Колесно-моторный блок тележки тепловоза ТЭП70 — часть 3
Тяговый редуктор (одноступенчатый) тепловоза ТЭП70
Состоит из ведущей 9 л ведомой 5 шестерен, закрыт кожухом 4, который является картером для смазки шестерен редуктора (рис. 102). Число зубьев соответственно 25 и 78, ширина 130 мм. Передаточное число редуктора 3, 12. Межцентровое расстояние 520 мм.
Ведущая шестерня, изготовленная из стали 12Х2НЧА, насажена на конический конец вала тягового электродвигателя тепловым способом. Натяг между шестерней и валом, измеряемый в осевом направлении, 1,25 мм. Температура нагрева шестерни на 130°С выше температуры вала, но не выше 200°С. Зубья шестерни цементируют. В обработанной шестерне контур зубьев контролируют магнитным дефектоскопом после закалки и шлифовки.
Ведомая шестерня выполнена в виде венца, надеваемого тепловым способом на торец фланца привода полого вала. Монтаж и демонтаж ведомой шестерни возможны на привод, закрепленный к полому валу. Зубья ведомой шестерни подвергают контурной закалке токами высокой частоты. Ведомые шестерни изготавливают по специальным техническим условиям, в которых указаны требования к материалу, термообработке и проверке стабильности технологии. Для компенсации возможных перекосов в работе и обеспечения прилегания на зубьях шестерен прошлифованы скосы со стороны тягового электродвигателя, уменьшающие толщину зуба на торце до 0,3—0,38 мм, но сохраняющие его профиль.
Опорно-рамная подвеска тягового электродвигателя и передача момента через полый вал и эластичную муфту обеспечивают стабильность зацепления шестерен, что позволило корпус тягового редуктора делать в виде тонколистового кожуха.
Рис. 102. Тяговый редуктор:
1, 3 — фланцы соединения половин кожуха по торцовым концам; 2 — воздушная труба; 4 — кожух; 5 — ведомая шестерня; 6 — болты крепления кожуха к остову тягового электродвигателя; 7 — прокладка для регулировки зазора между торцами шестерен и кожухом; 8 — патрубок установки уровнемера и наполнения смазки; 9 — ведущая шестерня; 10 прокладка резиновая; 11 — болты крепления половин кожуха
Кожух тягового редуктора 4 предназначен для защиты зубчатого соединения от попадания на него посторонних предметов и пыли, а также для создания масляной полости редуктора. Стальной сварной кожух редуктора состоит из двух частей, соединенных между собой болтами. Болтами 6 прикреплен он в пяти точках к остову тягового электродвигателя. Дополнительную устойчивость и жесткость системе придает то, что кожух фланцами диаметром 262 и 422 мм опирается на корпус лабиринтного уплотнения тягового электродвигателя и на цилиндрическую проточку привода полого вала. Для уплотнения зазоров по поверхности диаметром 262 мм и стыка горизонтального разъема установлена губчатая резина.
Кольцевой стык кожуха диаметром 422 мм, соприкасающийся с вращающейся цилиндрической поверхностью привода полого вала, уплотнен войлочной набивкой, пропитанной минеральным маслом. Конструктивно кожух спроектирован таким образом, что в местах разъемов предусмотрены маслоуловите-ли, маслосбрасывающис кольца и каналы, обеспечивающие защиту разъемов кожуха от прямого попадания струй масла и слив в нижнюю часть кожуха осевшей на стенках и попавшей в лабиринтные камеры смазки.
В верхней части кожуха для сообщения замкнутой полости с атмосферой установлена воздушная труба, а в нижней имеется камера для установки уровнемера. Через эту камеру заливают около 2 л смазки.
Видео:КАК СНИМАЮТ ШЕСТЕРНИ С ТЕПЛОВОЗНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ!Скачать
Шестерня тягового редуктора тепловоза напрессовывается при температуре
РЕДУКТОРЫ ПРИВОДА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СИЛОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л
Уход и неисправности при эксплуатации редукторов тепловоза 2ТЭ10Л
Уход за распределительными редукторами при эксплуатации состоит в том, чтобы периодически контролировать давление масла в системе смазки редуктора и следить за его работой. Нормальная работа редуктора определяется отсутствием ударов, посторонних стуков и прерывистого шума в зубчатом зацеплении, течи масла в лабиринтовых уплотнениях и разъемных соединениях, нагрева картера редуктора свыше 85° С (который может быть в местах расположения подшипников и гидромуфты) и обеспечением необходимой частоты вращения вала вентилятора тяговых электродвигателей.
Давление масла на смазку редуктора контролируют по манометру, расположенному в дизельном помещении. При уменьшении давления ниже допустимого проверяют исправность трубопровода, в том числе и внутри картера, осмотром через люки редуктора при остановленном дизеле. Если трубопровод исправен, то вновь регулируют редукционный клапан в масляной системе дизеля.
При работе редукторов возможны следующие неисправности:
Читайте также: Как обезжирить кислородный редуктор
1. Течь масла через лабиринтовые уплотнения нижнего вала. Возникает при неисправности лопастного насоса, когда он не удовлетворяет требованиям по производительности, неисправности или засорении сетчатого фильтра 70 (см* рис. 205), неисправности предохранительного клапана в системе смазки дизеля. В этом случае при включении маслопрокачивающего насоса в момент запуска двигателя картер редуктора переполняется маслом. Течь может быть также из-за отсутствия заглушки редукционного клапана 5 (см. рис. 209) насоса высокого давления, что может вызвать сброс масла в картер редуктора. Все эти дефекты устраняют после выяснения их причин.
2. Недостаточная частота вращения вала привода вентилятора тяговых электродвигателей, не обеспечивающая наддув воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей и увеличивающая нагрев гидромуфты распределительного редуктора. Эта неисправность может вызываться плохой центровкой вала насоса высокого давления, что приводит к заеданию и заклиниванию его привода при вращении; повышенными утечками масла из гидромуфты редуктора через сливные отверстия диаметром 1,4 мм в чаше или через лабиринтовое уплотнение насосного колеса (отламывание ниппеля кожуха гидромуфты); недостаточным давлением масла в системе питания гидромуфты; установкой турбинного или насосного колеса гидромуфты с неправильным направлением лопаток. Для устранения неисправности: проверяют легкость вращения турбинного вала гидромуфты редуктора и центрируют (если нужно) вал насоса высокого давления; обеспечивают исправность ниппеля лабиринтового уплотнения насосного колеса; если необходимо, уменьшают сечения двух сливных отверстий диаметром 1,4 мм в чаше гидромуфты путем их заклепывания; проверяют и регулируют давление питания гидромуфты; снимают кожух и насосное колесо гидромуфты; проверяют направление лопаток в колесах гидромуфты, а при неправильной их установке заменяют на колеса, имеющие направление лопаток, соответствующее требованию чертежа.
3. Ненормальный шум и трение редуктора, вызванные недостаточным количеством или отсутствием смазки. Для устранения прочищают и промывают трубки и сопла, подводящие смазку к шестерням и к корпусу редуктора 4.
4. Стук и ненормальный шум в редукторе, вызванные выходом из строя подшипников и шестерен; необходимо снять крышки люков, а если нужно, то и верхний картер, осмотреть подшипники и зубья шестерен, проворачивая ведущий вал.
Видео:Порядок действий локомотивной бригады при неисправности тягового редуктора тепловозовСкачать
Шестерня тягового редуктора тепловоза напрессовывается при температуре
4.3. Тележка тепловоза ТЭ10М
Тяговый редуктор тепловоза ТЭ10М
На тепловозе установлен одноступенчатый цилиндрический тяговый редуктор (рис. 9). Ведущая шестерня посажена на конусный хвостовик вала якоря тягового электродвигателя. Упругое зубчатое колесо состоит из посаженной на ось 4 ступицы 12, с буртом которой восемью призонными втулками 13 и восемью болтами 22 с корончатыми гайками 14 через шайбы скреплены тарелки 15 и 27. Между тарелками находится зубчатый венец
19, опирающийся на бурт ступицы 12 через девяносто роликов 30. Поверхность бурта ступицы под ролики сферическая, а зубчатого венца — цилиндрическая. Взаимное положение тарелок и ступицы заклеймено. К тарелкам прикреплены защитные кольца 29. Диаметральный зазор между венцом, роликами и ступицей составляет 0,4—0,6 мм.
Вращающий момент от венца к тарелкам передается восемью мягкими
16 и восемью жесткими 31 установленными через один упругими элементами. При этом элементы 16 в свою очередь установлены через один буртами по разные стороны венца, т. е. между венцом и каждой тарелкой равномерно по окружности расположены бурты четырех элементов 16, которые ограничивают осевое перемещение венца и сползание его с роликов. Все жесткие элементы 31 установлены буртами к колесному центру. В канавках втулок всех элементов поставлены пружинные кольца 21.
Тяговый редуктор защищен кожухом. Нижняя 2 и верхняя 3 половины кожуха скреплены между собой по лапам через дистанционные прокладки 9 четырьмя болтами 8 с корончатыми гайками 10 и крепятся к тяговому электродвигателю тремя болтами 11. Момент затяжки болтов 8 должен быть в пределах 245+49 Н • м (25+49 кгс • м), а болтов 11 — 1570+198 Н • м
(160+20 кгс • м). На обечайке верхней половины кожуха размещен сапун 5, а нижней половины —заливная горловина с пробкой 1.Уплотнением пробки* служит резиновая прокладка. Нижняя кромка отверстия горловины является верхним уровнем смазки в кожухе. По разъему верхней половине приварены разновысокие накладки: наружные 17— фасонные и внутренние 20 — плоские, между ними уложена резиновая трубка 18 и заложена смазка.
Читайте также: Редуктор ц2н 710 вес
Для предотвращения попадания смазки из моторно-осевого подшипника в кожух и наоборот вкладыш 24 и втулка 25 образуют лабиринтное уплотнение. Между корпусом электродвигателя 26 и кожухом имеется уплотнительное кольцо 28. Между кожухом и тяговым электродвигателем со стороны шестерни 7 уложено войлочное кольцо 32.
Рис. 9. Тяговый редуктор (двигатель ЭД118Б):
1 — пробка заливной горловины; 2, 3 — половины кожуха нижняя и верхняя; 4 — ось колесной пары; 5 — сапун; 6 — электрический двигатель тяговый; 7 — шестерня ведущая; 8, 11, 22— болты; 9 — прокладка; 10, 14 — гайки; 12 — ступица; 13, 25 — втулки; 15, 27 — тарелки; 16 — элемент упругий (мягкий); 17 накладка наружная; 18 — трубка резиновая; 19 — венец зубчатый; 20 — накладка внутренняя; 21— кольца пружинные; 23 — отбойник; 24 — вкладыш; 26 — корпус электродвигателя; 28 кольцо уплотнительное; 29 — кольцо; 30 — ролик; 31 — элемент упругий (жесткий); 32 — кольцо войлочное
Видео:Тяговый редуктор тепловозов 2ТЭ116, 2ТЭ116У, ТЭМ7, 2ТЭ25КМСкачать
Шестерня тягового редуктора тепловоза напрессовывается при температуре
Тяговый редуктор тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Редуктор предназначен для повышения вращающего момента, передаваемого колесным парам, обеспечения заданной длительной и конструкционной скоростей движения тепловоза при соответственно выгодной (высокий к. п. д.) и максимальной угловых скоростях ТЭД.
Это требование обеспечивается одноступенчатым тяговым редуктором, который состоит из шестерни, упругого зубчатого колеса и кожуха. Основные параметры зубчатой передачи тягового редуктора приведены в табл. 30.
Зубчатая передача редуктора при опорно-осевом подвешивании ТЭД работает в тяжелых условиях, обусловленных переменными режимами работы и динамическими нагрузками, перекосом зубчатых колес от деформации оси и вала якоря, а также перекосом остова ТЭД вследствие зазоров в МОП, которые в эксплуатации могут достигать 2 мм и более. Вследствие тяжелых условий работы редуктора зубчатую передачу составляют самоуста-навливающийся зубчатый венец упругого колеса и ведущая шестерня, изготавливаемые из легированных сталей.
Шестерня изготовлена из стали 20Х2НЧА. Поверхности зубьев и впадин шестерен цементированы на глубину 1,6—1,9 мм (после шлифовки) и закалены до твердости HRC 59; твердость сердцевины зуба и обода HRC 35. Для повышения изгибной усталостной прочности шестерен исходный профиль впадин зубьев выполнен с выкружками (протуберанцами) и нешлифо-ван. Продольных скосов зубья шестерен не имеют, как на прежних жестких передачах, а влияние перекоса компенсируется самоустанавливающимся зубчатым венцом упругого колеса. После закалки и шлифовки профиль зуба и впадин шестерни подвергается магнитной дефектоскопии.
Посадка шестерни производится в нагретом до температуры 170 °С состоянии на конический (конусность 1:10) хвостовик вала якоря ТЭД с осевым натягом 1,3—1,45 мм. Перед насадкой шестерни на вал сопрягаемые их посадочные поверхности проверяют на прилегание по краске (прилегание должно быть не менее 75 %). Для съема шестерни гидрораспрессовкой на торце вала ТЭД предусмотрено отверстие с резьбой с выходом на сопрягаемую посадочную поверхность под установку специального ручного гидропресса. На валу ТЭД шестерня от сползания с конуса в нагретом состоянии дополнительно закреплена гайкой с моментом затяжки 500 Н • м и законтрена отгибочной шайбой.
Зубчатое колесо (рис. 199) имеет зубчатый венец 4, который через упругие элементы 23 и 24 (по восемь каждого) посредством тарелок 17, призонных втулок 2, болтов 9 и гаек 1 соединен со ступицей 18 и жестко сцентрован через ролики 8 по сферической поверхности ступицы. Момент затяжки болтов крепления тарелок к ступице 80—90 Н • м. Собранное зубчатое колесо через ступицу насажено на ось колесной пары с натягом 0,16—0,22 мм.
Зубчатый венец изготовлен из стали 45ХН с поверхностной закалкой токами высокой частоты по рабочим поверхностям зуба (секторная) с последующим отпуском и обязательным упрочнением впадин накатыванием роликами без последующего их шлифования. Качественные показатели упрочнения зубьев венца следующие: толщина закаленного слоя после шлифовки
4±1 мм; твердость закаленной поверхности HRC 51,5±3; твердость сердцевины зуба не менее НВ 255; твердость накатанной поверхности впадины и переходной зоны от закаленного слоя выше исходной на 10 %. Окончательно готовый венец подвергается магнитной дефектоскопии.
Упругие элементы для получения нелинейной характеристики тангенциальной жесткости зубчатого колеса выполнены разной жесткости — двух типов. Восемь элементов 24 (малой жесткости) имеют жесткость (1250— 1350) 103 Н/м и установлены в отверстия (диаметром 70 мм) тарелок и зубчатого венца по скользящей посадке. Они состоят из пальца 20, на наружную профильную поверхность которого насажены резиновые амортизаторы 21 и 22, предварительно вставленные в металлические втулки 3,5 и 6. Втулки 3 и 6 выполнены с ограничительными буртами, препятствующими одностороннему свободному осевому перемещению по ним венца. Поэтому на каждой стороне зубчатого венца установлено по четыре сформированных упругих элемента 24. Упругие элементы в тарелках и венце закреплены стопорными пружинными кольцами 19.
Читайте также: Масло для мотор редуктора змп 40
Рис 199. Зубчатое колесо:
1 — гайка, 2— призонные втулки, 3, 5, 6, 14, 16—втулки, 4 — зубчатый венец, 7 — ограничительное кольцо, 8 — ролик, 9 — болт, 10 — отражательное кольцо, 11 — шайба, 12 — полукольцо, 13, 20 — пальцы, 15, 21, 22 — амортизаторы, 17 — тарелка; 18 — ступица, 19—пружинное кольцо, 23, 24 — упругие элементы, I — секторная закалка зубьев ТВЧ, II — контурная закалка зубьев ТВЧ
Восемь упругих элементов 23 имеют большую жесткость, равную (4500— 5000) 1000Н/м. Они установлены в отверстия тарелок по скользящей посадке, а в отверстия венца — с радиальным зазором 4 мм. Упругий элемент 23 также представляет собой профильный палец 13, на концы которого напрессованы резиновые амортизаторы 15, предварительно вставленные в металлические втулки 14 и 16. Для предотвращения сползания втулка 14 имеет ограничительный бурт и проточку, а втулка 16— две проточки под установку стопорных пружинных колец 19. Необрезиненная поверхность пальца выполнена бочкообразной (радиусом 270 мм)
Все резиновые амортизаторы упругих элементов изготовлены из масло-бензостойкой резины марки В14 по ТУ 38-005.295-77 с твердостью 70—80 условных единиц. Формирование упругих элементов производится способом запрессовки резиновых амортизаторов в металлическую арматуру, при этом посадочные поверхности предварительно смазывают смесью из 30 % касторового масла и 70 % этилового спирта. Сформированные упругие элементы для стабилизации сцепления резины с металлом выдерживают в течение 10 суток при температуре 15—30 °С без нагружения и доступа света.
При сборке упругого зубчатого колеса между венцом и ступицей устанавливают без сепаратора 90 роликов 8 размером 15 Х25 мм, которые обеспечивают относительное поворачивание венца и ступицы через тело качения, жесткую их центровку и разгрузку упругих элементов от радиальных усилий в зубчатом зацеплении тяговой передачи. Для возможности самоуста-новки зубчатого венца поверхность ступицы под ролики выполнена радиусом 300 мм и упругие элементы сформированы с зазором до 5 мм между ограничительными буртами втулок. Поверхности венца и ступицы под роликами термообработаны до твердости HRC 48. Полость размещения роликов заполнена пластичной смазкой. Для предотвращения выпадания пальцев 20 и 13 с наружных сторон тарелок приклепаны ограничительные кольца 7. Тарелки, втулки и пальцы изготовлены из стали 45 или 38ХС и термообработаны до твердости НВ 255—302 для повышения износостойкости гнезд под упругие элементы
Передача вращающего момента зубчатым колесом, имеющим упругие элементы разной жесткости двух типов, осуществляется как бы в два этапа: сначала при малом вращающем моменте в работу вступают упругие элементы 24 с меньшей жесткостью, а затем с увеличением вращающего момента (при трогании) венец поворачивается и при угле поворота примерно 1 ° вступают в работу более жесткие элементы 23 Таким образом обеспечивается требуемая нелинейная характеристика тангенциальной жесткости упругого зубчатого колеса
Для осмотра состояния деталей упругого зубчатого колеса при ремонтах, а также для замены упругих элементов предусмотрена возможность полной его разборки без расформирования колесной пары Разборка производится в сторону противоположного колесного центра. Применение в тяговом редукторе упругого зубчатого колеса позволило снизить на 40—50 % динамические нагрузки, возникающие в зацеплении при движении тепловоза, и за счет этого снизить повреждаемость тяговых двигателей, кожухов, а также примерно в 2 раза повысить долговечность шестерен и зубчатых колес.
Для создания масляной ванны и предохранения зубчатых колес и шестерен от песка, пыли и других абразивных материалов тяговые зубчатые передачи закрыты кожухом.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
источники:💥 Видео
Передача вращающего момента на тепловозе ТЭП70БССкачать
Анимация гидромеханического редуктора (ГМР) тепловоза ЧМЭ3Скачать
Шум и нагрев редуктораСкачать
Ремонт корейских КМУ. Почему ломается вал-шестерня в первые месяцы эксплуатацииСкачать
4 шестерня планетарная механизм BСкачать
Монтажное или межосевое расстояние шестеренСкачать
Что такое МОДУЛЬ шестерни? Ты ТОЧНО поймешь!Скачать
Редуктор. Устройство. Конструкция. Виды и типы редукторовСкачать
Кратко о передаточном числе в зубчатой передаче.Скачать
Разбираем устройство редуктора ⚙️ Коническая шестерня редуктораСкачать
Принцип работы тепловоза с гидравлической передачейСкачать
Разбираем чертеж шестерни двухступенчатого редуктораСкачать
ремонт прослабленной оси промежуточной шестерни д240 д245Скачать
Передаточное число шестерен. Паразитные шестерниСкачать
Редуктор раздаточный локомотива с ЭЦ колесамиСкачать
Разбираем устройство редуктора ⚙ Ведущая шестерня редуктора со спиральным зубомСкачать
Ременная передача. Урок №3Скачать