Шина для модулей ввода

Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать

Подключая автоматы гребенкой, знай об этом

Шины и протоколы в промышленной автоматике: как всё это работает

Наверняка многие и вас знают или даже видели, каким образом управляются большие автоматизированные объекты, например, атомная станция или завод со множеством технологических линий: основное действо часто происходит в большой комнате, с кучей экранов, лампочек и пультов. Это комплекс управления обычно называется ГЩУ — главный щит управления для контроля за производственным объектом.

Наверняка вам было интересно, как всё это работает с точки зрения аппаратной и программной части, и какие там используются протоколы передачи данных. В этой статье мы разберемся, как различные данные попадают на ГЩУ, как подаются команды на оборудование, и что вообще нужно, чтобы управлять компрессорной станцией, установкой производства пропана, линией сборки автомобиля или даже канализационно-насосной установкой.

Видео:Как подключать автоматы и УЗО гребенками HagerСкачать

Как подключать автоматы и УЗО гребенками Hager

Нижний уровень или полевая шина — то, с чего всё начинается

Этот неясный для непосвященных набор слов используется, когда нужно описать средства общения устройств управления с подведомственным оборудованием, например, модулями ввода-вывода или измерительными устройствами.

Под устройствами управления мы подразумеваем ПЛК, т.е. программируемые логические контроллеры (англ. PLC), или ПКА, т.е. программируемые контроллеры автоматизации (англ. PAC). Между ПЛК и ПКА есть некоторые различия, однако, в рамках данной статьи они не существенны, поэтому для упрощения будем использовать общий термин «контроллер».

В русскоязычном сообществе асушников канал общения между контроллером и другими устройствами обычно называют «полевой шиной», потому что он отвечают за передачу данных, которые приходят с «поля».

«Поле» — это глубокий профессиональный термин, обозначающий тот факт, что некое оборудование (например, датчики или исполнительные механизмы), с которым взаимодействует контроллер, находятся где-то далеко-далеко, на улице, в полях, под покровом ночи. И неважно, что датчик может быть расположен в полуметре от контроллера и измерять, допустим, температуру в шкафу автоматики, все равно считается, что он находится «в поле». Чаще всего сигналы с датчиков, приходящие в модули ввода-вывода все-таки преодолевают расстояния от десятков до сотен метров (а иногда и больше), собирая информацию с удаленных площадок или оборудования. Собственно, поэтому шина обмена, по которой контроллер получает значения с этих самых датчиков, называется обычно полевой шиной или реже шиной нижнего уровня или промышленной шиной.

Тут следует отметить, что в Европе и США полевым уровнем считаются только сами устройства, расположенные «в поле», но не среда передачи данных. В российских реалиях термин «полевая шина» или «шина нижнего уровня», пожалуй, слегка размыт и обозначает способ передачи данных от модулей ввода-вывода к контроллеру и наоборот.

Общая схема автоматизации промышленного объекта

Итак, электрический сигнал от датчика проходит некое расстояние по кабельным линиям (чаще по обычному медному кабелю с некоторым количеством жил), к которым подсоединяются несколько датчиков. Затем сигнал попадает в модуль обработки (модуль ввода-вывода), там он преобразуется в понятный контроллеру цифровой язык. Далее этот сигнал по полевой шине попадает непосредственно в контроллер, где и обрабатывается уже окончательно. На основе таких сигналов и строится логика работы самого контроллера. Существует и обратный путь: от контроллера команда управления по полевой шине попадает в модуль вывода, где преобразуется из цифрового вида в аналоговый и поступает по кабельным линиям к исполнительным механизмам и различным устройствам (на схеме выше не указаны).

Видео:КРОСС-МОДУЛЬ DEKraft или iEkСкачать

КРОСС-МОДУЛЬ DEKraft или iEk

Верхний уровень: от гирлянды до целой рабочей станции

Верхним уровнем называют все то, к чему может прикасаться обычный смертный оператор, который управляет технологическим процессом. В простейшем случае верхний уровень представляет собой набор лампочек и кнопочек. Лампочки сигнализируют оператору о неких происходящих событиях в системе, кнопочки служат для подачи команд контроллеру. Такую систему часто называют «гирлянда» или «ёлка», потому что выглядит очень похоже (как можно убедиться по фотографии в начале статьи).

Если оператору повезло больше, то в качестве верхнего уровня ему достанется панель оператора — некий плоскопанельный компьютер, который тем или иным образом получает данные для отображения от контроллера и выводит их на экран. Такая панель обычно монтируется на сам шкаф автоматики, поэтому взаимодействовать с ней приходится, как правило, стоя, что вызывает неудобства, плюс качество и размер изображения — если это малоформатная панелm — оставляет желать лучшего.

Шина для модулей ввода

Ну и, наконец, аттракцион невиданной щедрости — рабочая станция (а то и несколько дублирующих), представляющая собой обычный персональный компьютер.

Для наглядного отображения информации на рабочих станциях и плоскопанельных компьютерах используют специализированное программное обеспечение — SCADA-системы. На человеческий язык SCADA переводится как система диспетчерского управления и сбора данных. Она включает в себя множество компонентов, таких как человеко-машинный интерфейс, визуализирующий технологические процессы, систему управления этими процессами, систему архивирования параметров и ведение журнала событий, систему управления тревогами и т.д. Всё это дает оператору полноценную картину происходящих на производстве процессов, а также возможность ими управлять и оперативно реагировать на отклонения от технологического процесса.

Оборудование верхнего уровня обязано взаимодействовать неким образом с контроллером (иначе зачем оно нужно?). Для такого взаимодействия используются протоколы верхнего уровня и некая технология передачи, например, Ethernet или UART. В случае с «ёлкой» таких изощрений, конечно, не нужно, лампочки зажигаются с использованием обычных физических линий, никаких мудреных интерфейсов и протоколов там нет.

В общем-то, этот верхний уровень менее интересен, нежели полевая шина, поскольку этого верхнего уровня может вообще не быть (из серии нечего там смотреть оператору, контроллер сам разберется, что и как нужно делать).

Видео:Шина соединительная типа PIN для 1-ф нагр. 63А 12 мод. EKF PROxima pin-01-63-12Скачать

Шина соединительная типа PIN для 1-ф нагр. 63А 12 мод. EKF PROxima pin-01-63-12

«Древние» протоколы передачи данных: Modbus и HART

Мало кто знает, но на седьмой день создания мира Бог не отдыхал, а создавал Modbus. Наравне с HART-протоколом, Modbus, пожалуй, самый старый промышленный протокол передачи данных, он появился аж в 1979 году.

В качестве среды для передачи изначально использовался последовательный интерфейс, затем Modbus реализовали поверх TCP/IP. Это синхронный протокол по схеме «мастер-слейв» (главный-подчиненный), в котором используется принцип «запрос-ответ». Протокол довольно тяжеловесный и медленный, скорость обмена зависит от характеристик приемника и передатчика, но обычно счет идет чуть ли не на сотни миллисекунд, особенно в реализации через последовательный интерфейс.

Более того, регистр передачи данных Modbus является 16-битным, что сразу же накладывает ограничения на передачу типов real и double. Они передаются либо по частям, либо с потерей точности. Хотя Modbus до сих пор повсеместно используется в случаях, когда не нужна высокая скорость обмена и потеря передаваемых данных не критична. Многие производители различных устройств любят расширять протокол Modbus своим исключительным и очень оригинальным образом, добавляя нестандартные функции. Поэтому данный протокол имеет множество мутаций и отклонений от нормы, но все же до сих пор успешно живет в современном мире.
Протокол HART тоже существует с восьмидесятых годов, это промышленный протокол обмена поверх двухпроводной линии токовой петли, в которую напрямую включаются датчики 4-20 мА и другие приборы с поддержкой протокола HART.

Для коммутации линий HART используются специальные устройства, так называемые HART-модемы. Также существуют преобразователи, которые на выходе предоставляют пользователю уже, допустим, протокол Modbus.

Примечателен HART, пожалуй, тем, что помимо аналоговых сигналов датчиков 4-20 мА в цепи передается и цифровой сигнал самого протокола, это позволяет соединить цифровую и аналоговую часть в одной кабельной линии. Современные HART-модемы могут подключаться в USB-порт контроллера, соединяться по Bluetooth, либо же старинным способом через последовательный порт. Десяток лет назад по аналогии с Wi-Fi появился и беспроводной стандарт WirelessHART, работающий в диапазоне ISM.

Видео:MCP2515, контроллер CAN шины с интерфейсом SPIСкачать

MCP2515, контроллер CAN шины с интерфейсом SPI

Второе поколение протоколов или не совсем промышленные шины ISA, PCI(e) и VME

На смену протоколам Modbus и HART пришли не совсем промышленные шины, такие как ISA (MicroPC, PC/104) или PCI/PCIe (CompactPCI, CompactPCI Serial, StacPC), а также VME.

Настала эра вычислителей, имеющих в своем распоряжении универсальную шину передачи данных, куда можно подключать различные платы (модули) для обработки некоего унифицированного сигнала. Как правило, в этом случае процессорный модуль (вычислитель) вставляется в так называемый каркас, который обеспечивает взаимодействие по шине с другими устройствами. Каркас, или, как его любят называть трушные автоматизаторы, «крейт», дополняется необходимыми платами ввода-вывода: аналоговыми, дискретными, интерфейсными и т.д., либо все это слепливается в виде бутерброда без каркаса — одна плата над другой. После чего это многообразие на шине (ISA, PCI, etc.) обменивается данными с процессорным модулем, который таким образом получает информацию с датчиков и реализовывает некую логику.

Контроллер и модули ввода-вывода в каркасе PXI на шине PCI. Источник: National Instruments Corporation

Все бы ничего с этими шинами ISA, PCI(e) и VME, особенно для тех времен: и скорость обмена не огорчает, и расположены компоненты системы в едином каркасе, компактно и удобно, горячей замены плат ввода-вывода может и не быть, но пока еще и не очень хочется.

Но есть ложка дегтя, и не одна. Распределенную систему довольно сложно построить в такой конфигурации, шина обмена локальная, нужно что-то придумывать для обмена данными с другими подчиненными или равноправными узлами, тот же Modbus поверх TCP/IP или какой другой протокол, в общем, удобств маловато. Ну и вторая не очень приятная штука: платы ввода-вывода обычно ждут на вход какой-то унифицированный сигнал, и гальванической развязки с полевым оборудованием у них нет, поэтому нужно городить огород из различных модулей преобразования и промежуточной схемотехники, что сильно усложняет элементную базу.

Шина для модулей ввода

Промежуточные модули преобразования сигнала с гальванической развязкой. Источник: DataForth Corporation

«А что с протоколом обмена по промышленной шине?» — спросите вы. А ничего. Нет его в такой реализации. По кабельным линиям сигнал попадает с датчиков на преобразователи сигналов, преобразователи выдают напряжение на дискретную или аналоговую плату ввода-вывода, а данные с платы уже читаются через порты ввода/вывода, средствами ОС. И никаких специализированных протоколов.

Видео:Автомат на 16А для кабеля 2,5мм! Дурные советы электрикаСкачать

Автомат на 16А для кабеля 2,5мм! Дурные советы электрика

Как работают современные промышленные шины и протоколы

А что теперь? К сегодняшнему дню классическая идеология построения автоматизированных систем немного поменялась. Роль сыграли множество факторов, начиная с того, что автоматизировать тоже должно быть удобно, и заканчивая тенденцией на распределенные автоматизированные системы с удаленными друг от друга узлами.

Пожалуй, можно сказать, что основных концепций построения систем автоматизации на сегодняшний день две: локализованные и распределенные автоматизированные системы.

В случае с локализованными системами, где сбор данных и управление централизовано в одном конкретном месте, востребована концепция некоего набора модулей ввода-вывода, соединенных между собой общей быстрой шиной, включая контроллер со своим протоколом обмена. При этом, как правило, модули ввода-вывода включают в себя и преобразователь сигнала и гальваническую развязку (хотя, разумеется, не всегда). То есть конечному потребителю достаточно понять, какие типы датчиков и механизмов будут присутствовать в автоматизированной системе, сосчитать количество требуемых модулей ввода-вывода для разных типов сигналов и соединить их в одну общую линейку с контроллером. В этом случае, как правило, каждый производитель использует свой любимый протокол обмена между модулями ввода-вывода и контроллером, и вариантов тут может быть масса.

В случае распределенных систем справедливо все, что сказано в отношении локализованных систем, кроме этого, важно, чтобы отдельные компоненты, например, набор модулей ввода-вывода плюс устройство сбора и передачи информации — не очень умный контроллер, который стоит где-нибудь в будке в поле, рядом с краном, который перекрывает нефть, — могли взаимодействовать с такими же узлами и с главным контроллером на большом расстоянии с эффективной скоростью обмена.

Читайте также: Ошибка давления в шинах фольксваген пассат

Как разработчики выбирают протокол для своего проекта? Все современные протоколы обмена обеспечивают довольно высокое быстродействие, поэтому зачастую выбор того или иного производителя обусловлен не скоростью обмена по этой самой промышленной шине. Не так важна и реализация самого протокола, потому что, с точки зрения разработчика системы, это все равно будет черный ящик, который обеспечивает некую внутреннюю структуру обмена и не рассчитан на вмешательство извне. Чаще всего обращают внимание на практические характеристики: производительность вычислителя, удобство применения концепции производителя к поставленной задаче, наличие нужных типов модулей ввода-вывода, возможность горячей замены модулей без разрыва шины и т.д.

Популярные поставщики оборудования предлагают собственные реализации промышленных протоколов: например, всем известная компания Siemens разрабатывает свою серию протоколов Profinet и Profibus, компании B&R — протокол Powerlink, Rockwell Automation — протокол EtherNet/IP. Отечественное решение в этом списке примеров: версия протокола FBUS от российской компании Fastwel.

Есть и более универсальные решения, которые не привязаны к конкретному производителю, такие как EtherCAT и CAN. Мы подробно разберем эти протоколы в продолжении статьи и разберемся, какие из них лучше подходят для конкретных применений: автомобильной и аэрокосмической промышленности, производства электроники, систем позиционирования и робототехники. Оставайтесь на связи!

Видео:Обучение Beckhoff, обзор модулей EtherCAT и K-Bus шиныСкачать

Обучение Beckhoff, обзор модулей EtherCAT и K-Bus шины

Соединительная шина «Гребенка» для автоматов

Шина для модулей ввода

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта «Заметки электрика».

После написания статьи про подключение автоматических выключателей, мне на почту стали приходить письма с просьбой подробнее рассказать про соединительные шины для автоматов. В народе их называют просто «гребенками», а в каталогах производителей встречается наименование — гребенчатая или распределительная шинка.

Вот например, в Вашем квартирном щитке в одном ряду установлено несколько однополюсных групповых автоматов.

Шина для модулей ввода

Питание квартиры однофазное, поэтому нам на все автоматы нужно подать питающую (одноименную) фазу.

Существует стандартный и распространенный вариант — это с помощью провода марки ПВ (можно использовать хоть жесткий ПВ-1, хоть гибкий ПВ-3) сделать перемычки и соединить автоматы шлейфом.

На цвет проводов не обращайте внимания — это фотография сделана в качестве примера.

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Ничего против этого способа не имею — все достаточно просто, а главное надежно, но с точки зрения удобства и эстетики есть некоторые недостатки:

  • перемычки зачастую мешают подключать электрооборудование, находящееся на DIN-рейке уровнем выше
  • лишние провода в щитке придают ему не очень эстетичный и аккуратный вид
  • значительно увеличивается время монтажа (ведь нужно измерить провода по длине, выгнуть, зачистить, выбрать наконечник, опрессовать с помощью пресс-клещей и т.п.)

Лично я до сих пор собираю небольшие щитки, применяя именно этот способ. Но если щиток достаточно большой и есть свободные денежные средства, то лучшим вариантом будет применение соединительных шин (гребенок), правда нужно будет заранее разобраться в их обозначении и маркировке, чтобы купить то, что именно нужно.

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Классификация и параметры

Гребенки делятся по количеству полюсов:

  • однополюсные 1Р (L1)
  • двухполюсные 2Р (L+N или L1+L2)
  • трехполюсные 3Р (L1+L2+L3)
  • четырехполюсные 4Р (L1+L2+L3+N)

По количеству модулей они выпускаются на:

  • 12
  • 24
  • 36
  • 48
  • 60 (может есть и больше, но я не встречал)

Ширина одного модуля гребенки составляет 18 (мм).

Шина для модулей ввода

  • штыревой или зубчатый (Pin или Tooth)
  • вилкообразный (Fork)

Штыревой (зубчатый) контакт универсальный и подходит практически для любого модульного аппарата защиты.

Шина для модулей ввода

Вилкообразные контакты подходят не для всех, а только для зажимов подключаемых под затягиваемый винт, например, как в автомате АВВ серии S233R.

Шина для модулей ввода
Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

В этой статье в качестве примера рассмотрим гребенку со следующими характеристиками (артикул 14883 по каталогу Шнайдер Электрик):

  • трехполюсная 3Р (L1+L2+L3)
  • 12 модулей
  • сечение шинки 16 кв.мм
  • расстояние между одноименным полюсом 54 (мм)
  • номинальный ток — 100 (А) при 40°C
  • номинальное напряжение — 500 (В) по IEC 664
  • совместимость с аппаратами серий Acti 9 и Multi 9 (и не только)

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Конструкция соединительных шин

Однополюсная гребенка состоит из одной сплошной медной пластины прямоугольного сечения (шинки), на которой выполнены ответвления через определенное расстояние для параллельного подключения модульных автоматов, УЗО, дифавтоматов, контакторов (например, КМ-40). Все это помещается в специальный пластиковый корпус из негорючего материала.

В остальных типах все аналогично, только вместо одной шинки используется две, три или четыре, т.е. на каждый полюс своя шинка.

В трехполюсной гребенке, соответственно, три медные шинки, размещенные в одном корпусе.

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Каждая шинка вставляется в свою направляющую и между ними имеется изоляция в виде перегородки из пластика.

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

По конструкции и классификации разобрались. Теперь давайте перейдем непосредственно к подключению.

Подключение автоматов с помощью гребенки

Существуют автоматы с одинарным и двойным зажимом для проводов.

Большинство выпускаемых автоматических выключателей имеют одинарный зажим. В качестве примера рассмотрим, уже известный нам, IEK ВА47-29.

Шина для модулей ввода

Здесь все просто. Выбираем необходимую гребенку по параметрам, вставляем ее одновременно под все зажимы автоматов и затягиваем винты.

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Если у Вас в ряду 5 однополюсных автоматов, а соединительная шинка выбрана на 12 модулей, то Вам нужно отмерить необходимое расстояние и перепилить гребенку с помощью ножовки по металлу или кусачками (бокорезами).

Шина для модулей ввода

И не забывайте про специальные заглушки по краям. Либо отпиливайте пластик с запасом, чтобы по краям оставалось небольшое расстояние до шинки.

Шина для модулей ввода

Затем нужно подвести питание к любому из автоматов, где Вам удобнее. Расслабляем винт зажима автомата и вставляем туда дополнительно питающий провод.

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

У некоторых автоматов имеются двойные зажимы для проводов.

Например, у автомата от известной фирмы АВВ, про который я упоминал в начале статьи, в первый зажим можно вставить питающий провод (фазу), а во второй — распределительную шину с вилкообразными контактами. Это очень удобно.

Подключение УЗО и дифавтоматов с помощью соединительной шинки

В своих статьях я уже не раз говорил, что розеточные линии в квартире должны быть защищены с помощью УЗО или дифавтоматов. Хуже не будет, если их установить и для освещения. Тут уже на Ваш выбор.

Если Вы прислушиваетесь к моим советам, следуете правилам и заботитесь о здоровье своих родных и близких, то в квартирном щитке у Вас будет установлено УЗО почти на каждую линию.

Так вот с помощью двухполюсной гребенки (L+N) их очень удобно и быстро соединить между собой, нежели делать столько перемычек, причем обязательно соблюдая цветовую маркировку, как на фотографии ниже.

Шина для модулей ввода

Достоинства и недостатки гребенки

1. Качественное и надежное соединение

Я считаю, это главным достоинством, т.к. используя соединительную шину, уменьшается количество соединений в 2 раза. При использовании перемычек из проводов в одном зажиме аппарата защиты будет находиться два провода, а при использовании гребенки — всего один зубец.

Некоторые монтажники решают этот вопрос следующей альтернативой — делают соединение автоматов не отдельными перемычками, а из сплошного провода без разрыва.

Шина для модулей ввода

2. Сечение шинки

Сечение медной шинки составляет 16 кв.мм. Представьте себе, сколько времени и сил уйдет на изготовление перемычек из проводов подобного сечения, а также какое качество соединения будет в зажиме автомата при использовании двух таких проводов.

Хотя, внутренний монтаж в щитке достаточно выполнять проводом сечением, равным сечению вводного кабеля.

3. Быстрота монтажа

Об этом я говорил в самом начале статьи.

Теперь рассмотрим недостатки, т.к. они тоже здесь имеются.

1. Замена автоматического выключателя

Самым основным недостатком я считаю тот случай, когда нам необходимо произвести замену одного автомата. Сначала нам нужно обесточить весь ряд автоматов, затем снять всю гребенку, а потом уже производить замену автомата, т.к. по-другому здесь не получится — Вы просто напросто не сможете снять автомат с DIN-рейки.

Шина для модулей ввода

2. Добавление дополнительных автоматов в щиток

Представьте, что однажды Вы решили добавить в щиток дополнительный автомат, а гребенка уже отмерена на существующий ряд.

В таком случае, новый автомат можно запитать только перемычкой или необходимо будет приобретать новую гребенку.

Решение проблемы — это заблаговременно установить и запитать в щитке резервные автоматы со стандартными номиналами — 10 (А) и 16 (А).

P.S. А Вы применяете гребенки при сборке щитков? Какие достоинства и недостатки, помимо перечисленных, Вы заметили? Какие нюансы возникали во время монтажа?

94 комментариев к записи “Соединительная шина «Гребенка» для автоматов”

Купил недавно по этому случаю Шину соединительную TDM, что интересно продали только 1 метр на куски не режут, а всего надо было на 4 модульных автомата, но ничего, запас, карман не тянет, пригодится в хозяйстве…
Спасибо за статью, а так бы не знал.

Отличная статья. Давно её ждал. Спасибо !

Спасибо за статью. Здесь нужно учитывать один нюанс. При замене автомата в щитке расключенном при помощи гребёнки, нужно выбирать автомат того же производителя, что и остальные автоматы, т.к. при выборе разномастных автоматов расстояние от плоскости щита до зажима отличается сильно и не позволяет закрепиться на гребенке. Бывают ситуации, когда приходится забывать об эстетике и применять, что есть, или вернее, чем располагают торговые точки и тогда… все плюсы гребенки сводятся на нет.

Небольшая заметка. Когда укорачиваете рейку, хорошенько удаляйте стружку, может перекрыть по месту спила.

P.S. Делаем наладку, уже пара случаев попадалась.

Спасибо за статью ! Пригодится в стройке.

Ещё, когда автоматы соединяются с помощью гребёнки, то их почему-то начинает кривить.Приходится ставить ограничители на дин.рейку, прямо в плотную к автоматам, тем самым удерживая автоматы в вертикальном положении.А вообще, не смотря на свои недостатки, удобная вещь при монтаже.

Взгляд режет старый ВА47-29. Уже 7 лет выпускают ВА47-29М

Очень удобная вещица. Пользуюсь более 15 лет. Авт. вык. moeller или etn таже фирма и GE, можно снимать и без откл. элект. Снимаются легко.Беда на пищевых предприятиях, при мойке оборуд. заливают водой. Геннадий.

У Вас на фото АВ с характеристикой С. Не лучше ли будет если я поставлю вводной АВ с характеристикой С, а по группам АВ с характеристикой В? Для обеспечения селективности. Как Вы думаете? Вопрос немного не по теме, но все же…

Дмитрию 13.11.2013
В статье «Время-токовые характеристики автоматических выключателей» эта тема уже обсуждалась. Лично я в квартирах ставлю вводные хар.D, в частных домах даже хар.В может быть чрезмерно грубой — нужно мерять и считать ток КЗ.

Elalex, у нас в городе на прилавках магазинов проблематично найти ВА47-29 с буквой «М». Только по заказу.

Геннадий Васильевич, защищайте электрооборудование от струй воды путем установки их в специальные шкафы или боксы с классом IPX4, IPX5 или IPX6.

«Замена автоматического выключателя» не проблема, если оставить хотя бы 3мм зазор для поднятия автомата (имеется ввиду верхнее подключение штырьковой шиной). Всегда стараюсь использовать шины и с заменой АВ (ИЭК) проблем не было.
А вот что, действительно, можно считать недостатком, так это обязательная однородность конструкции, т.е. если на одной рейке и однополюсные АВ, и УЗО, и АВД, то одной стандартной шинкой не обойтись!

Все правильно. Добавлю пожалуй про изолирующие колпачки на неиспользуемые полюса гребенки. Если в один ряд стоят как 3х полюсные АВ так и 1 полюсные, остаются не задействованными некоторые из полюсов гребенки. Культура монтажа, если для Вас это не пустой звук, требует, не только торцевые колпачки на гребенку, но и изолировать не используемые полюса. За неимением колпачков, можно использовать термоусадку.

Читайте также: Что такое шина автомата

«У некоторых автоматов имеются двойные зажимы для проводов.»
Автор, думаю тут было бы правильнее показать что именно имеется в виду. Кроме того, у нормальных производителей в ассортименте всегда есть специальные переходники для совместного зажима гребенки и проводника, скажем от вводного автомата.

Пользуюсь постоянно, очень экономит время, надежней, и выглядит лучше. режу обычно дремелем, очень удобная штука для таких работ.
Чтобы не перекашивало, достаточно придерживать автомат в момент затяга.
Закручиваю шуруповертом, так, что замена происходит быстрее.
Про подключение вводного провода (на фото): я просто ставлю или вводной автомат, или чаще выключатель нагрузки(если линия питания щита уже защищена) на ту-же шину, а провод уже к нему.

Спасибо Дмитрий, всегда читаю вашу рассылку, очень полезная информация.

на гребенке написано 100 ампер,есть на 63 ампера, и все отлично, но жила соединяющая гребенку с главным автоматом 2.5 квадрат с током 25-32 ампера. входящий кабель на 10 квадрат . так что будет с 2.5? разве он не сгорит если все электро приборы будут включены одновременно?

Иван, если у Вас установлен вводной автомат на 25 (А) или 32 (А), то соединительные провода от вводного автомата до групповых должны быть сечением не менее 4 кв.мм или 6 кв.мм, соответственно.

и я о том же. на ваших фото тоже 2.5 вот и думаю почему не 4 и не 6?

Иван, на фото пример. Сечение выбирается в зависимости от конкретных нагрузок.

логично. а где можно такое счастье заказать для тех кто не живет в России? есть ли какой нибудь интернет магазин для электриков?

ИМХО гребенка это сплошной геморрой в обслуживании щитов. Те кто их ставят, калеки на голову. Мало того что в щиток не понятно как засунут эту конструкцию, так заменить один автомат это целая проблема.. Руки бы Вам оторвать за такие монтаж.. Всегда пользуюсь перемычками, надежно и не накладно. PS, Гребенки ставятся ток на АЕ 3х полюсные, с разводкой по 3х\п автоматам.

Доброе время суток. Хотел немного добавить к статье о гребенке. Существуют стандартные элементы для запитки самой гребенки, продаются, видимо, отдельно от самой гребенки.

Разъясните мне пожалуйста, в чем принципиальное отличие 2-х полюсных гребенчатых шинок: 2Р L+N и 2Р L1+L2 ?? Интересуюсь этим т.к. купил 2-х полюсные автоматы (т.е. через них будет заводиться и фаза и ноль)и прочитав Вашу статью решил объединить их шинами. Вот и думаю есть ли разница между этими 2-х полюсными шинами?

Менял проводку инженеру с Петроэлектросбыта, запитал шину через УЗО , далее через автоматы по линиям, быстро и удобно, он сказал полная «лажа». УЗО в схеме должно стоять последним перед нагрузкой .
В результате защитили только линию кухни с приборами пов. мощности, а вся квартира только на автоматах защиты, типа тех. минимум. Вот такой анекдот из жизни, правда денег ДАЛИ…

Виталию 25.05.2014
Очередной сумасшедший денежный заказчик. У меня тоже бывали тпкие. Командир электриков Киевметростроя запретил мне ставить в его квартире УЗО (формулировка — ненадежное), зато заставил сделать монтаж проводом ПВС.
Деньги — это хорошо, но если смертельный несчастный случай? Юристы рекомендуют брать у заказчика письменное указание по спорным вопросам — для следователя. Когда заказчики об этом слышат, они сразу задумываются.

А для групп автоматов с доп контактами есть такое?

Регулярно читаю выпуски статей: очень технично, качественно, доходчиво, реклама ненавязчивая )).
Замечание, не в плане критики.
Есть одно «но» — стиль изложения материала и «красота языка» весьма хромает, от статьи к статье…
Да простят меня собратья-энергетики: например — в данной статье, я цитирую:»…вставляем туда…».
Не «вставляем», а «устанавливаем».

Дмитрий Леонидович, хорошее замечание — я учту. С точки зрения Русского языка я стараюсь писать грамотно, но вот не всегда это получается. Хотя, сказанное словосочетание простым и разговорным стилем (сленгом) порой доносит больше мысли и понимания для читателя, и с этим тоже нельзя не согласиться.

Разговорный язык гораздо более сочен и интересен, чем литературный. Некоторые моменты и эмоции литературным передать вообще невозможно. И вообще, кто источник языка — народ или академики? Кто кого должен слушать? Зачем народу вообще языковые академики на государственной службе? Чтобы те выдумывали дурацкие правила?

Разговорный сочнее чем литературный… lol Если сравнивать болтуна 6го разряда и его же соплеменника из цеха, который ПЫТАЕТСЯ выражаться более литературными словами, то да, вы правы.

В свою очередь я тоже предпочту именно такой вариант изложения тем, чем «подборка» политкорректных слов. Неимоверные плюсы этого стиля:
1. Больше времени тратиться на мысли о самой сути статьи; за счет этого увеличивается количество информации, которое можно донести до людей.
2. Автор статей при всем своем профессионализме, стоящие на головы выше большинства своих читателей, ставит себя на тот же уровень, словно ведя живой диалог с нами, поясняя свои же слова; а не читает скучную лекцию.
3. Такой текст читать куда приятнее, чем читать не всегда понятные или что скорее всЕгда непонятные тексты, преисполненные технического языка и/или сленга.

Автор фото, синей фазой коммутировать автоматы ЗАПРЕЩЕНО! Синий цвет-ноль, желто зеленый — земля, фаза что осталось, может быть черный белый и т. д.

Владимир, я же в статье написал, что на цвет проводов не обращайте внимания — это фотография сделана в качестве примера. Правила выполнения цветовой маркировки с учетом новых требований читайте в этой статье.

Слышал, что изоляция у гребёнок ненадёжная, так что использовать можно только однофазные. Наверное, это от производителя зависит. А ещё многофазные реже встречаются в магазинах.

Про несовместимость гребёнок с модулями разных производителей в комментариях уже сказали. В статью не помешало бы добавить. И про то, что существуют разные номиналы по току (сечению).

Артем, про «ненадежную» изоляцию гребенок слышу впервые. Ни разу не сталкивался с пробоем именно в гребенке, может у читателей сайта были подобные случаи, то прошу поделиться с нами.

Да никаких проблем не было просто при отпиле надо чуть пластик сдвигать, чтоб со спила медь не торчала, а так намного надежнее и меньшеместа занимает. Пробоя не было даже при перегрузе с перегревом, что аж пластик течь начал.
Номиналом обычно идут на 63а и 100а, для бытовых нужд за глаза 63 хватает.

Aleks:
10.10.2014 в 19:23
Не понял как Вы сдвигаете пластик.Я так просто выдвигаю медные шинки из пластика и отпиливаю пластину с двух сторон, потом спилы с торцов пластика отчищаю от медных опилок обычным ножом и для пущей эл.безопасности обматываю всю гребенкупо вдоль изолентой в один-два слоя.После таких манипуляций точно случайно не попадешь под напряжение со стороны торцов.
Ну, а про то, что гребенки горят тоже слышу впервые (если только контакт под зажимом был плохой).

Так же как и вы выдвигает шины, но в другую сторону) Вообще я тоже лишнюю медь оппиливаю, просто не дописал, вся процедура такая: выдвигаете шины, спиливаете торчащие куски, вдвигаете назад на 2-3 см в пластик, другой конец отпиливаете сразу за последней нужной клеммой, задвигаете шины назад, чтобы с каждой стороны остался зазор в 1-1.5 см.

а если дифавтомат шириной два модуля, расстояние между одноименным полюсом 36 мм, то что лучше сделать с лишними зубьями гребенки, отпиливать или загнуть и заизолировать?

Здравствуйте. Кто знает, существуют ли шины гребенки 200 A и выше? Вкратце: респредилительный кабель 50 мм(кв), модулей около 50.
И еще: что можно применить для жилы 70 мм в качестве кросс модуля?

Михаил:
23.10.2014 в 18:18
Если я устанавливаю на дин.рейку несколько дифов, которые шириной в два модуля, то нули этих дифов соединяю однофазной гребенкой, предварительно перед этим спиливаю зубцы через один, а место где бы зубец просто изолирую.Потом нули дифов соединяю с общим нулем перемычкой.

Гребенок таких не видел, а в качестве кросс модуля для 70кв можно использовать шину медную 30*3 установленную на sm изоляторах, я так понимаю собираете что то типа шр11 на автоматах?

Но ведь при использовании такой шины невозможно выполнить требование о подаче напряжения на неподвижные контакты автоматов.Представте: соединяем вместе этак 6 автоматов, один из них вводной, но шина расположится СВЕРХУ => к вводному автомату придется подключать провода ввода К НИЖНИМ КЛЕММАМ т.е. на ПОДВИЖНЫЕ контакты

Александр, обычно такую шину подключают на групповые автоматы или УЗО, установленные в одном ряду, а от вводного автомата до групповых соединения делают проводами.

Т.е. к такой группе ток придется подвести все таки проводом, засунув его вместе с контактом шины в клемму автомата? но ведь тогда потеряется почти весь смысл шины

Для подключения провода между вводным автоматом и шиной у нормального производителя шины есть «вводная клемма». Сделана с учетом габаритов шины.
Еще у нее дополнительное достоинство: провод подводится под углом 90 градусов (т.е. параллельно дин-рейке). Как-то собирали шкафчик с идиотской компоновкой. И провод ВВГ 4*16 неудобно было заводить в автомат. Пришлось ставить эти вводные клеммы.
Только медные штыри пришлось немного изогнуть вокруг своей оси, чтобы провода приходили немного сзади автомата. Не очень хорошо конечно… Но пришлось…

Я бы позволил себе добавить такой момент по поводу пункта один недостатков.
Пользуюсь гребенками и автоматами от разных производителей.
Но!
Есть бытовые и промышленные серии щитовых модульных устройств. Промышленные серии отличаются ценой, возможностью применения аксессуаров, а так же, я бы сказал, моделью применения. Поясняю. Есть бытовой щиток. Его можно свободно собрать на бытовой серии, и по своей функции он не будет сильно проигрывать тому же, но собранному так же на промышленных. Однако для ремонта потребует — да, вывода и разборки полной или частичной. Хотя бы потому, что нет например второй защелки сверху, размер и оформление гнезда под зажимаемый проводник затрудняет манипуляцию на ощупь.
В то же время промышленные экземпляры зачастую ориентированы на «горячую» замену, имеют те же две защелки, причем с фиксацией в открытом положении, и почти всегда исключают попадание подключаемых проводников «мимо» зажима.
Так вот промышленные, что с гребенками, что без, меняются «на горячую», без вывода всего щита. С бытовыми не так. IEK и EKF по этому параметру — бытовые модульные устройства.
На примере Шнайдера изи9 и акти9 можно проверить лично.

Приветствую, знает ли кто-нибудь, бывают такие шины с ходом более 54мм.? Имею перекидной рубильник 100А, на одном выходе на шкаф тех.оборудования уходит кабель ПВшка 35кв.мм, а сделать перемычки со вторым выходом таким же кабелем физически не возможно, потому как два кабеля не влезают в клемму, а меньшее сечение просто не будет держаться и как быть не знаю

Для Lev4ik 17.05.2015 в 14:56
А я напильником стачивал 25 или 35 квадратов, пока не влезли в одну клемму АП50. Перегрева не наблюдал.

Читайте также: Сдуваются ли шины без колпачков

Спасибо, стачивать с кабеля ПВшки не получится, может попробовать жилки повыкусывать, хотя итак кабель с сечением 35 удалось в наконечник 25 вставить….В общем буду думать…

Отличная статья. Все понятно расписано и объясняется. Автор молодец. Даже ничего не понимающий человек в электрике почитав данную статью все поймет.

Странно что до сих пор никто не поправил админа и сами бросаются словом дифавтомат называя так узо. На фотографии на «дифах» правда просматривается что то похожее на С но по размерам это узо. Диф немного больше тк кроме расцепителя по разнице( утечке ) тока имеет расцепитель по номиналу и кз. (Кстати больше не только по размерам но и цене). Поэтому его не нужно защищать автоматом. Там кто то пенял на глупого заказчика (начальника электросбыта вроде) ему надо было объяснить что правильно, автомат должен стоять перед узо и он стоит( с номиналом тока меньшим чем на узо) а дальнейшая группа автоматов обеспечивает отдельную защиту по нагрузкам.

Александр, а в чем, собственно, ошибка? На фотографии в щитке EKF установлены именно дифавтоматы на каждую группу, а не УЗО. По-моему, это видно даже не увеличивая фотографию. Если бы в щите были установлены УЗО, то их необходимо было защищать автоматами и при такой компоновке рядом с каждым УЗО был бы установлен однополюсный автомат, а в данном щите их нет.

Александр:
Не вводите всех в заблуждение на фото это ДИФы.

вот вы пишите, сечение шинки 16мм2. я не электрик, но математику знаю, как сечение этой шинки может быть 16мм2. у вас в инструменте есть штангенциркуль, измерьте гебариты зубца гребенки, по фото видно примерно 2х1мм итого 2кв.ммм максимум 4. может я чего-то не понимаю, поясните. или это какое-то эквивалентное сечение с учетом, что на основной длине оно больше

А остальное вам измерять облом? Речь о сечении шины, или отводах от нее? Тем паче, что лепесток-отвод там никак не 2 мм, это легко увидеть, если смотреть внимательно: ширина отверстия в корпусе в том месте 7…8 мм, ширина лепестка-отвода видится ну никак не как 2, а скорее 4 мм.

«Ещё, когда автоматы соединяются с помощью гребёнки, то их почему-то начинает кривить.»

Это потому, что у нормальных производителей модули по 17,5 мм, а у Шнайдера — 18 мм. В статье это заметно.

У IEK- гребенка есть на 63 ампера. У меня такой вопрос можно ли этой гребенкой развести 5 шт. 3-х полюсных автоматических выключателя номиналом каждый по 50 А? Если рассчитать по фазно, то сумма номинала больше номинала гребенки. Или я что то не понимаю.

Дмитрий, а вводной автомат какой номинал имеет?

Что то я тупанул малость )))) Вводной автомат просто не даст большего потребления. Спасибо за подсказку.

Про 2 провода в автомате и ПуГВ: следует использовать не НШВИ, а НШВИ-2. Тогда останется только проблема добавления автомата. Можно заранее оставить ровно 1 необжатый заизолированный конец.

Тем, кто всерьёз хочет использовать гребёнки, следует знать, что они бывают разные. Даже однополюсные с одной формой контактов. Даже у одного производителя. Например, для автоматов ABB SH200L (домашняя серия) и S200 (обычная) производятся разные гребёнки.

Также в статье не упомянуты специальные вводы для подключения питающих проводов в один контакт с гребёнкой.

Если же говорить о любителях, собирающих щитки из того, что доступно, в том числе из модулей разных серий и даже разных производителей, то стоит запомнить одно: расположение контактов нестандартизовано, и соединить гребёнкой, скорее всего, не получится. На мой взгляд, хорошая обжимка НШВИ гораздо полезнее гребёнок.

Есть ли гребёнки под дифы с 1местом? Шаг у таких гребёнок должен быть меньше и обычная гребёнка туда не подходит?

Шина для модулей ввода

Олег, а что однополюсный дифавтомат имеет не стандартную ширину 18 (мм)?!

Добрый день. А у меня вот такой вопрос.
Есть вводной автомат — 200А, за ним стоит 6 автоматов по 32А и явно напрашивается применение шинки на 100А. Ведем с вводного автомата 2 провода на 25мм2 один на первый автомат, один на последний.
А теперь собственно вопрос.
Надо ли ставить две шинки (1-3 автомат, 4-6 автомат) или можно поставить одну общую шинку на все автоматы?

Пользуюсь ими активно но от фирмы авв там выбор большой не только стандартных шинок правда ждать месяц приходится но это под заказ 4полюсные.установка узо и АВ тоже прекрасна у АВВ выламывается один штырек из 3 полюсной шинки и ставится прекрасно если узо с левой стороны.производитель сам рекомендует. заглушки с недавних пор не ставлю так как были случаи слетали.просто аккуратно обматываю изолентой и подрезаю по кругу.а так был курьезный случай лет 12 назад.Фирма по договору для лицензирования предприятия.меняла все щиты и провода.щиты были установлены на старые места и шинки были установлены везде где можно.как там произошло что один провод с улицы был коряво заведен честно не помню.но когда монтажники утепляли здание то изоляцию повредили и никому не сказали.началась весна и водичка стала как по фетелю попадать в щит 2-3 капли за 30 минут.вода через заглушки и попала в внутрь шинки что с начало и не поняли почему автомат периодически вырубает.когда нашли причину то шинку 3 полюсную разобрали воды там не было только сырость.просушили и все заработало это единственный минус один раз был от использования шинки

«Некоторые производители», у которых имеется «двойной зажим» — это Siemens, SE, ABB, OEZ.
А вообще, зажимы у Hager, Eaton тоже ведь двойные. Всё дело в конструкции. Да что там Eaton … даже ИЭК с КЭАЗом — и те BiConnect!

Шина для модулей ввода

Это Siemens, если чё.. Купил он этих чехов с потрохами в 2008 году.

Шина для модулей ввода

Siemens 5SY61, Германия.
Защита от случайного прикосновения к зажиму у Siemens 5SY, OEZ Minia и SE iC60N получше сделана чем у «нормальных» производителей с шириной модуля 17,5 мм )))

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

SE iC60N.
Жёлтые пиптики управляют защёлками. Конструкция зажимов и защёлок аналогична Siemens 5SY.

Шина для модулей ввода

Кто-то любит шины Fork и говорит — вот это вещь! В смысле как закрутишь, так намертво. Слева нижний зажим типа биконнект Siemens 5SX2 (снят с производства в 2010-2011 гг.), справа такой же биконнект верхний зажим ИЭК ВА47-60, оба под шину Fork.
У Сименса «замкнутая» конструкция. Такая же, только из латуни, была у автоматов ABB S230r. Вот это уже точно затянуть можно крепко. Сейчас мало кто делает так зажимы как у этого старого Сименса, чтобы был хороший упор для винта при установке шины. Некоторые производители ставят распорку, чтобы снизить нагрузку на корпус и деформацию зажима. У большинства автоматов брендовых и попроще нет распорок, зажим выглядит как у ИЭК.

Шина для модулей ввода

Ещё на тему шины.
Автомат с двойным зажимом и двумя защёлками типа Siemens/OEZ/SE легко меняется без снятия шины. В данном случае шина Merlin Gerin под серию Multi 9. Я даже переворачивал эту шину на 180°, всё равно автомат снимается с рейки. А у АВВ вверху нет защёлки, скорее всего так не получится. Правда, я и не пробовал с АВВ.

Шина для модулей ввода

проблем никогда не испытывал с авв снимаеться

Возможно ли подключение одной гребёнкой совместно вводного автомата с рабочими……… И подключение ввода с низу вводного автомата на подвижные контакты, или по средствам перевёртывания вводного автомата.

Виктор, это Правилами не запрещено, так что вполне допустимо.

Может быть, я в статье просмотрел, но есть нюанс с шинами.
Если взять автоматы ABB, то у них ширина (и шаг шины, соответственно) 17,5 мм. А вот у остальных производителей ширина и шаг 18 мм. Вроде бы ерунда, но при количестве автоматов больше трёх уже существенно.
Да, не нужно пихать в ABB шинки IEK/SE/Legrand/Chint и наоборот.
Тогда всё встанет красиво и надежно.

Выше была картинка со шнейдеровскими 1-модульными электронными дифф. автоматами и вопрос про шину.
Где-то в Австралии такие же электронные «домашние» GE.

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

Шина для модулей ввода

>И подключение ввода с низу вводного автомата на подвижные контакты

Вообще-то, по ПУЭ так нельзя.

Андрей, что им до российских ПУЭ?

А как проверить соответствие заявленому реальному сечению гребенки?

Просто- умножить ширину полосы на толщину, по других методов не встречал.

В инструкции к диф.автоматам DSH941R, вложенной в коробку, на рис.1 справа (в ориентации для чтения) стрелками показано направление подключения к сети как сверху вниз, так и снизу вверх (см. файл), в отличие о вашей рекомендации — только сверху. Где правда?

Шина для модулей ввода

Александр, правда в здравом смысле и безопасности. Вот я здесь подробнее об этом рассказывал

>И подключение ввода с низу вводного автомата на подвижные контакты

Вообще-то, по ПУЭ так нельзя.
* * *
Андрей, вообще-то, по ПУЭ прямого запрета нет, но должно быть какое-то обоснование для такого подключения.
Например, стоит в щите дешёвый Chint с начинкой как у ИЭК, и нужно его заменить на другую, более новую, серию Chint с начинкой как у Schneider.
Вы будете переделывать 4-рядный щит в этом случае, переставляя шины и отходящие от автоматов провода на всех четырёх рейках?
А потом вдруг захочется вместо этого нового Чинта поставить АВВ. И что, опять будете переставлять шины и провода, под АВВ?

Из относительно дешёвых автоматов, имеющих две защёлки для быстрой замены без разборки всего ряда при установленной сверху шине, кроме SE iK60N есть ещё некоторые серии SEZ (Чехия).
Из более дорогих: Siemens 5SY (и его копия OEZ), SE iC60N. Наверняка есть и другие разные, где-то за бугром.

Шина для модулей ввода

«Разговорный язык гораздо более сочен и интересен, чем литературный. Некоторые моменты и эмоции литературным передать вообще невозможно. И вообще, кто источник языка — народ или академики? Кто кого должен слушать? Зачем народу вообще языковые академики на государственной службе? Чтобы те выдумывали дурацкие правила?».
* * *
Лет 200-300 назад в Российской Империи делопроизводство велось на французском языке. Русская аристократия говорила на французском лучше, чем на русском.
Дело было не в отсутствии патриотизма, а в том, что русский язык в ту пору был бытовым, староментальным языком. В нём не было модерновой терминологии и говорить о чём-то большем чем про бытовуху (наука, искусство и т.п.) было практически невозможно. Единых правил орфографии не было, говорили и писали кто как может или кто как привык.
Когда русский стал новоментальным, делопроизводство было переведено на русский. На момент революции 1917 года русский был единственным новоментальным языком в Империи. Поэтому на весь этот вселенский плач про русификацию национальных меньшинств надо меньше обращать внимание. Без русификации они остались бы неграмотными идиотами.
Так что народный, родной язык, он конечно нужен, но в литературной форме. Вряд ли кто-то захочет, чтобы его детей учили в школе на диалектах, даже если эти диалекты такие родные-родные, наши исконные, возвращение к истокам, мудрые предки, корни, душа народа, код нации и прочий бред. Народу нужно хорошее образование на современном литературном языке.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    🔥 Видео

    Хитрость с шиной гребёнкойСкачать

    Хитрость с шиной гребёнкой

    УЗО или ДИФавтомат, что выбрать.Скачать

    УЗО или ДИФавтомат, что выбрать.

    Шины ввода-выводаСкачать

    Шины ввода-вывода

    Дешевый щит на IEK, но безопасный ИЕК | KonstArtStudioСкачать

    Дешевый щит на IEK, но безопасный ИЕК | KonstArtStudio

    Обновленный обзор нулевых шин, клеммных колодок в корпусе и кросс-модулейСкачать

    Обновленный обзор нулевых шин, клеммных колодок в корпусе и кросс-модулей

    Подключаем фазные шины гребенкиСкачать

    Подключаем фазные шины гребенки

    С этим справится даже новичок. Как спроектировать / собрать свой электрощит для квартиры или дома.Скачать

    С этим справится даже новичок. Как спроектировать / собрать  свой электрощит для квартиры или дома.

    CAN шина👏 Как это работаетСкачать

    CAN шина👏 Как это работает

    03. Основы устройства компьютера. Память и шина. [Универсальный программист]Скачать

    03. Основы устройства компьютера. Память и шина. [Универсальный программист]

    Распределительный блок - назначение и применениеСкачать

    Распределительный блок - назначение и применение

    Дополнительная шина в стандартный кросс-модуль от Schneider Electric.Скачать

    Дополнительная шина в стандартный кросс-модуль от Schneider Electric.

    Щит на клеммах или без клемм? Что дешевле, что удобнее? | KonstArtStudioСкачать

    Щит на клеммах или без клемм? Что дешевле, что удобнее? | KonstArtStudio

    Очень опасные ошибки в щитах учётаСкачать

    Очень опасные ошибки в щитах учёта
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток