Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Распределительные устройства с одной системой сборных шин

В устройствах рассматриваемо­го вида (рис. 8.1, а) каждое присоединение содержит в общем слу­чае выключатель и два разъединителя — шинный и линейный. Вы­ключатели, как известно, служат для неавтоматического и автомати­ческого отключения и включения присоединений. Разъединители необходимы для изоляций аппаратов и присоединений на время их ремонта от смежных частей системы, находящихся под напряжением.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин
Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин
Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис.8.1. Принципиальная схема РУ с од­ной системой сборных шин.

а — шины не секционированы; б — секциониро­ванные шины; в — секционированные шины и об­ходное устройство.

Термин «изоляция» следует пони­мать как создание видимого раз­рыва цепи в воздухе, обеспечиваю­щего безопасность для людей. Так, например, при ремонте выключате­ля какого-либо присоединения он должен быть изолирован от сбор­ных шин и от сети, поскольку линия, отключенная со стороны источника энергии, может оставаться вклю­ченной с противоположного конца. Только в частных случаях, когда возможность подачи напряжения с противоположного конца исключе­на, линейные разъединители могут отсутствовать. Это относится, на­пример, к присоединениям двухобмоточных трансформаторов, по­скольку ремонт выключателя про­изводится при отключенном транс­форматоре со стороны высшего и низшего напряжения. В присоеди­нениях генераторов линейные разъединители также обычно не предусматриваются.

В рассматриваемой схеме опе­рации с разъединителями допуска­ются только при отключенном выключателе соответствующего при­соединения. Ясность этого требова­ния и простота РУ практически ис­ключают ошибочные операции с разъединителями. Тем не менее пре­дусматриваются блокирующие уст­ройства, препятствующие непра­вильным операциям.

Достоинство рассматриваемой схемы с одной системой сборных шин заключается в ее исключитель­ной простоте и, следовательно, низ­кой стоимости. Недостатки ее сле­дующие:

— профилактический ремонт сбор­ных шин и шинных разъединителей связан с отключением всего устрой­ства на время ремонта;

— ремонт выключателей и линей­ных разъединителей связан с от­ключением соответствующих при­соединений, что нежелательно, а в некоторых случаях недопустимо;

— короткое замыкание в зоне сбор­ных шин приводит к полному от­ключению РУ;

— то же самое имеет место в слу­чае внешнего замыкания и отказа выключателя соответствующего присоединения.

Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШ

Перечисленные недостатки мо­гут быть частично устранены с по­мощью указанных ниже дополни­тельных устройств. Приведенные затраты при этом увеличиваются. Чтобы избежать полного отклю­чения РУ при замыкании в зоне сборных шин и обеспечить возмож­ность их ремонта по частям, при­бегают к секционированию сборных шин, т. е. разделению их на части — секции с установкой в точках деления выключателей, нормально замкнутых или нормаль­но разомкнутых, в зависимости, от преследуемой цели. Эти выключа­тели называют секционными. Относительно редко встречаются устройства, сборные шины которых секционированы через разъедини­тели, замкнутые или разомкнутые при нормальной работе. Секциони­рование должно быть выполнено так, чтобы каждая секция имела источники энергии (генераторы, трансформаторы) и соответствую­щую нагрузку (рис. 8.1,6). При­соединения распределяют между секциями с таким расчетом, чтобы вынужденное отключение одной секции по возможности не наруша­ло работы системы и электроснаб­жения потребителей. Число секций зависит от числа и мощности источ­ников энергии, напряжения, схемы сети и режима установки. В РУ с большим числом секций сборные шины замыкают в кольцо.

На станциях секционные выклю­чатели при нормальной работе, как правило, замкнуты, поскольку гене­раторы должны работать парал­лельно. В случае к.з. в зоне сбор­ных шин поврежденная секция от­ключается автоматически. Осталь­ные секции остаются в работе. Та­ким образом, секционирование че­рез нормально замкнутые выключа­тели способствует повышению на­дежности РУ и электроустановки в целом. Заметим, однако, что в слу­чае замыкания в секционном вы­ключателе отключению подлежат две смежные секции, следовательно, в устройствах с двумя секциями полное отключение не исключено, хотя вероятность его относительно мала.

Читайте также: Самый хороший автомобильный шины

В РУ низшего напряжения 6—10 кВ подстанций секционные выключатели, как правило, разомкну­ты в целях ограничения тока к.з. Выключатели снабжают устройст­вами автоматического включения резервного питания (АВР), замы­кающими выключатели в случае отключения трансформатора, что­бы не нарушать электроснабжения потребителей.

Чтобы обеспечить возможность поочередного ремонта выключате­лей, не нарушая работы соответст­вующих цепей, предусматривают (преимущественно в РУ 110—220 кВ) обходные выключатели и обходную систему шин с соответст­вующими разъединителями в каждом присоединении (рис. 8.1, в). При нормальной работе установки обходные разъединители и обход­ные выключатели отключены. Заме­на рабочего выключателя обход­ным производится в следующем по­рядке: включают обходный выклю­чатель, чтобы убедиться в исправ­ности обходной системы; отключа­ют обходный выключатель; включа­ют обходный разъединитель ремонтируемого присоединения; вновь включают обходный выклю­чатель; отключают выключатель, подлежащий ремонту, и соответст­вующие разъединители. Защита це­пи во время ремонта осуществляет­ся обходным выключателем, снаб­женным соответствующим ком­плектом релейной защиты.

В устройствах с секционирован­ными сборными шинами и обходной системой шин (рис. 8.1, в), строго говоря, необходимы два обходных выключателя. Однако в целях эко­номии средств часто ограничивают­ся одним выключателем с двумя шинными разъединителями, с по­мощью которых обходный выключатель может быть присоединен к той или другой секции сборных шин.

Распределительные устройства с одной секционированной системой сборных шин получили применение на станциях и подстанциях при номинальных напряжениях до 220 кВ включительно. Основным условием применения этой схемы является наличие достаточного резерва в ис­точниках энергии и линиях и, следо­вательно, возможность кратковре­менного отключения одной из сек­ций без нарушения работы электро­установки в целом. Устройства с одной секциониро­ванной системой сборных шин (без обходной системы) применяют в ка­честве РУ 6—35 кВ подстанций, РУ 6—10 кВ станций типа ТЭЦ, РУ собственных нужд станций и др. Аналогичные устройства, но с об­ходной системой шин, применяют при ограниченном числе присоеди­нений в качестве устройств среднего напряжения 110—220 кВ станций и подстанций.

23.1. Распределительные устройства с одной системой сборных шин

На рис. 23.1, а приведена схема РУ 10 кВ станции с одной системой сбор­ных шин. К сборным шинам присоеди­нены два генератора, два двухобмоточ-ных трансформатора и четыре линии распределительной сети. В каждом при­соединении предусмотрены выключатели и разъединители, необходимые для изо­ляции выключателей на время их ре­монта от соседних частей РУ, находя­щихся под напряжением. В присоедине­ниях линий необходимы два разъедини­теля — шинный QS1 и линейный QS2. Последний необходим в замкнутых сетях, так как при отключенном выклю­чателе линия может оставаться под напряжением сети. В присоединениях генераторов ограничиваются установкой шинного разъединителя, так как на вре­мя ремонта выключателя генератор должен быть развозбужден и останов­лен. В присоединениях двухобмоточных повышающих и понижающих трансфор­маторов также ограничиваются шинны­ми разъединителями, так как со стороны высшего или низшего напряжения име­ются выключатели и соответствующие разъединители.

Достоинство РУ с одной системой сборных шин заключается в исключи­тельной простоте и относительно низ­кой стоимости. Однако область его применения ограничена по следующим соображениям:

профилактический ремонт сборных шин и шинных разъединителей связан с отключением всего устройства;

Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ+ОСШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ+ОСШ

повреждение в зоне сборных шин приводит к отключению РУ;

ремонт выключателей связан с от­ключением соответствующих присоеди­нений. ,

Эти недостатки могут быть частично устранены с помощью указанных ниже дополнительных устройств; затраты при этом увеличиваются. Чтобы избежать

Читайте также: Шины в пензе для лачетти

полного отключения РУ при замыкании в зоне сборных шин и обеспечить возможность их ремонта по частям, прибегают к секционированию сборных шин, т. е. разделению их на части — секции — с установкой в точках деления секционных выключателей QB, нормально замкнутых или нормаль­но разомкнутых (рис. 23.1,6). Секциони­рование должно быть выполнено так, чтобы каждая секция имела источники энергии (генераторы, трансформаторы) и соответствующую нагрузку. Присоеди­нения распределяют между секциями с таким расчетом, чтобы вынужденное отключение одной секции по возмож­ности не нарушало работы системы и электроснабжения потребителей. Число секций зависит от числа и мощности источников энергии, номинального на­пряжения, схемы сети и режима уста­новки. В РУ с большим числом секций сборные шины замыкают в кольцо.

На станциях секционные выключа­тели при нормальной работе, как пра­вило, замкнуты, поскольку генераторы должны работать параллельно. В случае КЗ в зоне сборных шин поврежденная секция отключается автоматически. Ос­тальные секции остаются в работе. Таким образом, секционирование через нормально замкнутые выключатели спо­собствует повышению надежности РУ и электроустановки в целом. Заметим, однако, что в случае замыкания в сек­ционном выключателе отключению под­лежат две смежные секции, следователь­но, в устройствах с двумя секциями полное отключение не исключено, хотя вероятность его относительно мала.

В РУ низшего напряжения 6-10 кВ подстанций секционные выключатели, как правило, разомкнуты в целях огра­ничения тока КЗ. Выключатели снабжа­ют устройствами автоматического вклю­чения резервного питания (АВР), замы­кающими выключатели в случае отклю­чения трансформатора, чтобы не нару­шать электроснабжения потребителей.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Чтобы обеспечить возможность по­очередного ремонта выключателей, не нарушая работы соответствующих це­пей, предусматривают (преимущественно в РУ 110-220 кВ) обходные вы­ключатели Ql, Q2 и обходную систему шин ОСШ с соответству­ющими разъединителями QS3 — QS8 в каждом присоединении (рис. 23.1, в). При нормальной работе, установки обходные разъединители и обходные выключате­ли отключены. Замена рабочего выклю­чателя обходным производится в сле­дующем порядке: включают обходной

выключатель; включают обходной разъ­единитель ремонтируемого присоедине­ния; отключают выключатель, подлежа­щий ремонту, и соответствующие разъ­единители. Защита цепи на время ре­монта осуществляется обходным выклю­чателем, снабженным соответствующим комплектом релейной защиты.

В устройствах с секционированными сборными шинами и обходной системой шин (рис. 23.1, в), строго, говоря, необ­ходимы два обходных выключателя. Однако в целях экономии средств часто ограничиваются одним выключателем

Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ

с двумя шинными разъединителями, с помощью которых обходной выключа­тель может быть присоединен к той или другой секции сборных шин.

Устройства с одной секционирован­ной системой сборных шин, без обход­ной системы, применяют в качестве РУ 6-35 кВ подстанций, РУ 6—10 кВ стан­ций типа ТЭЦ, РУ собственных нужд станций и др. Аналогичные устройства, но с обходной системой шин, приме­няют при,ограниченном числе присоеди­нений в качестве устройств среднего напряжения 110 — 220 кВ станций и под­станций.

Сборные шины распределительных устройств

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Необходимость соединения между собой подводящих и отводящих электроэнергию линий обусловливает применение на станциях, подстанциях, распределительных устройствах и пунктах сборных шин.

К сборным шинам присоединяют все генераторы или трансформаторы, вводы и отходящие линии. Электрическая энергия поступает на сборные шины и по ним распределяется к отдельным отходящим линиям. Таким образом, сборные шины являются узловым пунктом схемы соединения, через который протекает вся мощность станции, подстанции или распределительного пункта . Повреждение или разрушение сборных шин означает прекращение подачи электроэнергии потребителям. Поэтому сборным шинам уделяют серьезное внимание при проектировании, монтаже и эксплуатации электроустановок.

Читайте также: Шины индекс нагрузки 180

Простейшей системой является так называемая одиночная система шин (рис. 1), применяемая в электроустановках малой мощности с одним источником питания.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис. 1. Одиночная система шин

На станциях и подстанциях, имеющих два и более трансформатора или генератора, в целях повышения надежности снабжения потребителей электроэнергией шины секционируют, т. е. делят на две, а иногда и большее число частей. К каждой секции должно быть присоединено по возможности равное число генераторов или трансформаторов и отходящих линий (рис. 2).

Видео:Электрические подстанции #2 - Виды главных схем распределительных устройствСкачать

Электрические подстанции #2 - Виды главных схем распределительных устройств

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис. 2. Одиночная секционированная система шин с межсекционным разъединителем

Секционирование шин сообщает схеме большую эксплуатационную гибкость (при выходе из работы одной секции шин отключается только часть вводов и отходящих линий).

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Отдельные секции шин могут быть соединены между собой разъединителями или выключателями. При секционировании шин разъединителем последний большей частью разомкнут. При этом обе секции работают раздельно, и при повреждении одной из секций питания лишается только часть потребителей. Кроме того, при раздельной работе трансформаторов снижаются токи короткого замыкания на стороне вторичного напряжения.

В случае повреждения трансформатора его отключают и обе секции соединяют между собой разъедиителем, отключив предварительно для предотвращения перегрузки неответственные потребители.

Допустима также работа с включенным разъединителем для обеспечения равномерного распределения нагрузки между питающими линиями. В этом случае при аварии на одной из секций прекращается питание электроэнергией всех потребителей на время, необходимое для разделения секций. В случае же автоматического отключения одного из источников питания второй источник будет перегружен в течение времени, необходимого для отключения неответственных потребителей.

При наличии межсекционного выключателя (рис. 3) последний может быть также при работе замкнутым или разомкнутым.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис. 3. Одиночная секционированная система шин с межсекционным выключателем

При работе с замкнутым выключателем его снабжают максимальной токовой защитой, которая автоматически отключает поврежденную секцию. Однако такое решение не рекомендуется, поскольку оно не дает существенных преимуществ по сравнению со схемами с межсекционными разъединителями.

Видео:Лапидус А.А. Схемы подстанцийСкачать

Лапидус А.А. Схемы подстанций

Применение межсекционного выключателя рекомендуется только в тех случаях, когда он используется для автоматического включения резервного питания от другого рабочего источника и при нормальной работе электроустановки находится в разомкнутом состоянии.

При наличии на подстанции одиночной секционированной системы шин резервирующие друг друга отходящие линии следует присоединять к различным секциям шин.

Для большей надежности питания и большего удобства эксплуатационных переключений на крупных станциях и подстанциях применяют двойную систему шин (рис. 4), которая допускается только при наличии соответствующего обоснования в каждом отдельном случае.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис. 4. Двойная система сборных шин

При нормальной работе электроустановки одна система шин является рабочей, а другая — резервной. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительным выключателем, который позволяет осуществить переход с одной системы шин на другую без перерыва в подаче энергии, а также может быть использован в качестве замены любого из выключателей электроустановки. В последнем случае линию, с которой выключатель снят для ремонта, присоединяют к резервной системе шин и соединяют рабочую и резервную системы шин шиносоединительным выключателем.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Видео:ЭСиПСТ Лекция 4 - Схемы распределительных устройствСкачать

ЭСиПСТ Лекция 4 - Схемы распределительных устройств


🌟 Видео

Однолинейные схемыСкачать

Однолинейные схемы

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ

Комплектное распределительное устройствоСкачать

Комплектное распределительное устройство

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): квадратСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): квадрат

Для энергетиков. КРУ-6кВ и выключатель ВЭМ-6.Скачать

Для энергетиков. КРУ-6кВ и выключатель ВЭМ-6.

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 3/2Скачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 3/2

Модель подстанцииСкачать

Модель подстанции

Провода, токопровод, шиныСкачать

Провода, токопровод, шины

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 4/3Скачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 4/3

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): ШестиугольникСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): Шестиугольник

2-КТП Комплектная трансформаторная подстанцияСкачать

2-КТП Комплектная трансформаторная подстанция

Лапидус А.А. Разъединители. Схемы распределительных устройств (РУ)Скачать

Лапидус А.А.  Разъединители. Схемы распределительных устройств (РУ)

Однолинейная схема электроснабжения предприятия. Часть 2.Скачать

Однолинейная схема электроснабжения предприятия. Часть 2.

Переключение в РУ 10 кВСкачать

Переключение в РУ 10 кВ
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток