Схема измерения биения вала

Зависимый допуск расположения или формы это переменный допуск, минимальное значение которого указывается в чертеже или технических требованиях и которое допускается превышать на величину, соответствующую отклонению действительного размера поверхности детали от проходного предела (наибольшего предельного размера вала или наименьшего предельного размера отверстия). Для обозначения зависимого допуска после его числового значения в рамке пишут букву «М» в кружочке à.

Зависимые допуски расположения назначают главным образом в случаях, когда необходимо обеспечить собираемость деталей, сопрягающихся одновременно по нескольким поверхностям с заданными зазорами или натягами. Применение зависимых допусков формы и расположения удешевляет изготовление и упрощает приемку продукции.

Числовое значение зависимого допуска может быть связано: либо с действительными размерами рассматриваемого элемента, либо с действительными размерами базового элемента, либо с действительными размерами и базового и рассматриваемого элементов.

Зависимые допуски контролируют комплексными калибрами, являющимися прототипами сопрягаемых деталей в наихудшем исполнении. Эти калибры только проходные и гарантируют беспригоночную сборку изделий (см. раздел «Калибры»). Комплексные калибры достаточно сложны и дороги в изготовлении, поэтому применение зависимого допуска целесообразно только в серийном и массовом производстве.

Радиальное биение (ECR): разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля поверхности вращения до базовой оси в сечении плоскостью, перпендикулярной базовой оси.

Торцевое биение (EGA): разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля сечения торцевой поверхности цилиндром заданного диаметра, соосного с базовой осью до плоскости, перпендикулярной базовой оси.

Биение в заданном направлении (ECD): разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля поверхности вращения в сечении рассматриваемой поверхности конусом, ось которого совпадает с базовой осью, а образующая имеет заданное направление, до вершины этого конуса.

Биения измеряют измерительными головками. Вращая деталь относительно базы, находят разность максимального и минимального показания измерительной головки, это и будет величина биения.

Очевидно, что контроль биений необходимо проводить относительно тех поверхностей, с помощью которых деталь базируется в механизме.

Базовыми поверхностями у валов могут быть (табл. 12.6):

1) два центровых отверстия детали (п. 1 и 2);

2) две цилиндрические поверхности (п. 3 и 4); в этом случае биения всех остальных поверхностей должны задаваться и измеряться относительно так называемой общей оси, проходящей через середины осей двух базовых поверхностей, поэтому при измерении биений вал должен устанавливаться на две узкие призмы серединами базовых шеек;

3) одна цилиндрическая поверхность (п. 5 и 6); в этом случае биения всех остальных цилиндрических и торцевых поверхностей должны определяться при установке детали на призму этой базовой поверхностью.

При измерении радиального биения относительно общей оси (таб. 12.6 п. 3) измерительную головку необходимо располагать на краю измеряемой поверхности, где измеряемое биение максимально.

При измерении торцевых биений (таб. 12.6 п.п. 4 и 6) напротив измерительной головки необходимо размещать упор. Измеренная величина в этом случае будет удвоенным торцевым биением.

Измеряемое биениеОбозначение допуска по ГОСТ 2.308-79Схема измерения
1Радиальное биение от оси центров

Читайте также: P0335 неисправность датчика положения коленчатого вала а

Измеряемое биениеОбозначение допуска по ГОСТ 2.308-79Схема измерения
Торцевое иение от оси центров
Радиальное биение от общей оси
Торцевое иение от общей оси
Радиальное биение от оси базовой шейки
Измеряемое биениеОбозначение допуска по ГОСТ 2.308-79Схема измерения
Торцевое биение от оси базовой шейки

Рис. 12.33. Схема установки для измерения биений

Специально для измерения биений выпускаются приборы (рис. 12.33) ПБ. Они представляют собой центра с набором приспособлений. Выпускается две модели ПБ-250 и ПБ-500, с высотой центров 250 и 500 мм соответственно.

Кроме центров на направляющих станины могут быть установлены различные призмы: широкая – для измерения биений относительно оси базовой шейки или две узкие – для измерения биений относительно общей оси. На рисунке обозначены: 1 – станина, 2 – подвижная бабка, 3 – подводимый упор, 4 – измерительная головка, 5 – регулируемая стойка, 6 – неподвижная бабка.

Полное радиальное биение (ECTR): разность наибольшего и наименьшего расстояний от всех точек реальной поверхности в пределах нормируемого участка до базовой оси (рис. 12.34,а).

Полное торцевое биение (ECTA): разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек всей торцовой поверхности (с номинально плоской формой) до плоскости, перпендикулярной базовой оси (рис. 12.34,б).

Рис. 12.34. Полное радиальное и торцевое биение

При задании допуска полного радиального биения, полного торцевого биения, необходимо измерять биение по всей поверхности L или D во многих местах и брать максимальное полученное значение.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео:Проверка биения вала индикатором часового типаСкачать

Проверка биения вала индикатором часового типа

Измерение зазоров, биений и вибраций электрических машин — Измерение биений

В. ИЗМЕРЕНИЕ БИЕНИЙ
Биение вращающихся частей определяют индикатором часового типа.
Для измерения радиального биения вала индикатор устанавливают на плоскость разъема подшипникового стояка либо на другое жесткое основание (рис. 7). Проверяемую окружность делят на восемь равных частей, измерительный стержень индикатора устанавливают в верхней части проверяемой поверхности, предварительно стрелку его устанавливают на нуль. Поворачивая ротор (вручную или краном), производят запись показаний индикатора при каждом из восьми положений вала. Для более легкого поворачивания ротора шейку вала смазывают маслом. Запись показаний индикатора ведут со знаком « + » или « —» в зависимости от направления отклонения его стрелки. Разница в показаниях индикатора свидетельствует об эксцентричности проверяемой поверхности или искривлении вала.

Схема измерения биения вала

Рис. 7. Проверка радиального биения

Величина искривления вала по отношению к его оси равна половике биения. Для получения правильных измерений необходимо перед отсчетом величины биения убедиться в правильной установке индикатора и надежности его закрепления. Для этого перед отсчетом слегка постукивают рукой по индикатору; если после постукивания стрелка индикатора установится в прежнее положение, то это укажет на правильную установку индикатора. Доказательством того, что индикатор не был смещен при измерениях, служит совпадение его показаний при вторичном измерении биения в точке / с показаниями при первом измерении в той же точке. Чтобы избежать искажения показаний, надо при каждом измерении ослаблять трос, которым поворачивают ротор; необходимо также проверить плотность установки вкладышей в расточке стояка и убедиться в отсутствии задевания ротора за какие-либо части. Чтобы исключить случайные ошибки, измерения повторяют два-три раза, несколько сдвигая каждый раз индикатор вдоль оси.
Допустимое биение шеек валов составляет 0,02 мм для диаметров 100—200 мм и 0,03 мм для диаметров более 200 м. В местах установки уплотнений биение не должно превышать 0,05—0,06 мм. Допустимое биение вала ротора в других местах составляет 0,06—0,08 мм для быстроходных машин (3000 об/мин) и 0,10—0,12 мм — для тихоходных.

Читайте также: Замена первичного вала кпп ваз 2108

Схема измерения биения вала

Рис. 8. Проверка осевого биения полумуфты

Осевое биение торца полумуфты проверяют двумя индикаторами, установленными в диаметрально противоположных точках торца полумуфты (рис. 8) на одинаковом расстоянии от оси вращения. Применение двух индикаторов исключает ошибки, связанные с возможными осевыми сдвигами ротора в процессе измерений.
Здесь также окружность полумуфты разделяют на четное число равных частей, например на восемь. Измерительные стержни индикатора упирают в торец полумуфты на расстоянии 10—15 мм от края. Биение торца полу муфты определяют на основании восьми пар показаний индикаторов соответственно восьми различным положениям ротора. Для нахождения величины биения торца полумуфты на каком-либо диаметре определяют сумму показаний обоих индикаторов для одной и той же точки торца муфты при двух положениях вала — до и после поворота его на 180°.
Если при первоначальном положении ротора показание индикатора / в точке / будет 7|, показание индикатора // в точке 5 составит //5, а при повороте ротора на 180° (см. штриховую линию на рис. 8, б) показания индикаторов будут соответственно равны /5 и /Л, то биение As торца полумуфты на диаметре 1—5 определится по формуле
Значения Л, /Л, /5 и //5 в формуле имеют знак « + » при отклонении стержня индикатора в сторону индикатора и знак « — » при отклонении стержня в сторону муфты.

Видео:Измерение радиального биения быстроходного валаСкачать

Измерение радиального биения быстроходного вала

Схема измерения биения вала

Торцовое и радиальное биения цилиндрических деталей

Торцовое и радиальное биения цилиндрических деталей типа валов относятся к погрешностям расположения поверхностей. Их проверяют на призмах (рис. 45), в центрах или с помощью контрольных приспособлений. При проверке торцового биения на призмах деталь устанавливают на призму 2 или 5 своей базовой наружной цилиндрической поверхностью и прижимают к неподвижному упору. На рис. 45,а показана схема измерения торцового биения с расположением упора 1 по оси детали 3, а на рис. 45,6 при расположении упора 7 на периферии проверяемой торцовой поверхности детали 6. Если измерительную

Схема измерения биения вала

Рис. 45. Схемы измерения торцового и радиального биения

головку 4 (или 5) установить на том же диаметре, где задано биение, то величину биения определяют (для измерения по первой схеме) как разность А между наибольшим и наименьшим отсчетами по шкале измерительной головки за один оборот детали или (для второй схемы) как половину 2А разности показаний. Если биение задано в габаритах детали, то для определения его значения необходимо величину А умножить на отношение D/d, где D — наибольший диаметр проверяемой детали; d — диаметр, на котором выполняют измерение.

Читайте также: Назначение регуляторов частоты вращения коленчатого вала

Проверку торцового биения на призмах проводят для деталей, у которых нет центровых отверстий. При наличии центровых отверстий деталь устанавливают в контрольных центрах, а наконечник измерительной головки подводят к проверяемой торцовой поверхности, как это показано на рис. 45,а или б. Учитывая, что со стороны торцовой поверхности детали располагают центра прибора, применяют специальные рычажные передачи, позволяющие установить измерительную головку в нужном положении. Значение торцового биения определяют так же, как при проверке на призмах с осевым упором, т. е. по разности показаний прибора за один оборот детали в центрах.

Радиальное биение проверяют так же, как торцовое, яри расположении деталей на призмах или в центрах. Проверку радиального биения на призмах 10 (рис. 45,в) производят при отсутствии у детали центровых отверстий или когда в чертеже задано допускаемое радиальное биение цилиндрической поверхности 11 относительно базовой поверхности 9. Значение радиального биения определяют как разность наибольшего и наименьшего показаний измерительной головки 12.

Измерение радиального биения при расположении деталей в центрах целесообразно выполнять для случаев, когда допускаемое биение задают относительно оси детали и для многоступенчатых валов. Значение радиального биения какой-либо из поверхностей равно разности наибольшего и наименьшего показаний измерительной головки за один оборот детали.

Схема измерения биения вала

Рис. 46. Контрольное приспособление для измерения торцового и радиального биения

Пример специального приспособления для измерения торцового и радиального биения поверхностей детали 1 приведен на рис. 46 [9]. Деталь 1 устанавливают на коническую оправку 2 и
в процессе измерения проворачивают, (вместе с оправкой) на полный оборот. С помощью измерительной головки 4 определяют радиальное биение, а головка 5 — торцовое биение фланца детали 1. Измерительные головки 4 и 5 отводят в сторону вместе с кронштейном 3, в котором они закреплены, что обеспечивает установку проверяемой детали на оправку приспособления. Существует большое число различных конструкций измерительных приспособлений, в том числе и для проверки биения нескольких поверхностей сложных деталей (например, коленчатых валов автомобильных двигателей).

Для проверки биения деталей типа втулок, фланцев или дисков, имеющих центральное отверстие, их насаживают на конические, цилиндрические, ступенчатые или разжимные оправки, а затем устанавливают в контрольных центрах. Проверку радиального или торцового биения проводят аналогично описанному выше.

Измерение отклонений от соосности детали производят различными способами. Для цилиндрической поверхности ступенчатой детали относительно базовой поверхности это измерение производят по схеме, аналогичной схеме измерения радиального биения, показанной на рис. 45,s. При установке детали базовой поверхностью на призму отклонение от соосности проверяемой детали определяют как половину разности показаний измерительной головки за полный оборот детали. Измерение отклонений от соосности цилиндрических поверхностей многоступенчатого вала целесообразно производить при установке его в центрах. Отклонение от соосности определяют при полином обороте вала как половину разности показаний измерительного прибора.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎬 Видео

    Измерение радиального биения валаСкачать

    Измерение радиального биения вала

    Измерение радиального биения быстроходного вала 3Скачать

    Измерение радиального биения быстроходного вала 3

    ЛР Контроль радиального и торцевого биенияСкачать

    ЛР Контроль радиального и торцевого биения

    Измерение осевого биения быстроходного вала 2Скачать

    Измерение осевого биения быстроходного вала 2

    Измерение радиального биения быстроходного вала 2Скачать

    Измерение радиального биения быстроходного вала 2

    Проверка коленчатого вала на радиальное биение.Скачать

    Проверка коленчатого вала на радиальное биение.

    Контроль валов. Измерение вала с микронным допуском. Размеры шеек валаСкачать

    Контроль валов. Измерение вала с микронным допуском. Размеры шеек вала

    Замер радиального биения валаСкачать

    Замер радиального биения вала

    Замер радиального биения валаСкачать

    Замер радиального биения вала

    Измерение биения.Скачать

    Измерение биения.

    Маленькие хитрости индикатора часового типаСкачать

    Маленькие хитрости индикатора часового типа

    измерение биения патронаСкачать

    измерение биения патрона

    простая проверка радиального биения на обрабатывающем центреСкачать

    простая проверка радиального биения на обрабатывающем центре

    Проверка вала на биенияСкачать

    Проверка вала на биения

    ПРОСТОЙ СПОСОБ измерения допусков формы и расположения поверхностей детали в производстве!Скачать

    ПРОСТОЙ СПОСОБ измерения допусков формы и расположения поверхностей детали в производстве!

    Радиальное биение ведомой шестерниСкачать

    Радиальное биение ведомой шестерни

    Измерение радиального биения зубчатого венца цилиндрической шестерни.Скачать

    Измерение радиального биения зубчатого венца цилиндрической шестерни.

    Проверка биения вала насосаСкачать

    Проверка биения вала насоса
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток