В классической конструкции подшипник маховика отсутствовал ввиду незначительного веса элементов сцепления, вынесенных за пределы коробки КПП физически. Затем внутрь маховика стал впрессовываться игольчатый подшипник, назначение которого до сих пор остается загадкой для водителей. Основной сложностью является высокая цена оригинального расходника в сети, и отсутствие подшипника на прилавках магазинов физических.
- Подшипник внутри маховика
- Зачем нужен?
- Ставить или нет при замене?
- Два подшипника на примере Форд Транзит выпуска 1987 – 2000
- Признаки поломки
- Демонтаж разными способами
- Мыло или хлеб
- Обратный молоток
- Приспособление из двух болтов
- Съемник винтовой
- Съемник цанговый
- Установка подшипника
- Замена подшипника первичного вала на ВАЗ 2109
- Конструкция
- Что влияет на срок службы
- Проверка состояния
- Замена заднего подшипника
- Замена переднего подшипника
- 💡 Видео
Видео:Как заменить подшипник первичного вала КПП 2107, 2121, 2123 без полного разбора КПП.Скачать
Подшипник внутри маховика
Маховик относится к нескольким системам автомобиля, так как решает различные задачи:
- при запуске двигателя зацепляется бендиксом стартера, раскручивается для накопления кинетической энергии, проворачивает коленвал на начальном этапе;
- затем массивная деталь, опять же за счет аккумулированной кинетической энергии прокручивает вал из мертвых точек поршня;
- маховик компенсирует рывки и неравномерные угловые скорости коленвала в разные отрезки времени цикла воспламенения топлива;
- центрирующий подшипник маховика повышает ресурс первичного вала коробки передач, который периодически входит внутрь обоймы при выжиме сцепления.
Стоит отметить, что подшипник находится не во всех маховиках, независимо от года выпуска машины. Например, Форд Транзит начали комплектовать этим узлом еще в 1987 году, а на отечественных ВАЗах его нет до сих пор.
Зачем нужен?
Вращение в системе трансмиссии передается с вала ДВС на колеса через коробку КПП с помощью диска и корзины сцепления, крепящихся на маховик. Схема, в принципе, не сложная, однако элементы сцепления вынесены из коробки передач, подвергая первичный вал интенсивному износу.
Для снижения дисбаланса используется кинематическая схема:
- внутрь маховика впрессовывается с небольшим усилием игольчатый подшипник;
- в момент сцепления диска с корзиной первичный вал изменяет пространственное положение – выходит на несколько миллиметров из коробки в сторону коленвала и маховика, закрепленного на нем, соответственно.
Конструкторы посчитали, что этого поступательного движения вполне достаточно, чтобы свободный конец первичного вала КПП вошел внутрь обоймы подшипника без особых усилий, получил дополнительную временную опору вращения.
Даже при незначительных нагрузках подшипник не может иметь вечного ресурса, поэтому требуется периодическая замена расходника. Основной проблемой для пользователя становится, как вытащить игольчатый подшипник, не снимая сам маховик:
- при демонтаже производители рекомендуют заменить крепежные болты;
- перед снятием маховика нужно ставить метки;
- после установки детали обратно желательно балансировать коленвал в сборе на динамическом стенде.
Все эти операции резко повышают бюджет ремонта ДВС, простая замена подшипника оборачивается частичной разборкой КПП, двигателя и сцепления.
Ставить или нет при замене?
Неисправность опоры вращения пользователь чаще всего определяет на слух при появлении стороннего скрежета. После разборки обнаруживается подшипник внутри маховика, а информация о его назначении, маркировке и размерах отсутствует в мануале и на форумах.
Кроме того, у знакомого или соседа по гаражу подобной детали попросту нет, поэтому возникают сомнения, так ли уж необходим этот «расходник» двигателю и коробке КПП. После продолжительных поисков в Интернете и магазинах города возможны несколько вариантов:
- расходник выписывается по каталогу, приходит через 7 – 14 дней, производится выпрессовка народными способами и замена подшипника;
- снимается маховик, опора качения выбивается с противоположной стороны молотком, пользователь не может найти подшипник, частично реставрирует старый, набивает его смазкой и устанавливает на место;
- по советам коллег маховик монтируется без подшипника на свой страх и риск.
Специалисты рекомендуют использовать оригинальную деталь, устанавливать ее в обязательном порядке, если с конвейера авто вышло в данной комплектации.
Два подшипника на примере Форд Транзит выпуска 1987 – 2000
На форумах встречается информация по модернизации узла «подшипник внутри маховика». Например, на Фордах модификации Транзит, еще 87 – 00 годов выпуска, подшипник имелся в данном механизме сцепления/маховика/КПП.
Учитывая пробег этих иномарок, опытные пользователи вытаскивают выработавший ресурс подшипник, а вместо одного расходника устанавливают сразу два, друг за другом, мотивируя это следующими доводами:
- при солидном износе проточки первичного вала эффективность дополнительной опоры вращения полностью теряет смысл;
- дальний подшипник в данном случае остается не рабочим, служит обычной втулкой;
- ближний к первичному валу коробки подшипник является рабочим, немного выступает из плоскости маховика, обеспечивает надежное опирание первичного вала при включении сцепления.
Читайте также: Вальцы ювелирные сменными валами
Таким образом, бюджет ремонта увеличивается вдвое, но первичный вал и вся коробка передач служат дольше.
Видео:Lada Niva - Замена подшипника первичного вала (КПП) без разбора коробкиСкачать
Признаки поломки
В отличие от прочих опор качения, подшипник маховика напоминает о себе исключительно при механических повреждениях. До тех пор, пока из него не высыпаются иглы, посторонних звуков он не издает. При выработке вала и без смазки эта опора качения не вызывает дискомфорта у пользователя.
Видео:СНЯТИЕ ПОДШИПНИКА ПЕРВИЧНОГО ВАЛА КПП ВАЗ, БЕЗ ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ КОРОБКИ. 2 СПОСОБА.Скачать
Демонтаж разными способами
С одной стороны, для снижения бюджета ремонта в идеале замена опоры качения производится без демонтажа маховика. В то же время, возникает основная проблема ремонта собственными силами – как снять подшипник без специального инструмента и приспособлений. В данном руководстве традиционно приведены методики по принципу от простого к сложному.
Мыло или хлеб
Маховик установлен на торце коленвала вплотную к посадочному месту, специально предназначенному для этого. Закреплен 5 – 8 болтами по различным схемам крепления. Подшипник установлен в тело маховика с небольшим натягом, вынимается достаточно легко, но доступ к нему ограничен.
Простейшим «народным» методом извлечения подшипника маховика является заполнение пространства внутренней обоймы густым пластичным материалом. Чаще всего применяются раскатанный до состояния пластилина хлебный мякиш или мыло по схеме:
- хлеб набивается внутрь обоймы руками заподлицо с наружной плоскостью подшипника;
- подбирается выколотка, наружный размер равен внутреннему диаметру обоймы;
- легкими ударами молотка по выколотке хлеб сминается внутри подшипника;
- по аналогии с жидкой или пластичной средой усилие от давления выколотки перераспределяется во всем объеме мыла или хлебного мякиша;
- рабочая среда проникает под заднюю поверхность подшипника, выталкивает его наружу.
Мыло или хлебный мякиш добавляются внутрь после нескольких легких и точных ударов молотка. Объем этих веществ должен быть не меньше 1/3 объема опоры качения. После того, как тело подшипника будет вытолкнуто наружу наполовину, подшипник поддевается выколоткой или крючком, вытаскивается окончательно без особых усилий.
Методика опробована на разных машинах, не дает сбоев, занимает 10 минут максимум.
Обратный молоток
Существует самодельный и заводской вариант приспособления, конструкция которых отличается друг от друга:
- самодельный обратный молоток – аналог комплекта для монтажа последнего ряда ламината возле стен;
- инструмент обратный молоток, изготовленный промышленным способом – пруток со свободно перемещающимся по нему грузиком, цанговым зажимом на рабочей поверхности, упором с обратной стороны.
Чтобы вынуть подшипник самодельным приспособлением, один изогнутый край пластины заводится под тело опоры качения сзади. По второму крючку наносятся удары молотком, усилие передается на нижнюю часть инструмента, вытаскивая «расходник» из посадочного места.
Заводской вариант обратного молотка гораздо удобнее:
- цанга зажимается резьбой внутри обоймы враспор;
- грузик ударяется о тыльную часть инструмента;
- кинетическая энергия передается в нижний узел приспособления;
- подшипник вытягивается из посадочного места рывками.
Инструмент с 4 цанговыми адаптерами для разных диаметров стоит от 7000 рублей. Самодельное приспособление изготавливается за четверть часа из отходов кроя металлопроката.
Аналог заводского обратного молотка может быть изготовлен из латунного анкера подходящего диаметра. Например, для УАЗ 3159 это М12 16 х 50 мм, стоящий в Хозтоварах около 50 рублей. Сварить приспособление можно из прутка, и двух металлических шайб:
- они ограничивают ход надетого на пруток утяжелителя;
- под цангу следует подложить кусочек прутка со скругленным концом (конфигурация пули).
Вначале приспособление забивается внутрь обоймы подшипика. «Пуля» входит в цангу, распирает ее до полного обжатия внутренней поверхности обоймы. Затем легкими ударами утяжелителя в направлении от маховика подшипник извлекается наружу.
Читайте также: В калине неисправен датчик положения распределительного вала
Приспособление из двух болтов
Импровизированный съемник реально изготовить за несколько минут при наличии двух болтов и коронки или стального стакана. Для этого необходимо выполнить действия:
- головка длинного болта заводится под тыльную часть подшипника;
- коротким болтом расклинивается предыдущий крепеж внутри обоймы;
- на резьбовую часть длинного болта надевается коронка с отверстием по центру, упирающаяся бортами в тело маховика.
При закручивании гайки головка длинного подшипника перемещается по резьбе вверх, вытягивая подшипник наружу.
Съемник винтовой
Существуют классические винтовые съемники с 3 раздвижными лапками для подшипников. Для опорного узла качения в данном случае необходим внутренний съемник:
- лапки заводятся внутрь обоймы;
- зацепляются наружными краями за подшипник с тыльной стороны;
- рабочий винт упирается в тело коленвала точно по центру;
- при вкручивании винта вся конструкция вместе с узлом качения приподнимается вверх.
Этот инструмент обходится в 2 – 3 тысячи рублей, однако подходит для разного диаметра обойм, поэтому будет востребован в гараже мастера, предпочитающего ремонтировать авто самостоятельно.
Съемник цанговый
Обычно это приспособление продается в комплекте с обратным молотком, имеет следующую конструкцию:
- по центру подковообразного упора вкручен рабочий винт;
- съемный, цанговый наконечник винта.
Работает съемник по принципу винтового приспособления, но обойма зажимается цангой по внутреннему диаметру, а не поддевается лапками снизу, как в классическом варианте.
Видео:лада Калина шум в КПП. замена подшипников не снимая кппСкачать
Установка подшипника
Обратная операция запрессовывания подшипника не отнимает таких усилий, которые прилагает мастер, снимая опору качения. Достаточно использовать в качестве оправки головку подходящего размера и молоток. Основными нюансами установки подшипника являются:
- посадочное место следует очистить от оставшихся материалов, особенно после извлечения хлебным мякишем или мылом;
- смазка должна быть надежно защищена крышкой, если она попадет на сцепление, снизится качество передачи вращения, диск начнет проскальзывать внутри корзины.
Поскольку подшипник впрессован в маховик, сидящий на коленчатом валу, а внутрь него входит вал коробки КПП, необходима соосность вращения указанных сборочных единиц. Иначе расбалансировка первичного вала станет причиной замены всех остальных передач.
Таким образом, если в маховике конкретного двигателя игольчатый подшипник установлен на конвейере, следует обеспечить его техобслуживание и замену оригинальной запчастью или аналогом, допустимым в инструкции по эксплуатации машины.
Видео:Замена подшипника первичного вала КПП без разбора коробки Классика, НИВА, НИВА ШевролеСкачать
Замена подшипника первичного вала на ВАЗ 2109
Если вы обнаружили, что при отпущенной педали сцепления, когда автомобиль стоит на месте, из коробки передач доносится неприятный шум, вероятнее всего, износился подшипник первичного вала на вашем ВАЗ 2109.
Видео:как заменить подшипник первичного,вторичного вала на кпп ваз 2108-2115Скачать
Конструкция
Ориентируясь по изображению, вы легко сможете разобраться в элементах конструкции первичного вала, определить расположение интересующих вас во время ремонта компонентов.
Схема узла
Согласно рисунку, мы имеем дело со следующими элементами конструкции.
Номер элемент
Шестеренка первой передачи
Шестеренка второй передачи
Шестеренка четвертой передачи
Задний подшипник первичного вала
Шестеренка третьей передачи
Шестеренка передачи заднего хода
Внутреннее кольцо переднего подшипника
Передний подшип первичного вала располагается на торце коленвала мотора.
Подшипники ПВ
Видео:Как снять подшипник … самодельный съёмник… без вскрытия мкпп террано 2Скачать
Что влияет на срок службы
Нет однозначного ответа относительно периодичности замены подшипа первичного вала. Потому процедуру проводят в зависимости от текущего состояния. На скорость износа элементов влияют несколько факторов, среди которых:
- Качество используемых подшипников;
- Стиль вождения автомобиля;
- Условия, при которых эксплуатируется автомобиль (погода, качество дорог);
- Частота посещения автосервисов или самостоятельная диагностика состояния машины и пр.
Проверка состояния
Скажем сразу, что без снятия коробки передач заменить подшипник не удастся. Потому первым делом знакомимся с особенностями демонтажа КПП, после чего приступаем к дальнейшим действия.
Убедитесь, что подшипник и его компоненты находятся в исправном состоянии. Для этого проверьте следующее:
- На вилке выключения не должно быть трещин, дефектов;
- Приливы, которые служат для монтажа на выжимном подшипе, не должны иметь следы сильного износа;
- Проверьте пружинную скобку под солдатик. В кожухе присутствует стойка для фиксации вилки. Пружинная скобка в норме не имеет никаких следов дефектов, износа;
- Наличие следов изнашиваемости на солдатике — плохой признак.
Читайте также: Компрессор daewoo power products dac 50 d
Первичный вал — это блок, состоящий и ведущих шестерен. Часть из них выполнена на валу, в другая запрессована с большим затяжением. Потому мы говорим про неразборную конструкцию, где замене подлежат только передний и задний подшипники. При поломке других компонентов приходится менять весь узел в сборе.
Видео:Демонтаж первичного вала для замены подшипника 750706 кпп ваз 2123Скачать
Замена заднего подшипника
Вовсе не обязательно разбирать КПП, чтобы самостоятельно заменить подишпник первичного вала. Но без снятия коробки передач не обойтись.
- Сняв коробку передач, демонтируйте колокол и снимите стопорные кольца.
- С помощью мощной отвертки подденьте подшип, используя его кольцевую проточку.
- Задействовав подшипник промвала как опору, сдвиньте немного вперед первичный вал.
- Вооружившись молотком, начинайте наносить удары по торцевой части первичного вала.
- Периодически начинайте прокручивать вал и продолжайте наносить систематические удары.
- Степень натяжения соединения вала с подшипником может быть разным, потому бить по торцу придется или пару минут или полчаса. В любом случае, подшипник обязательно слезет со своего посадочного места.
- Не сильными, но точными ударами запрессуйте новый подшипник. Бить следует только по внутреннему кольцу подшипа. Вал при этом нужно оттянуть вперед, потому и молотком придется работать небольшим. Так удобнее.
Замена заднего подшипа
Видео:подшипники кпп открытого или закрытого типаСкачать
Замена переднего подшипника
Менять передний подшип первичного вала сложнее. Но все же выполнить такую работу своими руками вполне возможно.
Демонтаж переднего подшипа
В нормальном состоянии передний подшип вращается плавно, заеданий и люфта не наблюдается. Если же дефекты имеются в результате проверки, придется заменить элемент.
Для работы вам потребуется:
- Отвертка;
- Молоток;
- Выталкиватель для подшипника.
Если выталкивателя нет, воспользуйтесь опилками и смазкой Литол 24. Подробнее об их применении мы вам расскажем.
Теперь, когда все готово, можно приступать к работе.
- Снимите со своего ВАЗ 2109 коробку передач. Задача не самая сложная, но и легкой прогулкой ее не назовешь.
- Демонтируйте кожух сцепления с нажимным диском с маховика.
- Выполните снятие ведомого диска сцепления с маховика.
- Теперь демонтируйте непосредственно сам маховик.
- Если есть съемник, проблем с извлечением подшипа не возникнет. Но при его отсутствии вооружитесь подручными средствами — опилки и Литол.
- Из Литола 24 и опилок приготовьте смесь. Пропорции при этом будут 1 к 1.
- Вам потребуется примерно целая пластиковая крышка от большой банки приготовленного раствора из опилок и смазки.
- Тщательно перемешайте компоненты, чтобы получить однородную массу.
- Заполните внутреннюю полость за подшипником приготовленным раствором. Учтите, после этого старый подшипник уже использовать нельзя.
- Используя оправку для центровки ведомого диска, выпрессуйте подшипник. Периодически добавляйте немного смеси, когда подшип начнет постепенно выходить со своего посадочного места.
- Добейтесь полного выхода элемента из гнезда.
- Зачистите гнездо от оставшейся внутри смеси. Убедитесь, что ничего там не осталось, иначе вскоре опять придется проводить ремонт.
- Установите новый подшип над гнездом и легкими ударами молотком запрессуйте его на место. Бить следует только по наружному кольцу.
- Обязательно запрессуйте полностью подшип. Тут вам потребуется любая подходящая по диаметру металлическая трубка, оправка.
- Верните все демонтированные узлы на место, соберите конструкцию в обратной последовательности.
Менять подшипники первичного вала — задача не самая простая. Основная сложность связана с необходимостью снимать коробку передач. В остальном же процедура по силам даже новичкам. Но рисковать не стоит.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💡 Видео
Съемник подшипников своими руками. Как снять подшипник если под руками нет съемника! Сделай самСкачать
съемник подшипника кпп HD72 своими рукамиСкачать
Замена подшипника колен вала ниваСкачать
Пружинная шайба первичного вала МКПП ВАЗ 2101-07,21-23Скачать
cummins isf 2.8 снятие подшипника маховика в домашних условиях.Скачать
Замена подшипников первичного-вторичного вала не снимая кпп!? Ваз,Богдан-2110Скачать
КАК ЗАМЕНИТЬ ПОДШИПНИК МАХОВИКА БЕЗ СЪЕМНИКОВ !!!!!!!СВОИМИ РУКАМИ.Скачать
Как снять подшипник коленвала на классике БЕЗ СЪЕМНИКА ваз 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107Скачать
Замена подшипников КПП первичного и вторичного вала ВАЗСкачать
Замена подшипника валов кпп приора не снимая коробку..Скачать
Съёмник подшипников МАСТАК 3-х захватныйСкачать