареткуСкачать
Отзывы велосипедистов
Обычно делаю это вначале сезона, когда только после зимы достаю своего двухколесного друга. Может конечно совпадение, а может и действительно помогает моя придуманная профилактика.
Евгений Петрович, 64 года
Нам спортсмена обычно выдают их в совокупности с велосипедов и с ключами достать и поменять каретку не занимает у меня много времени, максимально 15 минут. Но скажу честно, что ремонтировать каретку на обычном велосипеде, который не имеет ключей в комплекте я бы не решился, поэтому вызываю мастера.
Иногда каретку не нужно меня, лишь следует прочистить её и хорошенько смазать и вновь вернуть на место. Уже делал так на своем велосипеде неоднократно, работает как часы. Понятие не имею, что нужно сделать такого, чтобы она сломалась, исключение конечно спортсмены.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала