К этому типу относится шина Мамлока, которая состоит из литой металлической пластинки, плотно прилегающей к оральной поверхности и режущему краю передних зубов. Пластинка фиксируется на штифтах, вводимых в корневые каналы (рис. 175).
Шина обеспечивает хорошую иммобилизацию и удобна в эстетическом отношении. К недостаткам ее относится необходимость депульпирования зубов.
По последнему вопросу среди ученых нет единого мнения. Несмеянов, П. П. Львов, И. М. Оксман, А. Свраков считают, что депульпирование улучшает трофику пародонта и тем самым благоприятно сказывается на течение пародонтоза. В подтверждение этого они ссылаются на известный факт, что депульпированные зубы не поражаются пародонтозом.
А. А. Анищенко, А. И. Бетельман, Б. Боянов утверждают, что удаление пульпы не улучшает течение пародонтоза. Мало того, беспульповые зубы часто являются причиной хронических околоверхушечных очагов воспаления в периодонте, что представляет собой опасность для всего организма.
Мы считаем, что терапевтическое значение депульпирования преувеличено. Сосудистая сеть периодонта настолько значительна, что выключение пульпы мало изменит баланс его кровоснабжения.
При шинировании передних зубов могут применяться также блоки из спаянных вместе полных металлических штампованных коронок. Они дают наилучший шинирующий эффект из всех ныне известных шин и не требуют особо сложных манипуляций в полости рта. Края коронок не следует вводить в десневой карман, что оставит его свободным для медикаментозной терапии. Однако шинирующие аппараты в виде блока полых коронок неудобны в эстетическом отношении и по этой причине всегда вызывают возражения у большинства пациентов, особенно молодых. Более удобны в этом отношении комбинированные (с облицовкой из пластмассы) или пластмассовые коронки.
ПОСТОЯННОЕ ШИНИРОВАНИЕ.
Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время. Больной такими шинами пользуется постоянно.
В зависимости от топографии дефекта зубного ряда, распространенности и степени деструкции пародонта постоянные конструкции могут быть съемными, несъемными и комбинированными.
— Несъемные шины.
Несъемные протезы лучше, чем съемные фиксируют зубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Они обеспечивают надежное укрепление подвижных зубов, образуя из них блок, способный противостоять как единое целое горизонтальным и вертикальным силам, развивающимся при жевании. Они мало нарушают речь, и больные быстро привыкают к ним.
Главная проблема при изготовлении — обеспечение надежной фиксации шины или шины-протеза к шинируемому зубу. Конструкция должна быть достаточно жесткой и точно прилегать к протезному ложу, имеющему к тому же достаточную площадь контакта. Увеличить площадь контакта и повысить устойчивость к боковому сдвигу можно путем введения в конструкцию парапульпарных или внутриканальных штифтов. Наиболее надежной несъемной конструкцией следует признать такую, фиксирующим элементом которой является цельнолитая облицованная или необлицованная коронка («цельнолитые несъемные шины»). Жесткость цельнолитой коронковой шины-протеза зависит от материала, из которого изготовлена конструкция. Поперечное сечение конструкции (прямо пропорционально) и ее протяженность (обратно пропорционально). Повысить жесткость конструкции можно путем увеличения поперечного сечения, например, путем создания гирлянды с небной (язычной) поверхности. Для обеспечения необходимой жесткости конструкция дополняется небным бюгелем, укрепленным на Т-задвижках. Пазы под задвижки формируют в области вторых премоляров или первых моляров. Конструкцию ставят на временный цемент на срок до 3 месяцев, и если за этот срок окажется, что конструкция недостаточно жесткая (это проявляется сколами облицовки, расцементировками, обострением воспалительного процесса в пародонте), то необходимо переделать конструкцию.
К несъемным видам шин следует отнести спаянные экваторные (колпачковые) коронки, колпачковую шину Бынина, интердентальную шину нашей конструкции, колпачковую литую шину со штифтами при депульпированных зубах (рис. 51).
Рис. 51. Несъемные виды шин, применяемые для лечения пародонтоза.
Видео:Наложение ШинСкачать
1 — спаянные экваторные коронки; 2 — колпачковая шина.
Шины, состоящие из спаянных коронок, требуют значительной препаровки твердых тканей зубов, сложны при фиксации и травмируют десневой край. Спаянные экваторные коронки и колпачковые шины фиксируют на отдельных группах зубов, обеспечивая тем самым фронтальные или сагиттальные виды стабилизации.
Шина Когана. Разновидностью экваторной шины является конструкция Когана (рис. 52). На первом этапе изготавливаются экваторные коронки без препарирования зубов строго по их анатомической форме. В местах окклюзионного контакта с антагонистами, врачом непосредственно при приеме больного выпиливается часть жевательной поверхности. Автор рекомендует такие конструкции и при изготовлении шинирующих мостовидных протезов, усилив систему соединения литых искусственных зубов с коронками с помощью специальных литых накладок. Готовый протез фиксируется обычным способом.
Рис. 52. Шина Когана (объяснение в тексте)
Учитывая, что при генерализованном пародонтите отдельные виды стабилизации неэффективны, необходимо дополнительно применить съемную шину, состоящую из дуги и системы опорно-удерживающих кламмеров, создав тем самым стабилизацию по дуге в сочетании с парасагиттальной (рис. 53).
Рис. 53. Сочетание несъемной и съемной шин для стабилизации пи дуге и парасагнттальной стабилизации.
Используя несъемные звенья шины, следует решить вопрос о депульпировании зубов с целью предупреждения развития ретроградного пульпита.
Разработанная и применяемая интердентальная шина (рис. 54) в сочетании со съемной шиной обеспечивает перераспределение всех компонентов жевательного давления.
Рис. 54. Интердентальная шина (по Копейкииу В.Н.): а — вид шины с язычной стороны (1 — гантелевидная вкладка; 2 — положение вкладки в полости, сформированной на язычно-контактных поверхностях рядом стоящих зубов); б — полости, сформированные на боковых зубах под интердентальную шину
Шина представляет собой введенный с апроксимальных сторон двух соседних зубов гантелеобразный металлический штифт (можно применять крампоны фарфоровых зубов). Перед изготовлением шины тщательно проверяют окклюзионные контакты и в случае неравномерности их стачивают участки, блокирующие движение челюсти. По рентгенограмме определяют зоны безопасности твердых тканей с тем, чтобы при препаровке не вскрыть пульповую камеру. У передних зубов полости располагают с оральной стороны в зоне между режущим краем и зубным бугорком, но так, чтобы от режущего края до начала полости было не менее 2 мм. Это необходимо, чтобы сохранить достаточно прочный слой эмали, способный противостоять вертикальной нагрузке. У боковых зубов полость создают с жевательной поверхности, отступя 2—3 мм от апроксимального края, глубина ее не менее 2 мм. В центре полости алмазным бором (размер бора должен соответствовать размеру утолщения на штифте) делают углубление. Затем бором обратной конусности создают ровное основание полости с небольшим поднутрением. После препарирования полость должна иметь форму усеченной пирамиды, усеченная сторона которой выходит на окклюзионную поверхность. После создания полости в соседнем зубе их соединяют поперечным пазом. В полости для контроля вводят штифт.
Проводят кислотное травление эмали. Полость промывают, высушивают, обрабатывают адгезивом и заполняют композитом.
После отверждения проверяют окклюзионные контакты и приступают к созданию подобных полостей в других зубах, подлежащих включению в единый блок при помощи шины данного вида. Данный вид шины может быть дополнен и съемной шиной, обеспечивающей другие виды стабилизации (по дуге, парасагиттальная). Эффективным видом шины является несъемная шина Мамлока (рис. 55). Шина состоит из цельнолитых вкладок со штифтами. Вкладки целиком закрывают окклюзионную поверхность зубов, и для изготовления шины требуется препарирование этой поверхности. Кроме того, необходима предварительная девитализация зубов. Отсюда ясно, что этот вид шины может быть применен в случаях, когда показана девитализация зубов. При генерализованной форме пародонтита такая шина должна применяться в сочетании с другими шинирующими аппаратами, обеспечивающими стабилизацию зубного ряда по дуге.
Рис. 55. Шина Мамлока: а — вид подготовленных зубов; б — вид язычной поверхности шины; в — схематичное изображение шины па опорном зубе
Кольцевая шина. Состоит из спаянных колец, покрывающих зубы с вестибулярной стороны в виде полоски, и расположена в окклюзионной части коронки ближе к режущему краю (рис. 56). С язычной стороны кольцо расширяется и перекрывает зубной бугорок. Кольца, как правило, готовятся из штампованных коронок, однако вариантом подобной шины может быть цельнолитая конструкция. При подготовке зубов сошлифовываются межзубные контактные пункты на толщину штампованной коронки до нижнего края кольца. Для этого предварительно на диагностической модели химическим карандашом обозначаются границы колец, которые в последующем служат ориентиром при препарировании зубов. Сепарация контактных поверхностей, обращенных друг к другу, проводится на толщину двух колец. Режущий край оставляется открытым и это обстоятельство требует особой тщательности в определении показаний к применению этой шины. Выраженная вертикальная подвижность зубов, не закрытых со стороны режущего края, может быть причиной рассасывания цемента и нарушения фиксации шины. Кроме того, при резко выраженной анатомической форме нижних передних резцов требуется сошлифовывание довольно значительного слоя твердых тканей с контактных поверхностей до нижнего края кольца, что затрудняет восстановление контактных поверхностей на штампованной заготовке кольца и снижает точность прилегания кольца к поверхности зуба. Это также может быть причиной рассасывания фиксирующего цемента и развития кариеса.
Читайте также: Шина воротник штивв 01 инструкция
Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Технология шины заключается в следующем. В первое посещение после тщательного обследования и составления плана шинирования следует снять оттиски альгинатной массой для изготовления диагностических гипсовых моделей. В параллелометре определяется топография межевой линии, модели фиксируют в артикуляторе и наносят рисунок кольцевой шины. На этой же модели осуществляется фантомное препарирование шинируемых зубов. В следующее посещение под анестезией препарируют зубы, строго соблюдая границы фантомного препарирования. Для изготовления колец вновь снимают оттиск с помощью альгинатной массы. Снятие двойного оттиска у пациентов с заболеваниями пародонта может быть затруднено из-за подвижности отдельных зубов и опасности их удаления. По полученным оттискам отливают гипсовые рабочие модели, которые используют для изготовления штампованных заготовок будущих колец. Полученные штампованные коронки используют для изготовления колец, которые проверяют в полости рта больного и если они отвечают требованиям вместе с ними снимают оттиск для перевода колец на гипсовую модель. Перед снятием оттиска контактные поверхности обращенных друг к другу колец зачищают от окалины для последующей спайки колец на гипсовой модели без предварительного их снятия, что обеспечивает точность их взаимного расположения при изготовлении шины. Готовую шину после спайки колец подвергают отбеливанию, полируют и фиксируют в полости рта больного специальными цементами.
К недостаткам кольцевой шины относятся: 1 — нарушение эстетики естественных зубов, часть которых закрыта металлическим кольцом; 2 — наличие припоя нередко приводит к его окислению и изменению цвета в виде потемнения, особенно часто это наблюдается у пациентов с повышенной кислотностью желудочного сока; 3 — отсутствие шинирующего эффекта при вертикальной нагрузке; 4 — шина требует применения цементов, весьма устойчивых к воздействию ротовой жидкости (если это условие не соблюдается, возникает опасность поражения зубов кариесом и нарушения фиксации шины).
Рис. 56. Кольцевая шина: а — вид с губной стороны; б — вид с язычной стороны; в — общий вид кольца; г — схема подготовки зуба: пунктирная линия обозначает край кольца; слева показано чрезмерное удаление твердых тканей с контактной поверхности; справа — правильное препарирование, когда выступающие над нижней границей кольца твердые ткани удалены точно до обозначенной пунктирной линии; д, е — границы препарирования (вид спереди и сверху)
Полукольцевая шина. Конструктивно шина построена на том же принципе, что и кольцевая. Однако с целью повышения эстетических свойств шины средняя часть кольца с губной стороны удаляется и, таким образом, вестибулярная поверхность зуба в ее средней части освобождается от металла (рис. 57). Таким образом, на губной поверхности остаются короткие плечи в виде ленточных кламмеров, охватывающих зубы полностью с язычной стороны и частично с вестибулярной. Наилучший шинирующий эффект достигается при включении в шину полных опорных коронок, покрывающих крайние зубы — клыки. С технологической точки зрения шина наиболее практична при изготовлении цельнолитой конструкции, поскольку штампованные полукольца не обладают необходимой для шинирования жесткостью. Кроме того, в настоящее время появилась возможность покрывать литые полукольца декоративным материалом — керамикой, что делает шину весьма выгодной в эстетическом отношении.
Рис. 57. Полукольцевая шина: а — вид с вестибулярной стороны; б — вид с язычной стороны
Шина из полукоронок. Шина представляет собой блок спаянных или отлитых вместе полукоронок и отличается очень большим эстетическим эффектом (рис. 58). Однако шина до сих пор не нашла широкого применения в клинической практике из-за сложности подготовки шинируемых зубов. Дело в том, что создание параллельных пазов сразу на нескольких зубах без применения специального прибора — параллелометра невозможно. Ошибки в препарировании не позволяют изготовить точную конструкцию, беспрепятственно накладывающуюся на опорные зубы. Попытки применять эту шину без предварительного препарирования твердых тканей с помощью внутриротового параллелометра приводят к тому, что необходимая параллельность пазов на разных зубах отсутствует и врачу приходится исправлять этот недостаток на каркасе или дополнительно препарировать зубы, изменяя их направление и ширину. Это, в свою очередь, ведет к нарушению точности прилегания шины к опорным зубам, ослаблению фиксации и, следовательно, к снижению шинирующего эффекта. Если при этом неудачно выбран фиксирующий материал, то, преимущества этой конструкции шины резко снижаются.
Рис. 58. Шина из полукоронок: а — вид с язычной стороны; б — вид препарированного зуба; в — полукоропка на зубе; г, д — полукоронка, усиленная парапульпарными штифтами
Некоторые авторы предлагают комбинировать шину из полукоронок со штифтами. Последние обеспечивают более прочное крепление шины, особенно на зубах с низкими клиническими коронками. На клыках же, имеющих крупную клиническую коронку, можно использовать обычные полукоронки. Штифты располагают таким образом, чтобы два штифта находились вблизи режущего края и один — в области бугра зуба.
Вкладочные шины. Вкладочная шина представляет собой группу вкладок, объединенных в прочную конструкцию, располагающуюся на специально подготовленном ложе. На передних зубах вкладочную шину располагают на режущем крае и объединяют с полными коронками, укрепляемыми на клыках (рис. 60). Кроме коронок вкладочные шины можно укреплять штифтами, входящими в полость депульпированного зуба или расположенными в зонах безопасности живого зуба (рис. 61).
Протезирование вкладочными шинами осуществляется в следующем порядке. В первую очередь подготавливают опорные зубы и изготавливают полные металлические коронки. Проверяют их в полости рта и приступают к препарированию режущих краев передних зубов в соответствии с конструкцией выбранной вкладочной шины. При тонком режущем крае предпочтение следует отдать крышеобразной конструкции вкладки, поскольку в этом случае режущий край подготавливается на конус со скосами на губной и язычной поверхностях. При этом шина крышеобразно покрывает режущий край. Если по краю балки будет сформирован уступ, то появляется возможность облицевать шину керамикой, что делает ее весьма выгодной в эстетическом плане (рис. 60, б).
Рис. 60. Вкладочпые шины для передних зубов: а — общий вид вкладочной шипы; б — способы подготовки режущего края для вкладочной шины с облицовкой: 1 — крышеобразная форма при топком режущем крае; 2 — полость с продольным пазом при широком режущем крае; 3 — вкладка со штифтом
При широком режущем крае его сначала сошлифовывают на толщину балки, а затем формируют продольную ящикообразную полость или подготавливают каналы для штифтов, если из зубов удалена пульпа. Моделировка такой шины прямым способом затруднена, поскольку каналы будут приготовлены сразу в нескольких зубах. Получение же двойного оттиска в этом случае также представляет трудности, поскольку проснять каналы зубов одномоментно с помощью двойного оттиска также достаточно сложно. Образующиеся в каналах воздушные полости препятствуют прохождению оттискного материала.
Рис. 61. Вкладочная шина с парапульпарпыми штифтами: а — вид с язычной стороны; б — схематическое изображение вкладки и полости под нее
С целью получения точного двойного оттиска применют методику получения двойного оттиска типа «сендвич» с некоторыми дополнениями. В частности, для этого необходимо сначала высушить препарированные каналы зубов, приготовить для замешивания корригирующую пасту силиконового оттискного материала, а затем смешать базисную пасту с катализатором, основная порция базисной пасты укладывается на оттискную ложку, а небольшая часть используется для введения в каналы зубов. Причем базисная масса вводится в каналы под давлением пальца врача с небольшим избытком, что будет свидетельствовать о полном заполнении канала. Параллельно с этим ассистент врача замешивает корригирующую пасту, которую наносят сверху на базисную, размещенную в ложке с небольшим углублением по всей поверхности для создания наилучшей компрессии, и врач снимает общий оттиск. Таким образом, базисная паста, предварительно введенная в каналы зубов, прочно соединяется с материалом основного оттиска, находящегося в оттискной ложке. Рабочая модель, получаемая по такому оттиску, отличается высокой точностью и пригодна для изготовления самых сложных конструкций шин.
Видео:ПЕРЕЛОМ НЧ ДВУХЧЕЛЮСТНОЕ ШИНИРОВАНИЕСкачать
Читайте также: Как изменить частоту системной шины процессора
Вкладочные шины при достаточной устойчивости к прогибу обеспечивают надежную фиксацию подвижных передних зубов. На коренных же зубах вкладочные шины закрывают часть жевательной поверхности, и не являются, таким образом, полным ограничителем вертикальной подвижности для всей жевательной поверхности отдельных зубов. Это может быть причиной расцементировки вкладочной шины на отдельных зубах, особенно тех, которые имеют патологическую подвижность. Расцементирование в свою очередь ведет к появлению ретенционных пунктов для скопления пищи и развитию кариеса, сопровождающегося нередко появлением повышенной чувствительности к температурным раздражителям. Отдельные авторы для придания шине большей прочности соединения с зубом применяют для ее крепления штифты (шина Неймана, Бруна и др., рис. 62).
Рис. 62. Вкладочная шина на штифтах Неймана
Поскольку при пародонтозе зубы редко поражаются кариесом препарирование полостей для вкладок на жевательной поверхности моляров проводят без профилактического расширения. Если же при пародонтитах такая опасность существует, то следует проводить профилактическое расширение, которое несколько видоизменяет форму полости под вкладку, но принципиально не влияет на конструкцию шины в целом.
При шинировании боковых зубов И.М. Оксман предлагает комбинировать вкладочные шины с экваторными коронками. Последние готовят путем штамповки, а вкладочную шину отливают. Сначала опорные зубы готовят под экваторные коронки, снимают оттиски, отливают модели и изготавливают в лаборатории экваторые коронки. Готовые коронки проверяют в полости рта больного на опорных зубах. Затем коронки снимают и на середине жевательных поверхностей в переднезаднем направлении препарируют бором или диском линейную полость шириной 1-1,5 мм. После этого коронки вновь накладывают, окончательно препарируют полости для вкладки, заполняют их воском и моделируют вкладку. Оттиск снимают гипсом, получают модель, погружают ее в упаковочную массу и отливают вкладку вместе с коронками. Во время отливки коронки спаиваются с вкладкой. Сочетание штампованных экваторных коронок с вкладочной шиной сообщает шинирующей конструкции достаточно большую жесткость и таким образом улучшает ее лечебные свойства.
Шина Треймана. Для шинирования предложена литая металлическая накладка на язычную поверхность передних зубов, начинающаяся от зубных бугорков и закрывающая режущий край (рис. 63). Пластинка фиксируется на зубах с помощью привинчиваемых штифтов, проходящих через всю толщу зуба над ее полостью. Шина неоднократно модифицировалась (Витковски, Вольф, Вайгель, Бургес и др.). В частности, Хруска предложил шину на предварительно депульпированные зубы, состоящую из П-образных вкладок.
Шина Вайгеля. Однако, учитывая недостатки шин для депульпированных зубов, Вайгель (1937) разработал шину, состоящую из фрагментов, в частности, лингвальных частей искусственных коронок. Располагаясь на язычных поверхностях шина выходит на режущие края зубов и фиксируется с помощью небольших штифтов, расположенных в пределах зон безопасности резцов.
Шина Струнца. Несколько позже Струнц (1939) несколько видоизменил эту шину, добавив паз на режущем крае при препарировании зубов. Продольная балка в виде нескольких вкладок по режущему краю со штифтами заметно увеличили прочность всей конструкции (рис. 60, в).
Шина Курляндского. Сходная конструкция шины была предложена Курляндским В.Ю. Он предложил балку, расположенную по режущему краю шинированных зубов, укреплять на клыках полными коронками.
Как показали клинические наблюдения В.Н. Копейкина (1998), шина, объединяющая только группу резцов, неэффективна. Если пародонт клыков поражен на половину длины лунки, необходимо включить в шину один или два первых премоляра. Например, для шинирования резцов с атрофией пародонта 2-3 степени могут быть использованы несъемные шины любых конструкций, а также система спаянных коронок с облицовкой на всю группу передних зубов или цельнолитых вкладок со штифтами. По мнению автора, хороший клинический эффект дает применение съемной шины с литым многозвеньевым кламмером, перекрывающим режущие края передних зубов, или интердентальная шина.
Шина Бруна. С помощью этой шины рекомендуется проводить шинирование подвижных депульпированных зубов (рис. 64). Препарированию подлежат язычные поверхности передних зубов в области ее средней части. Сначала подготавливается общий паз на всех шинируемых зубах в виде ступеньки, а затем с помощью внутриротового параллелометра препарируются внутрипульпарные каналы. В них припасовывают стандартные штифты, соответствующие диаметру сверла, а каркас шины может быть отмоделирован непосредственно в полости рта с помощью специального моделировочного воска для вкладок (прямой способ). Высокая точность изготовления этой шины может быть достигнута посредством использования огнеупорной модели (обратный способ). Шина с эстетических позиций выгодно отличается от других конструкций тем, что при препарировании сохраняется режущий край и его вестибулярная стенка. Это делает шину весьма выгодной с точки зрения сохранения окклюзионных взаимоотношений, а также в эстетическом отношении.
К недостаткам же следует отнести наличие ретенционных пунктов в межзубных промежутках непосредственно под шиной, что может быть причиной развития кариеса.
Шина на штифтовой основе. Использование шинирующих элементов съемных шин привело к созданию несъемных конструкций в виде шины на штифтовой основе, состоящей из многозвеньевых кламмеров, окклюзионных накладок и фиксирующейся с помощью парапульпарных штифтов (рис. 65).
Рис. 65. Шина из многозвеньевых кламмеров с парапульпарными штифтами
Шина с перекидными отростками. Другой разновидностью подобной конструкции является шина с перекидными отростками (рис. 66) (Перзашкевич Л.М., 1985). Шина состоит из коронок, которые чаще всего готовятся на клыки или другие наиболее устойчивые зубы, и панцирной накладки, расположенной с язычной стороны передних зубов, с перекидными кламмерами в виде когтевидных отростков, перкидывающихся через режущий край на губную поверхность. Перекидные клам-меры не защищают резцы от вертикальной нагрузки и нарушают окклюзию и внешний вид естественных зубов, что делает шину невыгодной в эстетическом отношении.
Видео:Идем на снижение! Зачем нужна низкопрофильная резинаСкачать
Для устранения этих недостатков на режущем крае возможно формировать паз для перекидного ленточного кламмера, который можно облицовывать керамикой (рис. 66).
Рис. 66. Несъемная шина с перекидными отростками: а — в виде когтевидного отростка на губной поверхности передних зубов; б — в виде ленточного кламмера, перекидывающегося через режущий край в специально сформированной полости для сохранения окклюзиониых контактов естественных зубов
В настоящее время показания к использованию металлокерамических конструкций расширяются и металлокерамические протезы могут применяться при пародонтите легкой и средней степени. У металлокерамических протезов отмечен ряд положительных свойств:
1) биологическая инертность керамики (в отличие от пластмассы) исключает травмирование краевого пародонта;
2) на глазурованной поверхности металлокерамических протезов значительно менее благоприятные условия для образования бляшки.
Шина из полных коронок. Для иммобилизации подвижных боковых зубов широко используются полные коронки или экваторные, т.е. доходящие до экватора шинируемого зуба (штампованные, литые, комбинированные). Полные штампованные или литые коронки, обладая хорошими шинирующими свойствами, неэффективны в эстетическом отношении, а прилегая к больной десне могут отягощать ее состояние, препятствуя в то же время терапии десневого кармана. Поэтому, применяя полные коронки, необходимо край их несколько укорачивать так, чтобы избежать соприкосновения с десной. Полные искусственные коронки следует применять в тех случаях, когда соотношение вне- и внутриальвеолярной частей боковых зубов не нарушены. Для достижения хорошего эстетического результата предпочтение следует отдать металлоакриловым и металлокерамическим коронкам.
При увеличении высоты клинической коронки за счет атрофии альвеолярной части челюсти препарирование зубов под полные коронки становится проблематичным из-за необходимости стачивания очень большого слоя твердых тканей зуба. Дело в том, что при атрофии лунки и обнажении корня периметр клинической шейки зуба заметно суживается. Препарирование таких зубов под полные коронки без предварительного депульпирования становится практически невозможным, так как удаление большого слоя твердых тканей будет сопровождаться развитием асептического воспаления пульпы с последующим переходом в пульпит (рис. 67). Таким пациентам могут быть показаны экваторные коронки, создающие хорошую иммобилизацию в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и оставляющих в то же время открытым для консервативной и хирургической терапии зубодесневой карман.
Читайте также: 1017234 артикул шина всесезонная легковая 235 65r17 104t
Рис. 67. Особенности препарирования зубов под полные коронки: а — со здоровым пародонтом; б — с атрофией альвеолярной части (количество удаляемых твердых тканей зуба резко возрастает)
Область применения несъемных конструкций ограничена включенными дефектами. Опорный зуб должен быть достаточно устойчивый, иметь достаточно костной опоры. В противном случае показано изготовление съемной шинирующей конструкции (бюгельной). Она надежно шинирует зубной ряд в горизонтальной плоскости и обеспечивает любой вид стабилизации зубного ряда. Открытый маргинальный пародонт имеющихся зубов позволяет избежать травмирования десны в процессе пользования протезом. Недостаток состоит в том, что для фиксации зуба в вертикальном направлении одних цельнолитых кламмеров недостаточно. Решить данную проблему можно при помощи комбинированных протезов, т.е. протезов, в конструкции которых присутствуют как кламмерные фиксирующие элементы, так и замковые, телескопические.
Съемные шины
Шинирующие свойства съемных шин обеспечиваются различной комбинацией непрерывных опорно-удерживающих и перекидных кламмеров, а также разной формы окклюзионных накладок. Распространению их способствовала разработка методик параллелометрии, точного литья на огнеупорных моделях, применение хромокобальтовых сплавов и сплавов из благородных металлов.
Съемные шины могут применяться для шинирования одной какой-либо группы зубов или всего зубного ряда. При иммобилизации передних зубов шину желательно доводить до премоляров, а при шинировании боковых — до клыков.
Съемные шины могут включаться в конструкцию дугового протеза как его составляющая часть. Это шины-протезы:
1) шина типа непрерывного кламмера;
3) единая шина для всего зубного ряда.
Перераспределения вертикального компонента давления на группу зубов можно достигнуть, применяя съемную шину-бюгель. В такой шине многозвеньевой кламмер закрывает всю окклюзионную поверхность и режущий край и перераспределяет вертикальное давление, а вестибулярные отростки удерживают зубы от смещения в горизонтальной плоскости. Действие кламмера аналогично действию спаянных между собой колпачков или капп. Изготовление такой шины требует предварительного весьма незначительного сошлифовывания орального участка режущего края по типу подготовки его к покрытию полукоронкой.
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
При определении конструкции постоянной шины для шинирования функционально ориентированных групп зубов необходимо учитывать не только состояние пародонта шинируемых зубов, но и пародонта зубов-антагонистов, степень атрофии костной ткани, вид прикуса. Как правило, зубы, ограничивающие центральную часть шины, должны быть менее подвижны, с большими резервными силами пародонта, чем прочность пародонта зубов, включаемых в шину.
Изготовленная шина не должна увеличивать высоту нижнего отдела лица, так как в противном случае она может быть причиной перегрузки пародонта шинированных зубов и зубов-антагонистов, блокировать движения нижней челюсти, а с последним будут связаны перенапряжения жевательных мышц и височно-нижнечелюстных суставов.
Шины, изготовленные на отдельные группы зубов, могут быть связаны по дуге с помощью соединительных (ретенционных) кламмеров. Литые двухсторонние соединительные кламмеры могут объединять отдельные шины в блоки. Шины по дуге могут быть паянные или монолитные и состоять из колпачков и коронок.
При наличии всех зубов для их шинирования по дуге предложен ряд съемных шин с шинирующими элементами.
Е. И. Гаврилов (1970), В. И. Кулаженко (1975) и другие отмечают, что съемные шины имеют ряд преимуществ перед несъемными. Они сохраняют индивидуальные особенности каждого зуба, не требуют препарирования твердых тканей зубов, более гигиеничны, не препятствуют местному лечению и при необходимости легко могут быть исправлены или заменены. Основным недостатком съемных шин является то, что они не исключают воздействие жевательных сил в вертикальном направлении. Средний срок пользования съемной шиной составляет около трех лет, в то время как при пользовании несъемной шиной — он более 6—8 лет.
Л. С. Величко (1979) считает, что показаниями к применению съемных шин являются: горизонтальная подвижность зубов с отсутствием или наличием дефекта зубного ряда, с относительной равномерной резорбцией лунок в пределах 1/2 и даже больше, если нет вертикальной подвижности и силовое соотношение пародонта антагонирующих зубов находится в динамическом равновесии. По мнению автора, их следует применять для стабилизации зубного ряда по дуге независимо от величины и топографии дефекта.
В. Н. Копейкин (1980) отмечает, что при определении показаний к изготовлению съемных и несъемных шин следует учитывать индивидуальные особенности течения заболевания, величину резорбции тканей пародонта, степень подвижности зубов, топографию и размеры дефекта. Вероятно, при этом немаловажное значение имеет характер течения заболевания, локализация и степень тяжести процесса, деформация окклюзии, вид прикуса, возраст и психологический настрой больного.
В качестве шинирующих элементов в съемных шинах могут быть включены кламмеры Кеннеди, Роуча, Акера, Бонвиля, Рейхельмана, Джексона, захваты Гузикова, Эльбрехта, колпачки Нартымовой, окклюзионные накладки, продленные кламмеры и др. Важным при этом является то, чтобы шинирующие элементы не пружинили, не оседали, не травмировали маргинальный пародонт, придавали устойчивость зубам и исключали перегрузку пародонта. Подобные шины должны быть отлиты на огнеупорных моделях после разметки в параллелометре.
Цельнолитая шина Эльбрехта (1942) состоит из вестибулярного и орального многозвеньевого кламмера с перекидными и окклюзионными накладками в области боковых зубов, предупреждающими оседание шины, и с перекидными Т-образными захватами в области передних зубов (рис. 68). Недостаток шины в том, что она не придает устойчивость зубам при вертикальных нагрузках.
Рис. 68. Цельнолитая шина Эльбрехта.
Б. Н. Бынин (1951) предложил съемную многозвеньевую шину, которая охватывает зубы всей челюсти с вестибулярной и оральной сторон. По мнению автора, такая шина вполне отвечает всем требованиям, которые предъявляются к ней при иммобилизации зубов. А. Л. Грозовский (1951) модифицировал многозвеньевую шину, которая отличается от предыдущих тем, что оральная ее часть литая, а вестибулярная изгибается из проволоки, после чего обе части спаиваются (рис. 69). Кроме того, к шине припаивают окклюзионные накладки в области жевательных зубов.
Рис. 69. Шина Бынина-Грозовского.
Литая многозвеньевая шина может быть изготовлена с шинирующими денто-альвеолярными Т-образными кламмерами (В.Н. Копейкин, 1998).
Съемная шина с денто-альвеолярными кламмерами по В.Н. Копейкину. Съемная шина Эльбрехта была модифицирована В.Н. Копейкиным, который предложил для усиления ретенционных свойств и достижения лучшего эстетического эффекта использовать Т-образные кламмеры Роуча. Многозвеньевые кламмеры в этой конструкции опущены ниже десневого края и в виде дуги располагаются на скате альвеолярных отростков передних отделов челюстей с вестибулярной и язычной сторон. От них к каждому переднему зубу отходят Т-образные кламмеры, плечи которых располагаются в зонах поднутрения. Шина может быть рекомендована при устойчивых или подвижных 0-1 степени передних зубах, когда шинирующие свойства удерживающих Т-образных кламмеров не будут оказывать вредного воздействия на больной пародонт (рис. 70). Для этого необходимо размещать плечи Т-образных кламмеров таким образом, чтобы они находились вне зоны поднутрения. Фиксирующие свойства шины обеспечиваются за счет введения в зону поднутрения тех литых плеч кламмеров, которые расположены на устойчивых зубах с наименее пораженным пародонтом. Эта шина так же, как и все остальные цельнолитые конструкции, должна отливаться с использованием огнеупорных моделей.
Рис. 70. Съемная шина с дентоальвеолярными кламмерами по В.Н. Копейкину: а — шина па гипсовой модели; б — каркас шины с Т-образными кламмерами
При конвергировании зубов В. Ю. Курляндский (1956) рекомендует разборную многозвеньевую шину с замком на губной поверхности в области центральных резцов (рис. 71).
Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎬 Видео
Что внутри китайской и европейской шины? Пилим - и сравниваем!Скачать
Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
Перелом нижней челюстиСкачать
Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.Скачать
Как устанавливать асимметричные шины?Скачать
Изготовление шиныСкачать
Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать
Перелом челюсти, шинирование, на сколько больно?Скачать
Окклюзионные шины: когда их назначает ортодонт❓Скачать
ОККЛЮЗИОННАЯ ШИНА(ЦИФРОВАЯ СТОМАТОЛОГИЯ часть 4)Скачать
Монтаж шин и направление рисунка протектораСкачать
Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?Скачать
Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать
Чем красить буквы на колесе? Сделать ретро покрышки своими руками? Белая краска для шин DrRubber.Скачать