Во время первой мировой войны для лечения раненых с челюстно — лицевыми повреждениями С.С. Тигерштедтом (зубным врачом русской армии, г. Киев) в 1915 г были предложены назубные алюминиевые шины, которые используются по настоящее время в виде гладкой шины — скобы, шины с распоркой (распорочным изгибом) и двучелюстных шин с зацепными петлями и межчелюстной тягой (рис. 18.4.3).
Гладкая шина — скоба используется при линейных переломах нижней челюсти, расположенных в пределах зубного ряда (от центральных резцов до премоляров), при переломах альвеолярного отростка верхней и нижней челюстей (на неповрежденном участке челюсти должно быть не менее 3-х устойчивых зубов с каждой стороны), при переломах и вывихах зубов.
Техника изготовления шины следующая:
— из отожжённой алюминиевой проволоки толщиной 1,8-2 мм, при помощи крампонных щипцов, по зубной дуге изгибают шину (рис. 18.4.4) проводят лигатуры (из бронзо — алюминиевой проволоки) в межзубные промежутки, охватывая каждый зуб с язычной или небной стороны и отгибают медиальный конец проволоки вверх, а дистальный вниз (чтобы дифференцировать медиальные концы лигатур, расположенных между центральными резцами, которые обе загнуты кверху, нужно один конец проволоки с левой или правой стороны всегда загибать вниз);
— после того, как шина уложена на зубной ряд, концы проволочных лигатур скручивают между собой (медиальный конец с дистальным), обрезают скрученные лигатуры, оставляя свободный конец длиной до 5 мм и подгибают их в межзубной промежуток в медиальную сторону (по направлению к средней линии).
Шину с распоркой (рис. 18.4.3-6) изготавливают в тех же случаях, что и гладкую шину. Показанием для ее изготовления является отсутствие одного или нескольких зубов в месте перелома или при имеющемся дефекте костной ткани. Распорочный изгиб располагается всегда только в участке перелома челюсти. Края распорочного изгиба упираются в соседние зубы (во избежание смещения отломков), а глубина его должна соответствовать ширине боковой поверхности зуба, расположенного по краю дефекта.
Шина с зацепными петлями (рис. 18.4.5) накладывается на обе челюсти. Показанием для ее изготовления являются переломы нижней челюсти в пределах зубного ряда или за его пределами как без смещения отломков, так и с их смещением, а также при переломах верхней челюсти (в последнем случае обязательно дополнительно накладывается теменно — подбородочная повязка или стандартная подбородочная праща и головная шапочка).
На каждой алюминиевой шине делают по 5-6 зацепных крючков (петель), которые располагают в области четных зубов (второго, четвертого и шестого). Длина петель около 3-4 мм и они находятся под углом 35-40° к оси зуба. Шины укрепляют к зубам ранее описанным способом (см. технику изготовления шин). На шине, укрепленной на верхней челюсти, петли (крючки)направлены кверху, а на нижней челюсти — вниз. На зацепные петли надевают резиновые кольца (нарезают их из резиновой трубки диаметром около 8 мм). Подтягивать лигатурные проволоки нужно каждые 2-3 дня, а также каждые 5-6 дней (или по мере необходимости) требуется менять резиновую тягу.
Читайте также: Шины летние pirelli formula energy 195 60 r15 88v
Для изготовления назубных шин необходимы следующие материалы:
— алюминиевая проволока диаметром 1,8-2 мм и длиной 12-15 см (в случае большой жесткости ее необходимо прокалить и медленно охладить);
Видео:Наложение ШинСкачать
— бронзо-алюминиевая проволока диаметром 0,5-0,6 мм или проволока из нержавеющей стали диаметром 0,4-0,5 мм; инструменты: крампонные щипцы, анатомический пинцет, кровоостанавливающий зажим Бильрота (без зубчиков) или Кохера (с зубчиками), зуботехнические ножницы для резания металла, напильник.
Общие правила при наложении назубных шин:
— подкожно вести 0,5 мл 0,1 % раствора атропина для удобства работы в связи с уменьшением саливации;
— выполнить местное обезболивание, лучше проводниковое;
— начинать изгибание шины с левой стороны челюсти больного (для левшей — с правой); некоторые авторы рекомендуют начинать изгибание шины со стороны перелома;
— шину изгибать пальцами левой руки, удерживая проволоку в правой руке крампонными щипцами (для левшей — наоборот);
— крампонные щипцы располагать на границе проволоки (заготовки) и изогнутого участка шины, предохраняя его от деформации;
— после примерки шины к зубам изгибать ее только вне полости рта;
— изготовленная шина должна обязательно прилегать к каждому зубу хотя бы в одной точке и располагаться междудесневым краем и экватором зуба;
— шину зафиксировать к каждому включенному в нее зубу лигатурной проволокой;
— закручивать лигатурную проволоку только в направлении движения часовой стрелки (так договорились все врачи).
Правильно изготовленная шина должна:
— располагаться в области шеек зубов;
Видео:Изготовление крепёжных, зажимных пластин для стремянок.Скачать
— повторяя кривую зубного ряда;
— ложиться на десневые сосочки и травмировать их.
Это обеспечивает преемственность при уходе за шиной, подтягивании и ослаблении лигатуры.
Начинают изготовление шины с изгибания большого зацепного крючка или зацепного шипа. При изгибании шины алюминиевую проволоку фиксируют крампонными щипцами, а изгибают ее, прижимая проволоку пальцами к щечкам щипцов, чтобы избежать деформации подогнанного к зубам участка шины. Во рту шину примеряют, а изгибают ее вне рта больного. Для примерки изогнутого участка шины его прикладывают к зубам пациента и фиксируют пальцами правой руки в области большого зацепного крючка или зацепного шипа, т.е. в участке уже изготовленной шины.
Это условие весьма существенно. Нельзя примерять шину, удерживая ее за выступающий изо рта участок проволоки, так как это приводит к неправильному размещению шины на зубах. Изготовив шину на одну половину челюсти, переходят к ее изгибанию на другой половине. При этом длинный конец проволоки заготовки необходимо отогнуть на 180°, оставляя ее кусок, достаточный для изготовления второй половины шины.
Проволочные шины
Индивидуальные шины внелабораторного изготовления.
Проволочные назубные шины С.С.Тигерштедта. (1916)
Существует пять основных видов этих шин: а) гладкая шина-скоба, б) шина с распорочным изгибом, в) шина с зацепными петлями, г) шина с наклонной плоскостью, д) шина с опорной плоскостью. Для изготовления назубных шин необходимы: алюминиевая проволока диаметром 1,8-2,0 мм и длиной 12-15 см. или проволока из нержавеющей стали диаметром 1,3-1,5 мм, для фиксации шин применяется бронзово-алюминиевая лигатурная проволока диаметром 0,5-0,6 мм или полиамидная нить. Недостатком проволочных назубных шин является невозможность применения их в случае глубокого прикуса с отвесным или ретрузионным положением зубов.
Читайте также: Шина itp terra hook 27x9r 14
1 Гладкая шина-скобаможет быть использована для лечения переломов нижней челюсти при условии, что на большем отломке находится не менее 4, а на меньшем – не менее 2 устойчивых зубов. При этом зубы, находящиеся в щели перелома в расчет не берутся.
1) односторонний линейный перелом нижней челюсти, расположенный в пределах зубного ряда, без смещения или с легко вправимыми отломками в пределах фронтальной группы зубов;
2) переломы альвеолярной части нижней челюсти и альвеолярного отростка верхней челюсти;
Видео:ТигерштедтаСкачать
3) переломы и вывихи зубов, когда с двух сторон на неповрежденных участках челюсти имеются устойчивые зубы;
4) шинирование зубов при остром одонтогенном остеомиелите и пародонтите.
5) для профилактики патологического перелома нижней челюсти, перед проведением операций секвестрэктомии, цистэктомии, цистотомии, резекции части челюсти и др.;
6) неполные переломы (трещины) нижней челюсти.
2. Шина с распорочным изгибом в области дефекта зубного ряда.
Односторонний перелом нижней челюсти без смещения или с легко вправимыми отломками, если щель перелома проходит через альвеолярную часть, лишенную зубов.
3.Шина с зацепными петлями.
Варианты зацепных петель а) по Рауэру под углом 90°, б) по Лимбергу под углом 45°
1) переломы нижней челюсти за пределами зубного ряда;
2) переломы нижней челюсти в пределах зубного ряда при наличии на большем отломке 4-х, а меньшем – 2-х устойчивых зубов;
3) переломы нижней челюсти с трудно вправимыми отломками, требующими вытяжения;
4) двусторонние, двойные и множественные переломы нижней челюсти;
5) легко вправимый перелом верхней челюсти по нижнему, среднему, реже верхнему типу с незначительным смещением отломков (с обязательным использованием подбородочной пращи и резиновой прокладки в области коренных зубов);
6) одновременные переломы верхней челюсти и нижней челюсти (дополняется подбородочной пращей).
Видео:Снятие шины Тигерштедта в домашних условияхСкачать
4.Шина с наклонной плоскостью.
1) при значительных дефектах нижней челюсти в результате травматического остеомиелита, огнестрельного ранения или после операций по поводу резекций. Предотвращает смещение отломка в сторону полости рта, устанавливая его в правильном артикуляционном соотношении с противоположным зубным рядом.
2) переломы в области восходящей ветви.
5. Шина с удерживающей плоскостью.
Показания к применению: на верхнюю челюсть для удержания тампонов, лоскутов мягких тканей неба при повреждениях или в послеоперационный период.
Метод Бетельмана А.И. и Фиделя М.П.
Метод представляет собой модификацию метода Тигерштедта.
На верхней челюсти укрепляют шину с зацепными петлями; на каждом отломке нижней челюсти к 1-2 зубам привязывают с помощью лигатуры резиновые кольца и надевают их на петли верхней шины. Таким образом, смещенные отломки устанавливают в правильном положении. После этого изгибают проволочную шину с зацепными петлями на весь зубной ряд нижней челюсти, снимают резинки, проводят несколько проволочных лигатур между зубами на отломках нижней челюсти, и прикрепляют готовую шину к зубам, проводя двучелюстное шинирование по методу Тигерштедта.
Читайте также: Где посмотреть дату производства шины кама
Шина В.А.Энтелиса (витая шина-распорка)
Показания: переломы нижней челюсти с дефектом костной ткани во фронтальном отделе.
Стальная шина 3. Н. Померанцевой-Урбанской (три варианта).
дуга, перемещающая беззубый отломок книзу при помощи пелота;
2. дуга, перемещающая отломок книзу при наличии устойчивых зубов;
Видео:Иммобилизационная шина Rhino SplintСкачать
3. дуга с распоркой при наличии дефекта кости.
Шина изготавливается из стальной нержавеющей проволоки диаметром 1,3—1,5 мм. Техника изгибания такая же, как при изгибании алюминиевой проволоки. Показана в тех случаях, когда прочность алюминиевой шины недостаточна. Эта шина может быть использована не только для фиксации, но и для репонирования отломков челюсти, при этом благодаря ее прочности могут быть расширены показания к применению одночелюстной шины.
Шинирование по Г.В.Кручинскому и С.И.Суботько (1989).
Отличительная особенность данного вида шинирования состоит в использовании в челюстно-лицевой травматологии законов и правил биомеханики, которые заключаются в том, что основные траектории напряжений, по мнению авторов, проходят вдоль язычной поверхности тела нижней челюсти. Таким образом, проволочную шину рациональнее располагать на язычной поверхности зубов. Шина фиксируется лигатурной проволокой к каждому зубу затем из лигатурной проволоки, выведенной в преддверие полости рта, формируются зацепные Т-образные крючки для межчелюстного вытяжения.
Показания к применению: переломы нижней челюсти при достаточном количестве устойчивых зубов на отломках (способ особенно эффективен при переломах подбородочного отдела нижней челюсти).
Шинирование по П.И.Попудренко и А.И.Степанову.
Межчелюстное вытяжение по П.И. Попудренко осуществляется с помощью резиновых колец, на которые надеты по два S-образных крючка из стальной (нержавеющей) проволоки. Один из крючков фиксируется за гладкую проволочную верхнечелюстную шину, а другой – за такую же нижнечелюстную шину. А.И. Степанов перелагает на гладкую шину-скобу надевать специальные, заранее заготовленные плоские крючки из латуни, нержавеющей стали или дюралюминия. Они свободно перемещаются по шине и, по мере ее закрепления, устанавливаются в необходимых местах между лигатурами.
Показания к применению те же, что и для шины Тигерштедта.
Двойная шина Бадера И.Я. Способ фиксирования ее к зубам облегчен, хорошо удерживает отломки, так как она двойная – с вестибулярной стороны зубы фиксирует шина по Тигерштедту с зацепными петлями, а с оральной – проволочная лигатура.
а) вестибулярная шина Тигерштедта плотно прилегает к зубному ряду. Свободный конец ее изогнут в виде петли, через которую проведена лигатура, оба конца ее размещены с язычной стороны зубов, их выводят в промежуток между клыком и боковым резцом.
б) шина фиксирована прямой узловой вязью.
Шинирование по методу А.П.Вихрова и М.А.Слепченко
Оно состоит в том, что бронзово-алюминиевая лигатура фиксируется на зубном ряду при помощи полиамидной нити с язычной стороны, и сама, в свою очередь, фиксирует с вестибулярной стороны алюминиевую шину (гладкую или с зацепными петлями).
Видео:Ошибки при установке и выборе радиальных и диагональных пластырей. Резинокорд - это главная ошибка.Скачать
Шинирование по методу П.З.Аржанцева.
Состоит в том, что гладкие назубные проволочные шины скрепляют полиамидной нитью, таким образом исключается необходимость в зацепных крючках или петлях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
Какая твердость по ШОРУ у автошины? Как сделать шину мягче? Обучение для специалистов шиномонтажа.Скачать
Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Ремонтируем дыру 25 мм на протекторе и раздаем БЕСПЛАТНЫЙ набор ТЕСН!Скачать
Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Переделываем "залипуху" на шине 385/65R22.5 по технологии TRSСкачать
Дизайн позиционирующего сплинта в Exocad / Reposition bite splint design in ExocadСкачать
Перелом челюсти!На своей шкуре!Советы и рекомендации. Часть 1я.Скачать
Перелом челюсти, шинирование, на сколько больно?Скачать
Большая дырка на шине от погрузчика - это подарок на День Рождения сыну. Исправляем ошибки молодостиСкачать
Асимметричные и направленные шиныСкачать
Как выбрать абразивные инструменты для шерохования шин? Что здесь важно? Форма? Размер? Зернистость?Скачать
Измеряем и проверяем остаточную глубину протектора специальнам измерителем СВОИМИ СИЛАМИСкачать
Экстракты, челюстно-лицевая шина, двусторонний синусовый подъемСкачать
Методика иммобилизации кисти - наложение транспортной шины - meduniver.comСкачать