Схема подключения лодочного мотора вихрь



Источником тока на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30» и «Вихрь-30Р» служит магдино МВ-1 маховичного типа, которое состоит из маховика с закрепленными на нем магнитами в основания магдино. На основании магдино смонтированы две катушки питания зажигания, две катушки освещения, два прерывательных механизма с конденсаторами и фильц для смазки кулачков. В систему электрооборудования мотор a , кроме магдино МВ-1, входят два трансформатора ТЛМ и две свечи зажигания CИ-l2РT. В трансформаторе ТЛМ преобразуется ток низкого напряжения вырабатываемый катушкой питания зажигания магдино, в ток высокого напряжения (16—18 тыс. вольт), который подается на свечи зажигания.

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Фиг .6. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р»
1- катушка питания; 2 – свеча; 3 – конденсатор; 4 – прерыватель; 5 – кулачок; 6 – катушка освещения; 7 – блок ВБГ-3А; 8 – электролампа; 9 – трансформатор; 10 – кнопка «стоп».

Схема системы электрооборудования моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р» представлена на фиг . 6. Изменение угла опережения зажигания в необходимых пределах осуществляется за счет поворота основания магдино с помощью рычага на тяге привода дроссельной заслонки карбюратора в зависимости от величины её открытия.
В катушках освещения магдино при работе двигателя вырабатывается ток для питания судовых ламп.
Мощность тока катушек освещения при работе двигателя на 5000 об / мин — 30 ватт, напряжение — 12 вольт.

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Фиг . 6а . Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30»
1- катушка питания зажигания; 2 – конденсатор; 3 – кулачок; 4 – прерыватель; 5 – катушка освещения; 6 – кнопка «стоп» на поддоне; 7 – кнопка «стоп» на пульте; 8 – кнопка «пуск» на пульте; 9 – стартер СТ-369; 10 – аккумулятор 6СТ-45; 11 – блок ВБГ-3А; 12 – трансформаторы ТЛМ; 13 – свечи

Провода от катушек освещения (одинакового цвета — желтого, оранжевого или коричневого) выводятся на алюминиевые корпуса диодов блока ВБГ-3А, провод от прерывателя верхнего цилиндра (белого натурального цвета) на правую крайнюю клемму и провод от прерывателя нижнего цилиндра (черного или фиолетового цвета) — на среднюю клемму блока.
В систему электрооборудования мотора «Вихрь-30», кроме узлов системы зажигания (магдино МВ-1, трансформаторов ТЛМ и свечей СИ-12РТ), входят аккумуляторная батарея 6СТ-45 и электростартер марки С ‘Т-369. Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30» представлена на фиг . 6а.

Вырабатываемый катушками освещения ток через блок ВБГ-3А подается аккумуляторной батарее для ее подзарядки.
Питание стартера в момент пуска двигателя и питание бортовой сети судна осуществляется от аккумуляторной батареи. Включение стартера производится путем нажатия на кнопку «пуск» на пульте дистанционного управления.

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Фиг . 7. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон» и «Вихрь-30Р электрон»:
1 – магнето МБ-2; 2 – блок ВБГ-3А; 3 – трансформаторы; 4 – кнопка «стоп»; 5 – электролампа.

Предупреждение:
1. Запрещается работать с отсоединенной одной свечой и проворачивание маховика с отключенными трансформаторами или свечами во избежание пробоя и выхода из строя искрогасительных конденсаторов. В случае необходимой прокрутки коленвала с отсоединенными свечами высоковольтные провода обязательно заземлять.
2. Во избежание несчастного случая запрещается прикасаться к оголенной части проводов от магдино к трансформатору и от трансформатора к свече при работе мотора.
3. На моторах «Вихрь-М» и «Вихрь-30» при включении электроламп с суммарной мощностью меньше 30 вт возможно их перегорание.
4. Для обеспечения надежного искрообразования на свечах мотора необходимо освещение включать после запуска двигателя. На моторах «Вихрь-25Р» электрон», «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-30 электрон» установлена электронная система зажигания.
Электронное магнето имеет тиристорную схему с накоплением энергии в конденсаторе. На основании магнето установлен катушка освещения для питания бортсети судна, генераторные катушки, вырабатывающие энергию для искрообразования, и электронный блок с датчиком. При вращении маховика выступы полюсных башмачков, проходя мимо датчика, вызывают разряд накопительного конденсатора через высоковольтные трансформаторы, повышающие выходное напряжение до 12-30 тыс. вольт, которое подается на свечи зажигания.

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Фиг . 7а . Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30 электрон»

Из основания магнето выведены 3 пары проводов. Провода от катушек освещения белого цвета, провода к трансформаторам – синего цвета для нижнего цилиндра, зеленого – для верхнего, провода к кнопке «стоп» — красного (черного) цвета. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-30 электрон» — на фиг . 7а.
В случае , если на вашем моторе установлено модернизированное магнето МБ-2 (переработана схема, улучшены параметры: понижены начальные обороты искрообразования и др.), то оно отличается внешне от ранее выпускаемого количеством выводов – 5 вместо 6, причем на кнопку «Стоп» задействован один провод (красный, черный), а второй провод от кнопки «Стоп» соединяется с «Массой» с помощью провода-перемычки.
В связи с отсутствием механических контактов электронное магнето не подвержено износу и не требует обслуживания и регулировки. Электронный блок выполнен на бескорпускных элементах, защищен компаундом и поэтому неремонтоспособен и разборке не подлежит.
ВНИМАНИЕ! При работе с электрооборудованием мотора отключайте аккумулятор. При замыкании проводов, ведущих к трансформаторам, на плюс аккумуляторной батареи магнето выходит их строя. В случае отсутствия или ослабления искры следует проверить целостность проводов и отсутствие замыкания или загрязнения кнопки «стоп».

5.8. Система запуска моторов «Вихрь»

Запуск мотора «Вихрь-30 электрон» осуществляется электростартером. Схема системы запуска и ее описание приведены в главе «Система электрооборудования».
Запуск моторов «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-25Р электрон» с помощью ручного стартера. Стартер представляет собой шкив (5) с намотанным на него шнуром (4). При вытягивании шнура за имеющуюся на конце его ручку (1) блок при этом начинает вращаться и при этом с помощью собачек сцепляется с храповым диском, сидящим на маховике. В результате коленвал тоже начинает вращаться и мотор запускается. При отпускании шнура блок под действием возвратной пружины (7) вращается в обратную сторону, сцепляется с диском маховика и наматывает на себя шнур.
Сцепление и расцепление блока стартера с маховиком происходит так: на одной оси с блоком сидит скоба (12), имеющая возможность несколько поворачиваться относительно блока и при этом поджимать или выпускать собачки (13), находящиеся в блоке. Благодаря этой некоторой свободе скоба поднимает или поджимает собачки в зависимости от направления вращения.
Под каждой из трех опор стартера стоят регулировочные шайбы определенной толщины, обеспечивающей зазор между блоком стартера и маховиком, равным 7,5-0,5 мм, которые при постановке стартера необходимо поставить на свои места. Непостановка шайб приводит к выходу стартера из строя.
Все детали стартера моторов »В ихрь-25Р электрон» и «Вихрь-30Р электрон», кроме корпусов, взаимозаменяемы.

Видео:Надежная схема мотора ВихрьСкачать

Надежная схема мотора Вихрь

5.7. Система электрооборудования подвесного лодочного мотора «Вихрь»

Источником тока на подвесных лодочных моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30» и «Вихрь-30Р» служит магдино МВ-1 маховичного типа, которое состоит из маховика с закрепленными на нем магнитами в основания магдино. На основании магдино смонтированы две катушки питания зажигания, две катушки освещения, два прерывательных механизма с конденсаторами и фильц для смазки кулачков. В систему электрооборудования мотора, кроме магдино МВ-1, входят два трансформатора ТЛМ и две свечи зажигания CИ-12РT. В трансформаторе ТЛМ преобразуется ток низкого напряжения вырабатываемый катушкой питания зажигания магдино, в ток высокого напряжения (16—18 тыс. вольт), который подается на свечи зажигания.

Рис.6. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р»
1- катушка питания; 2 – свеча; 3 – конденсатор; 4 – прерыватель; 5 – кулачок; 6 – катушка освещения; 7 – блок ВБГ-3А; 8 – электролампа; 9 – трансформатор; 10 – кнопка «стоп».

Схема системы электрооборудования подвесных лодочных моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р» представлена на Рис. 6. Изменение угла опережения зажигания в необходимых пределах осуществляется за счет поворота основания магдино с помощью рычага на тяге привода дроссельной заслонки карбюратора в зависимости от величины её открытия.
В катушках освещения магдино при работе двигателя вырабатывается ток для питания судовых ламп.
Мощность тока катушек освещения при работе двигателя на 5000 об/мин — 30 ватт, напряжение — 12 вольт.

Рис. 6а. Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30»
1- катушка питания зажигания; 2 – конденсатор; 3 – кулачок; 4 – прерыватель; 5 – катушка освещения; 6 – кнопка «стоп» на поддоне; 7 – кнопка «стоп» на пульте; 8 – кнопка «пуск» на пульте; 9 – стартер СТ-369; 10 – аккумулятор 6СТ-45; 11 – блок ВБГ-3А; 12 – трансформаторы ТЛМ; 13 – свечи

Провода от катушек освещения (одинакового цвета — желтого, оранжевого или коричневого) выводятся на алюминиевые корпуса диодов блока ВБГ-3А, провод от прерывателя верхнего цилиндра (белого натурального цвета) на правую крайнюю клемму и провод от прерывателя нижнего цилиндра (черного или фиолетового цвета) — на среднюю клемму блока.
В систему электрооборудования подвесного лодочного мотора «Вихрь-30», кроме узлов системы зажигания (магдино МВ-1, трансформаторов ТЛМ и свечей СИ-12РТ), входят аккумуляторная батарея 6СТ-45 и электростартер марки СТ-369. Схема электрооборудования подвесного лодочного мотора «Вихрь-30» представлена на рис. 6а.

Читайте также: Мотор редуктор сити италия

Вырабатываемый катушками освещения ток через блок ВБГ-3А подается аккумуляторной батарее для ее подзарядки.
Питание стартера в момент пуска двигателя и питание бортовой сети судна осуществляется от аккумуляторной батареи. Включение стартера производится путем нажатия на кнопку «пуск» на пульте дистанционного управления.

Рис. 7. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон» и «Вихрь-30Р электрон»:
1 – магнето МБ-2; 2 – блок ВБГ-3А; 3 – трансформаторы; 4 – кнопка «стоп»; 5 – электролампа.

Предупреждение:
1. Запрещается работать с отсоединенной одной свечой и проворачивание маховика с отключенными трансформаторами или свечами во избежание пробоя и выхода из строя искрогасительных конденсаторов. В случае необходимой прокрутки коленвала с отсоединенными свечами высоковольтные провода обязательно заземлять.
2. Во избежание несчастного случая запрещается прикасаться к оголенной части проводов от магдино к трансформатору и от трансформатора к свече при работе подвесного лодочного мотора.
3. На моторах «Вихрь-М» и «Вихрь-30» при включении электроламп с суммарной мощностью меньше 30 вт возможно их перегорание.
4. Для обеспечения надежного искрообразования на свечах подвесного лодочного мотора необходимо освещение включать после запуска двигателя. На моторах «Вихрь-25Р» электрон», «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-30 электрон» установлена электронная система зажигания.
Электронное магнето имеет тиристорную схему с накоплением энергии в конденсаторе. На основании магнето установлен катушка освещения для питания бортовой сети судна, генераторные катушки, вырабатывающие энергию для искрообразования, и электронный блок с датчиком. При вращении маховика выступы полюсных башмачков, проходя мимо датчика, вызывают разряд накопительного конденсатора через высоковольтные трансформаторы, повышающие выходное напряжение до 12-30 тыс. вольт, которое подается на свечи зажигания.

Рис. 7а. Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30 электрон»

Из основания магнето выведены 3 пары проводов. Провода от катушек освещения белого цвета, провода к трансформаторам – синего цвета для нижнего цилиндра, зеленого – для верхнего, провода к кнопке «стоп» — красного (черного) цвета. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-30 электрон» — на рис. 7а.
В случае, если на вашем моторе установлено модернизированное магнето МБ-2 (переработана схема, улучшены параметры: понижены начальные обороты искрообразования и др.), то оно отличается внешне от ранее выпускаемого количеством выводов – 5 вместо 6, причем на кнопку «Стоп» задействован один провод (красный, черный), а второй провод от кнопки «Стоп» соединяется с «Массой» с помощью провода-перемычки.
В связи с отсутствием механических контактов электронное магнето не подвержено износу и не требует обслуживания и регулировки. Электронный блок выполнен на бескорпускных элементах, защищен компаундом и поэтому неремонтоспособен и разборке не подлежит.

ВНИМАНИЕ! При работе с электрооборудованием подвесного лодочного мотора отключайте аккумулятор. При замыкании проводов, ведущих к трансформаторам, на плюс аккумуляторной батареи магнето выходит их строя. В случае отсутствия или ослабления искры следует проверить целостность проводов и отсутствие замыкания или загрязнения кнопки «стоп».

Видео:Электричество в лодку - это просто. Зарядка аккумулятора от лодочного мотора.Скачать

Электричество в лодку - это просто. Зарядка аккумулятора от лодочного мотора.

Система зажигания, энергопитания и электрозапуска мотора Вихрь

Воспламенение рабочей смеси в цилиндре карбю­раторного двигателя происходит при искровом раз­ряде между электродами свечи зажигания. Для обра­зования искры необходимо высокое напряжение — 15 тыс. В и более. Напряжение, требуемое для надежного воспламенения смеси, зависит от зазора между электродами свечи, параметров смеси в мо­мент ценообразования, ее состава и других факто­ров. Источником тока такого напряжения на всех моторах семейства «Вихрь» служит двухискровое маховичное магнето (или магдино) с выносными вы­соковольтными трансформаторами. Магнето — это устройство из магнитных и электрических цепей, ра­ботающее по принципу электромагнитной индукции. Магнитная цепь состоит из постоянных магнитов, закрепленных на магнитопроводе (ободе маховика), и сердечника первичной обмотки катушки зажигания.

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Рис. 34. Принципиальная схема контактной системы зажигания.

В электрическую цепь входят: — первичная обмот­ка катушки зажигания (КЗ) (рис. 34), обмотки вынос­ных высоковольтных трансформаторов (ВТ1 и ВТ2), прерывательные механизмы (Пр1 и Пр2) и конден­саторы (К1 и К2). При вращении маховика башмаки магнитов, проходя с небольшим зазором около сер­дечника катушки зажигания, создают в ней перемен­ное магнитное поле, которое индуцирует в обмотке катушки переменную ЭДС. Прерывательные меха­низмы верхнего и нижнего цилиндров — замкнуты, и в обмотке катушки возникает переменный электри­ческий ток.
В момент, когда необходимо воспламенить смесь в цилиндре, один из прерывателей принудительно размыкается кулачком, насаженным на ступицу ма­ховика, и в цепь электрического тока включается первичная обмотка соответствующего высоковольт­ного трансформатора. Коэффициент трансформации — отношение количества витков вторичной обмотки к количеству витков первичной обмотки очень высок (50—100). Поэтому низкое напряжение в первичной обмотке преобразуется в высокое напряжение на вторичной обмотке, подается на свечу, в искровом про­межутке которой проскакивает искра.

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Рис. 35. Прерывательный механизм: а — магнето МГ-101 (МГ-101А); б —магдино МВ-1
1 — основание прерывательиого механизма;
2 — винт крепления прерывательного механизма;
3 — основание магнето или магднно;
4 — коромысло;
5 — эксцентриковый винт регулирования зазора.

При размыкании контактов прерывателя ампли­туда импульсного напряжения в низковольтных элек­трических цепях может достигать высоких зна­чений — 200—300 В. Это вызывает усиленное искрообразование в контактах, что снижает скорость нарастания напряжения в высоковольтном трансфор­маторе. Во избежание этих явлений параллельно каждому прерывательному механизму подключен конденсатор. При дальнейшем вращении маховика прерыватель вновь замыкается, и весь процесс повто­ряется для второго цилиндра.
Прерывательный механизм (рис. 35) состоит из изолированного от массы коромысла 4 с текстолитовой подушечкой на одном плече и вольфрамовым кон­тактом на другом, основания 1 с неподвижным контактом и пластинчатой пружины, поджимающей подвижный контакт коромысла к неподвижному кон­такту основания. Эксцентриковый винт 5 служит для регулирования зазоров между контактами преры­вателя.
По диаметральной оси основания магнето под углом 180° относительно друг друга расположены два прерывательных механизма. За один оборот ко­ленчатого вала кулачок последовательно через 180° размыкает контакты механизмов верхнего и нижнего цилиндров.
Выше уже отмечалось, что воспламенение смеси в цилиндре должно происходить не при положении поршня в ВМТ, а в момент, когда поршень не дохо­дит до ВМТ на определенное расстояние, называе­мое опережением зажигания (см. стр. 21). Изменение величины опережения зажигания от наименьшей при малой частоте- вращения до максимальной при боль­ших нагрузках осуществляется поворотом ручки управления «газом». При этом открывается дроссель­ная заслонка карбюратора и поворачивается основа­ние магнето против направления вращения махо­вика. Тем самым подушечки коромысел прерывателей встречаются с выступом кулачка, расположенного на маховике, несколько раньше и опережение зажи­гания увеличивается. При повороте ручки газа в об­ратную сторону основание магнето поворачивается по направлению вращения маховика и опережение уменьшается.
Конструктивно магдино отличается от магнето только тем, что имеет в дополнение к первичной обмотке катушки , зажигания сердечник с генератор­ной катушкой для питания электроэнергией бортовой электросети лодки. Системы зажигания и электропи­тания электрически не связаны между собой и рабо­тают независимо одна от другой.
За время выпуска моторов семейства «Вихрь», начиная с 1964 г., они комплектовались последова­тельно четырьмя системами зажигания с магдино МГ-101, МГ-101А, МВ-1 и электронной системой МБ-2. Поскольку в эксплуатации до сих пор нахо­дятся даже моторы первых выпусков, у владельцев, естественно, возникают вопросы по ремонту, заменам отдельных узлов и целиком систем зажигания. В каждом таком случае необходимо помнить, что каждая система состоит из магдино (магнето-дина­мо), двух высоковольтных трансформаторов, махо­вика и свечей зажигания.
Магдино может быть контактным, т. е. имею­щим прерызательный механизм, состоящий из подвижного и неподвижного контактов (МГ-101, МГ-101 А, МВ-1), и бесконтактным — электрон­ным— «МБ-2» не имеющим прерывателей.
До октября 1972 г. моторы «Вихрь» комплектова­лись наиболее простым по конструкции магдино МГ-101, не имевшем катушек освещения и подза­рядки аккумуляторов. На основании этого магнето смонтированы сердечник с первичной обмоткой ка­тушки зажигания, имеющей 210 ± 10 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,93 мм (7 рядов по 30 витков), два конденсатора емкостью по 0,3 мкФ и два прерывательных механизма. Из основания выходят только два вывода, идущих к высоковольтным катушкам (трансформаторам) ИЖ.56 сб39.
Магдино МГ-101А отличается наличием катушки питания освещения, имеющей 150 ± 7 витков провода ПЭТВ диаметром 0,74 мм, установленной на месте конденсаторов, которые убраны с основания и за­креплены на картере. Это магдино имеет четыре вывода, два к высоковольтным катушкам и два к си­стеме освещения. Катушка питания освещения обес­печивает напряжение 12 В мощностью 30 Вт; по га­баритам она меньше катушки зажигания.
Прерывательные механизмы магнето МГ-101 и МГ-101А одинаковые, величина зазора в них (0,3— 0,4 мм) регулируется с помощью отвертки через окно в маховике, расположенное диаметрально противопо­ложно пазу па ободе маховика для крепления шнура аварийного запуска.
Системы зажигания с МГ-101 и МГ-101А ком­плектовались высоковольтными трансформаторами ИЖ56 сб39, которые кренились к шпилькам, ввер­нутым спереди в среднюю часть картера.
В моторах «Вихрь» и первых партиях моторов «Вихрь-М» применяли маховик с шестью постоянны­ми магнитами, расположенными внутри обода с по­стоянным шагом 60°. Для мотора «Вихрь этот ма­ховик имел номер 2.119-000, для мотора «Вихрь-М»— 4.119-000 (рис. 36).
С начала 1971 г. на маховик не ставили два маг­нита (третий и шестой от шпоночного паза по часо­вой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в ре­зультате чего шаг магнитов по ободу стал неравно­мерным (120—60—120—60°). Номера маховиков не изменялись. При полной на первый взгляд идентич­ности маховики «Вихря» и «Вихря-М» различны и не могут переставляться с одного мотора на другой.

Читайте также: Крыльчатки для моторов кухонных вытяжек

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Рис. 36. Общий вид маховика 2.119-000 и маховика 4.119-700 для магдино МВ-1.

Это объясняется тем, что величина опережения за­жигания у этих моторов различна — у мотора «Вихрь» — 38° до верхней мертвой точки поршня (или 7,87 мм), у «Вихря-М» — 30° (5,02 мм). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, расположенного на ступице маховика. Поэтому на мотор «Вихрь» можно устанавливать только маховики 2.119-000, а на «Вихрь-М» — 4.119 000. Отличить их можно по угло­вому расположению кулачка на ступице маховика. На маховиках 2.119-000 отверстие для крепления ку­лачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, а на маховике 4.119-000 — на 18° (рис. 37).
Следует иметь в виду, что на маховиках нельзя снимать магниты и переставлять их местами, так как можно перепутать чередование полюсов, нарушить балансировку маховика и изменить рабочий зазор в магнитоводе. Необходимо беречь маховик от ударов и чрезмерного нагрева, поэтому не допускаются ни­какие виды сварки, так как при температуре свыше 200 °С магниты полностью теряют магнитные свой­ства. Нельзя заменять также латунные винты крепле­ния башмаков стальными.
С октября 1972 г. моторы «Вихрь-М», а затем и моторы «Вихрь-30», комплектуются более современ­ной и надежной системой зажигания с магдино МВ-1, которая конструктивно значительно отличается от си­стемы с магдино МГ-101. На Основании магдино МВ-1 установлены два стальных сердечника, два пре­рывателя и два конденсатора емкостью по 0,3 мкФ, На одном сердечнике расположены две катушки си­стемы зажигания. Каждая катушка имеет 360 ±5 витков провода ПЭВ-2 00,57 мм. На другом сер­дечнике установлены две катушки системы освещения (подзарядки аккумулятора), включенные параллель­но. На каждую катушку намотано 160 ±5 витков провода ПЭВ-2 00,86 мм. Катушки освещения выра­батывают ток напряжением 12 В при мощности 30 Вт.

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Рис. 37. Крепление кулачка (вид со стороны магнитов) на маховиках 2.119-000 и 4.119-000 для магнето МГ-101 (а); на маховике 4.119-700 для магдино МВ-1 (б).
1 — положение отверстия для крепления кулачка на маховике дви­гателя «Вихрь» с опережением зажигания 7,87 мм до BMT (38°);
2 — положение отверстия для крепления кулачка на маховике двигателя «Вихрь-М» и «Вихрь-30» с опережением зажигания

Эта система зажигания комплектуется высоко­вольтными трансформаторами типа ТЛМ. Эти транс­форматоры полностью залиты капроном, что делает их недоступными для попадания влаги и, естественно, более надежными в эксплуатации. Поскольку габа­риты трансформаторов ТЛМ отличаются от ИЖ 56сб39, они крепятся на двигатель с помощью крон­штейна 4.174-001 (рис. 38), который также крепится на шпильках, ввернутых спереди в среднюю часть картера моторов с ручным запуском и сбоку на блоке цилиндров у моторов с электрозапуском, в комплект кронштейна 4.174-001 входит также кре­пеж — четыре болта 3003А6-24-15 с гайками 3315АС, плоские и пружинные шайбы.
От катушек систем зажигания и электроснабже­ния из основания магдино МВ-1 (рис. 39) выводятся четыре проводника, которые закрепляются в пере­ходном клеммиике, установленном на кронштейне вы­соковольтных трансформаторов. Одна пара проводов (одноцветные желтые, оранжевые или коричневые) соединена с генераторными катушками и подсоеди­няется снизу к двум средним клеммам клеммника. Вторая пара разноцветных проводов подсоединяется сверху к двум крайним клеммам. При этом провод белого или серого цвета крепится к правой клемме, к которой прикреплен и провод первичной обмотки трансформатора верхнего цилиндра, а провод черного или фиолетового цвета — к левой клемме, соединен­ной с трансформатором нижнего цилиндра. С этими клеммами соединена кнопка «стоп» мотора, уста­новленная на поддоне. К средним клеммам можно подсоединять провода электропитания лодки.
В отличие от трансформаторов ИЖ56 сб39 транс­форматор ТЛМ специального вывода провода «мас­са» не имеет — соединение с сердечником осуще­ствлено внутри трансформатора и поэтому электри­ческий контакт с «массой» обеспечивается только тогда, когда крепежные болты трансформатора плот­но затянуты. Это нужно учитывать при определении неисправности в системе зажигания.
Система комплектуется маховиком 4.119-700 с че­тырьмя постоянными магнитами, расположенными по окружности через 90°. Отличительная особенность маховиков — удлиненные полюсные башмаки на по­стоянных магнитах. Для моторов, имеющих запуск от электростартера, маховик с зубчатым венцом имеет номер 3.119-701.
Зазор в прерывателях магдиио МВ-1 регулируется через окно в диске маховика, расположенное рядом с пазом для шнура аварийного запуска.

Схема подключения лодочного мотора вихрьРис. 38 Кронштейн 4.174 — 001 для крепления трансформаторов ТЛМ (а) и 4.003-001 для трансформатора ЦШ5.720-001-01 (б) Схема подключения лодочного мотора вихрьРис. 39. Общая схема магдиио МВ-1.
1— катушки литания зажигания; 2 — конденсаторы; 3 — прерыватели; 4— кулачок; 5 — генераторные катушки; 6 —клеммник; 7 — высоковольт­ные трансформаторы ТЛМ; « — электрическая нагрузка; 9— кнопка «Стоп»; 10 — запальные свечи Схема подключения лодочного мотора вихрьРис. 40. Маховик электронной системы зажигания

С 1982 года моторы «Вихрь» всех моделей ком­плектуются электронной бесконтактной системой за­жигания МБ-2. В наименование каждой модели мотора добавлено слово «электрон». Электронная система зажигания состоит из: основания маг­диио МБ-2, двух высоковольтных трансформаторов ЦШ5.720-001-01, маховика с измененными полюсными башмаками и двух свечей зажигания.
Маховик имеет новый номер 4.121-000, а для мо­торов, оборудованных системой электрозапуска, — 4.121-000-01. Эти маховики имеют характерную форму полюсных башмаков (рис. 40). Электронное магдиио имеет тиристорную схему с накоплением энергии в конденсаторе (рис. 41). На основании маг­диио установлены две генераторные катушки для питания бортовой сети освещения судна или подза­рядки аккумулятора, две катушки, вырабатывающие энергию для искрообразования, и электронный блок с датчиком.
При вращении маховика выступы полюсных баш­маков, проходя мимо датчика, вызывают разряд на­копительного конденсатора через высоковольтные трансформаторы, повышающие выходное напряжение до 12—30 тыс. вольт, которое подается на свечи зажигания.
Из основания магдино выведены пары проводов. Провода от катушек освещения — белого цвета; про­вода к трансформаторам — синего цвета для нижнего цилиндра, зеленого для верхнего; провода к кнопке «стоп»— красного или черного цвета (рис. 42).

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Рис. 41. Принципиальная схе­ма электронного зажигания с магдиио МБ-2.
Данные схемы: L1 — катушка за­жигания. 2000 ± 50 dhtkob ПЭТВ-2 0 0,1 мм; L2 — катушка зажига­ния. 8000 витков ПЭТВ-2
0 0.1мм; L3 — катушка 4070 ±30 витков ПЭТВ-2 0 0.08 мм; L4 — катушка освещения 160 ±5 витков ПЭТВ-2 0 0.85; V1-V5- диоды Д218; V6—V7 — тиристор КАУ202 (Л, М или Н); R1 — резистор МЛТ-0,25, 47 Ом ±5%; С/ — К73-17, 400 В 1 мкФ ± 10% Подключение концов проводов: Hi — к высоковольтному трансфор­матору верхнего цилиндра; Н2— к высоковольтному трансформатору нижнего цилиндра; НЗ — к кнопке «стоп»; Н4, И5 — к бортовой сети освещения

В результате постоянно ведущейся работы по улучшению качества и надежности мотора «Вихрь» и комплектующих их агрегатов в конце 1983 г. электронное магдино МБ-2 было модернизировано. В результате переработки схемы улучшились пара­метры ЭСЗ: понижены начальные обороты искро­образования, увеличена надежность конденсатора, датчика и т. д. Отличить модернизированное магдино очень просто: оно имеет пять выводов проводов вместо шести на ранее выпускавшихся. На кнопку «стоп» задействован один провод (красный, черный), а второй провод от кнопки «стоп» соединяется с «массой» при помощи провода-перемычки.
В связи с отсутствием механических контактов электронное магдино не подвержено износу и не тре­бует обслуживания и регулировок. Электронный блок выполнен на бескорпусных элементах, защищен ком­паундом и поэтому герметичен, но разборке и ремон­ту не подлежит. Поэтому относиться к электронному магдино следует аккуратно, не перекручивать выхо­дящие провода, не бросать и быть особенно внима­тельным при эксплуатации системы, имеющей акку­муляторную батарею. Следует помнить, что замыка­ние проводов, ведущих к трансформаторам, на плюс (+) аккумуляторной батареи, приводит к выходу из строя магдино. Поэтому до начала ремонтных работ следует отключить аккумуляторную батарею.
В случае отсутствия или ослабления искры сле­дует проверить целостность проводов и отсутствие замыкания или загрязнения кнопки «стоп».

Читайте также: Мотор печки уаз 3303

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Рис. 42. Принципиальная монтажная схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-ЗОР электрон» (а) и «Вихрь-30 электрон» с электрозапуском (б).
1 — магнето МБ-2; 2 — блок ВБГ-ЗА; 3 — высоковольтные трансформаторы; 4 — кнопка «стоп» на поддоне; 5 — электролампа; 6 — шестой вывод магнето выпускало 1984 г.; 7 — стартер СТ-369; 8 — аккумуляторная батарея, 9— кнопка «стоп» на пульте; 10 — кнопка «пуск».

Несколько замечаний о взаимозаменяемости раз­личных систем зажиганий. Если необходимо заменить на «Вихре» магнето МГ-101 или МГ-101Л на МВ-1, то нужно учитывать, что система зажигания с МВ-1 разработана для моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30».
Кулачок на маховике обеспечивает максимальный угол опережения зажигания 30° (5,02 мм до ВМТ). Поэтому устанавливая магдино МВ-1 на мотор «Вихрь», необходимо обеспечить больший угол опе­режения (38°), сместив отверстия в рычаге поворота основания магдино на 8° против направления вра­щения маховика или сместив кулачок маховика. Можно также укоротить рычаг поворота магдино на 8 мм на приводе воздушной заслонки (2.126-000).
Системы зажигания МВ-1 и МБ-2 комплектно взаимозаменяемые для моделей «Вихрь-М», «Вихрь- ЗОР», «Вихрь-30». На моторы «электрон» можно устанавливать контактную систему МВ-1 и наоборот систему МВ-1 можно заменять электронной систе­мой МБ-2.
Посадочные места магдино всех систем на картере всех моделей моторов «Вихрь» и их крепление оди­наковы.
Основные детали магдино МВ-1 унифицированы с магдино МН-1, применявшихся на подвеспых мото­рах «Нептун» всех моделей, «Привет-22» и «Прибой».
Прерывательные механизмы, конденсаторы от магдино МН-1 перечисленных моторов можно при­менять для магдино МВ-1.
Катушки зажигания ИЖ56 сб39 и трансформа­торы ЦШ5.720-001-01 можно заменять трансформато­рами ТЛМ. Обратная замена недопустима, так как напряжение в первичной обмотке трансформатора ЦШ5.720-001-01 в электронной системе зажигания более высокое, чем в системе МВ-1, поэтому эти трансформаторы в контактной системе не обеспечат достаточного напряжения на электродах свечей за­жигания.
Трансформаторы ЦШ5.720-001-01 крепятся на дви­гателе при помощи кронштейна 4.003-001 (см. рис. 38).
Важным элементом системы зажигания является запальная свеча. Она ввернута в резьбовое отверстие головки цилиндров, образующей камеру сгорания, и поэтому испытывает большие тепловые, механические и химические воздействия во время ра­бочих процессов, происходящих в камере сгорания двигателя. Так, давление продуктов сгорания до­стигает 30 кгс/см2, температура 800 °С. С другой стороны, свеча служит элементом высоковольтной цепи магнето и испытывает импульсные напряжения большой амплитуды. Особенно неблагоприятны усло­вия работы свечи на двухтактном двигателе с совме­щенной системой смазки — масло, оседающее на электродах свечи, создает изолирующие пленки, а сгорая на изоляторе, постепенно образует токопроводящие покрытия.
Для нормального и бесперебойного воспламенения рабочей смеси свеча к каждому моменту смесебра­зования должна восстановить свои рабочие свойства: пленка масла, попавшего на изолятор, должна сго­реть, нагревшиеся при рабочем цикле электроды должны охладиться. Так как различные двигатели могут иметь различную степень форсировки, т. е. раз­личную тепловую напряженность, то и свечи для них должны иметь различные тепловые параметры. Теп­ловые параметры свечи наиболее полно характери­зуются так называемым калильным числом, которое определяется для свечей данного типа на специальной установке. В зависимости от калильного числа свечи условно делятся на «горячие» и «хо­лодные»— чем выше значение калильного числа, тем свеча более «холодная».
Калильные числа запальных свечей для транс­портных двигателей лежат в пределах 100 — 300. Зна­чение числа на свечах отечественного производства не проставляют. Калильное число в большой степени зависит от длины юбочки изоляторов центрального электрода. Поэтому на отечественных свечах про­ставляют длину юбочки изолятора в миллиметрах, причем чем изолятор короче, тем свеча более холод­ная и наоборот. Например, свеча А14У (А — диаметр резьбы ввертной части, 14 — длина юбочки изолятора в мм, У — материал изолятора — уралит) горячее свечи А6У — калильные числа равны 145 и 240 соот­ветственно. Разработанными специально для моторов «Вихрь» являются свечи СИ-12, СИ-12Р и СИ-12РТ. Свечи СИ-12 и СИ-12Р, выпускавшиеся до октября 1974 г., имели калильное число 160. Свеча СИ-12Р огличается от СИ-12 плавным переходом юбочки изолятора к корпусу, что повышает ее надежность.
Выпускаемые в настоящее время свечи СИ-12РТ имеют калильное число 190—200. Эти свечи надежны и долговечны за счет применения более жаростойкого материала для центрального электрода. С начала 1975 г. в связи с введением нового ГОСТа на запаль­ные свечи изменен размер наружного шестигранника «под ключ» (с 22 на 20,8 мм), и свечи СИ-12РТ выпускаются с измененным шестигранником (первые партии этих свечей имели маркировку СИ-12РТШ, сейчас букву «Ш» не проставляют).
Для моторов «Вихрь» и особенно «Вихрь-М» и «Вихрь-30» лучше использовать указанные свечи последнего выпуска. Это не означает, что нельзя применять другие свечи зажигания. Полноценной за­меной свечей СИ-12, СИ-12Р и СИ-12РТ являются свечи «ПАЛ-Супер-7» и «Супер-8» производства ЧССР, применяемые на мотоциклах «Ява». Можно подобрать по калильному числу свечи отечественного производства, но при установке на мотор надо вна­чале тщательно проверить их работу на различных режимах двигателя по цвету юбочки изолятора и состоянию электродов (см. стр. 104).
Подвесные моторы «Вихрь-30» выпускаются не только с ручным запуском, но и с электростартером. Стартер СТ-369 представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи емкостью не менее 45 а-ч (рис. 43). Стартер состоит из корпуса 11, на котором крепятся полюса с катуш­ками возбуждения 13, крышки со стороны привода 9, крышки со стороны коллектора 15 в сборе со щетко­держателем, якоря 12 с коллектором торцевого типа 14, привода 10 и электромагнитного тягового реле 5. Крышка со стороны коллектора имеет два гнезда, в которых находятся неизолированные щетки, соеди­ненные с массой крышки. В двух гнездах пластмас­сового щеткодержателя находятся изолированные щетки, соединенные с обмоткой возбуждения.
В подвесном моторе с электрозапуском схема электропитания дополнена выпрямителем для подза­рядки аккумуляторной батареи, аккумуляторной ба­тареей 6СТ-42 и электростартером (см. рис. 42,6).
Кроме СТ-369 на моторы устанавливались электро­стартеры других типов: CTJI-100TB, СТ-353. Схема подключения стартера CTJ1-100TB, имеющего в от­личие от двух других отдельный контактор ДКД-501, несколько отлична. Схема питания стартеров однопроводная, вторым проводом служит масса мотора.

Схема подключения лодочного мотора вихрь

Рис. 43. Стартер СТ-369.
1 — контакты; 2, 7 — возвратные пружины; 3 — подвижный кон­такт; 4 — шток; 5 — тяговое реле; 6 — якорь реле; 8 — рычаг; 9 —• крышка со стороны привода; 10 — привод; 11— корпус; 12 — якорь; 13 — полюса с катушками возбуждения; 14 — коллектор торцевого типа; 15 — крышка со стороны коллектора.

Электростартеры крепятся к двум передним кон­солям верхней крышки картера, служащим для уста­новки ручного стартера, при помощи специального кронштейна. Высоковольтные трансформаторы крепят в этом варианте к шпилькам, ввернутым в блок ци­линдров справа (если смотреть на двигатель спереди).
При запуске мотора бортовая система электропи­тания должна быть отключена — иначе запуск ухуд­шится. Включать потребители электроэнергии реко­мендуется при достижении мотором устойчивой сред­ней частоты вращения. Если бортовая система не обо­рудована аккумулятором или он отключен, включать нужно сразу все потребители или один, потребляю­щий не менее 2/3 мощности генератора. В противном случае из-за перенапряжения потребители (мало­мощные лампочки отличительных огней, подсветки и т. п.) могут выйти из строя.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔥 Видео

    ⚡ 💡 Электричество в лодке от подвесного мотораСкачать

    ⚡ 💡 Электричество в лодке от подвесного  мотора

    Гибрид Вихрь. Вихрид. Двигатель с вертикальным валом Loncin LC1P92F-1. Часть 2 Инструкция по сборкеСкачать

    Гибрид Вихрь. Вихрид. Двигатель с вертикальным валом Loncin LC1P92F-1. Часть 2 Инструкция по сборке

    Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать

    Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назад

    Вихрь 30 "Солёный". Установка микропроцессорного зажигание на основание МБ2 ч. 1Скачать

    Вихрь 30 "Солёный". Установка микропроцессорного зажигание на основание МБ2 ч. 1

    Лодочный мотор Вихрь 30//Запуск//Ответ на комментарии.Скачать

    Лодочный мотор Вихрь 30//Запуск//Ответ на комментарии.

    электронное зажигание для лодочных моторовСкачать

    электронное зажигание для лодочных моторов

    Электронное зажигание на Вихрь своими руками.Скачать

    Электронное зажигание на Вихрь своими руками.

    Электронное зажигание Вихрь, Нептун, Привет, ПрибойСкачать

    Электронное зажигание Вихрь, Нептун, Привет, Прибой

    Электронное зажигание для контактного ВихряСкачать

    Электронное зажигание для контактного Вихря

    Электричество в лодке. часть-1Скачать

    Электричество в лодке. часть-1

    Блок выпрямитель Вихрь ВБГ-3АСкачать

    Блок выпрямитель Вихрь ВБГ-3А

    Лодочный мотор Вихрь 30 и дистанционное управление.Скачать

    Лодочный мотор Вихрь 30 и дистанционное управление.

    Бюджетное ЭСЗ на Вихрь своими силами.Скачать

    Бюджетное ЭСЗ на Вихрь своими силами.

    Зажигание МБ-22, МБ-23 для моторов Вихрь и Нептун на современных компонентахСкачать

    Зажигание МБ-22, МБ-23 для моторов Вихрь и Нептун на современных компонентах

    Реле напряжения для лодочного мотора и схемаСкачать

    Реле напряжения для лодочного мотора и схема

    Электронное зажигание на лодочный мотор вихрьСкачать

    Электронное зажигание на  лодочный мотор вихрь

    сборка редуктора Вихря 30 часть II,продолжение смотреть надежная схема мотора Вихрь ВНИМАТЕЛЬНОСкачать

    сборка редуктора Вихря 30 часть II,продолжение смотреть надежная схема мотора Вихрь ВНИМАТЕЛЬНО

    зажигание на Вихрь "надёжная схема"Скачать

    зажигание на Вихрь "надёжная схема"
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток