Шестерни редуктора лодочного мотора ветерок

Неисправности, регулировка и сборка мотора «Ветерок»

Заключительная статья из серии материалов, посвященных эксплуатации и ремонту «Ветерка». Об обслуживании и ремонте двигателя — см. в №115, системы зажигания — в №116, системы питания — в №117.

Все детали подводной части моторов «Ветерок-8» и «-12» (дейдвуд, подвеска, редуктор) одинаковы, за исключением гребного винта. Поэтому приведенные ниже рекомендации распространяются на обе модели.

Возможны следующие неисправности подводной части мотора.
1. Попадание воды в редуктор. Ее причиной могут послужить:

  • износ или повреждение резиновых сальников;
  • изгиб гребного вала;
  • повышенный износ подшипников;
  • плохое уплотнение разъемов.

2. Не включается гребной винт. Это происходит в тех случаях, когда:

  • срезан штифт гребного винта;
  • провернулся демпфер гребного винта;
  • поломались шестерни редуктора;
  • поломался вертикальный вал.

3. Самопроизвольное расцепление муфты холостого хода. Это происходит в том случае, когда выкрошены или изношены зубья муфты.

4. Не поступает вода в систему охлаждения двигателя. Причиной может явиться:

  • повреждение или износ крыльчатки помпы;
  • износ или отсутствие (после переборки) шпонки крыльчатки;
  • негерметичное уплотнение трубок подвода воды к помпе или картеру.

Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать

Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назад

Редуктор

Все неполадки в редукторе, его прогрессирующий износ происходят в основном в результате коррозии и проникновения воды во внутреннюю полость. Непременным условием долголетней безаварийной эксплуатации редуктора является своевременная (через 25 часов работы) замена смазки. При очередной замене необходимо убедиться в том, что в сливаемом масле не содержится вода. Перед сливом масла мотор должен простоять не менее часа, так как при вращении шестерен смазка интенсивно перемешивается с водой. Если после отворачивания нижней сливной пробки из редуктора сначала вытекает небольшое количество воды или сливаемое масло на только что заглушенном моторе имеет бурый цвет, это означает, что редуктор негерметичен.

Даже если количество воды небольшое, обязательно выявите причину негерметичности. Для этого отсоедините редуктор с проставкой от промежуточного корпуса, снимите водяную помпу, внутреннюю полость редуктора отмойте от остатков смазки.

Редуктор моторов «Ветерок» имеет по две уплотняющие манжеты на вертикальном и гребном валах, уплотняющее кольцо тяги муфты холостого хода и резиновое кольцо между стаканом сальника и шарикоподшипником № 205. Потеря герметичности этими уплотнениями может произойти в результате дефектов самого уплотнения либо больших радиальных люфтов проходящих через них деталей при износе подшипников. Люфты валов можно определить стрелочным индикатором, измерив перемещение в радиальном направлении валов в подшипниках.

Резина сальников должна быть достаточно эластичной, на ней не должно быть механических повреждений; диаметр рабочей кромки должен быть несколько меньше диаметра гребного вала. Следует убедиться в том, что стягивающая пружина сальника находится на месте. Размеры сальников редуктора приведены в табл. 1.

Шестерни редуктора лодочного мотора ветерок

Вода может проникать в редуктор через уплотнение тяги муфты холостого хода при износе резиновой втулки. Внутренний диаметр втулки должен составлять 5,3 ±0,3.

Качество уплотнения сальника вертикального вала 26 (рис. 1) можно проверить следующим образом. В полость сальника со стороны, обращенной к муфте, налейте примерно 1 см 3 керосина. Легко проворачивая вал относительно стакана, следите за просачиванием керосина через уплотнение. Если сальник неисправен, то по другую его сторону на валике появится пятно.

В редуктор «Ветерка» следует заливать около 250 см 3 масла до уровня контрольной пробки. Не допускайте работы мотора при низком уровне смазки в редукторе (ниже верхней контрольной пробки), так как это приведет к недостаточной смазке расположенного в верхней части проставки подшипника № 201 вертикального вала.

Полная разборка редуктора необходима при замене шестерен и подшипников. При разборке торцевым ключом отверните две гайки крепления корпуса редуктора и отсоедините корпус редуктора от проставки. Затем снимите стопорное кольцо, запирающее стакан сальника гребного вала. Чтобы извлечь из корпуса редуктора гребной вал, нужно вставить в отверстие штифта 17 имеющийся в ЗИП вороток и легкими постукиваниями по нему молотка вынуть вал в сборе с ведомой шестерней и подшипником (см. рис. 1).

Снимите стопорное кольцо подшипника № 205, распрессуйте съемником подшипник и, выбив штифт, снимите ведомую шестерню с вала. Если подшипник № 201 сидит в корпусе плотно, извлеките его съемником. Ведущую шестерню выпрессуйте при помощи выколотки и молотка. Чтобы не повредить хвостовик шестерни, выколотку лучше всего изготовить из меди или алюминия.

Перед сборкой внимательно осмотрите все детали. Работавшие шестерни, имеющие следы приработки и износ, пригодны к эксплуатации лишь в том случае, если на них нет сколов и поломки зубьев. Не забудьте осмотреть пластмассовую вилку 21 переключения муфты холостого хода (см. рис. 1). Если муфта отрегулирована правильно, на верхней плоскости полочки вилки, где она касается буртика муфты, должен быть виден гладкий кольцевой износ глубиной 0,1—0,3 мм. При неправильной регулировке ведомая муфта слишком плотно прижимается к ведущей. Это приводит к большому износу и даже оплавлению капрона вилки в зоне контакта с муфтой.

При существующей технологии изготовления невозможно обеспечить полную взаимозаменяемость шестерен редуктора. Поэтому при ремонте величина бокового зазора в конической зубчатой передаче устанавливается за счет дополнительной регулировки при помощи так называемого компенсатора — паронитовой прокладки (или набора прокладок) между корпусом редуктора и проставкой, которая обеспечивает также герметичность соединения. Небрежное обращение с этой прокладкой, неправильная ее замена являются главными причинами преждевременного выхода из строя не только шестерен, ро и других ответственных деталей редуктора. Вырезать прокладку из первого попавшегося под руку материала нельзя. Нельзя и считать, что любая прокладка заводского изготовления может полноценно заменить испорченную. Нормальная работа редуктора будет обеспечена лишь в том случае, когда толщина устанавливаемой прокладки будет точно соответствовать толщине прежней.

Видео:Сборка (как собрать) редуктор мотора Ветерок 8 , замена сальников и подшипников. Некоторые лайфхаки.Скачать

Сборка (как собрать) редуктор мотора Ветерок 8 , замена сальников и подшипников. Некоторые лайфхаки.

Сборка редуктора

Установите ведомую шестерню на горизонтальный вал и соедините их штифтом (рис. 2). Напрессуйте на ведомую шестерню подшипник № 205. Подберите компенсационную шайбу и зафиксируйте подшипник кольцом. Установите подшипник № 7203 в проставку, замерьте расстояние от торца подшипника до плоскости разъема и подберите комплект прокладок. Недостающее число паронитовых прокладок можно изготовить из картона, пропитанного минеральным маслом. Толщина комплекта должна быть такой, чтобы при сборке она составила 7,5 мм (рис. 3).

Запрессуйте подшипник № 7203 на ведущую шестерню, затем шестерню на вал. При этом не допускайте ударов по зубчатому венцу. Запрессовку завершайте слабыми ударами, постоянно проверяя легкость вращения шестерни. При появлении сопротивления прекратите прессование и легкими ударами по хвостовику снимите излишний осевой натяг. Шестерня в подшипниках должна вращаться легко, но без ощутимого радиального люфта в коническом подшипнике.

Установите подобранный по подшипнику № 7203 комплект парони-товых прокладок и соедините проставку с корпусом редуктора. Запрессуйте в корпус редуктора подшипник № 201 и подберите набор регулировочных шайб.

Для начала установите горизонтальный вал с регулировочной шайбой наибольшей толщины. При этом зазор в зацеплении должен быть больше допустимого. Устанавливая последовательно шайбы меньшей толщины, обеспечьте величину зазора в зацеплении 0,16—0,28 мм.

Самой надежной является проверка величины бокового зазора при помощи индикаторной головки (рис. 4). Для этого в отверстие под штифт втулки гребного винта плотно вставьте шпильку из проволоки диаметром 4 мм. На корпусе редуктора укрепите при помощи струбцины или ручных .тисков штатив с индикаторной головкой так, чтобы измерительный штифт головки касался шпильки на радиусе, примерно равном среднему радиусу шестерни (на схеме показано штрих-пунктиром). Затем при включенном переднем ходе несколько раз качните гребиой вал в правую и левую стороны. По величине отклонения стрелки индикатора можно судить о величине бокового зазора. Следует помнить, что при проверке зазора в зацеплении ведущая шестерня должна оставаться неподвижной.

Читайте также: Редуктор главной передачи пресс киргизстан

Величину зазора в передаче можно ориентировочно определить, если сперва наложить на поверхность шестерни тонкую пластину из пластилина, а затем повернуть гребной вал. Показателем величины зазора будет служить толщина оставшегося на поверхности зуба пластилина. О качестве сборки редуктора свидетельствует также отсутствие резкого шума при быстром проворачивании ведущей шестерни.

Правильность зацепления шестерен проверяется «на краску». Для этого нужно вынуть ведомую шестерню вместе с горизонтальным валом, смазать тонким слоем краски зубья ведомой шестерни и снова собрать, Ведущую шестерню следует провернуть по ходу на 3—4 оборота, затем вновь вынуть вал.

При правильном зацеплении шестерен пятно контакта у ведомой шестерни располагается на середине высоты зуба, сдвигаясь немного к его узкому концу. Зацепление считается нормальным, если продольный отпечаток бочкообразного вида составляет не менее 60% длины и 60% высоты зуба. В зависимости от смещения пятна контакта положение шестерен можно регулировать, руководствуясь приведенными в табл. 2 данными. После проверки «на краску» зазор в зубчатом зацеплении необходимо проверить еще раз.

Во время регулировки зазора в зацеплении зубьев долго работавших шестерен важно учесть возможность образования на поверхности зубьев углублений и выступов от износа. Возможно соприкосновение зубьев одной шестерни с выступами на зубьях другой, что вызывает шум при работе редуктора и быстрое разрушение зубьев. Поэтому при регулировке зацепления изношенных шестерен рекомендуем в первую очередь выключать из зацепления изношенный ступенчатый участок шестерни, пользуясь регулировочными шайбами.

Убедившись в правильности зацепления шестерен, продолжайте сборку подводной части:

  • наденьте на стакан сальника 7 резиновое кольцо 9 (см. рис. 2), осмотрите сальник и установите стакан на место;
  • вставьте в корпус стопорное кольцо и ударом молотка по оправке посадите кольцо в канавку;
  • очистите плоскости проставки и стакана от прилипшей старой прокладки;
  • запрессуйте в стакан сальник и подшипник № 201 (рис. 5);
  • запрессуйте вертикальный вал так, чтобы его конец выступал из подшипника на 12,5—13 мм;
  • запрессуйте на вал ведущую муфту, предварительно надев на нее пружинное кольцо;
  • соедините муфту с валом штифтом и зафиксируйте штифт, сместив пружинное кольцо в канавку;
  • установите на место пластину помпы, при помощи консистентной смазки зафиксируйте на вертикальном валу цилиндрическую шпонку и установите на место крыльчатку помпы.

Перед сборкой водяной помпы обратите внимание на целость и упругость крыльчатки. Если резина затвердела, имеет повышенный износ или на лопастях появились трещины, крыльчатку следует заменить. Нормальная крыльчатка при установке в корпус помпы и совмещении посадочного отверстия с отверстием корпуса должна касаться стенок стакана корпуса всеми лопастями. Крыльчатку можно не менять до тех пор, пока концы лопастей не износятся до появления острых кромок.

В новой помпе крыльчатка устанавливается с натягом 0,3—0,6 мм.

Корпус помпы 14 и пластину 25 (см. рис. 5) нужно заменить, если глубина образующихся в результате трения о крыльчатку кольцевых канавок превышает 0,3—0,4 мм. Перед установкой на место смажьте крыльчатку автолом или другой жидкой смазкой для предохранения крыльчатки от повреждения при сухом прокручивании. Крыльчатку нужно так установить, чтобы ее лопасти были загнуты против часовой стрелки (рис. 6).

Наденьте на вертикальный вал корпус помпы и, вращая его по часовой стрелке, посадите на крыльчатку. Установите в стакан уплотнительную втулку, пропустите через корпус и стакан тягу управления муфтой, наденьте на стакан уплотнительную прокладку, наверните на тягу капроновую вилку.

Вставьте в корпус трубку подвода воды, установите в вилку ведомую муфту и, вытянув тягу, прижмите ее к ведущей муфте.

На ведущую шестерню наденьте поджимную пружину, установите на место вал со стаканом, помпу со стаканом приверните к фланцу проставки. Проследите, чтобы трубка подвода воды встала в свое отверстие в проставке.

Видео:Ремонт редуктора ПЛМ Ветерок. ВидеоинструкцияСкачать

Ремонт редуктора ПЛМ Ветерок. Видеоинструкция

Регулировка муфты холостого хода

Износ рабочих поверхностей кулачков муфты холостого хода и неправильная регулировка муфты вызывают периодические удары в редукторе в результате самопроизвольного включения муфты. Износ и выработка возникают в основном в результате неправильного регулирования величины перемещения ведомой муфты, когда кулачки муфты не входят в сопряжение по всей высоте, а лишь касаются друг друга вершинами.

Причиной выработки может послужить также частое включение переднего хода на слишком высоких оборотах коленчатого вала, так как при этом возникают большие ударные нагрузки на вершины уступов.

Для регулировки муфты холостого хода сначала закрепите пружинный ограничитель ручки переключения в среднем положении. Плоскогубцами подтяните тягу до полного включения муфты холостого хода. Установите ручку переключения в положение «Ход» и, завертывая или вывертывая тягу, установите ее отогнутый конец строго против отверстия на рычаге. Вставив тягу в рычаг, зафиксируйте ее шплинтом.

Правильность регулировки муфты можно проверить, поворачивая с небольшим усилием гребной вал. При полном сцеплении кулачков ведущей и ведомой муфт у вала не должно быть большого хода, он будет лишь слегка покачиваться за счет зазоров в зубьях шестерен и кулачках муфт.

Включив ручку переключения в положение «Холостой ход», проверьте, разъединились ли муфты. Если разъединения не произошло, нужно вывернуть тягу на один оборот, повернув ее против часовой стрелки, и проверить еще раз.

Для качественной сборки редуктора желательно использовать ряд оправок. На рис. 7 приведены чертежи нескольких несложных в изготовлении оправок для запрессовки деталей редуктора.

Зазоры (натяги) в соединении деталей подводной части моторов «Ветерок» приведены в табл. 2.

Видео:Сальники на мотор ветерок 8-12Скачать

Сальники на мотор ветерок 8-12

Разборка, сборка и регулировка подводной части «Ветерков»

Необходимость в полной или частичной разборке подводной части моторов появляется, в основном, в случае следующих неисправностей.

1. Появление воды в полости редуктора.

2. Неудовлетворительная работа системы охлаждения, чаще всего из-за отказа водяной помпы. (Недостаточное охлаждение вызывает перегрев двигателя, в результате чего, если не принять срочных мер, заклиниваются поршни).

3. Поломка вертикального вала или разрушение зубьев муфты холостого хода. (Обнаруживается по внезапному увеличению числа оборотов двигателя. Для уверенности при включенной муфте проверните коленчатый вал за маховик — если гребной винт не вращается, придется чинить вал или муфту).

4. Поломка деталей редуктора. (Если эта авария происходит на ходу, то в ровный гул работающего мотора врывается посторонний шум).

При разборке придется иметь дело с довольно большим числом крупных и мелких деталей, поэтому нужно соответствующим образом организовать рабочее место и подготовить для них несколько банок или коробок.

Отсоединение двигателя. Отверните восемь винтов М6. Кроме них, двигатель удерживают шланг подачи топлива к бензонасосу и пусковой шнур. Снять шланг со штуцера просто, а разбирать пусковой механизм необязательно — легче снять двигатель вместе с нижним кожухом, для чего, приподняв двигатель и растянув шнур пускового механизма, отверните четыре винта М5, крепящих нижний кожух к промежуточному корпусу. Делайте это осторожно, чтобы не порвать паронитовую прокладку, которая пристает к деталям.

Сняв двигатель, отсоедините от ручки переключения тягу муфты холостого хода. Расшплинтуйте заведенный в рычаг отогнутый конец тяги, выведите его из рычага и немного поверните, чтобы он не попал обратно в отверстие. Потом освободите верхний конец трубки подачи охлаждающей воды.

Читайте также: Сальник хвостовика редуктора уаз 452

Отсоединение проставки. Выверните четыре болта, обращенных вниз шестигранными головками. Как только последний болт ослабнет, примите меры, чтобы предотвратить падение и повреждение проставки и собранных с нею деталей.

Доступ к деталям узла вертикального вала открыт. При необходимости дальнейшей разборки следует слить из полости редуктора нигрол и про мыть ее керосином.

Работать будет удобнее, если проставку с редуктором закрепить в тисках, как показано на рис. 1.

Видео:Замена подшипника ведущей шестерни редуктора лодочного мотора Нептун 23 на игольчатый подшипник.Скачать

Замена подшипника ведущей шестерни редуктора лодочного мотора Нептун 23 на игольчатый подшипник.

Разборка узла вертикального вала

Вытащите (рис. 2) из корпуса помпы 14 всасывающую трубку 12 и напорную 20 подачи охлаждающей воды. Осмотрите напорную трубку и удостоверьтесь, что вертикальный вал при вращении не задевает за нее. Когда будете ставить трубку на место, учтите, что она должна быть удалена от вертикального вала минимум на 5 мм. Отверните четыре винта, крепящих корпус помпы, поднимите его и крыльчатку 24 по вертикальному валу (рис. 3). При этом следите, чтобы не потерялась шпонка 23 крыльчатки. Корпус помпы и пластину 25 нужно заменить, если глубина кольцевых канавок, образующихся в результате трения о крыльчатку, превышает 0,3 мм.

Крыльчатку можно не менять, если концы лопастей не износились до появления острых кромок. Высота крыльчатки, замеренная по концам лопастей, должна быть на 0,2 мм больше глубины гнезда в корпусе.

Вытащите из расточки проставки стакан 27 вместе с вертикальным валом. Легче всего это сделать с помощью двух отверток. На шлицевом конце ведущей шестерни останется пружина 36. Ведомая муфта 34 снимается вместе с вилкой 35 на тяге 15.

Внимательно осмотрите вилку. Если муфта отрегулирована правильно, на верхней плоскости полочки вилки, где она касается буртика муфты, виден гладкий кольцевой износ глубиной 0,1—0,3 мм. При неправильной регулировке ведомая муфта слишком сильно прижимается к ведущей, что приводит к большому износу и даже оплавлению капрона вилки в зоне контакта с муфтой.

Проверьте качество уплотнения вертикального вала сальников 28. Для этого в полость сальника со стороны, обращенной к муфте, залейте примерно 1 см 3 керосина. Легко поворачивая вал относительно стакана, следите за просачиванием керосина через уплотнение. Если сальник неисправен, то по другую его сторону на валике появится пятно.

Снимите пружинное проволочное кольцо 31, фиксирующее штифт 32. С помощью выколотки, входящей в ЗИП, удалите штифт.

Аккуратно зажав ведущую полумуфту в тисках, выбейте из нее вертикальный вал, легко постукивая молотком по его концу через медную или латунную выколотку.

Из стакана 27 извлеките плоскогубцами стопорное кольцо 30, установите стакан верхней плоскостью на немного разведенные губки тисков (рис. 4), пропустите вертикальный вал между губками и легкими ударами молотка по концу вала через выколотку выбейте его из подшипника 29.

Подогрев стакан 27 примерно до 100°, извлеките из него подшипник 29, равномерно постукивая по внутренней обойме через отверстие в сальнике.

Извлекать из стакана запрессованный туда сальник 28 нужно только в том случае, если вы уверены, что он неисправен, так как сделать это, не повредив сальник, невозможно.

Иногда появляется необходимость извлечь из коленчатого вала сломанный и застрявший там конец вертикального вала 19. Для этого в обломке вала просверлите на глубину 15—20 мм отверстие, нарежьте в нем резьбу, вверните подходящий винт и вытащите обломок.

Видео:Заправка смазкой редуктора подвесного лодочного мотора Ветерок 8.Скачать

Заправка смазкой  редуктора  подвесного лодочного мотора Ветерок 8.

Разборка редуктора

Расстыкуйте корпуса проставки и редуктора, отвернув две гайки со шпилек. Гайки расположены глубоко и работать с ними нужно торцовым ключом. Пакет прокладок между корпусами лучше сохранить.

Снимите стопорное кольцо 6 (см. рис. 5) и, легко постукивая по выколотке, вставленной в отверстие для штифта 23, извлеките горизонтальный вал в сборе с ведомой шестерней и подшипниками (см. рис. 6).

Промыв в керосине зубья шестерен и шарикоподшипник 12, внимательно осмотрите эти детали. Шестерни с большим износом зубьев и многочисленными следами выкрашивания цементированного слоя следует заменить; очевидно, надо менять сразу обе шестерни.

Если при толчке рукой наружная обойма вращается с резким шумом или с заеданиями, то нужно менять и подшипник 12.

Чтобы заменить ведомую шестерню 15, приходится разбирать узел горизонтального вала. Сначала снимите стопорное кольцо 10, затем со ступицы ведомой шестерни снимите шарикоподшипник 12; при этом откроется доступ к штифту 14. Выбейте штифт и снимите с горизонтального вала шестерню 15.

Основными требованиями при сборке привода гребного винта являются обеспечение герметичности полости редуктора и муфты холостого хода, правильности посадок подшипников и других деталей, хорошей регулировки зацепления шестерен.

Видео:ПРОЕКТ "ВЕТЕРОК" (часть, допустим, шестая)Скачать

ПРОЕКТ "ВЕТЕРОК" (часть, допустим, шестая)

Присоединение проставки

На валик ведущей шестерни 1 (рис. 2) напрессуйте внутреннюю обойму радиально-упорного подшипника 2. Наружную обойму подшипника запрессуйте в расточку проставки со стороны нижнего фланца до упора, чтобы ее кромка выступала над плоскостью фланца примерно на 6 мм. Это необходимо для центровки проставки и редуктора.

Установите в проставку ведущую шестерню 1, на верхний конец которой заведите радиальный подшипник 10. Поставив проставку шестерней на основание из нетвердого материала (доска, пластина из алюминия или пластмассы), запрессуйте подшипник 10 до упора наружной обоймы в буртик расточки. Последнюю операцию нужно производить с помощью втулки, которую нужно выточить на токарном станке из любой стали.

Проверьте, как вращается ведущая шестерня. Если она о что-либо задевает или вращается с шумом, значит на беговых дорожках подшипников скопилась грязь и их нужно промыть.

В случае, если подшипник 10 стоит на месте в проставке, сборку шестерни нужно производить, уперев этот подшипник сверху вышеупомянутой втулкой и слегка постукивая по шестерне молотком или киянкой.

Видео:Как снять подшипник с шестерни редуктора лодочного мотора Jet 9.9Скачать

Как снять подшипник с шестерни редуктора лодочного мотора Jet 9.9

Сборка корпуса редуктора

Наденьте ведомую шестерню 15 на горизонтальный вал, направляя ее так, чтобы отверстия в валике и ступице шестерни для штифта 14 совпадали. Если отверстия под штифт не сошлись, можно повернуть шестерню, слегка постукивая молотком по зубьям в соответствующую сторону. Контролировать совпадение отверстий нужно с той стороны ступицы, где отверстие под штифт имеет меньший диаметр.

Вставьте в отверстие штифт 14, затем напрессуйте на ступицу шестерни радиальный подшипник 12. Напрессовывать подшипник нужно, подпирая шестерню, а не вал, чтобы не испортить штифт, прикладывая усилие обязательно к внутреннему кольцу подшипника.

Заприте подшипник на ступице шестерни пружинным кольцом 10 и замерьте зазор между торцом внутренней обоймы подшипника и стопорным кольцом. Снимите стопорное кольцо, заложите в зазор комплект шайб-компенсаторов 11 нужной толщины и снова установите кольцо. Шайбы-компенсаторы легко сделать самому из стальной или латунной ленты. При зазоре больше 1 мм кольца можно точить на токарном станке, точно выдерживая параллельность торцов.

На передний конец вала гребного винта посадите радиальный шарикоподшипник 16.

Видео:КАК СНЯТЬ ЗАДАНИЙ ПОДШИПНИК на редукторе лодочного мотора БЕЗ СПЕЦ СЪЁМНИКАСкачать

КАК СНЯТЬ ЗАДАНИЙ ПОДШИПНИК на редукторе лодочного мотора БЕЗ СПЕЦ СЪЁМНИКА

Регулировка положения шестерен

Шестерни нужно установить так, чтобы добиться максимального соприкосновения зубьев по длине, надежного контакта их боковых поверхностей и плавной работы зацепления. Сделать это при исправных шестернях нетрудно путем подбора двух элементов: разрезного кольца 13, устанавливаемого при сборке между наружной обоймой подшипника 12 и венцом ведомой шестерни, и комплекта регулировочных прокладок, устанавливаемых между корпусами проставки и редуктора.

Прежде всего надо добиться максимального касания зубьев по длине. Средством контроля при этом служит кусочек пластилина, прилепленный во впадину между двумя зубьями большой шестерни.

Читайте также: Из чего делают шестерни для редукторов

Между корпусами проставки и редуктора поставьте набор паронитовых прокладок толщиной 1—2 мм. Проставку соедините с корпусом редуктора, не затягивая гайки 21. В корпус редуктора вставьте до упора собранный вал гребного винта с налепленным на шестерню кусочком пластилина, сделайте 2—3 оборота горизонтального вала и вытащите его. На пластилине останутся отпечатки зубьев ведущей шестерни, по которым можно судить, надо ли уменьшать или увеличивать толщину набора прокладок. Если не хватает паронитовых прокладок, их можно сделать из картона, пропитанного минеральным маслом.

Отрегулировав зацепление шестерен по длине зуба, приступайте к регулировке бокового зазора, подбирая толщину кольца 13. Если таких колец имеется несколько (толщиной, например, 2,9 мм, 3,1 мм, 3,3 мм, 3,5 мм), то устанавливайте их поочередно, фиксируя каждый раз величину бокового зазора в зацеплении, которую можно определить следующим образом. Одной рукой придерживая ведущую шестерню, а другой поворачивая горизонтальный вал, уловите минимальную величину свободного качания вала при разных положениях шестерни, причем боковой зазор должен составлять 0,15—0,3 мм в средней части длины зуба ведомой шестерни. Или же надежно закрепите ведущую шестерню, плотно вставьте штифт гребного винта в имеющееся для него отверстие с вылетом в одну сторону 15—20 мм и замерьте зазор с помощью стрелочного индикатора, ножка которого должна упираться в штифт на расстоянии 15 мм от поверхности вала.

Одновременно с подбором бокового зазора необходимо отрегулировать плавность работы зацепления шестерен. Вручную проверните горизонтальный вал. При неудовлетворительном зацеплении вы услышите сильный шум и рукой ощутите неравномерность вращения шестерен. В большинстве случаев при указанном боковом зазоре зацепление будет достаточно плавным.

Если с помощью регулировочных колец не удается обеспечить бесшумную работу (при отрегулированном положении корпусов проставки и редуктора), поставьте в разъем корпусов прокладку толщиной 0,4—0,5 мм и снова попытайтесь добиться бесшумного вращения шестерен. Не беспокойтесь, если после этого окажется, что зубья касаются не по всей длине (разница 0,5—1 мм), так как это компенсируется плавной работой зацепления.

При отсутствии комплекта разрезных колец можно отрегулировать зацепление шестерен и установить необходимую толщину такого кольца с помощью штангенциркуля с ножкой-глубомером. Для этого нужно определить величину зазора Д (рис. 7) между уступом в отверстии редуктора и внутренней кромкой наружного кольца подшипника 12. Руководствуясь приведенным эскизом, замерьте глубину расточки до бурта А; вставьте в корпус редуктора горизонтальный вал и, придвигая его к ведущей шестерне, проконтролируйте на слух плавность вращения шестерен (в каком-то положении горизонтального вала плавность зацепления окажется наилучшей); замерьте глубину посадки наружного кольца подшипника (размер С) в корпус редуктора; вытащите горизонтальный вал из корпуса и замерьте ширину наружного кольца В; определите толщину регулировочного кольца Д=А—В—С; подберите или изготовьте кольцо нужной толщины, обязательно отшлифовав его торцы.

Если в редукторе используются старые шестерни, нужно установить те же прокладки и то же разрезное кольцо, при которых происходила приработка деталей редуктора.

После регулировки следует еще раз промыть детали, собрать узлы проставки и редуктора и соединить их, покрепче затянув гайки на шпильках.

Вставьте в отверстие корпуса редуктора стакан 7. В стакане должен быть запрессован доброкачественный самоподжимной сальник с пружинкой, а в канавку у внутреннего торца вставлено резиновое кольцо 9.

Небольшим усилием подав стакан внутрь корпуса редуктора, вставьте в канавку в корпусе пружинное кольцо 6. В качестве инструмента можно использовать небольшие круглогубцы или утконосы с заточенными концами губок, вставляя их в отверстия на концах кольца. Сжимать кольцо нужно осторожно и подальше от глаз, так как оно может соскочить с губок.

Видео:Ветерок 8 редукторСкачать

Ветерок 8 редуктор

Сборка узла вертикального вала

Запрессуйте в стакан 27 (рис. 2) сальник 28 и подшипник 29. Сальник нужно ставить пружинкой в сторону подшипника. Поставьте в канавку стопорное кольд» 30, удерживающее подшипник 29.

Запрессуйте в подшипник вертикальный вал 19. При этом следует проверить, чтобы на конце вала не было заусенцев — ими можно порвать сальник. Напрессуйте ведущую полу-муфту 33 на нижний конец вертикального вала, следя чтобы совпадали отверстия под штифт 32, затем забейте штифт.

Поставьте пружинное кольцо 31. Проверьте, на месте ли резиновая втулка 26, уплотняющая тягу 15 муфты холостого хода. Поставьте пластину 25.

Приклейте солидолом к лыске на вертикальном валу шпонку 23 крыльчатки 24 и посадите на место крыльчатку так, чтобы не выпала шпонка. Если смотреть сверху, вал вращается по часовой стрелке, и корни лопастей крыльчатки должны двигаться впереди стеблей (лопасти изогнуты по направлению вращения).

Поставьте корпус 14 помпы. Лопасти крыльчатки нужно направлять в корпус пальцами или тупым предметом.

В отверстие резиновой втулки 26 через корпус помпы вставьте тягу 15, наверните на резьбовой конец тяги капроновую вилку 35. Установите всасывающую трубку 12 в резиновую уплотнительную втулку в корпусе помпы.

Вставьте ведомую муфту 34 в зев вилки. Если муфта не держится в вилке за счет натяга, ее нужно приклеить солидолом. Пружину 36 наденьте на шлицевой конец ведущей шестерни 1. На нижнюю плоскость стакана помпы поставьте прокладку 11.

Собранный таким образом узел вертикального вала (см. рис. 8) установите в корпус проставки так, чтобы всасывающая трубка 12 попала в соответствующее отверстие в проставке, а шлицы в отверстии ведомой полумуфты 34 и на ведущей шестерне 1 совпадали. Винтами 21 приверните узел вертикального вала к проставке.

Видео:Как разобрать редуктор Ветерок 8-12Скачать

Как разобрать редуктор Ветерок 8-12

Регулировка муфты холостого хода

В конструкции мотора предусмотрена регулировка двумя способами: перемещением вилки 35 по тяге, для чего на этих деталях имеется резьба, и перемещением ограничителя поворота ручки переключения, для чего отверстия под винты сделаны овальными.

I. Освободите верхний конец тяги. Установите ограничитель поворота ручки переключения в крайнее переднее положение, при котором еще остается достаточный запас на регулировку в случае износа вилки.

Не прилагая большого усилия, вытяните тягу вверх до отказа, одновременно прокручивая вал гребного винта. Когда произойдет сцепление кулачков ведущей и ведомой муфт, вал перестанет вращаться и в этом положении тяги будет лишь покачиваться (за счет зазоров в зубьях шестерен и кулачках муфт).

Ручку переключения установите в положение «ход». Вращая тягу в соответствующую сторону, добейтесь совпадения отверстия в рычаге на оси ручки переключения с загнутым концом тяги. При этом нужно периодически подтягивать тягу вверх. Заведите конец тяги в отверстие рычага и передвиньте ручку переключения в положение «холостой ход».

Вращая вал гребного винта, проверьте, разъединились ли муфты. Если разъединения не произошло, нужно вывернуть тягу на один оборот, повернув ее против часовой стрелки, и проверить еще раз.

II. Поставьте ручку переключения в положение «холостой ход». Ослабьте два винта, крепящих ограничитель на промежуточном корпусе, и перемещайте ограничитель вместе с нижним концом ручки назад до тех пор, пока кулачки муфт не войдут в зацепление, и вал гребного винта не перестанет вращаться.

Подайте ограничитель на 1—1,5 мм вперед. Это положение должно обеспечить надежное сцепление муфт в положении ручки «ход» и полное их разъединение в положении «холостой ход».

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💥 Видео

    ВЕТЕРОК 8 Ремонт редуктора, замена крыльчатки помпы, сборка лодочного мотораСкачать

    ВЕТЕРОК 8 Ремонт редуктора, замена крыльчатки помпы, сборка лодочного мотора

    Регулировка редуктора Ветерок 8-12.Скачать

    Регулировка редуктора Ветерок 8-12.

    Разборка редуктора Ветерок 8Скачать

    Разборка редуктора Ветерок 8

    Ветерок.Быстрая регулировка редуктора.Скачать

    Ветерок.Быстрая регулировка редуктора.

    Ветерок 12Р разбор редуктораСкачать

    Ветерок 12Р разбор редуктора

    Замена заднего подшипника гребного вала в редукторе лодочного мотора Ветерок 8.Скачать

    Замена заднего подшипника гребного вала в редукторе лодочного мотора Ветерок 8.

    Быстрая замена сальника в редукторе Ветерок 8Скачать

    Быстрая замена сальника в редукторе Ветерок 8

    Мотор Москва 10 как поставить шестерни в редукторСкачать

    Мотор Москва 10 как поставить шестерни в редуктор

    Ремонт редуктора лодочного мотора. Рекомендации. Основные моменты.Скачать

    Ремонт редуктора лодочного мотора. Рекомендации. Основные моменты.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток