- Гребенчатая шина для подключения групповых автоматов
- Разновидности гребенок
- Конструкция
- Форма выводов
- Плюсы и минусы соединительных шин
- Подключение автоматов через гребенку
- Правила монтажа
- Подключение однофазных устройств
- Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
- Подключение трехфазных автоматов и УЗО
- Типичные ошибки при монтаже
- Производители гребенок
- Нулевая шина в щитке – советы электрика
- Нулевая шина: разновидности, для чего нужна
- Почему применяются разные системы заземления
- Для чего нужна нулевая шина
- Какими бывают нулевые шины
- Какого производителя выбрать
- Видео по теме
- Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?
- Нулевая шина в щитке — Как найти ноль в щитке? (ФОТО) — 22 ответа
- Силовые шины в щитах: суровые и красивые соединения
- Щит электрический. Сборка щита распределительного. Установка автоматов защиты
- Этапы работ
- Сборка щита распределительного потребует следующий инструмент
- Установка автоматов защиты
- Подключение УЗО (Устройство защитного отключения)
- Подключение питающего электрокабеля в распределительном щите
- Соединение автоматов защиты
- Соединять автоматы защиты, по верхней клемме, можно тремя способами
- Другие статьи сайта по теме
- Монтаж распределительного щита
- Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики
- Конструктивные характеристики
- Задачи
- Характеристики
- Параметры установки
Видео:Сборка щитка для квартиры. Как собрать щиток. Почти мастер-классСкачать
Гребенчатая шина для подключения групповых автоматов
В старых квартирных электрощитах групповые автоматы объединялись с помощью перемычек. Способ дешевый, доступный, но не отличающийся надежностью. Сегодня для подобных целей применяется соединительная шина. За счет этого упрощается электромонтаж и проводка выглядит аккуратней.
Видео:С этим справится даже новичок. Как спроектировать / собрать свой электрощит для квартиры или дома.Скачать
Разновидности гребенок
Не существует универсальной соединительной шины, подходящей под любые автоматические выключатели. Автоматы обладают отличающимися габаритами, количеством выводов и прочими характеристиками. Поэтому и гребенки бывают самыми разнообразными.
По форме контактов выделяются 2 вида гребенчатых шин:
- Штыревой (зубчатый). Универсальный контакт, подходящий к любым автоматам.
- Вилкообразный. Используется там, где шину необходимо зажимать под винты.
Гребенки отличаются по длине, то есть по количеству автоматов, которые к ним возможно подключить. При необходимости слишком длинную шину допустимо укоротить ножовкой. Но предпочтительней использовать изделия на стандартное количество автоматов:
Есть отличия и в количестве подключаемых фаз. С этой точки зрения соединительные шины бывают следующих типов:
- На 1 полюс (1P). Используется для подключения однофазных групповых автоматов.
- На 2 полюса (2P). УЗО, дифавтоматы и любые другие устройства, требующие подключение фазы и нуля.
- На 3 полюса (3P). Используются для подключения трехфазных групповых автоматов.
- На 4 полюса (4P+N). Трехфазные автоматы и устройства, для работы которых необходим нулевой провод (трехфазные УЗО).
Штыревая соединительная шина для трехфазной сети
Важно! Если пришлось пилить одну большую шину на несколько маленьких, то необходимо обратить внимание на полученный спил. Отдельные проводники не должны быть гнутыми или замыкаться между собой. После резки нужно удалить из гребенки медную пыль.
Видео:Как собрать САМЫЙ дешевый, но БЕЗОПАСНЫЙ щит | KonstArtStudioСкачать
Конструкция
Гребенки обладают сборной конструкцией. В основе строения плоская медная шина. На ней имеются отводы для установки на автоматы. В зависимости от количества подключаемых фаз, в одной гребенке бывает 1 или 4 шины. Они изолируются негорючим пластиком. Обычно белого или серого цвета.
Конструкция выполнена так, что в собранном виде практически отсутствуют открытые токопроводящие части. Это повышает безопасность обслуживающего персонала. А распределительная коробка становится менее восприимчивой к пыли.
Видео:Дешевый щит на IEK, но безопасный ИЕК | KonstArtStudioСкачать
Форма выводов
Наиболее распространены гребенчатые шины со штыревыми отводами (гребенки типа pin). Англоязычное название — pin. Они подходят к большинству современных автоматических выключателей. Выводы у таких шин сложнее погнуть при транспортировке. Поэтому во время монтажа возникает меньше проблем с установкой в отверстия автоматических выключателей.
Второй вид отводов — вилкообразный (тип fork). Используются сравнительно реже. Подходят не ко всем образцам современного оборудования. Соединительные шины с вилкообразными выводами не рекомендуется использовать для мощных нагрузок. Обычно их ставят в щиток с максимальным током до 63 А.
Гребенка двухполюсная вилкообразная
Видео:Сборка электрического щита для квартиры. Подробное видео!Скачать
Плюсы и минусы соединительных шин
Гребенчатые соединители вытесняют из практики электромонтеров классические перемычки из проводов. Это объясняется достоинствами, которыми они обладают в сравнении с устаревшими методами монтажа:
- Подключение автоматов выполняется на порядок быстрее. Гораздо проще вставить и затянуть гребенку, чем сидеть вручную нарезать перемычки.
- Более надежный контакт. За счет увеличения площади соприкосновения клеммника автомата и вывода гребенки.
- Двукратное уменьшение количества контактов, вставляемых в автомат. Вместо 2 проводов от перемычек необходимо вставить 1 штырь от гребенки. Этот фактор повышает надежность распределительной коробки.
- При ремонте контактных соединений автомата необходимо снять всю гребенку. Иначе выключатель не получится стянуть с DIN-рейки.
- Для установки дополнительных автоматических выключателей потребуется приобретать новую шину большей длины. Поэтому гребенку лучше не использовать на временном оборудовании или сразу устанавливать дополнительные модульные устройства на будущее.
- Цена. Старые перемычки из проводов практически бесплатные. Их можно сделать хоть из обрезков проводов, валяющихся под ногами. Гребенчатую шину придется покупать в магазине.
Соединение автоматов проводами обходится дешевле
Дополнительная информация. Гребенка требует периодического осмотра и технического обслуживания. Важно обращать внимание на температуру и цвет соединителя и при необходимости производить подтяжку винтов автоматических выключателей.
Видео:Как выбрать щит для квартиры. Обзор дешёвых и дорогих электрических щитовСкачать
Подключение автоматов через гребенку
При использовании гребенчатой шины автоматические выключатели подключаются по схеме параллельного соединения. Если гребенка рассчитана на 1 полюс, то к каждому автомату подходит 1 фаза. Такой соединитель принято называть фазным. Его располагают в верхней части линейки выключателей. На гребенку приходит 1 общий приходящий провод. Она размножает его по отдельным групповым автоматам.
Если шина двухфазная, то на автоматы приходит фаза и ноль. В таком случае необходимы двухполюсные устройства защиты.
Видео:УЗО или ДИФавтомат, что выбрать.Скачать
Правила монтажа
При установке соединителей необходимо руководствоваться правилами по электромонтажу, касающимися подобных устройств. За счет этого повышается безопасность и надежность электрооборудования. Основные принципы монтажа таковы:
- Перед установкой гребенки необходимо убедиться в механической целостности межфазной изоляции. Прозвонить выводы мультиметром на предмет КЗ. Это уменьшит риск межфазного замыкания.
- Пластиковая выступающая часть гребенчатой шины должна находиться со стороны рычага автомата и полностью закрывать проводящие части. Гребенка устанавливается так, чтобы медные выводы были недоступны для касания обслуживающим персоналом.
- Некоторые модели автоматических выключателей имеют 2 вида клеммников. Одни предназначены для подключения штыревых гребенок, другие для вилочных. Перед монтажом необходимо выяснить с чем именно вы имеете дело.
- Вилочные гребенки применяются на токах до 63 А. Перегрузка изделия приведет к нагреву, расплавлению изоляции и межфазному КЗ.
Видео:Сборка электрощита для квартиры и дома своими руками. Как самому собрать электрический щит.Скачать
Подключение однофазных устройств
Однофазное включение наиболее простое. Оно используется для автоматов на один полюс. Порядок действия следующий:
- Все устройства защиты устанавливаются в ряд. Для этого потребуется DIN-рейка.
- У каждого отдельного аппарата до некоторого момента ослабляются винты в клеммниках. Это делается с верхней стороны.
- В клеммники автоматических выключателей вставляется одна однополюсная шина. Шаг ее зубьев должен составлять 17,5 мм.
- Винты затягиваются. Затяжка производится достаточно туго, чтобы надежно зафиксировать штыри шины.
Видео:Сборка щита на семь модулей.Скачать
Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
Для подключения однофазных УЗО и дифференциальных автоматов потребуется двухрядная гребенчатая шина. Ее необходимо установить в верхней части защитных устройств. Одна шина считается фазной. Ее штыри следует подключать к L выводам УЗО. Вторая шина нулевая. Подключается к N выводам.
В собранном виде в линейке будет чередоваться фаза и ноль. А расстояние между отдельными штырями одной шины составит удвоенную ширину обычного автоматического выключателя, то есть 35 мм.
Видео:13 ОШИБОК сборки ЭЛЕКТРОЩИТА. Все КОСЯКИ электриков и сборщиков "своими руками" в одном ролике.Скачать
Подключение трехфазных автоматов и УЗО
С трехфазными устройствами защиты понадобится гребенчатая шина на 3 или 4 полюса. Четырехполюсная гребенка необходима, когда помимо 3 фаз используется и нулевой провод.
Сборка цепи выполняется аналогично предыдущему способу. Шина располагается сверху УЗО или диф автоматов. Гребенка, к которой подключается провод L1, должна подать напряжение на все выводы L1 защитных устройств. Для L2, L3 и N — так же. При этом L1, L2, L3 и N не должны замыкаться между собой. После монтажа необходимо отключить все автоматы и убедиться, что подобное замыкание отсутствует.
Видео:Как собрать самый ПРОСТОЙ щит для квартиры или дачи | KonstArtStudioСкачать
Типичные ошибки при монтаже
Подключение гребенчатой шины не является сложной операцией. Достаточно базового понимания того, как и куда должен протекать электрический ток. Однако даже опытные электромонтажники периодически допускают ошибки подключения гребенки:
- При монтаже необходимо учитывать максимальный ток изделия. Еще лучше использовать гребенчатую шину с запасом по току.
- В некоторых случаях целесообразно учесть и напряжение. Изоляция типичной гребенки рассчитана на 500 В. Иногда на производстве используется и более высокий вольтаж.
- Не стоит забывать про вилкообразные шины. Их максимальный ток составляет 63 А.
- Ошибки при выборе гребенки. Этот вид соединителя приобретается после покупки автоматических выключателей, когда известно их точное количество и расположение.
Видео:Как правильно подключить УЗОСкачать
Производители гребенок
В продаже представлено множество гребенчатых шин от разных заводов изготовителей. Как правило, выпуском этих изделий занимаются те же компании, что производят автоматические выключатели. Из наиболее известных брендов выделяются следующие:
- ABB;
- Schneider Electric;
- EKF;
- Legrand;
- WAGO;
- отечественный IEK.
Шина гребенка для дифавтоматов Schneider Electric
Дополнительная информация. Гребенчатая шина проста в изготовление. Поэтому ее подделки производят все кому не лень. В оригинальной шине должна быть прочная межфазная изоляция и качественная гибкая медь. Не стоит экономить на этих изделиях.
Гребенчатые соединители заметно упрощают электромонтаж. Вместе с тем сокращается и обще время сборки щита. Однако за такое удовольствие нужно платить. Здесь каждый решает сам, нужно оно ему или нет.
Если выбор сделан в пользу гребенок, то необходимо задуматься об их технических характеристиках. Гребенка должна соответствовать суммарной мощности всех потребителей, которые через нее будут питаться. Не менее важно разобраться и с конструктивными особенностями. Ведь есть модели на 1, 2, 3 и 4 полюса, и каждая уместна в своей ситуации.
Видео:Мини обзор щита Tekfor от КЭАЗ | Про нулевые и заземляющие шиныСкачать
Нулевая шина в щитке – советы электрика
Видео:Установка нулевой шиныСкачать
Нулевая шина: разновидности, для чего нужна
Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке.
Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы.
Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.
Требования, предъявляемые к нулевой шине
- Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.
- Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.
- В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.С момента разделения, линии заземления и нуля могут быть проложены в одном силовом кабеле, но проводники должны быть изолированы.
- Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины.
- Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода.
- Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части.
- Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует. Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.
Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.
Почему применяются разные системы заземления
- Схема, не противоречащая современным Правилам устройства электроустановок (ПУЭ): TN-S. К вам в распределительный щиток заходят три проводника (напомним, речь идет об однофазной схеме).
На установке, производящей электроэнергию (в нашем случае — трансформаторная подстанция), шина нулевая с заземлением представляют собой глухо заземленную нейтраль.
Соединение с защитной землей происходит лишь в этой точке. Затем по изолированным проводникам, в щиток заводятся две шины. Эта система является самой безопасной с точки зренияНулевая и заземляющая шины разделены на уровне вводного устройства в объект. На уровне конечного распределительного щитка (группы потребителей) шины снова объединять запрещено.
В случае повреждении нулевой шины на пути от генерирующего оборудования до потребителя, заземление остается в целости и сохранности.
Устаревшая, но широко применяемая в зданиях старой постройки схема TN-C. Заземление не выведено отдельным проводником, в щитке присутствует лишь нулевая шина.Соединять с нулем проводник заземления, запрещено Правилами устройства электроустановок.
Для чего нужна нулевая шина
Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:
Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.
- Обеспечивается оперативное подключение нескольких равнозначных линий.
- Все контакты находятся под визуальным контролем.
- Появляется возможность эффективного использования автоматов: нулевой проводник размыкать автоматом не обязательно. Значит, коммутационное оборудование может состоять из одной линии.
- Гарантируется неразрывная цепь нуля от силового кабеля на входе, до каждой электроустановки.
- Грамотное разделение электропроводки в рамках одной системы.
- Технически правильное подключение устройств защитного отключения (УЗО), возможно лишь в случае организации нулевой шины в соответствии с ПУЭ.
Какими бывают нулевые шины
По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.
Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям.
В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным.
Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.
Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.
Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.
Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.
Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.
Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».
Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.
Читайте также: Сухая мойка эко шин
Какого производителя выбрать
На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.
Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.
Видео по теме
Видео:Сборка бюджетного электро щитка для однокомнатной квартиры, своими руками. Самый дешевый вариант.Скачать
Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?
Здесь описываю недавний случай, как нам пришлось выкручиваться из ситуации, когда не оказалось в наличии специальных нулевых шинок.
Клиент купил встраиваемый шкаф фирмы ABB Mistral на 24 модуля. Это крутой и очень удобный щиток, но с ним в комплекте шла одна большая шина для заземления и еще одна большая нулевая шина. Так как в щитке планировалось установить три УЗО, то соответственно нам нужно было три маленьких нулевых шины вместо одной большой.
В данном типе шкафов идут специальные планки, на которые крепятся все шины в специальных корпусах. Что-то подобрать сюда от других производителей нельзя, так как просто не возможно будет их установить на планку.
Также в самом щитке не оказалось ни одного свободного модуля, куда бы можно было разместить обычную шину с креплением на DIN-рейку.
Такие нулевые шины для шкафов ABB Mistral в Самаре можно купить, но они идут под заказ и ждать нужно было 1-2 недели. Времени у нас столько не было, поэтому нам пришлось включать смекалку и как-то выходить из сложившейся ситуации.
Нам вместо одной большой шины NK/S26 нужно было три маленьких NK/S06. Они показаны на фото ниже.
У нас в наличии была только одна большая шинка NK/S26. Ее корпус легко открывается и внутри находится обычная латунная шинка с болтиками на 26 отверстий.
Она в корпус ложится сверху и не гуляет в нем по сторонам, так как в корпусе есть перпендикулярные перегородки. Благодаря этим перегородкам болты шины не позволяют ей играть вправо-влево.
На фото ниже видно в сером корпусе эти поперечные перегородки.
Клиент сразу сам предложил существующую латунную шину распилить на три части. Я же решил, что стоит купить три коротенькие шинки и вставить их в корпус. Конечно же я их купил, но как оказалось, они не хотели вставать надежно в серый корпус между перегородками. Поэтому я согласился с клиентом и распилил одну большую шину на три части, удалив лишние участки.
Первая отпиленная часть шины готова и установлена на место…
Вот все отпиленные латунные шинки в общем корпусе. Подгонял я эти отрезки так, чтобы они надежно вставали на перегородки и существующие болты не давали им ходу вправо – влево. Как видите на фото ниже диаметр отверстий в них разный и поэтому просто так садиться на места шины не хотели. Нужно было их подгонять и подбирать по расстоянию между болтами.
На нижнем фото хорошо видно, что шинки в перегородках лежат очень надежно.
Затем я закрыл корпус и стал проводить эксперимент, смогут ли отрезанные шинки выйти из пазов и коснуться друг друга. На фото ниже видно, что прогал между шинами составляет по три отверстия.
Вид сверху куда заводятся провода…
Полученную нулевую шину “три в одном” я вертел, тряс и переворачивал очень настойчиво. Шинки как стояли на своих местах, таки остались стоять. Поэтому сделал заключение, что данная нулевая шина работать будет и ее можно использовать.
Вот она уже стоит в щитке…
Отсутствие нужных материалов на складах в нашем городе позволяет нам развиваться, проявлять смекалку и экспериментировать. Поэтому мы такие умные )))
Видео:Как собрать электрощит для дома и как собрать щит своими руками подробно и красиво.Скачать
Нулевая шина в щитке — Как найти ноль в щитке? (ФОТО) — 22 ответа
В разделе Техника на вопрос Как найти ноль в щитке? (ФОТО) заданный автором Евгений лучший ответ это Ракурс у фото немножко не тот, поэтому не очень понятно.
Могу предположить-коричневый провод, но самый лучший вариант не тыкать пальцем, а купи индикаторную отвертку, она стоит не дорого и проверь! Если не знаешь как пользоватся-подсказываю: прикосаешься пальцем к контактной площадке на отвертке, а жалом отвертки касаешься, поочередно проводов. Если лампочка загорелась-это фаза, если нет-ноль!
Ответ от Невропатолог[гуру]Фазу втыкаешь в автомат сверху, а нулевые провода с обоих квартир – замотаны изолентой слева от автоматов. Там осталась старая нулевая колодка, которая, видимо, выгорела со временем и провода просто скрутили и заизолировали.
Скрутка сейчас не практикуется, лучше купить и поставить нормальную клеммную колодку – на нулевой провод это безопасно даже без изоляции висячим монтажем. и гораздо удобнее.
определить, где чей провод, думаю, сможешь
Ответ от Простирнуть[эксперт]Ноль на счетчике крайний правый, он же долженбыть соединен с корпусом щитка
Ответ от способность[гуру]Индикаторной отверткой потыкай. А так – через пакетник идет фаза, ноль напрямую.
Ответ от Владимир Костюк[гуру]Подключаться ты должен с автомата и скорее всего с белой клавишей. На квартиру идет, 1 (25Ампер, плита) – белая клавиша, и два автомата – голубая (синяя) клавиша – 16Ампер.
С “печного” автомата и надо брать “фазу”, будет у тебя там висеть теперь два провода . это сверху, Осторожно!! ! внизу скобочками голыми у тебя “фаза” этого не должно быть, что? сгорела изоляция на них?Пакетники, это то что есть “автоматический выключатель (автомат) , не техническое выражение – пакетник, похожее на галетник (галетный переключатель) , это те с которых посымали поворотные ручки. Твой ноль без-обрывно уходит с галетного выключателя всей квартиры и также беобрывно разведен во всей квартире.
Вот, второй провод – Ноль ты можешь взять с галетного (без ручки который, поворотный) со стороды ухода в квартиру, Осторожно! ! у него одна сторона – исчезает напряжение при повороте снятой ручки, вторая – от счетчика, всегда под напряжением. Определить Ноль на галетном (поворотном) выключателе можно с помощью контрольной лампы или индикатора. Если лампой то относительно корпуса и обоих проводов галетного выключателя.
Ответ от Alex Iven[гуру]Ввод идет с правой стороны, справа от правого счетчика, идет жгут проводов на пакетные выключатели, такие две коробочки с ручками. С этого вводного жгута два провода фаза и ноль входят сперва в правый выключатель с правой стороны, потом с правой же стороны входят и в левый пакетный выключатель. Тут плохо видно, но логично предположить, что через правый пакетник подключен правый счетчик, а через левый, левый. Хотя запросто могут и попутать, находятся такие специалисты. С левой стороны каждого пакетника провода фаза и ноль идут на счетчик. То есть с помощью этого пакетника, можно обесточить счетчик, и вести на нем какие либо работы. Если вы где то в этом месте подключите ваш провод, то это будет называться воровством электроэнергии, все потребители, должны быть обязательно подкюлчены, только после счетчика. Далее вам надо разобраться какой из этих счетчиков ваш, и отключит соответствующий пакетник. Лучше же конечно не искушать судьбу, и договориться с соседями и отключить оба. Но имейте в виду, да же и в этом случает, в щитке останется напряжение на проводах входящих с правой стороны, в каждый пакетник, и на его правых контактах. Будьте предельно внимательны. Далее со счетчика, провода поднимаются в верх, на автоматы. Видно как между двумя пакетниками идут два провода, на автоматы, это два фазных провода, со счетчика. Видимо левый с левого, а правый с правого. Хотя повторяюсь может быть все и напутано, смотрите по проводам. Если вы сейчас напрямую запитаетесь от этих проводов, то это уже не будет считаться как воровство электроэнергии. Но тем самым вы не будете защищены от коротких замыканий. Для этого служат автоматические выключатели. Фазный провод от счетчика подходит к одному автоматику, и затем с одного автоматика, на другой идут перемычки из проволочек, в виде скобочек, таким образом, все автоматики находятся под напряжением. от левого провода запитаны все автоматики левее его, от правого правее его. Соответственно левые автоматики, относятся к левому счетчику, а правые к правому. напряжение на потребителей с автоматиков берется с верху. Выбери свободный автоматик, то есть там где с верху не подключен провод, автоматик естественно выбери со стороны своего счетчика. Здесь ты будешь брать фазу, и этот автомат будет защищать твою стиралку. Ослабь слегка винт, запихай в него очищенный провод, и затяни. далее помимо фазного провода, от счетчика так же отходят и нулевые провода, они так же подымаются вверх, но не идут дальше, вместе с фазными на автоматики, а сворачивают налево, обходят по верху с двух сторон левый пакетник. И далее видны две скрутки, обмотанные изолентой. Проследи который из них идет от твоего счетчика, это и будет твой ноль. размотай изоленту, и тщательно прикрути туда второй провод, потом так же тщательно замотай обратно. Все, теперь протягивай свой провод, куда тебе надо. включай пакетник и проверяй, все ли сделал правильно. Если напутал, то просто выбьет автомат, отключи пакетник и проверь схему еще раз. Для проведения работ, при себе необходимо иметь, хотя бы элементарный отверточный индикатор. Которым можно обнаружить опасный фазный провод. и прежде чем прикоснуться к оголенному проводу, обязательно необходимо проверять этим индикатором, под напряжением он или нет . Пакетники отключаются специальной ручкой, которые здесь сняты, можно плоскогубцами, повернуть в любую сторону, на 90 градусов, до щелчка. перед работой обязательно проверь рабочий ли индикатор, или нет, на заведомо известном находящимся под напряжением контакте.
Но мой совет, если не соображаешь, позови лучше специалиста, за пузырь, тебе любой дядя Вася, все подключит как надо. а то вдруг я неправильно чего по фото разглядел, или не так понял, невнятно объяснил, или ты меня не так понял. Любая ошибка, или опечатка, чревата последствиями .
Ответ от Валерий Янович[гуру]Один палец приставь к щитку, другой к проводу. Стукнет – фаза, не стукнет- ноль.
Ответ от VladBBB[гуру]Схема простая: фаза и ноль через двухполюсный пакетник поступают на счётчик. После счётчика фаза заходит в автоматы снизу – там перемычки. Остатки нулевой шины видно слева от автоматов. туда должны быть присоединены ноль после счётчика и вторые провода “лапши” – тех проводов, которые присоединены к верхним зажимам автоматов и уходят в квартиру.
Ответ от Дмитрий[активный]Да щит староват, но главное здесь что бы автоматические автоматы стояли исправные и нужного номинала по току.Нулевой клеммы (шины) здесь я не вижу, т. к. её здесь нет.Скорей всего здесь будет скрутка нулевых провод.Здесь к верхних губкам (клеммам) автоматических выключателей, которые стоят в ряд в верху (9шт) подключаются фазные проводники электрических кабелей, которые уходят к вам в дом (в квартиру) . Вверху видно, что эти кабеля двух жильные (фаза и нуль) , где садят фазу я сказал, а где посадить нуль, то возьми этот кабель в руки и проследи где присоединяется этот провод (второй) к другим проводникам.Возьми тестер (на крайний случай пойдёт и контрольная лампочка на 220В) и присоедини к найденному НУЛЮ и ФАЗЕ. – это для проверки. !Правильное выбранное сечение жил кабеля и правильный выбор автоматических выключателей – это гарантия того, что ТВОЙ ДОМ (КВАРТИРА) НЕСГАРИТ. !Пробуй начинающий электрик, УДАЧИ. !Я думаю, что всё бутит нормально, т. е. ПРОКАТИТ!! !
Ответ от ISTERIK[гуру]слева от автоматов видны две скрутки, это нули, проследи какой идет к твоему счетчику и отключив пакетник присоединяйся, на всякий случай проверь индикаторной отверткой, фазу брать с верха автоматов (твоих не соседей) , если по току автомат слабоват – замени, стиральная машинка примерно два киловата, ток 2000/220=9ампер .
Ответ от Д[активный]Два правых на счетчике 0, по чету слева 3 вход 0, 4 выход 0.
Ответ от Дмитрий Владимирович[гуру]у тебя там на фото яйца (черненькие) . так как твой щиток подключен к обоим, то значит одно яйцо -фаза, другое-0.
купи индикатор фазы и узнай кто есть ху. Как правилило подсоединяют на корпус щитка (так должно быть) , но у тебя тут ничего не поймешь не факт.
Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать
Силовые шины в щитах: суровые и красивые соединения
Внимание! Этот пост выделен из поста про сборку ВРУ на силовых шинах. Тут рассказано про сами шины, а приключения с ВРУ можно прочитать в исходном посте.
Силовые шины — штука брутальная и удобная.
Я долго обходил их стороной, потому что думал: «Ну нафига они мне нужны, если я собираю щиты на мелкие токи до 63А, и больше напичканные автоматикой, чем силовыми автоматами типа TMax?» А на деле потихоньку (с 2014 года) пропёрся шинами и стал их использовать и для того, чтобы сделать шины N/PE в щитах ВРУ или других, и даже для того, чтобы сделать при помощи шин большой кросс-модуль. Вот как раз когда я сделал кросс-модуль, я и решил собрать всю информацию про шины в отдельный пост на блоге.
Читайте также: Шины voltyre в курске
Силовая шина — это брусок (или кусок) из МЕДИ или алюминия (вот блин радости у цветметчиков-то), который может проводить гораздо больший ток, чем провод. Ну например моя любимая шина 12×5 мм расчитана на ток 250А.
Из-за этого у меня сразу придумалось два варианта, как это можно применить: или для шины PE в вводном щитке дачного дома, или для какого-нибудь злого кросс-модуля, где кросс-модули и распределительные блоки на DIN-рейку не пойдут из-за огромного количества толстых проводов, которые к ним надо будет подвести.
А ещё мне повезло, потому что я не застал старую «школу» работы с этими шинами: когда в них сверлили дырки и все отходящие линии прикручивали наконечниками при помощи болтов.
В тех щитах, с которыми работаю я (на небольшие токи) для силовых шин давно используются специальные П-образные зажимы (и такие системы есть не только у ABB, а у многих других производителей), которые позволяют подключить провод, не сверля шину и не ловя гайку от болта где-то там внутри щита под шинами. И вот это и было тем, что перевернуло моё представление о шинах и после чего я и стал их использовать у себя в щитах.
Итак, из чего это всё состоит у ABB. Я разделю всю систему шин на такие части:
- Сами силовые шины. Они различаются шириной и толщиной. Есть ряд шин толщиной 5 мм, и есть ряд шин толщиной в 10 мм. Для этих шин будут нужны разные зажимы. В каталогах у ABB есть куча разных вариантов обычных шин полоской (их так и зовут — полосовые): и разной длины, и даже нарезанные точно под ширину по панелям системы CombiLine. Но учтите, что все эти нарезанные шины всегда заказные (4-6 недель), потому что в Германии на заводе лично под вас берут шину длиной в 4 метра и режут как вам надо. Поэтому если вы хотите заказать шину — то лучше берите её длинным цельным куском в 4 метра. Да-да! В ЧЕТЫРЕ МЕТРА =) Правда у нас в Москве дорогущий магазин «Электромонтаж» продаёт шины по метрам, и вот там вы совершенно спокойно можете попросить отрезать себе кусок шины 12×5 длиной в метр.Ещё надо заметить что кроме вот моего любимого размера 12×5 никто не заставляет заказывать шины именно от ABB. Если вы хотите использовать шину 20×5, то вы совершенно спокойно можете заказать её и нашенского производства.
- Специальные зажимы кабелей на шину. Зажимы отличаются между собой сечением кабеля, которые они могут прижать к шине и толщиной шины, на которую они рассчитаны. Есть зажимы от 1,5 до 16 квадратов, а есть, например до 70 квадратов. Такие зажимы продаются или в коробке по 50 штук, или в розницу — зависит от магазина.
- Готовые собранные шины. Их я ни разу не использовал, потому что не дошёл ещё до злых ВРУ (и надеюсь, не дойду, потому что там работы мало, а ненавистных мне бумаг тьма). Это части шин, которые заранее заточены под определённые шкафы. Благодаря этому собрать какую-нибудь систему шин внутри шкафа можно сразу, используя прямые и угловые участки шин — надо только скрутить их между собой, а резать, гнуть и делать отверстия — не надо.
- Специальные болты и пружинные тарельчатые шайбы для шин. Это надо для шкафов на большие токи. Нормативы говорят, что при коротком замыкании шина может нагреваться до 300 градусов. Из-за такого нагрева обычные шайбы Гровера перестают пружинить и поджимать соединения и, как говорится, коротнуло — иди и протягивай все болты. Вот чтобы такого не было, есть специальные тарельчатые пружинные шайбы, которые не теряют своих свойств от нагрева и продолжают пружинить дальше. Я их ещё не заказывал, но артикулы уже выписал: ZX216P10 — 6мм, ZX217P10 — 8 мм, ZX218P10 — 10 мм.
- Держатели и крепления для шин. Такие держатели предназначены для того, чтобы изолированно закрепить шину где-то в щите. Обычно они созданы для того, чтобы крепиться на EDF/WR-профиль. Шина прижимается в них при помощи изолированных крышек или винтов, что опять удобно: не надо делать в шине дырок для крепления. Часть этих держателей будет заказная, потому что они идут в комплекте CombiLine-модулей, а часть — складская. Ну и если вам хочется — то вы легко можете использовать обычные изоляторы-бочонки.
- Модули CombiLine для шин. Это готовые комплекты (без самих шин), чтобы быстро огранизовать в щите или кросс-модуль на шинах, или шины N/PE или ещё чего-нибудь. В таком модуле будут все нужные крепления, изоляторы и держатели — только подбери подходящие шины и используй!
Важно! Штатно всё это не влезает в шкафы серии AT/U из-за того, что у них мелкая глубина. Самый минимум для шин — это шкафы типа TwinLine (или «B», но это я ещё не проверял) глубиной 225 мм. Но если применить свои хитрые крепления — то конечно шины можно и в AT/U запихать без проблем.
Когда я делал тот самый ВРУ на базе серии AT/U, то я купил вот что:
ABB ZX350 Шина медная 12×5 мм 250А, длина 4 м
ABB ZX351 Шина медная 20×5 мм 320А, длина 4 м
ABB ZX157 Держатель одной шины 12×5..30×5 мм на EDF-профиль / монтажную панель
ABB ZK79P50 Зажим кабеля 1,5..16 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)
ABB ZK81P50 Зажим кабеля 1,5..35 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)
На тот момент я пилил шины ножовкой по металлу, а потом для этого дела отлично приспособил торцовку и до сих пор все шины ей и пилю. Вся купленная шинная фигня выглядела вот так:
Тут как раз видны те самые хитрые зажимы для подключения проводов к шине. Шина при этом не сверлится, и про «сурового мужика», который будет затягивать болты на шине гаечными ключами, можно опять забыть. За счёт этого мелкая шинка 12х5 мм позволяет тащить ток 250 ампер, потому что никакие дырки не ослабляют её сечения. А если подключение не нужно — достаточно просто снять зажим.
Однако, у такого решения есть минус: оно рассчитано строго на медь! Провод там прижимается вплотную к шине, и поэтому алюминиевый провод всё-таки придётся подключать по старинке, без таких зажимов (или как-то переходить на медь, а может и использовать алюминиевые шины). Но вот в варианте «поставили злобный вводной автомат, с него подали всё на шины» — это идеальное решение.
Вот держатель шины ZX157. Всё просто: он крепится винтами на EDF-профиль, или на монтажную панель, а в него вставляется шина и зажимается внутренним пластиковым винтиком. Держатель за счёт своей конфигурации может держать шины разных размеров. А продаётся он поштучно, поэтому при длинной шине таких держателей можно ставить столько штук, сколько надо.
А вот шинный зажим ZK79P50. Тут тоже всё просто: нащёлкнули его сбоку на шину, и всё.
А в открытое «отверстие» заложили провод и до одури затянули винтом. Уже проверено: шуруповёрт и тут жжот! =)
Ну и вот подобие кросс-модуля: скажем, два зажима до 35 кв.мм, чтобы подтащить ввод, а потом рядком зажимы до 16 квадратов. На большие токи всё получается гораздо компактнее чем болты и наконечники типа ТМЛ.
Тогда я просто поставил в ВРУ парочку шин N/PE и сдал его. А вспомнил про шины только в этом, 2016 году, когда делал дядьке щиты TwinLine для коттеджа. Там мне надо было сделать ему шины PE сверху и снизу, и я вместо того чтобы городить мелкие шинки на WR-профиль, решил поставить туда брутальную медную шину.
Решение получилось настолько клёвым, что я его уже почти что запатентовал и вовсю использую в больших шкафах, если там все отходящие линии не делаются на клеммах. Мы берём модуль для клемм MBK (ну или MBB — с глухим пластроном без всего), оставляем от него пластрон и регуляторы глубины.
И прямо на них прикручиваем кусок шины! Ну а если модуль MBB — то можно прикрутить шину прямо на EDF/WR-профиль, если она будет шиной PE.
Всё выходит очень технично: и шину по глубине можно регулировать, и контакт с корпусом шкафа есть (и если надо — его можно усилить, подключив кусок жёлто-зелёного провода.
А вот я тут собирал очень скандальный шкафчик для офиса в СИТИ (от которого блевать охота), и там хоть все линии и были сделаны на клеммах .
NLP, всё равно надо было сделать небольшую шинку PE для того, чтобы подключать заземление от потолков и металлических лотков с кабелями.
Шинка PE была загнана в глубину шкафа, а поверх и ниже неё было немного клемм для отходящих линий (основная масса клемм справа и на фотке не видна).
И в этом же шкафу было много дифов для отходящих линий. Ввод там был на 40..50А, трёхфазный. И вот я и решил вместо хилых и в таком шкафу неудобных кросс-модулей на DIN-рейку поставить шинный модуль.
Я выбрал модуль MBS224 (2 панели шириной), а есть модули и MBS124 и MBS324 — на одну и на три панели, если надо.
Также есть такие модули с разным расстоянием между шинами и на разное количество шин и их ширину.
Будьте внимательны! У этих модулей сейчас большой срок поставки — 4..6 недель. Я заказал модуль MBS124 для щита ещё одному аудиофилу 29 июня, а приедет он только 7 августа.
Такой модуль состоит из шинных держателей ZB5, крепёжных скоб (пара для EDF-профиля и пара — для WR-профиля) и глухого пластрона. Всякие крышки шин в комплекте не идут, потому что считается: внутри шкафа шины закрывать и изолировать нехрен, потому что они вообще могут через весь шкаф идти и вокруг ничего не будет, а снаружи крышкой является сам пластрон.
Держатели ZB5 хитрые — они могут зажимать шины разной ширины: 12×5, 12×10, 20×5. Эта фишка реализована при помощи хитрых пазов в крышке, которая шины прижимает: если повернуть её одной стороной — то паз для шин будет широкий. А если другой — то узкий, как у меня на фотке.
Варианты извращений с модулем или такими держателями у меня родились вот какие:
- Выкинуть кронштейны и прикрутить держатели ZB5 напрямую на профиль, если это прокатит по высоте. Тогда такой модуль можно ставить в щитки мелкой глубины.
- Взять стеклотекстолит, текстолит и соорудить к модулю задник, чтобы изолировать шины сзади. Подложить изолятор прям под кронштейны и радоваться.
- Аналогичную фишку провернуть спереди, чтобы закрыть шины снаружи. У держателя ZB5 наружу выступают две втулки — вот на них оргстекло и надеть.
- Собрать аналог модуля MBS, купив пару держателей и модуль с глухим пластроном.
Вот в щите аудиофила я как раз попробую все эти варианты покомпоновать и потом напишу, что получилось. Стеклотекстолит и оргстекло для его шин я уж прикупил: у него будет голая WR-рама без корпуса, и там шины сзади конечно же надо будет изолировать.
В этом же шкафу я ничего не изолировал, потому что создал такую компоновку шкафа, что вокруг шин в нём пусто и ничего не проходит. На шины надел зажимы ZK79P50 (их на щит ушло две коробки по 50 штук) и заготовил шины к подключению проводов.
А после того, как всё подключил — порадовался тому, как моя конструкция выглядит! Мне очень понравилось! Это не мелкий кросс-модуль тебе, где всё рядышком и хрен что увидишь. Тут тебе и свободное пространство есть, и места навалом и всё свободно и наглядно.
А в готовом щите всё это выглядит как просто глухой пластрон. Я наклеил на него молнию для красоты, и так щит и сдал. С боем и криками (как-нибудь расскажу длинным постом).
Понятно что всё это стоит недёшево. Поэтому использовать такие шины и шинные модули надо там, где это оправдано — не только там, где большие токи, а например там где много соединений и их надо оформить красиво и более просторно. Ну а сами шины как N/PE для всяких ВРУ у меня прижились без проблем и я их так и использую.
Видео:Сборка щита. Подключение автоматов. ТОП - 10 основных правил.Скачать
Щит электрический. Сборка щита распределительного. Установка автоматов защиты
В этой статье продолжаем тему установки распределительного щита в квартире. Тема статьи сегодня, сборка щита распределительного. Обычно, эти работы приходится делать при капитальном ремонте электропроводки квартиры.
Для таких работ принято приглашать специалиста, но на самом деле сборка щита распределительного под силу каждому и при определенных технических навыках эти работы можно выполнить самостоятельно. Но обо всем по порядку.
Этапы работ
- Установка дин-реек и распределительных шин;
- Установка автоматов защиты и УЗО;
- Подключение Устройства защитного Отключения (УЗО);
- Подключение электрокабеля к автоматам защиты;
- Соединение автоматов защиты.
Читайте также: Как высчитать наружный диаметр шины
Для начала исходные данные.
В трех комнатной квартире выполняются работы по устройству новой электропроводки.
Нарисована элементарная функциональная схема электропроводки, в стене сделана ниша, в нишу установлен щит электрический, вернее корпус от щита, к щиту подведен кабель электропитания для всей квартиры, куплены все автоматы защиты и начинка распределительного щита. Об этом в статьях:
- Схемы распределительных щитов электропроводки
- Установка электрощитка квартирного
- Щит электрический. Установка щита электрического в квартире
- Монтаж квартирного электрощитка согласно Правилам Устройства Электроустановок.ПУЭ.
Дальнейшая задача: полностью собрать электрический щит. Начнем.
Сборка щита распределительного потребует следующий инструмент
- Набор отверток;
- Бокорезы или кусачки;
- Пассатижи;
- Нож монтажный;
- Инструмент для снятия изоляции с проводов;
- Электроизмерительный инструмент;
- Изолента, Маркер.
Дин-рейка это специальное устройство, на котором при помощи защелок крепятся автоматы защиты. Дин-рейка представляет из себя металлическую пластину, которая крепится к корпусу распределительного щита при помощи специального крепления.
При необходимости Дин-рейки режутся ножовкой по металлу.
Распределительная шина иначе клемник. В распределительном щите устанавливаются как минимум две распределительные шины. Одна для соединения всех нулевых рабочих проводов, вторая для соединения проводов заземления. Распределительные шины бывают открытого и закрытого исполнения. При закрытом исполнении шина защищена от прикосновения.
Устанавливаем дин — рейки и распределительные шины на корпус распределительного щита. В зависимости от фирмы производителя щитов они либо защелкиваются на корпусе клипсами либо прикручиваются к корпусу шурупами.
Установка автоматов защиты
Современные автоматы защиты имеют специальное защелкивающее устройство крепления к дин-рейке. Работает оно следующим образом.
Узкой отверткой оттените защелку с одной стороне автомата. Приставьте автомат к дин-рейке, защелкните автомат.
Таким образом, установите все автоматы защиты. Распологайте автоматы защиты следующим образом (справа на лево): сначала вводной автомат, далее УЗО, далее автоматы защиты в удобном для вас порядке.
Подключение УЗО (Устройство защитного отключения)
УЗО (Устройство защитного отключения) это электромеханическое устройство, предназначенное для разрыва электрической цепи при появлении в цепи малых токов утечки, возникающих при повреждении изоляции электрических кабелей. В квартирах УЗО устанавливаются номиналом 30mAмпер, для всего помещения. И 10 мАмпер для «мокрых зон», иначе говоря, помещений с повышенной влажностью (ванной).
Подключается УЗО по функциональным схемам ниже.
1.Схема подключение общего УЗО для квартиры:
2.Схема подключение УЗО для отдельного прибора
На схеме: L-Фазный провод; N-Нулевой рабочий провод.
Подключение питающего электрокабеля в распределительном щите
- Заведите питающий кабель в распределительный щит.
- Снимите внешнюю изоляцию с кабеля.
- Снимите изоляцию на конце каждого провода кабеля на 8-10 мм.
- Подключите питающий кабель, соблюдая цветность.
- Коричневый или красный кабель к левой клемме вводного автомата;
- Синий провод к правой клемме вводного автомата;
- Желто-зеленый провод к ранее установленной шине заземления.
Примечание: В распределительных щитах устанавливаются как минимум две распределительные шины.
Одна шина для подсоединения проводов заземления, вторая шина для подсоединения нулевых рабочих проводов.
Выпускаются щиты с возможностью установки обеих распределительных шин(1,2) вверху щита или с одной шиной вверху, а другой шиной внизу щита.
Лучше выбирать щит с разнесенным расположением распределительных шин. Для заземления внизу, для нулевых проводов вверху.
Дополнительные шины могут, устанавливаются в щите по бокам. Также отдельно продаются специальные клемные коробки(1), которые крепятся на дин-рейку и полностью изолированы от прикосновений.
Соединение автоматов защиты
Автоматы защиты устанавливаются на дин-рейку таким образом, чтобы можно было прочитать надписи на них.
Питание подводится к верхней клемме автомата. К нижней клемме автомата подводится отходящий фазный провод для питания электрической группы проводки в квартире.
Соединять автоматы защиты, по верхней клемме, можно тремя способами
1.Соединение автоматов при помощи распределительных шин для автоматов, которые иначе называются гребенки, расчестки.
- Шина отмеряется по количеству установленных автоматов;
- Лишнее откусывается кусачками;
- Потом гребенка вставляется в клеммы автоматов защиты. Клеммы затягиваются.
2. Соединение автоматов при помощи многопроволочных гибких проводов с наконечниками НШвИ.
3. Соединение автоматов при помощи самостоятельно изготовленных П-образных перемычек. Перемычки изготавливаются из медного провода сечением 4-6 мм2
И последнее важное напоминание!
Важно! Все работы по монтажу электропроводки, производите при полном отключении электропитания.
На этом сборка щита распределительного,установка автоматов защиты закончена !
Специально для сайта: Все про ремонт квартиры
Другие статьи сайта по теме
Видео:Безопасный и надежный электрический щит для квартиры.Скачать
Монтаж распределительного щита
Монтаж распределительного щита.
Монтаж распределительного щита — одна из важных работ, которая должна проводиться на основании подробной наглядной или электрической схемы после распределения потребителей на группы и выполнения необходимых расчетов.
При наличии хорошей и понятной схемы эта работа превращается в чисто техническую задачу и не представляет особой сложности. При этом в первую очередь необходимо обеспечить правильность подключения отдельных групп потребителей и надежность соединений.
Перед выполнением монтажных работ надо приобрести все комплектующие изделия, материалы и подготовить нужные инструменты.
Сборка щита осуществляется после монтажа проводки в помещениях в соответствии с принятой схемой. Концы проводов каждой группы маркируются, заводятся снизу в предварительно смонтированный щит и разделываются. Ввод электропитания осуществляется сверху.
В щите устанавливаются DIN-рейки. Далее монтируются нулевая и заземляющая шины и распределительная коробка для фазного провода. Установка защитных устройств производится сверху вниз и слева направо с их одновременным подключением по схеме.
Нулевые жилы выводятся на шину N, жилы защитного заземления — на шину РЕ.
Наиболее удобным и простым способом монтажа электротехнических изделий является установка их на DIN-рейки.
DIN-рейка — это специальный металлический профиль, применяемый для крепления различных модульных защитных устройств (автоматических выключателей, УЗО и др.).
В этом случае в нужном месте вначале крепится сама металлическая DIN-рейка, а затем на нее устанавливается изделие при помощи специальных фиксаторов.
Во время монтажа щита следует придерживаться соответствия цвета жилы ее функциональному назначению: белый — фаза, синий — нуль, желто-зеленый — защитное заземление. Такой порядок позволит избежать многих ошибок.
В зависимости от особенностей внутренней сети и принятой схемы в распределительном щите могут размещаться общий автомат защиты, общее УЗО, защитные автоматические выключатели и УЗО отдельных групп, нулевая шина, главная заземляющая шина, счетчик и другие приборы.
Все современные защитные устройства имеют определенную ширину, кратную одной величине — модулю (18 мм), а сами приборы называются модульными. Так, однополюсный автомат имеет ширину 18 мм, т.е.
один модуль, двухполюсный 36 мм — два модуля и т. д. Однофазное УЗО имеет ширину два модуля, трехфазное — четыре.
Такое исполнение позволяет подобрать металлический щит по количеству модулей и типу устанавливаемых приборов.
Стандартные щиты изготавливаются по типоразмерам на 6, 9, 12, 18, 24, 36 модулей. Кроме того, в зависимости от способа установки они могут быть навесными и встраиваемыми. Навесной щит закрепляется на стене при помощи дюбель-гвоздей на высоте 15 м в свободном для доступа месте.
Встроенные распределительные щиты устанавливаются в нише и затем заделываются цементным раствором. Глубину выборки ниши нужно определять по размерам щита с учетом толщины стены.
Заземляющие и нулевые шины представляют собой латунные пластины с отверстиями и винтами для надежного соединения проводов. Они могут быть установлены в специальный изолирующий корпус с возможностью крепления на DIN-рейку.
При установке в жилых помещениях модульные щиты позволяют сохранить эстетику интерьера. Для монтажа модульных устройств на задней стенке распределительного щита устанавливаются специальные металлические профили — DIN-рейки.
Габаритные размеры защитных устройств различных производителей могут отличаться как по ширине, так и по высоте (от плоскости DIN-рейки). Поэтому, приобретая эти приборы, следует обращать внимание не только на технические характеристики, но и на их линейные размеры. Это позволит эффективно использовать защитные панели для обеспечения эстетичного внешнего вида.
После установки аппаратуры и выполнения в щите электрических соединений поверх в щите устанавливается металлическая или пластиковая панель, скрывающая клеммы приборов, провода и DIN-рейку и защищающая от прикосновения к токоведущим частям. В панели выполнены прорези, обеспечивающие видимость приборов и доступ к их элементам управления. Не занятую приборами часть прорези закрывают пластиковыми заглушками (фалыипанелями).
При сборке распределительного щита в него сначала заводятся все провода, которые должны быть обязательно промаркированными. Это исключает большинство ошибок, допускаемых при сборке. Для маркировки, как правило, используют малярную ленту, на которую наносят соответствующие надписи (номер группы и сечение жил).
Дня устройства разветвлений фазных проводов можно использовать распределительные блоки, которые дают возможность соединять проводники различного сечения и обеспечивают защиту от прикосновения к токоведущей части благодаря съемной крышке. Корпус такого блока выполняется из негорючего материала, устойчивого к нагреву и обладающего хорошими электроизоляционными свойствами.
Блоки, рассчитанные на токи до 400 А, позволяют упорядочить систему коммутации проводов и сэкономить место в распределительном шкафу.
При использовании гибких проводов с многопроволочными жилами их необходимо оконцеватъ специальными наконечниками для обеспечения надежного контакта с винтовыми зажимами.
На этом рисунке изображен вариант установки нулевой (справа) и главной заземляющей (внизу) шины в квартирном щите с трехфазным вводом и проводником РЕ (черный). На нулевую шину N приходят все синие проводники, на заземляющую шину РЕ — все желтые проводники защитного заземления. Шина РЕ соединена с корпусом щита и проводником РЕ.
При коммутации проводов особое внимание следует обратить на правильное присоединение УЗО.
Самой распространенной ошибкой является подключение УЗО к группе, в цепи шторой имеется соединение нулевого рабочего проводника (N) с открытыми токопроводящими частями электроустановки или соединение с нулевым защитным проводником (РЕ).
Неправильными являются подключение нагрузок к нулевому рабочему проводнику до УЗО, подключение нагрузок к нулевому рабочему проводнику другого УЗО, перемычка между нулевыми рабочими проводниками различных УЗО. Во всех этих случаях устройство не будет выполнять свою функцию или будут иметь место ложные срабатывания.
Монтаж распределительного щита включает в себя следующие операции:
— установка металлического ящика необходимых размеров;
— нанесение маркировки на подводящих проводах с указанием номера группы и сечения и соединение их с соответствующими устройствами;
— ввод предварительно промаркированных проводов в щит и разделка их концов;
— определение последовательности размещения защитных устройств в соответствии со схемой распределения потребителей по группам;
— закрепление DIN-реек, установка защитных устройств и поочередное подключение в соответствии со схемой;
— нанесение маркировки на каждое устройство с указанием номера группы, для которой оно предназначено во избежание возможных ошибок;
— проверка правильности всех соединений по маркировке входных проводов и устройств защиты всех групп.
После окончания монтажа одноименные пучки проводов следует стянуть специальными стяжками и уложить в свободных местах щита.
Готовность УЗО к срабатыванию может быть проверена при помощи кнопки контроля, которой оснащается любое устройство защитного отключения. При ее нажатии создается ток утечки на землю, что должно вызывать срабатывание исправного устройства. Работоспособность УЗО рекомендуется проверять после установки в сеть (не реже одного раза в полгода).
Если сработал автоматический выключатель или УЗО, не следует сразу включать его вновь. Подачу электрического питания можно возобновить лишь после устранения причины отключения.
Видео:Как подключить автоматы, правильное подключениеСкачать
Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики
Шина нулевая представляет собой один из конструкционных элементов сборных шин и применяется для подключения проводников заземления и нуля. Нулевые шины — незаменимый элемент при организации электрических сетей как переменного, так и постоянного тока.
Конструктивные характеристики
Конструкция нулевой шины включает токопроводящую жилу и пластиковое основание, используемое для монтажа на ДИН рейку.
В токопроводящей жиле есть отверстия и зажимные болты, используемые для закрепления в ней проводников. Отверстия и болты используются также для правильной разводки по распределительному устройству проводов нейтрали.
Нулевые шины отличаются по длине, способу установки и количеству монтажных отверстий.
Чтобы создать качественное соединение и упростить сервисное обслуживание, медные или латунные устройства изготавливаются в виде целостных токопроводящих элементов. Существуют шины в корпусе и устройства заземления без корпуса, токопроводящие элементы обоих типов устройств одинаковы. Если проводник изготовлен без корпуса, его устанавливают на изоляторах.
Чтобы дифференциальная защита работала исправно, необходимо правильное подключение ее устройств и разделение в распредщите проводников NPE. В случае с металлическим щитом используется изолированный нулевой провод от корпуса.
Задачи
Область применения шин — сети постоянного и переменного тока с напряжением до 400 вольт. Их использование позволяет:
- Организовать несколько областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
- Обустроить заземление видимого типа, которое представляет собой устройство с прозрачной крышкой, позволяющей прикрыть клеммник.
- Улучшить общий эффект от использования защитной автоматики.
- Создать условия для неразрывности электроцепи на участке с заземлением — вплоть до нагрузки.
- Разделить проводники защитного и рабочего заземления.
Характеристики
К подбору нулевых шин разработан четкий подход. Основное, на что следует обращать внимание, — сечение провода, которое не должно превышать сечения в главной заземляющей шине.
Основные технические параметры нулевых шин указаны в таблице ниже. Продукция каждого изготовителя имеет свои особенности. В данном случае рассматриваются изделия компании ЭТМ:
Параметры установки
Монтаж планки возможен на DIN-рейку, через угловые изоляторы или в электрический щиток. Монтаж может осуществляться открытым или закрытым способом.
Открытый (с видимой клеммной колодкой) — оптимальный вариант, когда есть шкаф, к которому ограничен доступ посторонних.
Закрытый способ практикуется в случае применения оборудования, подключенного к важным элементам системы (например, силовая розетка для электроустановок).
Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле