Схема ноги для лодочного мотора

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПОДВЕСНЫХ ЛОДОЧНЫХ МОТОРАХ

Назначение и конструкция подвесных лодочных моторов.

Подвесные лодочные моторы представляют собой совершенно обособленную от судна винто-моторную установку, распола­гаемую за кормой судна. Они предназначаются в основном для установки в качестве главных двигателей(1) на малых судах: ялах, прогулочных шлюпках, туристских судах, скутерах, а более мощные моторы (в 50—60 л. с.) —на различных про­мысловых судах, баржах, баркасах, а также на плавучих технических средствах: ремонтных плотах, кранах и транс­портерах.

Как независимая винто-моторная установка подвесной мотор может без разборки свободно переноситься с одного судна на другое, лишь бы на последнем имелся транец(2), к которому и крепится мотор (рис. 1).

Удобная переноска мотора, простота и быстрота крепле­ния на место, простота ухода делают такой мотор доступным и пригодным как для коллективов, так и для индивидуально­го пользования.

Серийный выпуск подвесных моторов в СССР начался только в годы первых пятилеток. В середине тридцатых годов на ряде наших заводов стало налаживаться производ­ство подвесных моторов.

После Великой Отечественной войны производство под­весных моторов в нашей стране получает дальнейшее разви­тие. Советскими конструкторами разработаны новые марки подвесных моторов (например, ЛММ-6, ЛММ-6А, ЛМР-6), выпускаемые отечественными заводами.

Так как подвесной мотор является переносным и пред­назначается в основном для работы на легких судах, то к нему предъявляется требование: не только давать достаточную мощность, необходимую для сообщения судну нужной ско­рости, но и быть легким по весу, удобным для переноски и крепления на судах.

Мощность двигателя подвесного мотора в основном расхо­дуется на преодоление сопротивления воды и воздуха дви­жению судна, которое зависит от ряда трудно учитывае­мых факторов, например от формы днища судна, его обво­дов, характера движения (скользящее или плавающее), а больше всего от скорости. Чем выше скорость, тем большее сопротивление испытывает судно, тем большая мощность требуется от двигателя.

Характер изменения сопротивления воды движению судов в зависимости от скорости и типа примерно может быть изо­бражен графиком (рис. 2).

Расположение подвесных моторов за бортом судна и спо­соб крепления их посредством кронштейна к транцу, верти­кальное положение оси коленчатого вала двигателя и пере­дача мощности на горизонтальный вал гребного винта через специальную подводную часть сильно отличают подвесные мо­торы от стационарных двигателей, выделяя их в особую группу.

Подвесной мотор в основном состоит из следующих дета­лей и механизмов (рис. 3): двигателя внутреннего сгорания карбюраторного типа 1, про­межуточной передачи 2, дейдвудной трубы 3, подводной части 4 с передачей на греб­ной винт и гребным винтом (движителем) 5, системы пи­тания двигателя, т. е. карбю­ратора 6, бензопровода 7, топ­ливного бака 8, системы зажи­гания 9, системы охлаждения 10, кронштейна крепления мотора к судну 11 и механиз­ма управления (румпеля) 12.

На рис. 4 показана другая конструкция подвесного лодоч­ного мотора, отличающаяся от первой наличием литой дейдвудной трубы вместо сварной и наличием глушителя 10 для выпуска отработан­ных газов в атмосферу, а также иной системой зажигания.

Силовая часть мотора — двигатель со всеми необходимы­ми для его работы деталями — всегда располагается вверху; там же помещается и топливный бак с горючим.

Передача движения с коленчатого вала на горизонталь­ный вал и гребной винт осуществляется посредством проме­жуточного (вертикального) вала, который через зубчатую передачу передает его на горизонтальный вал гребного винта. Соединение горизонтального вала с гребным винтом произво­дится при помощи специальной муфты или штифта.

Крепление подвесного мотора к транцевой доске судна производится двумя винтовыми зажимами (типа барашков). Кронштейн должен быть достаточно прочным, так как он удерживает полный вес мотора и сопротивляется всем воз­никающим в двигателе колебаниям от сил инерции, а также ударам волн о подводную часть мотора и, наконец, он пере­дает тягу гребного винта судну. Рабочее положение мотора на судне показано на рис. 1. Из рис. 5 видно, что мотор сво­бодно может откидываться на оси кронштейна в пределах 90° в диаметральной плоскости(3) судна. Такое откидывание мотора предохраняет гребной винт, а также сам мотор от поломки при наскоке последнего на какое-либо подводное препятствие — камень, бревно, мель (рис. 5) — и позволяет устанавливать мотор под требуемым углом к плоскости ватерлинии(4), что необходимо для лучшего использования тяги.

Управление судном с подвесным мотором осуществляется не рулем, а специальной ручкой — румпелем. Ставя ось греб­ного винта под тем или иным углом к диаметральной плоско­сти судна, мы можем последнее поворачивать вправо или влево и двигаться по различным радиусам циркуляции (рис. 8). Основное усилие тяги гребного винта передается через дейдвудную трубу на башмак с резиновой подушкой 14 (см. рис. 3), расположенный на нижней части кронштейна.

Большинство подвесных моторов выпускается без реверса(5), а задний ход судна дается поворотом румпеля на 180. В этом случае направление действия тяги гребного винта меняется на противоположное и тянет судно назад.

Для связи мотора с дейдвудной трубой при повороте румпеля на задний ход со стороны гребного винта приваривается специальный замок 15, напоминающий собой гребень или широкий дуго­образный зубец, который при повороте румпеля более чем на 90° от диаметральной плоскости судна входит в зацепление с кронштейном и тянет за собой лодку, не позволяя мотору откидываться назад.

Запускается мотор чаще всего вручную, рывком за шнур или круглый ремень, навернутый на обод маховика или специальный шкив. На ободе маховика или пускового шкива для закладывания пускового шнура и предупреждения его от со­скакивания протачивается круговой паз с буртами.

Управление подачей рабочей смеси в цилиндр двигателя осуществляется рычажком на карбюраторе или рычажком га­за на румпеле.

Для уменьшения шума выхлопные газы пропускаются через глушитель или их направляют через коллектор в корпус подводной части, куда сливается и нагретая после охлаж­дения цилиндра вода. Охлажденные водой газы и горячая вода из подводной части через специальные отверстия в дейдвудной трубе, как у ЛММ-6, или через окно сзади подвод­ной части мотора, как у ЛРМ-6, уходят в воду за корму судна.

Остановка двигателя может быть произведена или вы­ключением зажигания кнопкой «Стоп», или отключением подачи топлива, а чаще и тем и другим вместе.

Классификация подвесных моторов. Подвесные моторы можно подразделить:

1. По числу цилиндров — на одноцилиндровые, двухцилиндровые и четырехцилиндровые (рис. 9). Двигатели с другим числом цилиндров на подвес­ных моторах не встречаются.

2. По расположению цилиндров — на двигатели с односторонним, или линейным, расположением цилиндров, когда все цилиндры располагаются с одной стороны и в один или два ряда по вертикальной плоскости, т. е. один над дру­гим (рис. 9,6), и оппозитным, или горизонтально-противоположным, расположением, когда пара ци­линдров располагается в горизонтальной плоскости прямо противоположно друг другу, т. е. под углом в 180° (рис. 9,а и в).

3. По рабочему процессу, осуществленному в двигателе за два или четыре такта, — на двухтактные и четы­рехтактные (см. табл. 3).

4. По назначению и эксплуатации:

а) на моторы индивидуального пользования, рассчитанные на массового потребителя, предназнача­ющиеся для установки на мелкие гребные лодки и шлюпки. Они изготовляются преимущественно двухтактными, просты в изготовлении и эксплуатации. Они надежны, работают на дешевых сортах бензина и даже на керосине, быстроходны (число оборотов нередко достигает 3500—4500 об/мин), их мощность колеблется в пределах 1,5—8 л. с, а вес колеблет­ся в. зависимости от мощности в пределах 6—25 кг;

б) на моторы для туризма, промысловой рыбной ловли и нужд сельского хозяйства, а также для прогулочных судов большого тоннажа. Они имеют мощность примерно от 6 до 25 л. с, вес их ко­леблется от 20 до 55 кг. Скорость хода судна бывает от 12 до 35 км/час. Такие моторы преимущественно строятся двух­тактными, а иногда четырехтактными. Топливо — бензин 1-го пли 2-го сорта;

в) на моторы для промышленно-хозяй­ственных и специальных целей. Мощность их бы­вает от 10 до 35 л. с, а иногда и до 60 л. с, вес от 30 до 100 кг. Моторы больших мощностей изготовляются преиму­щественно четырехтактными. Для них необходимо топливо высокого качества;

г) на моторы спортивные и гоночные. Для спорта применяются моторы самых различных мощностей. Они устанавливаются обычно на спортивных судах скользя­щего типа: скутерах или специальных полускользящих мо­толодках. Удельный вес гоночных моторов колеблется в пре­делах 1—2 кг/л. с. Гоночные суда снабжаются высокофорси-роваиными двигателями(6) повышенного сжатия (со степенями сжатия ε = 9—12 и выше), повышенной скорости и повышенной мощности (от 20 л. с. и выше); они нередко изготовляют­ся четырехтактными. Для достижения больших мощностей при малом весе гоночные моторы часто изготовляются очень сложной конструкции. Большие обороты коленчатого вала этих двигателей, доходящие до 6000 и выше, требуют для изготовления деталей специальных сталей и других высоко­качественных металлов. Спортивные и гоночные подвесные моторы работают непродолжительное время. Их применяют для проведения тренировок, соревнований, установления ре­корда. Они работают на специальных топливах.

Читайте также: Моделька с бензиновым мотором

5. По литражу двигателя. Для сравнения Двига­телей подвесных моторов между собой их принято делить на классы в зависимости от рабочего объема цилиндров (эта классификация и связанные с ней минимальные требования приведены в табл. 1).

Таблица 1

Схема ноги для лодочного мотора

В табл. 1 приведены показатели спортивных гоночных мо­торов; моторы серийных марок имеют другие данные, кото­рые указаны в табл. 2.

Таблица 2

Схема ноги для лодочного мотора

Рабочий объем цилиндров двигателей подвесных моторов редко превышает 1000 см³ и обычно ограничивается объемом в 500 см3 и меньше. Мощность же подвесных моторов колеб­лется от 1,5 до 60 л. с.

В табл. 3 приводятся основные данные подвесных моторов отечественных марок.

Видео:Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотораСкачать

Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотора

Устройство лодочного мотора

Рассмотрим устройство подвесного лодочного мотора на примере четырехтактного Honda BF5, изображение которого мы взяли с официального сайта “Honda”. Мотор на картинке предстает перед нами в полураздетом состоянии и на ней наглядно можно разглядеть основные узлы ПЛМ.

Сразу скажем, что это одноцилиндровый, 4-х тактный мотор. На 2-х тактном основные узлы ничем не различаются, в нем только нет клапанной системы газораспределения (нет распредвала, клапанов, масляного картера). У двухтактников вместо этого есть специальные отверстия в стенках цилиндров, через которые в них поступает топливная смесь и выходят отработанные газы.

Что примечательно, то в этом, казалось бы маломощном, 5-ти лошадном лодочном моторе, уже есть термостат и это одноцилиндровый двигатель, на секундочку. Привод у Хонды немного другой, по сравнению с большинством аналогичных моторов. Вертикальный вал составной, части его соединяются прямо под редуктором. Так что устанавливать сапог после ремонта системы охлаждения будет не сложно.

Схема ноги для лодочного мотора

Кроме того у Honda BF5 нет встроенного бензобака, да и вообще Хонда их не ставит на свои моторы. Ручной стартер здесь тоже не стандартного типа, как мы привыкли, с верхним расположением на маховике. Но зато у Хонды он надежнее, т.к. ваши мышечные усилия передаются на маховик не лепестковой, а зубчатой передачей с передаточным отношением. Такое конструкторское решение японских инженеров уменьшило усилие при заводке мотора, так что лодочные моторы Хонда заводить может и женщина и ребенок. Но это не уникальное решение, Evinrude и Johnson давно уже его практикуют.

Рычаг КПП здесь расположился сбоку, хотя последние мировые тренды (и мировые бренды) говорят о том, что в передней части мотора будет удобнее.

Карбюратора здесь не видно, но поверьте он есть.

У большинства маломощных лодочным моторов топливный насос крепится на паре болтов. Шток топливного насоса, через отверстия в блоке цилиндров, взаимодействует с кулачками распредвала. Аналогичные кулачки предназначены для толкателей клапанов. Все эти кулачки на распредвале расположены так, чтобы кулачки и топливный насос работал в строго определенном режиме. Распредвал напрямую связан с коленвалом лодочного мотора через зубчатую передачу. Но всё это относится исключительно к 4-х тактным моторам.

Чем Хонда 5 ничем не отличается от других ПЛМ так это системой охлаждения с крыльчаткой, редуктором и самим механизмом переключения передач. А вот выхлоп тут не через ступицу, а над гребным винтом, точно также как и у четырехтактной Ямахи 5. Многие спорят о плюсах и минусах такого решения, но на наш взгляд – все равно, и та и та система выполняет свои функции. Противники выхлопа над винтом говорят, что он громче, но как это можно замерить на фоне шума самого двигателя. Почему японцы пошли на такой шаг не известно, но явно тут не при чем влияние выхлопа на гидродинамику винта, мотор то всего 5 л.с., не те тут скорости. Да и у всех более мощных лодочных моторов выхлоп идет через ступицу винта.

Надеемся, что после такого разбора устройства типичного лодочного мотора, вопросов у вас осталось меньше. Если остались – пишите, постараемся ответить.

Видео:Демонстрация устройства и работы лодочного мотораСкачать

Демонстрация устройства и работы лодочного мотора

Установка лодочного мотора и регулировка углов и высоты

В случае, если установка лодочного мотора была произведена не совсем корректно, лодка может работать с перебоями, ее даже может в каком-то смысле штормить из стороны в сторону. И, конечно, самым плохим исходом может стать авария.

Правильная установка лодочного мотора

Поэтому всегда стоит разумно подходить к эксплуатации лодки и мотора и изучать материалы, как правильно установить лодочный мотор. Наверное, это даже в большей степени относится к лодкам ПВХ, потому что они имеют свою довольно хрупкую конструкцию, если ее сравнивать с жесткими лодками. Поэтому стоит на зубок устанавливать мотор на подобные маломерные суда.

Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать

Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назад

Установка

Чтобы лодка показала все свои заявленные характеристики в деле, а двигатель исправно работал и не подводил в пути, необходима правильная установка мотора.

Чем грозит неправильная установка мотора на лодку ПВХ:

  1. Штурман потеряет управляемость судном.
  2. Лодку будет заносить и кидать в сторону при повороте, лавировании препятствия или разгоне.
  3. Судно перевернется килем кверху вместе с пассажирами.
  4. Может зачерпнуть воду или затонуть.
  5. Двигатель может загореться.

Установка на транец

Правильная последовательность установки мотора:

  1. Замерьте метровкой транец. Стандартная высота S категории 381 мм используется для маломерных и среднегабаритных лодок под мотор. Крупные судна оснащаются транцем L категории 508 мм. Эти параметры важны при выборе ноги (дейдвуда) силового агрегата.
  2. Силовую установку закрепляют вертикально строго по центру транца. Для лодок с килем мотор установить легко с ориентиром на выпуклый днищевый гребень.
  3. Мотор оснащен винтами струбцины, которые завинчиваются и плотно затягивают платформу установки к транцу.
  4. Винт должен быть погружен в воду.
  5. Угол по отношению к транцу регулируется опытным путем на воде. При наклоне мотора к корме, нос лодки будет приподнят, а силовая установка может зачерпнуть воду. Если сильно отогнуть мотор от кормы, то носовая часть судна станет черпать волну, пропадет глисс и уменьшится скорость.

Важно! От верно выбранного угла установки зависит мягкость скольжения водного транспорта и расход топлива в баке мотора.

Видео:⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотораСкачать

⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотора

Что нужно знать перед монтажом подвесного двигателя

Для большинства людей установка лодочного мотора на лодку кажется простым делом. Мол, не велика задача просто навесить движок на корму. Но с таким подходом, прямо скажем, на судне далеко не уедешь: появятся крены и начнутся проблемы с работой гребного винта, влекущие за собой перерасход топлива. В результате плавсредство будет постоянно уходить с курса, а неправильно установленный на транец надувной лодки мотор просто не сможет выдавать заявленный производителем максимум оборотов. Причем недостаточно стабильный ход – это еще полбеды: в некоторых случаях дело доходит до срыва двигателя и поломки судна.

Чтобы избежать появления подобных неприятностей, следует осуществлять крепление мотора к транцу лодки с соблюдением всех рекомендаций производителя судна, да еще дополнительно отрегулировать лодочный двигатель под свою лодку ПВХ. Чуть позже разберем, как выполняют эти действия на практике, а пока вооружимся теоретической информацией, которая понадобится для понимания тонкостей проведения процедур. Итак, прежде чем поставить лодочный мотор на борт маломерного судна, нужно сложить четкое понимание по следующим моментам.

Возможно будет интересно: Мотор для лодки ПВХ: типы моторов, мощность, какой лучше выбрать

Встроенный и навесной транцы

Высота транца и его крепление

Начнем с базы, на которую крепится лодочный мотор, т.е. с транца. Он может быть навесным, т.е. использующимся опционально, или встроенным в корпус судна. Монтаж транцевой доски осуществляется несколькими способами:

  • Фиксация жесткими креплениями у кормовой части (чревата зависимостью от наполнения баллона: при снижении давления мотор на транце начинает «гулять»);
  • Использование пластиковых рымов для крепления на корму (более актуально, нежели 1 вариант);
  • Вклеивание ПВХ пластин и шнуровка (обеспечивает надежную фиксацию ПЛМ);
  • Установка креплений на бортах и у днища (повышает жесткость конструкции, используется для движков высокой мощности).

Читайте также: Как определить наработку лодочного мотора

В итоге, фиксация транца должна быть достаточно надежной, чтобы лодочный двигатель не «гулял» и тем более не сорвался.

Также следует обратить внимание на такой фактор, как габариты, и особое значение имеет для установки лодочного мотора на транец высота. От нее зависит глубина погружения гребного винта, отвечающего за правильную работу двигателя. Стандартно у лодок ПВХ для установки мотора на транец предусмотрена высота в 381 мм: такого значения достаточно для правильного монтажа и индивидуальной регулировки высоты и наклона ПЛМ.

Оптимальная высота транца 381 мм для установки лодочного мотора

Правильное расположение лодочного мотора

Традиционно установка мотора на транец надувной лодки проводится по центральной или килевой оси судна. Такое расположение оптимально для эксплуатации большинства судов.

Однако, следует учесть, что гребной винт установленного лодочного мотора при работе создает сильный вихревой поток, который может слегка увести судно с курса. Поэтому иногда рекомендуют смещать движок в зависимости от направления работы винта в правую или левую сторону на расстояние до 5 см (для лодок с плоским днищем до 3 см). Считается, что такое размещение улучшит управляемость судна и обеспечит стабильность курса. Тем не менее о практической пользе смещения ПЛМ достоверных отзывов мало, поэтому воспользоваться данным решением советуем только при действительно сильно ощутимом крене лодки в сторону.

Также отметим, что конструкция некоторых суден уже выполнена с учетом влияния крутящего момента винта. В таком случае правильная установка мотора на лодку ПВХ проводится строго в соответствии с рекомендациями производителя плавсредства.

Кавитация и регулировка высоты мотора

Устанавливая мотор на ПВХ или резиновую лодку, мы также должны принять во внимание такое явление, как кавитация. Она возникает из-за работы гребного винта и представляет собой образование газовых пузырей в водном потоке, а затем их последующее лопание, в свою очередь вызывающее появление ударных волн. Таким образом, процесс кавитации вредит подвесному движку сразу двумя моментами:

  • Действие разгоряченного газа, который распространяется из пузырьков, наносит урон корпусу.
  • Появляющиеся от схлопывания пузырей ударные волны дают лишнюю нагрузку и способствуют быстрому износу двигателя.

Избавить владельцев моторных суден от таких проблем помогает антикавитационная плита, предусмотренная для защиты гребного винта, и правильная установка лодочного мотора на ПВХ лодку. Антикавитационная плита, закрепленная на дейдвуде, препятствует захвату гребным винтом воздуха, следовательно, заранее предотвращает возникновение кавитации. Но чтобы такая защита сработала, необходима четко выверенная установка двигателя на лодку.

Оптимальным считается уровень нахождения антикавитационной пластины ниже днища судна в пределах до 5 см. При этом, мотор может располагаться как почти вровень с днищем, так и на 1-5 см ниже – конкретные параметры подбираются строго индивидуально. Помочь здесь могут лишь рекомендации производителей и специалистов, либо тщательный подбор расстояния «вручную». В последнем случае регулировку проводят прямо на ходу, изменяя расположение ПЛМ по высоте на несколько мм, и одновременно проверяя управляемость и ходовые качества судна.

Антикавитационная плита и высота ее установки относительно дна лодки

Подобнеая настройка лодочных моторов, конечно, довольно трудоемкая, но чрезвычайно необходимая для надежной работы подвесных движков. Например, при завышнном моторе и малом погружении винта в воду, происходит захват воздуха и возникновение кавитации. В результате винт вращается в полувоздушной среде, стремительно повышает число оборотов двигателя и доводит мотор до перегрева. Хорошо, если на такой случай в двигателе предусмотрен предохранительный клапан и прибор просто выключится. А если защиты нет, то дело может дойти и до возгорания.

Когда же двигатель наоборот, закреплен ниже допустимой нормы, гребной винт начинает бороться с возрастающим на глубине сопротивлением воды. Этот процесс сопровождается частым сходом с курса, снижением скорости судна и фактически растратой ресурса движка впустую. Кроме того, эксплуатация лодки с заниженным мотором повлечет за собой быстрый износ узлов и агрегатов двигателя.

Таким образом, для правильной работы мотора следует тщательно рассчитать его размещение по высоте. При этом сначала лучше проверить ходовые качества судна при стандартном расстоянии между днищем лодки и анктикавитационной плитой (2,5 см). Если чувствуются неполадки в работе, отрегулируйте высоту на 0,5 см вверх или вниз. Для этого можно подложить на транец специальную регулировочную пластину, или наоборот, немного подпилить крепление.

Вот такие особенности следует учесть перед закреплением транца и проведением монтажа двигателя на лодку. Теперь перейдем от теории к практике, и ознакомимся с подробностями самой инсталляции.


Видео:⚠️Про охлаждение для новичковСкачать

⚠️Про охлаждение для новичков

Регулировка

В зависимости от габаритов и модели надувного судна с транцем лодочный мотор регулируется на практике. Это значит, что каким бы теоретическим навыком ни обладал владелец лодки, только сплав покажет, каким образом лучше подвесить и зафиксировать силовую установку.

Советы, как отрегулировать лодочный мотор на лодку ПВХ и как правильно откидывать установку от транца:

  1. Отключите двигатель и приподнимите его от транца.
  2. Извлеките упор из пазуха с гребнем-ограничителем. Обычно на гребне расположено три выемки.
  3. Переставьте штифт в нужное положение на гребне.
  4. Заведите двигатель и протестируйте новую регулировку.

Видео:Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать

Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?

Регулировка угла наклона мотора

Завершает монтаж ПЛМ на лодку процедура регулировки работы прибора. Для этого изменяют высоту расположения движка, о чем мы уже писали выше, и угол его наклона. О последнем и поговорим в данном разделе.

Угол установки лодочного двигателя

Не менее важно для ходовых качеств судна и стабильной работы ПЛМ соблюдение правильного угла дифферента. Оптимальным вариантом считается наклон в 3-5 градусов, но практика показывает, что этот показатель у каждого судна индивидуален. Поэтому, собственно, и проводится регулировка лодочного мотора под конкретную лодку.

Современные двигатели позволяют менять положение корпуса в пределах до 15 градусов. С учетом этого в креплении мотора предусмотрены специальные отверстия: для изменения упора фиксирующий штифт просто переставляют в соседнюю пробоину. При этом каждое положение изменяет угол наклона на 3-4 градуса.

ВАЖНО! Перед настройкой угла обязательно заглушите двигатель, после чего дождитесь остановки работы всех узлов и агрегатов.

Правильно подобранное значение дифферента снижает расход горючего и улучшает скольжение судна. А чтобы этот показатель рассчитать, необходимо учесть следующие факторы:

  • Нюансы конструкции лодки и ПЛМ;
  • Особенности водоема;
  • Сбалансированность нагрузки на судно;
  • Желательную скорость лодки;
  • Погодные условия.

Отметим, что наименьшее сопротивление воды возможно при перпендикулярном размещении движка по отношению к поверхности водоема (угол установки лодочного мотора равен 0°).

Видео:⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотораСкачать

⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотора

Как правильно установить лодочный мотор

(10.03.2017, автор Ильин Владимир)

В установке ПЛМ на транец нет ничего сложного. Небольшой мотор можно закрепить самостоятельно вдвоем с помощником. В инструкциях к большинству изделий имеются подробные предписания о том, как провести подобные работы.

Более того, к словам производителя обязательно нужно прислушаться. Игнорирование требований грозит потерей управляемости транспортного средства на всех стадиях эксплуатации. При разгоне, движении, торможении, повороте. В лучшем случае, это грозит вытаскиванием затонувшего силового агрегата из воды и принудительным купанием пассажиров. К худшему варианту относят: возгорание мотора, покупка новой лодки или мотора, травмы пассажиров или рулевого.

Перед началом работ помните: все работы по установке и перенастройке проводят при выключенном моторе!

Видео:Длина ноги мотора и высота транцаСкачать

Длина ноги мотора и высота транца

Возможные ошибки при установке

Главное, о чем необходимо всегда помнить – это о зависимости оптимального угла наклона от следующих обстоятельств:

  • от индивидуальных конструктивных особенностей данной лодки;
  • от фактических характеристик предполагаемой модели лодочного мотора;
  • от фактических характеристик используемого гребного винта;
  • от фактических условий эксплуатации судна.

В первую очередь нужно произвести регулировочные действия касательно положения мотора: его расположение должно быть перпендикулярно поверхности воды, в этом случае ось гребного винта находится параллельно относительно водной поверхности.

На этом этапе установки следует знать, что если угол наклона лодочного двигателя недостаточен, то происходит существенное увеличение дифферента на носовую часть судна. Визуально это выглядит так, как будто судно стремится занырнуть носом в воду.

После проделанных работ нужно убедиться в правильности избрания действительного угла наклона лодочного мотора на уже установившейся скорости.

Если угол наклона был определен неверно, то такое положение может стать причиной появления чрезмерного дифферента на кормовую часть судна.

Читайте также: Как управлять моторами от гироскутера

Оптимально выбранный угол наклона при установке подвесного мотора позволяет эксплуатировать его на максимально эффективной мощности.

Видео:⚙️🔩🔧Не повторяйте чужих ошибок. На примере лодочного мотора TOHATSU 5Скачать

⚙️🔩🔧Не повторяйте чужих ошибок. На примере лодочного мотора TOHATSU 5

Крепление мотора к судну

Монтаж силового агрегата осуществляют при помощи транцевых скоб и зажимов. Усилия затяжки струбцин — равновеликие, до упора. В большинстве моделей моторок силовой агрегат укрепляют с учетом линии киля.

В конце монтажа важно проверить надежность крепления силовой конструкции к лодке. Прочность соединения необходимо контролировать и в процессе эксплуатации конструкции на ходу. Под действием вибрации крепеж ослабевает. Это явление часто происходит при возрастании нагрузок: резких поворотах, попадании на отмель, преодолении большой волны. Лучший итог, если произойдет незначительное смещение мотора со штатного места.

В случае саморазвинчивания возможен вариант, когда силовой агрегат будет удерживаться в судне только транцем или страховочным тросом (в моделях, где есть приспособление безопасности).

Общие правила и рекомендации позволят надежно закрепить мотор. Конечно, известны случаи, когда оптимальное положение силового агрегата — результат многочасовых экспериментов. В таких случаях выходом является обращение за помощью к специалистам. В сервисном центре покупателю подскажут сочетания с прогнозируемым результатом. Для усложненных конструкций — экспериментальным путем подберут место крепления агрегата.

Видео:Двухтактный лодочный мотор БЕЗ ДЫМА!!Скачать

Двухтактный лодочный мотор БЕЗ ДЫМА!!

Инструкция: Как правильно установить и отрегулировать мотор на лодку ПВХ

Вёсла – это надёжно и практично, но для полноценного передвижения по воде для надувной лодки необходима установка двигателя. Поставить лодочный мотор на ПВХ судно значит подарить себе возможность сплавляться далеко от берега. Владельца силовой установки ждут приключения, приятная компания, богатый улов и конечно же неописуемые прибрежные красоты. Современные двигатели выпускаются различными по габариту и весу. Это значит, что установить подвесной двигатель можно практически на любую надувную лодку. Поворотно-откидная конструкция силовой установки располагает не только к сплаву по глубоководью, но и передвижению по порожистому или каменистому мелководью.
Портал «FISHERInfo» расскажет, как правильно установить мотор на лодку ПВХ.

Видео:Важно! Проверяйте смазку в ноге лодочного мотораСкачать

Важно! Проверяйте смазку в ноге лодочного мотора

Особенности крепления транца

По способу крепления к лодке, транец может быть навесным и стационарным. Навесные варианты в большинстве случаев используются под двигатели сравнительно небольшой мощности, так как такое крепление не способно выдерживать значительные нагрузки. Есть несколько способов, которыми могут крепиться навесные транцы:

  • Фиксация при помощи жестких скоб к расположенному в корме баллону. Пока лодка не полностью надута, крепления надевают на баллон, после чего полностью надувают плавательное средство. Давление воздуха хорошо держит транец в заданном положении. Однако этот способ используется все реже и реже, так как при малейшем падении давления и транец, и соответственно двигатель получают подвижность.
  • Две ленты из поливинилхлорида, имеющие отверстия для шнуровки. Транец в таком случае одной плоскостью упирается в корму, и дополнительно крепится полоской из прочного ПВХ материала, находясь в ней как в своеобразном кармане. Способ встречается достаточно часто, так как используется многими производителями лодок.
  • Посредством специальных пластиковых креплений, приклеенных к кормовой части плавательного средства.Это также распространенный вариант, отличающийся простотой и надежностью, поэтому и используется многими производителями.

На некоторых плавательных средствах установлен стационарный транец. Вследствие большей прочности конструкции становится возможной установка мотора большей мощности, чем в случае с навесными. Однако следует учитывать, что высота транца не будет подходить под все моторы, и в ряде случаев возникает вопрос, как подогнать мотор под лодку. Стационарные конструкции могут крепиться следующим образом:

  • При помощи кронштейнов к днищу лодки и бортам. Данный способ в состоянии выдерживать даже нагрузки и вибрацию, создаваемые достаточно мощными двигателями.

Важно! Нередко транец расположен под небольшим углом к оси баллонов. Это конструкционная особенность, обеспечивающая нормальные условия для работы двигателя при перемещении лодки в глиссирующем режиме.

  • С помощью поливинилхлоридных лент к днищу и бортам. Способ также получил значительное распространение, однако его устойчивость к вибрации и сильным нагрузкам хуже, а значит мощные моторы лучше не использовать.

Фото 1. Мотор на невысоком транце.

Видео:Установка лодочного мотора на транец , setting up the outboard motorСкачать

Установка лодочного мотора на транец , setting up the outboard motor

Правила установки мотора

Правильная установка мотора на транце — гарантия высоких качеств хода. Традиционное место подвесного агрегата — по центру лодки, на линии киля.

Однако при вращении гребной винт создает вихревой поток. Поэтому согласно гидродинамике, для компенсации крутящего момента силовой агрегат можно сместить к правому борту. В теории увод мотора от центра на 3-5 см придаст судну лучшую устойчивость и управляемость. Тем не менее, улучшение малозаметно и мало кому нужно, поэтому советуем прибегать к смещению, только когда лодку слишком сильно ведёт в сторону. А если вы устанавливаете ПЛМ в первый раз, то лучше сделать это по центру.

Величина смещения 3-5 см, зависит от профиля днища:

Есть судна, конструкция днища которых предусматривает компенсацию крутящего момента. В этом случае в техническом описании указаны специальные рекомендации по настройке.

Видео:Тестируем гидрокрыло для лодочного мотораСкачать

Тестируем гидрокрыло для лодочного мотора

Как сделать транец своими руками

Зная, что такое транец, и каким критериям он должен соответствовать, можно приступать к изготовлению. От выбранного способа крепления устройства будет зависеть его конструкция. Если плавсредство оснащено элементами крепления, то изготавливать надо только подвесной транец, в противном случае предстоит монтировать крепежные элементы (бобышки). Приобрести их можно в магазине и приклеить к кормовому баллону.

При таком способе крепления нагрузка от двигателя будет передаваться точечно, и в местах склейки возникнет большое напряжение, которое может привести к их повреждению. Поэтому некоторые рыбаки предпочитают крепить устройство к элементам корпуса плавсредства.

Чертежи и инструменты

Перед началом работ нужно провести расчеты весовой и прочностной характеристики устройства и составить чертеж доски и схему крепления к плавсредству. Для изготовления транца понадобится:

  • набор слесарных инструментов;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • электродрель;
  • ножовка по дереву или электролобзик.

При отсутствии или неумении пользоваться сварочным аппаратом нужно обратиться к специалисту. Перечень инструментов может изменяться от выбранной конструкции и способа крепления изделия.

Материалы

Самодельный транец для резиновой лодки изготавливают из многослойной водостойкой ламинированной фанеры, металла или прочного пластика (гетинакса, текстолита и др.). Можно использовать и деревянную доску, но ее необходимо обработать антигрибковой пропиткой и покрасить не менее чем в 3 слоя яхтенной эмалью или лаком.

Для крепления можно использовать металлические прутки, трубки или профильную трубу малого сечения. Лучше применять материал, не подвергающийся коррозии. При использовании стальных элементов их необходимо обработать грунтом (железным суриком) и покрасить водостойкой краской. Для установки транца лучше применять нержавеющий крепеж. Это облегчит сборку конструкции перед спуском лодки на воду.

Инструкция по изготовлению

Величина изготавливаемого устройства зависит от модели лодки и мощности подвесного мотора. Для самодельного транца не стоит выбирать сложную конструкцию. В некоторых случаях простое устройство оказывается гораздо надежней сложного.

  1. Изготовление пластины. Подойдет материал, стойкий к воде. Толщина фанеры должна быть не менее 18 мм, а стального листа — 3−4 мм. Форма и величина транцевой доски зависят от мощности двигателя. В месте крепления, под мотор, дополнительно устанавливают брусок для улучшения фиксации оборудования.
  2. Изготовление крепления. Лучше всего использовать стальные трубки диаметром 6−10 мм. Крепежные дуги выгибаются вручную, а поперечная усиливающая трубка приваривается электросваркой. Такой способ установки транца используется при наличии бобышек.
  3. Крепление транцевой доски. Этот элемент должен быть с отверстиями для крепления болтов к усилителям либо к крепежным дугам.

Собирается весь комплект непосредственно перед спуском плавсредства на воду.

Видео:⚙️🔩🔧Почему идет кипяток с контрольки лодочного мотора?Скачать

⚙️🔩🔧Почему идет кипяток с контрольки лодочного мотора?

Высота крепления мотора

Закрепляют мотор с учетом положения антикавитационной плиты, расположенной на дейдвуде. В зависимости от модели, ориентировочный уровень расположения винта – ниже днища на 0-5 см. Точные параметры определяются:

  • экспериментальным путем: опробованием на ходу приемов управления при изменении высоты крепления в пределах 0-50 см;
  • рекомендацией специалиста по продаже, ремонту или обслуживанию конкретных моделей моторов и лодок.

Чрезмерно высокая установка моторного агрегата провоцирует образование большого количества пузырьков газа в верхнем слое воды. Процесс называется кавитацией. Внешне напоминает кипение воды при нагреве. Винт вращается в более разреженной среде: смеси воды и воздуха. Количество оборотов двигателя возрастает сверх допустимой нормы, он перегревается. Лучший итог — срабатывание предохранительного клапана.

Низкая посадка мотора увеличивает сопротивление воды, снижает скорость, способствует растрачиванию мощности. Худший итог — потеря контроля над судном.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🌟 Видео

    ⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать

    ⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникам

    Частая причина поломки редуктора китайского лодочного мотораСкачать

    Частая причина поломки редуктора китайского лодочного мотора

    ⚡ 💡 Электричество в лодке от подвесного мотораСкачать

    ⚡ 💡 Электричество в лодке от подвесного  мотора

    Реле напряжения для лодочного мотора и схемаСкачать

    Реле напряжения для лодочного мотора и схема

    Причины появления эмульсии в редукторе лодочного мотораСкачать

    Причины появления эмульсии в редукторе лодочного мотора

    ⚙️🔩🔧HANGKAI 5 и 6: обзор, ремонт, слабые места лодочного мотораСкачать

    ⚙️🔩🔧HANGKAI 5 и 6: обзор, ремонт, слабые места лодочного мотора
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток