Шина нулевая диапазон сечений

Видео:СБОРКА ЩИТОВ нулевые шинкиСкачать

СБОРКА ЩИТОВ нулевые шинки

Конструктивные особенности и сфера применения нулевой шины

Шина нулевая — контактная колодка, предназначенная для электрического и механического подсоединения нулевых защитных «РЕ», рабочих «N» и фазных элементов сети. Используется для правильной организации проводки в распределительных щитах или распаячных коробках. Монтаж защитной системы проводится на DIN-рейке, электрическом щитке, угловых изоляторах.

Видео:Как присоединить проводники из меди и алюминия к оцинкованной шинеСкачать

Как присоединить проводники из меди и алюминия к оцинкованной шине

Почему применяются разные системы заземления

Шина нулевая диапазон сечений

Защитное заземление внешних металлических частей электротехнических приборов снижает риск поражения людей электрическим током при повреждении изолятора или прикосновении к оборванным проводам. Защитные функции заземления построены на двух принципах: снижение разницы потенциалов между заземляемыми и соседними проводниками, а также отвод тока утечки при взаимодействии фазного с заземляемым проводом. Нештатная ситуация сопровождается немедленным срабатыванием устройства защитного отключения — УЗО.

Видео:Важно при сборке электро щита !Скачать

Важно при сборке электро щита !

Для чего нужна нулевая шина

Шина нулевая диапазон сечений

Контактная колодка решает ряд задач:

  • Быстрое и надежное подключение одножильных, многожильных кабелей, питающих нагрузки. Шина допускает подключение максимум 40 линий сечением 3 мм.
  • Формирование неразрывной электрической цепи на отрезке «заземление – нагрузка».
  • Разделение проводов на защитное и рабочее заземление.
  • Улучшение эффективности распределительных щитов.

Отдельного внимания заслуживает возможность организации видимой клеммы при установке прибора с прозрачной крышкой, позволяющего заземлять и нейтрализовать проводники на соответствующих шинах.

Видео:Распределительный блок (РБД), Кросс модули, Шинки. Что, зачем, почему | KonstArtStudioСкачать

Распределительный блок (РБД), Кросс модули, Шинки. Что, зачем, почему | KonstArtStudio

Какими бывают нулевые шины

Нулевые шины для крепления на металлическую Дин-рейку, G-рейку или панель щита бывают изолированными и без дополнительной защиты. Изоляцией для клеммы служит плоская ПВХ основа или планка, оснащенная двумя полимерными «ножками» (например, ШНИ-6х9-6-У2-Ж от IEK). К изолятору брусок крепят по центру или по краям.

На участках, требующих дополнительной защиты или подключения нескольких проводников: N «ноль», PE «земля», PEN «земля-ноль» применим полимерный корпус, предложенный различными цветовыми решениями: голубым для нейтрали, желтым или зеленым для заземления.

Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать

Подключая автоматы гребенкой, знай об этом

Конструктивные особенности

Конструкция нулевой шины представлена металлическим бруском с отверстиями и зажимными контактами (болтами), повышающими безопасность разводки проводов. Функции проводников выполняют медные, бронзовые, латунные элементы, изолятором служит полиамид, не поддерживающий горение. Монолитное исполнение изделия упрощает обслуживание, повышает надежность фиксации.

Видео:Почему отгорает ноль в щите? Как это исправить? Как правильно подключить нулевой проводСкачать

Почему отгорает ноль в щите? Как это исправить? Как правильно подключить нулевой провод

Характеристики нулевых шин

Шина нулевая диапазон сечений

Пример использования кросс-модуля

Неизолированная шина нулевая со сторонами 6*9мм и 8*12мм, длиной 0,5 и 1 м отличаются двумя способами подсоединения проводников: по центру или краям изделия.

Шина нулевая изолированная с двумя полимерными «лапками» для крепления к щиту, питает провода через верхние, боковые отверстия. Размеры брусков (ширина/высота): 6*9 и 8*12 мм.

Шина нулевая HCD имеет универсальные крепления: на Din-рейку и поверхность щитка одновременно. Базовые размеры металлического бруска 6*9 мм и 8*12мм.

Нулевая шина с изолятором CD крепится на Din-рейку по центру изделия. Размеры клеммы 6*9мм, 1 м.

Кросс-модуль представлен нулевой рейкой в корпусе для монтажа в щиток или 2-4 проводниками в полимерной коробке, фиксируемой на DIN-рейке или плоской поверхности через отверстия на задней панели. Устройство содержит отверстия различных диаметров, позволяя подключать провода соответствующих сечений.

Допустимый ток для использования кросс-модуля в электросети 100-125 А, номинальное напряжение 500В.

Видео:Как выбрать номинал автомата по сечению кабеля ? | KonstArtStudioСкачать

Как выбрать номинал автомата по сечению кабеля ? | KonstArtStudio

Правила установки

Монтаж простейшей клеммы к щитку выполняют закрытым и открытым способом. Первый вариант предупреждает злонамеренную порчу шины мощных или важных устройств, второй метод применим при отсутствии риска повреждения аппарата. Нулевые колодки с винтовыми соединениями фиксируют к распределительному щитку на DIN рейке, дополнительной изоляции для заземления не предусмотрено.

Читайте также: Рено каптур 2021 размер шин

Сечение нулевых и фазных проводников является одинаковым. Аналогичное требование предъявляется к параметрам шины: действительным сечением считается размер наиболее тонких участков. При объединении группы проводников земли и нуля конечные потребители после разделения ввода «PEN» подключают к разным шинам: PE и N.

Допустимый диапазон внешней температуры для монтажа проводников -40…+50°С, относительная влажность — 90 %. Номинальное напряжение на линии — более 400В.

Видео:Главная заземляющая шина, система уравнивания потенциаловСкачать

Главная заземляющая шина, система уравнивания потенциалов

Как быть, если нет нужных нулевых шин в наличии

Часто распределительные шкафы импортного производства (ABB Mistral) комплектуются одной шиной «N» и «P», а если электрик планирует заземлять три УЗО, ему потребуется 3 маленькие колодки вместо одной большой. Поскольку размеры фирменных щитков, изолированных коробок исключают размещение обычных шин, монтажникам приходится распиливать существующую планку или покупать по индивидуальному заказу. Погрузив полученные изделия в пластиковый корпус, остается проверить устойчивость крепления латунных отрезков.

Видео:10 советов начинающим электрикамСкачать

10 советов начинающим электрикам

Блокнот проектировщика
(электрика и связь)

Из-за недостатка технической информации проектировщику зачастую приходится самостоятельно делать выбор в пользу того или иного оборудования. Ему приходится самостоятельно проводить необходимые при проектировании электроустановки расчеты, беря на себя ответственность за последствия своего выбора. Например, возьмем нулевую шину. Правильный выбор этой незначительной, на первый взгляд, части электрощита имеет важное значение для надежной и безопасной работы всего электрооборудования.

В настоящее время в низковольтных комплектных устройствах (НКУ) широкое распространение получили сборки (сборные шинки) на базе латунных и бронзовых шин прямоугольного сечения (шины «0»), которые могут устанавливаться непосредственно на корпус НКУ, на стальные скобы, угловые изоляторы и изоляторы для установки на DIN-рейку. Предлагаемая изготовителями номенклатура этих шин вполне достаточна для удовлетворения запросов потребителей. Основное применение таких шин – сборки N, PE в НКУ и сборки систем уравнивания потенциалов, в том числе – главные заземляющие шины (ГЗШ) в небольших электроустановках жилых и общественных зданий. Практика показала достаточную надежность этих шин, удобство монтажа и эксплуатации, особенно при установке на DIN-рейку сбоку от модульной аппаратуры. Однако в практике проектирования НКУ с такими шинами обнаружилась следующая проблема.

В техническом циркуляре Росэлектромонтажа № 6/2004 «О выполнении основной системы уравнивания потенциалов на вводе в здания» содержится требование соответствия минимального эквивалентного (то есть приведенного к проводимости материала присоединяемых жил) сечения шины РЕ (и, соответственно, ГЗШ) сечению присоединяемых жил проводов (кабелей). Аналогичное требование содержится также в п. 1.7.119 и в табл. 1.7.5 ПУЭ (7-е издание). Однако в каталожных материалах изготовителей данные об эквивалентном сечении шин отсутствуют; указываются лишь габаритные размеры шин, количество присоединяемых жил и диапазон их сечений, способ крепления к корпусу НКУ. Отдельные производители также указывают максимально допустимые токи нагрузки и/или предельно допустимый ток короткого замыкания. Можно найти и весьма общую характеристику материала шины (например, никелированная латунь или высококачественная электротехническая бронза – без указания удельной проводимости или хотя бы марки по ГОСТ).

Таким образом, проектировщики оказываются перед выбором: самостоятельно рассчитывать эквивалентное сечение применяемых шин, применять шины без расчета или использовать альтернативные технические решения.

Для расчета эквивалентного сечения шины необходимо знать не только ее геометрические размеры (габариты поперечного сечения, диаметр отверстий для присоединяемых жил и прижимных винтов), но и удельную проводимость материала (латуни или бронзы соответствующей марки), которая, в свою очередь, существенно зависит от химического состава сплава и характера термообработки металлопроката. Например, удельная проводимость электротехнических бронз может составлять от 95% проводимости электротехнической меди (отожженная кадмиевая бронза) до 10% (оловяно-фосфористая бронза). Недоступность достоверных сведений об удельной проводимости материала шин, выпускаемых конкретным производителем, делает возможность самостоятельного расчета эквивалентного сечения шин проектировщиками чисто гипотетической. Ситуация еще более осложняется тем, что в нормативных документах явно не указано, какое поперечное сечение шины является нормируемым: наименьшее геометрическое (с учетом уменьшения за счет отверстий) или усредненное по длине (среднее квадратическое). Решение последнего вопроса зависит от того, какой электрический режим принят расчетным для нормирования указанного сечения: режим относительно длительной (5 мин. и более) перегрузки по току (тогда перегрев в наиболее узком месте шины снижается за счет теплопроводности в продольном направлении) или режим короткого замыкания (тогда тепловые процессы из-за их кратковременности можно с достаточной точностью считать адиабатическими и локализованными в самом узком месте шины). Из анализа нормативных документов и каталогов различных производителей можно сделать вывод, что расчетным является режим короткого замыкания. Соответственно, нормируется поперечное сечение шины в наиболее узком ее месте. Но для корректного применения в проектной практике этот вывод должен быть подтвержден органом, имеющим соответствующую компетенцию.

Читайте также: Шины кама 217 в туле

В случае применения шин без проверки на соответствие требованию по эквивалентному сечению проектировщик принимает на себя дополнительную ответственность за возможные последствия в аварийных ситуациях, включая несчастные случаи с людьми, что вряд ли можно признать разумным и обоснованным. Поэтому опытный проектировщик постарается избежать столь щекотливой ситуации и предпочтет принять иное, пусть и менее экономичное, но более безопасное в правовом отношении техническое решение. Таким образом, для проектировщиков было бы весьма удобно иметь официальные данные о том, какому сечению присоединяемой жилы соответствует нормируемое поперечное сечение той или иной применяемой шины, а тот производитель, который предоставит им дополнительные удобства, получит, в свою очередь, дополнительные конкурентные преимущества.

Чтобы проверить, действительно ли актуальна затронутая проблема, рассмотрим в качестве примера нулевую шину одного из российских производителей. Материал (согласно каталогу) – высококачественная электротехническая бронза. Габариты поперечного сечения (ширина х высота) – 6х9 мм. Прижимной винт – М4. Диаметр отверстия под присоединяемые жилы – 6 шт. по 4 мм, 2 шт. по 5,2 мм (по краям шины). Максимальное сечение присоединяемой жилы – 10 и 16 мм 2 соответственно.

Наименьшее поперечное сечение определим в диаметральной плоскости свободного отверстия диаметром 4 мм под отходящую жилу сечением до 10 мм 2 в предположении, что прижимной винт в отверстие не ввернут (случай, достаточно часто встречающийся в практике монтажа и эксплуатации) (см.рис.1).

Шина нулевая диапазон сечений

Согласно приведенному рисунку площадь поперечного сечения шины с учетом треугольного профиля метрической резьбы, нарезанной в отверстии под прижимной винт, составляет:

6 x 2,5 + 2 x (1 x 2,5 + 0,5 x 0,3 x 2,5) = 20,75 мм 2 .

Чтобы рассчитанное по рис. 1 наименьшее сечение рассматриваемой шины соответствовало по проводимости присоединяемой медной жиле сечением 10 мм 2 , удельная проводимость материала шины должна быть не менее 48 процентов проводимости электротехнической меди. Однако следует отметить, что расчет был выполнен по каталожным данным производителя. В то же время, в распоряжении автора имеется экземпляр рассматриваемой шины той же торговой марки, у которой диаметр отверстий под присоединяемые жилы составляет не 5,2 и 4 мм, а соответственно 6 и 4,3 мм. При этом фактическое наименьшее попереч ное сечение шины оказывается несколько меньше рассчитанного по каталожным данным, а именно:

Читайте также: Что такое драйвер шины microsoft uaa для high definition audio

6 x 2,35 + 2 x (1 x 2,35 + 0,5 x 0,3 x 2,35) = 19,5 мм 2 .

Таким образом, если принимать в расчет не каталожные, а фактические геометрические параметры изделия, то относительная удельная проводимость его материала должна быть не менее 51 процента.

Шина нулевая диапазон сечений

Если ориентироваться на справочные данные из литературы по электротехническим материалам, этому требованию отвечают твердые кадмиевые (0,9% Cd) и оловянно-кадмиевые (0,8% Cd и 0,6% Sn) бронзы с относительной удельной проводимостью 83-90 и 50-55 процентов соответственно. Аналогичные по химсоставу отожженные бронзы имеют удельную проводимость примерно на 5 процентов выше, но при этом прочность нарезанной в них резьбы в 2,5-3,4 раза ниже по сравнению с твердыми. Оловянно-алюминиевые (2,5% Al и 2% Sn) и оловянно-фосфористые (7% Sn и 0,1% P) бронзы имеют относительную удельную проводимость 15-18 и 10-15 процентов соответственно, поэтому для изготовления рассматриваемой шины непригодны. Аналогично непригодна для изготовления шины с такими геометрическими параметрами и эксплуатационными характеристиками латунь (30% Zn), поскольку ее относительная удельная проводимость составляет лишь 25 процентов. В случае же применения латунных шин (например, торговой марки ЭКФ) сечение присоединяемых медных жил должно быть ограничено величиной 4 мм 2 .

В приведенном примере рассматривался вариант присоединения к шине медных жил. При присоединении алюминиевых жил требования к эквивалентному сечению и, соответственно, к удельной проводимости материала шины, снижаются в 1,63 раза. Однако этот вариант практического значения не имеет, поскольку применение проводов и кабелей с алюминиевыми жилами сечением менее 16 мм 2 в настоящее время резко ограничено, а для присоединения жил большего сечения используются другие конструкции шин.

  1. Для корректного применения рассматриваемых нулевых шин в НКУ и в качестве отдельно устанавливаемых шин систем уравнивания потенциалов изготовителям следует дополнительно указывать в каталожных материалах эквивалентное сечение шин (по меди) для каждого их типоисполнения.
  2. Службам технического контроля предприятий-изготовителей шин следует осуществлять жесткий входной контроль качества каждой партии цветного металлопроката, применяемого для изготовления шин, поскольку даже незначительные отклонения в химсоставе сплава существенно влияют на его электрические характеристики.
  3. При изготовлении рассматриваемых шин из латуни их поперечные сечения следует увеличивать, по сравнению с аналогичными бронзовыми, примерно в два раза.
  4. При отсутствии каталожных данных по эквивалентному сечению шин или иных гарантий изготовителя можно рекомендовать, при необходимости присоединения к рассматриваемым шинам медных жил сечением свыше 4 мм 2 , применение сборок из сдвоенных шин (см. рис. 2). Такое техническое решение, кроме практически гарантированного выполнения требований к эквивалентному сечению шинной сборки, дополнительно обеспечит также повышенную надежность контактных соединений, что немаловажно в линиях N (линиях рабочего нуля) с длительно протекающими рабочими токами, близкими к максимально допустимым по условиям нагрева, особенно в электроустановках медицинских учреждений с круглосуточным пребыванием пациентов.

Лев ЛЕРМАН
инженер-электрик, независимый специалист
Нижний Новгород
Вестник ИЭК. март-май 2009

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    💥 Видео

    Кросс-модуль | Распределительный блок применение. Что такое кросс-модуль?Скачать

    Кросс-модуль |  Распределительный блок применение. Что такое кросс-модуль?

    Выбор вводного кабеля по сечениюСкачать

    Выбор вводного кабеля по сечению

    Коммутация в щите через распред блоки. для каких целейСкачать

    Коммутация в щите через распред блоки. для каких целей

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТГОРЕЛ НУЛЕВОЙ ПРОВОД В ЭЛЕКТРО ЩИТКЕ?!Скачать

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТГОРЕЛ НУЛЕВОЙ ПРОВОД В ЭЛЕКТРО ЩИТКЕ?!

    нулевая шина на две группыСкачать

    нулевая шина на две группы

    Установка нулевой шиныСкачать

    Установка нулевой шины

    Искрит шина заземления. Почему? #Shorts #молниеносный #энерголикбезСкачать

    Искрит шина заземления. Почему? #Shorts #молниеносный #энерголикбез

    Монтаж электрощитка. Как не надо делать!Скачать

    Монтаж электрощитка. Как не надо делать!

    Исправляем ошибки в квартирном щиткеСкачать

    Исправляем ошибки в квартирном щитке

    Как правильно подключить УЗОСкачать

    Как правильно подключить УЗО

    Сборка электрощита для квартиры и дома своими руками. Как самому собрать электрический щит.Скачать

    Сборка электрощита для квартиры и дома своими руками. Как самому собрать электрический щит.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток