Шины формулы 1 в разрезе

Первый чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» состоялся в 1950 году – целых 69 лет назад. Если посмотреть на автомобиль Alfa Romeo 158 победителя Чемпионата, итальянца Джузеппе Фарина, то можно обратить внимание, что диагональные шины Pirelli размерности 5,50×17″ спереди и 7,00×18″ сзади на том автомобиле напоминали обычные дорожные, а пилот даже не был пристегнут ремнем безопасности.

Шины формулы 1 в разрезе

Alfa Romeo 158. Изображение: Wikipedia

Вместе с тем, оснащенный полуторалитровым 350-сильным V8 с приводным компрессором, тот автомобиль был способен разгоняться до 290 километров в час! Неудивительно, что гибель гонщиков во время состязаний тогда не была чем-то из ряда вон выходящим. С годами автомобили «Формулы-1» постоянно прогрессировали, разумеется, шин это тоже касалось.

Шины различной ширины

Инженеры постоянно работали над аэродинамикой автомобилей, их мощность росла. Вот почему уже к началу шестидесятых годов задние шины автомобилей «Формулы-1» были сильно шире передних. Более компактные передние шины снижали коэффициент лобового сопротивления, а широкие задние помогали максимальной передаче крутящего момента на трассу.

Увеличение ширины шин увеличивало пятно контакта, и, следовательно, коэффициент сцепления с поверхностью, позволяя сделать автомобиль быстрее как при разгоне, так и в повороте. К тому же, в 1966 году регламент разрешил применение массивных и мощных объемных трехлитровых двигателей. «Формулы» росли в размерах, как и их шины – в ширине.

Появление сликов

Пожалуй самым важным моментом в истории эволюции шин «Формулы-1» стало появление сликов. Первой компанией, предложившей радикальное улучшение зацепа за счет отказа от рисунка протектора, стала американская марка Goodyear, представившая слики в сезоне 1971 года. Неудивительно, что новинка пришла именно из США – за морем к тому моменту слики использовали уже два десятилетия в гонках драгстеров.

Шины формулы 1 в разрезе

Слики GoodYear на Гран-При Дании, 1977. Изображение: Wikipedia

Вскоре на слики перешли и другие производители. Единственным их недостатком была очевидная необходимость замены шин на стандартные в условиях сильного дождя. В условиях отсутствия протектора, слики не могли обеспечить достаточно эффективный отвод влаги из пятна контакта, и возникало аквапланирование – автомобиль просто всплывал, теряя сцепление с трассой.

Радиальные шины

В 1977 году в мир «Формулы-1» стремительно ворвалась французская компания Michelin, сходу предложившая революционную новинку – радиальные шины, вместо использовавшихся на тот момент диагональных. На тот момент преимущества радиальных шин Michelin оценил только новичок чемпионата, Renault.

Шины формулы 1 в разрезе

Первая машина F1 от Renault – RS01, на радиальных сликах Michelin. Изображение: Wikipedia

Первые же тесты показали, что радиальные шины жестче, меньше деформируются при разгоне и в поворотах, обеспечивают лучшее сцепление и меньший вес. Уже в 1978 году на таких шинах Карлос Рейтеманн из Ferrari выиграл первый Гран-При. В течение трех лет все прочие шинные производители сдались перед натиском Michelin – все команды перешли на французские шины. Но отступление было тактическим – уже на следующий год Goodyear, Pirelli и Avon вернулись в гонки со своими радиальными шинами, чтобы дать бой французам. Началась великая шинная битва.

Термочехлы

Следующим революционным изобретением в истории «Формулы-1» стали термочехлы для шин, которые придумал английский бизнесмен Майк Друр. До этого момента в холодную погоду механики укутывали шины одеялами, а прогревали их до рабочей температуры сами гонщики, теряя драгоценные секунды. Впервые термочехлы были протестированы командой Williams на Гран-При Испании в 1986 году, и результат был ошеломляюще хорош.

Читайте также: Низкопрофильные шины для r17

Шины формулы 1 в разрезе

Шина F1 в термочехле. Фотография: Артем Ачкасов

С тех самых пор электрические термочехлы, позволяющие прогревать шины до заданной температуры, плотно вошли в обиход всех команд «Формулы-1».

Производители шин и их соперничество

Конкуренция между шинными производителями превратилась в настоящую гонку. Постоянная разработка новейших составов компаунда вылетала в копеечку, в итоге, устав от дорогостоящей конкуренции, шинные компании одна за другой покидали «Формулу-1». Сначала гонки покинула марка Advan, потом Michelin. После сезона 1991 года, ушла компания Pirelli, и на долгие 5 лет монопольным поставщиком стала компания Goodyear. В 1998 году она покинула Королеву Автоспорта, выиграв 368 Гран При – больше, чем кто-либо в истории. В итоге монополистом стала японская компания Bridgestone. Через 3 года на трассы вернулась компания Michelin, и шинная война развернулась снова.

Шины формулы 1 в разрезе

Стенд с шинами команды Renault Sport Formula One Team. Фотография: Артем Ачкасов

Сегодня в «Формуле-1» снова монопольный поставщик шин – итальянская компания Pirelli.

Разные компаунды и рисунки

В сезоне 2019 года команды имеют возможность использовать слики пяти уровней мягкости, обозначаемых от C1 (наиболее жесткий) до С5 (самый мягкий).

Шины формулы 1 в разрезе

Изображение: Pirelli

То, какие шины можно использовать на конкретном Гран-При, определяет сам производитель – Pirelli.

Шины формулы 1 в разрезе

Шины Pirelli сезона 2019. Изображение: Pirelli

Например, в Гран-При Австралии гонщики будут использовать компаунды C2, C3, и C4, а на следующем этапе в Бахрейне – С1, C2, C3. В зависимости от типа компаунда, у шин различается температурный диапазон:
○ C1 110-140°C
○ C2 110-135°C
○ C3 105-135°C
○ C4 90-120°C
○ C5 85-115°C

Для простоты понимания поклонниками, эти шины будут иметь три относительных обозначения – Hard, Medium и Soft, независимо от конкретного номера компаунда. Жесткие шины будут иметь белую маркировку на боковинах, средние – желтую, и мягкие – красную.

Шины формулы 1 в разрезе

Дождевые шины. Фотография: Артем Ачкасов

Для плохих погодных условий применяются так называемые дождевые шины, с минимальным протектором. Наиболее универсальными являются «зеленые» шины Intermediate, хорошо работающие как на сухой, так и на мокрой трассе, позволяя отводить из пятна контакта на скорости 300 км/ч до 30 литров воды. «Синие» дождевые шины предназначены для гонок в условиях сильного дождя, позволяя выбрасывать до 85 литров воды в секунду.

Видео:ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифовСкачать

ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифов

Видео, показывающее, из чего сделана автомобильная шина болидов Формулы 1

Видео:Смена колес на пит-стопе Формулы 1Скачать

Смена колес на пит-стопе Формулы 1

Вот из чего сделаны шины F1: видео

В век технологий мы отвыкли удивляться и познавать мир, а между прочим кажущиеся такими обычными вещи на самом деле таят в себе сокровищницу тысячелетних знаний.

За примером далеко ходить не нужно, достаточно взять одно познавательное видео, в котором экспериментатор показывает, из чего состоит шина Pirelli Formula 1, разрезав ее пополам и заглянув внутрь.

Шины формулы 1 в разрезе

А действительно, вы никогда не задумывались над тем, как выглядит шина F1 изнутри? Большие мясистые покрышки – один из самых важных элементов гоночной машины Формулы 1, обеспечивающий такой параметр, как контакт автомобиля с трассой. Препарирование шины проводил некто Скотт Мэнселл с YouTube-канала Driver61. В одну руку он взял отъездившую свое, изношенную шину Pirelli, в другую – ручную циркулярную пилу, после чего приступил к «вскрытию», обнажив внутренние материалы, которые мы обычно не видим по телевизору.

Читайте также: Шина скоба по тигерштедту

Как и любая другая автомобильная шина, гоночная версия для болидов Formula 1 состоит из трех основных частей: борта, места, где она встречается с колесом, боковины и пятна контакта, с протектором в дождевом варианте или сликом для сухой погоды. Как вы увидите через минуту, никаких великих технических изменений в шинах для Формулы 1, по сравнению с обычными автомобильными покрышками, нет. Однако благодаря гораздо более прочным элементам и уникальному составу самой резины шины болидов чрезвычайно технологичные.

Шины формулы 1 в разрезе

Ведь подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, – одна из важнейших задач шинников и команды. При неимоверной прочности шины должны иметь малый вес и четко подходить под условия гонки.

В общем и целом покрышки состоят из резины, нейлона и полиэстера. Сама резина изготавливается из различных компонентов в определенных пропорциях. В частности из углерода, серы и нефти, применяемых в разных количествах для улучшения тех или иных качеств изделия.

Борт – это самая толстая, наименее гибкая секция, в которую вставлены толстые стальные кольца, которые, как и в обычных автомобилях, прижимают шину к колесному диску.

Кроме того, в резину вплавлены ребра жесткости, которые помогают увеличивать сцепление при разгоне, торможении и ситуациях, когда может произойти снос или проскальзывание колеса.

Боковая стенка, по сравнению с обычными покрышками, намного тоньше и выполнена исключительно из резины. Она спроектирована для изгиба под высокой нагрузкой.

Пятно контакта – это та часть, которая фактически соприкасается с дорожным полотном, поэтому она должна быть достаточно жесткой, чтобы выдерживать удары, но при этом «протектор» должен максимально прижиматься к дороге, изгибаясь по площади.

Нюансов много, и многие из них разобраны в видео ниже. Поэтому включаем субтитры (есть русский машинный перевод) и смотрим:

Видео:Эволюция шин Формулы-1. От первых велосипедных шин до сликов и шин с рисунком протектора. 1950 2022Скачать

Эволюция шин Формулы-1. От первых велосипедных шин до сликов и шин с рисунком протектора. 1950 2022

Диски и шины в Формуле-1: детали и факты

Шины имеют в Формуле-1 огромное значение, особенно в сезоне 2012. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большую часть времени на тестах и свободных заездах.

Основные составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода, серы и нефти. Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается. В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (один комплект рассчитан не более, чем на 200 км).

Известно, что за 1.2 миллиона евро в год с каждой команды Pirelli поставляет 6 типов шин: супермягкий, мягкий, средний, жесткий и два типа дождевых покрышек. Компания была поставщиком автошин в Формуле-1 в 1925-1957, 1980-1991, а также с 2011 года. На каждый Гран При Pirelli привозит примерно 1 800 шин, но судьба их предрешена задолго до того, как они появляются на трассе. Перед каждым гран-при шины выпускаются специальной производственной серией.

Читайте также: Шины диски по vin коду

Во время производственного процесса на каждую шину наносится штрих-код, определенный Международной автомобильной федерацией (FIA), руководящим органом автомобильного спорта. Этот штрих-код является «паспортом» шины, который вживлен в ее конструкцию во время процесса вулканизации и не может быть изменен. В штрих-коде зашифрована вся информация о шине, что позволяет отследить ее использование во время гоночного уикенда с помощью программного обеспечения Racing Tyre System (Система контроля гоночных шин), считывающего и обновляющего все данные.

За две недели до европейских Гран При шины транспортируются на грузовых автомобилях из Измита (Турция) в Дидкот (Англия): путь протяженностью 3 100 километров занимает три дня.

Почему шины для Формулы 1 производятся на заводе в Турции? На этот вопрос ответит Пол Хембри: « Когда мы заявили об участии в чемпионате мира по ралли, был построен новый завод, один из самых масштабных у Pirelli. Сейчас на нём производятся все наши спортивные шины ».

За каждой командой закрепляется инженер Pirelli, который работает только с одной командой в течение всего года, но в течение гоночного уикенда в его распоряжении находится только база данных по его команде, что исключает возможность раскрытия разработанных стратегий. Данные для разработки отслеживаются старшими инженерами Pirelli, которые используют их в работе исследовательской группы, создающей следующее поколение шин.

За пять дней до гран-при монтажники начинают монтировать шины на ободья. Полный цикл монтажа шины опытным монтажником длится 2,5 минуты: для монтажа всех шин, привезенных на гонку, требуется два дня. Ободья принадлежат командам: на трассе они передают их специалистам Pirelli для монтажа шин.

Разговоры о том, что Формуле-1 давно пора переходить на диски большего размера, ходят давно, а родоначальником этой идеи стала шинная компания Michelin, предложившая поставлять одинаковые колеса и шины для всех европейских Формульных серий, что значительно сэкономило бы средства, как производителям, так и командам. Спустя годы вопрос о новых колесах поднялся вновь, но уже со стороны Pirelli.

Обычно колёсные диски для Формулы-1 изготавливают из магниевого сплава. Материал этот весит мало и обладает высокой прочностью. На поверхности дисков находится крепление-замок, позволяющий быстро и легко поменять резину на пит-стопах.

Уже многие годы различные гоночные серии, в том числе и Indycar, используют низкопрофильную резину. В Формуле-1 же по-прежнему царствуют 13-дюймовые диски и резина с довольно высоким профилем (45-55). Конюшни наотрез отказались от предложения сменить размер дисков, поскольку, приняв его, пришлось бы практически заново перепроектировать свои болиды.

Вопрос: Колёсные диски с диаметром в 18 дюймов – это максимум для Формулы 1?
Пол Хембри: 18, 19, возможно – 20, хотя это уже чересчур. Решиться на такие перемены очень непросто, пока рано об этом говорить. Не стоит устраивать перемены ради самих перемен, иначе это может плохо кончиться.

И на последок, тормозные диски на болидах Ф-1 нагреваются до 1000 градусов С во время торможения. Именно поэтому они изготовлены не из стали, а из карбона, который намного жестче, в меньшей степени подвержен износу и устойчив к высоким температурам.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    📸 Видео

    Кое-что о шинах Формулы 1...Скачать

    Кое-что о шинах Формулы 1...

    Почему колеса Формулы-1 2022 года медленнее, но всё равно лучше? Регламент 2022 года, диски и шины.Скачать

    Почему колеса Формулы-1 2022 года медленнее, но всё равно лучше? Регламент 2022 года, диски и шины.

    F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИСкачать

    F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИ

    Почему колёса Формулы 1 так странно установлены? Как работает Анти-Аккерман и угол увода?Скачать

    Почему колёса Формулы 1 так странно установлены? Как работает Анти-Аккерман и угол увода?

    Как проходит пит-стоп Формулы 1? Замена шин всего за 1.82 секунды.Скачать

    Как проходит пит-стоп Формулы 1? Замена шин всего за 1.82 секунды.

    Установлен новый мировой рекорд по скорости смены колёс на "Формуле-1"Скачать

    Установлен новый мировой рекорд по скорости смены колёс на "Формуле-1"

    ШИНОМОНТАЖ В ФОРМУЛЕ 1/ КАК РАБОТАЕТ ГАЙКОВЕРТСкачать

    ШИНОМОНТАЖ В ФОРМУЛЕ 1/ КАК РАБОТАЕТ ГАЙКОВЕРТ

    Шины Formula 1. История Формула 1. Гонки на машинах. Ф1Скачать

    Шины Formula 1. История Формула 1. Гонки на машинах. Ф1

    Галилео. Шиномонтаж болида «Формулы 1» по-русскиСкачать

    Галилео. Шиномонтаж болида «Формулы 1» по-русски

    ПОЧЕМУ БОЛИД F1 стоит 1,5 миллиарда? ЦЕНА ДЕТАЛЕЙ БОЛИДА ФОРМУЛЫ 1!Скачать

    ПОЧЕМУ БОЛИД F1 стоит 1,5 миллиарда? ЦЕНА ДЕТАЛЕЙ БОЛИДА ФОРМУЛЫ 1!

    Что внутри китайской и европейской шины? Пилим - и сравниваем!Скачать

    Что внутри китайской и европейской шины? Пилим - и сравниваем!

    FORMULA Energy /// после 60 тысяч км.Скачать

    FORMULA Energy /// после 60 тысяч км.

    Хитрая подвеска Формулы 1 - Как команды используют двухступенчатые пружины вместо активной подвески?Скачать

    Хитрая подвеска Формулы 1 - Как команды используют двухступенчатые пружины вместо активной подвески?

    КАК УСТРОЕНА ФОРМУЛА 1? ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ НОВИЧКОВСкачать

    КАК УСТРОЕНА ФОРМУЛА 1? ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ НОВИЧКОВ

    Как выхлопные газы разогревают шины (Формула 1, Pirelli)Скачать

    Как выхлопные газы разогревают шины (Формула 1, Pirelli)

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ

    Formula 1: Гран При Великобритании с точки зрения шинСкачать

    Formula 1: Гран При Великобритании с точки зрения шин
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток