Шаровой кран — элемент запорно-регулипуюшей аппаратуры, в котором управление потоком жидкости или газа осуществляется с помощью вращающегося шара, имеющего отверстие. В само простом варианте в шаре выполнено сквозное цилиндрическое отверстие, а угол его поворота составляет 90 градусов.
Шаровые краны обеспечивают 100% герметичность, надежны, служат длительное время, устойчивы к наличию загрязнений в жидкости.
С развитием технологии полимерных материалов уплотнения кранов стали обеспечивать очень надежное уплотнения в течении длительного периода, а сам краны стали одним из самых популярных устройств среду запорной трубопроводной арматуры, частично вытеснив задвижки.
Некоторые шаровые краны могут использоваться в качестве регулирующих клапанов. В этом случае в шарах могут выполняться специальные фасонные отверстия для получения нужных характеристик ,а уплотнения таких кранов спроектированы таким образом чтобы обеспечивать герметичность в любом положении шара.
- Конструкция шарового крана
- Разновидности шаровых кранов
- По характеру рабочей среды
- По количеству коммутируемых линий
- По размеру проходного сечения
- По материалу корпуса
- По материалу уплотнения шара
- По типу управления
- Обозначение шаровых кранов на схемах
- Достоинства и недостатки шаровых кранов
- Краны шаровые с ручным управлением (редуктором)
- 💥 Видео
Видео:Шаровый кран в одном корпусе с фильтром грубой очистки и редуктором давления воды.Скачать
Конструкция шарового крана
Рассмотрим устройство типичного шарового крана.
Корпус — сборный, в данном случае, выполнен из двух частей, материал корпуса — силумин, латунь, нержавеющая сталь. В корпусе размещены уплотнения из тефлона, которые плотно прилегают как корпусу так и к шару. Шар обычно изготавливается из нержавеющей стали и полируется, ведь качество поверхности клапана будет определять его герметичность и работоспособность. В шаре выполнено сквозное отверстие, через которое может проходить жидкость.
Шар должен быть соединен с ручкой. Это соединение может быть жестким, когда шар приварен к штоку, соединенному с ручкой или спрессован с ним, или, как в показанном примере плавающим, в этом случае в шаре изготавливается углубление, в которое помещаются грани штока. При сборке крана соединение фиксируется и при повороте ручки со с штоком будет вращаться и кран.
Шток соединяется с ручкой, для передачи вращения на штоке выполнены лыски, которые базируются в соответствующем пазу в ручке.
Для предотвращения протекания жидкости из под штока устанавливается уплотнение.
Конструкцию фиксирует втулка, а ручка прижимается к штоку при помощи гайки.
Видео:кфрд или фильтр с краномСкачать
Разновидности шаровых кранов
Шаровые краны применяются во многих технических системах. Какие существуют разновидности и по каким параметрам они отличаются?
По характеру рабочей среды
Водопроводные шаровые краны состоят из корпуса, уплотнений, шара и штока, соединенного с рычагом для вращения шара. Эти шаровые краны характеризуются относительно простой конструкцией, корпус обычно состоит из дух частей, для подключения крана к трубопроводу в корпусе выполнена резьба. При больших диаметрах условного прохода кран может соединяться с другими элементами системы с помощью фланцев.
Гидравлические шаровые краны специально разработаны для работы в гидроприводе. Эти краны рассчитаны на работы на гидравлическом масле при давлении до 70 МПа. Корпуса таких клапанов, имеют более сложную конструкцию, имеют толстые стенки и изготавливаются из качественных легированных сталей. Уплотнения также способны работат на масле и обеспечивать герметичность при высоком давлении и высоких температурах.
К шаровым кранам, работающем в системах газоснабжения, пневматических системах предъявляются повышенные требования. Уплотнения этих кранов должны обеспечивать 100% герметичность, а при работе с газами достичь ее сложнее. Кран не должен пропускать газ в атмосферу. Элементы газовых шаровых кранов изготавливаются из коррозионно-стойких материалов, а сами краны подвергаются нормативным испытаниям.
По количеству коммутируемых линий
Если кран может направить жидкость от одного входного патрубка к двум другим, то такой кран называют трехходовым, простить о них можно в статье.
Четырехходовые шаровые краны имеют четыре патрубка, между которыми распределяются потоки жидкости. Такие краны могу выполнять роль смесителя или гидравлического распределителя.
По размеру проходного сечения
В большинстве шаровых кранов для присоединения выполнена трубная резьба, чем больше диаметр резьбы тем больше диаметр условного прохода, или проще, говоря округленный внутренний диаметр трубы. У крана с резьбой 1/2 дюйма диаметр условного прохода будет равен 15мм, у крана 3/4 — 20 мм, у крана с резьбой 1 дюйм — 25 мм. Существуют краны с фланцевым соединением, диаметр условного прохода в этом случае можно определить измерив диаметр проходного отверстия в кране.
В полнопроходных кранах диаметр отверстия в шаре равен условному диаметру присоединяемой трубы, то есть в кране с присоединительной резьбой 1 дюйм, будет установлен шар с отверстием диаметром, равным внутреннему диаметру дюймовой трубы — 25 мм. Это позволяет жидкости проходить через открытый кран, не встречая дополнительного сопротивления, что снижает потери напора.
В неполнопроходных кранах диаметр отверстия меньше условного диаметра присоединяемой трубы.
По материалу корпуса
Корпуса шаровых кранов может изготавливать из обычной или нержавеющей стали, латуни, силумина, полипропилена, ПВХ. Клапаны из нержавеющей стали обычно применяются в системах с высоким давлением, чувствительным к коррозии, в пищевой, медицинской. Клапаны из полипропилена получили широкое распространение в системах водопровода. В коммунальном хозяйстве широко применяются шаровые краны из силумина и латуни. Краны из ПВХ используются в ирригации, водоснабжении.
Читайте также: Индивидуальный привод с одноступенчатым цилиндрическим редуктором
По материалу уплотнения шара
Основным материалом для изготовления уплотнений является тефлон PTFE, он имеет низкое трение, хорошую химическую стойкость и высокую температуру плавления (
327 ° C). Однако тефлон имеет относительно высокий коэффициент теплового расширения, что негативно может сказаться на работе крана при сильном нагреве.
Альтернативными материалами для изготовления уплотнений являются ПТФЭ, полиамид, капролон, и даже керамика, но чем тверже материал, тем сложнее обеспечивать надежное уплотнение.
По типу управления
Самым простым и распространенным вариантом является ручное правление краном. Для регулирования на кране может быть установлена гнутая или литая ручка, бабочка.
Электрическое управление шаровыми крана мене распространено, но не менее полезно. Среди электрических кранов встречаются не только дискретные двухходовые или трееходовые, но и пропорциональные с фасонными отверстиями в шарах, для получения требуемых характеристик.
Видео:Редуктор давленияСкачать
Обозначение шаровых кранов на схемах
На гидросхемах шаровой кран изображается следующим образом:
Для обозначения ручного управления на кране схематично изображуют ручку:
Видео:Трехходовые шаровые краныСкачать
Достоинства и недостатки шаровых кранов
Шаровые выгодно выделяются на фоне другой запорно-регулирующей аппаратуры благодаря:
- простоте конструкции;
- отличной герметичность;
- высокой и надежности;
- компактности;
- прямой проточной части, без поворотов и значительных сужений потока;
- простоте управления;
- быстрому регулированию;
- возможности работы с загрязненными, вязкими жидкостями, смесями, суспензиями.
Факторами ограничивающими применение шаровых кранов являются:
- повышенный износ при неполном перекрытии кранов;
- резкое изменение проходного сечения, и как следствие возможность создания гидроударов;
- сложность или невозможность замены уплотнений шара.
Видео:Узел ввода воды в квартируСкачать
Краны шаровые с ручным управлением (редуктором)
Общество с Ограниченной Ответственностью
г. Долгопрудный, Лихачевский проезд, д. 10
Тел./факс: (0–51–45; тел: (0–50–44; 743–69–57
Общество с Ограниченной Ответственностью
РУКОВОДСТВО ПО МОНТАЖУ, НАЛАДКЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
ОБОЗНАЧЕНИЕ ВАРИАНТА ИСПОЛНЕНИЯ
ПО СТОЙКОСТИ К ВОЗДЕЙСТВИЮ
ОКРУЖАЮЩЕЙ И РАБОЧЕЙ СРЕДЫ
* Основные применяемые материалы
Углеродистые и низколегированные стали
Легированные и нержавеющие стали
* – дано для справки. Выбор конкретных сталей определяется степенью агрессивности и параметрами задаваемых заказом рабочей и окружающей сред и указываются в чертежах на детали.
DN 6; 10; 15; 20; 25; 32; 40; 50; 80; 100; 150; 200; мм
PN 1,6; 2,5; 4,0; 8,0; 16,0; 25,0; 32,0 МПа
PN 16; 25; 40; 80; 160; 250; 320 кгс/см2
РУКОВОДСТВО ПО МОНТАЖУ, НАЛАДКЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
4. Устройство и принцип работы
6. Указания по эксплуатации
7. Транспортирование и хранение
Условное обозначение арматуры
1. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ АРМАТУРЫ
Арматура обозначается в соответствии с представленной ниже схемой
с пневмогидроприводом – ПГП
подземного исполнения — ПУ
Диаметр условного прохода
Давление номинальное (условное)
по стойкости к воздействию
окружающей и рабочей среды
Краны шаровые с ручным управлением (редуктором) (далее по тексту – краны) предназначены для применения в качестве запорных устройств для перекрытия трубопроводных систем.
Краны изготавливаются в четырех вариантах исполнений по присоединительным (монтажным) элементам: с муфтами, фланцевыми, штуцерными концами и под приварку.
При заказе кранов должно быть указано их условное обозначение. Условное обозначение кранов составляется по структурной схеме приведенной в приложении 1.
Пример условного обозначения крана Ду 15 мм, Ру 40 кгс/см2, с муфтовыми концами обычного варианта исполнения:
РУКОВОДСТВО ПО МОНТАЖУ, НАЛАДКЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ содержит технические данные, описание устройства и принципа действия, а также сведения: необходимые для монтажа и правильной эксплуатации кранов шаровых с ручным управлением (редуктором).
4. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Основу изделия составляет корпус крана с патрубками и шпиндельным узлом. В корпус крана установлена шаровая пробка с отверстием, диаметр которого определяет определяет условный проход крана (DN или ДУ). Корпус крана с патрубками, в случае разборного крана, соединен через шпильки и гайки. В случае цельносварного крана, корпус с патрубками соединен сваркой и является неразъемным. Пробка крана является 2-х опорной и через шпиндельный узел соединена с пневмогидроприводом, редуктором или электроприводом, посредством шпинделя введенного в паз пробки, что обеспечивает зацепления и передачу усилия поворота привода к пробке в случае кранов подземной установки через удлинитель штока.
На некоторых модификациях шаровых кранов шпиндельный узел шпиндельный узел DN 300 – DN 400 PN до 250 имеет плавующую конструкцию. Свободный ход шпинделя составляет до 19мм. При наличии давления в магистрали менее 6 кгс/см2 в шпиндельном узле происходит сброс остаточного давления на уплотнительных кольцах шпинделя. Этим давлением шпиндель поднимается до упора вверх. Выступ шпинделя упирается в специальное фторопластовое уплотнение и обеспечивает первую ступень уплотнения шпиндельного узла, что обеспечивает предварительную герметизацию шпиндельного узла и уменьшение крутящего момента. Окончательное уплотнение шпинделя осуществляется резиновыми уплотнениями и фторопластовыми шевронными кольцами. При этом шпиндель занимает рабочее положение и обеспечивает полный проход в шаровом кране, что обеспечивает прохождение через кран очистных устройств, на части шаровых кранов шпиндельный узел имеет жесткую конструкцию без свободного хода.
Читайте также: Какое масло лить в задний редуктор lsd
Конструкция уплотнений по затвору выполнена следующим образом: уплотнение по затвору выполнено из эластомеров типа фторопласт 4, RTFE, PTFE с различными наполнителями. Уплотнение обойм шпиндельного узла, шпинделя, корпуса с патрубком ( в случае разъемного соединения) изготовлены из специальных марок резины типа NRB с различной твердостью по ШОРУ 85 ед. или 95 ед. или же специальных марок полиуретана.
Конструкция уплотнений обеспечивает защиту от так называемого декомпрессионного взрыва уплотнений. Обоймы прижимаются к пробке через тарельчатые или винтовые пружины, обеспечивающими герметичность затвора при низких давлениях. При высоких давлениях герметичность затвора обеспечивается прижатием обойм к пробке давлением.
На изделиях с DN 150, 200 и более предусмотрены места для принудительной подачи уплотнительных пластических смазок. Штуцера подачи герметизирующих и уплотнительных смазок выполнены согласно требованиям СТО Газпром и требованиям Д. На кранах подземной установки обратные клапаны для набивки смазки устанавливаются как на корпусе крана, так и на штанге удлинителя штока. Марки уплотняющих и герметизирующих смазок указаны в паспорте на шаровый кран. Инструкция по правилам закачки уплотняющих смазок завода их изготовителя прикладывается в комплект к сопроводительной документации на кран. На кране также имеется штуцер с заглушкой для слива конденсата. В случае крана подземной установки трубки дренажа (слива конденсата) выводятся на верхнюю часть штанги удлинителя штока. На верхней части линии дренажа устанавливается шаровый кран, обеспечивающий открытие или
закрытие дренажной магистрали. При эксплуатации крана с рабочим давлением PN кран дренажа должен быть закрыт.
На кранах по требованию заказчика может быть установлен контроль протечек, конструкция контроля протечек устроена следующим образом: в рабочую камеру (корпус) крана врезан штуцер с ниппелем и накидной гайкой, к которым подстыкован штуцерно-нипельный кран. Контроль протечек предназначен для контролирования герметичности седла крана со стороны потока среды только при положении пробки «закрыто», при положении пробки «открыто» контроль протечек не контролируется.
При положении затвора крана в положении «закрыто», когда кран находится под давлением, кран контроля протечек для проверки гермитичности первого седла переводится в положение открыто и визуально или с помощью манометра определяется наличие утечек рабочей среды через первое седло. При обычной работе крана в положении «открыто или закрыто» кран контроля протечек должен находится в положении закрыто. В случае наличия дренажных магистралей положение затвора крана контроля протечек определяется условиями эксплуатации.
5.1. На поверхности крана должна быть нанесена следующая информация:
предприятие-изготовитель; (по требованию заказчика)
величина условного давления PN(ударным способом)
величина условного прохода DN; (ударным способом)
üусловное обозначение варианта исполнения; (по требованию заказчика)
ü порядковый номер (ударным способом)
üтоварный знак предприятия; (по требованию заказчика)
üзнак соответствия системы сертификации ГОСТ Р.(по требованию заказчика)
5.2. Информация должна быть нанесена в месте, указанном в чертеже на соответствующие детали, и способами, обеспечивающими ее сохранность в течение всего периода хранения и эксплуатации.
5.3 Нанесение информации ударным способом должно быть
выполнено до нанесения защитного покрытия.
6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Краны должны эксплуатироваться в трубопроводных системах при воздействии температурных факторов, значения которых не превышают, указанных в разделе 3 настоящих ТО и ИЭ.
6.2. Максимальная амплитуда вибросмещения трубопроводов должна быть не более 0,25 мм.
6.3. При монтаже и эксплуатации кранов должны выполняться требования безопасности по ГОСТ 12.2.063–81 раздел 3.
6.4. .Краны под приварку при врезке в трубопровод должны находится пробка в положении «открыто», в воизбежании попадания сварного шлака на пробку. При варке крана в магистраль охлаждение корпусных деталей крана в местах сварки должно быть обеспечено, во избежание перегрева уплотнения. Температура корпусных деталей должна контролироваться специальным термометром и не превышать 80 градусов по Цельсию (температура нагрева определяется маркой применяемых уплотнительных материалов в составе крана)
Читайте также: Редуктор под композитный баллон
6.5. Вварка кранов в магистраль должна производиться с соблюдением требований СТО Газпром 2-2.. В случае несоблюдения данных требований предприятие изготовитель гарантийных обязательств по качеству продукции не несет.
6.6. При установке фланцевых кранов в трубопроводные системы должны быть обеспечены соосность крана и трубопроводов в местах стыков и возможность осевого перемещения трубопроводов при затяжке болтовых соединений.
6.7. Часть кранов могут укомплектовываться пресс-маслёнками для обеспечения герметизации или смазки затвора крана в положении пробка закрыта в случае разгерметизации затвора, при рабочем давлении в кране штуцера пресс-маслёнок, должны быть герметично закрыты заглушками, накидные гайки должны быть затянуты. Впрыск герметика должен производиться через специальные переходники согласно инструкции на уплотнительные смазки завода изготовителя смазок прикладываемой к сопроводительной документации на краны.
Категорически запрещается эксплуатация кранов под давлением с незаглушенными пресс-маслёнками.
Запрещается приложение к крану растягивающих нагрузок при подстыковке к жестко закрепленным трубопроводам.
Оставлять кран в положении «полузакрыто» ввиду порчи уплотнений из эластомеров.
6.8 После установки в трубопроводные системы места соединений кранов с трубопроводами должны быть проверены на плотность и прочность давлением, не превышающем 1,5 PN крана.
6.9 При проведении опрессовки шарового крана в системе трубопровода давлением 1,5 PN сброс и набор давления производить плавно (ступенями по 25 кгс/см2). В противном случае возможно декомпрессионное разрушение уплотнений в конструкции шарового крана. После опрессовки и сброса давления необходимо произвести слив остатков испытательной жидкости ( воды) через дренажное отверстие (на кранах свыше Dy 150) с последующей продувкой полостей крана сжатым воздухом на всех типо размерах кранов.
6.10. Не допускается эксплуатация кранов в трубопроводных системах с максимальным рабочим давлением, превышающем PN кранов.
6.11. Рабочая среда, проходящая через кран, должна быть очищена от абразивных примесей (песка и других посторонних твердых включений).
6.12 ВНИМАНИЕ! При эксплуатации кранов запрещается:
8 дросселирование среды при частично открытом затворе;
9 использовать запорную арматуру в качестве регулирующей;
10 эксплуатировать краны при отсутствии оформленного паспорта;
использовать краны в качестве опоры для трубопровода
6.13. ВНИМАНИЕ! Любые действия по эксплуатации изделия
производить только после внимательного изучения руководства по эксплуатации. В противном случае предприятие изготовитель ответственности за порчу изделия не несёт.
6.14 Все разьёмные соединения пломбируются на предприятии изготовители в случае нарушения заводских пломб предприятие изготовитель гарантийные обязательства не несёт.
ВНИМАНИЕ ! после установки кранов в трубороводную систему необходимо произвести продувку системы для удаления продуктов монтажа ( сварочная окалина, монтажный мусор и т. д.) шаровый кран при продувке должен находится в положении» ОТКРЫТО»
7. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
7.1. Транспортирование кранов возможно всеми видами кранов.
7.2. При транспортировании кранов следует соблюдать правила перевозок грузов, действующих на транспорте данного вида.
7.3. Сферическая пробка кранов при транспортировании и хранении должна быть в положении «открыто».
7.4. Условия транспортирования и хранения кранов с электроприводом – 4 (Ж2), остальных – 7 (Ж1) по ГОСТ 15150–69.
7.5 Категорически запрещается при транспортировке и хранении Оставлять пробку крана в промежуточном положении.
8.1 Кран шаровой подвернуть консервации и упаковки согласно требования
8.2 Расконсервации при установке кранов не требуется.
3.1. Давление номинальное условное PN МПа (кгс/см2):
3.2. Давление пробное: Рпр. – 1,5 PN
3.3. Диаметр условного прохода DN мм:
6; 10; 15; 20; 25; 32; 40; 50; 80; 100; 150; 200;
3.4. Рабочая среда по варианту исполнения
воздух, агрессивные среды и т. п.
3.6. Герметичность затвора – по классу А
3.7. Количество рабочих циклов
«открыто–закрыто» – не менее 4000
3.8. Температура рабочей среды в зависимости
в диапазоне: – от — 60°С до + 50 °С
— для арматуры подземной установки – от -10 оС до + 50 оС;
— для арматуры наземной установки – от -10 оС до + 80 оС, кратковременно до + 100оС.
ПРИМЕЧАНИЕ – Температура потока рабочей среды для арматуры объектов газовых промыслов (ПХГ, ДКС и др.) может быть выше 100 оС.
СТО Газпром 2-4. при специальном исполнении крана согласно требований заказчика.
Температура окружающей среды в зависимости
в диапазоне – от — 40°С до + 50 °С (УХЛ)
3.9. Масса – не более указанной в чертеже
3.10 Тип покрытия крана – состав покрытия определяется по
3.11 Назначенный срок службы крана 30 лет или общая наработка на отказ 3000 циклов.
3.12 Гарантийный срок эксплуатации 18 месяцев
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер💥 Видео
Преимущества мембранного редуктора давления по сравнению с поршневымСкачать
Какой кран лучше - Задвижка - Вентиль - ШаровойСкачать
Как работает редуктор давления водыСкачать
Редуктор давленияСкачать
Редуктор давления воды - защищает от гидроудара или нет?Скачать
Устройство шарового крана, разборка и ремонт. Течёт из под штока шарового крана. Как исправить?Скачать
Редуктор давления воды (регулятор)Скачать
Шаровой кранСкачать
Конструкция и принцип действия шарового крана с пневмогидровлическим приводомСкачать
Ремонт шарового крана - а стоит ли? | Видеоурок ПламберСкачать
Как нужно устанавливать шаровой кран во избежания потопаСкачать
Почему нельзя использовать краны для жидкости на газ?Скачать
Устройство шарового крана и ремонтСкачать
Замена редуктора давления воды / Редуктор давления / Слабый напор водыСкачать
Обслуживание шарового крана. Учебный фильмСкачать