Шины для дождя для формулы 1

Первый чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» состоялся в 1950 году – целых 69 лет назад. Если посмотреть на автомобиль Alfa Romeo 158 победителя Чемпионата, итальянца Джузеппе Фарина, то можно обратить внимание, что диагональные шины Pirelli размерности 5,50×17″ спереди и 7,00×18″ сзади на том автомобиле напоминали обычные дорожные, а пилот даже не был пристегнут ремнем безопасности.

Шины для дождя для формулы 1

Alfa Romeo 158. Изображение: Wikipedia

Вместе с тем, оснащенный полуторалитровым 350-сильным V8 с приводным компрессором, тот автомобиль был способен разгоняться до 290 километров в час! Неудивительно, что гибель гонщиков во время состязаний тогда не была чем-то из ряда вон выходящим. С годами автомобили «Формулы-1» постоянно прогрессировали, разумеется, шин это тоже касалось.

Шины различной ширины

Инженеры постоянно работали над аэродинамикой автомобилей, их мощность росла. Вот почему уже к началу шестидесятых годов задние шины автомобилей «Формулы-1» были сильно шире передних. Более компактные передние шины снижали коэффициент лобового сопротивления, а широкие задние помогали максимальной передаче крутящего момента на трассу.

Увеличение ширины шин увеличивало пятно контакта, и, следовательно, коэффициент сцепления с поверхностью, позволяя сделать автомобиль быстрее как при разгоне, так и в повороте. К тому же, в 1966 году регламент разрешил применение массивных и мощных объемных трехлитровых двигателей. «Формулы» росли в размерах, как и их шины – в ширине.

Появление сликов

Пожалуй самым важным моментом в истории эволюции шин «Формулы-1» стало появление сликов. Первой компанией, предложившей радикальное улучшение зацепа за счет отказа от рисунка протектора, стала американская марка Goodyear, представившая слики в сезоне 1971 года. Неудивительно, что новинка пришла именно из США – за морем к тому моменту слики использовали уже два десятилетия в гонках драгстеров.

Шины для дождя для формулы 1

Слики GoodYear на Гран-При Дании, 1977. Изображение: Wikipedia

Вскоре на слики перешли и другие производители. Единственным их недостатком была очевидная необходимость замены шин на стандартные в условиях сильного дождя. В условиях отсутствия протектора, слики не могли обеспечить достаточно эффективный отвод влаги из пятна контакта, и возникало аквапланирование – автомобиль просто всплывал, теряя сцепление с трассой.

Радиальные шины

В 1977 году в мир «Формулы-1» стремительно ворвалась французская компания Michelin, сходу предложившая революционную новинку – радиальные шины, вместо использовавшихся на тот момент диагональных. На тот момент преимущества радиальных шин Michelin оценил только новичок чемпионата, Renault.

Шины для дождя для формулы 1

Первая машина F1 от Renault – RS01, на радиальных сликах Michelin. Изображение: Wikipedia

Первые же тесты показали, что радиальные шины жестче, меньше деформируются при разгоне и в поворотах, обеспечивают лучшее сцепление и меньший вес. Уже в 1978 году на таких шинах Карлос Рейтеманн из Ferrari выиграл первый Гран-При. В течение трех лет все прочие шинные производители сдались перед натиском Michelin – все команды перешли на французские шины. Но отступление было тактическим – уже на следующий год Goodyear, Pirelli и Avon вернулись в гонки со своими радиальными шинами, чтобы дать бой французам. Началась великая шинная битва.

Термочехлы

Следующим революционным изобретением в истории «Формулы-1» стали термочехлы для шин, которые придумал английский бизнесмен Майк Друр. До этого момента в холодную погоду механики укутывали шины одеялами, а прогревали их до рабочей температуры сами гонщики, теряя драгоценные секунды. Впервые термочехлы были протестированы командой Williams на Гран-При Испании в 1986 году, и результат был ошеломляюще хорош.

Шины для дождя для формулы 1

Шина F1 в термочехле. Фотография: Артем Ачкасов

С тех самых пор электрические термочехлы, позволяющие прогревать шины до заданной температуры, плотно вошли в обиход всех команд «Формулы-1».

Читайте также: Давление в шинах лада веста зимой 15 радиус седан

Производители шин и их соперничество

Конкуренция между шинными производителями превратилась в настоящую гонку. Постоянная разработка новейших составов компаунда вылетала в копеечку, в итоге, устав от дорогостоящей конкуренции, шинные компании одна за другой покидали «Формулу-1». Сначала гонки покинула марка Advan, потом Michelin. После сезона 1991 года, ушла компания Pirelli, и на долгие 5 лет монопольным поставщиком стала компания Goodyear. В 1998 году она покинула Королеву Автоспорта, выиграв 368 Гран При – больше, чем кто-либо в истории. В итоге монополистом стала японская компания Bridgestone. Через 3 года на трассы вернулась компания Michelin, и шинная война развернулась снова.

Шины для дождя для формулы 1

Стенд с шинами команды Renault Sport Formula One Team. Фотография: Артем Ачкасов

Сегодня в «Формуле-1» снова монопольный поставщик шин – итальянская компания Pirelli.

Разные компаунды и рисунки

В сезоне 2019 года команды имеют возможность использовать слики пяти уровней мягкости, обозначаемых от C1 (наиболее жесткий) до С5 (самый мягкий).

Шины для дождя для формулы 1

Изображение: Pirelli

То, какие шины можно использовать на конкретном Гран-При, определяет сам производитель – Pirelli.

Шины для дождя для формулы 1

Шины Pirelli сезона 2019. Изображение: Pirelli

Например, в Гран-При Австралии гонщики будут использовать компаунды C2, C3, и C4, а на следующем этапе в Бахрейне – С1, C2, C3. В зависимости от типа компаунда, у шин различается температурный диапазон:
○ C1 110-140°C
○ C2 110-135°C
○ C3 105-135°C
○ C4 90-120°C
○ C5 85-115°C

Для простоты понимания поклонниками, эти шины будут иметь три относительных обозначения – Hard, Medium и Soft, независимо от конкретного номера компаунда. Жесткие шины будут иметь белую маркировку на боковинах, средние – желтую, и мягкие – красную.

Шины для дождя для формулы 1

Дождевые шины. Фотография: Артем Ачкасов

Для плохих погодных условий применяются так называемые дождевые шины, с минимальным протектором. Наиболее универсальными являются «зеленые» шины Intermediate, хорошо работающие как на сухой, так и на мокрой трассе, позволяя отводить из пятна контакта на скорости 300 км/ч до 30 литров воды. «Синие» дождевые шины предназначены для гонок в условиях сильного дождя, позволяя выбрасывать до 85 литров воды в секунду.

Видео:ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать

ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ

Оказывается, в «Ф-1» из покрышек для дождя можно сделать слик. И даже успешно на нем побеждать в гонке

Раскрываем секрет триумфа Хэмилтона и Переса.

Гран-при Турции вышел особенным не только из-за самого скользкого асфальта за весь сезон «Формулы-1», дождя и моря ошибок на протяжении всего уик-энда – но еще и благодаря особенной стратегии в виде растягивания одного комплекта шин на 48+ кругов (при всей длине дистанции в 55 кругов).

Казалось бы, здесь нет ничего особенного – вот только в процеcсе заезда эти самые «промежуточные» комплекты с протектором пилоты превратили фактически в слики. Более того, повышенный износ не помешал, а даже помог им занять первое и второе места – потому что шины других типов просто не прогревались!

Да, именно благодаря чрезмерной нагрузке на покрышки Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при, а Серхио Перес приехал вторым (когда его напарник поехал на пит-стоп – то тут же с первого места свалился за пределы топ-6 и едва набрал очки).

Шины для дождя для формулы 1

Всего на такую стратегию осмелились лишь четверо гонщиков – и тяжелее всех пришлось Льюису Хэмилтону: ему установили прикатанный комплект, уже преодолевший 4 круга в одной из практик. Так что шины №44 фактически преодолели почти полную дистанцию Гран-при – 54 круга!

И вот как они выглядели после финиша заезда: протектор сточен до состояния практически слика.

Шины для дождя для формулы 1Шины для дождя для формулы 1Шины для дождя для формулы 1

Передняя покрышка – крупным планом.

Шины для дождя для формулы 1

И задняя – полностью лысая посередине.

Шины для дождя для формулы 1

И это не фотошоп – вот видео в доказательство!

Читайте также: Как подать объявление чтобы продать шины

Именно изменение характера резины и предопределило исход гонки: сточенную шину оказалось проще держать в нужном температурном окне, чем ребятам на свежих «промежуточных». А на реальный слик с учетом низкого сцепления с новым асфальтом никто так и не перешел.

«В какой-то момент Феттель начал отрываться от меня, и я не понимал, в чем дело, – описал впечатления от работы покрышек Хэмилтон после финиша. – Начал проверять температуру шин, поскольку не понимал: в перегреве ли проблема или наоборот. Я выдержал тяжелый период зернения резины, а потом они сцепление начало возвращаться. Трасса подсыхала местами, я всю гонку менял траектории.

А когда Себ уехал на пит-стоп, я понял: остановка будет неверным решением. Шины лысели все сильнее, но мне это и было нужно – и я остался на трассе. Резина держала температуру. Свежие слики так бы просто не сработали».

«Да, к моменту второй волны пит-стопов шины износились в точности как надо, – объяснил гоночный инженер Льюиса Питер Бонингтон. – Они стали больше похожими на слики – ровно то, что нужно было в тот момент».

Раньше в «Формуле-1» в дождевых гонках на подсыхающем треке все только и ждали момента, когда же можно будет перейти на свежие слики и получить ключевое преимущество. Кажется, теперь мы внезапно получили новую стратегическую опцию, которую еще точно не раз используют желающие рискнуть и вытащить лучший результат.

Видео:ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифовСкачать

ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифов

Как это работает: Гонки в дождь

Шины для дождя для формулы 1

Гонки в дождь всегда сопряжены с риском. Командам приходится использовать иные подходы, а результат непредсказуем. О нюансах подготовки к дождевому Гран При на страницах британского F1 Racing говорил глава технического департамента Williams Пэт Симондс.

По ходу трансляций можно увидеть, как команды следят за метеорологическим монитором от официального поставщика прогнозов для Формулы 1 — службы Meteo France, чтобы оценить вероятность и силу дождя. Но можно ли сделать что-то, кроме смены шин, чтобы повысить эффективность машины на мокрой трассе? Увы, нет. С окончания квалификации на машины распространяются правила закрытого парка, потому приходится искать компромисс. Правда, когда дирекция гонки официально объявляет о смене погодных условий, кое-что всё же можно скорректировать, но список возможных перемен строго ограничен.

В те времена, когда подобные изменения допускались, команды обращали внимание, прежде всего, на прижимную силу – в дождь её уровень должен быть выше, чем на сухом асфальте, чтобы компенсировать худшее сцепление с трассой. Кроме того, в дождь имеет смысл использовать более мягкие настройки подвески, ведь скорость в поворотах на мокром асфальте снижается, а мягкая подвеска повысит уровень механического сцепления и позволит гонщику лучше чувствовать предел возможностей машины.

Если вы знаете, что уик-энд пройдет под дождем, можно сразу выбрать нужные настройки, но прогноз не всегда совпадает с реальностью. Проблема в том, что машина, целиком настроенная на мокрую трассу, будет значительно быстрее машины, настроенной на сухую, если дождь будет лить, не переставая. И наоборот – если асфальт будет сухим, она окажется значительно медленнее. Так что при анализе рисков крайние варианты, как правило, исключаются.

Шины для дождя для формулы 1

Самым важным фактором остаются шины – в дождь слики абсолютно неэффективны. Шина обеспечивает сцепление за счет контакта поверхности с трассой и за счет деформации «пятна контакта», при которой резина словно обволакивает мелкие камушки, из которых состоит асфальтовый слой. Возникает своеобразный эффект сцепки, за счет которого обеспечивается необходимый уровень сцепления. В дождь сликам мешает слой воды между шинами и трассой, а если её слишком много, возможно аквапланирование.

Читайте также: Как сделать сеть топологии шина

Для машин Формулы 1, как и для дорожных автомобилей, при езде в дождь важно иметь шины с достаточным рисунком протектора. Комплект дождевых шин на машине Формулы 1 способен отводить до 60 литров воды в секунду. Если учесть, что в среднем круг по стандартной трассе в дождь проходится за полторы минуты, то шины за это время выведут из пятна контакта до 5400 литров воды!

Второй немаловажный фактор, который нужно учитывать, чтобы избежать аквапланирования — дорожный просвет. На большой скорости машины Формулы 1 мчатся лишь в нескольких миллиметрах над трассой, и если воды на ней много, днище может просто поплыть по водной глади. По этой причине имеет смысл повысить дорожный просвет в дождевую погоду, но здесь на помощь приходят сами шины: дело в том, что дождевая резина имеет чуть больший диаметр, поэтому при ее установке просвет немного увеличивается.

Если говорить о защите от влаги всей машины, то она ей как таковая не требуется. Вся внутренняя проводка соответствует международному стандарту IP65, при котором вода никогда не соприкасается с компонентами электрических систем. Это особенно важно для высоковольтных систем рекуперации энергии, используемых в современных машинах Формулы 1. Впрочем, даже при таком уровне защищенности у некоторых команд были проблемы с гидроизоляцией электрических систем во время Гран При Малайзии 2009 года, когда над трассой прошел тропический ливень.

Шины для дождя для формулы 1

В дождь большое количество воды выбрасывается позади машины в виде шлейфа. Если гонщик вплотную преследует соперника, эта вода может попасть в воздухозаборники двигателя и спровоцировать проблемы. Чтобы воспрепятствовать этому, воздухозаборники имеют специальные канавки, позволяющие отводить воду с минимальным негативным эффектом для охлаждения. Команды корректируют и настройки мотора, чтобы обеспечить плавное увеличение крутящего момента и помочь гонщику контролировать машину.

После того, как в 2009 году гонка в Малайзии была остановлена из-за ливня, многие задавались вопросом – должны ли гонщики Формулы 1 выступать в дождь? Конечно, должны, ведь один из главных вызовов в автоспорте – это задача справиться с любыми условиями лучше, чем кто-либо из соперников. При этом бывают ситуации, когда продолжать гонку в принципе невозможно – в случае плохой видимости или неизбежного аквапланирования.

Если видимость и аквапланирование не подчинены воле гонщика, то в остальном в дождь многое зависит от мастерства. На мокрой трассе помогает более плавный стиль пилотирования – гонщик должен аккуратно работать с педалью газа, тормозами и рулем, так как дождевые шины очень плохо реагируют на резкое изменение нагрузки. Кроме того, он должен чувствовать состояние трассы и избегать мест скопления стоячей воды. Даже на мокрой трассе уровень сцепления может быть различным: например, на изношенном покрытии относительно гладкая поверхность, обеспечивающая оптимальное сцепление при сухой погоде, в дождь становится опасной, тогда как менее изношенный асфальт вне траектории, обеспечит лучший контакт.

Наконец, гонщику нужно следить за температурой шин по мере того, как трасса подсыхает. Излишняя нагрузка на резину ведет к ее перегреву – в таком случае можно использовать мокрые участки асфальта, чтобы охладить шины.

Здесь мы подходим к такому понятию, как «точка перехода» — это время на круге, после которого становится выгоднее перейти на иной тип шин. Она рассчитывается для каждой гонки. Обычно команды переходят со сликов на промежуточные шины, если темп на круге снижается на 17% от темпа на сухой трассе, и с промежуточной на дождевую, если темп падает на 25%. Впрочем, эти значения могут варьироваться от трассы к трассе.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    🌟 Видео

    FORMULA Energy /// после 60 тысяч км.Скачать

    FORMULA Energy /// после 60 тысяч км.

    ТОП 5 ХОРОШИХ ЛЕТНИХ ШИН НА 2024 ЛЕТНИЙ СЕЗОН /Обзор/Замер/ТестыСкачать

    ТОП 5 ХОРОШИХ ЛЕТНИХ ШИН НА 2024 ЛЕТНИЙ СЕЗОН /Обзор/Замер/Тесты

    Какую резину выбрать на лето, ОТЗЫВ о ПИРЕЛЛИ Формула ЭнерджиСкачать

    Какую резину выбрать на лето, ОТЗЫВ о ПИРЕЛЛИ Формула Энерджи

    /✅🎁КТО ЧЕСТНО ПИШЕТ ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ШИН? Formula Energy 175/65! ЕСЛИ ХОЧЕШЬ МЯГКУЮ ВИАТТИ!Скачать

    /✅🎁КТО ЧЕСТНО ПИШЕТ ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ШИН? Formula Energy 175/65! ЕСЛИ ХОЧЕШЬ МЯГКУЮ ВИАТТИ!

    F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИСкачать

    F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИ

    Интриги, новинки, обзоры. Шины на лето 2024Скачать

    Интриги, новинки, обзоры. Шины на лето 2024

    Обзор летних шин Formula Energy | Стоит ли покупать?Скачать

    Обзор летних шин Formula Energy | Стоит ли покупать?

    ТОП-6. Лучших летних шин🚗Рейтинг 2024🏆Какие летние шины лучше?Скачать

    ТОП-6. Лучших летних шин🚗Рейтинг 2024🏆Какие летние шины лучше?

    5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ летней резиныСкачать

    5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ летней резины

    Летние шины Formula Energy - обзор 2023Скачать

    Летние шины Formula Energy - обзор 2023

    Главные ошибки при выборе летних шин | Как правильно выбрать летние шиныСкачать

    Главные ошибки при выборе летних шин | Как правильно выбрать летние шины

    Кое-что о шинах Формулы 1...Скачать

    Кое-что о шинах Формулы 1...

    Pirelli Formula Energy обзор. Выбор летней резины 2021.Скачать

    Pirelli Formula Energy обзор. Выбор летней резины 2021.

    ТОП-5 Летних шин 2024 / цена-качествоСкачать

    ТОП-5 Летних шин 2024 / цена-качество

    ТОП 5 ЛУЧШИХ КИТАЙСКИХ БРЕНДОВ ШИН 2023Скачать

    ТОП 5 ЛУЧШИХ КИТАЙСКИХ БРЕНДОВ ШИН 2023

    Обзор на резину pirelli Formula Energy.Скачать

    Обзор на резину pirelli Formula Energy.

    ТОП 7 САМЫХ ТИХИХ ЛЕТНИХ ШИН 2021 В БЮДЖЕТНОМ СЕГМЕНТЕСкачать

    ТОП 7 САМЫХ ТИХИХ ЛЕТНИХ ШИН  2021 В БЮДЖЕТНОМ СЕГМЕНТЕ

    Как выбрать шины в 2023 году? Советы PirelliСкачать

    Как выбрать шины в 2023 году? Советы Pirelli
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток