Схемы карданных валов газ 53

Вал карданный ГАЗ-53: важная деталь рабочей лошадки

Схемы карданных валов газ 53

Грузовые автомобили ГАЗ-53 уже больше двадцати лет как сняты с производства, однако они все еще занимают видное место на дорогах. Во многом это заслуга надежной конструкции автомобиля, в том числе и его трансмиссии. О трансмиссии грузовиков ГАЗ-53 и конкретно о карданной передаче читайте в этой статье.

Видео:Центровка кардана и балансировка | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

Центровка кардана и балансировка | Кардан Ремонт Юра ©

Общее устройство трансмиссии автомобилей ГАЗ-53А

Все автомобили семейства ГАЗ-53 имеют трансмиссию, построенную по классической схеме с приводом на колеса задней оси. Также в базовых модификациях данного грузовика не предусматривалось никаких дополнительных агрегатов (лебедки, манипуляторов и т.д.), требовавших наличия привода. Поэтому общее устройство и конструкция отдельных компонентов трансмиссии ГАЗ-53 довольно простое.

Трансмиссия грузовиков семейства ГАЗ-53 состоит из следующих узлов и агрегатов:

  • Сцепление — классическое сухое однодисковое, в нормальном состоянии постоянно замкнуто, устанавливается непосредственно на маховике двигателя (кожух сцепления («корзина») болтами прикручивается к маховику). Выключение сцепления выполняется с помощью простого по конструкции привода без усилителя, управление сцеплением — традиционное, с помощью педали;
  • Коробка переключения передач — четырехступенчатая (4 передачи вперед и 1 передача назад) механическая (с ручным управлением), трехходовая, трехвальная с синхронизаторами на каждой передаче (за исключением задней). Механизм выбора передачи расположен на верхней крышке КПП, установленный здесь рычаг выходит непосредственно в пол кабины;
  • Карданная передача — подробнее о ней читайте ниже;
  • Главная передача (ГП) — одинарная (состоит только из двух шестерен), гипоидная (оси шестерен разнесены по высоте) на конических шестернях. Передаточное число ГП в разных модификациях ГАЗ-53 составляет 6,166 или 6,833. Внутри ведомой шестерни, имеющей большой диаметр, расположен дифференциал, заключенный в свой корпус, дифференциал состоит из четырех сателлитов на крестовине и двух расположенных вертикально ведущих шестерен;
  • Полуоси — имеют скользящее шлицевое соединение с ведущими шестернями дифференциала (шлицевая втулка расположена в ступице шестерен), с внешней стороны полуоси заканчиваются фланцами, с помощью которых они болтами прикручиваются к ступицам колес.

Работает трансмиссия следующим образом. Крутящий момент от карданного вала через сжатые диски сцепления передается на первичный вал КПП, где подвергается изменению по величине (а в случае включения задней скорости — и по направлению) и через карданную передачу поступает на задний мост. Главная передача еще раз изменяет крутящий момент и поворачивает его поток на 90°. Далее крутящий момент через дифференциал поступает на полуоси и колеса. При выполнении поворотов или движении по неровностям дороги сателлиты дифференциала перекатываются по ведущим шестерням, обеспечивая необходимое в этих ситуациях различие в угловых скоростях вращения ведущих колес.

Необходимо отметить, что в КПП ГАЗ-53 изначально предусмотрена возможность установки раздаточной коробки, которая обеспечивает отбор мощности для привода лебедки или других агрегатов. Для этого в картере КПП выполнено квадратное окно, которое в обычных модификациях грузовика просто закрыто лючком. Так что при необходимости на автомобиль можно установить дополнительное оборудование с минимальным вмешательство в конструкцию трансмиссии. Привод агрегатов от «раздатки» осуществляется через собственную карданную передачу.

Важным связующим звеном между главными узлами трансмиссии является карданная передача, о которой расскажем более подробно.

Видео:балансировка карданного вала домаСкачать

балансировка карданного вала дома

Назначение и устройство карданной передачи ГАЗ-53

Карданная передача служит для бесперебойной подачи потока крутящего момента от вторичного вала КПП на ГП ведущего моста. Причем конструкция карданной передачи такова, что поток крутящего момента не прерывается в любых условиях — при малой или большой загрузке транспортного средства, при его движении по различным неровностям дороги, при выполнении маневров и т.д.

Схемы карданных валов газ 53

Конструктивно карданная передача всех модификаций ГАЗ-53 состоит из следующих деталей:

  • Передний карданный шарнир с фланцем для соединения с фланцем вторичного вала КПП;
  • Промежуточный (или передний) вал, опирающийся на специально предусмотренную промежуточную опору (установлена на поперечине рамы автомобиля);
  • Средний карданный шарнир со скользящей вилкой;
  • Основной (или задний) вал;
  • Задний карданный шарнир с фланцем для соединения с фланцем, установленным на ведущем мосту.

Читайте также: Ножи для вала фуганка

Все карданные шарниры автомобиля устроены одинаково, отличаясь лишь некоторыми деталями. Они состоят из двух обращенных друг к другу вилок и крестовины, шипы которой вставляются в зубцы вилок через простые по конструкции игольчатые подшипники. Сами подшипники устанавливаются в закрытые с внешней стороны стаканы, которые вставляются в вилки, сверху закрываются крышками и стопорными пластинами. Для предотвращения утечки смазочного материала шипы крестовины вставляются в подшипники через сальники.

Передняя вилка переднего и задняя вилка заднего кардана имеют жесткое (сварное) соединение с фланцами. Задняя вилка переднего кардана, задняя вилка среднего кардана и передняя вилка заднего кардана жестко соединены с валами (просто приварены). И только передняя вилка среднего кардана выполнена подвижной — она соединена со шлицевым валом, который свободно вставляется и скользит в шлицевой втулке промежуточного кардана.

Благодаря карданным шарнирам и наличию скользящей вилки весь карданный вал имеет возможность в некоторых пределах изменять свою длину. Это обеспечивает непрерывность крутящего момента при различной загрузке автомобиля и во время движения по неровностям дороги, то есть, при скручиваниях и изгибах рамы, которые неизбежно приводят к некоторому изменению расстояния между КПП и ведущим мостом.

Промежуточный карданный вал — это стальная труба с внешним диаметром 75,2 мм, в его передней части просто приварена вилка, а в задней находится шлицевая втулка с сальником. Для защиты внутренней поверхности вала от влаги, а также для предотвращения растекания смазки сразу за шлицевой втулкой предусмотрена герметичная заглушка.

Промежуточная опора, удерживающая вал, тоже устроена просто. Ее основу составляет кронштейн с резиновой подушкой, в центре которой через стальной стакан монтируется шарикоподшипник. Подшипник спереди и сзади защищен грязезащитными шайбами и сальниками. Опора монтируется на поперечину рамы с помощью болтового соединения. В опоре предусмотрена пресс-масленка, значительно облегчающая обслуживание данного узла. Сальники многих модификаций ГАЗ-53, особенно ранних, выполнены из войлочных колец со специальной пропиткой.

Основной карданный вал — это просто полая труба, к которой спереди и сзади приварены идентичные вилки карданных шарниров.

Интересно отметить, что очень многие детали, используемые в карданных передачах автомобилей семейства ГАЗ-53, полностью взаимозаменяемы с аналогичными деталями в грузовиках ГАЗ-66. К таким деталям относятся крестовины, фланцы, игольчатые подшипники, сальники, шлицевая втулка промежуточного вала и другие. Это значительно облегчает ремонт и обслуживание всех горьковских грузовиков, выпускаемых вплоть до 1999 года.

Видео:Кардан ГАЗ 52 | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

Кардан ГАЗ 52 | Кардан Ремонт Юра ©

Вопросы ТО и ремонта карданной передачи ГАЗ-53

Карданная передача будет надежно работать только в случае ее регулярного обслуживания и своевременного ремонта.

При ежедневном ТО (ЕТО) проводится:

  • Очистка всех деталей и их соединений от грязи;
  • Проверка всех уплотнений на предмет их износа (проявляется утечкой смазки);
  • Общий осмотр деталей, проверка отсутствия трещин и деформаций.

При каждом ТО-1 выполняются следующие работы:

  • Осмотр всех соединений, особое внимание уделяется болтовым соединениям фланцев, проводится их проверка и, при необходимости, подтяжка;
  • Осмотр и проверка всех сальников, при необходимости — их замена;
  • Смазка игольчатых подшипников на каждой крестовине, осуществляется через пресс-масленки, применяется соответствующее сезону трансмиссионное масло;
  • Смазка подшипника промежуточной опоры, производится через предусмотренную для этого пресс-масленку консистентной смазкой.

При каждом ТО-2 проводятся все работы в рамках ТО-1, а также дополнительно выполняется:

  • Смазка шлицевой втулки, используется консистентная смазка (чтобы выполнить эту работу, следует разобрать промежуточный вал, промыть все детали бензином и проверить их на износ);
  • Проверка люфтов во всех карданных шарнирах;
  • Проверка люфта скользящей вилки в шлицевой втулке.

Читайте также: Как увеличить диаметр вала под шкив

Грамотно и своевременно выполняя ТО и ремонт, можно значительно продлить время нормальной эксплуатации старичка ГАЗ-53.

Видео:Ремонт кардана ГАЗ-53Скачать

Ремонт кардана ГАЗ-53

Схемы карданных валов газ 53

Схемы карданных валов газ 53

Видео:Вечный кардан на газельСкачать

Вечный кардан на газель

Запчасти для грузовых автомобилей

Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104

Карданные валы автомобиля ГАЗ-53

Карданная передача ГАЗ-53 (рис.1) состоит из двух карданных валов открытого типа: промежуточного карданного вала с опорой и заднего карданного вала.

В связи с тем, что расстояние между коробкой передач и главной передачей не остается постоянным при движении автомобиля, карданные валы ГАЗ-53 имеют подвижное шлицевое соединение.

Схемы карданных валов газ 53

Рис.1. Карданная передача автомобиля ГАЗ-53

1 — предохранительный клапан крестовины; 2 — крышка подшипника кардана; 3 — крестовина; 4 — промежуточный карданный вал; 5 и 12 — пресс-масленки; 6 — резиновая подушка; 7 — сальник опоры; 5 — сальниковое уплотнение шлиц; 9 — скользящая вилка; 10 — задний карданный вал; 11 — центрирующий вкладыш; 13 — подшипник опоры; 14, 15 -сальники

Уход за карданной передачей ГАЗ-53 состоит в смазывании шлицевого соединения и подшипника опоры промежуточного карданного вала, в замене смазочного материала в шарнирах, в регулировке затяжки обоймы сальникового уплотнения 8 и проверке крепления фланцев карданных валов.

При ТО-2 проверяют карданные шарниры на отсутствие осевого и углового зазоров, а также зазоры в шлицевом соединении. Для проверки зазоров покачивают рукой карданные шарниры. Люфты, дающие стук в соединении, не допускаются. Размеры сопрягаемых деталей карданного вала даны в приложении.

Натяг сальников шлицевого соединения регулируют навинчиванием обоймы сальника усилием руки так, чтобы торец обоймы был в пределах канавки шлицевой втулки. Затяжку сальника проверяют при ТО-1. При проверке крепления фланцев карданов ГАЗ-53 затяжку производят моментом 50 — 62 Нм.

При пробеге 30 — 50 тыс. км (в зависимости от категории условий эксплуатации) заменяют смазочный материал в карданных шарнирах. При малом пробеге заменяют не реже 1 раза в 5 лет.

Для замены смазочного материала снимают кардан ГАЗ-53, разбирают шарниры, удаляют старый смазочный материал, промывают детали в керосине, закладывают в каждый подшипник по 3 — 4 г смазочного материала и собирают шарниры.

Кардан ГАЗ-53 снимают только в случае замены смазочного материала в шарнирах или при появлении неисправностей, требующих проверки зазоров в подшипнике опоры, шарнирах или шлицевом соединении. Снимают подшипник опоры промежуточного вала и карданные шарниры только в случае чрезмерных зазоров в них.

До разборки карданного вала ГАЗ-53 проводят контрольную проверку. Для промежуточного вала биение проверяют вращением трубы на призмах относительно посадочных поверхностей фланцев и подшипника промежуточной опоры.

Замеры выполняют индикатором, установленным на плите призм. Биение по длине трубы промежуточного карданного вала не должно быть более 1 мм, заднего — не более 1,2 мм.

Далее проверяют угловой люфт, образующийся в результате изнашивания шлицевого соединения и деталей карданного вала ГАЗ-53. При проверке люфта один из концов карданного вала закрепляют, а к другому прикладывают крутящий момент 7 Нм.

При этом на плите устанавливают индикатор, ножку которого выставляют на радиусе 35 мм относительно вала без приложения нагрузки, а затем при приложении нагрузки замеряют люфт.

Допустимый люфт — не более 0,35 мм на радиусе 35 мм для промежуточного вала и не более 0,17 мм на том же радиусе для заднего вала. Допустимый люфт шлицевого соединения — не более 0,25 мм на радиусе 49 мм. Контрольная проверка проводится перед балансировкой.

Читайте также: Материалы для валов двигателей

При замене вилок, фланцев или деталей карданного вала ГАЗ-53 производят динамическую балансировку промежуточного и заднего карданных валов в комплекте.

Разборка кардана ГАЗ-53

Во избежание нарушения балансировки при разборке карданных валов ГАЗ-53 все детали маркируют для того, чтобы во время сборки их поставить на прежние места и в прежнем положении.

Стрелки, указывающие на взаимное расположение валов по шлицевому соединению, должны лежать в одной плоскости. Разборке подлежат шарниры, шлицевые соединения валов, опора промежуточного карданного вала ГАЗ-53.

Перед разборкой кардана ГАЗ-53 делают краской метки на крестовине и вилках, по которым определяют при сборке их прежнее положение. Разбирают шарнир в следующей последовательности: отгибают усики стопорных пластин, вывертывают болты крепления крышек подшипников к вилке кардана и снимают крышки.

В тисках закрепляют карданный шарнир, оправку, кольцо. Выпрессовывают подшипник. Повертывают шарнир и выпрессовывают другой подшипник. Оправка при этом будет иметь упор в торец шипа крестовины. Вынимают из вилки фланец с крестовиной.

Для замены подшипника и сальников промежуточной опоры карданного вала ГАЗ-53 предварительно снимают карданную передачу с автомобиля. Чтобы разъединить передачу по шлицам, отворачивают обойму сальников.

Далее разъединяют шлицевое соединение, снимают кронштейн опоры и резиновую подушку, отгиба ют стопорные усики и специальным ключом отворачивают гайку крепления подшипника. Затем снимают подшипник в сборе с крышками, сальниками и задней распорной втулкой.

Промывают все детали кардана ГАЗ-53 в обезжиривающем растворе или в керосине и осматривают их состояние. Каналы крестовины должны быть чистыми и видны насквозь.

Крестовину заменяют, если на ее шипах имеются канавки — отпечатки игл глубиной более 0,1 мм или ее диаметр меньше 21,96 мм (номинальный размер 21,986 — 22,000 мм). Если у сальников затвердела или повреждена рабочая кромка, их заменяют.

Подшипники с деформированными иглами, помятым колпачком, а также при наружном диаметре корпуса меньше 34,97 мм и внутреннем диаметре по иглам больше 22,085 мм заменяют. Допустимое изнашивание отверстий под подшипники в вилках не более 35,05 мм.

Сборка кардана ГАЗ-53

Перед сборкой все детали еще раз промывают и раскладывают на чистом месте. Если применяются новые игольчатые подшипники, наполненные густым консервационным смазочным материалом, то их промывают и закладывают смазочный материал и собирают с резиновыми кольцами. То же делают и с подшипниками в случае смены смазочного материала.

Шарнир кардана ГАЗ-53 собирают в следующем порядке. Напрессовывают с помощью оправки на крестовину четыре сальника до упора в буртик. Вводят шипы крестовины ГАЗ-53 в ушки одной из вилок кардана, вставляют в отверстие ушков подшипники, надевая их на шипы крестовины.

С помощью направляющей оправки запрессовывают один подшипник в вилку кардана, а затем второй. После запрессовки подшипников устанавливают крышки, стопорные пластины, завертывают болты моментом 8 — 20 Нм и фиксируют их, отогнув на грань головки болта усик пластины.

Поворачивают шарнир на 1/4 оборота и в той же последовательности запрессовывают и закрепляют два других подшипника в ушках второй вилки. Проверяют легкость вращения шарниров карданного вала ГАЗ-53 и отсутствие в них ощутимых люфтов.

Промежуточную опору ГАЗ-53 с новым подшипником и сальниками собирают в последовательности, обратной разборке. Перед установкой войлочных сальников в крышку подшипника погружают сальники в теплое моторное масло на 15 мин.

Шлицевое соединение карданной передачи собирают по стрелкам, имеющимся на шлицевой втулке вала и шлицевой вилке в последовательности, обратной разборке.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎥 Видео

    Кардан от ГАЗ-53 на Газель НекстСкачать

    Кардан от ГАЗ-53 на Газель Некст

    Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.Скачать

    Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.

    вибрация карданного вала зилСкачать

    вибрация карданного вала зил

    Шприцуем карданы без переходников и токарейСкачать

    Шприцуем карданы без переходников и токарей

    Кардан ГАЗ | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

    Кардан ГАЗ | Кардан Ремонт Юра ©

    Балансировка кардана правильно Кардан Ремонт Юра ©Скачать

    Балансировка кардана правильно Кардан Ремонт Юра ©

    Газ3309 замена подвесного подшипника карданного валаСкачать

    Газ3309 замена подвесного подшипника карданного вала

    Переделка газ 53 на полный привод. Флянцы на карданыСкачать

    Переделка газ 53 на полный привод. Флянцы на карданы

    Способы укорочения и удлинения карданных валовСкачать

    Способы укорочения и удлинения карданных валов

    Кардан 18+Скачать

    Кардан 18+

    Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

    Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©

    Карданные валы, вилки в одной плоскости или нет? Раздатка ГАЗ 66 на Газель/Соболь, вибрации.Скачать

    Карданные валы, вилки в одной плоскости или нет? Раздатка ГАЗ 66 на Газель/Соболь, вибрации.

    кардан ГАЗ - 3309Скачать

    кардан ГАЗ - 3309

    Супер кавз.переделка подвесного.подвесной газ53.3307.3309. ЗИЛ.паз.Скачать

    Супер кавз.переделка подвесного.подвесной газ53.3307.3309. ЗИЛ.паз.

    Коробка отбора мощности (КОМ) для автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-3307 с 4-х ступенчатой КППСкачать

    Коробка отбора мощности (КОМ) для автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-3307 с 4-х ступенчатой КПП
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток