Шина fsb dmi что это такое

FSB — наверняка, многие пользователи не раз слышали о таком компьютерном термине. Это название носит один из важнейших компонентов материнской платы – системная шина.

Шина fsb dmi что это такое

Видео:03. Основы устройства компьютера. Память и шина. [Универсальный программист]Скачать

03. Основы устройства компьютера. Память и шина. [Универсальный программист]

Назначение шины FSB

Как известно, сердцем любого персонального компьютера является центральный процессор. Но не только процессор определяет архитектуру ПК. Она также во многом зависит и от используемого на материнской плате набора вспомогательных микросхем (чипсета). Кроме того, процессор не может функционировать и без внутренних шин, представляющих собой набор сигнальных проводников на системной плате. В функции шин входит передача информации между различными устройствами компьютера и центральным процессором. Характеристики внутренних шин, в частности, их пропускная способность и частота во многом определяют и характеристики самого компьютера.

Пожалуй, наиболее важной из шин, от которой больше всего зависит производительность компьютера, является шина FSB. Аббревиатура FSB расшифровывается как Front Side Bus, что можно перевести как «передняя» шина. В основные функции шины входит передача данных между процессором и чипсетом. Точнее говоря, FSB располагается между процессором и микросхемой «северного моста» материнской платы, где находится контроллер оперативной памяти.

Связь же между северным мостом и другой важной микросхемой чипсета, называемой «южным мостом» и содержащей контроллеры устройств ввода-вывода, в современных компьютерах обычно осуществляется при помощи другой шины, которая носит наименование Direct Media Interface.

Как правило, процессор и шина имеют одну и ту же базовую частоту, которая называется опорной или реальной. В случае процессора его конечная частота определяется произведением опорной частоты на определенный множитель. Вообще говоря, реальная частота FSB обычно является основной частотой материнской платы, при помощи которой определяются рабочие частоты всех остальных устройств.

В большинстве старых компьютеров реальная частота системной шины определяла и частоту оперативной памяти, однако сейчас память часто может иметь и другую частоту – в том случае, если контроллер памяти располагается в самом процессоре. Кроме того, следует иметь в виду, что реальная частота шины не эквивалентна ее эффективной частоте, которая определяется количеством передаваемых бит информации в секунду.

В настоящее время данная шина считается устаревшей и постепенно заменяется более новыми – QuickPath и HyperTransport. Системная шина QuickPath является разработкой фирмы Intel, а HyperTransport – компании AMD.

Front Side Bus в традиционной архитектуре чипсета

Видео:Частота процессора или частота системной шины?Скачать

Частота процессора или частота системной шины?

QuickPath

Шина QuickPath Interconnect (QPI) была разработана Intel в 2008 г. для замены традиционной шины FSB. Первоначально QPI использовалась в компьютерах на основе процессоров Xeon и Itanium. Разработка QPI была призвана бросить вызов уже использовавшейся в течение некоторого времени в чипсетах AMD шине Hypertransport.

Хотя QPI принято называть шиной, тем не менее, ее свойства существенно отличаются от свойств традиционной системной шины, и по своему устройству она представляет собой проводное соединение типа interconnect. QPI является неотъемлемой частью технологии, которую Intel называет архитектурой QuickPath. Всего QPI имеет в своем составе 20 линий данных, а общее количество проводников шины QPI равно 84. Как и Hypertransport, технология QuickPath подразумевает, что контроллер памяти встроен в сам центральный процессор, поэтому она используется лишь для связи процессора с контроллером ввода-вывода. Шина QuickPath может работать на частотах в 2.4, 2.93, 3.2, 4.0 или 4.8 ГГц.

Схема расположения QuickPath Interconnect

Видео:Проседает частота FSBСкачать

Проседает частота FSB

Hypertransport

Шина Hypertransport является разработкой AMD. Hypertransport имеет рабочие характеристики, сближающие ее с шиной QuickPath, но при этом она была создана на несколько лет раньше последней. Шину отличают оригинальные архитектура и топология, совершенно непохожие на архитектуру и топологию FSB. В основе шины Hypertransport лежат такие составные элементы, как тоннели, мосты, линки и цепи. Архитектура шины призвана исключить узкие места в схеме соединений между отдельными устройствами материнской платы и передавать информацию с высокой скоростью и небольшим количеством задержек.

Существует несколько версий Hypertransport, работающих на разной тактовой частоте – от 200 МГц до 3,2 ГГц. Максимальная пропускная способность шины для версии 3.1 составляет более 51 ГБ/с (в обоих направлениях). Шина используется как для замены шины FSB в однопроцессорных системах, так и в качестве основной шины в многопроцессорных компьютерах.

Схема расположения шины Hypertransport

Видео:Как работает компьютер? Шины адреса, управления и данных. Дешифрация. Взгляд изнутри!Скачать

Как работает компьютер? Шины адреса, управления и данных. Дешифрация. Взгляд изнутри!

Direct Media Interface

Пару слов стоит сказать и о такой разновидности системной шины, как Direct Media Interface (DMI). DMI предназначена для соединения между двумя основными микросхемами чипсета – северным и южным мостами. Впервые шина типа DMI была использована в чипсетах Intel в 2004 г.

Читайте также: Давление в шинах автомобиля низкопрофильной резины

Шина DMI имеет свойства архитектуры, объединяющие ее с такой шиной для подключения периферийных устройств, как PCI Express. В частности, DMI использует линии с последовательной передачей данных, а также имеет отдельные проводники для передачи и приема данных.

Место DMI (обозначена красным) в архитектуре компьютера.

Оригинальная реализация DMI обеспечивала передачу данных до 10 ГБит/c в каждом направлении. Современная же версия шины, DMI 2.0, может поддерживать скорость в 20 ГБ/c в обоих направлениях. Многие мобильные версии DMI имеют вдвое меньшее количество сигнальных линий по сравнению с версиями DMI для настольных систем.

Видео:Частота процессора, множитель и системная шинаСкачать

Частота процессора, множитель и системная шина

Заключение

Системная шина является своеобразной кровеносной «артерией» любого компьютера, обеспечивающей передачу данных от «сердца» материнской платы – процессора к остальным микросхемам материнской платы и, прежде всего, к северному мосту, управляющем работой оперативной памяти. В настоящее время в различных архитектурах материнских плат можно встретить как традиционную шину FSB, так и имеющие сложные топологии высокоэффективные шины Hypertransport и QPI. Характеристики, производительность и архитектура системной шины являются важными факторами, которые определяют потенциальные возможности компьютера.

Видео:Системная шина процессораСкачать

Системная шина процессора

Шина HyperTransport, DMI, QPI

Видео:Шина компьютера, оперативная память, процессор и мостыСкачать

Шина компьютера, оперативная память, процессор и мосты

HyperTransport

HyperTransport (HT) — это двунаправленная последовательно/параллельная компьютерная шина с высокой пропускной способностью и малыми задержками. Рабочая частота от 200 МГц до 3,2 ГГц. Ширина шины, от 2-х до 32 бит. 32-битная шина в двунаправленном режиме способна обеспечить пропускную способность до 51 600 Мбайт/с.

Версии шины HyperTransport.

ВерсииМаксимальная частота (МГц)Максимальная ширина (бит)Пиковая пропускная способность в оба направления (Гбайт/с)
1.08003212,8
1.18003212,8
2.014003222,4
3.026003241,6
3.132003251,6

Direct Media Interface (DMI) — последовательная шина, разработанная Intel для подсоединения южного моста материнской платы к северному мосту. В материнских платах для процессоров с разъемом LGA 1156 (Core i3, Core i5), со встроенным контроллером памяти. DMI используется для подсоединения чипсета непосредственно к процессору. Процессоры серии Core i7 для LGA 1366 подсоединяется к чипсету через шину QPI.

Intel QuickPath Interconnect (QuickPath, QPI) — последовательная шина типа точка-точка для соединения процессоров между собой и с чипсетом, разработанная фирмой Intel. Шина QPI создана для замены применявшейся ранее шины Front Side Bus, в ответ на разработанную фирмой AMD шину HyperTransport. Каждое соединение шины QPI состоит из пары односторонних каналов, каждый из которых физически реализован как 20 дифференциальных пар проводов. Пропускная способность одного канала составляет от 4,8 до 6,4 миллиарда передач в секунду. Одна передача содержит 16 бит, следовательно теоретическая суммарная пропускная способность одного соединения (в оба направления) — от 19,2 до 25,6 Гбайт/с, при этом один процессор может иметь несколько соединений.

Видео:✅ Как пользоваться DMI Tools, прописываем серийные номера в биосСкачать

✅ Как пользоваться DMI Tools, прописываем серийные номера в биос

Вы всё ещё меряете FSB сотнями?

Очень многие именно так и поступают последние 15-20 лет. Сотня или больше.

Что есть, Front Side Bus (FSB, системная шина)?
Шина, обеспечивающая соединение между x86/x86-64-совместимым центральным процессором и внутренними устройствами. Её опроная частота используется, с мультипликатором, процессором.

Весь инструментарий(я знаком с HwInfo64 и CPU-Z) именно на это (сотни) и заточен. Но вот, появился у меня процессор на котором я вижу частоту шины 25МГц.

И вроде все по честному, пару лет назад именно на них и перешли в АМД(Precision Boost), ими удобно точнее выставлять верхнюю границу рабочей частоты для ЦПУ. Но, тем не менее все (HwInfo64 и CPU-Z) продолжают показывать рабочую частоту исходя из 100МГц?! Поэтому мы видим очень подозрительную рабочую частоту ЦПУ. При заявленной 1500-1000МГц, процессор странным образом работает на 400-600МГц. Прокольчик.

Причем этот множитель влияет и на частоту работы памяти, по крайней мере на её отображаемые в тулсах параметры.

Само собой мысли сразу полетели в сторону ProcHot и ThermalThrottling. Но нет, с ними все было в порядке.

Обычно множители частоты целые, максимум чего можно было добиться это 0.5. Вот тут я и обратил внимание, что множитель какой то подозрительно дробный в CPU-Z. Видим и .2, и .3, и .4. В регистр управления такое не поместится. Значит этот множитеь не настоящий, а «синтетический». Не из железа он читается, а «магическим образом» высчитывается и подгоняется под нам всем любые 100МГц. Печально. И действительно, в документации все значения множителей у АМД целые, и опираются на 25МГц. И множители там куда выше, чем привязанные к сотке. Там и 90, и 130 встречаются. И это совсем не потолок.

Читайте также: Вес одного метра алюминиевой шины

Ладно бы, эти «фальшивые» цифры рабочих частот, были только на моем «железе». Но нет, они же вылазят и на референсных платах(Bilby) от АМД. А датой выхода, этих процессоров на рынок, был первый квартал 2020-го.

Причем тесты на производительность, не показывают проседания. Рабочая частота как и заявлено 1500-1000МГц.

Бардак с частотами дополняется тем, что в настройках процессора присутствуют все цифры частот и 25 и 100МГц. И даже немного больше))). Так, например, для REFCLK существует еще и частота 27 МГц. Причем она заявлена как активная на момент после RESET. Тем не менее, всё время в течении выполнения UEFI, активна частота 25МГц. Но фокус, в Виндовс, мы снова видим в регистрах… 27МГц!

Хотя, документация от АМД, это совсем другая история. У АМД на нее никогда времени не хватало. Имеем, что имеем. И тому радуемся.

Так о чем же была статья? А не поверите, хочу инструментарий показывающий правду о железе. Вот и на жизнь жалуюсь. Хотя с такой документацией, которой радуют процессоростроители, ждать его прийдется еще не один год. Или, может вы знаете такой инструментарий? Тогда делитесь ссылками в комментариях!

Видео:Частота процессора, множитель и системная шинаСкачать

Частота процессора, множитель и системная шина

Современные внутренние шины – смена приоритетов!

Среди наиболее динамично развивающихся областей компьютерной техники стоит отметить сферу технологий передачи данных: в отличие от сферы вычислений, где наблюдается продолжительное и устойчивое развитие параллельных архитектур, в «шинной» 1 сфере, как среди внутренних, так и среди периферийных шин, наблюдается тенденция перехода от синхронных параллельных шин к высокочастотным последовательным. (Заметьте, «последовательные» – не обязательно значит «однобитные», здесь возможны и 2, и 8, и 32 бит ширины при сохранении присущей последовательным шинам пакетной передачи данных, то есть в пакете импульсов данные, адрес, CRC и другая служебная информация разделены на логическом уровне 2 ).

1 Компьютерная шина (магистраль передачи данных между отдельными функциональными блоками компьютера) – совокупность сигнальных линий, объединённых по их назначению (данные, адреса, управление), которые имеют определённые электрические характеристики и протоколы передачи информации. Шины отличаются разрядностью, способом передачи сигнала (последовательные или параллельные), пропускной способностью, количеством и типами поддерживаемых устройств, протоколом работы, назначением (внутренняя, интерфейсная).

Шины могут быть синхронными (осуществляющими передачу данных только по тактовым импульсам) и асинхронными (осуществляющими передачу данных в произвольные моменты времени), а также могут использовать мультиплексирование (передачу адреса и данных по одним и тем же линиям) и различные схемы арбитража (то есть способа совместного использования шины несколькими устройствами).

2 Основным отличием параллельных шин от последовательных является сам способ передачи данных. В параллельных шинах понятие «ширина шины» соответствует её разрядности – количеству сигнальных линий, или, другими словами, количеству одновременно передаваемых («выставляемых на шину») битов информации. Сигналом для старта и завершения цикла приёма/передачи данных служит внешний синхросигнал. В последовательных же каналах передачи используется одна сигнальная линия (возможно использование двух отдельных каналов для разделения потоков приёма-передачи). Соответственно, информационные биты здесь передаются последовательно. Данные для передачи через последовательную шину облекаются в пакеты (пакет – единица информации, передаваемая как целое между двумя устройствами), в которые, помимо собственно полезных данных, включается некоторое количество служебной информации: старт-биты, заголовки пакетов, синхросигналы, биты чётности или контрольные суммы, стоп-биты и т. п. Но в свете последних достижений в «железной» сфере компьютерной индустрии малое количество сигнальных линий и логически более сложный механизм передачи данных последовательных шин оборачиваются для них существенным преимуществом – возможностью практически безболезненного наращивания рабочих частот в таких пределах, каких никогда не достичь громоздким параллельным шинам с их высокочастотными проблемами ожидания доставки каждого бита к месту назначения. Проблема в том, что каждая линия такой шины имеет свою длину, свою паразитную ёмкость и индуктивность и, соответственно, своё время прохождения сигнала от источника к приёмнику, который вынужден выжидать дополнительное время для гарантии получения данных по всем линиям. Так, к примеру, каждый байт, передаваемый через линк шины PCIExpress, для увеличения помехозащищённости «раздувается» до 10 бит, что, однако, не мешает шине передавать до 0,25 ГБ за секунду по одной паре проводов. Да, ширина последовательной шины на самом деле является количеством одновременно задействованных отдельных последовательных каналов передачи.

Читайте также: Трейд ин шин в челябинске

Все эти нововведения и смена приоритетов преследуют в конечном итоге одну цель – повышение суммарного быстродействия системы, ибо не все существующие архитектурные решения способны эффективно масштабироваться. Несоответствие пропускной способности шин потребностям обслуживаемых ими устройств приводит к эффекту «бутылочного горлышка» и препятствует росту быстродействия даже при дальнейшем увеличении производительности вычислительных компонентов – процессора, оперативной памяти, видеосистемы и так далее.

Видео:Как планомерно повышать напряжение и частоту fsb шины для разгона процессора через BIOSСкачать

Как планомерно повышать напряжение и частоту fsb шины для разгона процессора через BIOS

Процессорная шина

Любой процессор архитектуры x86CPU обязательно оснащён процессорной шиной. Эта шина служит каналом связи между процессором и всеми остальными устройствами в компьютере: памятью, видеокартой, жёстким диском и так далее. Так, классическая схема организации внешнего интерфейса процессора (используемая, к примеру, компанией Intel в своих процессорах архитектуры х86) предполагает, что параллельная мультиплексированная процессорная шина, которую принято называть FSB (Front Side Bus), соединяет процессор (иногда два процессора или даже больше) и контроллер, обеспечивающий доступ к оперативной памяти и внешним устройствам. Этот контроллер обычно называют северным мостом , он входит в состав набора системной логики ( чипсета ).

Используемая Intel в настоящее время эволюция FSB – QPB , или Quad-Pumped Bus, способна передавать четыре блока данных за такт и два адреса за такт! То есть за каждый такт синхронизации шины по ней может быть передана команда либо четыре порции данных (напомним, что шина FSB–QPB имеет ширину 64 бит, то есть за такт может быть передано до 4х64=256 бит, или 32 байт данных). Итого, скажем, для частоты FSB, равной 200 МГц, эффективная частота передачи адреса для выборки данных будет эквивалентна 400 МГц (2х200 МГц), а самих данных – 800 МГц (4х200 МГц) 3 .

3 Кстати, именно результирующей «учетверённой» частотой передачи данных (как и в случае с «удвоенной» передачей DDR-шины, где данные передаются дважды за такт) хвастаются производители и продавцы, умалчивая тот факт, что для многочисленных мелких запросов, где данные в большинстве своём умещаются в одну 64-байтную порцию (и, соответственно, не используются возможности DDR или QDR/QPB), на чтение/запись важнее именно частота тактирования.

В архитектуре же AMD64 (и её микроархитектуре K8), используемой компанией AMD в своих процессорах линеек Athlon 64/Sempron/Opteron, применён революционно новый подход к организации интерфейса центрального процессора – здесь имеет место наличие в самом процессоре нескольких отдельных шин. Одна (или две – в случае двухканального контроллера памяти) шина служит для непосредственной связи процессора с памятью, а вместо процессорной шины FSB и для сообщения с другими процессорами используются высокоскоростные шины HyperTransport. Преимуществом данной схемы является уменьшение задержек (латентности) при обращении процессора к оперативной памяти, ведь из пути следования данных по маршруту «процессор – ОЗУ» (и обратно) исключаются такие весьма загруженные элементы, как интерфейсная шина и контроллер северного моста.

Различия реализации классической архитектуры и АМD-K8

Различия реализации классической архитектуры и АМD-K8

Ещё одним довольно заметным отличием архитектуры К8 является отказ от асинхронности, то есть обеспечение синхронной работы процессорного ядра, ОЗУ и шины HyperTransport, частоты которых привязаны к «шине» тактового генератора (НТТ), которая в этом случае является опорной. Таким образом, для процессора архитектуры К8 частоты ядра и шины HyperTransport задаются множителями по отношению к НТТ, а частота шины памяти выставляется делителем от частоты ядра процессора 4

4 Пример: для системы на базе процессора Athlon 64-3000+ (1,8 ГГц) с установленной памятью DDR-333 стандартная частота ядра (1,8 ГГц) достигается умножением на 9 частоты НТТ, равной 200 МГц, стандартная частота шины HyperTransport (1 ГГц) – умножением НТТ на 5, а частота шины памяти (166 МГц) – делением частоты ядра на 11.

В классической же схеме с шиной FSB и контроллером памяти, вынесенным в северный мост, возможна (и используется) асинхронность шин FSB и ОЗУ, а опорной частотой для процессора выступает частота тактирования 5 (а не передачи данных) шины FSB, частота же тактирования шины памяти может задаваться отдельно. Из наиболее свежих чипсетов возможностью раздельного задания частот FSB и памяти обладает NVIDIA nForce 680i SLI, что делает его отличным выбором для тонкой настройки системы (разгона).

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    🔍 Видео

    Как работает процессор: частоты, шины и т.д.Скачать

    Как работает процессор: частоты, шины и т.д.

    Разгон системной шины на платформе AM4 - CPU fsb Overclock bclkСкачать

    Разгон системной шины на платформе AM4 -  CPU fsb Overclock bclk

    Шины ввода-выводаСкачать

    Шины ввода-вывода

    Диагностика DME MSD80 проверка функционирования шины D_BSDСкачать

    Диагностика DME MSD80 проверка функционирования шины D_BSD

    ISTA+ самостоятельная диагностика BMW на уровне дилера!Скачать

    ISTA+ самостоятельная диагностика BMW на уровне дилера!

    Что такое ШИМ? Как ШИМ регулирует яркость, температуру, обороты двигателя и напряжение? Разбираемся!Скачать

    Что такое ШИМ? Как ШИМ регулирует яркость, температуру, обороты двигателя и напряжение? Разбираемся!

    Лекция 281. Шина ISAСкачать

    Лекция 281. Шина ISA

    Разгон кольцевой шины и кэша L3 процессораСкачать

    Разгон кольцевой шины и кэша L3 процессора

    Код 28 — для устройства не установлены драйверы в Windows 10 и Windows 7 (решение)Скачать

    Код 28 — для устройства не установлены драйверы в Windows 10 и Windows 7 (решение)

    Системная шина персонального компьютера ISAСкачать

    Системная шина персонального компьютера ISA
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток