Схема работы карданного вала

Схема работы карданного вала

Карданные валы и карданные передачи предназначены для передачи крутящего момента от источника механической и другой энергии к потребителю, как на стационарных установках, так и на подвижных средствах.

Крутящий момент возможно передавать под различными углами, причем, взаимное положение источника и потребителя может меняться в процессе работы на стационарных установках и в процессе движения транспортных средств.

Видео:Устройство карданной передачи автомобиляСкачать

Устройство карданной передачи автомобиля

Основные требования, предъявляемые к карданным валам и передачам:

  1. Передача крутящего момента от источника к потребителю без создания дополнительных нагрузок.
  2. Передача крутящего момента с обеспечением равенства угловых скоростей между источником и потребителем независимо от изменения угла между ними.
  3. Бесшумность.

Видео:Работа карданного вала. Work propeller shaft.Скачать

Работа карданного вала. Work propeller shaft.

Основные области применения карданных передач

  1. Для автомобильного транспорта
  2. легковые заднеприводные и полноприводные автомобили
  3. коммерческий транспорт (автобусы, микроавтобусы, малотоннажные грузовики)
  4. грузовой транспорт с большой грузоподъемностью (фуры, самосвалы)
  5. спецтехника (снегоуборочные машины, трактора, автокраны, погрузчики)
  6. квадроциклы

Конструктивное отличие понятия «карданный вал» от понятия «карданная передача» заключается в том, что в устройстве карданного вала существуют две точки опоры (без промежуточной опоры), а схема карданной передачи может быть трехопорной (с одним подвесным подшипником в центре), четырехопорной (с двумя подвесными подшипниками), то есть карданная передача состоит из нескольких карданных валов.

Одной из разновидностей карданных валов является рулевой карданный вал. Рулевой вал передает крутящий момент от рулевого колеса через систему тяг и рычагов на колеса автомобиля. Данные валы ремонтопригодны, но балансировка для них не требуется, так как их скорость вращения минимальна.

Схема работы карданного вала

Видео:Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)Скачать

Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)

Устройство и схема карданного вала

Основные элементы карданного вала:

  • труба карданная
  • шарнирный узел (передает крутящий момент с изменяющимся углом), который состоит из:
      • вилка приварная
      • крестовина
      • фланец-вилка
      • шлицевое соединение (передает крутящий момент с изменением длины)

      Для карданной передачи к вышеуказанным элементам добавляется:

      • комплект под подвесной подшипник
      • подвесной подшипник

      Видео:Принцип работы двойной шарнирной карданной передачиСкачать

      Принцип работы двойной шарнирной карданной передачи

      Устройство карданной передачи автомобиля

      Особенность конструкции автомобиля заключается в том, что основные составные узлы, которые приводят его в движение – имеют раздельное расположение, и передача крутящего момента от силовой установки до ведущих колес осуществляется посредством приводных валов.

      Количество, длина и устройство этих валов напрямую зависят от конструктивных особенностей и компоновки авто. Валы не только обеспечивают передачу вращения. Конструктивно разместить соосно связываемые приводом узлы невозможно, поэтому валы привода компенсируют угловые несоответствия положений составляющих частей. И осуществляется это благодаря наличию карданного шарнира в устройстве вала. Он позволяет передавать вращение между несколькими частями вала, располагаемыми под углом между собой.

      На автотранспорте применяется несколько видов этих шарниров:

      1. Равных угловых скоростей
      2. Неравных
      3. Упругий полукарданный

      Схема работы карданного вала

      Первый вариант – ШРУСы, используются только на машинах с передачей вращения на передние колеса.

      Читайте также: Замена вертикального вала переднего моста мтз 82

      Что касается заднеприводных и полноприводных моделей, то в их конструкции могут устанавливаться одновременно все перечисленные виды. К примеру, на обычных автомобилях с приводом на заднюю ось устанавливается один шарнир неравных угловых скоростей, и один – полукарданный. А вот на кроссоверах со всеми приводными колесами и с поперечным положением мотора есть все виды шарниров – на передке используются ШРУСы, а сзади – два других вида.

      Видео:Что такое карданная передача? Принцип работы, строение и основные неисправностиСкачать

      Что такое карданная передача? Принцип работы, строение и основные неисправности

      Карданная передача

      Валы с узлами неравных угловых скоростей имеют обозначение «карданная передача» (или просто – кардан). Как уже отмечено, устанавливается она на машинах с задним и полным приводом. Также она используется не только в конструкции трансмиссии авто. Ее устанавливают и в рулевом управлении, но задачи у нее там несколько иные, хотя устройство карданной передачи идентично.

      В рулевом механизме зачастую вполне возможно разместить валы соосно. Шарнир в устройстве вала рулевой колонки нужен для того, чтобы он мог «ломаться», что значительно снижает вероятность нанесения травм водителю при фронтальном столкновении. В общем, использование шарнира сделало рулевую колонку травмобезопасной.

      Конструктивное исполнение авто и иной техники сказывается на количестве используемых карданных передач. В целом валы с карданами могут располагаться между:

      • Силовой установкой и коробкой передач;
      • КПП и раздаточной коробкой;
      • КПП и главной передачей заднего моста;
      • Раздаткой и главными передачами мостов (переднего, заднего, промежуточного).

      Схема работы карданного вала

      Расположение карданных передач на примере трансмиссии Xdrive

      Комбинация может быть самой разной. Также в некоторых случаях, когда необходимо передать вращение на большее расстояние, передача может состоять из двух валов с шарнирами, и промежуточной опоры.

      Видео:Карданный вал - что это такое, проблемы, балансировкаСкачать

      Карданный вал - что это такое, проблемы, балансировка

      Конструкция

      Карданный шарнир является самой важной частью вала. В целом, устройство карданной передачи включает в себя:

      • вал и ось узла;
      • две вилки, размещенные на концах вала и оси;
      • крестовина;
      • подшипники (игольчатые);
      • сальники;
      • фиксирующие элементы.

      Схема работы карданного вала

      Устройство карданного вала

      Вилки располагаются под углом 90 град между собой. Одна из них располагается на валу, а вторая – на оси, которая передает или принимает крутящий момент. С этими осями вилки соединяются при помощи фланцев.

      В вилках проделаны проушины, в которые устанавливается крестовина с подшипниками. Фиксирующие элементы предотвращают самовольное разъединение составных частей. В общем, конструкция достаточно проста, что обеспечивает надежность шарнира.

      Приводные валы обеспечивают передачу при несоосном положении узлов, но при этом во время движения расстояние между составными элементами, соединенными приводом, может меняться. И этот фактор также предусматривается конструкцией привода. Для этого сам карданный вал изготовлен в виде пустотелой трубы, соединенной с валом вилки при помощи шлицевого соединения.

      Схема работы карданного вала

      Устройство игольчатого подшипника крестовины

      Обычно карданная передача является необслуживаемой. Для снижения трения в подшипники на стадии изготовления закладывается смазка, вытеканию которой препятствуют имеющиеся сальники. Но также есть и обслуживаемые шарниры. Их особенность заключается в том, что в крестовине проделаны специальные каналы и установлена пресс-масленка. При обслуживании привода смазка пополняется при помощи технического шприца.

      Читайте также: Холодильник бош не запускается один из компрессоров

      Видео:Работа карданного вала 00 20Скачать

      Работа карданного вала  00 20

      Особенности функционирования

      Главная особенность, которая является и недостатком этого шарнира, — неравномерная циклическая передача вращения. То есть, из-за имеющегося угла между валами ведомая часть привода переменно то обгоняет, то отстает от ведущей. Из-за этой особенности шарнир и называется «неравных угловых скоростей». Поэтому в переднем приводе валы с таким устройством не используются.

      Особенность принципа работы карданной передачи учитывается конструкцией. Чтобы частично компенсировать неравномерную передачу, в устройстве привода используется одновременно два и больше шарнира. Также на легковых авто нередко можно встретить и полукарданный упругий элемент.

      Чтобы имеющиеся карданы компенсировали цикличную неравномерную передачу, их еще необходимо правильно разместить относительно друг друга. Для этого шарниры располагают синхронно, а не со смещением между собой. То есть, внутренние вилки, установленные на трубчатом валу, и внешние, соединяемые фланцами с осями узлов, установлены в одной плоскости.

      Полукарданный упругий элемент конструктивно очень схож с шарниром неравных угловых скоростей. У него также имеются две вилки, но соединены в единую конструкцию они при помощи эластичной (резиновой) вставки. Бывают конструкции и с фланцевым соединением.

      Несмотря на свой недостаток, карданы достаточно широко используются. И способствует этому высокая надежность шарнира и неприхотливость к условиям работы. Это позволяет карданную передачу оставлять открытой, без каких-либо защитных элементов.

      Схема работы карданного вала

      В целом, карданная передача может отработать очень длительный срок без какого-либо обслуживания. Выход из строя шарнира может вызвать только попадание внутрь подшипников загрязняющих веществ из-за поврежденных сальников. И то, к поломке это сразу не приведет. Кардан станет негодным для использования только при значительном износе игольчатых тел качения подшипников. Сам шарнир является неремонтируемым и при износе он просто заменяется.

      Видео:Как работает кардан?Скачать

      Как работает кардан?

      Кардан в автомобиле

      Не все знают, что такое кардан в конструкции автомобиля. Кардан, он же карданный вал — это звено в цепи передачи крутящего момента от коробки переключения скоростей к редуктору моста.

      Конструкцию кардана не меняют десятки лет, потому как это наиболее простая и надежная конструкция. Любой автомобиль с полным приводом имеет кардан.

      Видео:Процесс восстановления карданного валаСкачать

      Процесс восстановления карданного вала

      Конструкция и принцип работы кардана

      Кардан может быть односекционным, двух, трех и более. Габаритные размеры карданного вала, естественно, тоже разные, для одних марок и моделей авто они очень маленькие, для других огромные.

      Карданный вал состоит из:

      • вал;
      • две крестовины;
      • скользящая вилка;
      • резиновые уплотнения;
      • фланец;
      • подвесной подшипник;
      • могут быть добавлены некоторые элементы, в зависимости от вида кардана.

      Если кардан односекционный, то он состоит из одной центральной части и сопряженных с ней деталей.

      Читайте также: Назовите основное преимущество карданного вала

      Схема работы карданного вала

      Функционирует кардан за счет шарнирных механизмов, соединения крестовины с ведомой и ведущей вилкой.

      Крестовина

      Схема работы карданного вала

      Крестовина обеспечивает вращение сопряженных деталей с изменяющимся углом относительно друг друга. При угле вращения от 0 до 20 градусов достигается наивысший КПД. Если этот угол больше, то карданный вал начинает вибрировать, а крестовина изнашиваться.

      Раздвижное шлицевое соединение

      Это соединение обеспечивает работоспособность и устойчивость во время движения по неровным дорогам. Так как коробка передач (КПП) или раздаточная коробка жестко сидят в кузове автомобиля, а редуктор моста сидит на подвеске машины, то расстояния между ними изменяются. Поэтому карданный вал, который соединяет коробку и редуктор, должен изменяться в длине. Это обеспечивается за счет шлицев и пазов.

      Подвесной подшипник

      Подвесной подшипника карданного вала — это опора составного вала, который держит его, но дает вращаться. Крепления подшипника крепятся к кузову автомобиля. Сколько секций содержится в карданном вале, столько и подвесных подшипников должно быть.

      Видео:Назначение, устройство и работа карданной передачиСкачать

      Назначение, устройство и работа карданной передачи

      Неполадки, поломки кардана

      Схема работы карданного вала

      Не часто, но встречается, что карданный вал стучит. Такие стуки могут возникать во время резкого старта, при переключении скоростей.

      Причины появления шума:

      1. Ослабли болты крепления фланцев и соединительной муфты коробки передач.
      2. Увеличенный зазор в раздвижном шлицевом соединении.
      3. Большой зазор в подшипниках крестовины.

      Причины вибрации карданного вала при движении:

      • вал деформировался;
      • кардан установлен не по меткам;
      • валы разбалансированы;
      • изношена втулка фланца промежуточной муфты или кольца центрирующего вторичного вала коробки передач;
      • подвесной подшипник имеет увеличенный зазор;
      • ослабли болтовые соединения поперечной опоры;
      • большой зазор в игольчатых подшипниках крестовинах;
      • ослабли крепления соединения вилки;
      • отсутствие смазки в шлицах вала.

      Схема работы карданного вала

      Почему вытекает смазка

      Соединения, имеющие смазку, уплотнения, часто разгерметизируются и происходит вытекание смазывающего вещества (Литол-24 и т.д.).

      1. Изношен сальник шлицевого соединения.
      2. Изношен сальник подшипников крестовин.

      Если слышен хруст в области карданного вала, то рекомендуется доехать до ближайшего сервиса и провести диагностику, или проделать это своими руками.

      Как устранить причины неполадок кардана:

      1. Постучать по резьбовым соединениям, проверить, если ослабли, сделать протяжку.
      2. Если большой люфт в шлицевом соединении, то вал надо разобрать, посмотреть, скорее всего его придется менять.
      3. При большой зазоре крестовины, ее заменить.
      4. Деформированные детали карданного вала заменить или заменить в сборе.
      5. Если карданный вал был установлен не по меткам, разобрать, установить по меткам.
      6. Если есть биение вала, надо проверить его на изогнутость. Снять, покрутить. Конечно, для этого нужен специальный стенд, который покажет, согнулся вал или нет, но и на глаз видно бывает, вал ровный или нет.
      7. Заменить сальники, если течет смазка.

      Видео:ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ карданного вала. Принцип работы и разновидностиСкачать

      ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ карданного вала. Принцип работы и разновидности

      Видео

      Принцип работы карданного вала автомобиля.

      Как заменить крестовину на ВАЗ 2101-2107.

      Подвесной подшипник и крестовина. Замена.

      • Свежие записи
        • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
        • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
        • Какие моторы бывают у стиральных машин
        • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
        • Как снять стопорную шайбу с вала
        • Правообладателям
        • Политика конфиденциальности

        Механика © 2023
        Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер


        📽️ Видео

        Кардан. Принцип работыСкачать

        Кардан. Принцип работы

        Принцип работы карданной передачи. Карданный валСкачать

        Принцип работы карданной передачи. Карданный вал

        Дефектовка карданного вала. Просто об основных нюансах.Скачать

        Дефектовка карданного вала. Просто об основных нюансах.

        Что такое карданный валСкачать

        Что такое карданный вал

        Крестовины карданного валаСкачать

        Крестовины карданного вала

        Карданный валСкачать

        Карданный вал

        Детали машин. Карданный вал.Скачать

        Детали машин. Карданный вал.

        Работа карданного вала ГАЗельСкачать

        Работа карданного вала  ГАЗель

        Вибрация карданного вала которая связанна с подвесным.Скачать

        Вибрация карданного вала которая связанна с подвесным.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток