Здравствуйте, дорогие читатели! Как я и обещал, мы переходим к разбору отдельных групп эффектов для бас-гитары. Сегодня более подробно рассмотрим компрессоры.
Краткий ликбез: Compression (англ.) — сжатие. Ограничение динамического диапазона, громкие звуки становятся тише, тихие — громче. Зажимаем в тиски, душим звук, давим ногами, а в итоге становится лучше)) Почему? Потому что правильные настройки подчеркивают атаку, и бас в миксе начинает звучать плотнее, а для особо агрессивных струнодеров — компрессор режет динамические пики, оставляя ноту, и в итоге низкие частоты не пропадают в общем звучании при очень сильной атаке, да и предотвращается повреждение динамиков кабинета и входного каскада усилителя от слишком «горячего» сигнала.
Основные термины, которые нужно знать:
- Threshold — порог срабатывания компрессии. Сигнал, не доходящий до этого порога по силе, не компрессируется.
- Ratio — соотношение входного сигнала к выходному. Например, значение 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.
- Attack — время, через которое начинается сжатие сигнала.
- Release — время восстановления чувствительности эффекта.
Вообще, по басовым компрессорам (и про преампы там кстати тоже есть) есть замечательный англоязычный ресурс ovnilab.com — крайне толковые описания и рецензии практически всех компрессоров, которые вообще можно применить с бас-гитарой. Там можно найти всю нужную информацию. Я же опишу только свой личный опыт использования.
Собственно, главный вопрос: а оно мне надо? Тут надо четко понимать, что компрессор делает со звуком. Компрессор не делает «Было плохо — стало ЗАЕБИСЬ!». От компрессора вы НЕ СТАНЕТЕ ИГРАТЬ РОВНЕЕ.
Видео:Зачем нужен компрессор для бас гитарыСкачать
Компрессор не вытаскивает звук из совсем незвучащего инструмента и из усаженных в хлам струн. Компрессор просто лучше «сажает» бас в микс и режет динамические пики. Многие педали имеют на борту какие-то урезанные эквализационные функции, где-то они реализованы так себе, где-то получше, и каким-никаким тоншейпером компрессор быть все-таки может, но я бы при выборе обращал на это внимание совсем не в первую очередь.
Далее надо знать, что все педальные компрессоры очень чувствительны к питанию и имеют мерзкую привычку собирать весь шум из цепи и усиливать его. Поэтому хороший отдельный блок (в студии лучше батарейку, если хотите писаться именно со своим, а не с тамошними рэковыми) или блок с изолированными выходами необходим. Кстати они почти все так или иначе шумят, на это не стоит обращать внимания, если только уровень шума совсем уж неприлично высокий.
Где его ставить? В начале, в конце, в разрыве головы? Дело вкуса. Большинство педальных особо не рассчитано на разрыв, и многие из них могут не совсем адекватно реагировать на сильный входной сигнал. Я много использую перегрузы, и мне не очень нравится, как они начинают звучать с компрессией перед ними. Так что я бы рекомендовал ставить их либо в конец цепи, либо в селектор (цепь А — чистый звук с компрессором, цепь Б — перегруз и фильтры, последние тоже не очень дружат с компрессией перед ними. Точнее дружат, но теряют смысл своего эффекта))
На модуляцию компрессор особо не влияет, но дилэй и другие эффекты задержки я бы ставил все-таки после него — чтобы хвосты были уже «поджаты».
Теперь рассмотрим конкретные модели. Тут расскажу только о тех, что сам пробовал. Из недорогих вариантов я бы обратил внимание Carl Martin Opto-Comp — весьма удачное приобретение за свои деньги (овнилаб кстати тоже одобряет). Невысокий уровень шума, широкие параметры регулировки и правильная (на мой вкус) работа со звуком.
Читайте также: Ремонт воздушных компрессоров в махачкале
Еще есть вариант Boss CS-3 — без дополнительного мода он для использования с басом не подходит — неправильно работает с частоткой, сильно режет низ. Хуан из Mars Volta сильно нахваливает CS-2 старый японский — я его пробовал, он не сильно отличается от современных тайваньских CS-3. Уж не знаю, что ему так в нем нравится)) Флажолеты разве что немного ярче с ними звучат. В режиме «постоянно включен» он не очень хорош. Кроме того, он очень жесткий, жмет прям сильно, и уровень шума на мой взгляд чрезмерно высок. Со специальным басовым модом (он простой, в интернете есть схема, любой мастер сделает) все становится гораздо лучше, шума становится меньше, но он все равно немного «топорный». Тут уже дело вкуса. Кстати это тот пример, когда компрессор можно использовать именно как отдельный эффект для определенных частей композиций. Пробуйте, может у вас получится лучше, чем у меня))
Хорошие варианты начинаются от 5-6 тысяч. EBS Multicomp — прибор известный и весьма уважаемый. Минимум регулировок (и все по делу), очень хорошо подчеркивает атаку, чуток подсушивает звук, он становится более перкуссивным. Шумит мало. Пики ловит хорошо. Дает некий характерный свой окрас. При покупке стоит обратить внимание на работоспособность, у старых без трубайпасса бывают проблемы, у новых говорят они решены. У меня старый мультикомп ломался 2 раза.
MXR Bass Compressor — педаль, которая подвинула мультикомп с насиженных годами позиций, когда ему толком не было альтернативы. Больше регулировок, световая индикация для тех, кто не верит своим ушам)) Практически не влияет на основной тон баса в отличие от мультикомпа. Не знаю, получится ли сходу разобраться с настройками у новичка, который ранее не имел дело с компрессорами, но для опытного человека, который точно знает, что хочет получить от звука это очень хороший вариант.
Видео:Компрессия с басом - как и зачем.Скачать
Demeter Compulator- педаль долго соперничала с мультикомпом: похожие настройки, меньше окраса тона и более аккуратная работа с пиками, пробовал её пару раз, оставила хорошее впечатление. В этой ценовой категории стоит еще обратить внимание на Agular TLC Compressor.
Markbass Compressore. Уххх! Сколько ручек)) Да еще и лампочка)) Весьма тонкий прибор, звук пережимается и становится мутным весьма просто, стоит быть аккуратным в настройках. Лампочка чуток окрашивает звук, но это практически незаметно. Режет самые-самые верха, которые особо-то на басу и не нужны)) Самое главное — он ИДЕАЛЬНО тихий! Никакого шума, вообще! У меня создалось впечатление, что там встроен шумодав, который и подрезает эти верха. Очень хорошо умеет «накачивать» звук, делая его шире и объёмней. Я с ним расстался только по причине размеров (очень уж большой, хотя и легкий при этом) и слишком уж чувствителен к регулировкам, чуть покрутишь ручку — звук уже другой. Но прибор высочайшего качества, крайне рекомендую если не купить себе, то взять у знакомых попробовать покрутить.
Мой нынешний фаворит: Diamond BCP-1! Всего 3 ручки, но как звучит)) Педаль со своим звуком, конкретно ужирняет тон баса, в то же время не делая его мутным, улучшает тембральный баланс струн, оптика мягко обрабатывает пики, шума практически нет. Правильно «накачивает» звук как и маркбасс, и при этом достаточно деликатен. Лучшего компрессора в формате педали пока не встречал.
Говорят, 3Leaf PWNZOR похож на него. Еще очень хвалят компрессоры от FEA Labs, но мне они пока не попадались, да и доступность у них хромает, даже если заказывать напрямую у их конторы. На этом сегодня закончу, а в следующей статье поговорим о напольных преампах.
Читайте также: Компрессор 6вкм 25 8
Схемы компрессоров для бас гитары
*** при использовании Т1 с отсечкой 4. 5В
Рис.1. Принципиальная схема компрессора
Видео:КАК настраивать КОМПРЕССОР? Объясняю все важные параметры и делюсь секретами настройки.Скачать
Канал усиления звукового сигнала
Канал усиления построен на полевых транзисторах, так как, по мнению авторов, эти приборы среди полупроводников более всего подходят для обработки сигнала гитары. При этом схема строилась по принципу наиболее короткой цепи прохождения сигнала.
Входной сигнал поступает непосредственно на конвертер сопротивления Т1,Т2. Напряжение смещения каскада формируется автоматически, т.к. Т1 – транзистор с высоким напряжением отсечки (4-5В). Ток через Т1 определяется простейшим источником тока на «малоотсечном» Т2 и равен начальному току стока Т2. Применение в качестве нагрузки Т1 источника тока позволило значительно снизить уровень искажений на выходе повторителя при работе на сравнительно низкоомную нагрузку R 4+ R КАН. p Т2 при больших уровнях сигнала.
В качестве основного усилительного – выбран m -каскад (Т3,Т4), в наибольшей степени, по мнению авторов, отвечающий требованиям плавного перехода из линейного режима в режим ограничения, обеспечивающий также низкий шум, значительное усиление, высокую линейность и благозвучное распределение спектра гармоник. Для повышения линейности каскада в истоки ПТ введена небольшая местная ООС по току.
Далее сигнал поступает на пушпульный повторитель, выполненный на Т5 и Т6 и исключающий влияние нагрузки компрессора на работу m -каскада. Повторитель практически не вносит дополнительных искажений даже при сигнале на выходе m -каскада с двойной амплитудой, близкой к напряжению питания.
В качестве регулирующего элемента выбран p -канальный ПТ в составе сборки КР504НТ4В (КР504НТ3В), работающий в режиме управляемого напряжением сопротивления. Выбор р-канального ПТ обусловлен, в первую очередь, возможностью управления транзистором такого типа положительным напряжением на затворе. При этом исток регулирующего ПТ подключается непосредственно к общей шине, что исключает какое-либо влияние на звук цепей, формирующих в таких случаях необходимый потенциал на истоке при использовании n -канальных регуляторов. Второй p -канальный ПТ в составе сборки используется для формирования начального смещения на затворе регулирующего ПТ.
Управление реализовано на счетверенном ОУ К1401УД2 (аналог – распространенный зарубежный ОУ LM 324), способном работать в диапазоне выходных напряжений от 0 до U пит-1,5В.
На входе канала управления добавлен еще один повторитель на комплементарных ПТ Т7 и Т8, предназначенный для устранения влияния работы выпрямляющего каскада на выходной сигнал компрессора.
На ОР1 собран двухполупериодный выпрямитель, позволяющий получить на выходе ОР1 выпрямленный сигнал обеих полуволн с амплитудой, равной амплитуде сигнала на выходе компрессора. Далее сигнал поступает на повторитель ОР2, нагруженный стандартной сглаживающей цепью «атака»-«восстановление» ( Ra 1+ D 3+ R 13)+( R 14+ Ra 2)//С7.
ОР3 исключает влияние следующих каскадов на работу сглаживающей цепи. Для обеспечения наиболее приемлемого отношения компрессии, на выходе повторителя ОР3 уровень управляющего сигнала может быть снижен регулируемым делителем R 15 R 16.
Видео:Компрессия для баса Ч2 Тыкаем педальки перезаливСкачать
Каскад на ОР4 представляет из себя блок коррекции, осуществляющий подачу на затвор p Т2 половины сигнала на стоке этого ПТ (прием позволяет значительно снизить уровень искажений регулятора). Корректирующее напряжение формируется следующим образом: сигнал со стока p Т2 делится цепью R 18 R 19 и примерно 1/8 этого сигнала поступает на неинвертирующий вход ОР4. С учетом того, что со стороны неинвертирующего входа КУОУ4=4, на выходе ОР4 формируется сигнал с уровнем около половины уровня сигнала на стоке p Т2. Предлагаемый способ формирования корректирующего напряжения, в отличие от часто используемого простого резистивного делителя, полностью исключает возможность проникновения сигнала управления в обрабатываемый сигнал.
ОР4 выполняет также функцию формирования начального напряжения на затворе регулируемого ПТ, т.к. при отсутствии сигнала на входе компрессора и при сигналах менее порога срабатывания ( Threshold ) регулятор p Т2 должен быть закрыт. Начальное напряжение формируется следующим образом: p Т1 включен источником тока с автосмещением. Так как суммарное сопротивление резисторов R 21 и Ra 3 в цепи истока p Т1 достаточно велико, на этом резисторе создается падение напряжения, близкое к напряжению отсечки согласованной пары транзисторов p Т1 и p Т2. На R 19 ток этого источника тока создает падение напряжения, равное:
Читайте также: Масло для компрессора кратон 260 24
При выбранных номиналах R 19, Ra 3 и R 21 это напряжение составляет немногим более четверти напряжения отсечки транзисторов сборки ( p Т1 и p Т2). Далее ОР4 усиливает это напряжение в 4 раза, формируя на затворе p Т2 напряжение, несколько большее напряжения его отсечки. Превышение потенциала на затворе p Т2 относительно напряжения отсечки регулируется потенциометром R 21 ( Threshold ). В итоге формируется область «нечувствительности» компрессора или другими словами порог начала компрессии.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ КОМПРЕССОРА
Возможна реализация компрессора с практически аналогичными параметрами по другой схеме.
Рис.2. Схема компрессора на однотипных полевых транзисторах (ориентирован на зарубежную элементную базу).
Канал усиления сигнала целиком построен на ПТ одного типа (подойдут, например, известные J 201 без какого-либо подбора). В канале управления исключен входной повторитель и применен другой выпрямитель, не требующий развязки по входу. Правда, это привело к несколько большему количеству пассивных элементов в канале управления.
Диапазон регулировки компрессии, в отличие от предыдущей схемы, несколько ограничен снизу отношением 1:2 (из-за неспособности повторителя и инвертора на ОР1 и ОР2 усилить верхнюю полуволну больше U пит–1,5В при компрессировании сигналов большого уровня). В остальном же схема аналогична предыдущей.
Видео:Компрессор для басистов и прочих чайниковСкачать
Несомненным удобством для тех, кому посчастливилось жить на постсоветском пространстве, является то, что компрессор разработан на так называемой «отечественной» элементной базе.
При повторении схемы на зарубежных радиоэлементах основная проблема возникает лишь в выборе р‑канальных ПТ с напряжением отсечки в районе 3-5В. Положение осложняется тем, что отсталая зарубежная промышленность до сих пор не освоила производство доступных аналогов сборок КР504НТ J
В описываемой конструкции именно использование сборки позволило исключить процедуру какой-либо настройки устройства, т.к. p Т1 формирует все необходимые начальные напряжения для своего «близнеца» p Т2.
В качестве p Т1 и p Т2 в компрессоре могут быть использованы другие сборки серии К504. Наиболее подходят сборки с индексом К504НТ3В,4В. Использование К504НТ3Б и 4Б из-за меньшей отсечки этих сборок приведет к некоторому росту искажений. Возможно использование также сборок К504НТ1В,2В. В этом случае для обеспечения необходимого диапазона компрессии, возможно, понадобится увеличить сопротивление R 4 до 22-33кОм, что приведет к росту шума устройства. Также следует иметь ввиду, что цоколевки НТ1,2 и НТ3,4 не совпадают, поэтому использование НТ1,2 вызовет необходимость коррекции печатной платы.
Немного информации об использовании дискретных p -канальных ПТ вместо сборки КР504НТ3(4). В качестве p Т2 желательно использовать p -канальный ПТ с отсечкой 3-5В. Работоспособность компрессора сохраняется и при использовании в качестве pT 2, значения отсечки которого несколько выходят за указанные пределы (до 2В вниз и до 6В вверх), но в этом случае возрастет уровень гармоник и минимальное питающее напряжение. В качестве p Т1 может быть использован любой р-канальный ПТ с отсечкой от 1,5 до 5В.
Из доступных зарубежных p — JFET перечисленным выше требованиям удовлетворяют J 271, 2N5461, 2N5462, J175, J174, 2N5115. Из отечественных дискретных ПТ вполне допустимо применение КП103Л,М,Г.
При повторении схемы на дискретных ПТ с разными параметрами понадобится лишь уточнить номинал Ra 3 (для обеих схем). Методика следующая: установив регулятор Threshold в положение максимального сопротивления, подбором Ra 3 необходимо установить на затворе pT 2 напряжение его отсечки, которое, естественно, предварительно необходимо измерить, воспользовавшись вот таким способом:
Рис.8. Схема измерения UОТС p -канальных ПТ
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
Видео:Компрессия для бас-гитары by Виктор Атлас (часть 1)Скачать
💥 Видео
Как себя ведут педальные компрессора?Скачать
Правильный ли компрессор вы используете?Скачать
Компрессор - дисторшн для чистого звука?!Скачать
Компрессор 1176 на басе / Настройки компрессии для получения агрессивного басового тонаСкачать
Мини обзор ультрабюджетной педали компрессораСкачать
Педаль эффектов для бас гитары MXR Bass CompressorСкачать
Как компрессировать гитару?Скачать
Как настроить компрессор. T-Rex SqueezerСкачать
Зачем нужна педаль компрессора?Скачать
Что лучше: ЛИМИТЕР или КОМПРЕССОР (№151)Скачать
Bass. Базовые настройки бас гитары Компрессия и Эквализация.Скачать
Что такое компрессор? | Обзор лампового компрессора от MarkbassСкачать
Применение эффектов на бас гитаре и их комбинация / Мастер-класс на Чайка Студия 18.04.2019Скачать
YERASOV RF-1 - басовый компрессорСкачать