Схема двухвальной гту с разрезным валом

Видео:ГТУ. Турбина в работе.Скачать

ГТУ. Турбина в работе.

ГТУ для привода компрессоров (одновальная, двухвальная, трехвальная)

Газотурбинные установки служат приводом газовых компрессоров на компрессорных станциях магистральных газопроводов. ГТУ состоят из газотурбинного двигателя (ГТД), потребителя мощности (П), в нашем случае – газового компрессора, ряда вспомогательных механизмом и систем, включая средства автоматизации и управления.

Газотурбинный двигатель состоит из воздушного осевого компрессора (ОК), камеры сгорания (КСг), газовой турбины (ГТ) и обслуживающих его вспомогательных механизмов и систем.

ГТУ, применяемые в настоящее время на КС, конструктивно подразделяются на двухвальные и трехвальные со свободной силовой турбиной. Первые ГТУ на КС магистральных газопроводов выполнялись одновальными.

Рассмотрим принципиальные схемы указанных трех типов ГТУ.

Одновальная ГТУ:

Отличительная особенность такой схемы – осевой компрессор, газовая турбина и газовый компрессор жестко закреплены на одном валу.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

Рис.6.1. Принципиальная схема одновальной ГТУ

Двухвальная ГТУ со свободной силовой турбиной:

Отличительной особенностью данной схемы (схема двухвальной ГТУ приведена на рис.6.2.) является разделение турбины на две части, связанные между собой только газодинамически, но не механически. Блок, состоящий из ОК и ТК называется газогенератором.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

Рис.6.2. Принципиальная схема двухвальной ГТУ со свободной турбиной

Трехвальная ГТУ со свободной силовой турбиной:

В трехвальной ГТУ (схема трехвальной ГТУ приведена на рис.6.3.), газогенератор представляет собой двухкаскадный блок, состоящий из двух компрессоров и двух турбин, причем турбина высокого давления жестко соединена с компрессором высокого давления, а турбина низкого давления жестко соединена с компрессором низкого давления. Вал турбины высокого давления конструктивно выполнен полым, в нем свободно на подшипниках вращается вал турбины низкого давления. Между двумя каскадами газогенератора существует только газодинамическая связь.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

Рис.6.3. Принципиальная схема трехвальной ГТУ со свободной турбиной

Работа ГТУ характеризуется технологическими параметрами, наиболее важными из которых являются давление и температура рабочего тела, скорость (частота) вращения роторов, расход рабочего тела и топлива, мощность компрессоров, турбин и потребителя и некоторые другие параметры.

В дальнейшем для описания термо- и газодинамических процессов в ГТУ приняты следующие обозначения:

Рi – давление; i= 1, 2 – относятся к входу в компрессор и выходу из компрессора соответственно; i=3,4 – ко входу в турбину и выходу из турбины соответственно (одновальной);

Тi – абсолютная температура; i= 1, 2 – относятся к входу в компрессор и выходу из компрессора соответственно; i=3,4 – ко входу в турбину и выходу из турбины соответственно (одновальной);

Другие обозначения, включая для схем со свободной силовой турбиной будут даваться по мере необходимости в тексте.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Схема двухвальной гту с разрезным валом

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Видео:4.2. Циклы ГТУСкачать

4.2. Циклы ГТУ

Конструктивные схемы двухвальных ГТУ

Под конструктивной схемой ГТУ (газотурбинная установка) обычно понимают характеристику взаимного расположения основных ее элементов и принципиальное конструктивное решение, с помощью которого это взаимное расположение реализуется.

Даже при ограниченном наборе элементов: числе компрессоров (ступеней сжатия), газовых турбин (ступеней расширения), воздухоохладителей (ступеней промежуточного охлаждения воздуха), камер сгорания (ступеней подогрева газа) и регенерации, число теоретически возможных конструктивных схем оказывается весьма большим. Опыт отечественного и зарубежного газотурбостроения показывает, что наиболее эффективными для судовых условий являются только некоторые компоновочные схемы ГТУ.

Для всережимных судовых ГТУ должна быть предусмотрена возможность работы при любой мощности на выходном валу при согласованных между собой на каждом режиме частотах вращения гребного вала и компрессора. Это может достигаться следующими способами:

применением винтов с поворотными лопастями (винтов регулируемого шага) при постоянной частоте вращения главного двигателя; разделением приводов компрессора и движителя.

Разделение приводов имеет в своей основе применение нескольких турбин, последовательно включенных в газовый тракт установки. Одна из турбин является пропульсивной (передающей мощность на движитель), другие турбины являются приводными для компрессоров. Расположение этих турбин может быть осуществлено разными способами – при прямом или перекрестном соединении турбомашин.

Читайте также: Фотку ребенка вале карнавал

Схема двухвальной ГТУ с прямым соединением турбомашин

Схема с прямым соединением турбомашин (рис. 67.а) является простейшей среди двухвальных установок. Конструктивно турбина разделена на две части: турбину высокого давления – ТВД и турбину низкого давления – ТНД. ТВД является приводной для компрессора, а ТНД, не связанная с ними механически – пропульсивной турбиной. Эта схема отличается хорошими пусковыми характеристиками, но недостаточно экономична на режимах пониженных нагрузок. Такие простейшие схемы двигателей обычно применяются на легких быстроходных судах.

Схема двухвальной ГТУ с перекрестным соединением турбомашин

В отличие от предыдущей схемы в ГТУ с перекрестным соединением турбомашин (рис. 67.б) пропульсивной является ТВД, а ТНД приводит в действие компрессор. У таких схем имеются неудовлетворительные показатели работы на режимах, отличных от расчетных, поэтому их целесообразно применять только в совокупности с ВРШ.

Схема прямоточной ГТУ с двухкаскадным сжатием воздуха

Так как термодинамические циклы с блокированными и свободными пропульсивными турбинами эквивалентны (способ получения технической работы не влияет на изображение цикла), то для схем ГТУ со свободной пропульсивной турбиной также характерны рассмотренные выше способы повышения КПД. Одним из способов повышения КПД цикла является повышение степени сжатия воздуха – π К. Но получение в однокаскадном осевом компрессоре высоких степеней сжатия сопряжено с конструктивно-технологическими трудностями и приводит к усложнению эксплуатации установки. Высокие степени сжатия довольно просто могут быть получены при использовании двухкаскадного сжатия воздуха: в этом случае общая степень сжатия π К становится равной произведению степеней сжатия КНД и КВД.

В прямоточном ГТД с двухкаскадным сжатием воздуха (рис. 67.в) два последовательно расположенных компрессора КНД и КВД приводятся в действие двумя последовательно расположенными турбинами ТВД и ТСД (соблюдается прямое соединение турбомашин: ТВД является приводной для КВД, а ТСД – приводной для КНД). Пропульсивной является турбина, расположенная последней по ходу движения газов – ТНД.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

В таких ГТУ удается получить значительные степени сжатия воздуха при большой начальной температуре газа и небольшие потери давлений в газовоздушном тракте, а также обеспечить работу каждого компрессора в оптимальных условиях. Экономичность такого ГТД на режимах пониженных нагрузок снижается меньше, чем у рассмотренных выше схем. Размещение обоих компрессоров и всех турбин в едином корпусе позволяет получить весьма компактный и мощный двигатель. Газотурбинные установки, выполненные по данной схеме, находят широкое применение на судах и кораблях различных классов и назначений, а также в некоторых отраслях стационарной энергетики.

Большинство судовых и корабельных ГТД прямоточного типа проектируются методом конвертации хорошо зарекомендовавших себя типов авиационных двигателей с добавлением необходимых элементов (дополнительного компрессора, турбин и т.д.).

Схема двухвальной ГТУ с регенерацией

В схемах ГТУ с регенерацией и свободной пропульсивной турбиной возможно достижение более высоких КПД, чем в прямоточных типах установок. Успех внедрения регенерации во многом зависит от конструкции теплообменной поверхности регенератора и гидравлического сопротивления теплообменника, определяющего потерю давления в воздушно-газовом тракте. Схема двухвальной ГТУ с регенерацией (рис. 68.а) отличается от одновальной только наличием свободной силовой турбины. Применение регенерации в цикле двухвальной установки также несколько уменьшает снижение КПД двигателя на частичных нагрузках.

Схема ГТУ с полуперекрестным соединением турбомашин

В схеме с полуперекрестным соединением (рис. 68.б) применено такое же количество турбомашин, как и в схеме с двухкаскадным сжатием воздуха. Для увеличения КПД цикла использована совокупность регенерации со схемой ПОВ.

Пропульсивной является турбина среднего давления − ТСД, расположенная между ТВД и ТНД. ТВД и ТНД являются приводными для компрессоров КВД и КНД соответственно. Расположение пропульсивной турбины между ТВД и ТНД и наличие регенерации дает возможность улучшить энергетический КПД цикла на режимах частичных нагрузок. Однако использование теплообменников исключает возможность организации прямоточного движения рабочих тел в газовоздушном тракте, что неизбежно приводит к увеличению гидравлических сопротивлений ВГТ. Широкого распространения такая схема ГТУ не получила. В мировом газотурбостроении известен единственный случай применения полуперекрестного соединения турбомашин на одном из проектов кораблей Британского ВМФ.

Читайте также: Подвесной подшипник карданного вала для ссангйонг

Схема ГТУ с блокированными КНД и движителем

В рассматриваемой схеме ГТУ (рис. 68.в) вместо трех турбин применены две, а функции турбины низкого давления, являющейся приводной для компрессора КНД, совмещены с функциями пропульсивной турбины. За счет исключения одной турбины схема установки значительно упрощается, улучшаются ее массогабаритные показатели. Однако блокирование привода КНД и движителя приводит к обязательному использованию с данной схемой ГТУ винта регулируемого шага.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

Общими признаками для всех принципиальных схем судовых и корабельных ГТУ можно считать:

прямое или полуперекрестное соединение турбомашин; количество последовательно включенных в воздушный тракт компрессоров – не более двух, при общем числе турбин – не более трех; размещение проточных частей турбин в одном общем корпусе; применение исключительно сосной компоновки турбомашин; разделение газогенераторной части на отдельные турбокомпрессорные агрегаты; применение промежуточного охлаждения воздуха совместно с регенерацией; применение только регенерации при невысоких степенях сжатия воздуха.

Литература

Судовые энергетические установки. Дизельные и газотурбинные установки. Болдырев О.Н. [2003]

Видео:ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬСкачать

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Конструктивные схемы двухвальных ГТУ

Под конструктивной схемой ГТУ (газотурбинная установка) обычно понимают характеристику взаимного расположения основных ее элементов и принципиальное конструктивное решение, с помощью которого это взаимное расположение реализуется.

Даже при ограниченном наборе элементов: числе компрессоров (ступеней сжатия), газовых турбин (ступеней расширения), воздухоохладителей (ступеней промежуточного охлаждения воздуха), камер сгорания (ступеней подогрева газа) и регенерации, число теоретически возможных конструктивных схем оказывается весьма большим. Опыт отечественного и зарубежного газотурбостроения показывает, что наиболее эффективными для судовых условий являются только некоторые компоновочные схемы ГТУ.

Для всережимных судовых ГТУ должна быть предусмотрена возможность работы при любой мощности на выходном валу при согласованных между собой на каждом режиме частотах вращения гребного вала и компрессора. Это может достигаться следующими способами:

  • применением винтов с поворотными лопастями (винтов регулируемого шага) при постоянной частоте вращения главного двигателя;
  • разделением приводов компрессора и движителя.

Разделение приводов имеет в своей основе применение нескольких турбин, последовательно включенных в газовый тракт установки. Одна из турбин является пропульсивной (передающей мощность на движитель), другие турбины являются приводными для компрессоров. Расположение этих турбин может быть осуществлено разными способами – при прямом или перекрестном соединении турбомашин.

Схема двухвальной ГТУ с прямым соединением турбомашин

Схема с прямым соединением турбомашин (рис. 67.а) является простейшей среди двухвальных установок. Конструктивно турбина разделена на две части: турбину высокого давления – ТВД и турбину низкого давления – ТНД. ТВД является приводной для компрессора, а ТНД, не связанная с ними механически – пропульсивной турбиной. Эта схема отличается хорошими пусковыми характеристиками, но недостаточно экономична на режимах пониженных нагрузок. Такие простейшие схемы двигателей обычно применяются на легких быстроходных судах.

Схема двухвальной ГТУ с перекрестным соединением турбомашин

В отличие от предыдущей схемы в ГТУ с перекрестным соединением турбомашин (рис. 67.б) пропульсивной является ТВД, а ТНД приводит в действие компрессор. У таких схем имеются неудовлетворительные показатели работы на режимах, отличных от расчетных, поэтому их целесообразно применять только в совокупности с ВРШ.

Схема прямоточной ГТУ с двухкаскадным сжатием воздуха

Так как термодинамические циклы с блокированными и свободными пропульсивными турбинами эквивалентны (способ получения технической работы не влияет на изображение цикла), то для схем ГТУ со свободной пропульсивной турбиной также характерны рассмотренные выше способы повышения КПД. Одним из способов повышения КПД цикла является повышение степени сжатия воздуха – π К. Но получение в однокаскадном осевом компрессоре высоких степеней сжатия сопряжено с конструктивно-технологическими трудностями и приводит к усложнению эксплуатации установки. Высокие степени сжатия довольно просто могут быть получены при использовании двухкаскадного сжатия воздуха: в этом случае общая степень сжатия π К становится равной произведению степеней сжатия КНД и КВД.

Читайте также: Замена промежуточной опоры карданного вала ваз 2106

В прямоточном ГТД с двухкаскадным сжатием воздуха (рис. 67.в) два последовательно расположенных компрессора КНД и КВД приводятся в действие двумя последовательно расположенными турбинами ТВД и ТСД (соблюдается прямое соединение турбомашин: ТВД является приводной для КВД, а ТСД – приводной для КНД). Пропульсивной является турбина, расположенная последней по ходу движения газов – ТНД.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

В таких ГТУ удается получить значительные степени сжатия воздуха при большой начальной температуре газа и небольшие потери давлений в газовоздушном тракте, а также обеспечить работу каждого компрессора в оптимальных условиях. Экономичность такого ГТД на режимах пониженных нагрузок снижается меньше, чем у рассмотренных выше схем. Размещение обоих компрессоров и всех турбин в едином корпусе позволяет получить весьма компактный и мощный двигатель. Газотурбинные установки, выполненные по данной схеме, находят широкое применение на судах и кораблях различных классов и назначений, а также в некоторых отраслях стационарной энергетики.

Большинство судовых и корабельных ГТД прямоточного типа проектируются методом конвертации хорошо зарекомендовавших себя типов авиационных двигателей с добавлением необходимых элементов (дополнительного компрессора, турбин и т.д.).

Схема двухвальной ГТУ с регенерацией

В схемах ГТУ с регенерацией и свободной пропульсивной турбиной возможно достижение более высоких КПД, чем в прямоточных типах установок. Успех внедрения регенерации во многом зависит от конструкции теплообменной поверхности регенератора и гидравлического сопротивления теплообменника, определяющего потерю давления в воздушно-газовом тракте. Схема двухвальной ГТУ с регенерацией (рис. 68.а) отличается от одновальной только наличием свободной силовой турбины. Применение регенерации в цикле двухвальной установки также несколько уменьшает снижение КПД двигателя на частичных нагрузках.

Схема ГТУ с полуперекрестным соединением турбомашин

В схеме с полуперекрестным соединением (рис. 68.б) применено такое же количество турбомашин, как и в схеме с двухкаскадным сжатием воздуха. Для увеличения КПД цикла использована совокупность регенерации со схемой ПОВ.

Пропульсивной является турбина среднего давления − ТСД, расположенная между ТВД и ТНД. ТВД и ТНД являются приводными для компрессоров КВД и КНД соответственно. Расположение пропульсивной турбины между ТВД и ТНД и наличие регенерации дает возможность улучшить энергетический КПД цикла на режимах частичных нагрузок. Однако использование теплообменников исключает возможность организации прямоточного движения рабочих тел в газовоздушном тракте, что неизбежно приводит к увеличению гидравлических сопротивлений ВГТ. Широкого распространения такая схема ГТУ не получила. В мировом газотурбостроении известен единственный случай применения полуперекрестного соединения турбомашин на одном из проектов кораблей Британского ВМФ.

Схема ГТУ с блокированными КНД и движителем

В рассматриваемой схеме ГТУ (рис. 68.в) вместо трех турбин применены две, а функции турбины низкого давления, являющейся приводной для компрессора КНД, совмещены с функциями пропульсивной турбины. За счет исключения одной турбины схема установки значительно упрощается, улучшаются ее массогабаритные показатели. Однако блокирование привода КНД и движителя приводит к обязательному использованию с данной схемой ГТУ винта регулируемого шага.

Схема двухвальной гту с разрезным валом

Общими признаками для всех принципиальных схем судовых и корабельных ГТУ можно считать:

  • прямое или полуперекрестное соединение турбомашин;
  • количество последовательно включенных в воздушный тракт компрессоров – не более двух, при общем числе турбин – не более трех;
  • размещение проточных частей турбин в одном общем корпусе;
  • применение исключительно сосной компоновки турбомашин;
  • разделение газогенераторной части на отдельные турбокомпрессорные агрегаты;
  • применение промежуточного охлаждения воздуха совместно с регенерацией;
  • применение только регенерации при невысоких степенях сжатия воздуха.

Литература

Судовые энергетические установки. Дизельные и газотурбинные установки. Болдырев О.Н. [2003]


📺 Видео

10. ОСНОВЫ ТЕПЛОТЕХНИКИ. Циклы газотурбинных установок ГТУ. Цикл Брайтона. Сравнение цикловСкачать

10. ОСНОВЫ ТЕПЛОТЕХНИКИ. Циклы газотурбинных установок ГТУ. Цикл Брайтона. Сравнение циклов

Газовая турбина в работе - циклы работы газотурбинной установкиСкачать

Газовая турбина в работе - циклы работы газотурбинной установки

Газотурбинные установкиСкачать

Газотурбинные установки

ГАЗОВАЯ ТУРБИНА || ⏱ Что это? Зачем это?Скачать

ГАЗОВАЯ ТУРБИНА || ⏱ Что это? Зачем это?

Как создают газотурбинные супердвигатели и газоперекачивающие агрегатыСкачать

Как создают газотурбинные супердвигатели и газоперекачивающие агрегаты

Конструкции узлов паровых турбинСкачать

Конструкции узлов паровых турбин

Учебный фильм "Трубопроводный транспорт газа" - Часть 2Скачать

Учебный фильм "Трубопроводный транспорт газа" - Часть 2

ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ | ПРИНЦИП РАБОТЫ | РАБОЧИЕ ЦИКЛЫСкачать

ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ | ПРИНЦИП РАБОТЫ | РАБОЧИЕ ЦИКЛЫ

Принцип действия центробежных механизмовСкачать

Принцип действия центробежных механизмов

Балансировка ротора газовой турбины ГТТ-3М и её принцип действияСкачать

Балансировка ротора газовой турбины ГТТ-3М и её принцип действия

Классификация газоперекачивающих агрегатовСкачать

Классификация газоперекачивающих агрегатов

Принцип работы газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-16Скачать

Принцип работы газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-16

Газотурбинные установки. Цикл Брайтона и методы повышения его КПДСкачать

Газотурбинные установки. Цикл Брайтона и методы повышения его КПД

Технологические схемы КССкачать

Технологические схемы КС

Турбина Френсиса Принцип работы радиально осевой турбиныСкачать

Турбина Френсиса  Принцип работы радиально осевой турбины

Курс ""Турбомашины". Раздел 3.1.1. Принцип действия ступени компрессораСкачать

Курс ""Турбомашины". Раздел 3.1.1. Принцип действия ступени компрессора
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток