С учетом особенностей электроприемников (1-я, 2-я категория), схемы электроснабжения их (отсутствие резерва по сети), а также большого количества присоединений к сборным шинам для главного распределительного устройства ТЭЦ, может предусматриваться схема с двумя системами сборных шин (рис. 5-10), в которой каждый элемент присоединяется через развилку двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин. На рис. 5-10 схема изображена в рабочем состоянии: генераторы Г1 и Г2 присоединены на первую систему сборных шин 1СШ, от которой получают питание групповые реакторы и трансформаторы связи Т1 и Т2. Рабочая система шин секционирована включателей ВС и реактором PC, назначение которых такое же, как и в схеме с одной системой шин. Вторая система шин
2СШ является резервной, напряжение на ней нормально отсутствует. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительными выключателями ШCB1 и ШСВ2, которые в нормальном режиме отключены.
Возможен и другой режим работы этой схемы, когда обе системы шин находятся под напряжением и все присоединения распределяются между ними равномерно. Такой режим, называемый работой с фиксированным присоединением цепей, обычно применяется на шинах повышенного
Достоинством этой схемы, является, возможность ремонта любой системы шин без отключения потребителей и источников. В этом случае после включении ШСВ переводят все присоединения на резервную систему шин, включая соответствующие разъединители, и отключают рабочую систему шин для ремонта. Другим достоинством является то, что при к. з. на одной системе шин потребители теряют питание только на время переключений на резервную систему шин.
В этой схеме можно использовать шиносоединительный выключатель для замены выключателя любого присоединения.
5-3. СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ НА СТОРОНЕ 35 кВ И ВЫШЕ
Видео:Как читать электрические схемы.Отличие секции от системы шинСкачать
1.2. Две системы сборных шин
Схема применяется в РУ на напряжении6-35 кВ (Рисунок 1.4). Все присое-
динения подключаются к шинам через развилку из двух разъединителей. Шино-
соединительный выключатель QA нормально отключен и предназначен для вы-
равнивания потенциалов при переходе с одной СШ на другую. Наличие двух сис-
тем шин позволяет поочередно их ремонтировать без отключения присоединений.
QA
Рисунок 9.4. Схема с двумя системами сборных шин
Возможны два варианта работы схемы:
1) Когда одна СШ находится под напряжением, а другая в резерве.
2) Когда обе СШ находятся под напряжением.
В первом варианте короткое замыкание на рабочей СШ приводит к потере всех присоединений.
Если источники питания и линии равномерно распределить между СШ, то
во втором варианте при КЗ на любой СШ теряется лишь половина присоедине-
ний. При эксплуатации схемы в таком режиме шиносоединительный выключатель
QA постоянно включен и выполняет функции секционного выключателя.
При использовании этой схемы в ГРУ, одну из СШ (рабочую) секциониру-
ют. Число секций обычно равно числу генераторов.
Существенный недостаток схемы состоит в том, что она не позволяет ре-
монтировать выключатели без отключения присоединений.
Видео:Электрические подстанции #2 - Виды главных схем распределительных устройствСкачать
1.3. Одна система сборных шин с обходной СШ
Схема применяется на напряжении110 – 220 кВ при числе присоединений равном пяти — шести (рисунок 1.5).
Обходной выключатель (QО) предназначен для замены выключателя любо-
го присоединения при выводе его в плановый ремонт. В нормальном режиме он обычно отключен, а обходная система шин (АО) не находится под напряжением.
В межремонтный период обходной выключатель может выполнять функции секционного. Для этого в схеме предусмотрена перемычка между секцией А1.2 и
обходной системой шин. Ток с секции А1.1 будет протекать через разъединитель
QS1, обходной выключатель QO, разъединитель QS2, обходную систему шин АО и разъединители QS3 и QS4 на секцию А1.2. Разъединитель QS5 должен быть от-
ключен. Разъединители QS3 и QS4 соединены последовательно. При ремонте од-
ного из них (обычно одновременно с шинами) другой создает видимый разрыв.
Читайте также: Авто шины для автобусов
Рисунок 1.5. Схема «Одна система сборных шин с обходной»
Обычно схема работает как одна секционированная система шин со свойст-
венными ей недостатками. Даже плановый ремонт секции приводит к потере при-
соединений, а ответственные потребители остаются без источника резервного пи-
тания. Следующая схема при плановом ремонте позволяет сохранить все присое-
Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ+ОСШСкачать
1.4. Две системы сборных шин с обходной СШ
Схема применяется на напряжении110-220 кВ при числе присоединений
Рисунок 1.6. Схема «Две системы сборных шин с обходной СШ» с однорядным расположением выключателей.
Схема сочетает достоинства двух предыдущих, т.е. позволяет без отключе-
ния присоединений производить плановые ремонты выключателей и сборных шин.
Порядок вывода в ремонт линейного выключателя Q:
1. Собирают схему обходного выключателяQO. Включают разъедини-
тели QS1(если линия W4 питается с СШ А1) и QS2.
2. Включают обходной выключатель для проверки состояния изоляции обходной системы шин. Если операция прошла успешно, то обходной выключа-
3. Включают шинный разъединитель QS3.
4. Повторно включают обходной выключательQO, создавая обходной путь с СШ А1 через QS1, QO, QS2, обходную систему шин и QS3 в линию.
5. Отключают выключатель Q, размыкают разъединители QS4 и QS5 (QS6 нормально отключен).
Пока выключатель Q на ремонте, его функции будет выполнять обходной выключатель QO. Например, при коротком замыкании на линии W3 релейная за-
щита подействует на отключение QO.
На электростанциях схему эксплуатируют с фиксированным присоединени-
ем источников питания и линий, равномерно распределяя их между системами шин.
При числе присоединений от12 до 15 одна из СШ секционируется. При числе присоединений 16 и более секционируется обе СШ. С целью экономии вы-
ключателей в случае секционирования рекомендуется объединять функции — об ходного и шиносоединительного выключателя. Фрагмент схемы с числом при-
соединений от12 до 15 показан на рисунке 1.7.
Видео:Монтажные схемы и маркировка электрических цепейСкачать
СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
НА СТОРОНЕ 6 — 10 кВ
а) Схема с одной системой сборных шин:
На электростанциях и подстанциях широко распространена схема с одной системой шин, секционированной выключателем (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Схема с одной системой сборных шин, секционированной выключателем.
Источники питания ИП1, ИП2 и линии присоединяются к сборным шинам с помощью выключателей и разъединителей. На каждую цепь необходим один выключатель, который служит для отключения и включения ее в нормальных и аварийных режимах. При необходимости отключения, например, линии Л1 отключают выключатель В1. При ремонтах на линии в целях безопасности разъединителем Р1 создается видимый разрыв. При выводе в ремонт выключателя В1 после отключения его отключают линейный разъединитель Р1, а затем шинный Р2.
Таким образом, разъединители служат для создания видимого разрыва при ремонтах и не являются оперативными элементами. Вследствие однотипности и простоты операций с разъединителями в этой схеме аварийность из-за неправильных действий с ними дежурного персонала мала.
Достоинствами схемы являются простота, наглядность, экономичность, достаточно высокая надежность, что можно подтвердить на примере присоединения главной понизительной подстанции ГПП к шинам электроустановки двумя линиями ЛЗ, Л4 (рис. 3.4). При повреждении одной линии (к. з. в точке К.2) отключаются выключатели В2, ВЗ и автоматически включается ВС2, восстанавливая питание первой секции ГПП по линии Л4.
При к. з. на шинах в точке К1 отключаются выключатели ВС1, В5, ВЗ и автоматически включается ВС2. При отключении одного из источников нагрузку принимает доставшийся в работе источник питания.
Таким образом, питание ГПП в рассмотренных аварийных режимах не нарушается благодаря наличию двух питающих линий, присоединенных к разным секциям станции, каждая из которых должна быть рассчитана на полную нагрузку (100%-ный резерв по сети). При наличии такого резерва по сети схема с одной секционированной системой шин может быть рекомендована для ответственных потребителей.
Однако схема обладает и рядом недостатков. При повреждении и последующем ремонте одной секции ответственные потребители, нормально питающиеся с обеих секций, остаются без резерва, а потребители, нерезервированные по сети, отключаются на все время ремонта. В этом же режиме источник питания, подключенный к ремонтируемой секции, отключается на все время ремонта.
Читайте также: Монтировщик шин обучение в белгороде
Последний недостаток можно устранить, присоединяя источники питания одновременно к двум секциям, но это усложняет конструкцию распределительного устройства и увеличивает число секций (по две секции на каждый источник).
Схема с одной системой сборных шин широко применяется для подстанций на напряжении 6 — 10 кВ и для питания собственных нужд станций, где в полной мере можно использовать ее достоинства, особенно благодаря применению комплектного распределительного устройства.
На генераторном напряжении электростанции, отдающих большую часть энергии близко расположенным потребителям, возможно применение схемы с одной системой шин, соединенной в кольцо (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Схема с одной системой сборных шин, соединенной в кольцо.
На этой схеме разъединители показаны упрощенно. Сборные шины разделены на секции по числу генераторов. Секции соединяются между собой с помощью секционных выключателей ВС и секционных реакторов РС, которые служат для ограничения тока к. з. на шинах. Линии 6 — 10 кВ присоединяются к сборкам С1 — С6, получающим питание через групповые сдвоенные реакторы СР1, СР2, СРЗ от соответствующих секций главного распределительного устройства. Количество групповых реакторов зависит от числа линий и общей нагрузки потребителей 6 — 10 кВ. Благодаря малой вероятности аварий в самом реакторе и ошиновке от реактора до главных сборных шин и до сборок КРУ присоединение группового реактора осуществляется без выключателя, предусматривается лишь разъединитель для ремонтных работ в ячейке реактора. Для линий в этих случаях применяются ячейки КРУ.
Каждая ветвь сдвоенного реактора может быть рассчитана на ток от 600 до 3000 А, т. е. возможно присоединение нескольких линий напряжением 6 кВ к каждой сборке. На схеме (рис. 3.5) восемнадцать линий присоединены через три групповых реактора; таким образом, число присоединений к главным сборным шинам уменьшается по сравнению со схемой без групповых реакторов на 15 ячеек, что значительно увеличивает надежность работы главных шин электростанции, снижает затраты на сооружение РУ за счет уменьшения числа реакторов и уменьшает время монтажа благодаря применению комплектных ячеек для присоединения линий 6 — 10 кВ.
Питание ответственных потребителей производится не менее чем двумя линиями от разных сдвоенных реакторов, что обеспечивает надежность электроснабжения.
Если шины генераторного напряжения разделены на три-четыре секции, не соединенных в кольцо, то возникает необходимость выравнивания напряжения между секциями при отключении одного из генераторов. Так, при отключении генератора Г1 (рис. 3.5) нагрузка первой секции питается от оставшихся в работе генераторов Г2 и ГЗ. При этом ток от Г2 проходит через реактор РС1, а ток от ГЗ проходит через два реактора РС2 и РС1. Из-за потери напряжения в реакторах уровень напряжения на секциях будет неодинаков: наибольший на секции 3 и наименьший на секции 1. Для повышения напряжения на секции 1 необходимо шунтировать реактор РС1, для чего в схеме предусмотрен шунтирующий разъединитель ШР1. В рассматриваемом режиме второй шунтирующий разъединитель не включается, так как это приведет к параллельной работе генераторов Г2 и ГЗ без реактора между ними, что недопустимо и условиям отключения к. з.
Порядок операций шунтирующими разъединителями должен быть следующим: отключить секционный выключатель ВС; включить шунтирующий разъединитель ШР; включить секционный выключатель ВС.
Чем больше секций на электростанции, тем труднее поддерживать одинаковый уровень напряжения, поэтому при трех и более секциях сборные шины соединяют в кольцо. В схеме на рис. 3.5 первая секция может быть соединена с третьей секционным выключателем и реактором, что создает кольцо сборных шин. Нормально все секционные выключатели включены, и генераторы работают параллельно. При к. з. на одной из секций отключается генератор данной секции и два секционных выключателя, однако параллельная работа других генераторов не нарушается.
Читайте также: Скупка шин в туле
При отключении одного из генераторов потребители данной секции получают питание с двух сторон, что создает меньшую разницу напряжений на секциях и позволяет выбирать секционные реакторы на меньший ток, чем в схеме с незамкнутой системой шин.
В схеме кольца номинальный ток секционных реакторов принимают примерно равным 50 — 60% номинального тока генератора, а сопротивление их 8 — 10%.
Рассмотренная схема рекомендуется для ТЭЦ с генераторами до 60 МВт включительно, если потребители питаются по резервируемым линиям, а число присоединений к секции не превышает шести — восьми.
б) Схема с двумя системами сборных шин:
С учетом особенностей электроприемников (1-я, 2-я категории), схемы электроснабжения их (отсутствие резерва по сети), а также большого количества присоединений к сборным шипам для главного распределительного устройства ТЭЦ может предусматриваться схема с двумя системами сборных шин (рис. 3.6), в которой каждый элемент присоединяется через развилку двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин.
Рис. 3.6. Схема с двумя системами сборных шин.
На рис. 3.6 схема изображена в рабочем состоянии: генераторы Г1 и Г2 присоединены на первую систему сборных шин 1СШ, от которой получают питание групповые реакторы и трансформаторы связи Т1 и Т2. Рабочая система шин секционирована включателем ВС и реактором РС, назначение которых такое же, как и в схеме с одной системой шин. Вторая система шин 2СШ является резервной, напряжение на ней нормально отсутствует. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительными выключателями ШСВ1 и ШСВ2, которые в нормальном режиме отключены.
Возможен и другой режим работы этой схемы, когда обе системы шин находятся под напряжением и все присоединения распределяются между ними равномерно. Такой режим, называемый работой с фиксированным присоединением цепей, обычно применяется на шинах повышенного напряжения.
Достоинством этой схемы является возможность ремонта любой системы шин без отключения потребителей и источников. В этом случае после включения ШСВ переводят все присоединения на резервную систему шин, включая соответствующие разъединители, и отключают рабочую систему шин для ремонта. Другим достоинством является то, что при к. з. на одной системе шин потребители теряют питание только на время переключений на резервную систему шин.
В этой схеме можно использовать шиносоединительный выключатель для замены выключателя любого присоединения.
Рассматриваемая схема является гибкой и достаточно надежной. К недостаткам ее следует отнести большое количество разъединителей, изоляторов, токоведущих материалов и выключателей, более сложную конструкцию распределительного устройства, что ведет к увеличению капитальных затрат на сооружение ГРУ. Существенным недостатком является использование разъединителей в качестве оперативных аппаратов. Большое количество операции разъединителями и сложная блокировка между выключателями и разъединителями приводят к возможности ошибочного отключения тока нагрузки разъединителями. Вероятность аварий из-за неправильного действия обслуживающего персонала в схемах с двумя системами шин больше, чем в схемах с одной системой шин.
СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
НА СТОРОНЕ 35 кВ И ВЫШЕ
а) Схемы блоков трансформатор – линия:
При небольшом количестве присоединений на стороне 35 — 220 кВ применяют упрощенные схемы, в которых обычно отсутствуют сборные шины, число выключателей уменьшенное. В некоторых схемах выключателей высокого напряжения вообще не предусматривают. Упрощенные схемы позволяют уменьшить расход электрооборудования и строительных материалов, снизить стоимость распределительного устройства, ускорить его монтаж. Такие схемы наибольшее распространение получили на подстанциях.
Одной из упрощенных схем является схема блока трансформатор — линия (рис. 3.7, а). В блочных схемах элементы электроустановки соединяются последовательно без поперечных связей с другими блоками. В рассматриваемой схеме трансформатор Т1 соединен с линией Л1 выключателем В2. При аварии в линии отключаются выключатели В1 и В2, работа трансформатора прекращается; при аварии в трансформаторе отключаются выключатели В2, ВЗ.
Рис. 3.7. Схемы блоков трансформатор – линия:
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШСкачать
Кросс-модуль | Распределительный блок применение. Что такое кросс-модуль?Скачать
Лапидус А.А. Схемы подстанцийСкачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): квадратСкачать
Лекция 7. Схемы - обзор. Электрические структурная и схема соединений.Скачать
ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВУХСКОРОСТНЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРО ДВИГАТЛЕЙСкачать
Лапидус А.А. Схемы с ГРУСкачать
Испытания сборных шинСкачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 4/3Скачать
ЭСиПСТ Лекция 8 - Структурные схемы электрических станцийСкачать
Как читать электрические схемы. Урок №6Скачать
Лекция 310. Шина USB - функциональная схемаСкачать
Вывод выключателя в ремонт через обходную систему шинСкачать
3.3 Системы оперативного тока подстанции 2 1Скачать
Электрические парциальные схемы по ГОСТу за 5 минутСкачать