Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ+ОСШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ+ОСШ

Распределительные устройства с одной системой сборных шин

В устройствах рассматриваемо­го вида (рис. 8.1, а) каждое присоединение содержит в общем слу­чае выключатель и два разъединителя — шинный и линейный. Вы­ключатели, как известно, служат для неавтоматического и автомати­ческого отключения и включения присоединений. Разъединители необходимы для изоляций аппаратов и присоединений на время их ремонта от смежных частей системы, находящихся под напряжением.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин
Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин
Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис.8.1. Принципиальная схема РУ с од­ной системой сборных шин.

а — шины не секционированы; б — секциониро­ванные шины; в — секционированные шины и об­ходное устройство.

Термин «изоляция» следует пони­мать как создание видимого раз­рыва цепи в воздухе, обеспечиваю­щего безопасность для людей. Так, например, при ремонте выключате­ля какого-либо присоединения он должен быть изолирован от сбор­ных шин и от сети, поскольку линия, отключенная со стороны источника энергии, может оставаться вклю­ченной с противоположного конца. Только в частных случаях, когда возможность подачи напряжения с противоположного конца исключе­на, линейные разъединители могут отсутствовать. Это относится, на­пример, к присоединениям двухобмоточных трансформаторов, по­скольку ремонт выключателя про­изводится при отключенном транс­форматоре со стороны высшего и низшего напряжения. В присоеди­нениях генераторов линейные разъединители также обычно не предусматриваются.

В рассматриваемой схеме опе­рации с разъединителями допуска­ются только при отключенном выключателе соответствующего при­соединения. Ясность этого требова­ния и простота РУ практически ис­ключают ошибочные операции с разъединителями. Тем не менее пре­дусматриваются блокирующие уст­ройства, препятствующие непра­вильным операциям.

Достоинство рассматриваемой схемы с одной системой сборных шин заключается в ее исключитель­ной простоте и, следовательно, низ­кой стоимости. Недостатки ее сле­дующие:

— профилактический ремонт сбор­ных шин и шинных разъединителей связан с отключением всего устрой­ства на время ремонта;

— ремонт выключателей и линей­ных разъединителей связан с от­ключением соответствующих при­соединений, что нежелательно, а в некоторых случаях недопустимо;

— короткое замыкание в зоне сбор­ных шин приводит к полному от­ключению РУ;

— то же самое имеет место в слу­чае внешнего замыкания и отказа выключателя соответствующего присоединения.

Перечисленные недостатки мо­гут быть частично устранены с по­мощью указанных ниже дополни­тельных устройств. Приведенные затраты при этом увеличиваются. Чтобы избежать полного отклю­чения РУ при замыкании в зоне сборных шин и обеспечить возмож­ность их ремонта по частям, при­бегают к секционированию сборных шин, т. е. разделению их на части — секции с установкой в точках деления выключателей, нормально замкнутых или нормаль­но разомкнутых, в зависимости, от преследуемой цели. Эти выключа­тели называют секционными. Относительно редко встречаются устройства, сборные шины которых секционированы через разъедини­тели, замкнутые или разомкнутые при нормальной работе. Секциони­рование должно быть выполнено так, чтобы каждая секция имела источники энергии (генераторы, трансформаторы) и соответствую­щую нагрузку (рис. 8.1,6). При­соединения распределяют между секциями с таким расчетом, чтобы вынужденное отключение одной секции по возможности не наруша­ло работы системы и электроснаб­жения потребителей. Число секций зависит от числа и мощности источ­ников энергии, напряжения, схемы сети и режима установки. В РУ с большим числом секций сборные шины замыкают в кольцо.

На станциях секционные выклю­чатели при нормальной работе, как правило, замкнуты, поскольку гене­раторы должны работать парал­лельно. В случае к.з. в зоне сбор­ных шин поврежденная секция от­ключается автоматически. Осталь­ные секции остаются в работе. Та­ким образом, секционирование че­рез нормально замкнутые выключа­тели способствует повышению на­дежности РУ и электроустановки в целом. Заметим, однако, что в слу­чае замыкания в секционном вы­ключателе отключению подлежат две смежные секции, следовательно, в устройствах с двумя секциями полное отключение не исключено, хотя вероятность его относительно мала.

Читайте также: Самый хороший автомобильный шины

В РУ низшего напряжения 6—10 кВ подстанций секционные выключатели, как правило, разомкну­ты в целях ограничения тока к.з. Выключатели снабжают устройст­вами автоматического включения резервного питания (АВР), замы­кающими выключатели в случае отключения трансформатора, что­бы не нарушать электроснабжения потребителей.

Чтобы обеспечить возможность поочередного ремонта выключате­лей, не нарушая работы соответст­вующих цепей, предусматривают (преимущественно в РУ 110—220 кВ) обходные выключатели и обходную систему шин с соответст­вующими разъединителями в каждом присоединении (рис. 8.1, в). При нормальной работе установки обходные разъединители и обход­ные выключатели отключены. Заме­на рабочего выключателя обход­ным производится в следующем по­рядке: включают обходный выклю­чатель, чтобы убедиться в исправ­ности обходной системы; отключа­ют обходный выключатель; включа­ют обходный разъединитель ремонтируемого присоединения; вновь включают обходный выклю­чатель; отключают выключатель, подлежащий ремонту, и соответст­вующие разъединители. Защита це­пи во время ремонта осуществляет­ся обходным выключателем, снаб­женным соответствующим ком­плектом релейной защиты.

В устройствах с секционирован­ными сборными шинами и обходной системой шин (рис. 8.1, в), строго говоря, необходимы два обходных выключателя. Однако в целях эко­номии средств часто ограничивают­ся одним выключателем с двумя шинными разъединителями, с по­мощью которых обходный выключатель может быть присоединен к той или другой секции сборных шин.

Распределительные устройства с одной секционированной системой сборных шин получили применение на станциях и подстанциях при номинальных напряжениях до 220 кВ включительно. Основным условием применения этой схемы является наличие достаточного резерва в ис­точниках энергии и линиях и, следо­вательно, возможность кратковре­менного отключения одной из сек­ций без нарушения работы электро­установки в целом. Устройства с одной секциониро­ванной системой сборных шин (без обходной системы) применяют в ка­честве РУ 6—35 кВ подстанций, РУ 6—10 кВ станций типа ТЭЦ, РУ собственных нужд станций и др. Аналогичные устройства, но с об­ходной системой шин, применяют при ограниченном числе присоеди­нений в качестве устройств среднего напряжения 110—220 кВ станций и подстанций.

Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ

23.1. Распределительные устройства с одной системой сборных шин

На рис. 23.1, а приведена схема РУ 10 кВ станции с одной системой сбор­ных шин. К сборным шинам присоеди­нены два генератора, два двухобмоточ-ных трансформатора и четыре линии распределительной сети. В каждом при­соединении предусмотрены выключатели и разъединители, необходимые для изо­ляции выключателей на время их ре­монта от соседних частей РУ, находя­щихся под напряжением. В присоедине­ниях линий необходимы два разъедини­теля — шинный QS1 и линейный QS2. Последний необходим в замкнутых сетях, так как при отключенном выклю­чателе линия может оставаться под напряжением сети. В присоединениях генераторов ограничиваются установкой шинного разъединителя, так как на вре­мя ремонта выключателя генератор должен быть развозбужден и останов­лен. В присоединениях двухобмоточных повышающих и понижающих трансфор­маторов также ограничиваются шинны­ми разъединителями, так как со стороны высшего или низшего напряжения име­ются выключатели и соответствующие разъединители.

Достоинство РУ с одной системой сборных шин заключается в исключи­тельной простоте и относительно низ­кой стоимости. Однако область его применения ограничена по следующим соображениям:

профилактический ремонт сборных шин и шинных разъединителей связан с отключением всего устройства;

повреждение в зоне сборных шин приводит к отключению РУ;

ремонт выключателей связан с от­ключением соответствующих присоеди­нений. ,

Эти недостатки могут быть частично устранены с помощью указанных ниже дополнительных устройств; затраты при этом увеличиваются. Чтобы избежать

Читайте также: Шины в пензе для лачетти

полного отключения РУ при замыкании в зоне сборных шин и обеспечить возможность их ремонта по частям, прибегают к секционированию сборных шин, т. е. разделению их на части — секции — с установкой в точках деления секционных выключателей QB, нормально замкнутых или нормаль­но разомкнутых (рис. 23.1,6). Секциони­рование должно быть выполнено так, чтобы каждая секция имела источники энергии (генераторы, трансформаторы) и соответствующую нагрузку. Присоеди­нения распределяют между секциями с таким расчетом, чтобы вынужденное отключение одной секции по возмож­ности не нарушало работы системы и электроснабжения потребителей. Число секций зависит от числа и мощности источников энергии, номинального на­пряжения, схемы сети и режима уста­новки. В РУ с большим числом секций сборные шины замыкают в кольцо.

На станциях секционные выключа­тели при нормальной работе, как пра­вило, замкнуты, поскольку генераторы должны работать параллельно. В случае КЗ в зоне сборных шин поврежденная секция отключается автоматически. Ос­тальные секции остаются в работе. Таким образом, секционирование через нормально замкнутые выключатели спо­собствует повышению надежности РУ и электроустановки в целом. Заметим, однако, что в случае замыкания в сек­ционном выключателе отключению под­лежат две смежные секции, следователь­но, в устройствах с двумя секциями полное отключение не исключено, хотя вероятность его относительно мала.

В РУ низшего напряжения 6-10 кВ подстанций секционные выключатели, как правило, разомкнуты в целях огра­ничения тока КЗ. Выключатели снабжа­ют устройствами автоматического вклю­чения резервного питания (АВР), замы­кающими выключатели в случае отклю­чения трансформатора, чтобы не нару­шать электроснабжения потребителей.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Чтобы обеспечить возможность по­очередного ремонта выключателей, не нарушая работы соответствующих це­пей, предусматривают (преимущественно в РУ 110-220 кВ) обходные вы­ключатели Ql, Q2 и обходную систему шин ОСШ с соответству­ющими разъединителями QS3 — QS8 в каждом присоединении (рис. 23.1, в). При нормальной работе, установки обходные разъединители и обходные выключате­ли отключены. Замена рабочего выклю­чателя обходным производится в сле­дующем порядке: включают обходной

выключатель; включают обходной разъ­единитель ремонтируемого присоедине­ния; отключают выключатель, подлежа­щий ремонту, и соответствующие разъ­единители. Защита цепи на время ре­монта осуществляется обходным выклю­чателем, снабженным соответствующим комплектом релейной защиты.

В устройствах с секционированными сборными шинами и обходной системой шин (рис. 23.1, в), строго, говоря, необ­ходимы два обходных выключателя. Однако в целях экономии средств часто ограничиваются одним выключателем

с двумя шинными разъединителями, с помощью которых обходной выключа­тель может быть присоединен к той или другой секции сборных шин.

Устройства с одной секционирован­ной системой сборных шин, без обход­ной системы, применяют в качестве РУ 6-35 кВ подстанций, РУ 6—10 кВ стан­ций типа ТЭЦ, РУ собственных нужд станций и др. Аналогичные устройства, но с обходной системой шин, приме­няют при,ограниченном числе присоеди­нений в качестве устройств среднего напряжения 110 — 220 кВ станций и под­станций.

Сборные шины распределительных устройств

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Необходимость соединения между собой подводящих и отводящих электроэнергию линий обусловливает применение на станциях, подстанциях, распределительных устройствах и пунктах сборных шин.

К сборным шинам присоединяют все генераторы или трансформаторы, вводы и отходящие линии. Электрическая энергия поступает на сборные шины и по ним распределяется к отдельным отходящим линиям. Таким образом, сборные шины являются узловым пунктом схемы соединения, через который протекает вся мощность станции, подстанции или распределительного пункта . Повреждение или разрушение сборных шин означает прекращение подачи электроэнергии потребителям. Поэтому сборным шинам уделяют серьезное внимание при проектировании, монтаже и эксплуатации электроустановок.

Читайте также: Шины индекс нагрузки 180

Простейшей системой является так называемая одиночная система шин (рис. 1), применяемая в электроустановках малой мощности с одним источником питания.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис. 1. Одиночная система шин

На станциях и подстанциях, имеющих два и более трансформатора или генератора, в целях повышения надежности снабжения потребителей электроэнергией шины секционируют, т. е. делят на две, а иногда и большее число частей. К каждой секции должно быть присоединено по возможности равное число генераторов или трансформаторов и отходящих линий (рис. 2).

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис. 2. Одиночная секционированная система шин с межсекционным разъединителем

Секционирование шин сообщает схеме большую эксплуатационную гибкость (при выходе из работы одной секции шин отключается только часть вводов и отходящих линий).

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Отдельные секции шин могут быть соединены между собой разъединителями или выключателями. При секционировании шин разъединителем последний большей частью разомкнут. При этом обе секции работают раздельно, и при повреждении одной из секций питания лишается только часть потребителей. Кроме того, при раздельной работе трансформаторов снижаются токи короткого замыкания на стороне вторичного напряжения.

В случае повреждения трансформатора его отключают и обе секции соединяют между собой разъедиителем, отключив предварительно для предотвращения перегрузки неответственные потребители.

Допустима также работа с включенным разъединителем для обеспечения равномерного распределения нагрузки между питающими линиями. В этом случае при аварии на одной из секций прекращается питание электроэнергией всех потребителей на время, необходимое для разделения секций. В случае же автоматического отключения одного из источников питания второй источник будет перегружен в течение времени, необходимого для отключения неответственных потребителей.

При наличии межсекционного выключателя (рис. 3) последний может быть также при работе замкнутым или разомкнутым.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис. 3. Одиночная секционированная система шин с межсекционным выключателем

При работе с замкнутым выключателем его снабжают максимальной токовой защитой, которая автоматически отключает поврежденную секцию. Однако такое решение не рекомендуется, поскольку оно не дает существенных преимуществ по сравнению со схемами с межсекционными разъединителями.

Применение межсекционного выключателя рекомендуется только в тех случаях, когда он используется для автоматического включения резервного питания от другого рабочего источника и при нормальной работе электроустановки находится в разомкнутом состоянии.

При наличии на подстанции одиночной секционированной системы шин резервирующие друг друга отходящие линии следует присоединять к различным секциям шин.

Для большей надежности питания и большего удобства эксплуатационных переключений на крупных станциях и подстанциях применяют двойную систему шин (рис. 4), которая допускается только при наличии соответствующего обоснования в каждом отдельном случае.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Рис. 4. Двойная система сборных шин

При нормальной работе электроустановки одна система шин является рабочей, а другая — резервной. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительным выключателем, который позволяет осуществить переход с одной системы шин на другую без перерыва в подаче энергии, а также может быть использован в качестве замены любого из выключателей электроустановки. В последнем случае линию, с которой выключатель снят для ремонта, присоединяют к резервной системе шин и соединяют рабочую и резервную системы шин шиносоединительным выключателем.

Схемы распределительных устройств с одной системой сборных шин

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:


🎬 Видео

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШ

Лапидус А.А. Схемы подстанцийСкачать

Лапидус А.А. Схемы подстанций

Электрические подстанции #2 - Виды главных схем распределительных устройствСкачать

Электрические подстанции #2 - Виды главных схем распределительных устройств

Однолинейные схемыСкачать

Однолинейные схемы

ЭСиПСТ Лекция 4 - Схемы распределительных устройствСкачать

ЭСиПСТ Лекция 4 - Схемы распределительных устройств

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ

Комплектное распределительное устройствоСкачать

Комплектное распределительное устройство

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 3/2Скачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 3/2

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): квадратСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): квадрат

Для энергетиков. КРУ-6кВ и выключатель ВЭМ-6.Скачать

Для энергетиков. КРУ-6кВ и выключатель ВЭМ-6.

Модель подстанцииСкачать

Модель подстанции

Провода, токопровод, шиныСкачать

Провода, токопровод, шины

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): ШестиугольникСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): Шестиугольник

Лапидус А.А. Разъединители. Схемы распределительных устройств (РУ)Скачать

Лапидус А.А.  Разъединители. Схемы распределительных устройств (РУ)

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 4/3Скачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 4/3

2-КТП Комплектная трансформаторная подстанцияСкачать

2-КТП Комплектная трансформаторная подстанция

Однолинейная схема электроснабжения предприятия. Часть 2.Скачать

Однолинейная схема электроснабжения предприятия. Часть 2.

Переключение в РУ 10 кВСкачать

Переключение в РУ 10 кВ
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток