Схема обмоток мотора вентилятора

Ремонт напольного вентилятора своими руками. Все причины почему не крутится и как разобрать.

Схема обмоток мотора вентилятора

В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.

Схема обмоток мотора вентилятора

Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.

Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.

А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?

Схема обмоток мотора вентилятора

Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:

Схема обмоток мотора вентилятора

Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание — неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.

На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.

То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?

Схема обмоток мотора вентилятора

Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.

Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.

Лечится это только заменой крыльчатки на новую.

Схема обмоток мотора вентилятора

Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.

Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.

Схема обмоток мотора вентилятора

Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.

А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.

Схема обмоток мотора вентилятора

Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.

Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?

Схема обмоток мотора вентилятора

Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.

Видео:Как подключить мотор от вентилятора с 4 мя проводамиСкачать

Как подключить мотор от вентилятора с 4 мя проводами

А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом — включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.

Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.

Схема обмоток мотора вентилятора
Схема обмоток мотора вентилятора

Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.

Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.

Схема обмоток мотора вентилятора
Схема обмоток мотора вентилятора

Схема обмоток мотора вентилятора

Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.

Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.

Читайте также: Свап мотора бмв е30

Схема обмоток мотора вентилятора

Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.

Схема обмоток мотора вентилятора

Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.

После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.

Схема обмоток мотора вентилятора

Снизу к нему подходит специальная тяга.

Схема обмоток мотора вентилятора

Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.

Схема обмоток мотора вентилятора

Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.

Схема обмоток мотора вентилятора

Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.

Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.

Схема обмоток мотора вентилятора

Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.

Схема обмоток мотора вентилятора

Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.

Схема обмоток мотора вентилятора

Видео:Вентилятор напольный. Проверка и ремонт.Скачать

Вентилятор напольный. Проверка и ремонт.

После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.

Схема обмоток мотора вентилятора

Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.

Схема обмоток мотора вентилятора

Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.

Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.

Схема обмоток мотора вентилятора

Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.

Собирается все в обратной последовательности. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.

Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.

Схема обмоток мотора вентилятора

С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.

Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.

Схема обмоток мотора вентилятора

Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.

Схема обмоток мотора вентилятора

Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.

После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.

Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

Схема обмоток мотора вентилятора

Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.

Схема обмоток мотора вентилятора

В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.

Схема обмоток мотора вентилятора

Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.

В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

Читайте также: E70 4 8 что за мотор

Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

Схема обмоток мотора вентилятора

Видео:Запуск однофазного асинхронного электродвигателя от вентилятораСкачать

Запуск однофазного асинхронного электродвигателя от вентилятора

Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.

Схема обмоток мотора вентилятора

Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).

Схема обмоток мотора вентилятора

Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.

Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

Схема обмоток мотора вентилятора

Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:

Схема обмоток мотора вентилятора
Схема обмоток мотора вентилятора

Схема обмоток мотора вентилятора

Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.

Схема обмоток мотора вентилятора
Схема обмоток мотора вентилятора

Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

Схема обмоток мотора вентилятора

Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

Схема обмоток мотора вентилятора

Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

Схема обмоток мотора вентилятора

Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

Схема обмоток мотора вентилятора

Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

Схема обмоток мотора вентилятора

Видео:Электродвигатель с компрессора.Однофазная обмотка.Скачать

Электродвигатель с компрессора.Однофазная обмотка.

Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.

Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

Схема обмоток мотора вентилятора

Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:

Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

Схема обмоток мотора вентилятора

Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.

Схема обмоток мотора вентилятора

Схема обмоток мотора вентилятора

Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.

Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

Схема обмоток мотора вентилятора

Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.

Схема обмоток мотора вентилятора

На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.

Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.

Читайте также: Поколения моторов лада калина

Схема обмоток мотора вентилятора
Схема обмоток мотора вентилятора

Схема обмоток мотора вентилятора

Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.

При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

Схема обмоток мотора вентилятора

Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.

Схема обмоток мотора вентилятора

При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.

Видео:Как определить рабочую и пусковую обмоткуСкачать

Как определить рабочую и пусковую обмотку

Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

Схема обмоток мотора вентилятора

Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.

Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

Схема обмоток мотора вентилятора

После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.

Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.

Схема обмоток мотора вентилятора
Схема обмоток мотора вентилятора

Схема обмоток мотора вентилятора

В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.

Схема обмоток мотора вентилятора

Это реле также проверяется тестером.

Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

Схема обмоток мотора вентилятора

Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.

Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

Схема обмоток мотора вентилятора

При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.

Схема обмоток мотора вентилятора

В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.

Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

Схема обмоток мотора вентилятора

Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.

К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала

    Видео:Вентилятор напольный, китайский. Ремонт, схема, параметры.Скачать

    Вентилятор напольный, китайский. Ремонт, схема, параметры.


    💡 Видео

    Обмотка КИТАЯНКА Как она работала ?Скачать

    Обмотка КИТАЯНКА    Как она работала ?

    Схема перемотки электродвигателя CitycocoСкачать

    Схема перемотки электродвигателя Citycoco

    Так вот для чего нужен третий и четвертый вывод вентилятора.Это надо знатьСкачать

    Так вот для чего нужен третий и четвертый вывод вентилятора.Это надо знать

    Как можно уменьшить скорость вращения бытового вентилятора простым способом с помощью конденсатораСкачать

    Как можно уменьшить скорость вращения бытового вентилятора простым способом с помощью конденсатора

    Кулер вентилятора. Перематываю в импульсный конденсаторный моторСкачать

    Кулер вентилятора. Перематываю в импульсный конденсаторный мотор

    Как подключать МОЩНЫЙ МОТОР без конденсатора В РОЗЕТКУСкачать

    Как подключать МОЩНЫЙ МОТОР без конденсатора В РОЗЕТКУ

    Если вентилятор перестал крутитьСкачать

    Если вентилятор перестал крутить

    Как перемотать эл. двигатель. Что делает обмотчик.Скачать

    Как перемотать эл. двигатель. Что делает обмотчик.

    ВАЖНО!Проверка сопротивления между обмотками электродвигателя мультиметром. электрика для начинающихСкачать

    ВАЖНО!Проверка сопротивления между обмотками электродвигателя мультиметром. электрика для начинающих

    Перемотка электродвигателя своими руками. Двигатель 3 кВт. 1500 об/минСкачать

    Перемотка электродвигателя своими руками. Двигатель 3 кВт. 1500 об/мин

    Как восстановить мотор от вентилятора ?Скачать

    Как восстановить мотор от вентилятора ?

    Испытание необычного ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ САМОДЕЛКИСкачать

    Испытание необычного ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ САМОДЕЛКИ

    Шесть проводов из двигателя☹️Что делать?????Скачать

    Шесть проводов из двигателя☹️Что делать?????

    Как подключить мотор с тремя проводами (XD-135) от стиральной машины SaturnСкачать

    Как подключить мотор с тремя проводами (XD-135) от стиральной машины Saturn
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток