Шины для ралли р13

«НИИШП-Ралли» не обошлось, тем более что шине стукнуло 25 лет — возраст, достойный уважения.

В начале 70-х Научно-исследовательский институт шинной промышленности (НИИШП) по заданию АвтоВАЗа разработал и помог освоить на Ярославском шинном заводе первую отечественную радиальную покрышку ИЯ-170 с текстильным брекером. Она тут же попала на трассы спортивных соревнований, где снискала популярность благодаря неплохим сцепным свойствам на льду и укатанном снегу. Однако «сто семидесятая» оказалась беспомощной в рыхлом снегу, на сыпучих грунтах и в грязи. И тогда в раллийной команде НИИШПа попытались создать нечто новое, взяв за основу конструкцию ИЯ-170. Специальным электроножом изрезали протектор «сто семидесятой» на характерные «шашки».

Дебют новинки ошеломил: в первой же гонке раллисты НИИШПа не оставили конкурентам никаких шансов, выиграв все грунтовые спецучастки. О новой шине заговорили, посыпались заявки от самых именитых гонщиков и команд. Электронож не справлялся со все возрастающим объемом заказов. Тогда молодые инженеры Александр Крымский и Виктор Игнатьев, поддерживаемые Александром Варенко (в те годы руководителем гоночной команды института) и ведущим конструктором легковых шин Александром Скепнером, решили делать совсем новую шину. Подпольно (не теперь — в те годы!) изготовили пресс-форму и сварили первую шину, впоследствии получившую официальное название «НИИШП-Ралли» (НР). Надо отдать должное руководству института: вызвав «подпольщиков» «на ковер» и выяснив суть дела, оно на свой страх и риск поддержало инициативу. И шина, что называется, пошла, мгновенно став предметом огромного дефицита среди спортсменов. Однако настоящий взрыв популярности ожидал НР с наступлением зимы. Ее возможности раскрылись на некогда популярном московском ралли «Снежинка» в 1976 году, где выяснилось, что никакая другая отечественная резина не в силах составить конкуренцию новинке. После этого НР размерности 165R13 надолго заняла господствующие позиции в автоспорте.

К сожалению, в то время НР не получила широкого распространения. Опытный завод выпускал несколько тысяч покрышек в год. Все они расходились в спортивные команды и «нужным людям».

Однако надолго замороженная в стенах опытного производства НР не захирела. В конце 70-х в ее конструкции появился металлокордный брекер и модель была, наконец, сертифицирована, правда, уже размерностью 175/70R13. Начались поиски оптимального состава резиновой смеси — проще говоря, рецептуры. В спортивной среде появилась новая добавка к сочетанию НР — «соленый». Это не метафора: в сырую резину, из которой варили шину, действительно добавляли соль. При контакте шины со снегом она постепенно вымывалась из массива, образуя мельчайшие шероховатости на поверхности протектора. Такие покрышки делали по специальному заказу — прежде всего, ведущим гонщикам страны.

Видео:Почему шоферы в СССР не любили зимнюю резину "Снежинка"?Скачать

Почему шоферы в СССР не любили зимнюю резину "Снежинка"?

Другое направление в развитии — применение мягких протекторных смесей. Таких шин едва хватало на одну зимнюю гонку, зато они феноменально «цеплялись» за все скользкое. НР имела твердость резины по Шору около 40 единиц — даже сегодня столь необычной рецептурой могут похвастать немногие, а тогда большинство зимних шин имело твердость 52–58 ед., и лишь чехи (основные конкуренты наших гонщиков по соцлагерю) пытались довести свой «Барум OR32» до подобного уровня.

Шло время, и с началом перестройки в жизни НР наступила эра коммерции.

Пресс-формы НР попали на Бобруйский шинный завод, который быстренько освоил ходовую продукцию, присовокупив к легендарному имени цифру 1. НР1 размерности 165/80R13 собиралась на каркасе массовой тогда МИ-16 — понятно, без каких-либо рецептурных изысков. Затем НР появилась в Воронеже, на Уральском шинном заводе. Новый производитель, сохранив товарную марку, забыл не только об оригинальных рецептурах. Шина собиралась на любом подходящем каркасе, даже на диагональном.

Потребитель, пройдя этап восторгов «зубастостью» необычной покрышки, стал замечать и недостатки. НР оказалась не только тяжелой, но и шумной, вибронагруженной. Да и в управлении шина перестала соответствовать рассказам «бывалых».

В институте, однако, про шину не забывали. В конце 70-х работы по НР возглавила Нина Ильинична Рябова. Тогда появились НР2 и НР5 — обе 175/70R14. Первая шина по идеологии полностью повторяла своих «боевых» предшественников, а вот НР5 вышла с несколько видоизмененным протектором, став ближе к запросам обычного потребителя. В экстремальных режимах она не могла соперничать с гоночными покрышками, но оказалась более комфортной в эксплуатации. Спустя годы семейство НР5 разрослось, включив основные «иномарочные» и даже «нивовские» размеры.

В 1996-м появилась новая зимняя шина НР2000 размерности 175/70R13, ориентированная, в основном, на массового потребителя. Инженеры постарались максимально сгладить недостатки спортивной шины, но при этом сохранили бойцовский характер, свойственный всему семейству. Новинка изначально готовилась к широкому тиражированию и сегодня выпускается в 13-, 14- и 15-дюймовых вариантах.

Видео:Обзор шин НИИШП - Ралли 2000. Фрикционные. Балансировка, качество изготовления. Часть 1Скачать

Обзор шин НИИШП - Ралли 2000. Фрикционные. Балансировка, качество изготовления. Часть 1

Как видим, история шины «НИИШП-Ралли» получилась немного грустной. Сегодня в спорте задают тон другие модели. А рядовой покупатель старается выбрать что-нибудь помягче, покомфортнее и поуниверсальнее. Получается, «зубастые» покрышки стали несовременными, пригодными в основном для российской глубинки. Значит ли это, что время НР уходит в прошлое? И да, и нет. По крайней мере, в спорте эти покрышки еще поживут: пример тому — трековые гонки на приз памяти Константина Жигунова, немало поработавшего над доводкой и популяризацией НР.


🎦 Видео

Шины НИИШП-РАЛЛИ 2000. R13. Для зимы не подходят, для грязи - отлично, но на внедорожниках нет R13Скачать

Шины НИИШП-РАЛЛИ 2000. R13. Для зимы не подходят, для грязи - отлично, но на внедорожниках нет R13

Тест резины НИИШП Ралли 2000Скачать

Тест резины НИИШП Ралли 2000

Раллийные шиныСкачать

Раллийные шины

Грязевая резина. Отзыв.Скачать

Грязевая резина. Отзыв.

Грязевые покрышки на Калину. Сравнение MT резины с зимней в болотеСкачать

Грязевые покрышки на Калину. Сравнение MT резины с зимней в болоте

Размер шин: узкие против широких зимойСкачать

Размер шин: узкие против широких зимой

В продаже зимние колёса:р13,р16Подробное состояние и цены на видео.Все вопросы по номеру 89228811858Скачать

В продаже зимние колёса:р13,р16Подробное состояние и цены на видео.Все вопросы по номеру 89228811858

Размер колес. R13 или R15?Скачать

Размер колес. R13 или R15?

Pirelli и Yokohama – выбор шин для ралли «Псков»Скачать

Pirelli и Yokohama – выбор шин для ралли «Псков»

ШИНЫ GISLAVED Urban Speed R13 вместо резины Росава RosavaСкачать

ШИНЫ GISLAVED Urban Speed R13 вместо резины Росава Rosava

Правильный выбор резины для ралли-рейдов - советы от ЧемпионаСкачать

Правильный выбор резины для ралли-рейдов - советы от Чемпиона

ВАЗ 2103 резина под занижение 155\65 r13-матизкаСкачать

ВАЗ 2103 резина под занижение 155\\65 r13-матизка

Шина Бел-219 210/75 R13, шины на мотоблок, резина на минитрактор, MinyTraktor.ruСкачать

Шина Бел-219 210/75 R13, шины на мотоблок, резина на минитрактор, MinyTraktor.ru

155/65 R13-14 НЕ НУЖНА ТЕБЕ ТАКАЯ РЕЗИНА,БРАТ! ПОВЕРЬ МНЕ НА СЛОВОСкачать

155/65 R13-14 НЕ НУЖНА ТЕБЕ ТАКАЯ РЕЗИНА,БРАТ! ПОВЕРЬ МНЕ НА СЛОВО

ТОП шин: недорогие летние шины на 155/70 R13Скачать

ТОП шин: недорогие летние шины на 155/70 R13

Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать

Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.

ОТЗЫВ.ОБЗОР БЕЛШИНЫ .БЕЛ100 R13 175/70Скачать

ОТЗЫВ.ОБЗОР БЕЛШИНЫ .БЕЛ100 R13 175/70

Между финишем и стартом - Все о раллийной резинеСкачать

Между финишем и стартом - Все о раллийной резине
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток