Шин в древнем египте

Видео:Тайные иероглифы древнего Египта.Скачать

Тайные иероглифы древнего Египта.

Гвардии поручик об армии Древнего Египта. Часть 7. Колесницы и конница

Колесничное войско было сравнительно молодым родом оружия египетской армии: оно сформировалось с появлением и распространением лошади в Нильской долине — т. е. только во времена Нового царства (около 1700 г. до н. э.). Каждая колесница, запрягавшаяся парой лошадей, несла 2 человек: возницу и воина. Колесничное войско было привилегированным: в нем не было, собственно, «нижних чинов», а воинами в нем служили молодые люди богатых и знатных фамилий. Воины эти назывались «сени» и в иерархической лестнице, как видно из папируса Hood, стояли выше младшего офицера пехоты. На царских же колесницах даже возницы — люди знатного происхождения, а иногда и принцы.

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Колесницы сводились в отряды известной величины, имевшие своих командиров [Wilk. Anc. eg. 1, 370, 371. 332. Erm., Aeg. u. aeg. Leb. II. s. 721: pap. Anastasi III. Brugsch, Aegypt. s.s. 215, 237, Masp. Hist, Anc, 1895, II, 215.].

Относительно количества колесниц, составлявших тактическую единицу, однозначных данных не имеется. Из различных изображений, встречающихся на стенных картинах [Карнакский храм, Рамессеум и др. L. Д. III, 130, 155, 160.] можно предположить, что около 10 колесниц составляли какую-то величину, которая строилась отдельно. Но, вместе с тем, мы встречаем изображения совместных построений (без всяких интервалов) и большего количества колесниц, а одна из надписей говорит, что в состав одного самостоятельного отряда входило 50 колесниц под начальством одного командира [Brugsch. Aegypt. s.s. 227 — 232.]. Возможно тактическая единица не совпадала с административным делением или эта величина не была строго определенной.

Посыпкин отмечает, что мнение Г. Масперо о тождестве колесничего войска с современной кавалерией ему кажется ошибочным: ведь колесницы и кавалерию сближали лишь общие свойства их боевых атак (и то атаки колесниц служили подготовкой для пехотных атак – т. е. соответствовали скорее артиллерийской подготовке), тогда как остальная служба у них была различна. Например, в отличие от кавалерии колесницы не применялись для охранения и лишь очень редко для разведок.

Вооружение колесничного воина состояло из лука со стрелами (помещавшихся в особом колчане при колеснице), топора, короткого меча-кинжала и дротика; иногда имелись щит и панцирь; иногда в панцири одевались и лошади. Возница, как правило, не имел вооружения и лишь иногда получал панцирь или щит [Wilk. Anc. Eg. 1, p.p. 370, 371, 382 (Фивская гробн.); Erm. Aeg. u aeg Leb. II, s. 720: L. D. Ш, 155, 160, 165; Masp. Hist, anc, 1895, II, p. 217.].

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Одеты колесничные воины и возничие были также, как пехотинцы, с той лишь разницей, что их передники были несколько длинней пехотных [Erm. Aeg. u. aeg. Leb. II, s.s. 717, 718: Masp. Hist. anc. 1895. II p. 213; L. D, Ш, 94, 97,117, 121, 153, 154, 156, 158, 187, 214 и др.].

Колесница с полной запряжкой полагалась каждому колесничему воину от казны [Пап. Anastasi III.] Хотя колесницы и были позаимствованы из Азии, но с течением времени египтяне значительно усовершенствовали азиатское изобретение, и тексты упоминают различные виды колесниц: колесницы обитые золотом, имевшие золотым весь кузов (царские) или только позолоченный; колесницы медные, деревянные с различными украшениями и, наконец, собственно военные [Надп. Карнакского храма времен Тутмеса III (XVIII дин. ок. 1481 г. до н. э.); Бругш, Ист. Ег. пер. Власт. 302 сл.; Bissing, Tafel v. Karn.]. До нас дошла, сохранившаяся в одной из гробниц, древнеегипетская колесница (находится в музее Флоренции [Rosselini, Monuments egyptiens au musee de Florence. 1859, p.p. 94 — 95. № 2678.], но она была изготовлена специально для помещения в гробницу, а потому слишком легка и ажурна. Тем не менее, она служит прекрасным наглядным пособием к тем описаниям устройства военных колесниц, который нам дают многие тексты и картины.

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Военная колесница должна была быть настолько легка, чтобы ее мог свободно нести на плечах один человек, а потому для ее постройки не применяли ничего кроме кожи и дерева; металлы же служили только для скреплений и украшений. Колесница состояла из корпуса, представляющего собой небольшую площадку из сикоморового дерева, неподвижно укрепленную к оси своей задней стороной; ось делалась цельной (из акации); сама же площадка была или сплошная, или в виде рамы с ременным плетением, заполнявшим середину; с трех сторон она имела перила, или цельные, или ажурные. К середине оси прикреплялось дышло, которое проходило под площадкой так, что эта последняя лежала одновременно на оси и на дышле. Колеса были деревянные, обод состоял из нескольких кусков (около 6) и имел 4 — 8 спиц, упиравшихся в деревянную же втулку; шин у колес не было, но они делались из очень твердого дерева, а отдельные куски обода соединялись между собой посредством особых зарезов; диаметр колес был около 1 метра. К переднему концу дышла привязывались или наглухо прикреплялись два ярма, деревянных или ременных, которые клались на холку лошади, а уже к этим ярмам пристегивалась разновидность хомутов, охватывавших грудь лошадей спереди и подпруги; боковых постромок не было. Вожжей было 4, по две на каждую лошадь. По бокам корпуса колесницы помещались с одной стороны футляр для бичей, а с другой колчан для лука и стрел, причем и тот и другой приделывались наглухо к колеснице. Корпус украшался различными металлическими украшениями и обивался кожей [Фивск. гробн. Wilk. Anc. eg. I. p.p. 376 — 385; Masp. Hist. anc, 1895, II, 215; пап. Anastasi I (XVIII 3 сл, ХХVI, 5 — 8); пап. Anastasi IV (XVI. 2 сл.); пап. Koller (I,1 и II,a).].

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Пара лошадей, запрягавшихся в военную колесницу, имела свои особые имена; по крайней мере памятники сохранили нам несколько имен лошадей царских колесниц — например, лошади Сети I (ХIX дин. ок. 1366 г. до н. э.), во время его походов в Азию, назывались: «Аммон дает мне крепость» и «Велик победами»: во время ливийской войны: «победоносен Амон». Пара лошадей его сына, Рамессу II, носила имена: «победа в Фивах» и «(богиня) Мут довольна» [надписи в храмах Карнака, Луксора, Абидоса].

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Египетская лошадь была азиатского происхождения, проникнув в долину Нила из Сирии одновременно с началом походов и установления дипломатических отношений, которые завязались у египтян с азиатскими соседями с началом XVIII династии. По типу эта лошадь очень походила на арабскую: не особенно крупный рост, небольшая голова, довольно тонкая шея, сухой и немного узкий круп, сухие ноги и довольно длинный хвост.

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Правительство, сознавая важность наличия хорошего конского состава в войсках, сразу занялось вопросами коннозаводства. Появились особые государственные конюшни и конские заводы, которые и комплектовали лошадьми колесничное войско и конницу. Эти учреждения были самостоятельны и управлялись особыми чиновниками.

Лошади довольно плохо акклиматизировались, и задачей этих заводов было не только разводить лошадей, но и поддерживать и улучшать качества самой конской породы – и они постоянно снабжались вновь ввозимыми сирийскими кобылами. Масса лошадей, захватывавшихся на войне, также служила для этой же цели [Masp. Hist. anc. 1895, II. p. 215, 216. Стела Пиачхи].

Подобно пехоте, колесницы строили боевые и походные колонны и развернутый строй. Боевые колонны изображаются на картинах разных размеров: встречаются колонны, имеющие 2 колесницы но фронту и 3 – 4 в глубину, другие имеют 6 колесниц как по фронту, так и в глубину; иногда задние колесницы строились уступами. Между колоннами оставлялись интервалы. Походные колонны были в 1 — 2 колесницы.

Развернутый строй был построением в одну линию, интервалы оставлялись примерно через каждые 9 колесниц. Памятники показывают, что этот строй был в колесничем войске наиболее распространенным [Гробн. Тель-эль-Амарны. Рамессеум и др. L. D. III. 93, 130, 155, 157, 158, 159, 160, 169; Masp. Hist. anc. 1895, II, р.р 220, 225, 226. Относительно размеров разных видов строя – то что отмечено при описании строев пехоты.].

Читайте также: Какие есть шины при дисплазии

Боевые действия колесниц при наступлении выражались в выезде вперед вместе с кавалерией (рекогносцировка на виду неприятеля), в производстве атак, как во фланг, так, главным образом, и для прорыва расположения противника, в преследовании разбитого неприятеля. При обороне колесницы также высылались на рекогносцировку, но особенно важна была их атака во фланг; при удачном исходе – преследование.

Как для подготовки атаки, так и тогда, когда в силу различных обстоятельств атака не могла быть произведена, колесницы, как в наступлении, так и в обороне, могли поражать противника из луков. Для стрельбы были более пригодны боевые колонны, как дававшие болеe кучное и сосредоточенное поражение; для атаки же наивыгоднейшей формой являлся развернутый строй или построение уступами — хотя, при надобности, применялась и атака колоннами. Но, несмотря на универсальные свойства колонн, в построениях колесниц чаще всего встречался развернутый строй, т. е. и здесь, как и в пехоте, можно отметить преобладание наступательной формы строя [Masp. Hist, аnc, 1895, II, p.p. 225, 226.].

Кавалерия появилась в египетских войсках еще позднее колесниц, если только, как отмечает автор, можно вообще допустить ее существование как отдельного рода оружия, так как памятники, изображая разные войска, не показывают кавалерийских частей – имеются лишь изображения отдельных всадников [Надп. Карнакского хр., походы Аменхотепа ок. 1449 до н. э., кавалерия из сирийцев в описании сражения при Пеиру ок. 1281 г. до н. э.) упомянуты: «люди сидящие на лошадях» как особый род войска; также изображены всадники на барельефе из музея в Болонье и (позднейших времен) на глиняных сосудах, найденных в Наукратисе близ Танаиса и др. Бругш. Ист. Ег. Пер. Власт. 379; Masp. Hist, anc, 1876. 208, 252 Wilk. Anc eg. 1; Erm. Aeg. Leb. II. s. 710; Mariette. Karnak, 52].

Информация относится к середины и даже концу XVIII династии, и сведения очень скудны.

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Вооружение всадников, по всей вероятности, состояло из одних дротиков, а одежда была аналогична одежде легкой пехоты.

Изображения конского снаряжения показывают, что на лошадь клали разновидность потника, притянутого троком; стремян не было. Оголовье было ременное с металлическими уздечными удилами. Поводьев бывало 4, бывало и 2, но управление производилось двумя руками [Eg. expl. found. III, pl. VI; V, pl. XXIX и др., Rosselini. Monument. и др.].

Боевые действия кавалерии сводились, вероятно, главным образом к рекогносцировкам, разведкам и к преследованию уже отступающего противника. О кавалерийских атаках во время боя указаний не встречается.

Видео:ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ПИРАМИДЫ, КОТИКИ, КРАЖА ШЕДЕВРОВ, ПИВО И ЗВЁЗДЫСкачать

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ПИРАМИДЫ, КОТИКИ, КРАЖА ШЕДЕВРОВ, ПИВО И ЗВЁЗДЫ

Боевые колесницы древности

Шин в древнем египте

Современные историки полагают, что колесницы были изобретены за 2300 лет до новой эры в Месопотамии, однако точных доказательств этого не существует. Однако к тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они еще мало напоминали современных скакунов. Настолько мало, что на основании сохранившихся барельефов иногда высказывается мнение, что древние шумеры запрягали ослов, а не лошадей в свои колесницы. Возможно и так, ибо создавать породы лошадей, которых нельзя было бы спутать с ослами, людям удалось только во II тысячелетии до нашей эры. Позже египтяне и ассирийцы в свои колесницы запрягали коней ростом уже 160 сантиметров и весом до 500 килограммов.

Шин в древнем египте

Со временем повозки совершенствовались. Так появились грузовые и боевые колесницы, которые появились и в других странах. Правда, некоторые историки считают, что повозки были изобретены самостоятельно и в Месопотамии, и на Кавказе, и в евразийских степях. Но, судя по тому, что во всех этих местах повозки были одинаковой конструкции, а также потому, что их части и детали назывались одинаково, центр происхождения, вероятно, у них один.

Шин в древнем египте

Технология постройки колесниц постоянно развивалась. Если в Месопотамии поначалу колесницы были тяжелыми и представляли собой платформы, на которых находились метатели дротиков или лучники, то в Египте это уже были легкие, маневренные повозки, приспособленные не только для стрелков.

Шин в древнем египте

О том, какое значение в Древнем мире придавалось колесницам, запряженным лошадьми, можно судить по многим фактам. Например, в Египте для изготовления колесниц использовались вяз, сосна, ясень, береза. Однако береза не растет южнее Трапезунда и Арарата, а значит, материал этот доставлялся издалека. В те времена решить такую проблему было нелегко.

Любопытное открытие сделали исследователи на острове Крит, где было найдено около пятисот колесниц. Рельеф острова Крит гористый, и на колесницах там ездить почти невозможно, поэтому немецкий ученый Г. Бокиш высказал предположение, что колесницы на Крите изготовляли «на экспорт».

Так это или нет, но появление колесниц вызвало, по сути, целую революцию в военном деле. Став главной ударной силой в армиях, они решали не только исходы отдельных сражений — они решали судьбы целых государств!

Прекрасное и точное описание боевых действий на колесницах можно найти у Гомера.

Шин в древнем египте

Но началась боевая слава колесниц в Египте и Хеттском царстве, некогда расположенном в Малой Азии.

Оба царства постоянно воевали друг с другом и не менее регулярно совершенствовали свои войска. Разумеется, совершенствовались и колесницы.

Рано или поздно государства эти должны были сойтись в решающем сражении. И оно произошло по одним данным в 1312-м, по другим —в 1296 году до новой эры.

Шин в древнем египте

К тому времени и египтяне, и хетты усовершенствовали колесницы, которые сыграли решающую роль в этой битве, происшедшей у города Кадеш, который находился на территории теперешней Сирии.

Считается, что битва при Кадеше — первая в истории битва, ход которой можно четко проследить по подробным описаниям личного летописца египетского фараона Рамсеса II. Едва ли, конечно, это описание объективно, но все-таки оно дает некое представление о происшедших событиях и показывает роль боевых колесниц.

Шин в древнем египте

Количество воинов в обеих армиях было одинаковое — примерно по двадцать тысяч пехотинцев с каждой стороны. Но главное — колесницы. Их было много: у хеттов — две с половиной тысячи, у египтян предположительно столько же. Колесницы объединялись в отряды по десять, тридцать и пятьдесят. Почти метровые колеса у боевых колесниц имели уже восемь спиц (ранее было четыре, максимум шесть), и — что очень важно — увеличился конец оси, выступавшей с каждой стороны колеса. Лошадьми управлял возница — уважаемая в Египте личность. Рядом с ним стоял воин. Обязательно из знатного рода — только они имели право сражаться не в пешем строю. Концы выступающих осей были фактически острыми длинными ножами. Когда такая колесница врывалась в расположение врага, она скашивала живую силу противника как траву. Такие же, но несколько короче, ножи прикреплялись к передку колесницы.

Шин в древнем египте

Колесницы египтян были маневренными, быстрыми, а знаменитый маневр «гнев фараона» производил страшное опустошение в рядах врагов. Суть «гнева» состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, резко развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга.

Шин в древнем египте

Хеттские колесницы слыли более мощными — на них стояло по три человека; кроме возницы еще и щитоносец, прикрывавший и возницу, и воина, который был обычно копейщиком.

Шин в древнем египте

И у хеттов, и у египтян колесницу везли две лошади. Но всегда имелась третья — запасная.

Рамсес II покинул Египет с отрядами, каждый из которых назывался по имени бога — Амон, Ра, Пта и Сет.

То ли у египтян была плохо поставлена разведка, то ли хетты ловко их дезинформировали, но, приблизившись к Кадешу, Рамсес II и не подозревал, что находится совсем близко от противника. К тому же подосланные лжеперебежчики совершенно усыпили бдительность Рамсеса II, сообщив, что хетты ушли далеко. А они тем временем обошли египтян с тыла, неожиданно напали на приближающийся отряд Ра и разгромили его. Затем подошли с тыла к отряду Амона и тоже почти полностью уничтожили его. Сам Рамсес II едва уцелел и спасся лишь благодаря личной охране и собственному мужеству. Да еще благодаря лошадям. Летописец записал слова фараона: «Со мной были Победа у Фив и Бодрость духа, мои лучшие кони, у них нашел я поддержку, когда остался совершенно один среди множества врагов. »

Читайте также: Когда списываются шины в бюджетных учреждениях

Однако и хетты допустили ошибку. Они посчитали, что египтяне полностью разгромлены, и занялись грабежом покинутого египетского лагеря. Тем временем к месту сражения подходил отряд союзников Египта. Встретив их, спасающийся бегством Рамсес II повернул обратно, и теперь уже египтяне обрушились на потерявших бдительность хеттов.

Не будем сейчас утверждать, кто именно победил в этом сражении. Рамсес II полагал, что победил он, хеттский владыка Муваталлис был уверен, что именно он разгромил египтян. Историки же считают, что битва при Кадеше окончилась «вничью». Египет и Хеттское царство после этой битвы заключили договор о ненападении и взаимной помощи. Но самое главное, что в этом деле сегодня нас интересует — роль колесниц, которая оказалась решающей. Хотя, конечно, без лошадей ни о какой роли колесниц говорить бы не пришлось. Недаром и египтяне, и хетты уделяли такое внимание лошадям, даже их внешнему виду.

Колесницы продолжали совершенствоваться: уже не две, а четыре и даже шесть лошадей везли боевые повозки, уже не один-два, а четыре человека находились на них, и колесницы из «легких танков» древности превратились в «тяжелые». А персы сделали колесницы серпоносными!

Шин в древнем египте

Исходя из свидетельств древних, можно полагать, что вооруженные серпами колесницы появились между 479 и 401 годом до н.э. в персидской Ахеменидской империи.

Серпоносная упряжка по своим задачам сильно отличалась от своих предшественников — простых невооруженных колесниц. Последние обычно сражались между собой перед столкновением пехоты, поддерживали ее фланги, преследовали врага после схватки и в гораздо меньшей степени выполняли функцию фронтальной атаки на пехоту противника, в основном, когда у врагов не было своих колесниц или они уже были выбиты с поля боя. Упряжки же с серпами — это оружие исключительно для лобовой атаки строя врага, рассчитанное не только на непосредственное поражение неприятеля, но и на психологический эффект, деморализующий последнего. Главная задача серпоносных колесниц состояла в разрушении сплоченного строя пехоты.

В течение V века до н.э. постоянными противниками персов были греки. Именно эллины имели стойкую тяжеловооруженную пехоту, которую безуспешно атаковали своими наскоками персидские всадники в первой половине V века до н.э., в основном конные лучники. В то же время именно у греков почти отсутствовали или неэффективно использовались метатели, способные отразить атаку колесниц и, следовательно, фаланга гоплитов представляла удобную мишень для нападения упряжек. Но самое главное состоит в том, что именно эллины понимали значение строя в сражении. Именно эту сплоченность и должна была уничтожить колесница с серпами. Кроме того, во всех известных исторических случаях серпоносные квадриги Ахеменидов применялись именно против греческой, а позднее и против македонской фаланги.

В случае с серпоносными колесницами нужно было создать совершенно новый род войск, бойцы в котором должны обладать смелостью самоубийцы, чтобы лететь в упряжках прямо на ряды врага, часто даже без поддержки атаки своих всадников.

Впервые о применении серпоносных колесниц можно прочитать у Ксенофонта, где речь шла о битве при Кунаксе между армией претендента на ахеменидский престол Кира Младшего и его братом царем Артаксерксом П. Интересно, что отведенную им роль в битве колесницы Артаксеркса IT не выполнили. Греческие фалангисты сумели испугать лошадей ударами копий о щиты, и атака захле**улась. Зато по подробным описаниям Ксенофонта можно представить себе конструкцию серпоносной колесницы рубежа V—IV веков до н.э.

Квадрига имела большие колеса, вертящиеся вокруг оси, длина которой должна быть примерно равной ширине упряжки из четырех коней. К каждому концу оси было прикреплено по одному горизонтальному серпу длиной около 90 сантиметров. Еще два вертикальных серпа находились под осью, у обеих сторон пола кабины. В высоком деревянном кузове из досок стоял возница, одетый в чешуйчатую броню с длинными рукавами и высоким воротом, голову его защищал шлем. Других воинов в кузове не было. Из оружия колесничий, очевидно, имел лишь меч. Лошади некоторых упряжек прикрывались бронзовыми налобниками, месяцевидными нагрудниками и пластинчатыми защитными попонами.

Следующий по хронологии случай применения серпоносных квадриг, зафиксированный в источниках, — бой при Даскелионе (395 год до н.э.) между отрядом спартанского царя Агесилая и конницей сатрапа Геллеспонтийской Фригии Фарнабаза. Персидский отряд, состоящий примерно из 400 всадников и двух серпоносных колесниц, неожиданно напал на греков. Эллины, в количестве около 700 человек, сбежались вместе, пытаясь построить фалангу. Но и сатрап не мешкал. Он, выставив вперед колесницы, атаковал ими. Упряжки рассеяли ряды врага, а сразу вслед за ними напали всадники, перебив около 100 перемещавшихся греков. Оставшиеся бежали к лагерю. Примечательно, что этот бой — один из немногих случаев успешного действия серпоносных колесниц. Это объясняется тем, что сразу за атакующими колесницами в прорыв скакали всадники, которые прикрывали возниц.

Из сражений, в которых принимали участие серпоносные квадриги, лучше всего освещена источниками битва при Гавгамелах, происшедшая 1 октября 331 года до н.э. между армиями Александра Македонского и Дария III, последнего персидского царя из династии Ахеменидов. Персы специально выбрали поле для битвы, где они могли развернуть свои многочисленные войска. Более того, почва была специально выровнена для действия колесниц и конницы, а на флангах были высыпаны колючки — трибулы для нейтрализации македонской конницы — главной ударной силы армии Александра. И все же это не помогло — Дарий потерпел сокрушительное поражение. Хотя персидские серпоносные колесницы действовали на левом фланге македонян довольно успешно.

К концу ахеменидской эпохи произошли изменения в вооружении колесниц. Отказались от нижних (под кузовом) серпов; однако вооружение усилилось путем прибавления горизонтального серпа, закрепленного с каждой стороны на конце ярма, и путем приделывания к концу оси спускающегося книзу лезвия, расположенного ниже горизонтального серпа.

Последний раз серпоносные колесницы применялись в битве при Зеле в 47 году до н.э. Сын знаменитого Митридата VI, Фарнак II, поставленный Помпеем царем Боспора, воспользовался гражданской войной в Риме, захватил Малую Армению, а затем, разбив при Никополе цезарианского правителя Азии Домиция Кальвина, еще и Понт, ставший к этому времени римской провинцией. Видимо, здесь он набрал часть армии, используя старую, отцовскую, систему комплектования, и, возможно, употребив старые царские арсеналы.

Тем временем Гай Юлий Цезарь, окончив Александрийскую войну, пришел в Малую Азию, собрал местные силы и встретился с врагом Рима около города Зела. На рассвете 2 августа 47 года до н.э. Фарнак II вывел войска из лагеря и повел их через равнину на римлян, которые разбивали лагерь на возвышенности. Цезарь не предполагал, что противник нападет на него в столь невыгодных для азиатов условиях, и продолжал свои фортификационные работы, выставив перед валом заградительную линию войск. Однако Фарнак II совершенно неожиданно повел свои отряды на холм, где стояли римляне, которые спешно и в суматохе стали выстраивать легионы. На это еще не построенное войско Фарнак II и бросил колесницы, которые были засыпаны множеством метательных снарядов. Легионеры, отбросив квадриги, столкнули с холма и пехоту врага. В итоге войско Фарнака II бежало. Именно об этой победе Цезарь сообщит сенату всего лишь тремя словами: «Пришел, увидел, победил».

От битвы при Кунаксе (401 год до н.э.) до битвы при Зеле (47 год до н.э.) — вот исторический путь серпоносных колесниц, который зафиксирован в сохранившихся источниках. Очевидно, что именно эти колесницы как боевое оружие имели существенные недостатки, преодолеть которые было невозможно. Например, для них особенно нужна была ровная местность. Впрочем, специальное выравнивание почвы упоминается лишь перед битвой при Гавгамелах, место для которой планировалось заранее.

Читайте также: Обзор шин tigar ice

Древним был хорошо известен психологический эффект колесничной атаки. Очевидно, как раз этим впечатлением были навеяны описания кровавых ран, производимых серпами — ведь обычно потери от атаки квадриг были небольшими.

В древнем Китае колесницы употреблялись несколько иначе. Колесницы вместе с пехотой объединялись в «цзу» — простейший боевой отряд. В «цзу» входили: Лёгкая боевая колесница, запряжённая четвёркой лошадей, тяжёлая походная колесница, запряжённая восьмёркой волов, к боевой колеснице полагалось три отряда пехоты по 25 человек, к походной — тыловой отряд в те же 25 человек. В боевой колеснице было три человека — возница, солдат и клевцом (гибрид копья и топора) и лучник. Колесница в основном предназначалась для прорыва строя вражеской пехоты. Кстати, тактика сходна с тактикой англичан и французов в начале Второй мировой в области танков. Ну а китайские колесницы ушли в прошлое во время династии Хань (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.), ибо были малополезны против досаждающих китайцам в то время Сюнну.

В конце II, начале I тысячелетия до н. э. легкие колесницы появились на юге Европы, в Причерноморье и в Индии. В середине этого же тысячелетия, колесницы появились в Западной Европе и в Китае.

Колесницы имели для кельтов огромное значение, особенно на поле боя. Столь же важную роль они играли и в качестве религиозно-ритуального транспортного средства; так, богинь часто изображают мчащимися на колеснице. Для доказательства того, насколько заметную роль играли для кельтов колесницы, можно также привести тот факт, что умерших представителей знати кельтского общества зачастую возлагали на погре**льный костер вместе с колесницами, повозками или тележками. Особенно характерно это для Гальштаттского периода.

Шин в древнем египте

Типичная кельтская колесница — эсседа была запряжена двумя конями, т.е. являлась легкой бигой. Ее кузов представлял собой прямоугольную деревянную платформу, по бокам которой располагались двойные перила. Кузов был установлен на оси, вокруг которой вертелись колеса с 6-9 спицами. Колеса были покрыты железным бандажом и имели диаметр около 90 см. Экипаж эсседы состоял из возничего, сидящего спереди, и бойца, стоящего позади в кузове. Главным оружием колесничего был удлиненный деревянный щит с умбоном и несколько метательных копий. Так, в инвентаре латенских (450-300 гг. до н.э.) могил наряду с остатками колесниц присутствует меч, а также 3, иногда 1-2, 4 или даже 8 наконечников копий. Очевидно, это количество отражает реальное число копий у колесничего.

Использовали колесницы и в Индии

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

А это реконструкция андроновской боевой колесницы.

Шин в древнем египте

Шин в древнем египте

Стенки колесниц (а), видимо, были плетеными — для уменьшения общего веса. Оси (б) тогда еще делались из дерева, и смазка колесных втулок (в) была несовершенна, поэтому оси требовалось защищать. Конструкторы укрепляли ось, подбирая для нее особо прочный материал, или облегчали сам экипаж, снижая этим нагрузку. Платформы кузовов сбивались из досок. На спине лошади располагалось мягкое «седло» (г). На него сверху помещалось ярмо (д), наподобие того, что раньше было опробовано в упряжи быков, ослов, верблюдов. Для прочности к «седлу» прикрепляли деревянную рогульку (е), охватывавшую своей развилкой хребет лошади, — прообраз чересседельника нашего времени.

Конструкцию дополнительно крепили широким нагрудным ремнём. Заднее расположение колёс экипажа смещало центр тяжести вперед. Распряженная колесница упиралась дышлом в землю, а в снаряженном виде поднятое дышло плотно прижимало ярмо к спине лошади, мешая ему соскользнуть, а платформе при ударе колес и обрыве ремней — перевернуться назад или травмировать животное. Благодаря такому устройству, боевой расчёт мог перемещаться по кузову, не боясь неосторожным движением вызвать угрожающий крен. При этом вес людей повышал устойчивость повозки. Левую сторону такого экипажа занимал возница, управлявший лошадьми, правую — вооруженный колесничий. Именно здесь, справа, на дополнительных стойках, крепился весь его «арсенал» — лук (ж) со стрелами (з), копья и легкие дротики (и), бронзовые топоры (к), щиты (л), которыми колесницы закрывались сзади. XIII—X вв. до н. э.

По подсчетам, «цена колесницы была очень значительной и сопоставима с современным автобусом или грузовиком». В Вавилонии в XI веке до н.э. полностью снаряженная колесница стоило 100 сиклей серебра — около 840 г. Для того, чтобы содержать ее, требовался большой участок земли (в колесницу могло быть впряжено от двух до шести и более лошадей) и персонал из нескольких человек (в бою экипаж состоял, как правило, из двух-трех человек). Колесничие принадлежали к высшей знати, и именно они решали в сражении судьбу битвы.

Пехота могла и вовсе не вступать в бой — как правило, после поражения своих колесниц пехотинцы разбегались. Обеспечивать существование этого социального слоя могла лишь монархия. Нужны были государственные мастерские, централизованная система снабжения и распределения. Не удивительно, что у греков колесница была не столько боевой машиной, сколько символом знатности, а число колесниц исчислялось, в лучшем случае, десятками. Настоящего расцвета колесницы достигли в царствах Среднего Востока — но и здесь уже к VIII веку до н.э. их заменяет конница.

Шин в древнем египте

Самый знаменательный прогресс в предыстории танка был достигнут в средневековые времена. Тексты того времени свидетельствуют, что армия китайской династии Сун разработала обшитую железным листом колесницу, чтобы использовать ее против конницы татар, которые вытеснили династию Сун из Северного Китая. Это изобретение помогло в 1127 г. остановить продвижение татар и привело к созданию границы, просуществовавшей 100 лет.

Шин в древнем египте

Мало что известно о китайских бронированных колесницах того времени, их не использовали против монголов на Хубилая, завоевавшего весь Китай к 1279 г. Монголы применили идею боевой колесницы к своему традиционному образу жизни, устанавливая большие шатры на повозки, которые тянули волы позади перемещавшейся армии. По-видимому, монголы не использовали бронированные повозки вдоль западных китайских границ. Скорее всего, они лишь передали идею в Восточную Европу в XV в., когда орды монголов докатились до самой Польши и Венгрии.

Именно здесь, в Богемии (современная Чехия), прототипы танков получили признание во время религиозных распрей, предшествовавших протестантскому расколу Мартина Лютера. В то время многие богословы желали реформ в лоне церкви. Одним из них был ректор Пражского университета Ян Гус, которого, обвинив в ереси, сожгли на костре по решению Констанцкого собора в 1415 г. Это привело к крестьянскому восстанию под предводительством Яна Жижки против мощной германской императорской армии.

Шин в древнем египте

Поскольку у Яна Жижки была крестьянская армия, не имевшая поддержки в городах Богемии, он обратился к идее укрепленных повозок. Форты из повозок, обшитых листами железа, перевозились упряжками коней. Через амбразуры, проделанные по бокам, экипаж, вооруженный копьями и алебардами, вел огонь из самострелов и небольших ружей по любому, кто пытался приблизиться.

Эти танки в 1420—1431 гг. позволили армии Яна Жижки, насчитывавшей 25 тысяч человек, постоянно наносить удары по германским императорским армиям численностью до 200 тысяч воинов. Перед боем богемские форты из повозок обычно выстраивались в оборонительном порядке, промежутки между ними заполнялись складными дубовыми валами, которые помогали рассечь ряды противника. Однажды в 1422 г. в Кутна Гора армия Яна Жижки была застигнута врасплох и танки сражались в сомкнутом ряду. Следует заметить, что германские захватчики никогда не побеждали воинов Яна Жижки, война прекратилась в результате накопившейся усталости и внутренних раздоров.

Шин в древнем египте

К концу средних веков точность и пробивная способность огнестрельного оружия улучшились и танки оказались не нужны — их броня не могла противостоять прямому попаданию, а кони, перевозившие их, легко становились жертвами обстрела. Только с изобретением двигателя внутреннего сгорания в конце XX в. танк вновь становится действенным боевым средством.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    🎥 Видео

    Что если бы вы жили в Древнем Египте?Скачать

    Что если бы вы жили в Древнем Египте?

    Символы и амулеты в Древнем Египте. Лекция Виктора СолкинаСкачать

    Символы и амулеты в Древнем Египте. Лекция Виктора Солкина

    Доказательства, что о Древнем Египте Мы ещё Ничего не ЗнаемСкачать

    Доказательства, что о Древнем Египте Мы ещё Ничего не Знаем

    Жрецы и маги древнего Египта.Скачать

    Жрецы и маги древнего Египта.

    Жизнь в Древнем Египте - как это было?Скачать

    Жизнь в Древнем Египте - как это было?

    Царицы Древнего ЕгиптаСкачать

    Царицы Древнего Египта

    Смерть и бессмертие в Древнем Египте. Лекция Виктора СолкинаСкачать

    Смерть и бессмертие в Древнем Египте. Лекция Виктора Солкина

    Мифы в Реальности #2 [Тайны Древнего Египта]Скачать

    Мифы в Реальности #2 [Тайны Древнего Египта]

    2022 год Как в наши дни археологи ведут раскопки ..Гробниц древнего Египта .Скачать

    2022 год Как в наши дни археологи ведут раскопки ..Гробниц древнего Египта .

    История жизни и правления .Одних из самых знаменитых и успешных ,фараонов ,древнего Египта .Скачать

    История жизни и правления .Одних из самых знаменитых и успешных ,фараонов ,древнего Египта .

    Как создавались империи Древний ЕгипетСкачать

    Как создавались империи  Древний Египет

    Магия в Древнем Египте. Фрагмент лекции Виктора Солкина об амулетах и символах.Скачать

    Магия в Древнем Египте. Фрагмент лекции Виктора Солкина об амулетах и символах.

    История древнего Египта от расцвета до паденияСкачать

    История древнего Египта от расцвета до падения

    История Египта за 10 минут - от Древнего к современному.Скачать

    История Египта за 10 минут - от Древнего к современному.

    Астрономия в Древнем Египте. Лекция Виктора СолкинаСкачать

    Астрономия в Древнем Египте. Лекция Виктора Солкина

    Лилия, мирра и мандрагора. Женщина в Древнем Египте. Лекция Виктора СолкинаСкачать

    Лилия, мирра и мандрагора. Женщина в Древнем Египте. Лекция Виктора Солкина
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток