Шины для советских авто

Шины для советских авто

Советские автомобильные покрышки никогда не отличались высоким качеством, безопасностью и сцеплением с дорогой: увы, без натурального каучука далеко не уедешь. Более того, серьезные проблемы были и с металлокордом, работа с которым требовала определенных навыков, знаний и сложного оборудования. В результате, шинная промышленность отставала не только от требований мирового рынка, но и от невероятно низких, локальных пожеланий. Домашних, без особого гонора.

Впрочем, на безрыбье и рак — рыба. Рабочую поверхность наваривали — ричем, дважды — проколы ремонтировали «до последнего», но так или иначе советский автовладелец однажды обязан был отправиться за новой резиной. И тут его ожидали целых две проблемы: цена и отсутствие товара на полке. Начнем по порядку.

В 1975 году одна покрышка на автомобиль ЗАЗ — условно, бюджетный класс — в магазине обходилась в 30 рублей. Нужна шина для «Жигулей» или «Москвича»? Извольте — 55 рублей 50 копеек за штуку. Но и это не предел: за покрышку для «Волги» ГАЗ-21 в магазине требовали 83 рубля 50 копеек. Стильная и популярная «Двадцать четвертая», которая «как Ford, только для наших дорог», была обута в «четырнадцатые» шины, цена которых в магазине — 108 рублей 50 копеек. И это при средней зарплате в 120—150 рублей! Грабеж, не так ли?

Шины для советских авто

Однако даже за столь высокую цену приобрести желанную покрышку — о комплекте никто и не мечтал — было практически невозможно. Шины всегда были дефицитным товаром. А любой дефицит мгновенно порождает «черный рынок». На вопрос «откуда дровишки» ответ был всегда один и тот же: с предприятий. В первую очередь — из таксопарков. Пробеги накручивались, бензин и запчасти, в том числе и шины, списывались. Основную часть такого имущества, дабы не попасться под строгие очи ОБХСС, продавали по «своим» или отправляли на авторынки. Например, в Москве — это Южный порт, который испокон веков был прибежищем ворованного и контрафактного автомобильного скарба.

Шина проходила через несколько рук, каждый — понятное дело — зарабатывал, а конечный покупатель в итоге платил два или даже три «номинала». Так, таксист в случае острой необходимости покупал одну покрышку на свою «Волгу» за 150 рублей, а научный сотрудник, получивший «прокол» на даче, вынужден был заплатить за колесо для «Жигуля» около сотни.

Естественно такая атмосфера рождала огромное количество различных преступлений: воровство шин, колес и колпаков. А потому автолюбители вынуждены были озаботиться особыми охранными комплексами, вершиной которых был собственный гараж. Купить его было непросто, стоил он дорого, но только так можно было защитить драгоценный авто от кражи и взлома. Впрочем, об этом портал «АвтоВзгляд» уже рассказывал — все подробности о жизни тогдашних аражных кооперативов можно узнать здесь.

Видео:Почему шоферы в СССР не любили зимнюю резину "Снежинка"?Скачать

Почему шоферы в СССР не любили зимнюю резину "Снежинка"?

Шины прошлого: на каких колесах ездили наши родители

Шины для советских авто

Нынешний водитель при покупке шин имеет одну проблему: от имеющихся вариантов глаза разбегаются. А ведь не так давно наши отцы и дедушки имели другую проблему: шин просто не было в магазинах. Между тем, как-то ездили, и страшной аварийности на дорогах как будто не было. Но как они выкручивались?

Проблемы с поставкой товаров широкого потребления в советское время были настолько привычным явлением, что бытовал даже специальный термин – дефицит. Промышленность, понимая свою несостоятельность удовлетворить спрос многомиллионного населения, пыталась выпускать товары с особыми качествами – с длительным сроком службы, с возможностью ремонтов.

Шины для советских авто

Массовое производство автомобилей в СССР не сопровождалось соответствующим производством запчастей: они были в дефиците

Но автомобильные шины – продукт по своей сути “одноразовый”, то есть не может служить вечно, как сверхпрочный пылесос “Тайфун” или холодильник “ЗИЛ”. По понятным причинам легковым шинам практически невозможно было подобрать альтернативу, поэтому они были особой головной болью автолюбителей 1960 – 1980-х годов.

Купить шины в магазине можно было очень редко, чисто случайно, схема покупки также зависела от региона. Так, в Украине чаще всего записывались в магазине в специальную тетрадь – в очередь. Когда она подходила, покупателю звонили с предложением заглянуть за резиной.

Шины для советских авто

По европейским меркам шины первого ”Запорожца” были великоваты – 13-дюймов. Но для экономии пространства в кузове модель В-67Б сделали узкой

Вопреки устойчивым стереотипам, ассортимент легковых шин в советское время был немалым. Полтора десятка шинных заводов (два из них в Украине) одновременно выпускали более 25 моделей, и это не считая специальных серий для спортивных машин и правительственных лимузинов.

Читайте также: Шины грузовые 205 70 r15

Интересно, что многие модели шин в те времена проектировались и выпускались специально под конкретные модели авто. Например, были шины специально для горбатого “Запорожца” – стандартного для страны “13-го” диаметра, но узкие (5,2 дюйма). Для фургонов “Москвич” выпускалась шина М-100 с большим индексом нагрузки, прочная даже на вид. А “Волги” имели отдельную шину для каждого поколения – ГАЗ-21, ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Причем для “государственного автомобиля”, как называли “Волгу” бывалые водители, были модели не только камерные и бескамерные, а и зимние. Собственно, существовала “Снежинка” и в народном 13-м размере.

Целых две шины выпускалось даже не для отдельной модели “Москвича”, а для его “деревенской” комплектации -21406 – они имели “грязевой” протектор, и именно благодаря им моноприводная машина для села имела лучшую проходимость, чем обычный седан АЗЛК-2140.

Шины для советских авто

Шины М-177 для сельской модификации “Москвич-21406” сегодня назвали бы “грязевыми”

Не удивительно, что для полноценных внедорожников 4х4 выпускали целый перечень моделей резины, среди которых ЛуАЗы и “Нива” имели сугубо персональные модели. Особенно ценилась среди автолюбителей покрышка ИВ-167 для “Волынянки”, так как при небольшом посадочном диаметре 13 дюймов она имела действительно “вседорожный” протектор и прочные боковины.

Но широкий ассортимент в каталогах еще не значит широкий выбор в магазинах. Производство тогда хронически не успевало за спросом, и водители были рады любой резине, которая могла налезть на их диски.

Видео:Какой срок годности у автомобильных шин?Скачать

Какой срок годности у автомобильных шин?

Где брали шины в СССР

Граждане, с одной стороны, научились приспосабливаться. Во-первых, практически никто не делил шины 13-го размера по моделям авто, считалось, что любая покрышка такого диаметра годится на массовые “Жигули”, “Москвичи” и “Запорожцы”. Даже большие и жесткие до “дубовости” М-100, предназначенные для фургонов ИЖ и АЗЛК, умудрялись установить на “Запорожце”, хотя и только сзади, где великоватые колеса не затирались о крылья.

Шины для советских авто

Шины М-100 (на фото) предназначались для универсалов и фургонов на базе “Москвича”. Нынешние ретроманы почитают их за винтажную внешность

Во-вторых, мало кто из автомобилистов тех времен имел ежегодный большой пробег, подобный нашим сегодняшним цифрам. Большинство частных машин тогда использовалось как транспорт выходного дня, для поездок на дачу или на отдых. Кроме того, так же большинство “частников” тогда не ездили зимой.

К тому же типичные покрышки вплоть до середины 1980-х были с диагональной конструкцией каркаса. То есть имели прочную жесткую боковину, которая никогда не страдала от повреждений – те шины списывали только по причине изношенного протектора. Отметим, что на лысой, протертой до дыр резине в послевоенный период уже не ездили – ГАИ следила за этим во время техосмотров и просто на дороге.

То есть одного комплекта шин советскому автолюбителю хватало надолго. Поэтому, когда в 1980-м в стране появились новомодные радиальные шины, они долго не получали должного почтения: в отличие от диагональных предшественников они безнадежно травмировались при ударах об ямы и бордюры.

Шины для советских авто

Для востребованной на многих рынках “Нивы” даже в советские времена выпускали две модели шин – внедорожные ВлИ-5 (на фото) и дорожные ВлИ-10

Наконец, слово, известное сегодня только водителям дальнобойных фур, – наварка. Покрышку со стертым протектором можно было сдать в специальный пункт, откуда ее отправляли на завод, где шине заменяли протектор. Такие колеса потом плохо балансировались, но многих водителей это мало беспокоило – главное, что машина могла безопасно двигаться и выполнять свои функции.

Видео:А вы знали какую резину выпускал СССР?Скачать

А вы знали какую резину выпускал СССР?

По следам Pirelli и Michelin: история штатных шин автомобилей ВАЗ

Шины для советских авто

Это уже пятая и последняя часть нашего исторического «сериала», посвященного колесной промышленности СССР. Для тех, кто только подключился к нам, ссылки на прошлые материалы: про обычные штампованные, модные литые диски советских машин, а также про заводские шины Москвичей и Волг. Теперь расскажем о резине, в которую «обували» автомобили марки Жигули.

Поскольку FIAT-124 заметно отличался от советских автомобилей по динамическим характеристикам, колёса более тихоходных Москвичей и Запорожцев ему никак не подходили. Уже в 1967 году в Краснодаре на автомобилях FIAT были проведены сравнительные испытания итальянских шин Pirelli с перспективной разработкой НИИШП. Кроме того, совместно с советскими шинниками итальянцы подготовили испытательную трассу в «Лужниках» и проверили поведение машины на разной резине – радиальной, диагональной, камерной, бескамерной, с различным рисунком протектора и т.д.

Читайте также: Дошиповка зимних шин химки

По итогам замеров компания Pirelli с учетом дорожных условий в СССР порекомендовала использовать радиальные бескамерные шины в камерном варианте. Увы, для первой модели Жигулей советский шинпром вовремя смог осилить лишь диагональные шины И-151, которые применялись и на Запорожцах. Всю свою конвейерную жизнь аж до 1988 года «копейка» во всех модификациях для внутреннего рынка комплектовалась именно этими архаичными покрышками.

2103/2106

Куда более мощные автомобили следующих моделей наконец-то получили подобающую резину: новинка с четырьмя круглыми фарами «встала» на радиальные шины ИЯ-170 с шириной профиля 165 мм вместо 155 мм на «единичке». По сравнению с диагональными покрышками новая резина обеспечивала лучшую устойчивость и плавность хода, соответствуя возросшим динамическим характеристикам Жигулей третьей и шестой моделей. Удивительнее всего, что «сто семидесятая» благодаря радиальной конструкции и своеобразному рисунку протектора в виде буквы W по сравнению с И-151 отлично вела себя на льду и укатанном снегу. Кстати, шинами ИЯ-170 оснащалось и большинство автомобилей ВАЗ-2102 (вместе с дисками 2103).

Маленькие 13-дюймовые колеса для вездехода не годились: на Ниве должны были стоять 15-дюймовые покрышки ВлИ-3, но во время испытаний опытной партии выяснилось, что в поворотах высокопрофильная боковина просто «складывается». Поэтому конструкторы приняли решение – перейти на размер больше.

Шины для советских авто

Изначально автомобиль сходил с конвейера на широкопрофильных диагональных шинах ВлИ-5 размерности 6,95-16. Только в 1988 году в дополнение к «зубастым» покрышкам появились более подходящие для езды по твердому покрытию радиальные шины ВлИ-10 размерности 175/80 R16 с металлокордом. Интересно, что такие «универсальные» шины были разработаны еще в 1980 году, однако из-за отсутствия производственных мощностей для радиальных шин они смогли «добраться до Нивы» лишь восемь лет спустя. Впрочем, многие автомобили по-прежнему оснащались старыми добрыми «зубастиками» диагональной конструкции.

Шины для советских авто

«Пятёрке» были положены не только новые детали оперения и двигатель с ременным приводом ГРМ , но и совершенно другие колёса. Чтобы ВАЗ-2105 соответствовал требованиям по управляемости и устойчивости, пришлось применить новейшую советскую разработку – шины МИ-166 с металлокордным брекером.

Еще до начала выпуска пятой модели шины были испытаны в сравнении с ИЯ-170 и «референсной» резиной Michelin ZX. Как оказалось, советская новинка превзошла даже именитые французские шины по длине тормозного пути, обладая аналогичными «Мишленам» показателями по устойчивости и управляемости. В дальнейшем шинами МИ-166 начали оснащаться и другие заднеприводные модели ВАЗ.

Шины для советских авто

Шины для советских авто

Шины ИЯ-170 стали первой жигулевской «радиалкой»

МИ-166 – радиальные шины с металлокордом

В 1985 году был начат выпуск усовершенствованной шины, получившей индекс МИ-16. Рисунок её протектора был изменён таким образом, чтобы увеличился срок службы шины. Это было достигнуто за счет увеличения площади выступов крайних дорожек и их глубины. Гарантийный срок службы МИ-166 составлял 46 тысяч километров, а МИ-16 – уже 50 тысяч километров.

Неплохой даже по нынешним меркам показатель на практике был редко достижим, поскольку очень часто шины выходили из строя от повреждений корда задолго до предельного износа протектора. Несмотря на это, во время ресурсных испытаний МИ-16 был документально зафиксирован пробег в 100 тысяч километров (!).

Шины для советских авто

Шины для советских авто

Шинами МИ-16 оснащались многие Жигули восьмидесятых годов

«По плану» наиболее престижная модель получила и самые «модные» колёса модели ИН-251. По сравнению с привычными уже «радиалками» ИЯ-170 и МИ-166 ширину профиля увеличили до 175 мм, а высоту боковины, напротив, уменьшили до 70% от ширины. Такая резина получила непривычную для советских автомобилистов размерность 175/70 R13, став первой в истории советского автопрома низкопрофильной шиной. Еще одно важное отличие – однослойный металлокордный брекер вместо двухслойного, что должно было снизить потери на качение. Однако шина была еще более «нежной», чем МИ-166, которая так же не славилась способностью выдерживать сильные удары.

Шины для советских авто

Техзаданием для первого переднеприводника ВАЗ была предусмотрена специфическая размерность низкопрофильных шин – 165/70 R13. Такую резину шинпром СССР не выпускал, поэтому с 1985 по 1987 год «восьмерки» оснащались французскими шинами Michelin MX L.

Шины для советских авто

Тем временем на Западе были закуплены лицензия и технологическое оборудование для производства новой бескамерной радиальной шины с металлокордом. Шину стали выпускать на Нижнекамском шинном заводе, а чуть позже – и на Украине, в городе Белая Церковь.

Интересно, что в первые месяцы шина называлась ЕХ-85, однако всё тот же Michelin предъявил претензии к Шинпрому по такому обозначению, поскольку французская компания навсегда запатентовала за собой право на использование буквы Х для радиальных шин.

Читайте также: Продукция по переработке шин

Шины для советских авто

С наименьшими затратами пресс-формы переделали, переименовав шины в БЛ-85. В дальнейшем «восьмерочная» резина выпускалась и в других размерностях – от «таврической» 155/70 R13 до куда более крупных 14-дюймовых покрышек.

БЛ-85 были разработаны специально для «Спутника»

«Беэлки» обеспечивали Самаре неплохую управляемость, но, как и остальные шины с металлокордом, боялись плохих дорог, быстро приходя в негодность от ударов.

Самый маленький автомобиль ВАЗ получил собственные шины БИ-308 нехарактерной для волжских автомобилей размерности 135/80 R12. Такое соотношение диаметра диска, а также ширины и высоты профиля покрышки было продиктовано компоновочными соображениями, поскольку существующие 13-дюймовые колёса в колёсные ниши Оки просто не помещались.

Доводкой необычных шин занимались долго, благодаря чему резина получилась достаточно сбалансированной по сцепным свойствам и износостойкости. К сожалению, из-за небольших наружных размеров и малой высоты боковины (несмотря на 80%-й профиль) такие колёса плохо переносили суровую советскую действительность, что сказывалось на геометрии колёсных дисков.

Шины для советских авто

Так получилось, что весь «советский» период задне- и переднеприводные автомобили ВАЗ довольствовались лишь 13-дюймовыми покрышками с шириной профиля не более 175 мм. Переход на четырнадцать дюймов состоялся уже в другой стране – как известно, именно такими колёсами комплектовались 16-клапанные «десятки» с увеличенным диаметром передних тормозных дисков, который и заставил конструкторов перейти на новый типоразмер. Впрочем, восьмиклапанные версии и в новом тысячелетии наматывают километры на шины жигулёвской размерности 175/70 R13…

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Брали Ниву в магазине новую в начале 80-х. На ней шины Нокиа стояли.

«Поскольку FIAT-124 заметно отличался от советских автомобилей по динамическим характеристикам»

. в худшую сторону. Разумеется, если брать современные на тот момент модели М-412 и ГАЗ-24, а не выпускавшиеся с середины 50-х — начала 60-х заведомо устаревшие.

Напомню, что 2101 имел всего 1,2 л и 64 л.с., что обеспечивало динамику лишь чуть лучше старой модели «Москвича» с её 50 л.с. Времена мощных и быстрых 2103 и 06 ещё не пришли, и М-412 оставался вне конкуренции по динамике среди малолитражек. Впечатление динамичности «Жигулятора» создавали лучшая управляемость и добротная для тех лет шумоизоляция, притуплявшие «чувство скорости». Реально, 2101 был довольно медлительной машиной, которую новая «Волга» легко делала в плане «пинка в задницу» при разгоне (если и не по паспортным цифрам 0-100) и максималке, а «Москвич» — и по разгону, по максималке.

«Увы, для первой модели Жигулей советский шинпром вовремя смог осилить лишь диагональные шины И-151»

. хотя ещё с середины 60-х выпускал радиальные шины, в т.ч. даже и грузовые. Что заставляет задуматься о том, что не всё было так уж хорошо с «радиалками» тех лет (металлокордными), что показал предшествующий опыт их эксплуатации, раз от них отказались.

И правда — комфортабельность и устойчивость к ударам и порезам у них были на несколько порядков хуже, чем у «диагоналок» (и на порядок хуже современной «радиалки» с высокопрочным синтетическим или комбинированным кордом). Что в те годы было гораздо более существенным недостатком, чем некоторые преимущества «радиалки» с точки зрения управляемости и расхода топлива. Ибо когда шина выходит из строя после первой ямы, а очередь на них расписана на полгода вперёд. ну, вы поняли.

В Америке, впрочем, та же самая история — доминирование «диагоналки» на моделях местного производства до середины 80-х. Правда, для экономии топлива там делали шины с несколько облегчённой боковиной и усиленным брекером («диагонально-опоясанные», Belted-Diagonal). Основная причина здесь, конечно, другая — комфортабельность «диагоналки» и тряскость ранней «радиалки».

«Всю свою конвейерную жизнь аж до 1988 года «копейка» во всех модификациях для внутреннего рынка комплектовалась именно этими архаичными покрышками. «

. чему были очень рады потенциальные потребители самой дешевой модели ВАЗа в лице жителей некрупных городов и сельской местности, которые при наличии возможности с радостью ставили такую же резину и на машины, с завода оснащавшиеся «радиалкой», что я лично неоднократно наблюдал. Поскольку на мягких грунтах диагональная резина реально практически неубиваемая и неразрушимая (а вот на асфальте стирается за 30-40 тыс. км, и это при аккуратном использовании).

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    🔥 Видео

    Китайские шины без резиныСкачать

    Китайские шины без резины

    Как советские водители обходились без зимней резины? #shorts #история #сссрСкачать

    Как советские водители обходились без зимней резины? #shorts #история #ссср

    ГАЗ 21 "ВОЛГА" - не купили ребёнку ? - Фатальная ошибка! 40 км/ч , длина 283 см. aleksey_mercedesСкачать

    ГАЗ 21 "ВОЛГА" - не купили ребёнку ? - Фатальная ошибка! 40 км/ч , длина 283 см.  aleksey_mercedes

    Зачем нужны разноширокие шины на моделях BMW M? #bmwm #bmwgroup #бмв #шины #спорткарСкачать

    Зачем нужны разноширокие шины на моделях BMW M? #bmwm #bmwgroup #бмв #шины #спорткар

    Continental Premium Contact 6 в продаже 325/40r22 #continental #шины #r22Скачать

    Continental Premium Contact 6 в продаже 325/40r22 #continental #шины #r22

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

    Почему шины со съемным протектором в СССР не стали массовыми?Скачать

    Почему шины со съемным протектором в СССР не стали массовыми?

    Как ставить асимметричные #шины? #автоСкачать

    Как ставить асимметричные #шины? #авто

    Какие шины выбрать на лето? #shortsvideo #shorts #автоСкачать

    Какие шины выбрать на лето? #shortsvideo #shorts #авто

    советская резина #резина СССР#жигули#копейка#семабеларусСкачать

    советская резина #резина СССР#жигули#копейка#семабеларус

    Шина с индексом С - стоит ли брать для легкового авто?Скачать

    Шина с индексом С - стоит ли брать для легкового авто?

    Шины со съемным протекторомСкачать

    Шины со съемным протектором

    4 способа экспресс-ремонта шин: от Москвы до Питера и обратно #шины #шиномонтаж #ремонтшинСкачать

    4 способа экспресс-ремонта шин: от Москвы до Питера и обратно #шины #шиномонтаж #ремонтшин

    Скидывай друзьям, пускай пользуются! #тюнинг #авто #машинаСкачать

    Скидывай друзьям, пускай пользуются! #тюнинг #авто #машина

    Долговечная шинаСкачать

    Долговечная шина

    Наконец-то установил зимние шины на УАЗ.Скачать

    Наконец-то установил зимние шины на УАЗ.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток