Начинающий покоритель бездорожья часто сталкивается с тем, что стоковая шоссейная резина его внедорожника не едет по грязи. Ну то есть вообще! Уныло прокручивается в мокрой глине, никак не способствуя продвижению машины вперёд, причём ни накачанная до рекомендованного асфальтового давления, ни спущенная до грязевого. Глядя на это, сама собой возникает мысль поменять бесполезные «бублики» на что-то более зубастое. И вот тут начинается самое интересное. Потому что вариантов вроде бы много, но подобрать шины под свои индивидуальные условия эксплуатации — дело непростое, требующее неторопливого и вдумчивого подхода. Так вот, для того чтобы разобраться, для чего нужна та или иная резина, давайте кратко разберём особенности трёх наиболее распространённых её внедорожных типов.
Для тотального бездорожья и трофи-рейдов используется максимально
агрессивная грязевая резина. Для увеличения проходимости
её протектор ещё больше прореживают
Для внедорожного туризма лучше подходит резина смешанной
эксплуатации с маркировкой М/Т
Дословно «всегрунтовая». Этот универсальный тип создан для экспедиций и дальних путешествий, которые предполагают долгие асфальтовые перегоны, перемежающиеся умеренным бездорожьем. Корд такой шины достаточно мощный, чтобы не расползаться при долгом движении на низком давлении. Рисунок протектора более разрежен, чем у шоссейной, и позволяет без особых проблем передвигаться по бездорожью. Но, как и следовало ожидать, за улучшение грязевых характеристик приходится платить. Правда, немного. Из-за большого веса шины увеличивается расход топлива, а мощный корд и более твёрдая смесь приводят к снижению управляемости на высоких скоростях. Вы спросите, а как же шум? Да, его уровень повыше, чем у шоссейных моделей, но, во-первых, ненамного, а во-вторых, производители упорно работают над его устранением и уже сумели достичь определённых результатов. И ещё один приятный бонус — ваша машина хотя бы внешне начнёт напоминать внедорожник.
Чем лучше резина работает на бездорожье, тем ниже её асфальтовые характеристики.
Особенно это заметно на мокром асфальте — машина плохо тормозит и не держит
бокового смещения. А в холодное время года на скользкой дороге использование
грязевых шин становится по-настоящему опасным
* Кстати, далеко не все знают, что распространённый ныне термин «покатушки» в 1993 году
придумал наш коллега Сергей Луговой, так и не сумевший за ночь перед
клубной тусовкой в звенигородском карьере найти русский аналог английского слова
Jamboree (букв. «слёт, пирушка»). Признаться, тогда мы не сочли его находку удачной.
С тех пор наше мнение не изменилось.
Просто «грязевая». На самом деле название немного хвастливое. Если быть точным, её следовало бы называть «более грязевая». От описанной выше A/T она отличается только сильно развитым протектором, имея в целом схожий корд, состав смеси и радиальную структуру каркаса. Да, у большинства моделей М/Т покрепче боковина. Для смешанной эксплуатации производитель обычно рекомендует её соотношение (например, 20 % асфальта, 80 % бездорожья). Конечно, цифры эти приблизительные, но ориентироваться на них можно. Подходит Mud-Terrain и для дальних экспедиций. Точнее, для определённых маршрутов дальних экспедиций, так как быстрее A/T истирается на асфальте, зато гораздо лучше сопротивляется бездорожью, не пасуя на пластичных грунтах. На асфальте ведёт себя хуже «атэшки», что особенно заметно при резком торможении и прохождении поворотов на высоких скоростях и мокром асфальте. По мере износа изначально высокая шумность только увеличивается. Идеальный выбор для внедорожных экспедиционеров и «покатушечников»*.
Агрессивный протектор обеспечивает отличное сцепление на пластичных грунтах,
но и нагрузки на трансмиссию автомобиля существенно возрастают
Это, скорее, собирательное название всей экстремальной грязевой резины, нежели реальная маркировка. Бескомпромиссные грязевые шины с большим потенциалом на бездорожье и прямо противоположными асфальтовыми характеристиками. То есть по грязи едут превосходно, а на трассе ведут себя отвратительно. Воют, не тормозят, кардинально увеличивают расход топлива и при этом быстро изнашиваются.
Кроме того, все вышеперечисленные категории внедорожных покрышек дубеют на морозе и поэтому их зимняя эксплуатация нежелательна. Правда, сейчас появляются исключения в категории А/Т (например, новые модели Goodyear, BFGoodrich и т. д). Некоторые из них даже маркируются «снежинкой» и тремя «горными пиками».
Казалось бы, всё понятно. И определиться с выбором довольно просто. Но не тут-то было! На рынке представлено огромное количество шин всех категорий, рисунков протектора и цен. Как же выбрать наиболее подходящие? Наш совет прост: смотрите на цену. Ведь её составляющие — это качество корда и смеси, а значит, сопротивление нагрузкам и износостойкость. Если одна покрышка в полтора раза дороже другой, то и срок службы у них будет примерно в той же пропорции. А износ для шин с агрессивным рисунком протектора — это всё! Следует понимать, что, как только грунтозацепы потеряли 50 % высоты, это уже не грязевая резина, а асфальтовые докатки. В грязи они работать не будут. К сожалению, это знают лишь те, кто давно ездит по бездорожью и на собственном опыте испытал, что такое изношенная «эмтешка». Люди несведущие с удовольствием покупают полуистёртые шины за полцены, считая их выгодным приобретением, хотя реальная стоимость таких шин — 20 % от номинала, да и то с условием, что машина никогда не будет съезжать с грунтовок. Наша рекомендация: не связывайтесь с видавшим виды секонд-хендом.
Выбор размерности шины и рисунка протектора — задача весьма индивидуальная и зависит
как от условий эксплуатации, так и от манеры вождения
Ещё одна проблема, с которой часто сталкиваются начинающие покорители лесов, полей и рек, — это установка внедорожных шин на совершенно стандартный автомобиль. Казалось бы, ну и что тут такого? Размер тот же, значит, всё в допусках. Ан нет! Экстремальная резина преодолевает тотальное бездорожье за счёт хорошего сцепления с грунтом, и это самое грунтовое сцепление быстро убивает сцепление трансмиссионное. На МКП начинают гореть накладки диска сцепления, а на АКП сгорают фрикционы. Кроме того, из-за запредельных нагрузок довольно быстро рассыпается вся трансмиссия. Изнашиваются шлицевые соединения, разваливаются подшипники. Поэтому установка агрессивной резины обычно сопряжена с заменой передаточного отношения в трансмиссии.
Нельзя забывать и об отношении веса автомобиля к эластичности резины. Грязевые покрышки имеют усиленный диагональный каркас и мощные боковины. При установке М/Т или X/T на лёгкий внедорожник уже при первом понижении давления выясняется, что под её малым весом шины не плющатся, пятно контакта не увеличивается, а значит, и их КПД на бездорожье окажется невысоким. Так что при выборе шин не следует гнаться исключительно за большими грунтозацепами, а лучше подойти к выбору рационально.
Видео:КАКУЮ РЕЗИНУ ВЫБРАТЬ – A/T или M/T ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКОВ. КАК ПОДОБРАТЬ РАЗМЕР КОЛЕС.Скачать
Рекомендации по выбору шин для кроссовера
Ходовые характеристики внедорожников зависят от множества факторов, включая мощность движка, качество установленных на кроссовер шин и тип привода. От покрышек напрямую зависит предсказуемость поведения на влажной дороге, уровень комфорта во время езды по неровностям и шума на асфальте, цепкость и способность выбраться из колеи.
Учитывая высокую конкуренцию среди производителей, купить шины внедорожного типа не так просто, поскольку выбор должен основываться на изучении информации следующего плана:
- отзывы автовладельцев, имеющих опыт эксплуатации;
- мнение профессионалов и специальных изданий;
- сравнение характеристик, оценка преимуществ и недостатков;
- соотношение качества и цены.
Из автосалонов-дилеров внедорожники чаще всего выезжают со стандартной «обувкой», которая не годится для снежных заносов, раскисшего грунта, а только для ровного и сухого шоссе. В то же время на рынке представлен огромный выбор покрышек с разными характеристиками, включая универсальные. Для облегчения выбора всю продукцию условно делят на 3 основных типа — городские, универсальные и внедорожные. У настоящих грязевых шин для внедорожников крупный рисунок и глубокие ламели, обеспечивающие отличную сцепку с рыхлым и мягким грунтом.
Видео:Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значитСкачать
Классификация шин для внедорожников
Перед тем, как купить шины для внедорожников 4х4, нужно определиться с классом авторезины, которых насчитывается всего 4 (HT, HP, AT и MT). У каждого есть свое предназначение и рекомендации по эксплуатации.
- НТ (Half Terrain) — семейство покрышек универсального назначения, которые можно использовать как по асфальту, так и по грунту. Предусмотрен стандартный узор на протекторе. Езда достаточно безопасна на скорости до 180 км/ч.
- HP (High Performanse) — премиальные шины SUV, предназначенные для ровного шоссе. Зачастую покрышки обладают ассиметричным узором протектора, позволяют разгоняться до 210 км/ч. Недорогими такие модели быть не могут, поскольку в производстве применяются специальные дорогостоящие компоненты. Затраты окупаются превосходной сцепкой с трассой, безопасностью езды на скорости, акустическим комфортом и стойкостью к аквапланированию.
- AT — такой вариант чаще приобретают для бездорожья, но и на асфальте покрышки не подведут. Особой скорости здесь не предусмотрено, а безопасно можно ехать только, когда на спидометре до 160 км/ч.
- MT — настоящие автомобильные шины для внедорожников, которые не боятся глины и песка, грязи и неровного ландшафта. Отличаются от обычных крупными грунтозацепами, глубокими и широкими канавками протектора. Недостатком считается неприспособленность для езды по асфальтовым дорогам, что проявляется в сильном шуме и быстром износе.
Видео:Шины для внедорожников что выбрать AT и MT General Tire GRABBERСкачать
Недорогие шины SUV
Если планируется купить резину внедорожную недорого, стоит обратить внимание на представленные ниже варианты.
Первое место из тройки лидеров занимают внедорожные шины Bridgestone Ecopia EP8500. Разработчики из Японии создали модель, совмещающую в себе мягкость и агрессивность. Первая характеристика хороша в городе, вторая — за его пределами. Резиновая смесь достаточно износостойкая, а рисунок протектора добавил проходимости и снизил расход топлива. Автовладельцы утверждают, что улучшилось торможение, в том числе на влажной дороге. Это отличный вариант на лето с улучшенным водоотводом и низким уровнем шума. Из недостатков стоит упомянуть тонкую боковину, что повышает риск порезов.
Второе место занимает продукция итало-германского производства Viatti Bosco S/T V-526. Это бюджетные «липучки» на зиму, представляющие собой сочетание проверенных концептов. Внешний вид не станет притягивать взгляд, но ходовые характеристики такие же, как у премиальных моделей. Узор протектора быстро выводит снег из пятна контакта, повышает управляемость и курсовую стойкость. Преимущества — оптимальная цена, долговечность (около 3 сезонов), малошумность, протектор не застывает на морозе. Недостатки — сложно купить к сезону, поскольку они пользуются большой популярностью.
Замыкают тройку лидеров шины для внедорожников Cordiant Off Road. С первого взгляда становится понятно, что машина легко преодолеет любое бездорожье. Не стоит растрачивать такой потенциал на столичных дорогах. Эта модель так и просится на глину, песок и неровный ландшафт. В такой «обувке» авто проедет там, где конкуренты давно спасуют. Такая целевая направленность одновременно становится и главным недостатком, поскольку на трассе и городских улицах покрышки будут неустойчивыми на поворотах, слишком шумными, а еще повысят расход топлива за счет своей массы.
Видео:Правда ли, что без маркировки SUV шина не подходит кроссоверуСкачать
Покрышки для машин среднего класса
Тем, кого интересуют варианты по средней цене, можно рекомендовать шины 4х4 из представленных ниже вариантов.
Первое место — французская продукция Michelin Lalitude Cross. Это всесезонная модель, увидевшая свет в 2009 г. Относительно «старый» концепт успешно конкурирует с новыми технологиями производство, что обусловлено грамотной разработкой каждого элемента. Изделия предназначены для городских улиц и легкого бездорожья. Отличный выбор для тех, кто изредка выезжает на дачу либо загородный отдых. Резиновая смесь достаточно мягкая, а протектор с ассиметричным узором отвечает за хорошую сцепку с дорогой вне зависимости от погоды. К сожалению, для суровых зим такой вариант не подходит (застывают от мороза), поэтому под такие условия купите шины специального назначения с соответствующими свойствами.
Второе место — американские покрышки GoodYear Wrangler AT/SA. Отличный летний вариант с агрессивным дизайном. Ходовые качества вполне подходят для столичных дорог: нет шума во время разгона, отлично удерживается курс на сухой и мокрой трассе. В то же время высота и геометрия канавок отлично справляются с бездорожьем, выводят грязь из пятна контакта, и протектор самоочищается. С такой «обувкой» не страшны любые преграды, при этом цена средняя. Из недостатков можно отметить только один — на крутых поворотах немного ощущается инерционное стягивание из-за высокого протектора.
Замыкает тройку лидеров в этом рейтинге Nokian Nordman RS2 SUV — зимний вариант, который увидел свет в сезон 2015–2016. Автовладельцы и эксперты отмечают устойчивость к сносам на снегу, что обусловлено особой нарезкой протектора. К сожалению, на обледенелой трассе показатели слабые. Даже плавный поворот может привести к заносу, а если повысить скорость, последствия могут быть более серьезными.
Видео:В чем отличие шин для кроссоверов от легковых и внедорожниковСкачать
Покрышки для премиальных авто
Если стоит цель купить шины для кроссовера из премиального сегмента, лучшими в 2018 г., по отзывам и мнению экспертов, будут 3 представленных ниже модели.
Первое место по праву принадлежит японской модели Yokohama Geolandar SUV G055. Это всесезонный вариант, который дарит водителю уверенность на дороге вне зависимости от погоды. Японские разработчики учли все особенности русской зимы и создали практически идеальную модель. Крупный и глубокий узор протектора хорошо сцепляется с трассой в снег и дождь, мягко проходит неровности, быстро отводит воду из пятна контакта. Среди недостатков — застывание при суровых морозах (даже зимним моделям не удается этого избежать), а также слегка повышенный расход топлива.
Второе место занимает еще одна японская модель — Bridgestone Dueler H/P Sport. Этот летний вариант уже более 10 лет остается популярным, в том числе и в России. Водителей привлекает превосходная управляемость, стойкость к аквапланированию и долгий срок эксплуатации. Из недостатков можно упомянуть гул во время скоростной езды и небольшое скольжение при съезде с грязной дороги на асфальт.
Замыкает тройку победителей продукция из Германии — Continental ContiCrossContact LX 2. Модель создана с учетом особенностей российских дорог. Поначалу резиновая смесь кажется жесткой, но никаких проблем не создает. Автовладельцы отмечают отличное смягчение ударов при езде по разбитому дорожному полотну, а также комфорт передвижения по городу. Недостатки — отсутствие канавок для отвода воды из центра, а также «плавание» на больших скоростях.
Видео:Топ 10 летних шин для кроссоверов и внедорожников для всех типов дорог,для сезона 2022!Скачать
Особенности выбора
Выбирая покрышки, важно учесть несколько главных моментов — известность и надежность бренда, стоимость комплекта, типоразмер и назначение. Опытные водители рекомендуют не гнаться за низкой ценой, особенно если продукция поставляется неизвестными производителями. Из отечественных компаний можно доверять Омскому и Ярославскому шинным заводам. Среди зарубежных есть достаточно много отличных покрышек, но отдавать предпочтение самой дорогой стоит лишь при наличии лишних финансов. Иногда лучше купить 2 комплекта: один — для шоссе, второй — для бездорожья.
Конечно, важно учитывать сезон, поскольку универсальные варианты в условиях морозов в некоторых российских регионах не всегда проявляют себя надежно. Летние варианты из представленных выше обеспечивают хорошую скорость езды и эффективное торможение. Самыми «асфальтовыми» считают Dunlop SP Quattro Max, Bridgestone Dueler H/P 680, Continental ContiCrossContact. Среди всесезонных вариантов можно выбрать модели М+S, если речь идет о лете и теплой зиме. Для суровых морозов покупать стоит шипованные покрышки с цепляющимися кромками, крупным рисунком и широкими ламелями. Важно, чтобы резиновая смесь не дубела на холоде, иначе машина станет малоуправляемой, что приведет к ДТП. Экономить на зимних моделях категорически не рекомендуется. Консультируйтесь с профессионалами, приезжайте в шинный центр и заказывайте оптимальный вариант под конкретные условия.
🎬 Видео
Как выбрать ШИНЫ для ВНЕДОРОЖНИКА, кроссовера, SUV | Советы новичкамСкачать
ЛУЧШИЕ летние ШИНЫ для кроссоверов и внедорожников 2021 / Какие шины выбратьСкачать
ТОП зимней резины SUV | Шипованные шины для кроссоверов и внедорожников 2022Скачать
ТОП 5 ШИН ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКОВ АСФАЛЬТ/ТРАССА ALL TERRAIN 2020 (AT)Скачать
✅ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА? НАПРАВЛЕННЫЙ СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЧНЫЙСкачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Шина с индексом С - стоит ли брать для легкового авто?Скачать
Топ летних шин. 6 Легковых и Внедорожных Шин Yokohama в 2023 годуСкачать
Выбираем резину А/Т: обзор бюджетных китайских шинСкачать
ТОП-7. Лучших летних шин для кроссовера🚙Рейтинг 2024🏆Какие летние шины для кроссовера лучше?Скачать
Главные ошибки при выборе летних шин | Как правильно выбрать летние шиныСкачать
ТОП-7 /// ТЕСТ Зимних ШинСкачать
Лучшие АТ Шины Для КроссоверовСкачать
ТОП 10 Летних шин для Внедорожников от ПростоКолеса.РФСкачать