Схема валов кпп 154

Характеристики и устройство коробки переключения передач КПП-154 для автомобилей КамАЗ

На грузовых машинах производства ПАО «КамАЗ» («Камский автомобильный завод») устанавливаются разные коробки переключения передач (КПП) для изменения передаточного отношения. Они передают крутящий момент, изменяют его по величине и направлению, позволяют отсоединять силовой агрегат от трансмиссионной системы и отбирать мощность на привод дополнительных узлов.

Схема валов кпп 154

Современные грузовики оборудованы новыми механическими устройствами, разработанными для моторов с крутящим моментом 1100 Нм. КПП-154 на КамАЗ — более надежные, выносливые и управляемые агрегаты.

Видео:Часть 5. Сборка вторичного вала КПП 154 Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать

Часть 5. Сборка вторичного вала КПП 154 Камаз. Виктор Илюшкин.

Устройство

Коробка передач КамАЗ-154 включает:

  • основную 5-ступенчатую коробку;
  • 2-ступенчатый делитель, или мультипликатор;

В разобранном виде устройство выглядит так:

  • ведущий вал;
  • шестерная передача;
  • синхронизаторы;
  • муфта;
  • ведомый вал;
  • промежуточные валы;
  • картеры;
  • привод.

Схема валов кпп 154

Схема КПП на КамАЗ 154 для моделей 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:

  • при разгоне — 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В;
  • на пересеченной местности или при езде в сложных условиях — 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Переключение передач происходит только при отключенном сцеплении и подбирается перемещением кранового рычага в позицию В или Н с помощью распределительного золотника.

Переключатель делителя смонтирован на картере с левой стороны. Привод управления включает:

  • опору рычага переключения передач;
  • кольца для уплотнения;
  • реактивную тягу;
  • ось;
  • рычаг;
  • вибрационный изолятор.

Принцип работы

Как только включается прямая передача, зубчатая муфта жестко соединяет ведущие валы мультипликатора и коробки. От силовой установки к КПП направляется крутящий момент, не меняющийся по величине. При нажатии на рычаг повышающей передачи происходит фиксация зубьев синхронизаторами на ведущем валу делителя. Вращение проходит через колеса на промежуточный вал КПП, в результате чего передаваемый момент понижается, количество оборотов увеличивается.

Данный процесс способствует эффективности работы транспортного средства, увеличению скорости передвижения и экономии топлива.

Отличие КПП-152 модели от 154

КПП-154 — улучшенная модификация коробки передач 152 на КамАЗ. Основными преимуществами являются:

  • усиленные синхронизаторы;
  • усовершенствованные крепления шестерен;
  • улучшенное управление мультипликатором.

Схема валов кпп 154

При этом сама пневмосистема управления делителем считается механизмом, характеризующимся сложным обслуживанием. Для проведения сервисных работ необходим специально обученный мастер.

Главное отличие КПП-152 от модели 154 — наличие подшипников конической формы в опорах валов.

Видео:Сборка кпп камаз 154. Часть 1.Скачать

Сборка кпп камаз 154. Часть 1.

Технические характеристики

Технические характеристики КПП-154:

  1. Тип — механическая 3-ходовая 10- ступенчатая.
  2. Картер сцепления — 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
  3. Номер передачи и передаточные числа:
    • 1Н — 7,82;
    • 1В — 6,38;
    • 2Н — 4,03;
    • 2В — 3,29;
    • 3Н — 2,5;
    • 3В — 2,04;
    • 4Н — 1,53;
    • 4В — 1,25;
    • 5Н -1;
    • 5В — 0,815;
    • 3ХН — 7,38;
    • 3ХВ — 6,02.

Схема валов кпп 154

Габаритно-весовые параметры

Покупая коробку передач, необходимо знать, сколько она весит. КПП 154 состоит из 5-ступенчатой коробки и делителя, вес с делителем – 330 кг. Вес без делителя – 220 кг.

Объем всего устройства – 0,35 м³.

  • Ширина – 60 см
  • Длина – 50 см
  • Высота – 120 см

Видео:Часть 7. Регулировка подшипников первичного и вторичного валов КПП 154 Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать

Часть 7.  Регулировка подшипников первичного и вторичного валов КПП 154 Камаз.  Виктор Илюшкин.

Обслуживание и ремонт

Самой распространенной проблемой в коробке является износ шестерен и подшипников. Детали постоянно находятся в движении, из-за трения изнашиваются. В таких случаях восстановить или отремонтировать КПП невозможно, элементы меняют на новые.

Признаки плохого функционирования КПП-154:

  • самопроизвольное выключение передачи;
  • повышенный шум и стук;
  • сложное включение механизма;
  • блокировка в одном положении.

Ремонт коробки с делителем включает 6 этапов:

  1. Разборка механизма.
  2. Выявление дефектов.
  3. Замена изношенных деталей или регулировка параметров.
  4. Замена масла трансмиссии.
  5. Сборка.
  6. Тест-драйв.

Во время проведения ремонтных работ регулируют:

  • величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя;
  • ход переключателя;
  • привод управления механизмом переключения.

Снимают КПП следующим образом:

  1. Сливают масло из картера.
  2. Очищают магнит пробки.
  3. Опускают запаску.
  4. Отключают провод выключателя контрольной лампы, вентиляционные трубки, кронштейны крепления глушителя.
  5. Отворачивают гайки крепления фланцев.
  6. Ослабляют тройники хомута.
  7. Снимают пневмоусилитель сцепления, затем карданный вал.
  8. Выворачивают болты крепления стартера.
  9. Отодвигают КПП назад, опускают на тележку и выкатывают из-под машины.
  • снимают воздушный переключатель;
  • выкручивают крепежные болты;
  • извлекают валик;
  • открепляют вилку переключения скоростей;
  • снимают синхронизатор;
  • демонтируют вал и вилку выжимного устройства;
  • откручивают крепежи, которые удерживают на ведущем валу крышку заднего подшипника;
  • снимают крышку, демонтируют задний подшипник и вал;
  • откручивают опорную роликовую шайбу и болты стакана подшипника, снимают детали;
  • деревянным бруском выбивают вал, извлекают подшипник из корпуса делителя;
  • зажимают в тиски шлицевую часть ведущего вала;
  • откручивают стяжную гайку и маслонагнетательную гайку с вала;
  • снимают роликоподшипник, втулку и шестерни.

Затем выполняют ремонт или замену деталей, собирают делитель. Все операции по сборке осуществляют в обратной последовательности.

Схема валов кпп 154

Испытания проводят в 2 режимах — с нагрузкой и без нее. При тестировании без нагрузки проверяют, как работает делитель, и включаются передачи.

Видео:Сборка кпп камаз 154. Часть 3.Скачать

Сборка кпп камаз 154. Часть 3.

Определение причин неисправностей коробки на КамАЗ

Наиболее часто возникающие проблемы КПП 154 и их возможные причины:

  1. Все передачи включаются с большим усилием: возможно, сцепление выключено не полностью
  2. Рычаг переключения передач двигается с большим усилием: недостаточное количество смазки или ее низкое качество
  3. Передачи со 2 по 5 включаются со скрежетом: износ частей синхронизатора/пониженное усилие вывода кареток
  4. Передачи в делителе включаются с ударами, посторонними звуками: высокое давление в пневмосистеме/разрыв мембраны редукционного клапана/неисправность синхронизатора
  5. Передачи переключаются без причины: поломка фиксаторов механизма переключения/износ лапок, вилок сухарей/сломался замок шлиц ведомого вала
  6. Передачи не включаются: поломка дистанционного привода/износ подшипников и шестерней
  7. Высокий уровень шума в КПП: поломка зубьев шестерен/износ сальников, шестерен/недостаточное количество смазки

Видео:Часть 4. Регулировка подшипников пром. вала КПП 154 Камаз. Виктор ИлюшкинСкачать

Часть 4. Регулировка подшипников пром. вала КПП 154 Камаз. Виктор Илюшкин

Советы по выбору масла

Качественная смазка всех деталей коробки передач – залог длительного срока эксплуатации, точности в переключении передач. Трансмиссионные масла отличаются составом, а также назначением. Минеральные и синтетические масла принципиально отличаются изменением своих свойств от условий эксплуатации: синтетическое масло более стабильно, устойчиво к высоким и низким температурам, минеральное масло дешевле.

Производителем рекомендуется использовать масла класса API GL-3/4/5. Подойдут всесезонные масла SAE 80W-85, 80W-90, 75W-90. Хорошим вариантом будут синтетические или полусинтетические трансмиссионные масла, так как они обладают отличными смазывающими свойствами, не ослабляющимися даже при низких температурах.

Видео:КПП 154 Камаз НЕ ОШИБИСЬ! Коробка для КамАЗ (цена ремонт купить стоимость прайс своими руками)Скачать

КПП 154 Камаз НЕ ОШИБИСЬ! Коробка для КамАЗ (цена ремонт купить стоимость прайс своими руками)

Замена подшипников

Необходимость поменять подшипник КПП возникает при износе этой детали, который можно определить по следующим признакам:

  • шумы в двигателе
  • самопроизвольное отключение передачи
  • заклинивание подшипника при включении сцепления
  • шумы в КПП

Износ подшипников может привести к критическим поломкам всей КПП: если на подшипнике есть трещины, разломы, то шестерни могут заклинивать. Также это может привести к неисправности диска сцепления.

Как поменять подшипник на КПП 154

Рекомендуется производить замену этой детали в специализированном центре, однако при наличии навыков и нужных инструментов это можно сделать самостоятельно.

Необходимо иметь съемник для подшипника, фиксатор пружин, устройство для блокирования первичного вала.

Для замены нужно совершить следующие действия:

  • снять КПП
  • застопорить валы
  • вытащить подшипник из установочного гнезда
  • очистить от загрязнений гнездо и вал
  • поставить и опрессовать новый подшипник
  • смазать все трущиеся детали
  • заменить сальники привода

Видео:сборка кпп камаз 154.#камаз #евро2Скачать

сборка кпп камаз 154.#камаз #евро2

Другие модели КПП, устанавливаемые на КамАЗ

Коробки передач отличаются не только количеством скоростей, но и типом трансмиссии. Изначально на грузовики Камского АЗ устанавливались камазовские КПП 14 и 15, прототипы КП 142 и 152 соответственно. КП 14 имеет 5 скоростей, модель 15 имеет делитель и в два раза больше скоростей – 10.

Более современные версии КПП имеют синхронизаторы. От того, сколько синхронизаторов имеет КПП, зависит плавность переключения скоростей, иногда устанавливают столько же синхронизаторов, сколько передач, включая задние.

На армейские модели, например, 6350, устанавливается восьмиступенчатая КП 161.

Основные вариации КПП на КамАЗ – модификации серии 14 и 15.Также широко применяются импортные коробки передач ZF. В каталогах на сайте производителя можно узнать, какая именно модель коробки передач установлена на том или ином шасси.

КПП серии 14

Коробка передач КамАЗ-14 была одной из первых моделей, устанавливаемых на автомобили производителя. В настоящее время используется только на старых моделях, так как имеет низкую износостойкость. Отсутствие делителя лишает автомобиль с такой коробкой повышающей и понижающей скорости. 5 ступеней переднего и 1 ступень заднего хода.

Модель 141 – модернизация КП 14. Также пятиступенчатая, без делителя, но более износостойкая. Имеет ускоряющую передачу, позволяющую развивать несколько большую скорость, но с падением тягового усилия.

КамАЗ 142 одна из популярных моделей. На этой КП установлен синхронизатор 4 и 5 передачи, что позволяет делать переключение скоростей плавным, продлевает срок эксплуатации всей коробки за счет меньшего трения некоторых деталей.

Модель КПП 144 также имеет 5 ступеней, не оснащена делителем. Добавлены синхронизаторы, подшипники изменены на конические. Все это позволяет осуществлять эксплуатацию в сложных условиях, продлевает срок работы. Именно поэтому КП 144 применяется на военных моделях Мустанг.

КПП КамАЗ 161

КПП 161 устанавливается на КамАЗы 6350 Мустанг, также возможна установка на автомобили с двигателями 740.50-360 и 740.51-320.

Восьмиступенчатая коробка передач оснащена делителем, имеет планетарный тип демультипликатора. В ее составе также есть 4-ступенчатый редуктор.

КПП серии ZF

КПП ZF выпускается заводом «ZF KAMA» — совместным производством Камского АЗ и немецкой компании Friedrichshafen AG. Коробки передач ZF отличаются надежностью, имеют понижающие и повышающие передачи, что делает их отличным оснащением для грузовых автомобилей.

ZF-9S1310 используется на среднетоннажных грузовых автомобилях (65115, 53605 и т.д.). Она имеет 9 ступеней, демультипликатор. Также коробка может работать от резервного насоса с приводом от колес, в случае, если у ГУР возникла неисправность.

Цена нового КПП-154 от завода-изготовителя составляет 248 тыс. руб. Вторичный рынок автомобильной техники предлагает устройство после капитального ремонта за 90 тыс. руб.

Читайте также: Минимойка высокого давления своими руками из компрессора холодильника

Пользовались ли Вы КПП 154? Какие преимущества и недостатки Вы можете выделить?

Видео:Ремзона Наизнанку. Ремонт Камаз. Выбираем КПП 154. первичная дефектовка.Скачать

Ремзона Наизнанку. Ремонт Камаз. Выбираем КПП 154. первичная дефектовка.

Коробка переключения передач (КПП) КАМАЗ 154

Схема валов кпп 154

Коробка передач КАМАЗ КПП 154 с делителем, механическая, десятиступенчатая. Ориентирована на тяговые характеристики, широкое применение нашла на полноприводных грузовиках-вездеходах с формулой ведущих колес 6х6.

Модификация коробки передач 15. Состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя. Рассчитана под однодисковое сцепление, с двухдисковым сцеплением не совместима.

Видео:Ремонт КПП КамАЗ 154. Часть 1.Скачать

Ремонт КПП КамАЗ 154. Часть 1.

Технические характеристики КПП КАМАЗ 154

Номер передачи3ХН3ХВ
Передаточные числа7,826,384,033,292,52,041,531,2510,8157,386,02
Подшипники валовшариковые, роликовые конические однорядные
Подшипники шестеренроликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора
Синхронизаторыинерционного типа, пальчиковые, с латунными конусными кольцами
Шестернис косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления
Система смазываниякомбинированная. Все детали смазывается разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства
Отбор мощностиот основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ12323; с правой стороны — от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой — от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала
Управление коробкой передачмеханическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневмомеханическое преселекторное для делителя

Десятиступенчатая коробка передач модели 154 состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора делителя передач.

Основная пятиступенчатая коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера коробки передач, в котором смонтированы ведущий, ведомый и промежуточный валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен заднего хода; верхней крышки коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен делитель передач.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера делителя. Крышка заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.

В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой, привернутой болтом, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.

Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.

Ведущий вал коробки передач выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является роликовый подшипник, наружное кольцо которого запрессовано во внутреннюю полость вала.

Детали стянуты кольцевой гайкой, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.

Промежуточный вал выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни третьей и четвертой передач и шестерня привода промежуточного вала.

Ведомый вал в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом.

На переднем конце вала установлен подшипник, наружная обойма которого установлена в ведущий вал. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора инерционного типа.

Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов, предохранителя включения первой передачи и заднего хода, а также замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков и штифта. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока, и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.

Сверху на крышку механизма переключения установлена опора рычага переключения передач. С правой стороны опоры ввернут установочный винт, который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут.

Делитель передач — механический редуктор, состоящий из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего и промежуточного валов, синхронизатора и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой и наружной обоймой шарикоподшипника. На конце вала эвольвентные шлицы под пальчиковый синхронизатор двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе.

Шестерня ведущего вала вращается на двух роликовых подшипниках. Маслонагнетающее кольцо подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач.

Промежуточный вал делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на сдвоенном роликовом подшипнике.

Механизм переключения делителя передач закреплен на картере делителя слева.

Дистанционный привод управления коробкой передач состоит из качающегося рычага переключения передач, опоры рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, тяги и реактивной тяги. Вилка тяги крепится к опоре рычага посредствам оси втулки. Втулка уплотнена резиновыми кольцами. Ось шплинтуется на пакет деталей крепления опоры рычага переключения передач: шпильки, вкрученные в воздушный патрубок, виброизоляторы, стальная втулка, шайбы и гайки.

Опора рычага переключения передач состоит из кронштейна, гофрированного уплотнителя люка, пружины уплотнителя, укороченного рычага переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу пружиной.

Кран управления делителем в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полость А или С силового цилиндра. Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.

Видео:Часть 6. Сборка КПП 154 Камаз. Ответ на вопрос. Виктор Илюшкин.Скачать

Часть 6.  Сборка КПП 154 Камаз.  Ответ на вопрос.  Виктор Илюшкин.

Комплектность КПП КАМАЗ 154

  1. Спепление,
  2. Вилка выключения сцепления,
  3. Вал вилки сцепления,
  4. Рычаг вала вилки сцепления,
  5. Вал ведущий,
  6. Вал промежуточный,
  7. Вал ведомый,
  8. Картер сцепления,
  9. Картер коробки передач,
  10. Опора штока,
  11. Опора рычага переключения передач,
  12. Сухарь опоры рычага,
  13. Шток рычага,
  14. Ось блока шестерен заднего хода,
  15. Блок шестерен заднего хода,
  16. Фланец крепления карданного вала,
  17. Делитель,
  18. Первичный вал делителя.
  • Ролико- и шарикоподшипники,
  • Прокладки,
  • Крышки,
  • Кольца,
  • Шайбы,
  • Болты,
  • Гайки,
  • Пружины,
  • Манжеты.

Видео:Ремонт КПП 154 камаз.Скачать

Ремонт КПП 154 камаз.

Руководство по ремонту и обслуживанию КПП КАМАЗ 154

В процессе эксплуатации возникает необходимость проведения осмотровых, контрольных, смазочных, регулировочных и ремонтных работ.

Наиболее часто проводимые работы по техническому обслуживанию коробок передач:

  • Проверка исправности троса крана управления делителем, устранение обнаруженных неисправностей;
  • Проверка внешним осмотром отсутствия подтекания масла через манжету ведомого вала и уплотнительные прокладки;
  • Регулировка зазора между упором и ограничителем хода штока клапана включения делителя передач;
  • Смазка опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
  • Очистка от грязи сапуна;
  • Проверка уровня масла в картере коробки передач.
  • Установка рычага тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
  • Установка фланца ведомого вала коробки передач;
  • Замена масла в картере коробки передач;
  • Смазка троса крана управления делителем.

Особенности проведения некоторых работ приведены ниже.

При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач для снижения усилия при переключении передач заменить смазку в трех опорах привода и сферических головках шарнирных соединений рычагов. Свежую смазку в опоры закачать через пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпусах опор.

Если после смазывания опор усилие на рычаге при переключении передач не изменилось или снизилось недостаточно, разобрать опоры в следующем порядке:

  • Вывернуть болты крепления регулировочного фланца;
  • Вывернуть болты крепления опоры на картере сцепления;
  • Снять резиновый чехол шарнирного соединения, обращая внимание на сохранность ограничительного шарика и пружины;
  • Отвернуть с промежуточной тяги регулировочный фланец и вытянуть промежуточную тягу из опоры
  • Отсоединить головку 6 передней тяги, обращая внимание на сохранность шарика и пружины;
  • Отсоединить крышки от опоры, расположенной в картере маховика; вынуть переднюю тягу, расположенную в развале блока цилиндров; снять опору рычага переключения передач, расположенную на переднем торце блока, как описано ниже. Вынуть из корпусов опор сухари, втулки, пружину. Детали и полости опор промыть керосином или дизельным топливом, заменить изношенные уплотнительные кольца. При сборке смазать трущиеся поверхности смазкой; заложить свежую смазку в полости опор. После сборки отрегулировать дистанционный привод.
  • Установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение;
  • Ослабить стяжные болты стяжного регулировочного фланца, вывернуть четыре соединительных болта и навернуть на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу;
  • Отвернуть контргайки установочных винтов. Застопорить рычаг наконечника и рычаг штока вворачиванием установочных винтов в отверстия рычагов;
  • Отворачивая регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока по всей плоскости, соединить их четырьмя болтами. Фланец закрепить на промежуточной тяге, затянув болты;
  • Вывернуть на 31 мм установочный винт, расположенный на передней опоре рычага переключения передач, а установочный винт, расположенный на задней опоре рычага на 16 мм. После этого застопорить их контргайками.
  • Проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать;
  • Расстопорить и отвернуть гайки упора штока клапана, расположенные на толкателе поршня пневмоусилителя. Подсоединить манометр к контрольному выводу
    контура IV привода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов. Довести давление в указанном контуре до 7. 7,5 кгс/см;
  • Плавно нажать до упора педаль сцепления;
  • Подвести упор штока клапана включения делителя до соприкосновения с ограничителем штока клапана и дополнительно переместить его в сторону штока клапана, обеспечив зазор между торцом крышки клапана и ограничителем штока 0,2. 0,3 мм. Упор штока клапана в указанном положении закрепить гайками и застопорить их отгибными шайбами. При падении давления в IV контуре привода вспомогательной тормозной системы до 6,2 кгс/см допускается увеличение зазора до 0,6 мм; установить резиновый пылепредохранитель на шток и крышку клапана.

Читайте также: Шлицевая поверхность вала это

Для проверки уровня масла в картере коробки передач вывернуть пробку из масло-заливной горловины, вытереть насухо указатель и вставить его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу, не заворачивая.

Для смены масла в коробке передач слить масло в горячем состоянии через три сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очистить магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промыть картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого залить масло в коробку передач (12 л), прокрутить ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течении 10 мин, слить моторное масло из коробки передач и делителя, ввернуть сливные пробки и залить основную смазку ТСп-15К до верхней метки указателя уровня.

Прокрутить коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач течение 3. 5 мин. Замерить уровень масла и при необходимости долить.

Для проверки редукционного клапана делителя снять его с коробки передач и установить на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха 6. 7 кгс/см2, подаваемым на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен манометр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 0,05 кгс/см.

Проверить давление выходящего воздуха, которое должно составлять 3,95. 4,45 кгс/см2. При несоответствии давления указанной величине снять пломбу, вывернуть пробку и, подбирая необходимое число шайб, отрегулировать клапан и запломбировать.

Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте вывернуть болты крепления трех воздуховодов, отсоединить кран управления делителем от опоры, вывернуть винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, вынуть резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, вывернуть винты крепления крышки переключателя крана управления, осторожно снять крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсоединить трос от рычага переключателя.

При частичной разборке вывернуть болты крепления крышки с тросом к корпусу крана, промыть детали крана и смазать рабочие поверхности деталей смазкой 158. Собрать кран управления. Вытянуть трос до упора и замерить выступающую из оплетки часть. При этом трос должен быть в выпрямленном положении. Величина выступающей части троса (до изгиба) — 24,5. 26,5 мм. Смазать трос, залив в оплетку троса с помощью масленки 10. 15 г масла ТСп-15к. При обрыве троса или несоответствии размера выступающей части троса номинальному (24,5. 26,5 мм) кран полностью разобрать и заменить трос. Для этого отсоединить трос крана с крышкой 3 в сборе, как указано выше, распрямить отогнутый конец троса 1, отвернуть накидную гайку 6 и вытянуть трос с золотником в сборе из оплетки. Далее отвернуть контргайку 1 (Рис. 50), вывернуть наконечник 3 троса из золотника 6. Вставить новый трос в золотник. Ввернуть наконечник троса, обеспечив осевое перемещение троса, он должен свободно вращаться от руки. Собрать кран управления.

При проверке пневмосистемы на герметичность: определить место утечки воздуха на слух. Поочередно перемещая переключатель управления в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА и, вворачивая задний установочный винт (до соприкосновения с рычагом, довернуть его еще на 1/4 оборота и законтрить контргайкой. При этом положении ведущий вал (при снятой коробке передач) должен проворачиваться от руки легко, без заеданий; переместить золотник крана управления делителем в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА и передним установочным винтом отрегулировать зацепление;

Через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя проверить рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5. 19 мм по центру отверстия в рычаге); установочные винты законтрить и запломбировать.

  • Регулировку привода управления механизмом переключения передач производить в процессе сборки; зафиксировать шток, ввернуть винт;
  • Зафиксировать тягу технологическим стержнем; установить рычаг под углом Д к вертикали;
  • Ввернуть шарнир в шаровую тягу совместить ось конического пальца с осью отв. в рычаге;
  • Вращая деталь реактивной тяги установить рычаг и тягу в вертикальную плоскость;
  • Затянуть гайки;
  • Вывернуть винт на указанную длину и законтрить его гайкой;
  • Удалить стержень.

Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклонить кабину, снять шумоизоляционныи чехол рычага переключения передач, детали уплотнителя опоры, отсоединить воздуховоды пневмосистемы делителя, кронштейн крепления генератора, тяги и тросы управления топливным насосом, снять головку передней тяги, вьюернуть болты крепления кроштейна опоры к двигателю и снять опору, отсоединить кран управления делителем и рычаг переключения передач.

Разобрать опору, детали промыть, трущиеся поверхности смазать смазкой 158. Полость опоры заполнить смазкой 158. После сборки наконечник рычага должен поворачиваться во взаимно перпендикулярных направлениях усилием 24,5. 34,3 N (2,5. 3,5 кгс), приложенным к конусной поверхности наконечника рычага.

Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снять крышку смотрового люка картера делителя. Расконтрить и вывернуть два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик с укрепленным на нем рычагом перемещался свободно в осевом направлении, снять механизм переключения делителя.

Сцентрировать ведущий вал делителя специальным приспособлением, которое состоит из корпуса с центрирующим устройствам и двух зажимных рычагов. Для этого цен-трирутощий конус вставить во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя поворотом зажимных рычагов. Установочные штифты 3 при этом центрируют приспособление относительно поверхности В, обеспечив смещение оси вала не более 0,2 мм.

Переместить вилку вправо до упора сухаря в каретку синхронизатора. Перемещая валик с закрепленным на нем рычагом вправо, обеспечить зазор 0,3. 0,6 мм, для чего между привалочной плоскостью картера делителя под корпус механизма переключения передач и головкой рычага поместить установочную пластину толщиной 0,3.. .0,5 мм. Переместить валик до упора головки рычага в пластину. Ввернуть и законтрить отгибными шайбами болты крепления вилки. Установить на место механизм переключения делителя передач и смотровую крышку.

  • Отсоединить делитель от коробки передач;
  • Разобрать коробку передач в следующем порядке:
    • Вывернуть болты крепления верхней крышки коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее;
    • Отвернуть гайку крепления фланца карданного вала и снять фланец, снять передние и задние крышки подшипников ведущего, ведомого и промежуточного валов, вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок);
    • Расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала;
    • Съемниками снять задний подшипник ведомого вала, для этого использовать специальный захват;
    • Установить захват на проточку подшипника и стянуть гайками;
    • Вворачивая винт в траверсу и упираясь наконечником в торец вала, снять подшипник.
    • Снять крышку смотрового люка, крышки подшипников ведущего и промежуточного валов делителя;
    • Вынуть ведущий вал делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, вынуть синхронизатор, расстопорить и вывернуть болты крепления упорной шайбы подшипника;
    • Выпрессовать промежуточный вал делителя из подшипника, вынуть подшипник из корпуса;
    • Вынуть промежуточный вал делителя;
    • Расстопорить и вывернуть два болта крепления вилки переключения передач;
    • Вынуть вал с рычагом и извлечь вилку из картера делителя.
    • Отсоединить демультипликатор от коробки передач;
    • Разобрать коробку передач в следующем порядке:
      • Вывернуть болты крепления верхней крышки коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее;
      • Снять передние крышки подшипников ведущего и промежуточного валов (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок).
      • Отсоединить картер сцепления от коробки передач;
      • Разобрать коробку передач в следующем порядке:
        • Вывернуть болты крепления верхней крышки коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снимите ее;
        • Отвернуть гайку крепления фланца карданного вала и снять фланец, снять передние и задние крышки подшипников ведущего, ведомого и промежуточного валов, вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок);
        • Снять стопорные кольца подшипников; расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала;
        • Съемниками И801.30.000 снять задний подшипник ведомого вала, для этого использовать захват И801.30.100;
        • Установить захват на проточку подшипника и стянуть гайками;
        • Вворачивая винт в траверсу и упираясь наконечником в торец вала, снять подшипник.
        • Снять стакан заднего подшипника вместе с подшипником промежуточного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала, упираясь упором в стенку картера коробки передач, ввернуть в резьбовое отверстие стакана подшипника до упора два болта. Упираясь наконечником в торец вала, ввернуть винт в плиту до полного снятия подшипника со стаканом.
        • При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника промежуточного вала установить технологическую упорную шайбу между венцом шестерни 2-й передачи промежуточного вала и венцом блока шестерни заднего хода (во избежание поломки зубьев венца 2-й передачи).
        • Вынуть первый, ведомый и промежуточный валы коробки передач.
        • Съемником И801.32.000 спрессовать ось блока шестерен заднего хода. Для этого рукоятку установить в крайнее правое положение, ключом ввернуть винт в ось блока шестерен; затем завернуть рукоятку на винте до полного снятия оси блока шестерен.
        • Вынуть блок шестерен подшипники с проставочным кольцом и упорные шайбы.
        • Снять упорное кольцо и передний подшипник ведомого вала, для этого использовать захват, установить его на подшипник и стянуть гайками.
        • Ввертывая винт в траверсу и, упираясь наконечником в торец вала, снять подшипник, затем синхронизатор четвертой, пятой передач, упорное кольцо шестерни четвертой передачи. Для этого необходимо:
          • Вывести замковую шпонку из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлиц шайбы и вала; снять шестерню четвертой передачи с роликами насыпных подшипников;
          • Спрессовать втулку четвертой передачи, извлечь замковую шпонку с пружиной; снять шестерню и подшипник третьей передачи, синхронизатор второй и третьей передач;
          • Шестерню и подшипник первой передачи, муфту включения первой передачи и передачи заднего хода, спрессовать шлицевую втулку первой передачи, снять шестерню и подшипник передачи заднего хода, спрессовать втулку передачи заднего хода;
          • Снять шестерню и подшипник второй передачи.
          • Отвернуть гайки и снять опоры рычага переключения передач, вынуть стаканы, пружины и шарики фиксаторов;
          • Расшплинтовать и вывернуть установочные винты крепления вилок и головок штоков, выбить три заглушки, вынуть штоки переключения передач, выбить заглушки замка штоков, вынуть шарики из крышки и штифт замкового устройства из среднего штока;
          • Отвернуть стакан пружины и вынуть пружину, предохранитель и втулку предохранителя.

          Читайте также: Муфта служит для управляемого соединения или разъединения валов

          Сборку производить в последовательности, обратной разборке, учитывая следующие особенности:

          • При установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовывать приработанные друг к другу шестерни;
          • При установке шестерен из числа запасных частей необходимо сопрягаемые шестерни скомплектовать по пятну контакта и уровню шума на зубообкатных станках. Желательно расположение пятна контакта в зоне делительной окружности;
          • При проверке пар шестерен на зубообкатных станках с торможением и без торможения ведомой шестерни шум должен быть ровным, низкого тона, без постукивания и скрежета. Шум высокого тона не допускается;
          • Для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, использовать съемник И801.31.000. Для этого установить на наконечник шайбу, пропустить болты через отверстия в стакане, ввернуть их в резьбовые отверстия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой в подшипник, вворачивать винт в плиту до полной установки стакана с подшипником;
          • При сборке ведомого вала обратить внимание на правильность установки втулок подшипников. Отверстия на втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соответствующих шейках ведомого вала;
          • При сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки; при установке переднего подшипника ведущего вала приставное кольцо должно быть установлено внутрь к торцу вала;
          • При напрессовке шестерни привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температуры 90 °С;
          • Обратить внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делителя. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть для обоих синхронизаторов основной коробки 275. 373 Н (28. 38 кгс), для синхронизатора делителя 589. 687 Н (60. 70 кгс). Блокирующие фаски картера и пальцев не должны иметь следов значительного износа.
          • После сборки ведомого вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен первой, второй, третьей передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27. 0,4 мм; по ступице шестерни четвертой передачи — 0,265. 0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни ведущего вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375. 0,715 мм.
          • Перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулировать зазор между сухарем вилки переключения передач делителя и кареткой синхронизатора;
          • При установке крышек подшипников ведущих валов коробки передач и делителя, а также крышки ведомого вала обеспечить минимальные люфты валов подбором регулировочных прокладок, для этого:
            • Замерить с точностью 0,05 мм абсолютный размер от торца наружного кольца подшипника до плоскости картера при запрессованном до упора подшипнике;
            • Для крышек ведущих валов делителя, для крышки ведомого вала коробки передач положите на привалочную поверхность крышки уплотнительную прокладку, замерить с точностью 0,05 мм размер, определить необходимую суммарную толщину с регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности (b-с) на 0,2. 0,4 мм;
            • Подобрав нужное количество регулировочных прокладок, установить крышку.

            Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.

            Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.

            При повороте вала вилки выключения сцепления от руки, муфта выключения сцепления должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей длине направляющей крышки ведущего вала.

            Проверить на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 588 кПа (6 кгс/см2), подведенным к редукционному клапану. При этом необходимо использовать технологический кран управления делителем. В обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход 6 мм) клапане включения делителя допускается падение давления в воздушном баллоне не более 147 кПа (1,5 кгс/см2) в течение 40 с.

            Отрегулировать зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя. Все отремонтированные и собранные коробки передач должны пройти испытания на специальном стенде.

            Испытательный стенд должен иметь следующее оборудование:

            • Устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала: 1300 мин -1 и 2600 мин -1 ;
            • Муфту сцепления, соединенную с ведущим валом коробки передач и выключаемую при переключении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 12,7 Нм/сек2 (1,3 кгсм/сек2);
            • Тормозное устройство, соединенное с ведомым валом и обеспечивающее тормозной момент 49, 1 Нм (5 кпгм) для первой передачи и передачи заднего хода и 98,1. 147 Н.м (10. 15 кпгм) для остальных передач;
            • Устройство, обеспечивающее замер момента на ведомом валу;
            • Пневматическую систему для переключения делителя. Давление воздуха в пневмо-системе должно быть 588. 686 кПа (6. 7 кгс/см);
            • приборы для замера уровня шума.

            Для смазывания коробки передач при испытаниях используйте моторное масло, подогретое до температуры 85 °С. Испытания коробок передач проводить в двух режимах; без нагрузки и под нагрузкой. При испытаниях без нагрузки проверять работу делителя и включение передач. Режимы испытаний коробок передач приведены в Таблицах 9, 10, 11, 12.

            • Свежие записи
              • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
              • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
              • Какие моторы бывают у стиральных машин
              • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
              • Как снять стопорную шайбу с вала


              📺 Видео

              #КПП #154 #КАМАЗ #снятие обоймы подшипника #7607 с первичного вала кппСкачать

              #КПП #154 #КАМАЗ #снятие обоймы подшипника #7607 с первичного вала кпп

              Сборка кпп камаз 154. Часть 2.Скачать

              Сборка кпп камаз 154. Часть 2.

              Часть 3. Дефекты коробки 154 Камаз. Виктор ИлюшкинСкачать

              Часть 3.  Дефекты коробки 154 Камаз.  Виктор Илюшкин

              Часть 8. Сборка делителя КПП 154 Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать

              Часть 8. Сборка делителя КПП 154 Камаз. Виктор Илюшкин.

              Часть 2. Разбираем и дефектуем коробку передач 154 Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать

              Часть 2. Разбираем и дефектуем коробку передач 154 Камаз. Виктор Илюшкин.

              СБОРКА КПП КАМАЗ 152. Своими руками в первый раз.Скачать

              СБОРКА КПП КАМАЗ 152. Своими руками в первый раз.

              Ремонт КПП Камаз. Причина отворота гаек первичных валов КПП Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать

              Ремонт КПП Камаз. Причина отворота гаек первичных валов КПП Камаз. Виктор Илюшкин.

              Как работает МКПП. Вся суть за 6 минутСкачать

              Как работает МКПП. Вся суть за 6 минут

              Первичный вал КПП Камаз.Скачать

              Первичный вал КПП Камаз.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток