Хочу предложить надежную и проверенную электронную систему зажигания (ЭСЗ). Сама схема применялась в «Электроника-Л» для «Вихрей 25, 30» и ЭСЗ для «Вихрь-20» выпускавшихся в 80-х годах небольшой серией. Сейчас такие схемы применяются на итальянских, японских и китайских двигателях для скутеров, газонокосилок и т.д. Работают все типы повышающих трансформаторов, в т. ч. двухискровые.
Детали в схеме можно заменить любыми аналогами. Катушки можно взять готовые от МБ-2 или намотать проводом 0,1-0,12 на каркасах от контактного зажигания L1 — 1500-2000 витков, L2 — 6500-8000 витков. Намотку лучше делать в том же направлении, что и на промышленных МБ-2, МН-1, МВ-1. На фото показано, как закрепит каркас для правильного направления намотки. Конечно, возможна намотка и в обратном направлении, но тогда придется правильно сфазировать выводы.
Катушки можно мотать каждую на своем каркасе или обе на одном (6500+1500 витков с общим массой). На фото показана катушка с двумя обмотками.
Для сохранения изменяемого УОЗ потребуется изготовить из стали согласующую пластину.
Катушки располагаем на основании, как на фото.
Вариант с двумя катушками.
Электронный блок можно собрать в выносном корпусе или на основании закрепив детали термоклеем.
МБ-2 + электронный маховик. При варианте с двумя штатными или изготовленными самостоятельно катушками подключаем выводы согласно схеме. При варианте с двумя обмотками на одном каркасе катушку нужно установить, как на фото.
МВ-1 + контактный маховик. Так, как контактные маховики «Вихрей» бывают с различной очередностью полюсов приходится фазировать обмотки под конкретный применяемый маховик. При варианте с двумя катушками при несовпадении УОЗ менем местами выводы, а при варианте с дной катушкой переносим ее на другой рог этого же сердечника. На фото показано, в каком положении жестко закрепить основание при фиксированном УОЗ. Многих устраивает фиксированный угол опережения.
Если все же нужен изменяемый УОЗ для более устойчивого ХХ, придется переместить сердечник по часовой стрелке приблизительно на 20 градусов. Для этого выбиваем из сердечника штифты, прикладываем его на новое место на основании, при этом правое отверстие под болт М4 должно совпасть с бывшим отверстием под штифт. Отмечаем новые отверстия, сверлим, нарезаем резьбу М4. Сердечник должен располагаться, как на фото.
Для «Ветерка», «Москвы», «Прибоя» нужно изготовить две катушки с двумя обмотками на одном каркасе и два коммутатора. Катушки ставятся на место старых катушек контактного зажигания.
Вы можете заказать готовый комплект ЭСЗ (высылается по почте).
Автор: Дмитрий22
Видео:Как сделать электронное зажигание на любой абсолютно мотор!Скачать
5.7. Система электрооборудования подвесного лодочного мотора «Вихрь»
Источником тока на подвесных лодочных моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30» и «Вихрь-30Р» служит магдино МВ-1 маховичного типа, которое состоит из маховика с закрепленными на нем магнитами в основания магдино. На основании магдино смонтированы две катушки питания зажигания, две катушки освещения, два прерывательных механизма с конденсаторами и фильц для смазки кулачков. В систему электрооборудования мотора, кроме магдино МВ-1, входят два трансформатора ТЛМ и две свечи зажигания CИ-12РT. В трансформаторе ТЛМ преобразуется ток низкого напряжения вырабатываемый катушкой питания зажигания магдино, в ток высокого напряжения (16—18 тыс. вольт), который подается на свечи зажигания.
Рис.6. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р»
1- катушка питания; 2 – свеча; 3 – конденсатор; 4 – прерыватель; 5 – кулачок; 6 – катушка освещения; 7 – блок ВБГ-3А; 8 – электролампа; 9 – трансформатор; 10 – кнопка «стоп».
Схема системы электрооборудования подвесных лодочных моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р» представлена на Рис. 6. Изменение угла опережения зажигания в необходимых пределах осуществляется за счет поворота основания магдино с помощью рычага на тяге привода дроссельной заслонки карбюратора в зависимости от величины её открытия.
В катушках освещения магдино при работе двигателя вырабатывается ток для питания судовых ламп.
Мощность тока катушек освещения при работе двигателя на 5000 об/мин — 30 ватт, напряжение — 12 вольт.
Читайте также: Лодки пвх под мотор глиссер
Рис. 6а. Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30»
1- катушка питания зажигания; 2 – конденсатор; 3 – кулачок; 4 – прерыватель; 5 – катушка освещения; 6 – кнопка «стоп» на поддоне; 7 – кнопка «стоп» на пульте; 8 – кнопка «пуск» на пульте; 9 – стартер СТ-369; 10 – аккумулятор 6СТ-45; 11 – блок ВБГ-3А; 12 – трансформаторы ТЛМ; 13 – свечи
Провода от катушек освещения (одинакового цвета — желтого, оранжевого или коричневого) выводятся на алюминиевые корпуса диодов блока ВБГ-3А, провод от прерывателя верхнего цилиндра (белого натурального цвета) на правую крайнюю клемму и провод от прерывателя нижнего цилиндра (черного или фиолетового цвета) — на среднюю клемму блока.
В систему электрооборудования подвесного лодочного мотора «Вихрь-30», кроме узлов системы зажигания (магдино МВ-1, трансформаторов ТЛМ и свечей СИ-12РТ), входят аккумуляторная батарея 6СТ-45 и электростартер марки СТ-369. Схема электрооборудования подвесного лодочного мотора «Вихрь-30» представлена на рис. 6а.
Вырабатываемый катушками освещения ток через блок ВБГ-3А подается аккумуляторной батарее для ее подзарядки.
Питание стартера в момент пуска двигателя и питание бортовой сети судна осуществляется от аккумуляторной батареи. Включение стартера производится путем нажатия на кнопку «пуск» на пульте дистанционного управления.
Рис. 7. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон» и «Вихрь-30Р электрон»:
1 – магнето МБ-2; 2 – блок ВБГ-3А; 3 – трансформаторы; 4 – кнопка «стоп»; 5 – электролампа.
Предупреждение:
1. Запрещается работать с отсоединенной одной свечой и проворачивание маховика с отключенными трансформаторами или свечами во избежание пробоя и выхода из строя искрогасительных конденсаторов. В случае необходимой прокрутки коленвала с отсоединенными свечами высоковольтные провода обязательно заземлять.
2. Во избежание несчастного случая запрещается прикасаться к оголенной части проводов от магдино к трансформатору и от трансформатора к свече при работе подвесного лодочного мотора.
3. На моторах «Вихрь-М» и «Вихрь-30» при включении электроламп с суммарной мощностью меньше 30 вт возможно их перегорание.
4. Для обеспечения надежного искрообразования на свечах подвесного лодочного мотора необходимо освещение включать после запуска двигателя. На моторах «Вихрь-25Р» электрон», «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-30 электрон» установлена электронная система зажигания.
Электронное магнето имеет тиристорную схему с накоплением энергии в конденсаторе. На основании магнето установлен катушка освещения для питания бортовой сети судна, генераторные катушки, вырабатывающие энергию для искрообразования, и электронный блок с датчиком. При вращении маховика выступы полюсных башмачков, проходя мимо датчика, вызывают разряд накопительного конденсатора через высоковольтные трансформаторы, повышающие выходное напряжение до 12-30 тыс. вольт, которое подается на свечи зажигания.
Рис. 7а. Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30 электрон»
Из основания магнето выведены 3 пары проводов. Провода от катушек освещения белого цвета, провода к трансформаторам – синего цвета для нижнего цилиндра, зеленого – для верхнего, провода к кнопке «стоп» — красного (черного) цвета. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-30 электрон» — на рис. 7а.
В случае, если на вашем моторе установлено модернизированное магнето МБ-2 (переработана схема, улучшены параметры: понижены начальные обороты искрообразования и др.), то оно отличается внешне от ранее выпускаемого количеством выводов – 5 вместо 6, причем на кнопку «Стоп» задействован один провод (красный, черный), а второй провод от кнопки «Стоп» соединяется с «Массой» с помощью провода-перемычки.
В связи с отсутствием механических контактов электронное магнето не подвержено износу и не требует обслуживания и регулировки. Электронный блок выполнен на бескорпускных элементах, защищен компаундом и поэтому неремонтоспособен и разборке не подлежит.
Читайте также: Закон права лодочный мотор
ВНИМАНИЕ! При работе с электрооборудованием подвесного лодочного мотора отключайте аккумулятор. При замыкании проводов, ведущих к трансформаторам, на плюс аккумуляторной батареи магнето выходит их строя. В случае отсутствия или ослабления искры следует проверить целостность проводов и отсутствие замыкания или загрязнения кнопки «стоп».
Видео:Зажигание МБ-22, МБ-23 для моторов Вихрь и Нептун на современных компонентахСкачать
Об электронной системе зажигания для подвесного мотора «Вихрь»
В нашем сборнике №63 за 1976 г. было опубликовано описание ЭСЗ для мотора «Вихрь», разработанной и испытанной днепропетровским инженером-электриком В. И. Шевченко. Судя по письмам, поступившим в редакцию, многие судоводители-любители решили применить эту схему для своих моторов, однако в процессе наладки ее встретились с теми или иными сложностями. Не имея возможности оперативно отвечать на многочисленные запросы, поступающие к нему, автор подготовил небольшую консультацию по доводке ЭСЗ, в которой дает ответ на три основных и наиболее часто встречающихся в письмах вопроса: о методике наладки ЭСЗ; о числе витков датчика и возможности замены элементов схемы.
Многих читателей интересует вопрос о том, как подобрать тиристоры и проверить их характеристики (ток управления, напряжение переключения).
Следует подчеркнуть, что работа ЭСЗ на малых оборотах (ниже 1000 об/мин) во многом зависит от тока управления тиристора. Любители, которые не придают этому параметру достаточного внимания, при настройке ЭСЗ часто терпят неудачу.
Для подбора тиристора по току управления можно воспользоваться простейшей схемой.
В качестве источников тока используется батарейка от карманного фонаря и элемент 343. Другие элементы схемы: резистор «R» — переменный, сопротивлением до 1 кОм; миллиамперметр «mА» — на 5—10 мА; лампочка «Л» — на 3,5 В.
Собрав схему и подключив источники питания, движок резистора ставят в крайнее правое по схеме положение. Затем, постепенно уменьшая сопротивление резистора, наблюдают за показаниями миллиамперметра. О моменте включения тиристора сигнализирует зажигание лампы «Л». Таким образом, ток управляющего электрода, при котором открывается тиристор (зажигается лампа), и будет минимальным током управления. Измерения производят три—пять раз, причем каждый раз кратковременно отсоединяют один конец источника 4,5 В от схемы (для запирания тиристора), а движок резистора «R» ставят в крайнее по схеме правое положение.
Чем меньше ток управления, тем лучше, так как ЭСЗ будет работать при более низких оборотах. Рекомендуется применять тиристоры с током управления 3—4 мА и менее.
Возможные варианты замены деталей схемы в основном указаны в статье. Дополнительно замечу, что применение элементов, имеющих лучшие характеристики по току и напряжению, не только возможно, но и желательно. Были вопросы о допустимости замены конденсаторов С2 типа МБГ4 и МБГП на МБГО с теми же параметрами. В принципе такая замена на работе ЭСЗ практически не отражается, но стоит оговорить, что конденсаторы МБГО менее надежны.
Читайте также: Мотор для лодки бренды
Как показала практика эксплуатации ЭСЗ, из схемы можно исключить стабилитрон Д4, заменив его резистором-сопротивлением R=200—300 Ом.
Особое внимание следует обратить на крепление конденсатора С1. Он должен быть жестко закреплен хомутиком; в противном случае из-за вибрации у него отламываются выводы.
Катушка датчика наматывается проводом диаметром 0,1 мм до заполнения каркаса и содержит 3500—4000 витков; сопротивление постоянному току 300—500 Ом.
При желании проверить параметры схемы в отдельных точках интерес может вызвать лишь напряжение на конденсаторе С2, от величины которого зависит мощность искры. Если в ЭСЗ применен трансформатор с коэффициентом трансформации 35 и более (можно и 50), то при частоте вращения двигателя n=300—500 об/мин напряжение на конденсаторе С2 составляет 100—120 В; при n=3000— 3500 об/мин — 400—420 В; при n=5000 об/мин — 300—330 В.
Качество тиристора в любительских условиях можно проверить, сняв с его управляющего электрода сигнал при работающем на средних оборотах двигателе. Для этого кратковременно на 30—40 с отключают один конец датчика от ЭСЗ и наблюдают за искрой. Если тиристор хорош — искра исчезает, если нет, то будет проскакивать, а это говорит о том, что напряжение переключения тиристора мало и в данной схеме он работать не может.
Для оценки работоспособности ЭСЗ необходимо произвести следующий ряд испытаний.
1. Систему запитать не от генераторных катушек зажигания, а от катушек освещения. При этом штатную систему зажигания оставить в прежнем виде.
2. Электронную систему через два дополнительных высоковольтных трансформатора (ТЛМ) подключить к двум отдельно установленным свечам.
3. Завести двигатель на штатном зажигании. Изменяя частоту вращения от минимальной до полных оборотов, наблюдать за искрой (зазор па свечах должен быть 1—2 мм). Искра должна проскакивать на обеих свечах одновременно и без срывов. Поменять местами концы катушек, питающих ЭСЗ, и снова изменить обороты от малых до полных. Из двух положений оставить то, при котором искра мощнее. Если наблюдаются срывы, следует изменить емкость конденсатора С1 до 0,25 мкФ и вновь проверить искру на всех режимах.
4. Отсоединить ЭСЗ от катушек освещения и подключить к генераторной катушке зажигания. Обязательно подложить изолирующие прокладки под прерыватели.
5. Завести двигатель на ЭСЗ и наблюдать за работой мотора на малых и больших оборотах, плавно их изменяя. Установить румпель в положение между малым и средним газом, а затем при помощи вольтметра постоянного тока замерить напряжение на конденсаторе С2. Поменять местами концы генераторной катушки и, не изменяя оборотов двигателя (не трогая румпель), вновь замерить напряжение на конденсаторе С2. То положение концов генераторных катушек, при котором напряжение на конденсаторе С2 окажется выше, и будет рабочим.
6. Еще раз проверить работу двигателя на малых и больших оборотах, при нагруженном двигателе.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎥 Видео
электронное зажигание для лодочных моторовСкачать
Надежная схема NewСкачать
Схема 2Скачать
Электронное зажигание на лодочный мотор вихрьСкачать
Вихрь 20 электронное зажигание.Скачать
Электронное зажигание для контактного ВихряСкачать
Микропроцессорное зажигание (МПЗ) на МБ-2 для лодочных моторов семейства Вихрь.Скачать
Электронное зажигание для Вихрь от Самоделкин и КСкачать
Надежная схема мотора ВихрьСкачать
Электронное зажигание на Вихрь своими руками.Скачать
Электронное зажигание Вихрь, Нептун, Привет, ПрибойСкачать
Зажигание Вихрь с автоуозСкачать
Бюджетное ЭСЗ на Вихрь своими силами.Скачать
Зажигание Вихрь 25-30. Схема от 1973 с доработками Андрея.Скачать
зажигание на Вихрь "надёжная схема"Скачать
Электронное зажигание на лодочный мотор вихрь Датчик холлаСкачать
Электронные зажигания для ПЛМ, давайте по порядку...Скачать
Электронное зажигание подключение наглядноСкачать