При обнаружении дефектов шестерен коробку передач разбирают в последовательности, показанной на рис. 2.6.2 — 2.6.30, изношенные детали заменяют.
Рис. 2.6.2. Снятие механизма переключения передач:
1 — корпус вилок переключения; 2 — корпус коробки передач; 3 — болт.
Рис. 2.6.3. Снятие стопорного кольца промежуточной шестерни понижающего редуктора:
1 — стопорное кольцо; 2 — промежуточная шестерня.
Рис. 2.6.4. Выпрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора:
1 — шестерня; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник.
Рис. 2.6.5. Снятие стопорного кольца ведомой шестерни понижающего редуктора:
1 — стопорное кольцо; 2 — ведомая шестерня.
Рис. 2.6.6. Выпрсссовка стакана первичного вала:
1 — стакан первичного вала; 2 — первичный вал; 3 — технологический болт; 4 — болт.
Рис. 2.6.7. Снятие стопорного кольца подшипника первичного вала:
1 — стопорное кольцо; 2 — подшипник; 3 — первичный вал; 4 — стакан первичного вала.
Рис. 2.6.8. Выпрессовка первичного вала:
1 — первичный вал; 2 — стакан; 3 — съемник.
Рис. 2.6.9. Снятие вилки переключения редуктора:
1 — вилка переключения; 2 — валик переключения.
Рис 2.6.l0. Выпрессовка пружинного штифта внутреннего вала:
1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач.
Рис 2.6.l1. Выпрессовка внутреннего вала:
1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач.
Рис 2.6.l2. Снятие гнезда внутреннего вала и замена шлицевой втулки:
1 — гнездо внутреннего вала; 2 — болт.
Рис. 2.6.13. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора:
1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 — технологический болт.
Рис. 2.6.14. Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из стакана:
1 — шестерня; 2 — стакан; 3 — съемник.
Рис. 2.6.15. Выпрессовка подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора:
1 — ведущая шестерня.
Рис. 2.6.16. Отворачивание гайки крепления внутреннего вала:
1 — гайка; 2 — гнездо подшипника; 3 — корпус коробки передач.
Рис. 2.6.17. Выпрессовка промежуточного вала:
1 — промежуточный вал; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник.
Рис. 2.6.18. Выпрессовка подшипника промежуточного вала:
1 — подшипник; 2 — гнездо подшипника; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник.
Рис. 2.6.19. Снятие стопорной планки оси промежуточной шестерни:
1 — стопорная планка; 2 — ось промежуточной шестерни.
Рис. 2.6.20. Выпрессовка вала I передачи и заднего хода.
Рис. 2.6.21. Спрессовка подшипника с вала I передачи и заднего хода:
1 — подшипник; 2 — вал I передачи и заднего хода; 3 — съемник.
Рис. 2.6.22. Снятие ведущей шестерни главной передачи:
1 — ведущая шестерня; 2 — болт.
Рис. 2.6.23. Выпрессовка стакана подшипника вторичного вала:
1 — стакан подшипника; 2 — технологический болт.
Рис. 2.6.24. Снятие вторичного вала:
1 — вторичный вал; 2 — ведомая шестерня II ступени редуктора.
Рис. 2.6.25. Спрессовка внутренней обоймы подшипника со вторичного вала:
1 — внутренняя обойма; 2— вторичный вал; 3 — съемник.
Рис. 2.6.26. Выпрессовка подшипника из вторичного вала:
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник.
Рис. 2.6.27 Запрессовка внутреннего вала в корпус.
Рис. 2.6.28. Наапрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора.
Рис. 2.6.29. Запрессовка подшипника во вторичный вал:
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — наставка.
Рис. 2.6.30. Напрессовка внутренней обоймы конического подшипника на вторичный вал:
1 — внутренняя обойма подшипника; 2 — вторичный вал; 3 — наставка; 4 — съемник.
- Схема трансмиссии тракторов Беларус МТЗ 82(80)
- Состав трансмиссии МТЗ 82
- Промежуточная часть
- Сцепление
- Силовая передача
- Коробка передач
- Задний мост
- Передний ведущий мост
- Схема переключения передач МТЗ 82
- МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения режимов
- Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»
- Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82
- Первичный вал
- Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82
- Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82
- Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82
- 💥 Видео
Видео:коробка передач мтз подробный обзорСкачать
Схема трансмиссии тракторов Беларус МТЗ 82(80)
Трансмиссия трактора выполняет функцию передачи мощности от двигателя, с последующим преобразованием крутящего момента и формированием передаточного числа вращения согласно выбранной скорости движения на ведущие колёса ходовой части, а также осуществления отбора мощности для привода дополнительного оборудования. МТЗ 80(82) конструкцию трансмиссии получили от своего — предшественника МТЗ 50(52), где узлы являются взаимозаменяемыми.
Видео:Корпус сцепления МТЗ ремонт замена подшипниковСкачать
Состав трансмиссии МТЗ 82
Система состоит из комплекса узлов, скреплённых болтовым соединением литых корпусов в единый блок, который одновременно выполняет функцию остова трактора вместе с передней балочной полурамой. Механизмы трансмиссии смазываются естественным разбрызгиванием масла при рабочем вращении деталей.
В трансмиссию трактора МТЗ 80 82 входят следующие узлы:
Соединение трёх частей трансмиссии трактора МТЗ 80(82) (промежутки, КПП и заднего моста) образуют единую масляную ванную, обеспечивающую смазку узлов. Заправка осуществляется через пробку верхней крышке КПП — в кабине трактора в объёме 40 литров трансмиссионного масла марок ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К или ТАД-17 до уровня контрольного отверстия с правой стороны картера КПП. Контролируют уровень при проведении ТО 2 через каждые 500 часов наработки, замену масла осуществляют при сезонном обслуживании.
Промежуточная часть
Узел расположен между двигателем и коробкой передач. Картер узла разделён на сухой и мокрый отсеки. Передняя часть узла соединена с плитой дизеля, задняя с передней частью КПП.
Читайте также: Триммер с прямым валом это
Сцепление
Механизм сцепления – сухая постоянно замкнутая однодисковая муфта, предназначена для разрыва потока мощности от дизеля при переключении скоростей в коробке передач. Муфта расположена в сухом отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии и взаимодействует с маховиком двигателя.
Силовая передача
В отсеке промежуточной части, смазываемым маслом, находится: вал силовой передачи связанный со ступицей корзины сцепления и двухступенчатым понижающим редуктором КПП, вал привода независимого ВОМ, двухскоростной редуктор независимого ВОМ. А также в отсеке установлен привод насоса гидросистемы от силового вала через промежуточную шестерню.
Коробка передач
КПП — механическая, обеспечивает 18 передач переднего и 4 заднего хода, установлена между корпусами промежуточной части и задним мостом. Узел выполняет функцию формирования передаточного числа крутящего момента в соответствии с включённой скоростью водителем трактора и передачей вращения на мосты трактора. В состав коробки входит:
- первичный и вторичный валы
- промежуточный вал с проходящим внутри валом привода независимого ВОМ
- дополнительный вал с блоком задних передач
- механизм переключения передач
При наличии переднего ведущего моста КПП трактора оборудуется дополнительно раздаточной коробкой, устанавливаемой с правой стороны корпуса КПП и получающей привод через промежуточную шестерню от шестерни вторичного вала. С помощью редуктора осуществляется отбор крутящего момента от КПП, обеспечивается включение и отключение привода ПВМ, а также выбор режимов его работы «принудительный» « автоматический». С левой стороны КПП при необходимости устанавливается редуктор ходоуменьшителя, который даёт трактору дополнительные сверхмалые технологические скорости. А также в левый люк возможна установка редуктора бокового ВОМ для привода навесных машин с боку трактора.
Задний мост
Узел обеспечивает привод задних колёс трактора с учётом угловых скоростей колёс при осуществлении поворота за счёт встроенного дифференциала, а также блокирование дифференциала в случае буксования при движении по бездорожью и переувлажнённым почвам, в том числе и в составе с почвообрабатывающими агрегатами. Механизм узла состоит из:
- конической пары шестерён с винтовыми зубьями главной передачи
- дифференциала закрытого типа с четырьмя коническими сателлитами
- конечными передачами, выполненными в виде пар цилиндрических шестерён
Дополнительно в задней части корпуса моста установлен планетарный редуктор заднего ВОМ, привод которого проходит от КПП через всю нижнюю внутреннюю часть картера. Сам привод обеспечивает передачу вращения в синхронном и независимом режимах с помощью переключения кулачковой муфты, входящей в его состав.
На наружных краях ведущих полуосей установлены фрикционные муфты тормозов с механическим приводом управления и муфта блокирования дифференциала с гидравлическим приводом управления.
Передний ведущий мост
Отличием трансмиссии МТЗ 82 от МТЗ 80 является дополнительно включённый в состав ведущий передний мост с механизмом привода. В привод моста состоит из раздаточной коробки с механизмом включения и переключения режимов работы ПВМ, промежуточная опора с предохранительной муфтой и карданные валы, передающие вращения от раздатки к опоре и от опоры к главной передаче ПВМ.
Передний мост портального типа в состав, которого входят:
- коническая главная передача с винтовыми зубьями шестерён
- самоблокирующийся дифференциал со встроенными муфтами повышенного трения
- бортовые части выполнены в виде двух конических пар прямозубых шестерён
Верхние пары шестерён бортовых осуществляют передачу вращения от полуосей моста на вертикальные валы колёсных редукторов. Нижние пары от вертикального вала непосредственно на ведущие колёса через ведомую шестерню колёсного редуктора, связанную со ступицей колёса.
Также нужно отметить, что данная конструкция трансмиссии без изменений внедрена в модели тракторов тягового класса 1.4 т.с. МТЗ 800, 820, 90, 92, где все узлы имеют полную взаимозаменяемость. Остальной модельный ряд машин МТЗ данного тягового класса имеют тот же принцип распределения мощности и отличаются конструкцией ПВМ и коробки передач, где могут устанавливаться механические синхронизированные или гидромеханические КПП, а также более устойчивые к нагрузкам балочные передние мосты с планетарно-цилиндрическими бортовыми редукторами.
Читайте также: Диаметры валов редукторов гост
Видео:Сборка последовательность кпп мтз 80Скачать
Схема переключения передач МТЗ 82
МТЗ-80/82 «Беларусь» является одним из самых массовых тракторов в бывшем СССР. Данная машина выпускалась в Минске, а также на ряде других заводов СССР с 1974 года и продолжает выпускаться до сегодняшнего дня.
Изначально трактор разрабатывался как лёгкая сельскохозяйственная машина. Однако в нашей стране он получил на много более широкое применение. На базе МТЗ-80/82 делалась разнообразная строительная техника, такая как бульдозеры и экскаваторы, которая стала не менее известна, чем сельскохозяйственная.
Поэтому информация о работе и обслуживании этого трактора будет интересна самой широкой публике. В статье ниже будет подробно рассмотрена коробка передач МТЗ 82, её возможности, а также порядок переключения скоростей МТЗ 82.
Видео:Регулировка вторичного вала кпп мтз!Скачать
МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения режимов
Схема переключения скоростей у тракторов МТЗ-80/82 «Беларусь» существенно отличается от таковой на автомобилях, поэтому стоит о ней рассказать подробней.
КПП МТЗ 82 рассчитана на 11 скоростей, вместе с нейтральной передачей их 12. Что любопытно, все эти скорости включаются одним рычагом.
О том, где какая передача, можно узнать на картинке ниже:
Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»
На схеме римскими цифрами обозначены режимы:
Первое что нужно сделать, это включить режим, которым вы планируете двигаться. Он включается в крайнем левом положении. При этом обращаю внимание, что положение ручки при включении режима отличается от её положения при включении скорости. При включении режима ход ручки КПП намного больше.
Включение режима происходит следующим образом. Сцепление выжимается до отказа (у трактора оно находится там же где и у автомобиля, это крайняя левая педаль), после чего включается нужный вам режим.
После того как режим включен, возвращаете ручку в нейтральное положение и можно включать скорости. При включении понижающего режима, вам доступны скорости 1, 3, 5, 4, а также пониженная передача назад.
Если же вам нужно перейти в повышающий режим, то для этого сначала его нужно включить, переведя ручку влево вверх. После этого вы её возвращаете в нейтральное положение и вам доступны повышающие режимы. То есть 2, 6, 8, 7 скорости и повышенная назад.
Девятая передача прямая, она включается при всех режимах КПП, то есть при пониженном и при повышенном.
Тем, кому из текста непонятно как правильно пользоваться КПП на тракторах Беларусь предлагаю все, что описано выше посмотреть на видео:
Обращаю внимание читателей, что коробка передач МТЗ-80/82 несинхронизированная, а значит, все манипуляции с ней нужно делать через двойной выжим сцепления. Как это делается?
Если трактор движется, на какой-либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим. Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления.
Обращаю внимание, что КПП МТЗ-80/82 довольно сложный механизм, движок МТЗ-80 имеет достаточно большой момент, чтобы срезать зубцы на шестернях, а также раскрошить их. Поэтому нужно добиваться включения передач без рыков и иного шума. Это позволит сохранять коробку в работоспособном состоянии долгое время.
Видео:Сборка КПП МТЗ-82 Вал промежуточный, первичный. Ремонт КПП МТЗ-80,82.Розборка промежуткиСкачать
Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82
КПП МТЗ-80/82 представляет собой чугунный картер, в котором расположено 4 вала, на которые надеты шестерёнки. Главными валами являются первичный и вторичный, которые расположены один над другим. При формировании крутящего момента им помогают два других вала — промежуточный и дополнительный.
Все валы КПП опираются на подшипники, расположенные в стенках корпуса коробки, а также в центральной перегородке.
Сам картер КПП заполнен трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Для того, чтобы масло ни покидало картер коробки, на оконечностях валов присутствуют сальники.
Читайте также: Замена подшипника вала рулевого колеса
Видео:МТЗ 1221 в разрезе трансмиссияСкачать
Первичный вал
Первичный вал является одной из самых важных деталей КПП. Именно на него, через сцепление попадает крутящий момент из двигателя в КПП. Одна сторона первичного вала взаимодействует с корзиной сцепления. Другая сторона передаёт крутящий момент муфте вторичного вала.
Первичный вал в коробке опирается на два подшипника и на нём надеты шестерни, которые отвечают за включение 3-й, 4-й, а также 5-й скоростей трактора.
Ещё одной важной функцией первичного вала является передача вращения ходоуменьшителю. С ним он связан посредством зубчатой передачи.
Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82
На рисунке выше показана схема коробки передач МТЗ-80/82. Она потребуется для понимания порядка работы КПП.
Крутящий момент от двигателя, через сцепление, передаётся к первичному валу, который обозначен цифрой 1. На валу находятся две шестерни (цифры 3 и 4). Эти шестерни могут передвигаться вдоль вала, именно они отвечают за 5, 4, 7, 8 скорости. Порядок включения этих скоростей можно также увидеть на рисунке.
Кроме этого, шестерня 4 при зацеплении с шестерней 5, включает 9 передачу.
Промежуточный вал, обозначенный цифрой 14, отвечает за передачу крутящего момента к вторичному валу КПП, обозначенному цифрой 7.
Подвижные шестерни у этого вала обозначены цифрой 18. Именно блок этих шестерёнок, при передвижении по валу вперёд, отвечает за 1, 3, 4, 5, а также за 1 заднюю скорости. Если же этот блок передвигается назад, то он отвечает за включение 2, 6, 7, 8 и 2 задней передач.
Дополнительный вал, обозначенный цифрой 27, участвует в формировании крутящего момента 1 и 2 передачи вперёд, а также обоих скоростей заднего хода.
Вторичный вал (цифра 7) передает крутящий момент непосредственно на ведущие колёса. Все передачи идут через промежуточный или дополнительный валы и только в прямой 9-й скорости участвуют 2 вала: первичный (1) и вторичный (7).
Видео:КПП МТЗ. Часть 2. Разборка часть1.Скачать
Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82
Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего на задний.
Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:
Цифрами на рисунке обозначены:
- крышка реверс-редуктора;
- синхронизатор;
- рычажок;
- валик с вилкой;
- шарик фиксатора;
- стакан;
- втулка;
- первичный вал КП;
- ведомая шестерня;
- коробка передач;
- гнездо переднее;
- корпус сцепления;
- промежуточная шестерня;
- ось сателлита;
- штифт;
- сателлит;
- шарикоподшипник;
- силовой вал;
- ведущая шестерня;
- крышка;
- механизм параллелограмма;
- рычаг управления реверс-редуктором.
Видео:как собрать промежутку мтзСкачать
Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82
В отличие от механических КПП автомобилей, коробки передач тракторов приходиться обслуживать. Обслуживание КПП тракторов МТЗ-80/82 заключается в контроле уровня смазки, своевременной её замене, а также контроле уровня затяжки всех болтовых соединений узла.
Масло в коробке передач МТЗ-80/83 нужно менять при ТО-3, которое проводится каждые 960 часов работы трактора.
На правой стенке коробки передач присутствует контрольная пробка, в нормальных условиях масло должно быть чуть ниже этого отверстия, если же масло существенно ниже этой контрольной точки, то его нужно долить. Стоит помнить, что для проверки уровня масла нужно поместить трактор на горизонтальную поверхность.
Как уже писалось выше, масло в КПП меняется при ТО-3. При этом в коробку передач можно заливать следующие виды масел:
- ТЭ-15-ЭФО;
- Тап-15В;
- Моторное автомобильное масло М12Г1.
Замену масла в КПП МТЗ-80/82 производят сразу же после окончания работы трактора, ещё до того, как масло в коробке остынет. Именно при этих условиях можно добиться полного слива масла из картера КПП.
Ещё одним важным аспектом контроля технического состояния КПП является контроль осевого зазора в подшипниках вторичного вала. По условиям эксплуатации допускается зазор 0,3 мм.
Признаками превышения зазора являются посторонние шумы и стуки в коробке передач. Для того, чтобы устранить эти признаки нужно произвести регулировку зазора.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💥 Видео
Первичный вал привода вом МТЗСкачать
Как работает механика. Часть 2 - СинхронизаторСкачать
КПП МТЗ. Часть 3. Сборка часть 2Скачать
Первичный вал привода ВОМ. Часть 3. Сборка.Скачать
Belarus MTZ-82 restoration. Сборка промежутки мтз 82Скачать
Долговечный подшипник первичного вала МТЗ!Скачать
Ремонт промежутки(корпус сцепления) МТЗ.Скачать
Регулировка сцепления мтз-80 понятно для всех.Скачать
Ремонт КОРОБКИ (КПП) МТЗ без снятия КАБИНЫ!Скачать
Вал первичный КПП МТЗ-80, 82 - 48-1701032-АСкачать
каталог коробки мтз 1983 годаСкачать
Как работает сцепление? (Анимация)Скачать