кардан
1) Шарнирный механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным углом; карданный механизм.
2) Вал в карданном механизме; карданный вал.
кардан
; разг.
Карданный вал и карданный механизм.
шарнирный
1) соотн. с сущ. шарнир, связанный с ним
2) Свойственный шарниру, характерный для него.
3) Устроенный на шарнирах или с шарнирами.
шарнирный
см. шарнир; -ая, -ое.
Шарнирный механизм.
Ш-ые петли.
Ш-ая передача.
Ш-ое соединение детали.
Шарнирный мост.
Ш-ая походка.
вал
I м.
Длинная и высокая земляная насыпь, созданная для защитных или хозяйственных целей.
II м.
Деталь машины, механизма, вращающаяся вокруг своей оси и сообщающая движение другим частям механизма.
III м.
Общий объём произведённой за определённый период продукции в стоимостном выражении.
IV м.
1) Высокая морская волна.
2) Мощный и быстро перемещающийся поток воздуха, дождя, огня и т.п.
V м. разг.
Большая масса движущихся людей, животных и т.п.
вал
I -а, предлож.; о вале, на валу; мн. — валы; м.
см. тж. валок
1) Длинная земляная насыпь, гряда земли (оборонительного или хозяйственного назначения)
Крепостной, городской вал.
Оборонительный вал.
Вал для защиты от паводка.
2) обычно мн.: валы, -ов. Высокая волна.
3) О скатанных пластах сена.
Скатать (сгребать) сено в валы.
— девятый вал
— огневой вал
II -а, предлож.; о вале, на валу; мн. — валы; м.
Деталь машины, вращающаяся в опорах и сообщающая такое движение связанным с ней частям механизма.
Коленчатый вал.
Мельничный вал.
Гребной вал.
III; экон.
см. тж. валовой Общий объем продукции, произведённой за какой-л. промежуток времени, в стоимостном выражении.
Выполнить план по валу.
Гнать вал (производить валовую продукцию, обычно не заботясь о её качестве)
автомобиль
Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.
автомобиль
-я; м. (франц. automobile от греч. aut?s — сам и лат. mobilis — подвижный, легко двигающийся)
см. тж. автомобильный Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.
Легковой автомобиль. (пассажирский автомобиль с небольшим числом мест)
Грузовой автомобиль.
Спортивный, гоночный автомобиль.
Ездить на (в) автомобиле.
Водить автомобиль.
Автомобиль мчится, сигналит, сбил кого-л.
Заправка автомобилей.
- 5.5 Приводные валы и шарниры. Назначение, устройство и типы
- Назначение приводных валов
- Карданный вал
- Шарниры равных угловых скоростей
- Шариковый шарнир равных угловых скоросте
- Шарнир равных угловых скоростей типа Трипод
- Автомобильный справочник
- для настоящих любителей техники
- Шарниры
- Карданные шарниры
- Шарниры равных угловых скоростей
- Жесткие шарниры
- Жесткий шариковый шарнир
- Жесткий трехшиповый шарнир («трипод»)
- Универсальные шарниры
- Универсальный шариковый шарнир
- Универсальный трехшиповый шарнир («трипод»)
- Универсальные высокооборотные шарниры
- Эластичные шарниры
- Резинотканевая дисковая муфта
- Резиновая муфта
- Упругий полукарданный шарнир
- 📺 Видео
Видео:Принцип работы двойной шарнирной карданной передачиСкачать
5.5 Приводные валы и шарниры. Назначение, устройство и типы
Видео:Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)Скачать
Назначение приводных валов
Не важно, как и где установлены двигатель и коробка передач, к ведущим колесам тягу необходимо подводить с помощью приводных валов.
Учитывая, что приводные валы всегда перемещаются, они должны быть соединены через шарниры.
Карданный вал
Карданный вал называется так из-за применения в его конструкции карданных шарниров (простейший из которых представлен на рисунке).
Карданный шарнир — очень древнее устройство. Состоит он из крестовины и двух подсоединенных к ней вилок, к которым, в свою очередь, подсоединены валы – ведущий и ведомый (рисунок 5.36).
В простейшем виде карданный шарнир недолговечен. Однако в современных автомобилях благодаря развитию технологий усложнилась конструкция крестовины. Рабочие поверхности теперь вращаются на игольчатых подшипниках, уменьшая потери на трение и увеличивая ресурс.
Рисунок 5.36 Простейшая карданная передача.
Если передача осуществляется через один карданный шарнир и ведущий вал вращается равномерно, то ведомый вал будет вращаться неравномерно – опережать ведущий вал и отставать от него на два оборота. В результате этого получается неравномерное вращение механизмов привода ведущих колес, что способствует увеличению износа механизмов и шин. Неравномерность вращения возрастает при увеличении угла между валами.
Для устранения этого недостатка применяют двойную карданную передачу, в которой на обоих концах вала устанавливают карданные шарниры. При установке вилок обоих карданных шарниров на валу в одной плоскости неравномерность вращения, создаваемая первым карданным шарниром, выровняется вторым карданным шарниром, и механизмы привода ведущих колес будут вращаться равномерно.
Читайте также: Как правильно установить крестовину карданного вала
Рисунок 5.37 Крестовина карданного шарнира.
Видео:НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЭТОТ ВАЛ В ДВИГАТЕЛЕ!!Скачать
Шарниры равных угловых скоростей
Если тягу от двигателя через коробку передач необходимо передать на задние ведущие колеса, то предельно допустимых углов отклонения карданных шарниров между задней осью и двигателем достаточно. А если автомобиль переднеприводный и передача тяги на колеса должна осуществляться даже при их повороте? Для выхода из сложившейся ситуации применяют шарниры равных угловых скоростей («ШРУС» или «граната» в простонародии).
Существует несколько конструкций шарниров равных угловых скоростей, однако самыми распространенными являются шариковый шарнир и трипод.
Шариковый шарнир равных угловых скоросте
Шариковый шарнир (для примера представлен на рисунке 5.38) состоит из корпуса, который выполнен вместе с валом, обоймы с выборками с отверстием для подсоединения второго вала и сепаратора с шариками. Прикрыт весь механизм пыльником. Между обоймой и корпусом установлены шарики. При изменении угла между первым и вторым валом шарики внутри начинают перекатываться, передавая усилие от корпуса к обойме.
Примечание
Пыльник – гофрированный резиновый чехол, защищающий все элементы ШРУСа от попадания грязи, пыли и воды.
Рисунок 5.38 Шариковый шарнир равных угловых скоростей.
Шарнир равных угловых скоростей типа Трипод
Шарнир равных угловых скоростей с триподом также состоит из корпуса, в котором находится шарнир с роликами. К корпусу подсоединен один вал, а в шарнир установлен второй вал.
Обычно для сочленения приводного вал с поворотным кулаком ведущего колеса и коробкой передач используются шарниры равные угловых скоростей обоих типов, описанные выше.
Преимуществом шарикового ШРУСа являются большие рабочие углы отклонения. Но данное преимущество достигается дорогой ценой, в прямом смысле этого выражения. Шариковые шарниры дороги в изготовлении и имеют относительно небольшой ресурс. Триподные ШРУСы, напротив, в изготовлении недороги, но и рабочие углы они могут выдержать небольшие, конечно, по сравнению с шариковыми. Вот и используют эту пару в приводе так, что триподный ШРУС соединяет приводной вал с коробкой передач, а шариковый – со ступицей колеса.
Полезно знать
Для нормальной работы любого шарнира равных угловых скоростей очень важно наличие смазки. Для ШРУСов используется специальный смазочный материал, закладываемый в корпус. Именно поэтому предельно важно следить за состоянием пыльников. Если они начинают трескаться — это прямая дорога на СТО или к себе в гараж, если руки знают, что делать. Но уж если все-таки момент был упущен или о состоянии пыльников банально забыли, ШРУСы напомнят о себе характерным треском при повороте автомобиля. С этого момента начинается обратный отсчет до поездки к мастеру.
Видео:Шлицевые соединения. Что это такое?Скачать
Автомобильный справочник
Видео:Типы валов и проблемы при эксплуатацииСкачать
для настоящих любителей техники
Видео:Работа карданного вала. Work propeller shaft.Скачать
Шарниры
По своей базовой конструкции продольные и поперечные приводные валы похожи, но специально адаптированы под разные задачи.
Продольные валы должны быть рассчитаны на высокую частоту вращения, угол в их шарнирах обычно мал, и при небольшой массе они должны иметь небольшие размеры, обеспечивающие компактность туннеля для карданного вала.
К поперечным валам требования другие. Они рассчитаны на меньшую частоту вращения, чем продольные валы, но должны работать с большими углами в шарнирах и обеспечивать осевое перемещение.
Для удовлетворения этим требованиям существуют шарниры самого разного типа.
Видео:Карданный вал - что это такое, проблемы, балансировкаСкачать
Карданные шарниры
Карданный шарнир относится к самым старым конструктивным элементам в автомобилестроении.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, кованой крестовины, четырех чашек с игольчатыми подшипниками и стопорных колец.
Одна вилка приварена к трубе карданного вала, а другая выполнена заодно с фланцем шарнира или со шлицевым валом. Карданные шарниры с игольчатыми подшипниками — разборные, чашки с этими подшипниками можно заменять. Чтобы при высокой частоте вращения вала эти чашки не вышли из вилки, они фиксируются в проушинах стопорным кольцом или стопорной шайбой.
Читайте также: Чертеж вала с пояснениями
Чаще всего применяются карданные шарниры с разборными проушинами вилок (рис. 1 «Разборный карданный шарнир с игольчатыми подшипниками«). Ремонтопригодность таких шарниров выше благодаря возможности быстро заменить крестовину, разобрав проушины.
Другой вариант конструкции — карданные шарниры с подшипниками скольжения (рис. 2 «Неразборный карданный шарнир с подшипниками скольжения«), они имеют запрессованные чашки с вкладышами и не разбираются.
Герметичность игольчатых подшипников в карданных шарнирах обеспечивается рабочими кромками уплотнения в чашке, поэтому смазочным шприцом нужно действовать аккуратно, не нагнетая смазку слишком резко.
Видео:Что такое карданный валСкачать
Шарниры равных угловых скоростей
На переднеприводных автомобилях при повороте управляемых колес шарнирам приводных валов приходится работать под такими большими углами, что применение простых карданных шарниров невозможно из-за неравномерности вращения.
В настоящее время почти на всех легковых автомобилях применяются только шарниры равных угловых скоростей.
Между тем, шарниры бывают самого разного типа. ШРУСы принципиально различаются по характеру применения и устройству шарнира (рис. 3 «Типы шарниров«).
Эти два основных отличительных признака обусловлены конструкцией.
- Жесткие шарниры;
- Универсальные шарниры.
Жесткие шарниры
Как видно из названия, эти шарниры жестко соединены с приводным валом и не допускают осевого смещения. Это обеспечивается стопорным кольцом, кулачком или специальной штамповкой.
Задача этих шарниров — обеспечивать поворот управляемых колес и одновременно передавать крутящий момент на эти колеса.
Жесткий шариковый шарнир
В таких шарнирах (рис. 4 «Жесткий шариковый шарнир«) усилие передается несколькими шариками, которые перекатываются в специальных канавках.
Основными элементами жесткого шарикового шарнира являются внутренняя обойма, шесть шариков (чаще всего) и корпус (наружная обойма). Такие шариковые шарниры могут работать под углом до 50°.
Для точного перемещения шариков по канавкам между корпусом и внутренней обоймой имеется сепаратор.
Шарики постоянно занимают положение, соответствующее половине угла между осями валов. Центр окружностей канавок не совпадает с центральной точкой шарнира — это называется смещением.
При пересекающихся канавках внутренней обоймы и корпуса шарики всегда стремятся в биссекторную плоскость.
Внутреннее устройство жестких шариковых шарниров может различаться, например, по форме канавок для шариков. В сечении эти канавки могут представлять собой дугу окружности или эллипса.
Различают шарниры типов АС, RF и UF:
- АС означает «Angular Contact» (радиальноупорный) — профиль канавок эллиптический, угол в шарнире около 47°;
- RF означает «radseitiges Festgelenk» (наружный жесткий шарнир), или: «Rzeppa-Festgelenk» (жесткий шарнир Рцеппа) — профиль канавок круглый, угол в шарнире около 47°;
- UF означает «Undercut Free» (без внутренних ограничений) — в этом случае угол в шарнире наибольший (около 50°) и достигается за счет удлиненных канавок для шариков.
Выбор того или иного типа шарниров зависит от конкретной конструкции автомобиля.
Жесткий трехшиповый шарнир («трипод»)
Этот тип шарниров (рис. 5 «Жесткий трехшиповый шарнир«) очень популярен у французских автопроизводителей. Его отличает простота конструкции и изготовления.
Известный под названием «наружный трипод Glaenzer» (GE — Glaenzer Exterieur), этот шарнир имеет максимальный угол 45°. В его основе — трехшиповая ступица, которая воспринимает крутящий момент через ролики на игольчатых подшипниках.
Универсальные шарниры
Эти шарниры должны допускать определенный угол отклонения и осевую подвижность. Их задача — не только обеспечивать передачу крутящего момента при движении колес вверх-вниз, но и компенсировать изменение длины приводных валов при повороте управляемых колес.
Универсальный шариковый шарнир
Этот шариковый шарнир (рис. 6 «Универсальный шарнир«) тоже состоит из внутренней обоймы, шариков и наружной обоймы.
Максимальный угол в универсальном шарнире составляет около 22°. Осевое перемещение в таких шарнирах варьируется в диапазоне от 22 до 55 мм.
Читайте также: Что будет с домами 24 по преображенскому валу
Изготовители подразделяют их на шарниры типа DO и VL:
- DO означает «Doppel Offset-Gelenk» (шарнир с двойным смещением) — угол в шарнире около 22°, осевое перемещение около 55 мм;
- VL означает «Verschiebe-Lobro-Gelenk» (универсальный шарнир Лебро) — угол в шарнире около 22°, осевое перемещение около 22 мм.
Универсальный трехшиповый шарнир («трипод»)
Универсальный трехшиповый шарнир (рис. 7), как и жесткий «трипод», отличается простой конструкцией. Этот шарнир может работать под углом до 25° и обеспечивает осевое перемещение до 55 мм.
Ролики на шипах трипода сидят на игольчатых подшипниках, что минимизирует силы трения и снижает осевую нагрузку. За счет этого увеличивается срок службы шарнира.
В отдельных случаях, когда осевые усилия должны быть минимальными даже при больших углах отклонения, оптимальным решением является разработанный компанией GKN шарнир AAR (Angular Adjusted Roller Joint) (рис. 8 «Шарнир типа AAR и вид обоих шарниров (с трением скольжения и качения) в разрезе«).
Благодаря выпуклой форме шипов ступицы ролики перемещаются всегда параллельно своим пазам. Тем самым достигается чистое трение качения (в отличие от шарнира с «обычной» трехшиповой ступицей, где есть трение качения и скольжения), поэтому шарниры данного типа отличаются минимальными потерями на трение.
Универсальные высокооборотные шарниры
На легковых автомобилях продольные приводные валы передают меньший крутящий момент, поэтому здесь тоже можно использовать ШРУСы, которые выполнены в виде универсальных высокооборотных шарниров и работают под углом до 10° (рис. 9 «Высокооборотный трехшиповый шарнир«).
Их преимущество — в способности работать на высоких оборотах (до 9000 об/мин) при абсолютно синхронном вращении.
Видео:Устройство карданной передачи автомобиляСкачать
Эластичные шарниры
Если карданный вал отклоняется лишь на небольшой угол, можно использовать эластичные шарниры. В этом случае речь идет в основном о резинотканевых муфтах или эластичных резиновых муфтах с предварительным натягом, обладающих особыми свойствами.
Резинотканевая дисковая муфта
Благодаря малому дисбалансу, высокой нагрузочной способности, компактности, простоте изготовления и вибродемпфирующим свойствам резинотканевые дисковые муфты (рис. 10 «Цельная резинотканевая дисковая муфта«) оптимально подходят для применения в трансмиссии легковых автомобилей.
Вулканизированные в резиновую основу крепежные втулки связаны друг с другом пакетами петель из нейлонового или вискозного корда. Изменяя количество и материал петель в пакетах, можно изготавливать муфты для передачи различных по величине крутящих моментов.
Комбинирование работающих на растяжение пакетов петель с эксцентрическими резиновыми подушками позволяет реализовать различные углы кручения в режимах тяги и принудительного холостого хода.
Резиновая муфта
Резиновые муфты (рис. 11 «Стянутая лентой резиновая муфта«) отличаются тем, что не требуют никакого обслуживания. Они отцентрированы для передачи высокой частоты вращения карданных валов и могут работать под углом около ±8°.
Такая муфта состоит из работающих на сжатие резиновых сегментов с предварительным натягом, вулканизированных на радиально расположенные шайбы.
Монтаж резиновой муфты выполняется под предварительным натягом, который создается стальной лентой, стягивающей муфту по периметру. После установки эту ленту необходимо снять.
Хотя резиновые муфты применимы только при малых углах отклонения валов, они обладают весьма положительными свойствами:
- Способны гасить крутильные колебания и изолировать вибрации и шум, обеспечивая высокий уровень комфорта в салоне автомобиля;
- Благодаря осевой подвижности снижают нагрузку на шлицы карданного вала;
- Обладают высокой крутильной упругостью и за счет этого минимизируют толчки при трогании автомобиля с места и переключении передач;
- Способны компенсировать в известных пределах технологически обусловленные дисбаланс и непараллельность приводных валов.
Упругий полукарданный шарнир
В этом шарнире (рис. 12 «Упругий полукарданный шарнир с резиновыми элементами и центрирующим кольцом«) направляющий стержень сидит в центрирующем кольце муфты, в результате чего за счет упругого крепления резиновых элементов возможны небольшие углы отклонения вала.
Упругий полукарданный шарнир не требует обслуживания и работает бесшумно.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📺 Видео
Преимущества карданных валов нового поколенияСкачать
Почему Покупать Новый КАРДАННЫЙ ВАЛ Сейчас Это Плохая Затея?Скачать
Карданный вал шарнир ГукаСкачать
ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ карданного вала. Принцип работы и разновидностиСкачать
Подшипники шарнирныеСкачать
Подшипники скольжения и шарнирные наконечники EuroSnodiСкачать
UAZOBAZA # 187 Сверхточные и сверхпрочные карданные валы для УАЗов от Ваксойл-СервисСкачать
Что будет если не менять балансировочные валыСкачать
Валы карданные: верный способ измерения и основные комплектующиеСкачать
Как устроена карданный узел.ШрусСкачать
Шарнир равных угловых скоростейСкачать