В начале 60-х годов Московский машиностроительный завод «Салют», выпускавший разборные лодки и байдарки, взялся за создание и производство легкого, двухсильного мотора. Поршневая группа мотора была заимствована от широко распространённого одноцилиндрового велосипедного двигателя «Д-5». Мотор планировалось назвать «Турист», но выпускаться он стал как «Салют», его вес составил 12 кг, вдвое легче чем у «Стрелы», но все же тяжелее зарубежных аналогов.
К достоинствам «Салюта» относят бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой, кнопку «Стоп» расположенную в торце румпеля, хорошую ремонтопригодность.
Как и всем одноцилиндровым моторам, «Салюту» присущ большой уровень вибрации.
Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор «Салют», не обеспечивало надежного запуска. В последствии зажигание дважды модернизировалось, так после первой мотор получил название «Салют-М», после второй «Салют-Э».
Поддон двигателя выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона мотор получился очень шумным.
Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению, что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка.
Топлива в встроенном бензобаке хватало только на 1.5-2 часа работы. Горловина бачка первых «Салютов» была очень узкой, и заправить его на ходу, не разлив топливо, было трудно.
Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью, такая форма препятствует наматыванию водорослей на винт, но при этом винт получился с низким КПД. Сторонним производителем в 2000х годах был налажен выпуск трехлопастных винтов для «Салютов» заметно повышающий КПД.
В 1973 году на смену «Салюту» пришли: «Салют-М» и модель мотора со складным дейдвудом — «Спутник», которые в свою очередь уступили место моторам «Салют-Э» и «Салют-ЭС» (буква С в названии означает — складной), выпускаемым практически без изменений до конца 2000х годов.
- Фотографии лодочного мотора «Салют»
- Лодочный мотор «Салют» на видео
- Документация
- Информация о моторе
- Салют-Э, Салют-ЭС (лодочные моторы)
- Характеристики моторов «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
- О моторе «Салют»
- «Салют-М» и «Спутник»
- «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
- Моторы «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
- Фотографии лодочного мотора «Салют-Э»
- Фотографии лодочного мотора «Салют-ЭС»
- Лодочный мотор «Салют-Э» и «Салют-ЭС» на видео
- Документация
- Информация о моторе
- 🎬 Видео
Видео:лодочный мотор Салют за "копейки" (часть 2, модернизация)Скачать
Фотографии лодочного мотора «Салют»
Мотор «Салют» и два «Салюта-Э»
Экспортный вариант мотора «Салют»
Видео:⚠️Про охлаждение для новичковСкачать
Лодочный мотор «Салют» на видео
Мотор «Салют» в бочке
Мотор «Салют» на лодке
«Салют» на лодке «Колибри 330». Скорость 8 км/ч.
Читайте также: Как привести мотор в порядок
Видео:Помпа лодочного мотора салютСкачать
Документация
Видео:⚙️🔩🔧Причины отсутствия охлаждения лодочного мотораСкачать
Информация о моторе
Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Ветерок», «Салют»
Пособие по эксплуатации, ремонту и усовершенствованию. — М.: «Издательский дом Рученькиных», 2006. — 272 с, издание четвертое.
Пособие предназначено для владельцев подвесных моторов и может быть использовано работниками ремонтных мастерских.
Видео:доработка газоприемника лодочного мотора салютСкачать
Салют-Э, Салют-ЭС (лодочные моторы)
Видео:Лодочный мотор САЛЮТ (сборка с подробностями).Скачать
Характеристики моторов «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
Мощность на коленвалу, л.с. | 2 |
Мощность на гребном валу, л.с. | 1.87 |
Количество тактов | 2 |
Рабочий объём, см 3 | 45 |
Количество цилиндров | 1 |
Максимальное число оборотов в минуту | 5000 |
Диаметр цилиндра, мм | 38 |
Ход поршня, мм | 40 |
Степень сжатия (геометрическая) | 7.8 |
Продувка цилиндра | петлевая |
Управление всасыванием | золотниковое, дисковое |
Направление вращения маховика (если смотреть со стороны магнето) | по часовой стрелке |
Зажигание | от электронного магнето МБ-1 бесконтактного маховичного типа |
Свеча зажигания | А-10Н ГОСТ 2043—74 |
Опережение зажигания | 3,5 мм, не доходя до ВМТ |
Зазор между электродами в свече, мм | 0.5 — 0.6 |
Карбюратор | поплавковый |
Топливо | бензин автомобильный А-72 или А-76 ГОСТ 2084 — 77 и масло М-8В или М-8А ГОСТ 10541—78 в соотношении по объему 25 : 1 |
Подача топлива | самотеком |
Смазка двигателя | топливная смесь |
Смазка редуктора | масло трансмиссионное ТАП-15Б или ТАД-17и ГОСТ 23652-79 |
Удельный расход топлива при максимальной мощности, кг/л.с.ч | не более 0,5 |
Емкость топливного бака, л | 2 |
Система управления | румпель |
Тип запуска | ручной |
Охлаждение | от напора гребного винта, водяное |
Передаточное отношение редуктора | 12:22 |
Диаметр винта, мм | 140 |
Шаг винта, мм | 118 |
Число лопастей винта | 2 |
Рекомендуемая высота транца, мм | 380 |
Габаритные размеры мотора, В/Д/Ш, мм: | 870/570/310 |
Вес, кг | 11.5 |
Страна производитель | СССР/Россия |
Производитель | Московского машиностроительного завода «Салют» |
Видео:Лечим охлаждение плм СалютСкачать
О моторе «Салют»
В начале 60-х годов Московский машиностроительный завод «Салют», выпускавший разборные лодки и байдарки, взялся за создание и производство легкого, двухсильного мотора. Поршневая группа мотора была заимствована от широко распространённого одноцилиндрового велосипедного двигателя «Д-5». Мотор получил название «Салют», его вес составил 12 кг, вдвое легче чем у «Стрелы», но все же тяжелее зарубежных аналогов.
К достоинствам «Салюта» относят бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой, кнопку «Стоп» расположенную в торце румпеля, хорошую ремонтопригодность.
Как и всем одноцилиндровым моторам, «Салюту» присущ большой уровень вибрации.
Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор «Салют», не обеспечивало надежного запуска. В последствии зажигание дважды модернизировалось, так после первой мотор получил название «Салют-М», после второй «Салют-Э».
Поддон двигателя выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона мотор получился очень шумным.
Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению, что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка.
Топлива в встроенном бензобаке хватало только на 1.5
2 часа работы. Горловина бачка первых «Салютов» была очень узкой, и заправить его на ходу, не разлив топливо, было трудно.
Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью, такая форма препятствует наматыванию водорослей на винт, но при этом винт получился с низким КПД. Сторонним производителем в 2000х годах был налажен выпуск трехлопастных винтов для «Салютов» заметно повышающий КПД.
Читайте также: Лодочные моторы sea pro 5 4 такта
Видео:доработка второго плм Салют ЭСкачать
«Салют-М» и «Спутник»
В 1973 году на смену «Салюту» пришли: «Салют-М» и модель мотора со складным дейдвудом — «Спутник».
Базовая модель отличалась от предшественника главным образом измененной системой зажигания, «МГ-103А» уступило место «МС-1». Основой для «МС-1» послужила система зажигания «МН-1», применяемая на моторах «Нептун». В производстве зажигания для обновленных «Салютов» применялись следующие детали от «МН-1» (прерыватель, конденсатор, выносной высоковольтный трансформатор ТЛМ-1). Зажигание «Салютов» стало более надёжным, а запуск — более лёгким. Однако и на зажигание «МС-1» поступали рекламации.
Видео:Лодочный мотор Салют-Э доработан и облекченСкачать
«Салют-Э» и «Салют-ЭС»
В конце 70-х годов после разработки системы электронного зажигания МБ-1 для бензопил «Урал» и «Дружба», эта система зажигания была применена и на «Салюте». Для внедрения системы зажигания МБ-1 мотору потребовался новый маховик меньшего диаметра и веса, «Салют-Э» стал легче предшественника на 0.5 кг, модель со складным дейдвудом получила название «Салют-ЭС».
Обновленные «Салюты» появились в продаже в 1983 году, они стали действительно лучше заводиться, но конструкция зажигания МБ-1 оказалась не удачной, магниты маховика так расположены, что со временем размагничивают друг друга, что приводит к ухудшению искрообразования. Кроме того, зажигание оказалось ненадежным, причиной отказов был выход из строя бескорпусного тиристора КУ202М. Благо зажигание МБ-1 легко купить, т.к. оно применяется в бензопилах.
Видео:ремонт и модернизация лодочного мотора Салют часть 1Скачать
Моторы «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
Катера и яхты, №111, 1984 год
С 1983 года Московское машиностроительное ПО «Салют» преступило к серийному выпуску лодочных моторов «Салют-Э» (индекс «Э» означает, что зажигание электронное) и «Салют-ЭС» (вариант «Салюта-Э» со складным дейдвудом). Они заменили ранее выпускавшиеся «Салют-М» и «Спутник». Новые моторы удобнее в эксплуатации: на них можно снимать верхний кожух, не отвертывая пробку бака. Благодаря увеличенному диаметру горловины топливо стало удобно заливать в бак.
Двигатель новых моторов стал долговечнее: теперь обеспечена смазка верхнего коренного подшипника, улучшена подача смазки в нижний шатунный подшипник. Все это позволило уменьшить процент содержания масла в топливной смеси (с 5 до 3%) и сократить его выброс.
Главным конструктивным отличием новых моторов является применение электронного бесконтактного зажигания. Оба они снабжены электронным магнето МБ-1, которое обеспечивает стабильное искрообразование во всем диапазоне оборотов коленвала. Благодаря новому зажиганию у моторов повысились надежность запуска при любых погодных условиях и экономичность (за счет более полного сгорания топлива).
Магнето МБ-1 включает в себя маховик и основание. На основании закреплена генераторная катушка L1 (рис. 1). При вращении маховика, когда магниты с полюсами N—S проходят мимо катушки, в ее обмотках индуцируется ток, который через диод проходит в конденсатор С1 и накапливается в нем.
Когда мимо катушки управления L2 проходит магнит обратной полярности, возникший в ней ток самоиндукции проходит через сопротивление R1, диод V1 и тиристор V4, играющий роль электронного переключателя. Когда по тиристору проходит ток, он открывается; в этот момент заряд тока, накопившийся в конденсаторе С1, устремляется в трансформатор T1, который выдает разряд на свечу.
Рис. 1. Принципиальная схема электронного магнето МБ-1 L1 — генераторная катушка; L2 — катушка управления; С1 — конденсатор; Т1-трансформатор; R — сопротивление; V1 V2, V3 — диоды; V4 — тиристор; Ку— кнопка «Стоп»; К1 — контактная пара. | Рис. 3. Схема доработки картера для установки переходника магнето |
Читайте также: Что выпускает мотор сич сегодня
Рис. 2. Схема расположения магнитов маховика относительно генераторной катушки и катушки управления в момент искрообразования
1 — маховик; 2 — основание; 3 — наконечник магнита маховика; 4 — риска начала искрообразования.
В маховике магнето 1 (рис. 2) закреплены четыре магнита. Три из них имеют полярность N—S, а четвертый — S—N. Проходя мимо катушки L1, первые три магнита заряжают конденсатор, а четвертый дает обратный ток, что служит сигналом на разрядку конденсатора и появление искры на свече.
В электрическую схему (см. рис. 1) включены контактная пара K1 (это соответствует соединению проводов катушки управления и кнопки «Стоп», которая располагается в румпеле) и выключатель Кy — кнопка «Стоп» для экстренной остановки двигателя. На моторах «Салют-Э» и «Салют-ЭС» опережение зажигания определяется положением кзтушек управления L1 и магнита обратной полярности S—N в корпусе маховика.
Углы установки катушки управления (39°50′) и расположение магнита обратной полярности относительно шпонки на коленчатом валу показаны на рис. 2.
Необходимо учитывать, что устанавливаемые на всех предыдущих модификациях моторов «Салют» и «Спутник» маховики использовать с основанием магнето МБ-1 нельзя.
Установка ЭСЗ на моторы «Салют» прежних лет выпуска
Чтобы установить электронное зажигание МБ-1 на предыдущих модификациях мотора, необходимо:
— в верхней части картера (рис. 3) опилить плоскость и выбрать паз шириной 8 мм так, чтобы в нем мог поместиться высоковольтный провод;
Рис. 4. Чертеж переходника
— по рис. 4 изготовить переходник из дюралюминия марок Д16Т или Д1Т;
— переходник закрепить к картеру винтами М5Х14;
— поошни установить на расстоянии 3,5 мм от ВМТ;
— согласно рис. 2 и 4, на боковой поверхности переходника нанести риску, соответствующую 39°50′;
— основание магнето установить так, чтобы риски на переходнике и сердечнике генераторной катушки (она нанесена заводом-изготовителем магнето МБ-1) совместились;
— основание магнето закрепить винтами М4Х14;
— маховик установить на шпонке и закрепить на верхней полуоси коленвала.
Видео:Запуск лодочного мотора Салют ЭСкачать
Фотографии лодочного мотора «Салют-Э»
Моторы «Салют-Э» (1991 г.в.)
Моторы «Салют» (1969 г.в.) и «Салют-Э» (1983 г.в.)
Табличка на мотор «Салют» (1969 г.в.)
Табличка на мотор «Салют-Э» (1983 г.в.)
Мотор «Салют-Э» (1994 г.в.)
Мотор «Салют-Э» (2000 г.в.)
Мотор «Салют-Э» (2005 г.в.)
Мотор «Салют-Э» (2008 г.в.)
Видео:Лодочный мотор Салют-Э. МодернизацияСкачать
Фотографии лодочного мотора «Салют-ЭС»
Видео:ПЛМ. Салют-Э ремонт и модернизация ( для развлечения)Скачать
Лодочный мотор «Салют-Э» и «Салют-ЭС» на видео
Подвесной лодочный мотор Салют-ЭС 1987 года выпуска. Пролежал без эксплуатации с 1999 года по 2013 год. Заменены прокладки, свеча зажигания, промыт от ржавчины топливный бак. И вот долгожданный момент — возвращение к жизни.
«Салют-Э» с трехлопастным винтом
Видео:⚙️🔩🔧Контролька охлаждения работает, но мотор перегреваетсяСкачать
Документация
Видео:Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотораСкачать
Информация о моторе
Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Ветерок», «Салют»
Пособие по эксплуатации, ремонту и усовершенствованию. — М.: «Издательский дом Рученькиных», 2006. — 272 с, издание четвертое.
Пособие предназначено для владельцев подвесных моторов и может быть использовано работниками ремонтных мастерских.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер🎬 Видео
Самоделка для чистки системы охлаждения лодочного мотора. Самый эффективный способ!Скачать
Переделка лодочного мотора САЛЮТ-Э!!!!!!!Скачать
⚙️🔩🔧Почему идет кипяток с контрольки лодочного мотора?Скачать