Схема лодочного мотора стрела

Схема лодочного мотора стрела

При изготовлении двигателя АГ-1 использовано много деталей от серийных двигателей отечественного производства. Так, например, цилиндр, головка цилиндра со шпильками крепления, поршень, палец и поршневые кольца — от двигателей М-106 — М-115, коленвал, манжетные уплотнения и система электронного зажигания с маховичным магдино — от ВП-150М. Картер взят от широко распространенного подвесного лодочного мотора «Стрела» (или «ЗИФ»), Возможно применение цилиндропоршневой группы с коленвалом от двигателя «ИЖ-Юпитер». Дополнительная механическая обработка серийных деталей заключается в следующем.

Картер. Его половины (рис, 1) внутри растачиваются ступенчато до Ø 103 и Ø 93,5 мм по контуру размещения коленчатого вала. Для сужения кривошипной камеры в половинах крепятся по месту новые алюминиевые кольца Ø 93/52, толщиной 5,9 мм (поз. 4), а в гнезда подшипников запрессовываются кольца Ø 52/40, толщиной 5,5 мм (поз. 5) под манжетные уплотнения (поз. 7). Кольцевые наружные выступы растачиваются по месту для размещения с одной стороны звездочки приводной цепи толщиной 10 мм, с другой — основания маховичного магдино (поз. 11). Для смазки подшипников сверлятся по месту радиальные отверстия Ø 4 мм.

Щеки коленвала (поз. 3) обтачиваются по наружному диаметру с Ø 94 до Ø 92 мм, на коренные шейки запрессовываются стальные кольца Ø 25/20 толщиной 3,5 мм для надежной посадки шарикоподшипников № 205. В шатун коленвала (поз. 8) запрессовывается новая бронзовая втулка Ø 15/14 и длиной 17 мм (поз. 10) под поршневой палец Ø 14 мм.

В юбке поршня напротив впускного окна цилиндра вырезается прямоугольное окно шириной 28 мм и высотой 1$ мм, для увеличения фазы впуска в связи с применением лепесткового клапана. Ввиду того, что картер от лодочного мотора «Стрела» имеет малую высоту, под цилиндр необходимо сделать промежуточную проставку (рис. 2), отливаемую из алюминиевого сплава или фрезеруемую из болванки. Она крепится к картеру четырьмя шпильками М8.

Схема лодочного мотора стрела

Рис. 1. Продольный разрез двигателя АГ-1:

1 — левая половина картера, 2 -г- правая половина картера, .3 — щека коленвала, 4 — уплотнительное кольцо картера, 5 — кольцо под манжетное уплотнение, 6 — приводная звездочка. 7 — манжета, 8 — шатун, 9 — простанка между картером и цилиндром, 10 — верхняя бронзовая втулка шатуна, 11 — основание магдино ВП-150, 12 — ступенчатое кольцо.

Схема лодочного мотора стрела

Рис. 2. Проставка между картером (от лодочного мотора «Стрела») и цилиндром (от мотоцикла М-106). Заготовка отливается из сплава АЛ-9

Сборка двигателя не представляет трудности и выполняется в такой последовательности: сначала в обе половины картера запрессовывают по одному манжетному уплотнению, а на коленвал напрессовывают с обеих сторон подшипники № 205; на шатуне собирается поршень с пальцем и кольцами. Затем на коленвал с обеих сторон надевают предварительно нагретые до 80 —90° половинки картера с прокладкой и стягивают между собой по радиальному разъему четырьмя винтами М6, из которых два — фиксирующие. После этого на четыре шпильки М8 картера устанавливается промежуточная проставка с прокладкой, затем на четыре шпильки М8 проставки и поршень надевается цилиндр с головкой, и все стягивается гайками М8. Остальные узлы собираются в обычном порядке.

Несмотря на некоторую сложность электронной системы зажигания и несколько больший вес по сравнению с агрегатным магнето, использование ее себя оправдывает (см. «М-К», 1974, № и). Основание магдино (рис. 1, поз. 11) центрируется на ступенчатом кольце (поз. 12) по расточенному до Ø 59 мм внутреннему отверстию и надежно фиксируется с помощью двух шариковых фиксаторов. При регулировке опережения зажигания основание магдино может поворачиваться вручную или быть механически связанным с рычагом дроссельной заслонки карбюратора, как у подвесных лодочных моторов. Для удобства вывода проводов снизу основания магдино панелька с блоком диодов и концами проводников перепаивается на правую сторону катушки зажигания и размещается рядом с индукционным датчиком. Катушка зажигания крепится на картере под выхлопным патрубком, а тиристорный блок крепится с другой стороны картера, рядом с индукционным датчиком. На маховике магдино крепится пусковой алюминиевый шкив для наматывания шнура ручного запуска.

Читайте также: Не греется мотор газель камминз

Оригинальным узлом двигателя является лепестковый клапан (см. рис. 3), устанавливаемый между карбюратором и впускным окном цилиндра и состоящий из следующих деталей: промежуточного патрубка-корпуса (поз. 2) из дюралюминия, пирамидального корпуса с четырьмя пластинчатыми клапанами (поз. 3) и переходной текстолитовой вставки (поз. 4) между квадратным отверстием клапана и круглым отверстием карбюратора (поз. 5). Все детали клапана с прокладками и карбюратор крепятся к цилиндру на двух дюралюминиевых шпильках М8. Чертеж лепесткового клапана приведен на рисунке 4.

Схема лодочного мотора стрела

Рис. 3. Схема членения лепесткового всасывающего клапана на двигателе АГ-1:

1 — всасывающий патрубок цилиндра, 2 — промежуточный патрубок (корпус), 3 — пирамидальный корпус четырехлепесткового клапана, 4 — переходная текстолитовая вставка, 5 — карбюратор К-36С, 6 — картер.

Схема лодочного мотора стрела

Рис. 4. Конструкция блока лепестковых клапанов:

1 — фланец карбюратора, 2 — переходная вставка, 3 — фланец, 4 — корпус из текстолита, 5 — ограничитель отклонения клапана, 6 — лепесток клапана, 7 — корпус, 8 — фланец всасывающего клапана цилиндра, 9 — крепежный винт М5, 10 — прокладки.

Четырехугольный пирамидальный корпус (поз. 4) состоит из склеенного на эпоксидной смоле фланца и стенок — пластинок из текстолита толщиной 5 мм, в которых предварительно высверливаются овальные отверстия под пластины клапана из пружинной стали толщиной 0,2 мм. Пластины (поз. 6) и разрезные ограничители хода клапанов (поз. 5) взяты от плоского четырехлепесткового клапана лодочного мотора «Ветерок» и крепятся к четырем стенкам корпуса на винтах М5 (поз. 9).

Примененная конструкция пирамидального четырехлепесткового клапана имеет небольшие размеры, обладает малым сопротивлением на всасывании и не увеличивает объем кривошипной камеры. Установка клапана на двигателе позволила, помимо получения отличного запуска и приемистости на средних оборотах, расширить фазу впуска со 136° (серийный двигатель мотоцикла «Минск») до 170°, то есть на 25%, что соответственно повысило и мощность двигателя— ориентировочно на 20% при том же горючем.

Автор надеется, что легкий одноцилиндровый двигатель АГ-1 с лепестковым клапаном для привода воздушного винта по своей простоте, надежности и малому удельному весу (около 0,8 кг/л.с.) заинтересует многих конструкторов-любителей аэросаней, глиссеров, микросамолетов, экранопланов и аппаратов на воздушной подушке.

Видео:Запуск лодочного мотора Стрела-5м после капитального ремонтаСкачать

Запуск лодочного мотора Стрела-5м после капитального ремонта

Обзор лодочного мотора Стрела

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям, которые стали использоваться для малогабаритных лодок. Он относительно маломощный, всего 5 л. с., но уже позволял достигать скорости 14–16 км/ч. Массовое производство было запущено в СССР с 1953 года, с этого времени начался большой спрос на двигатель, это продлилось до 1965 года, когда он был снят с производства. Выпуск ремонтных запчастей продолжался ещё до середины 80-х годов. Лодочный мотор «Стрела-5» примечателен тем, что поступил в открытую продажу в народ, все более ранние варианты были в использовании государственными предприятиями.

Читайте также: Мотор с вариатором хонда дио

Видео:Лодочный мотор СТРЕЛА-5 . 7 "лайфхаков" при сборке мотора.Скачать

Лодочный мотор  СТРЕЛА-5 . 7 "лайфхаков" при сборке мотора.

Общее описание

Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.

Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности.

Схема лодочного мотора стрела

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям

Особенности первых конструкций:

  • первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали;
  • нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение;
  • для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки;
  • система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»;
  • на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора;
  • в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.

Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:

  • лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
  • невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
  • высокий показатель КПД винта.

Схема лодочного мотора стрела

Мотор “Стрела” имеет невысокую цену

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:

  • самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
  • двигатель генерирует много шума и вибрации;
  • большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
  • недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
  • для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
  • местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
  • риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.

Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.

Читайте также: Стоимость мотора для мотоблока

Видео:Плм "СТРЕЛА-5" . Собрать, что бы РАБОТАЛА!!!Скачать

Плм "СТРЕЛА-5" . Собрать, что бы РАБОТАЛА!!!

Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»

Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой.

Схема лодочного мотора стрела

Лодочный мотор «Стрела-5»

Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.

Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.

Видео:полный разбор лодчного мотора СТРЕЛАСкачать

полный разбор лодчного мотора СТРЕЛА

Технические характеристики

До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.

Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:

  • мощность – 5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • полезный объём – 175 см 3 ;
  • количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
  • размер цилиндра – 62 мм;
  • расстояние движения поршня – 58 мм;
  • уровень сжатия – 5±0,2;

Схема лодочного мотора стрела

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»

  • метод управления – выносной румпель;
  • способ зажигания – вручную;
  • смазка – проходит процедуру смешивания;
  • объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
  • расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
  • тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
  • используемая свеча – А-11-У;
  • тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
  • масса – 24 кг.

Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.

Видео:Подвесной лодочный мотор Стрела. Часть 2.Скачать

Подвесной лодочный мотор Стрела. Часть 2.

Отзывы владельцев

«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».

«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».

«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔥 Видео

    модернизация лодочного мотора стрела 5Скачать

    модернизация лодочного мотора стрела 5

    Редуктор лодочного мотора СтрелаСкачать

    Редуктор лодочного мотора Стрела

    Доработка лодочного мотора стрелаСкачать

    Доработка лодочного мотора стрела

    СТАРТЕР НА ЛОДОЧНЫЙ МОТОР СТРЕЛА!! Своими руками!Скачать

    СТАРТЕР НА ЛОДОЧНЫЙ МОТОР СТРЕЛА!! Своими руками!

    Гибрид Стрела Часть 1Скачать

    Гибрид Стрела   Часть 1

    Зажигание СтрелаСкачать

    Зажигание Стрела

    ремонт лодочного мотора СТРЕЛАСкачать

    ремонт лодочного мотора СТРЕЛА

    мотор стрела 5Скачать

    мотор стрела 5

    Карбюратор К-33 (ЗиФ-5,Стрела-5) : разборка,сборка,регулировкаСкачать

    Карбюратор К-33 (ЗиФ-5,Стрела-5) : разборка,сборка,регулировка

    Электронное зажигание на Стреле.Скачать

    Электронное зажигание на Стреле.

    Лодочный мотор "Стрела-5", сборка из хлама, установка стартера Лифан, выход на воду.Скачать

    Лодочный мотор "Стрела-5", сборка из хлама, установка стартера Лифан, выход на воду.

    Лодочный мотор Стрела с зажиганием от тримераСкачать

    Лодочный мотор Стрела с зажиганием от тримера

    ОТКОПАЛ В САРАЕ СТАРЫЙ МОТОР СТРЕЛА! СОВЕТСКИЕ МОТОРЫ ЕЩЁ ПОРАБОТАЮТ / ЖАЛКО СДАВАТЬ В МЕТАЛЛОЛОМ.Скачать

    ОТКОПАЛ В САРАЕ СТАРЫЙ МОТОР СТРЕЛА! СОВЕТСКИЕ МОТОРЫ ЕЩЁ ПОРАБОТАЮТ / ЖАЛКО СДАВАТЬ В МЕТАЛЛОЛОМ.

    Двигатель СтрелаСкачать

    Двигатель Стрела

    Лодочный мотор Стрела 5 л.с винт скор-й ветерок 8 лодка Флинк 320лСкачать

    Лодочный мотор Стрела 5 л.с винт скор-й ветерок 8 лодка Флинк 320л
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток