В соответствии с мировыми стандартами шины повышенной проходимости классифицируются по типу машин, видам работ и типу протектора (см. табл.). В то же время, рисунок протектора разрабатывается каждой фирмой отдельно и обозначается собственными индексами. По этим же стандартам установлены и значения, характеризующие грузоподъемность шины, к которой относятся коэффициент нагрузки, (определяющий норму слойности [НС]), индекс нагрузки (ИН) с соответствующей ему грузоподъемностью и символ скорости (СС) с указанием максимально возможной скорости перемещения машины.
Классификация шин повышенной проходимости для строительных машин по стандарту TRA
Индекс шин по TRA | Тип машины | Вид выполняемых работ | Тип протектора |
С1 | Катки дорожные, колеса неуправляемых осей прицепов | Уплотнение грунта, перемещение грузов | Гладкий |
С2 | Желобчатый с канавками | ||
Е1 | Землеройные машины, автосамосвалы, карьерные самосвалы, скреперы, землеройные тележки | Транспортировка грунта | Ребристый |
Е2 | С грунтозацепами для машин повышенной проходимости (тяговый) | ||
Е3 | Для каменистого грунта (скальный) | ||
Е4 | Для каменистого грунта с глубокой нарезкой | ||
Е5 | Скальный с особо глубокой нарезкой | ||
Е7 | Для слабых грунтов | ||
G14 | Автогрейдеры | Профилирование грунта, перемещение груза | Ребристый |
G2 | С грунтозацепами для машин повышенной проходимости (тяговый) | ||
G3 | Для каменистого грунта (скальный) | ||
G4 | Для каменистого грунта с глубокой нарезкой | ||
G5 | Гладкий желобчатый с глубокой нарезкой | ||
L2 | Погрузчики, бульдозеры, экскаваторы | Разработка, планирование и погрузка грунта (малые скорости) | С грунтозацепами для машин повышенной проходимости (тяговый) |
L3 | Для каменистого грунта (скальный) | ||
L4 | Для каменистого грунта с глубокой нарезкой | ||
L5 | Для каменистого грунта с особо глубокой нарезкой | ||
L3S | Гладкий для каменистого грунта | ||
L4S | Гладкий с глубокой нарезкой | ||
L5S | Особо гладкий улучшенный | ||
L5/L5S | Полугладкий |
Маркировка шин осуществляется на их боковой поверхности буквами, словами, цифрами и символами, отлитыми заодно с изделием в пресс-форме или проштампованными после изготовления. Она включает в себя практически все рассмотренные выше параметры и обозначения. К ним относятся частично или полностью используемые данные о шинах: а) наименование страны, фирмы-изготовителя, её индекс и товарный знак; б) ширина профиля; в) серия (Н/В); г) посадочный диаметр; д) количество слоев и тип корда каркаса и брекера, или норма слойности; е) индекс грузоподъемности; ж) максимальная нагрузка и давление в шине; з) индекс скорости; и) обозначение типа шины: камерные с текстильным брекером — ТТ, бескамерные — TL и (или) TUBELESS, с металлическим брекером — STEEL; к) обозначение радиальной шины буквой R и (или) словом RADIAL; л) обозначение внутренней INSIDE или наружной OUTSIDE стороны шины при асимметричном рисунке протектора; м) знак (стрелка) направления вращения колеса, шина которого изготовлена с направленным рисунком протектора; н) номер стандарта, технических условий или знак соответствия шины международным правилам; о) наименование модели, включающее в себя условное обозначение и номер разработки; п) номер шины, состоящий из даты изготовления, индекса завода-изготовителя и порядкового номера шины.
Помимо этого, допускаются и другие обозначения и надписи на шинах, к которым можно отнести балансировочную метку (указывающую самое легкое место шины), штамп ОТК с указанием сорта шины, зимний рисунок (M+S), возможность ошиповки шины (Ш), морозостойкость (Север) и т.п.
Для комплектования строительных машин используются шины отечественных и зарубежных производителей, как с радиальным кордом и типоразмерами 14R24. 55/80R63, так и с диагональным кордом — 11.00-20. 37,5-39.Наряду с пневмоколёсными шинами значительное внимание производителей уделено и сплошным (массивным) прессованным шинам.
Конструкция такой шины является многослойной. Она состоит из основного слоя, внутри которого располагается ряд плоских металлических колец, служащих каркасом, высокой эластичной резиновой подушки (для смягчения работы машины при прохождении ею возможных неровностей) и ребристого протектора с боковинами (CONTINENTAL, Германия). Основными размерами этих шин являются полный диаметр D, ширина В и посадочный диаметр d. При маркировке они обозначаются как DxBxd в дюймах или D/B-d в мм (250/80-170). При этом размеры в мм, оканчивающиеся на цифры «0» и «5», даются указанной фирмой только в мм, а оканчивающиеся на все другие цифры — и в дюймах, и в мм (18x6x12 1/8 или 457/152-308). В то же время, эти шины также различаются по нагрузке на приводные и неприводные оси машины и в зависимости от скорости их перемещения (б, 10, 25 км/час и более). Эти шины устанавливаются в основном на машинах, работающих с небольшими скоростями и на достаточно хороших покрытиях площадок и дорог. К этим машинам в первую очередь относятся вилочные погрузчики различной конструкции и назначения, используемые не только на внутренних и наружных складских работах по перемещению всевозможных материалов, в т.ч. в речных, морских и воздушных портах, таможенных терминалах, в строительстве и в промышленности строительных материалов, но и в горячих цехах металлургических заводов и цехах химических производств (бумага, стекло, сыпучие и изделия из них). В соответствии с этим изготавливаемые шины обладают прочной конструкцией, стойкостью к маслам, нагреву, горению, устойчивостью к воздействию отходов продуктов питания (гниения) и статического электричества. Такие шины марки CSE SC15 устанавливаются на обод с бортами, имеют ребристую поверхность с различным рисунком и глубиной протектора и диапазон размеров от 140/55-6 до 14.00-24.
Читайте также: Летние шины для тигуан r17
Сплошные литые шины устанавливаются также и на неуправляемые оси полуприцепов и прицепов к тягачам. Они используются на указанных выше производствах и видах работ для перемещения грузов значительных объемов и массы. В этом случае шины выполняются с гладкой поверхностью (марка МН-20) или с редкими боковыми нарезками протектора, расположенными в шахматном порядке (марка МС-20). Такая конструкция значительно снижает сцепление шины с поверхностью дороги или площадки, а со спрямленными каналами обеспечивает уверенный отвод воды и мокрого снега. В качестве вариантов вышеуказанной фирмой предлагаются шины со стальным сплошным основанием или с раздельными кольцами каркаса. При этом шины могут устанавливаться на цилиндрические сварные или на симметричные и асимметричные, соединенные из двух частей болтовыми соединениями, конусообразные ободья. Эти шины имеют значительное количество типоразмеров, и для шин с одним сплошным металлическим основанием эта гамма находится в пределах от 200/85-105 до 920/250-670 (мм), а с металлическим рядным каркасом от 105/45-65 до 750/75-640 (мм).
Подобные шины марки «Function» выпускает и фирма «MICHELIN» (Франция), обеспечивая работу ручных и прицепных тележек и трейлеров, а также вилочных погрузчиков при использовании их на складах различного назначения. Фирма выпускает шины модели PL01 с прямоугольными металлическими кольцами в каркасе и с типоразмерами от 3.50-5/3.00 до 28×9-15/7.00 (28 — диаметр шины; 9 — ширина шины; 15 — диаметр обода; 7.00 — ширина обода). Особенностью таких шин фирмы является возможность их изготовления из специальной цветной резины.
Фирма «MEGA-T UNISOFT» (Израиль) также предлагает потребителям шины для погрузчиков, катков, асфальтоукладчиков и трейлеров, аналогичные вышеприведенным, с фиксированной их посадкой на обод. Она выпускает шины с круглыми металлическими кольцами каркаса, без кольцевого замка крепления, но с надежным охватом по ободу и возможностью проведения монтажа или демонтажа за 30 секунд. Размеры шин указываются как в дюймах, так и в мм, и их типоразмеры находятся в пределах от 343x140x203,2 до 750x250x500 (мм).
К достоинствам зарубежных фирм, изготавливающих и реализующих шины, необходимо отнести техническую поддержку, которая включает предпродажные и эксплуатационные консультации, позволяющие правильно выбрать шины и поддерживать их длительную работоспособность путем осмотра и устранения нежелательных факторов, выявленных в процессе работы машины.
В заключение следует отметить, что при дальнейшем совершенствовании конструкций шин следует учитывать основные требования к ним, заключающиеся в обеспечении лучшего сцепления с дорогой в различных климатических условиях, устойчивости и стойкости к уводу колес (безопасность), повышении несущей способности и теплоотвода при максимальной скорости и номинальной нагрузке, улучшении отвода воды, самоочищении от камней, грязи и мокрого снега, а также износостойкости (долговечность), снижении уровня шума и динамических воздействий, улучшении управляемости (комфортабельность), снижении массы и сил сопротивления качению (экономичность за счёт стоимости шин и снижения расхода топлива) и маневренности.
Значительный парк строительных и транспортных машин, работающих во всех странах мира, постоянно требует обновления своей «обуви» взамен изношенной. Производством шин занимается очень большое количество специализированных предприятий.
Видео:Шина с индексом С - стоит ли брать для легкового авто?Скачать
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
Колеса – это «ноги» машин, но если живым существам ноги даются от рождения, то у машин есть немалое преимущество – колеса и шины для них можно выбирать. Вот о некоторых вопросах выбора шин и ухода за ними мы и поговорим.
Читайте также: Датчик давления в шинах hyundai ix35 2010
Современная шина – сложное, дорогое изделие. Излишне говорить, что рисунок протектора выполняет вовсе не эстетические функции. Покупателям предлагается множество рисунков протектора (например, только у «грузовых» шин Bridgestone в ассортименте 30 разнообразных рисунков). Каждый рисунок предназначен для конкретных условий эксплуатации, особенно если предполагается тяжелая работа: на бездорожье и на строительных площадках.
Вот несколько общих рекомендаций специалистов по выбору рисунка протектора. Поскольку в России на спецтехнике широко применяют шины иностранного производства, мы будем приводить и английские названия и термины.
Видео:Типы грузовых шин (протектор, применяемость по оси)Скачать
Рисунки, но не с выставки
У многих строительных компаний есть грузовики, выполняющие междугородные перевозки, и вполне уместно оснащать такие автомобили шинами для магистральных грузовиков. Они предназначены для местных и дальних перевозок по дорогам с хорошим покрытием. У этих шин состав резины, рисунок протектора и конструкция рассчитаны на длительный срок службы и обеспечивают экономию топлива. Предусмотрена возможность восстановления таких шин наваркой (об этом сообщает надпись «Retread» на шине).
Шины универсального назначения (англ. термин mixed-service tires) могут применяться для движения по поверхностям разных типов – от дорог с твердым покрытием до гравия и грунта. Как следует из названия, эти шины и рисунок протектора предназначены для автомобилей, использующихся на самых различных и постоянно меняющихся видах работ. Они пригодны не только для передвижения с высокой скоростью по шоссе, благодаря усиленному протектору эти шины выдерживают поездки по абразивным поверхностям, устойчивы к повреждениям острыми осколками камней, торчащими в лесу пнями и др. Вывоз бытового мусора, промышленных отходов, перевозки на стройплощадках и лесозаготовках – типичные примеры их применения.
Шины, предназначенные для установки на любые оси (англ. термин all-position tires), имеют рубчатый рисунок протектора, который обеспечивает хорошее сцепление с покрытием при любой погоде и высокую топливную экономичность. Такие шины можно устанавливать на любые оси грузовиков, в том числе управляемые. Обычно их применяют на грузовых автомобилях полной разрешенной массой 8. 15 т. Благодаря высокой износостойкости они также пригодны для использования в тяжелых условиях, вполне удовлетворительно работают на управляемых осях, на короткобазных автомобилях, при частом маневрировании и на управляемых осях высокой грузоподъемности. Многие руководители автопарков упрощают себе задачу, оснащая только такими многоцелевыми шинами и управляемые, и ведущие оси грузовиков.
Шины для управляемых осей магистральных грузовиков, траектория движения которых в основном прямая и которые редко маневрируют, имеют повышенную устойчивость к неравномерному износу. Рисунок протектора спроектирован так, что каждая ламель несет одинаковую нагрузку, и это, конечно, увеличивает срок службы шины. Широкие и глубокие продольные канавки помогают на мокрой дороге отводить воду из пятна контакта и обеспечивают устойчивое прямолинейное движение. Поперечные канавки мелкие, так как при интенсивном торможении на колеса передней оси перераспределяется бо’льшая нагрузка и поперечные канавки могут стать местом разрыва.
У шин для ведущих осей рисунок и конструкция протектора должны обеспечивать высокое сцепление с поверхностью и длительный срок службы. Например, при магистральных перевозках рекомендуется использовать магистральные шины с рисунком, в котором есть поперечные гребни, или грунтозацепы, на которые можно передавать большой крутящий момент, например, при буксировке одним тягачом двух прицепов. Протектор таких шин имеет широкие поперечные канавки, которые особенно выражены у шин строительной техники, работающей не только на дорогах с твердым покрытием, но и на бездорожье.
Для строительных машин рекомендуется подбирать шины с рисунком, «выталкивающим камни» (англ. термин Stone Ejectors), т. е. с канавками особой формы, например, «ёлочкой», в которых не застревают камни и прочий строительный мусор, а также с утолщенными боковинами. Для строительных грузовиков не рекомендуется выбирать шины с «канавками распределения давления», которые располагаются по бокам рисунка протектора, перераспределяют давление, воздействующее на боковины шины, способствуют более равномерному износу протектора и увеличивают срок его службы.
Рисунок шин прицепов и полуприцепов похож на рисунок шин для управляемых осей, но широких продольных канавок у них меньше, а поперечных может вообще не быть.
Видео:Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
Не думайте о худшем
Это вообще очень полезное правило вполне пригодно и при выборе шин для строительных машин.
Читайте также: Зимние шины 275 50 r22
Производители внимательно прислушиваются к пожеланиям покупателей и разрабатывают шины с характеристиками, востребованными на рынке. Новейшие методы компьютерного анализа поведения шины на дороге, изменения пятна контакта и действий элементов рисунка позволяют создавать рисунки протектора, оптимально соответствующие конкретным условиям движения. Состав материала магистральных и внедорожных шин различный, потому что магистральные шины должны иметь хороший теплоотвод, а внедорожные – высокую прочность и сопротивляемость порезам от острых камней и т. п.
Выбирая шины для своих грузовиков, руководители автопарков зачастую ориентируются на самые тяжелые условия эксплуатации, в которых может оказаться техника. Таких руководителей можно понять: очень неприятно себя чувствуешь, когда имеются исправные грузовики на исправных шинах, которые тем не менее нельзя использовать, потому что работать надо на бездорожье, для которого не подходит рисунок протектора. Руководитель, раз попав в такую ситуацию, оснащает все свои автомобили более дорогими «вседорожными» шинами, т. е. практически выбрасывает деньги на ветер. Следует ориентироваться на «повседневные» условия, в которых грузовые автомобили эксплуатируются постоянно, оснастив для «экстремальных условий» лишь минимальное число автомобилей.
При выборе шин следует учитывать всё: конструкцию протектора, тип рисунка, конструкцию корда, условия предстоящей работы шины, скоростные режимы, температуру окружающей среды, климатические условия (влага, сильная жара, лед) и качество поверхности проезжей части. Например, если машина идет по острым каменным глыбам, следует выбирать шины с толстым протектором и глубокими канавками. Высокий рельефный рисунок протектора утяжеляет шину, приводит к быстрому нагреву, а при перегреве – к расслаиванию и, более того, увеличивает момент инерции колеса и его сопротивление качению, но если скорость движения машины на превышает 50. 60 км/ч, при выборе шин вам не надо заботиться о том, чтобы рисунок протектора обеспечивал хорошее рассеивание тепла.
При установке пары сдвоенных шин следует устанавливать шины одного типоразмера, по крайней мере одинаковой ширины.
Следует избегать установки на одну ось машины разных шин – это запрещено правилами, а кроме того, может привести к повреждению внутренних узлов машины, поскольку шины имеют разные характеристики: сцепление с грунтом и др.
Выбрав тип шины и рисунок протектора, можно перейти к контролю давления.
Давление, бар | 4,80 | 5,20 | 5,50 | 5,90 | 6,20 | 6,60 | 6,90 | 7,2 | 7,60 | 7,9 | 8,30* |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Грузоподъемность (сдвоенные шины), кг | 2110 | 2210 | 2300 | 2390 | 2500 | 2570 | 2650 | 2720 | 2810 | 2910 | 3000 |
Грузоподъемность (одинарные шины), кг | 2190 | 2300 | 2410 | 2520 | 2650 | 2760 | 2880 | 3000 | 3080 | 3160 | 3250 |
*Рекомендованное производителем давление.
Видео:Шинный склад -Импорт Запчасть! Шины для складской и строительной техники! Премиальная Индия и КитайСкачать
Давление в шине
Кроме типа шины и рисунка протектора важное значение имеет правильное давление в шине.
Давление в шине грузовика может уменьшиться за месяц на 0,7. 1,5 бар, а в жаркую погоду еще больше. Поэтому, если машина эксплуатируется постоянно, давление в шинах следует проверять ежедневно точным манометром и на холодных шинах (если машина прошла более 1,5 км, шины уже считаются нагревшимися). Давление в шинах должно быть таким, как указано в инструкции по эксплуатации машины.
В обеих шинах из сдвоенной пары должно быть одинаковое предписанное давление, чтобы они воспринимали нагрузку равномерно. Специалисты рекомендуют следить, чтобы разница по высоте между парными шинами 8.25 R20 не превышала 20 мм, а для шин типоразмера 9.00 R20 и более – 40 мм.
После ремонта или монтажа накачивайте шины только в специальной клетке, которая защитит вас в случае разрыва шины при накачивании.
Еще раз напомним общеизвестные факты. Полуспущенные шины сильно нагреваются, в результате материал шины повреждается, а при недостаточном давлении в шинах возрастает расход топлива, поскольку резко увеличивается их сопротивление качению. Недостаточное давление создает повышенную нагрузку на шину!
В качестве примера приведем таблицу, из которой видно, как меняется предельная нагрузка при различных значениях давления в шине.
Нагрузка 3000 кг на шину 11 R24.5, давление в которой составляет всего 5,9 бар (при норме 8,3 бар), эквивалентна перегрузке шины на 16%. Такая перегрузка, по утверждениям специалистов, сокращает срок службы шины на 13%. Если же эксплуатировать шину при давлении 5,2 бар, ее пробег сократится на 30%!
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
Маркировка грузовых шин автомобилей / Как читать обозначения на резинеСкачать
Как делают полиуретановые шины?Скачать
Как восстанавливают старые шины, для повторного использованияСкачать
Как выбрать шины? | Что надо знать при покупкеСкачать
Чем отличаются грузовые шины: 4 основные параметраСкачать
Самая Крупная Техника в ИсторииСкачать
Как ставить асимметричные #шины? #автоСкачать
Галилео. Автомобильные шины (часть 1)Скачать
Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
Как делают автомобильные шины // НЕпростые вещиСкачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Как правильно устанавливать шины при шиномонтажеСкачать
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
Как правильно установить шины?Скачать
Belshina - Шины для строительной и спец.техникиСкачать
ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать