Почти каждый автовладелец хоть раз в жизни интересовался серьёзными внедорожниками и военными вездеходами, проходимость которых вошла в легенды. В числе их принципиальных отличий от обычных машин – редукторный мост. Для понимания конструкции внедорожников нужно разобраться, бортовой редуктор – это что такое и для чего предназначен.
- Что такое бортовой редуктор
- Принцип работы редукторного моста
- Устройство бортового редуктора
- Заключение
- Бортовые редукторы
- Устройство бортового редуктора и его функции
- Устройство бортового редуктора
- Назначение и конструкция редуктора
- Принцип работы
- Разновидности планетарных редукторов
- Характеристики основных разновидностей этого устройства
- Цилиндрические
- Конические
- Волновые
- Достоинства планетарных редукторов
- Советы по подбору планетарного редуктора
- Делаем планетарный редуктор своими руками
- Бортовые редукторы
- Бортовой редуктор МТЗ-82: Устройство, обслуживание, советы
- Редуктор и его устройство
- Советы по эксплуатации
- Обслуживание колесного редуктора
- Вопрос №1. Назначение, характеристика, устройство и работа коробок передач и бортовых редукторов
- Бортовой редуктор моста ведущих колёс комбайна «Дон»
- Бортовой редуктор
- Планетарный редуктор: описание,преимущества,характеристики,принцип работы
- Преимущества планетарных устройств
- Описание и принцип работы:
- Основные характеристики редукторов
- Классификация планетарных редукторов:
- Устройство планетарного редуктора
- Планетарные редукторы в машиностроении
- Ремонт редуктора своими руками
- Советы по подбору планетарного редуктора
- 📽️ Видео
Видео:Устройство военного моста-бортового редуктора.Скачать
Что такое бортовой редуктор
Бортовой редуктор — это деталь, за счёт которой ось вращения колеса может опускаться ниже оси привода, что позволяет увеличить дорожный просвет, не меняя размер колёс. Эта деталь передаёт крутящий момент на колесо или гусеничную цепь и влияет на плавность хода машины, угол поворота и многое другое. На автомобиль, оснащённый бортовым редуктором, можно установить централизованную систему подкачки шин.
Конструкция:
- корончатая шестерня;
- солнечная шестерня;
- водило;
- вспомогательные шестерни.
Как правило, таким устройством оснащаются колёсная и гусеничная спецтехника и серьезные внедорожники, в первую очередь армейские машины. После установки дорожный просвет увеличивается в среднем на 12 см, колея становится шире на 18 см. Это существенно повышает проходимость, однако ограничивает скорость по трассе до 60–80 км/ч, так как на более скоростных режимах резко возрастает нагрузка на трансмиссию.
Одной из первых легковых машин в СССР, на которую устанавливали колёсный редуктор, стал ЛуАЗ 969 «Волынь» повышенной проходимости, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот компактный автомобиль был предназначен для сельских жителей и рассчитан на эксплуатацию по плохим дорогам. Так же редукторы устанавливают на внедорожники Нива (ВАЗ-2121 и LADA 4×4) и др.
Принцип работы редукторного моста
Корпус бортового редуктора вмещает шестерни, передающие вращение привода колесу или звёздочке гусеницы. Крутящий момент передаётся от ступицы шестерням, а оттуда – на новую, нижнюю ступицу, на которой крепится колесо. В результате колеса опускаются ниже штатных ступиц, а автомобиль поднимется на эту же высоту.
Редукторные или, как их ещё называют, военные мосты отличаются от обычных «гражданских» П-образной формой (мост как перекладина буквы, к обоим концам которой крепятся колеса). Крутящий момент распределяется между главной парой и редукторами, что позволяет уменьшить главную пару и сместить картер на 4 см. В целом редукторные мосты надежнее обычных, обеспечивают повышенную мощность и тягу разгона, но накладывают ограничения по скорости.
Устанавливаются такие мосты на УАЗ и другие армейские внедорожники. Также редуктор бортовой т 40 от УАЗа подходит к другим легковым автомобилям и широко используется для тюнинга.
Видео:Бортовой редуктор моста. Как устроен и как работает колесный планетарный редукторСкачать
Устройство бортового редуктора
Устройство бортового редуктора настолько простое, что его можно собрать своими руками. Основа механизма – шестеренка, которая надевается на шлицы стандартного привода. Вторая, ведомая шестерня приводит во вращение колесо. Для того чтобы направление вращения не поменялось, устанавливаются промежуточные (паразитные) шестерни.
Обычно ведомая шестерня имеет больше зубьев, чем ведущая. Это позволяет увеличить передаточное число и при желании оснастить автомобиль шинами большего диаметра.
По тому же принципу устроены тяжёлые тракторные редукторы типа Т 170 или грузовые, которыми оснащаются коммерческие автомобили КамАЗ или МАЗ. Единственное отличие состоит в том, что для гусеничных тракторов и другой техники крутящий момент передаётся не на ступицу колеса, а на звёздочку гусеницы.
Ремонт бортового редуктора при необходимости может быть выполнен собственными руками. В большинстве случаев для устранения шумов и вибраций достаточно заменить вспомогательные элементы: сальники, плавающие уплотнения, подшипники и пр.
Видео:Редуктор. Устройство. Конструкция. Виды и типы редукторовСкачать
Заключение
Бортовые редукторы пользуются большой популярностью у любителей тюнинга и самодельных машин. Если схема трансмиссии позволяет, устанавливают только редукторы, если нет – целиком меняют мосты. Некоторые фирмы специализируются на запчастях к внедорожникам и спортивным автомобилям, например, ВОиН 4х4 и другие. У сотрудников можно проконсультироваться, насколько выбранная деталь подойдёт к вашей машине и как изменит её эксплуатационные характеристики. Так же редукторы и мосты в сборе можно приобрести во всех крупных магазинах запчастей. Нужна ли вам деталь на Ниву или бортовой Т 130, каталог онлайн поможет найти и заказать в кратчайшие сроки.
Видео:Принцип планетарного поворота Американского трактора Челенджер 865Скачать
Бортовые редукторы
Видео:Устройство редуктора моста автомобиляСкачать
Устройство бортового редуктора и его функции
В конструкции трансмиссии бортовой редуктор бульдозера, грейдера или иной машины используется для передачи крутящего момента на ведущее колесо или звездочку гусеницы.
Безотказная работа механизма напрямую воздействует на плавность и слаженность передвижения машины, его маневренность (угол поворота) и другие рабочие параметры.
- Корпус,
- Передачи (цепные, червячные или зубчатые),
- Приводной фланец,
- Вал и уплотнение,
- Водило и упорные подшипники,
- Шестерни (звездочки).
Бортовой редуктор экскаватора как важный элемент силовой передаточной системы задает такие параметры, как передаваемая мощность, КПД, передаточное отношение. И даже качественные и износостойкие механизмы со временем подвергаются износу и поломкам. Несвоевременная замена масла в механизме, чрезмерные нагрузки или ослабление контактов приводят к снижению функциональности устройства. И чтобы сохранить полноценную работоспособность трансмиссии, стоит провести ремонт и замену компонента.
Видео:Работа и устройство бортовой передачи гусеничного экскаватора . Планетарный редуктор .Скачать
Устройство бортового редуктора
Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.
Двухступенчатый планетарный редуктор представляет собой конструкцию, составленную из шестеренок и других рабочих элементов, которые приводятся в движение посредством зубчатой передачи.
При этом двигаются они по принципу, который заложен в механике вращения планет – вокруг одного центра. По этой причине центральная шестерня именуется «солнечной», промежуточные — «сателлитами», а внешняя с внутренним зубчатым сцеплением — «коронной». Кроме этого, самый простой планетарный редуктор состоит из водила.
Оно предназначено для фиксации сателлитов относительно друг друга, чтобы они двигались вместе.
Для правильной работы устройства необходимо, чтобы одна из составляющих его частей была жестко закреплена на корпусе. В планетарном редукторе, который оснащен водилом, статической частью является именно оно.
Кроме этого, жестко закрепленным может быть коронная или солнечная шестеренки.
В случае если ни одна из частей этого устройства не закреплена, имеется возможность расщепления одного движения на несколько, либо слияние двух в одно.
При этом в сцепке с ведущим и ведомым валом может быть как коронная, так и солнечная шестерни, или сателлиты. Этот механизм может осуществлять повышение передаточного числа и снижение крутящего момента и на оборот.
За счет такой конструкции обеспечивается движение ведомого и ведущего валов в одном направлении.
Видео:МКСМ 800,UNC 060,LOCUST принцип работы бортового редуктора .Скачать
Назначение и конструкция редуктора
Служит редуктор для обеспечения понижения передачи и при этом повышения силы крутящего момента. Для обеспечения работы этого механизма вращающийся вал присоединяется к его ведомому элементу.
Это устройство в классическом исполнении состоит из червячных или зубчатых пар, центрирующих подшипников, различных уплотнений, сальников и т.д. Примером планетарного редуктора является шариковый подшипник. Корпус устройства сложен из двух элементов:
Смазка всех составных элементов этого устройства производится путем разбрызгивания масла, но в некоторых особенных устройствах это осуществляется при помощи масляного насоса в принудительном порядке.
Принцип работы
То, как будет функционировать этот агрегат зависит от кинематической схемы привода. Так подводку вращательного движения можно осуществлять к любому элементу этой системы, а снятие производить с какого-либо из оставшихся. Передаточное число зависит от того, согласно какой схемы организована подводка и съем вращательного движения.
Понимание того, как работает подобный редуктор, позволяет оценить сложность ремонта и восстановления.
Разновидности планетарных редукторов
В зависимости от количества ступеней, которые они имеют планетарные редукторы подразделяют на:
Одноступенчатые более простые и при этом компактнее, меньше по размерам в сравнении с многоступенчатыми, обеспечивают более широкие возможности по передаче крутящего момента, достижения разных передаточных чисел. Обладающие несколькими ступенями являются достаточно громоздкими механизмами, при этом диапазон передаточных чисел, которые ими могут быть обеспечены, существенно меньше.
В зависимости от сложности конструкции они могут быть:
Кроме этого, планетарные редукторы в зависимости от формы корпуса, используемых элементов и внутренней конструкции могут быть:
- коническими;
- волновыми;
- глобоидными;
- червячными;
- цилиндрическими.
Через них может передаваться движение между параллельными, пересекающимися и перекрещивающимися валами.
Характеристики основных разновидностей этого устройства
Цилиндрические
Самые распространенные. Коэффициент полезного действия этих устройств достигает 95%. Они могут обеспечивать передачу достаточно больших мощностей. Передача движения осуществляется между параллельными и соосными валами. Они могут оснащаться прямозубными, косозубными и шевронными зубчатыми колесами. Коэффициент передачи может колебаться в пределах от 1,5 до 600.
Конические
Такое название они носят потому, что в них используются шестеренки, которые имеют коническую форму. Это обеспечивает плавность сцепки и способность выдерживать достаточно большие нагрузки. Могу иметь одну, две и три ступени. Валы в этой разновидности редукторов могут располагаться как горизонтально, так и вертикально.
Волновые
Они представляют собой конструкцию с гибким промежуточным числом. Состоят они из генератора волн, эксцентрика или кулачка, который обеспечивает растяжение гибкого колеса до достижения его контакта с неподвижным. При этом гибкое колесо имеет наружные зубья, а неподвижное — внутренние.
К достоинствам такого типа редукторов относится:
- плавность хода;
- высокое передаточное число;
- возможность передачи движения через герметичные и сплошные стенки.
Они могут быть одно- и многоступенчатыми. Высокоскоростные оснащены подшипниками скольжения, а низкоскоростные — подшипниками качения.
Достоинства планетарных редукторов
- Небольшой вес;
- Широкий диапазон передаточных чисел;
- Относительная компактность;
- Собрать и починить такое устройство можно своими руками.
Советы по подбору планетарного редуктора
Главное в этом деле — правильно произвести расчет основных параметров нагрузки и существующих условий эксплуатации этого устройства.
Выбор производиться в зависимости от:
- типа передачи;
- максимально допустимых осевых и консольных нагрузок;
- типоразмера этого устройства;
- диапазона температур, в которых редуктор может использоваться длительный период и не терять при этом своих полезных качеств и свойств.
Делаем планетарный редуктор своими руками
Первым делом производится проектирование будущей конструкции в зависимости от конструктивных особенностей изделия и задач, которые планируется решать с его использованием. При этом производится расчет таких параметров как передаточное число, расположение валов, количество ступеней и т.д.
Далее производится определение межосевого расстояния. Этот показатель очень важен, так как указывает на способность передавать крутящий момент. Температура внутри устройства во время его работы не должна быть выше, чем 80 градусов по Цельсию.
При конструировании планетарного редуктора производится также расчет:
- числа передаточных ступеней;
- количества сателлитных шестеренок и зубьев на них;
- толщины шестеренок;
- размещения осей в будущем механизме.
Кроме этого, осуществляется подбор шестеренок, которые выполнены из подходящего материала, расчет сил, которые будут присутствовать при функционировании механизма и проверочный расчет.
Не имея специального оборудования и условий, изготовить составные части этого устройства в условиях домашней мастерской не получится. Планетарный редуктор можно собрать из подобранных частей, которые без труда можно приобрести в торговой сети или на разборке.
Сборка также является делом достаточно непростым, для достижения успеха в этом деле необходимо иметь практический опыт ремонта подобных механизмов, их сборки и разборки, обладать теоретическими познаниями в механике, прочими знаниями и навыками.
Читайте также: Редуктор сабельной пилы elitech
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Видео:Анимация работы бортового редуктора ДТ-75.Скачать
Бортовые редукторы
Что сделать проще и быстрее – лифт подвески или кузова? Оказывается, лифт трансмиссии! Установка бортовых редукторов одновременно и лифтует, и добавляет дорожного просвета даже без увеличения размера колес
Так что же такое бортовые редукторы, и зачем они нам нужны? Прежде всего это деталь, которая позволяет опустить ось вращения колеса ниже оси привода.
Это как если на ступицу вместо колеса надеть шестеренку, а под ней приделать еще одну ступицу, тоже с шестеренкой, и на нее уже надевать колесо.
Ступица, вращаясь, будет через шестеренки передавать вращение на новую, нижнюю, ступицу, а колеса как бы опустятся ниже относительно штатных ступиц, и автомобиль поднимется на высоту, равную расстоянию между старой и новой ступицами.
На конвейере таким устройством оснащаются только очень серьезные внедорожники, такие как армейские УАЗ и HMMWV (Hummer для военных, если кто не помнит), БТР и подобные очень специальные машины. Бортовой редуктор даёт возможность сразу сделать больше дорожный просвет, не увеличивая размер колёс.
Под крышкой бортового редуктора спрятаны четыре шестерни, передающие вращение привода колесу внедорожника
Устроены бортовые редукторы довольно просто. В них имеются шестеренка, которая надевается на шлицы стандартного привода, промежуточные шестерни и ведомая шестерня, приводящая во вращение колесо.
Паразитные шестерни нужны для того, чтобы колесо не поменяло направление вращения, иначе машина будет на передних передачах ехать назад и только на задней – вперед. Обычно разработчики делают ведомую шестерню еще и с большим количеством зубьев, чем ведущую.
Это позволяет увеличить передаточное число и безболезненно установить шины большего внешнего диаметра. Кроме того, бортовые редукторы предусматривают возможность установки централизованной системы изменения давления в шинах.
- Бортовой редуктор позволяет не только перенести ось вращения колеса ниже, но и увеличить передаточные числа, а также встроить подкачку шин
Рассмотрим тему редукторов на примере Land Rover Defender, одного из самых популярных в России объектов внедорожного тюнинга. Кстати, до сих пор бортовые редукторы для него можно было приобрести исключительно производства немецкой фирмы Tibus (см. № 7‘2012). Сейчас такие устройства стали делать и в России.
Главное отличие российских от сделанных в Германии в том, что вся начинка, а именно полуоси, ШРУСы, тормозные диски, остается штатной, и в случае необходимости замены вопросов не возникает. Кроме того, есть и заметная разница в конструкции.
Немецкая продукция изготавливается из двух половинок, а у нас применяют принцип стальной плиты, которая крепится к ступице и в случае каких-либо контактов с камнями принимает удар на себя. Остальная часть корпуса является крышкой, выполненной из авиационного алюминиевого сплава.
Она лёгкая, но по прочности не уступает стали. К тому же от ударов о твердые препятствия она прикрыта колесным диском. Передаточное число бортового редуктора, равное 1:1,31, подобрано таким образом, чтобы можно было сразу установить покрышки с внешним диаметром 37 дюймов.
Это, правда, потребует отлифтовать машину еще на 40 мм. Но даже если не использовать большие колеса, сама по себе установка бортовых редукторов увеличивает дорожный просвет на 120 мм!
- После установки бортовых редукторов клиренс машины вырастает на 120 мм без учета увеличения колес, а колея становится шире на 180 мм
- В ДЕЛЕ
Автомобиль с бортовыми редукторами и на колесах в 37 дюймов становится настоящим монстром с громадным дорожным просветом и большими углами въезда/съезда. Единственная требующаяся после монтажа редукторов доработка – это установка расширителей. Потому что колея машины за счет редукторов вырастает на 180 мм.
При этом, что важно, он остается на штатных рычагах подвески, которая продолжает работать в привычном режиме. Это позволяет свободно управлять высокой машиной в городских условиях и при длительных пробегах по трассе. И, что существенно, бортовые редукторы устанавливаются на машину буквально за день.
А при необходимости их несложно демонтировать, превратив брутальный внедорожник в прежний стандартный Defender.
Автомобиль предоставлен компанией KDT
Видео:Ремонт бортовой Катерпилер (CAT)Скачать
Бортовой редуктор МТЗ-82: Устройство, обслуживание, советы
Трактор – универсальное транспортное средство, пригодное для эффективного использования в самых разных ситуациях.
Высокие показатели проходимости тракторов, особенно в условиях бездорожья и пересечённой местности – один из наиболее значимых факторов, влияющих на их популярность и востребованность при проведении различных типов работ, а также доставке грузов в наиболее отдалённые и труднодоступные районы.
Обеспечивает проходимость система трансмиссии, одним из наиболее значимых элементов которой является бортовой редуктор, и именно о нём пришло самое время узнать подробнее.
Редуктор и его устройство
Колёсный, или как его ещё называют, бортовой редуктор — составная часть трансмиссии, расположенную непосредственно перед ведущими колёсами и отвечающую за обеспечение пониженной передачи, применяемый в ситуации, когда необходимо увеличение оборотов поступающих на ведущее колесо.
Конструкция редуктора в тракторах МТЗ выполнена по образу и подобию планетарного цилиндра. Нельзя сказать, что она отличается сложностью и замысловатостью, но это не мешает ей максимально эффективно выполнять все возложенные на неё функции. Состоит же агрегат из таких элементов:
- Шарнир сдвоенного типа;
- Управляющие рычаги;
- Шестерня передачи цилиндрического типа;
- Полуосевой вал, с расположенными на нём шлицами.
Крепление корпуса агрегата с мостом проводится посредством специальной оси, зафиксированной на корпусе болтами. На встроенных осях вращаются подшипники и сателлиты.
Во избежание нежелательного перемещения этих элементов по направлению к оси, используют особые удерживающие шайбы.
Правильность запрессовки узла проверяют посредством дополнительного фиксирующего винта, а сам корпус редуктора регулируется за счёт гайки затяжного типа, с небольшой шайбой расположенной между ней и подшипником.
Советы по эксплуатации
Заправка масла в агрегат проводится вплоть до нижней кромки заливочного отверстия, закрываемого пробкой. Для слива масла используют сливную пробку, отворачиваемую до нужного уровня. Для внутреннего уплотнения полость редуктора заполняется манжетами. Резиновые кольца применяют для уплотнения расточек на поворотном кулаке либо шарнира сдвоенного типа. Сапун, установленный на редукторе, обеспечивает сохранность оптимального давления в полостях устройства. Но всё же, как и любое иное приспособление, редуктор не застрахован от неисправностей и поломок. Игнорирование проблемы недопустимо, поскольку это может стать причиной окончательного выхода редуктора из строя, а также негативно сказаться на работе всего транспортного средства в целом. Впрочем, учитывая тот факт, что демонтаж агрегата в существенной степени сокращает срок его эксплуатации, особо торопиться с ним не стоит. Ведь даже перегрев узла не всегда свидетельствует о его неисправности.
Обслуживание колесного редуктора
Для повышения надёжности агрегата и продления срока его безопасного функционирования, необходимо с определённой периодичностью проводить его техосмотр и соответствующее обслуживание, используя для этого специальную контролирующую и измерительную аппаратуру.
Перед началом ремонтных работ следует предварительно отсоединить коробку передач от корпуса сцепления, под который, впрочем, как и под передний мост, устанавливают подвижные подставки. Под коробку передач ставится подставка неподвижного типа.
Далее следует отключить гидросистему и разъединить тракторный остов, раскатать его и отсоединить от корпуса сцепления полураму.
После того как разборка завершена, можно переходить к диагностике агрегата, в первую очередь обратив внимание на следующие моменты:
- Показатели уровня масла в гидравлическом баке;
- Функционирует ли двигатель на полной мощности;
- В каком состоянии находится ходовая;
- Имеет ли место утечка масла;
- Есть ли давление в сливной линии гидромотора и на входе в него;
- В каком состоянии находятся крепёжные соединения;
- Исправны ли подшипники роликового типа;
- Не нуждается ли в замене система зубчатого сцепления на верхних и нижних конических парах.
Если в процессе осмотра колёсного редуктора будет обнаружено существенное уменьшение уровня масла в верхней конической паре, значит это верный признак того, что в системе имеется утечка.
Нужно обязательно выявить причины её возникновения и максимально оперативно устранить неисправность.
Вполне возможно, что для этого может потребоваться даже частичная разборка этого узла, хотя, по сути, это единственный способ устранения проблемы.
Видео:Принцип работы редуктора. Виды редукторов. Курсовая.Скачать
Вопрос №1. Назначение, характеристика, устройство и работа коробок передач и бортовых редукторов
Коробки передач предназначены для изменения скорости движения машины и тягового усилия на ведущих колесах при постоянной частоте вращения и постоянном крутящем моменте коленвала двигателя, изменения скорости движения машины при постоянной частоте вращения коленвала двигателя; осуществления ЗХ машины за счет изменения направления вращения ведомых частей КП; осуществления поворотов машины; торможения машины в движении и на стоянке; пуска двигателя с буксира; отсоединения двигателя от ведущих колес.
На машине установлены две КП 2 (рис. 1) и 19 — правая и левая, имеющие незначительные конструктивные отличия. По внешнему виду правая КП отличается от левой наличием двух заглушек на переднем фланце.
Коробка передач состоит из корпуса, планетарных рядов, фрикционов, ведущего и ведомого валов и механизма включения горного тормоза.
Корпус КП составляют фланцы 11 (рис. 7) и 35 и барабан 21, соединенные между собой болтами 61 и 69.
Первый планетарный ряд состоит из зубчатого колеса 8, сателлитов 66 и блока водила первого — третьего планетарных рядов.
Колесо 8 установлено на подшипниках на ведущем валу 83, оно изготовлено заодно с барабаном. На поверхностях барабана нарезаны внутренние и наружные зубья для зацепления с зубьями дисков фрикционов Ф1 и Ф2.
Блок водила первого — третьего планетарных рядов состоит из водила 80, щеки, зубчатого колеса 60 четвертого планетарного ряда и внутреннего барабана 23 фрикциона Ф5. Весь блок установлен на ведущем валу на двух подшипниках. Вместе с валом блок водила через подшипники опирается на задний и передний фланцы.
Второй планетарный ряд состоит из зубчатого колеса 78, водила 80, сателлитов 10 и зубчатого колеса 67.
Зубчатое колесо 60 свободно плавает на сателлитах 10. Оно изготовлено заодно с внутренним барабаном фрикциона Ф6.
- Сателлиты 10 одновременно находятся в зацеплении с зубчатыми колесами 67 и 78, а также с соседними сателлитами 66 первого планетарного ряда.
- Третий планетарный ряд состоит из зубчатого колеса на ведущем валу 83, сателлитов 31, зубчатого колеса 32 и водила 80.
- Зубчатое колесо 32, которое плавает на зубьях сателлитов 31, выполнено заодно с внутренним барабаном фрикциона ФЗ.
- Четвертый планетарный ряд состоит из зубчатых колес 42 и 60, сателлитов 86 и водила 44.
- К колесу 42 крепится барабан 38 фрикционов ФЗ и Ф4.
- Водило 44 соединено шлицами с ведомым валом 46.
Читайте также: Замерз редуктор газа в газгольдере
Фрикционы являются управляющими элементами КП. Фрикционы Ф1, Ф4, Ф5 и Ф6 тормозят детали планетарных рядов, фрикционы Ф2 и ФЗ блокируют их.
Фрикционы КП конструктивно аналогичны фрикционам конического и цилиндрического редукторов.
Рис.7. Коробка передач с бортовым редуктором: 1 – зубчатка; 2 – муфта зубчатая; 3 – гнездо; 4, 76 и 85 – пробки; 5, 19, 28, 33, 34, 56, 57 и 70 – прокладки; 6, 12, 17, 25, 27, 51, 55, 84, 87 и 88 – кольца; 7, 15, 20, 49, 53, 64 и 77 – манжеты; 8, 32, 42, 60, 67, 72 и 78 – колеса зубчатые; 9 и 29 – пальцы; 10, 31, 45, 66 и 86 – сателлиты; 11 и 35 – фланцы; 13, 16, 22, 26 и 41 – поршни; 14, 24, 36, 37, 39, 40, 65 и 73 – диски; 18, 63 и 74 – корпуса; 21, 23 и 38 – барабаны; 30 – механизм распределения; 43, 48 и 52 – крышки; 44, 50 и 80 – водила; 46 и 83 – валы; 47, 58, 79 и 82 – оси; 54 – втулка; 59, 61 и 69 – болты; 62 – стойка; 68 – картер КП; 71 – откачивающий насос; 75 – фиксатор; 81 – маслоулавливатель; Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5 и Ф6 – фрикционы; А, Б, В, Г, Д, Ж, И – каналы; Е – отверстие для снятия втулки 54 |
Работа коробки передач осуществляется следующим образом. Каждая передача включается двумя фрикционами. При нейтральном положении Л (рис. 9) включен только один фрикцион Ф4, тормозящий колесо 42, ведомый вал КП, води
Бортовой редуктор предназначен для снижения частоты вращения и увеличения крутящего момента, передаваемых от КП к ведущему колесу.
На машине установлены два понижающих бортовых редуктора 1 (рис. 1) и 18 планетарного типа, которые включают корпус и планетарный ряд.
Планетарный ряд состоит из зубчатого колеса, изготовленного вместе с валом 46 (рис. 1) КП, сателлитов 45, водила 50 и зубчатого колеса с внутренними зубьями (эпицикла), выполненного в крышке 43.
Сателлиты 45 опираются на подшипники, установленные на оси 47.
Водило 50 изготовлено заодно с ведомым валом бортового редуктора. Вал опирается на подшипники в крышке 43. На шлицы ведомого вала устанавливается ведущее колесо. Подшипники ведомого вала смазываются консистентной смазкой. Планетарный ряд смазывается маслом, поступающим из ведомого вала КП.
Бортовой редуктор вместе с КП крепится к картеру переднего моста корпуса машины.
Видео:Вездеход МТЛБ. Разборка бортового редуктораСкачать
Бортовой редуктор моста ведущих колёс комбайна «Дон»
В конструкцию бортового редуктора (правого и левого) входит корпус (10), крышка (12), ведущий вал-шестерня (17), передающий вращение через зубчатое колесо (7) и планетарную передачу на ось (14) ведущего колеса.
Ведущие валы-шестерни редукторов получают вращение от коробки диапазонов посредством полуосей и шлицевых втулок. Необходимость регулировки подшипников оси (14) может возникать в процессе эксплуатации моста при увеличении свободного осевого перемещения ведущего колеса.
Данная регулировка проводится таким способом:
- — поднять (при помощи домкрата) мост так, чтобы ведущее колесо не касалось земли, снять колесо, отъединить редуктор от балки;
- — снять крышку (8) и расконтрить гайку (9);
- — закручивать гайку и одновременно поворачивать ось (14), добиваясь тугого вращения оси;
- — отпустить гайку (9) на 1/8 оборота, законтрить её;
- — закрепить крышку (8), установить редуктор на место;
- — подсоединить и прокачать тормозную систему;
- — проверить уровень смазки в редукторе.
Крепление бортового редуктора к балке может осуществляться в двух вариантах. Это позволяет изменить высоту расположения оси ведущего колеса. Так предоставляется возможность сохранения высоты комбайна путём применения шин ведущих колёс различного диаметра. Для этого на редукторах имеется одно отверстие для заливки масла, два контрольных отверстия и одно отверстие для слива.
Рабочие тормоза ведущих колёс дискового типа с раздельным гидроприводом закрепляются на бортовых редукторах и передают тормозной момент на вал-шестерню (17).
Работа тормоза осуществляется следующим образом: под действием толкателя (1) гидроцилиндра тормоза поворачивается рычаг (2), который через тяги (20) и (21) поворачивает диски (23) один относительно другого.
При этом шарики (25), перекатываясь в лунках (22) переменной глубины, раздвигают диски (23) и прижимают фрикционные диски (26) к корпусу (27).
Сцепление и дисковые тормоза не требуют регулирования в процессе эксплуатации комбайна. Износ фрикционных накладок компенсирует перемещение поршня со штоком исполнительного цилиндра и заполнение тормозной жидкостью образовавшегося объёма из подпитывающего бака.
Фрикционные накладки заменяются новыми при уменьшении их толщины до 3 мм и появлении признаков неполного торможения.
Рис. 1. Бортовой редуктор моста ведущих колёс комбайна «Дон».
- 1) – Толкатель;
- 2) – Рычаг гидроцилиндра;
- 3) – Рычаг стояночного тормоза;
- 4) – Рычаг управления стояночным тормозом;
- 5) – Гидроцилиндр тормоза;
- 6) – Балка моста;
- 7) – Зубчатое колесо;
- 8) – Крышка;
- 9) – Гайка крепления оси ведущего колеса;
- 10) – Корпус бортового редуктора;
- 11) – Коронная шестерня;
- 12) – Крышка бортового редуктора;
- 13) – Зубчатое колесо сателлита;
- 14) – Ось ведущего колеса;
- 15) – Солнечная шестерня;
- 16) – Водило;
- 17) – Вал-шестерня;
- 18) – Дисковый тормоз;
- 19) – Пружина.
Рис. 2. Дисковый тормоз бортового редуктора.
- 2) – Рычаг гидроцилиндра;
- 17) – Вал-шестерня;
- 20) – Тяга;
- 21) – Тяга;
- 22) – Лунка;
- 23) – Диски;
- 24) – Стяжная пружина;
- 25) – Шарик;
- 26) – Фрикционные диски;
- 27) – Корпус дискового тормоза.
- 16*
Видео:Разборка бортового редуктораСкачать
Бортовой редуктор
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к бортовым редукторам, в частности гусеничных транспортных средств.
Редуктор содержит ведущую часть 1, корпус 2 которой прикреплен к раме 3 транспортного средства. Ведущая часть включает первую ступень редуктора, которая выполнена в виде цилиндрической зубчатой передачи с входной 4 и выходной 5 шестернями, установленными на валах 6 и 7 соответственно.
Ведомая часть 8 редуктора включает дополнительный планетарный редуктор 9 и конечную ступень 10, имеющую солнечную шестерню 11, водило 12 с сателлитами 13 и ведомую коронную шестерню 14. Дополнительный планетарный редуктор 9 расположен между первой и конечной ступенями бортового редуктора и размещен в водиле 12 конечной ступени.
Он имеет солнечную шестерню 15, неподвижную коронную шестерню 16 и ведомое водило 17 с сателлитами 18. Водило 12 конечной ступени жестко соединено с корпусом 2 ведущей части и с коронной шестерней 16. Оно является опорным элементом, на котором установлена ступица 19 колеса транспортного средства.
Коронная шестерня 14 конечной ступени соединена со ступицей 19 колеса транспортного средства. Водило 17 с сателлитами 18 соединено с солнечной шестерней 11 конечной ступени.
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к бортовым редукторам, в частности гусеничных транспортных средств.
Известен бортовой редуктор гусеничной машины, содержащий ведущую часть, включающую первую ступень — пару цилиндрических шестерен, ведомую часть и устройство центрирования бортового редуктора, установленное в расточке корпуса гусеничной машины. Устройство центрирования выполнено в виде двух втулок.
Первая втулка установлена в расточке корпуса бортового редуктора и в расточке корпуса машины неподвижно. Вторая втулка выполнена подвижной. Она установлена в расточке корпуса машины с зазором и имеет поясок шириной менее длины зуба ведущей шестерни, расположенной симметрично относительно середины длины зуба (авторское свидетельство СССР, №1372779, МПК: В60К 17/32).
Недостатком данной передачи является низкое значение передаточного числа.
Известен также бортовой редуктор транспортного средства, содержащий ведущую часть, корпус которой с одной стороны жестко присоединен к корпусу трансмиссии, и ведомую часть, закрепленную на лонжеронах рамы.
Ведущая и ведомая части включают в себя по крайней мере два модуля и центрирующий соединительный элемент. Ведомый модуль установлен на двух опорах лонжеронов рамы. Ведущий модуль установлен с противоположной стороны в опоре внутреннего лонжерона рамы.
Центрирующий элемент, соединяющий модули, установлен в общей проточке внутреннего лонжерона рамы (авторское
свидетельство СССР №1643294, МПК: В62Д 55/00, В 60К 17/32, опубл. 1991 г.). При использовании гидрообъемной передачи необходимо иметь большое передаточное число бортового редуктора. Известная конструкция не позволяет это осуществить без увеличения радиального габаритного размера.
Предлагаемая полезная модель решает задачу увеличения передаточного числа бортового редуктора без увеличения его радиального габаритного размера.
Для достижения указанного технического результата в бортовом редукторе транспортного средства, содержащем ведущую часть, включающую первую ступень — пару цилиндрических шестерен, и ведомую часть, включающую конечную ступень — планетарный редуктор с солнечной шестерней, водилом, сателлитами, коронной шестерней, ведомая часть снабжена дополнительным планетарным редуктором. Он расположен между первой и конечной ступенями бортового редуктора и имеет солнечную шестерню, соединенную с выходным валом первой ступени, неподвижную коронную шестерню, и ведомое водило с сателлитами, соединенное с солнечной шестерней конечной ступени. Водило конечной ступени, в котором размещен дополнительный планетарный редуктор, жестко соединено с коронной шестерней дополнительного планетарного редуктора и корпусом ведущей части. Водило конечной ступени является опорным элементом для ступицы колеса транспортного средства. Коронная шестерня конечной ступени выполнена ведомой и соединена со ступицей колеса транспортного средства. Корпус ведущей части прикреплен к раме транспортного средства.
- Отличительными признаками предлагаемого бортового редуктора транспортного средства от указанного выше известного являются наличие в
- ведомой части дополнительного планетарного редуктора; он расположен между первой и конечной ступенями бортового редуктора и имеет солнечную шестерню, соединенную с выходным валом первой ступени, неподвижную коронную шестерню, и ведомое водило с сателлитами, соединенное с солнечной шестерней конечной ступени; водило конечной ступени, в котором размещен дополнительный планетарный редуктор, жестко соединено с коронной шестерней дополнительного планетарного редуктора и корпусом ведущей части; водило конечной ступени является опорным элементом для ступицы колеса транспортного средства;
- коронная шестерня конечной ступени выполнена ведомой и соединена со ступицей колеса транспортного средства; корпус ведущей части прикреплен к раме транспортного средства.
Благодаря наличию этих признаков возможно использование в транспортном средстве гидрообъемной передачи, т.к.
возможно увеличение передаточного числа редуктора без увеличения радиального габаритного размера.
Благодаря тому, что водило конечной ступени соединено через корпус ведущей части с рамой транспортного средства, оно является несущим элементом, что повышает надежность транспортного средства.
Предлагаемый бортовой редуктор иллюстрируется чертежом. Редуктор содержит ведущую часть 1, корпус 2 которой прикреплен к раме 3 транспортного средства.
Ведущая часть включает первую ступень редуктора, которая выполнена в виде цилиндрической зубчатой передачи с входной 4 и выходной 5 шестернями, установленными на валах 6 и 7 соответственно.
Ведомая часть 8 редуктора включает дополнительный планетарный редуктор 9 и конечную
ступень 10. Конечная ступень 10 представляет собой планетарный редуктор с солнечной шестерней 11, остановленным водилом 12 с сателлитами 13 и ведомой коронной шестерней 14. Дополнительный планетарный редуктор 9 расположен между первой и конечной ступенями бортового редуктора и размещен в водиле 12 конечной ступени.
Читайте также: Сайлент блок редуктора be
Он имеет солнечную шестерню 15, неподвижную коронную шестерню 16 и ведомое водило 17 с сателлитами 18. Водило 17 с сателлитами 18 соединено с солнечной шестерней 11 конечной ступени. Остановленное водило 12 конечной ступени жестко соединено с корпусом 2 ведущей части и с коронной шестерней 16 дополнительного планетарного редуктора.
Оно является опорным элементом, на котором установлена ступица 19 колеса транспортного средства. Коронная шестерня 14 конечной ступени выполнена ведомой и соединена со ступицей 19 колеса транспортного средства. На водиле 12 конечной ступени и корпусе 2 ведущей части выполнены центрирующие элементы 20 и 21 соответственно.
Входной вал 6 соединен с гидромотором 22 гидростатической передачи транспортного средства.
Входной вал 6 приводится во вращение гидромотором 22. Вращательное движение передается от вала б с помощью шестерен 4 и 5 валу 7, а от него через солнечную шестерню 15, сателлиты 18 и ведомое водило 17 на солнечную шестерню 11 конечной передачи.
От шестерни 11 через сателлиты 13 — ведомой коронной шестерне 14, соединенной со ступицей 19 колеса транспортного средства. Остановленное водило 12 конечной ступени, соединенной через корпус 2 с рамой транспортного средства является опорным несущим элементом для колеса транспортного средства. Т.
е. фактически самый большой реактивный момент
приходится на раму транспортного средства, что повышает его надежность. Предлагаемое устройство за счет наличия дополнительного планетарного редуктора позволяет увеличить передаточное число бортового редуктора, что дает возможность использовать для транспортного средства гидрообъемный привод без увеличения радиального габаритного размера бортового редуктора.
Бортовой редуктор транспортного средства, содержащий ведущую часть, включающую первую ступень — пару цилиндрических шестерен, и ведомую часть, включающую конечную ступень — планетарный редуктор с солнечной шестерней, водилом, сателлитами, коронной шестерней, отличающийся тем, что ведомая часть снабжена дополнительным планетарным редуктором, расположенным между первой и конечной ступенями бортового редуктора и имеющим солнечную шестерню, соединенную с выходным валом первой ступени, неподвижную коронную шестерню и ведомое водило с сателлитами, соединенное с солнечной шестерней конечной ступени, водило конечной ступени, в котором размещен дополнительный планетарный редуктор, жестко соединено с коронной шестерней дополнительного планетарного редуктора и корпусом ведущей части и является опорным элементом, на котором установлена ступица колеса транспортного средства, коронная шестерня конечной ступени выполнена ведомой и соединена со ступицей колеса транспортного средства, а корпус ведущей части прикреплен к раме транспортного средства.
Видео:Ремонт бортовой МАЗСкачать
Планетарный редуктор: описание,преимущества,характеристики,принцип работы
Двухступенчатый планетарный редуктор представляет собой конструкцию, составленную из шестеренок и других рабочих элементов, которые приводятся в движение посредством зубчатой передачи. При этом двигаются они по принципу, который заложен в механике вращения планет – вокруг одного центра.
По этой причине центральная шестерня именуется «солнечной», промежуточные — «сателлитами», а внешняя с внутренним зубчатым сцеплением — «коронной». Кроме этого, самый простой планетарный редуктор состоит из водила.
Оно предназначено для фиксации сателлитов относительно друг друга, чтобы они двигались вместе.
Для правильной работы устройства необходимо, чтобы одна из составляющих его частей была жестко закреплена на корпусе. В планетарном редукторе, который оснащен водилом, статической частью является именно оно.
Кроме этого, жестко закрепленным может быть коронная или солнечная шестеренки.
В случае если ни одна из частей этого устройства не закреплена, имеется возможность расщепления одного движения на несколько, либо слияние двух в одно.
При этом в сцепке с ведущим и ведомым валом может быть как коронная, так и солнечная шестерни, или сателлиты. Этот механизм может осуществлять повышение передаточного числа и снижение крутящего момента и на оборот.
За счет такой конструкции обеспечивается движение ведомого и ведущего валов в одном направлении.
Преимущества планетарных устройств
По сравнению с традиционными редукторами можно выделить следующее преимущества, которые имеет это устройство: они могут создавать огромные передаточные отношения скоростей при невысоком количестве шестеренок. Шестерни механизма имеют небольшой размер благодаря их количеству.
Так, одно более массивное колесо распределяет равномерно нагрузку по нескольким сателлитам. Из этого следует, что устройство получается не очень большим и громоздким. Однако, расчет и практика показывают, что при высоких передаточных числах работоспособность и коэффициент полезного действия сильно снижаются.
И как вывод всего вышесказанного, основными преимуществами являются:
- Большие передаточные числа;
- Невысокая масса;
- Относительная компактность;
- Его можно чинить и собирать своими руками.
Такие преимущества требуют и соответствующего изготовления. Начиная с расчета, проектирования и заканчивая изготовлением – все должно быть прецизионно точно.
Эти редукторы нашили очень широкий ряд применений в различных отраслях: прибостроительной, станкостроительной, машиностроительной и т.д.
В данной статье остановимся более подробно на применении этого устройства в машиностроительной отрасли.
Описание и принцип работы:
Планетарные редукторы имеют ряд общих черт с цилиндрическими редукторами, так как передача усилия так же происходит посредством зубчатой передачи, а в конструкции используются зубчатые колеса. Однако конструкция планетарных редукторов, как и принцип работы, сложнее.
В общем случае в планетарном редукторе можно выделить следующие основные детали: коронная шестерня, планетарные шестерни (сателлиты), водило и солнечная шестерня. По аналогии с Солнцем, расположенным в центре солнечной системы, солнечная шестерня расположена в центре рабочей части редуктора.
Она находится в зацеплении с идентичными планетарными шестернями, оси которых расположены на окружности, центр которой лежит на оси солнечной шестерни, и в то же время сателлиты сцеплены с коронной шестерней, представляющей собой зубчатое колесо с внутренним зацеплением.
Водило жестко закрепляет все сателлиты относительно друг друга.
Для работы планетарного редуктора необходимо, чтобы одна из его деталей (солнечная шестерня, коронная шестерня или водило) была жестко закреплена относительно корпуса редуктора.
В зависимости от выбора ведущего и ведомого элемента будет зависеть передаточное число планетарного редуктора. Также работа планетарного редуктора возможна и в случае, когда ни одна из его деталей не закреплена.
В таком случае становится возможным разложение одного движения на два (к примеру, от солнечной шестерни к коронной шестерни и водилу), или слияние двух движений в одно.
Основные характеристики редукторов
- Основные характеристики редукторов: КДП, частота вращения входного и выходного валов, передаточное отношение, передаваемая мощность, количество ступеней и тип передач.
- Передаточное отношение – это отношение скоростей вращений входного к скорости вращения выходного вала.
- i = wвх/wвых
- КПД редуктора определяется отношением мощности на входном валу к мощности на выходном валу
- n = Pвх/Pвых
Классификация планетарных редукторов:
По количеству ступеней планетарного редуктора выделяют:
одноступенчатый планетарный редуктор
Одноступенчатые редукторы наиболее компактны, в то время как многоступенчатые значительно сложнее по конструкции и занимают больше места, но позволяют достичь больших передаточных чисел.
По факту жесткого закрепления одного из элементов редуктора выделяют:
В простейших планетарных редукторах одно из звеньев жестко закреплено, и передача усилия происходит от одного из незакрепленных звеньев к другому с фиксированным передаточным числом. В дифференциальных редукторах ни один из элементов не закреплен, что позволяет использовать редуктор как дифференциальный механизм.
Устройство планетарного редуктора
Основными частями планетарного редуктора, как правило, являются такие элементы, как солнечная шестеренка, которая, как сказано выше, расположена в центре редуктора. Так же к основным элементам относятся, водило. Эта деталь редуктора предназначена для прочной фиксации осей остальных шестерней, или как их еще называют сателлитов.
Сателлиты представляют собой одинакового размера шестеренки, которые располагаются вокруг основной шестерни. И наконец, еще одной важной деталью планетарного редуктора является шестерня, которая называется кольцевой. Эта шестеренка имеет вид зубчатого вида колеса, которое распложено по краю всех частей редуктора, данная часть имеет сцепку с сателлитами.
Принцип работы планетарного редуктора выглядит следующим образом.
Один из элементов данного устройства всегда остается неподвижным, в данном случае это кольцевая деталь. Ведущей деталью в планетарном редукторе является солнечная шестерня, а ведомыми, стало быть, сателлиты.
Как правило, наиболее часто применение планетарного вида редукторов используется в такой отрасли как машиностроение. Однако нередко его еще применяют при изготовлении различного рода станков для резки металла.
Довольно часто используется сразу несколько планетарных редукторов, как правило, этими редукторами оснащается автоматическая коробка передач.
Планетарные редукторы в машиностроении
Широкое распространение редуктора, которые имеют устройство данного типа получили в ведущих мостах автомобилей и в автоматических коробках переключения передач. Колесный редуктор можно встретить в мостах таких автомобилей, как: МАЗ, Икарус, в некоторых троллейбусах, тракторах Т-150К, К-700.
Этот колесный редуктор в мостах передает крутящий момент к ступицам колес от полуосей. Также они распространены в передаче бортового типа. Такое применение в бортовой передаче позволило существенно уменьшить как расчетный, так и практический диаметр основной передачи.
Уменьшение диаметра отразилось повышенным просветом автомобиля и как следствие более высокой проходимостью. Использование планетарных коробок переключения передач набирает все большую популярность. Передаточное отношение устройства будет вытекать из расчета отношения числа зубьев на центральной шестерни к числу зубьев на коронной шестерне.
Интересным моментом является расторможение коронной шестерни в коробке. В этом случае передаточное число равняется 1.
Ремонт редуктора своими руками
Ремонт редуктора своими руками является весьма непростой задачей. Так, данный механизм очень непростой и состоит из множества частей. При ремонте своими руками часто можно даже при разборке не ведая, что внутри просто растерять целую кучу маленьких деталей, например, иголки моментально рассыпаются и теряются. Ремонт планетарного редуктора лучше всего оставить профессионалам.
Стоит отметить, что на сегодняшний день планетарный редуктор весьма распространен и используется в большинстве грузовых автомобилей в ведущих мостах, а также очень часто встречается в роли лебедок.
Как и все редукторы, он может быть как одноступенчатым, так и многоступенчатым.
Если Вы собираетесь приобрести механизм данного типа, то лучше всего покупать его у проверенных производителей, так как ремонт своими руками очень затруднен, а если он будет часто выходить из строя, то денег на него будет уходить много.
В данной статье мы попытались собрать общую информацию по устройствам планетарного типа использующихся для производства автомобилей. Также нужно сказать, что данный вид устройства очень интенсивно внедряется во многие сферы и отрасли благодаря своим очень весомым преимуществам.
Советы по подбору планетарного редуктора
Главное в этом деле — правильно произвести расчет основных параметров нагрузки и существующих условий эксплуатации этого устройства.
Выбор производиться в зависимости от:
- типа передачи;
- максимально допустимых осевых и консольных нагрузок;
- типоразмера этого устройства;
- диапазона температур, в которых редуктор может использоваться длительный период и не терять при этом своих полезных качеств и свойств.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📽️ Видео
Уаз-469. Задний ВОЕННЫЙ МОСТ ремонт бортового редуктораСкачать
Проект "Фунтик" / 7 серия / Сборка колёсных редукторов ЛуАЗаСкачать
САМОДЕЛЬНЫЕ БОРТОВЫЕ РЕДУКТОРАСкачать
Разборка Бортовой На DoosanСкачать
Разобрал бортовой редуктор!Скачать
Обучающий материал гидромоторы и гидронасосы RexrothСкачать
проверка и ремонт бортовой редуктор экскаватор CATERPILLAR 330 mp4Скачать