Шероховатость валов для подшипников скольжения

Параметры шероховатости типовых поверхностей деталей

Для назначение параметров шероховатости в зависимости от назначения обрабатываемой поверхности детали можно использовать приведенную ниже таблицу.

Параметры шероховатости мкмТиповые поверхности деталей
Rz = 400 и Rz =200

Отверстия на проход крепежных деталей

Отверстия масленых каналов на силовых валах

Внутренний диаметр шлицевых соединений (не шлифованных)

Торцевые поверхности под подшипники качения

Шаровые поверхности ниппельных соединений

Канавки под уплотнительные резиновые кольца подвижных и неподвижных торцевых соединений

Радиусы скругления на силовых валах

Поверхности осей для эксцентриков

Поверхности разъема герметичных соединений без прокладок или со шлифованными металлическими прокладками

Наружные диаметры шлицевых соединений

Отверстия пригоняемых и регулируемых соединений (вкладыши подшипников и др.) с допуском зазора -натяга 25-40 мкм

Цилиндры, работающие с резиновыми манжетами

Отверстия подшипников скольжения

Притираемые поверхности в герметичных соединениях

Поверхности зеркала цилиндров работающих с резиновыми манжетами

Торцевые поверхности поршневых колец при диаметре менее 240 мм

Валы в пригоняемых и регулируемых соединениях с допуском зазора-натяга 7-25 мкм

Трущиеся поверхности нагруженных деталей.

Посадочные поверхности 2-го класса точности с длительным сохранением заданной посадки: оси эксцентриков, точные червяки, зубчатые колеса

Сопряженные поверхности бронзовых зубчатых колес

Рабочие шейки распределительных валов

Шейки валов:
1-го класса точности диаметром свыше 1 до 30 мм,
2-го класса — свыше 1 до 10 мм

Валы с пригоняемыми и регулируемыми соединениями (шейки шпинделей, золотники) с допусками зазора-натяга 4-7 мкм

Трущиеся поверхности сильно нагруженных деталей

Валы в пригоняемых и регулируемых соединениях с допуском зазора-натяга 2,5-6,5 мкм

Отверстия в пригоняемых и регулируемых соединениях с допуском зазора-натяга до 2,5 мкм

Видео:Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать

Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартов

Шероховатость поверхности деталей

В конструкторской документации требования к шероховатости поверхности деталей устанавливает разработчик. Эти требования должны быть обоснованными и устанавливаться исходя из функционального назначения поверхности.

Шероховатость поверхностей деталей, как правило, задается средним арифметическим отклонением профиля (Ra) или высотой неровностей профиля по десяти точкам (Rz).

При назначении этих параметров следует исходить из существующих рекомендаций по шероховатости типовых поверхностей деталей (табл.1).

Поверхности деталей и параметры их шероховатости

Вид поверхностейПараметры шероховатости, мкм
Посадочные поверхности валов и корпусов для подшипников каченияRa=2,5…1,25
Поверхности валов под манжетные уплотненияRa=1,25…0,32
Шпоночные пазы на валу, в отверстии для сопряженных поверхностейRz=40…20
Поверхности под запрессовкуRa=2,5…1,25
Рабочие поверхности шкивов ременных передачRz=20…2,5
Поверхности разъема корпусовRz=20…2,5
Рабочие поверхности зубьев зубчатых передачRa=2,5
Поверхности под подшипники скольженияRa=0,63
Рабочие поверхности подшипников скольжения (втулок, вкладышей)Ra=2,5

Для удобства и понимания при чтении технической литературы и документации, выпущенных до 1981 года, в табл.2 приведены применявшиеся ранее классы шероховатости поверхностей и соответствующие им значения параметров Ra и Rz.

Классы и параметры шероховатости по ГОСТ 2789-73

Класс шероховатости по ГОСТ 2789-73Параметры шероховатости, мкмСпособы обработки
RaRz
Ñ1
Ñ2Строгание
Ñ312,5Сверление, черновое точение
Ñ46,3Фрезерование, зенкерование
Ñ53,212,5Растачивание
Ñ61,66,3Чистовое точение, развертывание
Ñ70,83,2Шлифование, протягивание
Ñ80,41,6Чистовое шлифование по закаленной поверхности, хонингование
Ñ90,20,8Полирование, алмазное хонингование
Ñ100,10,4Суперфиниширование

На чертежах обозначение шероховатости поверхностей располагают на линиях контура, выносных линиях или на полках линий-выносок. При этом применяют следующие знаки (ГОСТ 2.309-73):

— вид обработки конструктором не устанавливается (h-высота цифр размерных чисел, H=(1,5…3)h;
— обозначение шероховатости поверхностей, образуемых удалением слоя металла (точение, фрезерование и т.д.);
— обозначение шероховатости поверхностей, образуемых без удаления слоя металла (литье, ковка, штамповка, прокатывание и др.), или шероховатости поверхностей, не обрабатываемых по данному чертежу, а сохраняемых в состоянии поставки;
— обозначение шероховатости поверхности, когда вид обработки задается конструктором;
— обозначение шероховатости поверхности контура детали (диаметр вспомогательного знака 4…5 мм).

Значение параметра шероховатости указывают в обозначении:

для параметра Ra – без символа, например,

для параметра Rz – после символа, например,

При выборе шероховатости следует учитывать ее зависимость от величин допуска на размер, допусков отклонения формы и взаимного расположения поверхностей. Предпочтительно, в том числе и для самых грубых поверхностей, нормировать параметр Ra. Пример нанесения обозначений шероховатости приведен на рис.1.

Рис.1. Нанесение обозначений шероховатости

При отсутствии на чертеже изображения профиля зубьев деталей зубчатых и червячных передач, эвольвентных шлицов и т.д. обозначения шероховатости их рабочих поверхностей условно наносятся на линии делительной окружности. А при отсутствии изображения профиля резьбы обозначение шероховатости условно наносится на выносной линии для указания размера резьбы, неразмерной линии или на ее продолжении (см. рис.1).

Рис.2. Обозначение одинаковой шероховатости поверхностей

Обозначение шероховатости, одинаковой для всех поверхностей изделия, следует помещать в правом верхнем углу чертежа и на изображение не наносить (рис.2,а). Обозначение шероховатости, одинаковой для части поверхностей изделия, должно быть помещено в правом верхнем углу чертежа (рис.2,б,в) вместе со знаком (√). Это означает, что все поверхности с неуказанными обозначениями шероховатости должны иметь шероховатость, указанную перед знаком (√).

Тема №5: Система ТО и Р технологического оборудования

Технологическое оборудование, используемое для ТО и Р автомобилей, представляет из себя механизмы и устройства, которые, в свою очередь, сами требуют проведения определенных технических воздействий, направленных на поддержание их работоспособности. Как правило, этот комплекс технических воздействий включает в себя контрольные, испытательные, ремонтные операции и операции по выполнению плановых работ по техническому обслуживанию. Целью проведения данных работ является:

1. обеспечение работоспособности и функциональности изделия на основе работоспособности и функциональности его составных частей (стенд для ремонта двигателей работает или нет);

2. обеспечение безопасности выполнения работ по ТО и Р а/м за счет исправности технологического оборудования (подъемник автомобилей исправен для поднятия груза 1,5 т или нет);

3. обеспечение точности технологического оборудования или заданных выходных параметров работы технологического оборудования (электровулканизатор нагревается до заданной температуры или нет);

4. соблюдение метрологических требований в части соблюдения сроков поверки применяемых в оборудовании средств измерений и приборов (манометры, термометры, амперметры, вольтметры и т.д.);

5. соблюдение метрологических требований в части соблюдения сроков поверки самого технологического оборудования, внесенного в государственный реестр средств измерений (газоанализаторы, стенды для определения углов установки управляемых колес, балансировочные стенды колес и т.д.);

Шероховатость валов для подшипников скольжения

6. соблюдение требований к объектам госгортехнадзора и объектам надзора иных контрольных органов (сосуды, работающие под давлением; краны; кран-балки и т.д.);

7. обеспечение экологической безопасности процессов ТО и Р автомобилей за счет исправности технологического оборудования (мойка а/м должна быть безвредной).

Исходя из этого все виды технических воздействий, выполняемых над технологическим оборудованием, делятся на 3 группы:

1. планово-предупредительный ремонт технологического оборудования (ППР);

2. техническое освидетельствование оборудования (ТО);

3. метрологическая поверка или аттестация (МП и А).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео:Опоры валов и осей: подшипники скольженияСкачать

Опоры валов и осей: подшипники скольжения

Шероховатость поверхностей деталей

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Качество поверхностного слоя определяется совокупностью характеристик: физико-механическим состоянием, микроструктурой металла поверхностного слоя, шероховатостью поверхности. Состояние поверхностного слоя влияет на эксплуатационные свойства деталей машин: износостойкость, виброустойчивость, контактную жесткость, прочность соединений, прочность конструкций при циклических нагрузках и т. д.

Параметры и характеристики шероховатости поверхности установлены ГОСТ 2789–73, требования к другим характеристикам поверхностного слоя назначают по руководящим материалам предприятия.

Для оценки шероховатости поверхности ГОСТ 2789 – 73 предусматривает шесть параметров:

высотные : Ra — среднее арифметическое отклонение профиля; Rz — высота неровностей профиля по десяти точкам; Rmax — наибольшая высота профиля;

шаговые : S — средний шаг неровностей профиля по вершинам; Sm — средний шаг неровностей профиля по средней линии;

высотно-шаговый tp — относительная опорная длина профиля.

Базой для отсчета высот выступов и впадин неровностей, свойства которых нормируются, служит средняя линия профиля (рис. 279) — базовая линия, имеющая форму номинального профиля и проведенная так, что в пределах базовой длины среднее квадратическое отклонение профиля до этой линии минимально.

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Через высшую и низшую точки профиля в пределах базовой длины l проводят линии выступов и впадин профиля, эквидистантно средней линии. Расстояние между этими линиями определяет наибольшую высоту неровностей профиля Rmax.

Среднее арифметическое отклонение профиля Ra определяется как среднее арифметическое абсолютных значений отклонений профили в пределах базовой длины:

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Высота неровностей профиля по десяти точкам Rz равна средней арифметической суммы абсолютных отклонений точек пяти наибольших минимумов Нi min и пяти наибольших максимумов Hi max профиля в пределах базовой длины:

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Вместо средней линии, имеющей форму отрезка прямой, определяют расстояние от высших точек пяти наибольших максимумов hi max и низших точек пяти наибольших минимумов hi min до линии, параллельной средней и не пересекающей профиль.

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Средний шаг неровностей S вычисляют как среднее арифметическое значение шага неровностей Smi в пределах базовой длины:

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Средний шаг неровностей профиля по вершинам S — среднее арифметическое значение шага неровностей профиля по вершинам Si в пределах базовой длины

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Под опорной длиной профиля ηр понимают сумму длин отрезков в пределах базовой длины, отсекаемых на заданном уровне в материале выступов профиля линией, эквидистантной средней линии.

Относительная опорная длина профиля tp определяется как отношение опорной длины профиля ηр к базовой длине:

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Требования к шероховатости поверхности по ГОСТ 2789-73 устанавливают указанием числовых значений параметров. В дополнение к количественным параметрам для более полной характеристики шероховатости указывают направление неровностей (условное обозначение — см. рис. 280), вид обработки поверхности или последовательность видов обработки (рис. 281 — 283).

Шероховатость валов для подшипников скольжения

В обозначении шероховатости поверхности, вид обработки которой конструктором не устанавливается, применяют знак, приведенный на рис. 282, а; если поверхность образована с удалением слоя материала — знак, приведенный на рис. 282, б; и для поверхности, образованной без удаления слоя материала, — знак, приведенный на рис. 282, в.

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Значение параметра Ra указывают без символа, например, 0,5. Для остальных указывают символы, например, Rmах 6,3.

ГОСТ 2789-71 установлено 14 классов шероховатости поверхности. Причем классы 1—5, 13 и 14 определены через параметр Rz, классы 6—12 через параметр Ra. Каждый класс определен только по одному параметру и базовой длине. Числовые значения параметров заданы в виде диапазонов, верхние пределы которых полностью соответствуют ранее действовавшим.

Требования к шероховатости поверхности устанавливают путем задания значения параметра (параметров) и базовой длины. Причем целесообразно пользоваться предпочтительными значениями параметра Ra (графа 2, табл. 29). Эти значения находятся вблизи середины диапазона, определяющего данный класс шероховатости. В других случаях могут назначать величины параметров по графам 3 или 4.

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Требования к шероховатости поверхности определяются условиями работы поверхности в машине. В общем случае, чем выше требования по точности, тем выше требования и по шероховатости поверхности.

Для грубых квалитетов с расширенным полем допусков класс шероховатости можно снижать, что уменьшает стоимость изготовления.

Минимальный класс шероховатости поверхности обработки, необходимый для получения различных квалитетов, можно выбрать по табл. 30.

Шероховатость валов для подшипников скольжения

Классы шероховатости поверхностей, соответствующие различным видам обработки, приведены и табл. 31.

Шероховатость валов для подшипников скольженияШероховатость валов для подшипников скольжения

При выборе класса шероховатости должны быть учтены свойства материала и твердость поверхности детали. Высокие показатели для сталей можно получить при твердости не ниже HRC 30—35. Стальные изделия, подлежащие чистой обработке, должны быть по меньшей мере подвергнуты улучшению или нормализации. Термически необработанные низкоуглеродистые стали тонкой обработке поддаются плохо.

По условиям обработки получить чистую отделку и точные размеры в отверстиях труднее, чем на валах. Поэтому, как правило, требование к шероховатости поверхности в отверстиях назначают на 1—2 класса ниже, чем на валах.

В интересах уменьшения стоимости изготовления рекомендуется применять менее высокие требования к шероховатости, совместимые с условием надежной работы деталей.

В некоторых случаях (соединения с натягом, подшипники скольжения) существуют оптимальные параметры поверхности, отклонения от которых в ту или другую сторону снижают работоспособность соединений.

Свободные поверхности (не входящие в соединения или расположенные с зазором по отношению к ближайшим поверхностям) следует в интересах экономичности обрабатывать по низким классам шероховатости. Исключение составляют напряженные циклически нагруженные детали. Для повышения сопротивления усталости такие детали обрабатывают так, чтобы обеспечить высокий класс шероховатости поверхности, полируют и дополнительно упрочняют поверхностным пластическим деформированием.

Ниже приведены ориентировочные значения классов шероховатости поверхностей для типовых машиностроительных деталей, основанные на опыте общего машиностроения.


📺 Видео

Состав подшипников скольженияСкачать

Состав подшипников скольжения

Самоцентрирующийся подшипник UCPСкачать

Самоцентрирующийся подшипник UCP

Подшипники скольженияСкачать

Подшипники скольжения

ВТУЛКИ СКОЛЬЖЕНИЯ - виды, формы, область применения.Скачать

ВТУЛКИ СКОЛЬЖЕНИЯ - виды, формы, область применения.

Выбор посадки подшипников качения Качество поверхностей для запрессовки. Правило выбора допусковСкачать

Выбор посадки подшипников качения  Качество поверхностей для запрессовки. Правило выбора допусков

Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистовСкачать

Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистов

ОПОРНЫЕ ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ // РАДИАЛЬНЫЕ // КОНСТРУКЦИЯ // ПРИНЦИП РАБОТЫ // ВИБРАЦИЯСкачать

ОПОРНЫЕ ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ // РАДИАЛЬНЫЕ // КОНСТРУКЦИЯ // ПРИНЦИП РАБОТЫ // ВИБРАЦИЯ

Лекция 11. Подшипники скольженияСкачать

Лекция 11.  Подшипники скольжения

✅КАК РАССЧИТАТЬ ЗАЗОР, НАТЯГ // ДОПУСКИ И ПОСАДКИ // ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКОВ // min..maxСкачать

✅КАК РАССЧИТАТЬ ЗАЗОР, НАТЯГ // ДОПУСКИ И ПОСАДКИ // ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКОВ // min..max

Подшипники скольжения. Конструкция и принцип работы. Достоинства и недостаткиСкачать

Подшипники скольжения. Конструкция и принцип работы. Достоинства и недостатки

7.4. Расчет подшипников скольженияСкачать

7.4.  Расчет подшипников скольжения

Посадки. Как выглядят сотки на деле.Скачать

Посадки. Как выглядят сотки на деле.

Линейные подшипники, направляющие валы, опоры и ШВП | VORON.UAСкачать

Линейные подшипники, направляющие валы, опоры и ШВП | VORON.UA

Допуски и посадки под подшипникСкачать

Допуски и посадки под подшипник

Шабрим подшипникСкачать

Шабрим подшипник

Допуски формы и положения поверхностей под подшипникиСкачать

Допуски формы и положения поверхностей под подшипники

Определение зазора в подшипниках скольженияСкачать

Определение зазора в подшипниках скольжения

Шероховатость. Ясно и понятно.Скачать

Шероховатость. Ясно и понятно.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток