Схемы карданных валов газ 53

Вал карданный ГАЗ-53: важная деталь рабочей лошадки

Схемы карданных валов газ 53

Грузовые автомобили ГАЗ-53 уже больше двадцати лет как сняты с производства, однако они все еще занимают видное место на дорогах. Во многом это заслуга надежной конструкции автомобиля, в том числе и его трансмиссии. О трансмиссии грузовиков ГАЗ-53 и конкретно о карданной передаче читайте в этой статье.

Видео:Кардан ГАЗ 52 | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

Кардан ГАЗ 52 | Кардан Ремонт Юра ©

Общее устройство трансмиссии автомобилей ГАЗ-53А

Все автомобили семейства ГАЗ-53 имеют трансмиссию, построенную по классической схеме с приводом на колеса задней оси. Также в базовых модификациях данного грузовика не предусматривалось никаких дополнительных агрегатов (лебедки, манипуляторов и т.д.), требовавших наличия привода. Поэтому общее устройство и конструкция отдельных компонентов трансмиссии ГАЗ-53 довольно простое.

Трансмиссия грузовиков семейства ГАЗ-53 состоит из следующих узлов и агрегатов:

  • Сцепление — классическое сухое однодисковое, в нормальном состоянии постоянно замкнуто, устанавливается непосредственно на маховике двигателя (кожух сцепления («корзина») болтами прикручивается к маховику). Выключение сцепления выполняется с помощью простого по конструкции привода без усилителя, управление сцеплением — традиционное, с помощью педали;
  • Коробка переключения передач — четырехступенчатая (4 передачи вперед и 1 передача назад) механическая (с ручным управлением), трехходовая, трехвальная с синхронизаторами на каждой передаче (за исключением задней). Механизм выбора передачи расположен на верхней крышке КПП, установленный здесь рычаг выходит непосредственно в пол кабины;
  • Карданная передача — подробнее о ней читайте ниже;
  • Главная передача (ГП) — одинарная (состоит только из двух шестерен), гипоидная (оси шестерен разнесены по высоте) на конических шестернях. Передаточное число ГП в разных модификациях ГАЗ-53 составляет 6,166 или 6,833. Внутри ведомой шестерни, имеющей большой диаметр, расположен дифференциал, заключенный в свой корпус, дифференциал состоит из четырех сателлитов на крестовине и двух расположенных вертикально ведущих шестерен;
  • Полуоси — имеют скользящее шлицевое соединение с ведущими шестернями дифференциала (шлицевая втулка расположена в ступице шестерен), с внешней стороны полуоси заканчиваются фланцами, с помощью которых они болтами прикручиваются к ступицам колес.

Работает трансмиссия следующим образом. Крутящий момент от карданного вала через сжатые диски сцепления передается на первичный вал КПП, где подвергается изменению по величине (а в случае включения задней скорости — и по направлению) и через карданную передачу поступает на задний мост. Главная передача еще раз изменяет крутящий момент и поворачивает его поток на 90°. Далее крутящий момент через дифференциал поступает на полуоси и колеса. При выполнении поворотов или движении по неровностям дороги сателлиты дифференциала перекатываются по ведущим шестерням, обеспечивая необходимое в этих ситуациях различие в угловых скоростях вращения ведущих колес.

Необходимо отметить, что в КПП ГАЗ-53 изначально предусмотрена возможность установки раздаточной коробки, которая обеспечивает отбор мощности для привода лебедки или других агрегатов. Для этого в картере КПП выполнено квадратное окно, которое в обычных модификациях грузовика просто закрыто лючком. Так что при необходимости на автомобиль можно установить дополнительное оборудование с минимальным вмешательство в конструкцию трансмиссии. Привод агрегатов от «раздатки» осуществляется через собственную карданную передачу.

Важным связующим звеном между главными узлами трансмиссии является карданная передача, о которой расскажем более подробно.

Видео:Центровка кардана и балансировка | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

Центровка кардана и балансировка | Кардан Ремонт Юра ©

Назначение и устройство карданной передачи ГАЗ-53

Карданная передача служит для бесперебойной подачи потока крутящего момента от вторичного вала КПП на ГП ведущего моста. Причем конструкция карданной передачи такова, что поток крутящего момента не прерывается в любых условиях — при малой или большой загрузке транспортного средства, при его движении по различным неровностям дороги, при выполнении маневров и т.д.

Схемы карданных валов газ 53

Конструктивно карданная передача всех модификаций ГАЗ-53 состоит из следующих деталей:

  • Передний карданный шарнир с фланцем для соединения с фланцем вторичного вала КПП;
  • Промежуточный (или передний) вал, опирающийся на специально предусмотренную промежуточную опору (установлена на поперечине рамы автомобиля);
  • Средний карданный шарнир со скользящей вилкой;
  • Основной (или задний) вал;
  • Задний карданный шарнир с фланцем для соединения с фланцем, установленным на ведущем мосту.

Читайте также: Ножи для вала фуганка

Все карданные шарниры автомобиля устроены одинаково, отличаясь лишь некоторыми деталями. Они состоят из двух обращенных друг к другу вилок и крестовины, шипы которой вставляются в зубцы вилок через простые по конструкции игольчатые подшипники. Сами подшипники устанавливаются в закрытые с внешней стороны стаканы, которые вставляются в вилки, сверху закрываются крышками и стопорными пластинами. Для предотвращения утечки смазочного материала шипы крестовины вставляются в подшипники через сальники.

Передняя вилка переднего и задняя вилка заднего кардана имеют жесткое (сварное) соединение с фланцами. Задняя вилка переднего кардана, задняя вилка среднего кардана и передняя вилка заднего кардана жестко соединены с валами (просто приварены). И только передняя вилка среднего кардана выполнена подвижной — она соединена со шлицевым валом, который свободно вставляется и скользит в шлицевой втулке промежуточного кардана.

Благодаря карданным шарнирам и наличию скользящей вилки весь карданный вал имеет возможность в некоторых пределах изменять свою длину. Это обеспечивает непрерывность крутящего момента при различной загрузке автомобиля и во время движения по неровностям дороги, то есть, при скручиваниях и изгибах рамы, которые неизбежно приводят к некоторому изменению расстояния между КПП и ведущим мостом.

Промежуточный карданный вал — это стальная труба с внешним диаметром 75,2 мм, в его передней части просто приварена вилка, а в задней находится шлицевая втулка с сальником. Для защиты внутренней поверхности вала от влаги, а также для предотвращения растекания смазки сразу за шлицевой втулкой предусмотрена герметичная заглушка.

Промежуточная опора, удерживающая вал, тоже устроена просто. Ее основу составляет кронштейн с резиновой подушкой, в центре которой через стальной стакан монтируется шарикоподшипник. Подшипник спереди и сзади защищен грязезащитными шайбами и сальниками. Опора монтируется на поперечину рамы с помощью болтового соединения. В опоре предусмотрена пресс-масленка, значительно облегчающая обслуживание данного узла. Сальники многих модификаций ГАЗ-53, особенно ранних, выполнены из войлочных колец со специальной пропиткой.

Основной карданный вал — это просто полая труба, к которой спереди и сзади приварены идентичные вилки карданных шарниров.

Интересно отметить, что очень многие детали, используемые в карданных передачах автомобилей семейства ГАЗ-53, полностью взаимозаменяемы с аналогичными деталями в грузовиках ГАЗ-66. К таким деталям относятся крестовины, фланцы, игольчатые подшипники, сальники, шлицевая втулка промежуточного вала и другие. Это значительно облегчает ремонт и обслуживание всех горьковских грузовиков, выпускаемых вплоть до 1999 года.

Видео:балансировка карданного вала домаСкачать

балансировка карданного вала дома

Вопросы ТО и ремонта карданной передачи ГАЗ-53

Карданная передача будет надежно работать только в случае ее регулярного обслуживания и своевременного ремонта.

При ежедневном ТО (ЕТО) проводится:

  • Очистка всех деталей и их соединений от грязи;
  • Проверка всех уплотнений на предмет их износа (проявляется утечкой смазки);
  • Общий осмотр деталей, проверка отсутствия трещин и деформаций.

При каждом ТО-1 выполняются следующие работы:

  • Осмотр всех соединений, особое внимание уделяется болтовым соединениям фланцев, проводится их проверка и, при необходимости, подтяжка;
  • Осмотр и проверка всех сальников, при необходимости — их замена;
  • Смазка игольчатых подшипников на каждой крестовине, осуществляется через пресс-масленки, применяется соответствующее сезону трансмиссионное масло;
  • Смазка подшипника промежуточной опоры, производится через предусмотренную для этого пресс-масленку консистентной смазкой.

При каждом ТО-2 проводятся все работы в рамках ТО-1, а также дополнительно выполняется:

  • Смазка шлицевой втулки, используется консистентная смазка (чтобы выполнить эту работу, следует разобрать промежуточный вал, промыть все детали бензином и проверить их на износ);
  • Проверка люфтов во всех карданных шарнирах;
  • Проверка люфта скользящей вилки в шлицевой втулке.

Читайте также: Как увеличить диаметр вала под шкив

Грамотно и своевременно выполняя ТО и ремонт, можно значительно продлить время нормальной эксплуатации старичка ГАЗ-53.

Видео:Ремонт кардана ГАЗ-53Скачать

Ремонт кардана ГАЗ-53

Схемы карданных валов газ 53

Схемы карданных валов газ 53

Видео:вибрация карданного вала зилСкачать

вибрация карданного вала зил

Запчасти для грузовых автомобилей

Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104

Карданные валы автомобиля ГАЗ-53

Карданная передача ГАЗ-53 (рис.1) состоит из двух карданных валов открытого типа: промежуточного карданного вала с опорой и заднего карданного вала.

В связи с тем, что расстояние между коробкой передач и главной передачей не остается постоянным при движении автомобиля, карданные валы ГАЗ-53 имеют подвижное шлицевое соединение.

Схемы карданных валов газ 53

Рис.1. Карданная передача автомобиля ГАЗ-53

1 — предохранительный клапан крестовины; 2 — крышка подшипника кардана; 3 — крестовина; 4 — промежуточный карданный вал; 5 и 12 — пресс-масленки; 6 — резиновая подушка; 7 — сальник опоры; 5 — сальниковое уплотнение шлиц; 9 — скользящая вилка; 10 — задний карданный вал; 11 — центрирующий вкладыш; 13 — подшипник опоры; 14, 15 -сальники

Уход за карданной передачей ГАЗ-53 состоит в смазывании шлицевого соединения и подшипника опоры промежуточного карданного вала, в замене смазочного материала в шарнирах, в регулировке затяжки обоймы сальникового уплотнения 8 и проверке крепления фланцев карданных валов.

При ТО-2 проверяют карданные шарниры на отсутствие осевого и углового зазоров, а также зазоры в шлицевом соединении. Для проверки зазоров покачивают рукой карданные шарниры. Люфты, дающие стук в соединении, не допускаются. Размеры сопрягаемых деталей карданного вала даны в приложении.

Натяг сальников шлицевого соединения регулируют навинчиванием обоймы сальника усилием руки так, чтобы торец обоймы был в пределах канавки шлицевой втулки. Затяжку сальника проверяют при ТО-1. При проверке крепления фланцев карданов ГАЗ-53 затяжку производят моментом 50 — 62 Нм.

При пробеге 30 — 50 тыс. км (в зависимости от категории условий эксплуатации) заменяют смазочный материал в карданных шарнирах. При малом пробеге заменяют не реже 1 раза в 5 лет.

Для замены смазочного материала снимают кардан ГАЗ-53, разбирают шарниры, удаляют старый смазочный материал, промывают детали в керосине, закладывают в каждый подшипник по 3 — 4 г смазочного материала и собирают шарниры.

Кардан ГАЗ-53 снимают только в случае замены смазочного материала в шарнирах или при появлении неисправностей, требующих проверки зазоров в подшипнике опоры, шарнирах или шлицевом соединении. Снимают подшипник опоры промежуточного вала и карданные шарниры только в случае чрезмерных зазоров в них.

До разборки карданного вала ГАЗ-53 проводят контрольную проверку. Для промежуточного вала биение проверяют вращением трубы на призмах относительно посадочных поверхностей фланцев и подшипника промежуточной опоры.

Замеры выполняют индикатором, установленным на плите призм. Биение по длине трубы промежуточного карданного вала не должно быть более 1 мм, заднего — не более 1,2 мм.

Далее проверяют угловой люфт, образующийся в результате изнашивания шлицевого соединения и деталей карданного вала ГАЗ-53. При проверке люфта один из концов карданного вала закрепляют, а к другому прикладывают крутящий момент 7 Нм.

При этом на плите устанавливают индикатор, ножку которого выставляют на радиусе 35 мм относительно вала без приложения нагрузки, а затем при приложении нагрузки замеряют люфт.

Допустимый люфт — не более 0,35 мм на радиусе 35 мм для промежуточного вала и не более 0,17 мм на том же радиусе для заднего вала. Допустимый люфт шлицевого соединения — не более 0,25 мм на радиусе 49 мм. Контрольная проверка проводится перед балансировкой.

Читайте также: Материалы для валов двигателей

При замене вилок, фланцев или деталей карданного вала ГАЗ-53 производят динамическую балансировку промежуточного и заднего карданных валов в комплекте.

Разборка кардана ГАЗ-53

Во избежание нарушения балансировки при разборке карданных валов ГАЗ-53 все детали маркируют для того, чтобы во время сборки их поставить на прежние места и в прежнем положении.

Стрелки, указывающие на взаимное расположение валов по шлицевому соединению, должны лежать в одной плоскости. Разборке подлежат шарниры, шлицевые соединения валов, опора промежуточного карданного вала ГАЗ-53.

Перед разборкой кардана ГАЗ-53 делают краской метки на крестовине и вилках, по которым определяют при сборке их прежнее положение. Разбирают шарнир в следующей последовательности: отгибают усики стопорных пластин, вывертывают болты крепления крышек подшипников к вилке кардана и снимают крышки.

В тисках закрепляют карданный шарнир, оправку, кольцо. Выпрессовывают подшипник. Повертывают шарнир и выпрессовывают другой подшипник. Оправка при этом будет иметь упор в торец шипа крестовины. Вынимают из вилки фланец с крестовиной.

Для замены подшипника и сальников промежуточной опоры карданного вала ГАЗ-53 предварительно снимают карданную передачу с автомобиля. Чтобы разъединить передачу по шлицам, отворачивают обойму сальников.

Далее разъединяют шлицевое соединение, снимают кронштейн опоры и резиновую подушку, отгиба ют стопорные усики и специальным ключом отворачивают гайку крепления подшипника. Затем снимают подшипник в сборе с крышками, сальниками и задней распорной втулкой.

Промывают все детали кардана ГАЗ-53 в обезжиривающем растворе или в керосине и осматривают их состояние. Каналы крестовины должны быть чистыми и видны насквозь.

Крестовину заменяют, если на ее шипах имеются канавки — отпечатки игл глубиной более 0,1 мм или ее диаметр меньше 21,96 мм (номинальный размер 21,986 — 22,000 мм). Если у сальников затвердела или повреждена рабочая кромка, их заменяют.

Подшипники с деформированными иглами, помятым колпачком, а также при наружном диаметре корпуса меньше 34,97 мм и внутреннем диаметре по иглам больше 22,085 мм заменяют. Допустимое изнашивание отверстий под подшипники в вилках не более 35,05 мм.

Сборка кардана ГАЗ-53

Перед сборкой все детали еще раз промывают и раскладывают на чистом месте. Если применяются новые игольчатые подшипники, наполненные густым консервационным смазочным материалом, то их промывают и закладывают смазочный материал и собирают с резиновыми кольцами. То же делают и с подшипниками в случае смены смазочного материала.

Шарнир кардана ГАЗ-53 собирают в следующем порядке. Напрессовывают с помощью оправки на крестовину четыре сальника до упора в буртик. Вводят шипы крестовины ГАЗ-53 в ушки одной из вилок кардана, вставляют в отверстие ушков подшипники, надевая их на шипы крестовины.

С помощью направляющей оправки запрессовывают один подшипник в вилку кардана, а затем второй. После запрессовки подшипников устанавливают крышки, стопорные пластины, завертывают болты моментом 8 — 20 Нм и фиксируют их, отогнув на грань головки болта усик пластины.

Поворачивают шарнир на 1/4 оборота и в той же последовательности запрессовывают и закрепляют два других подшипника в ушках второй вилки. Проверяют легкость вращения шарниров карданного вала ГАЗ-53 и отсутствие в них ощутимых люфтов.

Промежуточную опору ГАЗ-53 с новым подшипником и сальниками собирают в последовательности, обратной разборке. Перед установкой войлочных сальников в крышку подшипника погружают сальники в теплое моторное масло на 15 мин.

Шлицевое соединение карданной передачи собирают по стрелкам, имеющимся на шлицевой втулке вала и шлицевой вилке в последовательности, обратной разборке.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔥 Видео

    Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.Скачать

    Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.

    Вечный кардан на газельСкачать

    Вечный кардан на газель

    Кардан от ГАЗ-53 на Газель НекстСкачать

    Кардан от ГАЗ-53 на Газель Некст

    Газ3309 замена подвесного подшипника карданного валаСкачать

    Газ3309 замена подвесного подшипника карданного вала

    Шприцуем карданы без переходников и токарейСкачать

    Шприцуем карданы без переходников и токарей

    Кардан ГАЗ | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

    Кардан ГАЗ | Кардан Ремонт Юра ©

    Переделка газ 53 на полный привод. Флянцы на карданыСкачать

    Переделка газ 53 на полный привод. Флянцы на карданы

    Балансировка кардана правильно Кардан Ремонт Юра ©Скачать

    Балансировка кардана правильно Кардан Ремонт Юра ©

    Карданные валы, вилки в одной плоскости или нет? Раздатка ГАЗ 66 на Газель/Соболь, вибрации.Скачать

    Карданные валы, вилки в одной плоскости или нет? Раздатка ГАЗ 66 на Газель/Соболь, вибрации.

    Кардан 18+Скачать

    Кардан 18+

    Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

    Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©

    Способы укорочения и удлинения карданных валовСкачать

    Способы укорочения и удлинения карданных валов

    кардан ГАЗ - 3309Скачать

    кардан ГАЗ - 3309

    Супер кавз.переделка подвесного.подвесной газ53.3307.3309. ЗИЛ.паз.Скачать

    Супер кавз.переделка подвесного.подвесной газ53.3307.3309. ЗИЛ.паз.

    Коробка отбора мощности (КОМ) для автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-3307 с 4-х ступенчатой КППСкачать

    Коробка отбора мощности (КОМ) для автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-3307 с 4-х ступенчатой КПП
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток