«НИИШП-Ралли» не обошлось, тем более что шине стукнуло 25 лет — возраст, достойный уважения.
В начале 70-х Научно-исследовательский институт шинной промышленности (НИИШП) по заданию АвтоВАЗа разработал и помог освоить на Ярославском шинном заводе первую отечественную радиальную покрышку ИЯ-170 с текстильным брекером. Она тут же попала на трассы спортивных соревнований, где снискала популярность благодаря неплохим сцепным свойствам на льду и укатанном снегу. Однако «сто семидесятая» оказалась беспомощной в рыхлом снегу, на сыпучих грунтах и в грязи. И тогда в раллийной команде НИИШПа попытались создать нечто новое, взяв за основу конструкцию ИЯ-170. Специальным электроножом изрезали протектор «сто семидесятой» на характерные «шашки».
Дебют новинки ошеломил: в первой же гонке раллисты НИИШПа не оставили конкурентам никаких шансов, выиграв все грунтовые спецучастки. О новой шине заговорили, посыпались заявки от самых именитых гонщиков и команд. Электронож не справлялся со все возрастающим объемом заказов. Тогда молодые инженеры Александр Крымский и Виктор Игнатьев, поддерживаемые Александром Варенко (в те годы руководителем гоночной команды института) и ведущим конструктором легковых шин Александром Скепнером, решили делать совсем новую шину. Подпольно (не теперь — в те годы!) изготовили пресс-форму и сварили первую шину, впоследствии получившую официальное название «НИИШП-Ралли» (НР). Надо отдать должное руководству института: вызвав «подпольщиков» «на ковер» и выяснив суть дела, оно на свой страх и риск поддержало инициативу. И шина, что называется, пошла, мгновенно став предметом огромного дефицита среди спортсменов. Однако настоящий взрыв популярности ожидал НР с наступлением зимы. Ее возможности раскрылись на некогда популярном московском ралли «Снежинка» в 1976 году, где выяснилось, что никакая другая отечественная резина не в силах составить конкуренцию новинке. После этого НР размерности 165R13 надолго заняла господствующие позиции в автоспорте.
К сожалению, в то время НР не получила широкого распространения. Опытный завод выпускал несколько тысяч покрышек в год. Все они расходились в спортивные команды и «нужным людям».
Однако надолго замороженная в стенах опытного производства НР не захирела. В конце 70-х в ее конструкции появился металлокордный брекер и модель была, наконец, сертифицирована, правда, уже размерностью 175/70R13. Начались поиски оптимального состава резиновой смеси — проще говоря, рецептуры. В спортивной среде появилась новая добавка к сочетанию НР — «соленый». Это не метафора: в сырую резину, из которой варили шину, действительно добавляли соль. При контакте шины со снегом она постепенно вымывалась из массива, образуя мельчайшие шероховатости на поверхности протектора. Такие покрышки делали по специальному заказу — прежде всего, ведущим гонщикам страны.
Другое направление в развитии — применение мягких протекторных смесей. Таких шин едва хватало на одну зимнюю гонку, зато они феноменально «цеплялись» за все скользкое. НР имела твердость резины по Шору около 40 единиц — даже сегодня столь необычной рецептурой могут похвастать немногие, а тогда большинство зимних шин имело твердость 52–58 ед., и лишь чехи (основные конкуренты наших гонщиков по соцлагерю) пытались довести свой «Барум OR32» до подобного уровня.
Шло время, и с началом перестройки в жизни НР наступила эра коммерции.
Читайте также: Рисунки зимних шин кама
Пресс-формы НР попали на Бобруйский шинный завод, который быстренько освоил ходовую продукцию, присовокупив к легендарному имени цифру 1. НР1 размерности 165/80R13 собиралась на каркасе массовой тогда МИ-16 — понятно, без каких-либо рецептурных изысков. Затем НР появилась в Воронеже, на Уральском шинном заводе. Новый производитель, сохранив товарную марку, забыл не только об оригинальных рецептурах. Шина собиралась на любом подходящем каркасе, даже на диагональном.
Потребитель, пройдя этап восторгов «зубастостью» необычной покрышки, стал замечать и недостатки. НР оказалась не только тяжелой, но и шумной, вибронагруженной. Да и в управлении шина перестала соответствовать рассказам «бывалых».
В институте, однако, про шину не забывали. В конце 70-х работы по НР возглавила Нина Ильинична Рябова. Тогда появились НР2 и НР5 — обе 175/70R14. Первая шина по идеологии полностью повторяла своих «боевых» предшественников, а вот НР5 вышла с несколько видоизмененным протектором, став ближе к запросам обычного потребителя. В экстремальных режимах она не могла соперничать с гоночными покрышками, но оказалась более комфортной в эксплуатации. Спустя годы семейство НР5 разрослось, включив основные «иномарочные» и даже «нивовские» размеры.
В 1996-м появилась новая зимняя шина НР2000 размерности 175/70R13, ориентированная, в основном, на массового потребителя. Инженеры постарались максимально сгладить недостатки спортивной шины, но при этом сохранили бойцовский характер, свойственный всему семейству. Новинка изначально готовилась к широкому тиражированию и сегодня выпускается в 13-, 14- и 15-дюймовых вариантах.
Как видим, история шины «НИИШП-Ралли» получилась немного грустной. Сегодня в спорте задают тон другие модели. А рядовой покупатель старается выбрать что-нибудь помягче, покомфортнее и поуниверсальнее. Получается, «зубастые» покрышки стали несовременными, пригодными в основном для российской глубинки. Значит ли это, что время НР уходит в прошлое? И да, и нет. По крайней мере, в спорте эти покрышки еще поживут: пример тому — трековые гонки на приз памяти Константина Жигунова, немало поработавшего над доводкой и популяризацией НР.
Видео:Обзор шин НИИШП - Ралли 2000. Фрикционные. Балансировка, качество изготовления. Часть 1Скачать
НИИШП РАЛЛИ-2000 175/70 R13 T
Альтернатива 18
Видео:Шины НИИШП-РАЛЛИ 2000. R13. Для зимы не подходят, для грязи - отлично, но на внедорожниках нет R13Скачать
Описание НИИШП РАЛЛИ-2000 175/70 R13 T
Шина НИИШП РАЛЛИ-2000 нешипуемая зимняя для легковых автомобилей. При создании шины особое внимание уделялось проходимости и безопасности. Специально разработанный протектор с большими блоками и расстояниями между ними обладает хорошей самоочищаемостью, поэтому шина имеет повышенную проходимость и отличную управляемость.
Состав обновленной резиновой смеси шины обладает уникальными свойствами. За счет этих свойств шина может эффективно эксплуатироваться при очень низких температурах, за счет сохранения так необходимой эластичности. В тоже время данная смесь обеспечивает резине прочность и повышенный срок эксплуатации. Большое количество канавок, быстро удаляют влагу из пятна контакта, повышая при этом устойчивость автомобиля при движении на скользком дорожном покрытии, сводя эффект аквапланирования к минимуму.
Использование специальной системы ламелей обеспечивает повышенный коэффициент сцепления со снежным дорожным покрытием и появляется оптимальный баланс при виражах и поворотах. В результате оптимально продуманных элементов рисунка движение автомобиля по дороге стало более бесшумно, это делает езду более комфортной и приятной.
Основные особенности шины НИИШП РАЛЛИ-2000
— улучшенный состав резиновой смеси – повысил износостойкость и сцепные свойства;
— специальный рисунок протектора повысил проходимость и управляемость;
— специальные ламели и канавки – предотвращают эффект аквапланирования.
🎦 Видео
Раллийные шиныСкачать
Тест резины НИИШП Ралли 2000Скачать
Грязевая резина. Отзыв.Скачать
Правильный выбор резины для ралли-рейдов - советы от ЧемпионаСкачать
Почему шоферы в СССР не любили зимнюю резину "Снежинка"?Скачать
Pirelli и Yokohama – выбор шин для ралли «Псков»Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Обзор шин для зимнего дрифта 2020Скачать
Размер колес. R13 или R15?Скачать
Грязевые покрышки на Калину. Сравнение MT резины с зимней в болотеСкачать
Раллийная резина на минивэнеСкачать
155/65 R13-14 НЕ НУЖНА ТЕБЕ ТАКАЯ РЕЗИНА,БРАТ! ПОВЕРЬ МНЕ НА СЛОВОСкачать
Suzuki Jimny. Почему узкая резина? Особенности подбора шин для бездорожья. Эксперт Роман КалетинецСкачать
ТОП 5 ХОРОШИХ ЛЕТНИХ ШИН НА 2024 ЛЕТНИЙ СЕЗОН /Обзор/Замер/ТестыСкачать
Между финишем и стартом - Все о раллийной резинеСкачать
Ozka 6.5/80 R13Скачать
Давление в Шинах от R13 до R18Скачать
Резина на лето Premiorri Solazo 175/70 R13 82H на ВАЗ 2106. Шиномонтаж.Скачать