Неотъемлемым элементом системы энергоснабжения каждого современного предприятия являются различные токоведущие элементы. Одним из важнейших токопроводящих элементов считается шина из цветного металла, используемая преимущественно в контакторном оборудовании, силовых трансформаторах, различных преобразователях.
В большинстве случаев стандартная шина выглядит как длинный сплошной профиль прямоугольного сечения, востребованный исключительно в качестве проводника электротока между разделенными элементами электрических машин/аппаратов. Крепится шина посредством специальных изолирующих элементов, предупреждающих ее контакт с заземленными и не предназначенными для проведения тока частями конструкции.
Видео:Собираю Обломки Старого Шифера и Автомобильные Покрышки!!! Покажу что я с Ними Делаю!!!Скачать
Классификация шин из цветных металлов
Современная токопроводящая шина классифицируется согласно следующим характеристикам:
- Толщина. В различных электрических аппаратах/машинах применяется токоведущая шина толщиной 5-12,5 мм.
- Ширина. Встречаются данные электротехнические изделия шириной 20-120 мм. Совокупность параметров ширины/толщины определяют размер поперечного сечения шины и, соответственно, максимальное значение рабочего электротока.
- Материал изготовления. Сегодня, как правило, применяется шина токопроводящая, выполненная из алюминиевых либо медных сплавов. Алюминиевые изделия гораздо дешевле, обладают меньшей массой в сравнении с медными, но способны проводить электроток полуторакратно меньший, чем медные аналоги. Встречаются и комбинированные варианты исполнений токопроводящей шины — например, токоведущие участки исполняются из алюминия. А контактные — из меди, и наоборот. Медные изделия различают согласно степени твердости (мягкие, твердые, полутвердые).
- Типоисполнение. В различном электрооборудовании применяются следующие модификации медных шинных изделий:
- шина электротехническая. Бывает прессованной, полутвердой, отличающейся повышенной чистотой поверхности. Производится из сплавов медных М1-М3. Применяется, в основном, в качестве расходного материала при производстве разного рода компенсационных перемычек, в процессе монтажа всевозможного высоко- либо низковольтного электрооборудования (промышленного, бытового назначения). Зачастую электротехническая шина незаменима при сборке электрощитов распределительных, узлов электротехнических, служащих для подачи/перераспределения электроэнергии. Служит присоединяющим средством шинопроводов к трансформаторам и распредшкафам;
- шина луженая. Для того чтобы исключить течение процесса окисления медной поверхности на открытом воздухе, часто используют луженые вариации шин медных. Лужение шины предотвращает опасность возникновения так называемых наведенных токов (в контактных точках гальванопары — при присоединении к алюминиевым токоведущим элементам электрооборудования). Исключена также вероятность возникновения электродуги в результате окисления контактов. Производится твердой, мягкой, полутвердой из медного сплава М1. В качестве покрытия применяются оловянно-свинцовые, оловянно-висмутовые мягкие составы. Отличительные особенности луженой медной шины — долговечный, неокисляющийся контакт, повышенная устойчивость к влияниям почвенной/атмосферной влаги, высочайшая электропроводность и динамическая стойкость;
- шина изолированная. Медная шина изолированного типоисполнения применяется во всевозможном высоковольтном/низковольтном электрооборудовании. Состоит из стандартной шины медной и токоизолирующего поливинилхлоридного покрытия. Наиболее часто применима в малогабаритных электроконструкциях, требующих электрокомпенсации: в электрощитах, в качестве присоединительного элемента электроаппаратов (автовыключателей, переключателей и иных), трансформаторов, шинных переходов. Слой ПВХ-изоляции дополнительно способствует уменьшению интенсивности окислительных процессов, что весьма благоприятно сказывается на работоспособности, долговечности изделия;
- шина плетеная. Изготовленная из множества тонких проволок медных, шина плетеная обладает идеальными показателями гибкости. В качестве материала изготовления применяется исключительно высококачественная медь электротехническая (чистотой не менее 99 процентов) марок М1-М3. Является незаменимым токоведущим элементом электрооборудования, функционирующего при постоянных вибрационно-деформационных воздействиях. Позволяет легкую реализацию параллельного метода подключения;
- шина медная перфорированная. Используется, в основном, при производстве срочных ремонтно-монтажных работ при сборке электротехнических щитов, оборудования. Часто применяется в качестве заземляющих шин, элементов молниеотводов.
Видео:2 ХИТРОСТИ КАК ПРОДАТЬ СТАРУЮ РЕЗИНУ ДОРОГО !Скачать
Достоинства медных шин
Все медные электротехнические изделия признаны надежными, долговечными, сохраняющими работоспособность при граничных (от –200 до +250 градусов) температурах токоведущими элементами. Набор физико-химических качеств меди включает в себя следующие достоинства: высокую электро- и теплопроводность, прекрасные антикоррозионные качества, высокую сопротивляемость механическому износу.
Шина медная очень пластична, легко подвергается разнообразным методам металлообработки (резке, сверлению, пайке, сварке), очень проста в монтаже и абсолютно безвредна, гипоаллергенна. Немаловажное достоинство любых медных изделий — способность к стопроцентной утилизации, переработке. Производится шина медная из слитков прессованных, катанки медной.
Видео:ЗАЧЕМ на ШИНАХ ЦвЕтНыЕ метки...Скачать
Применение
Широко востребована шина медная в промышленном производстве, в быту. Изготавливают из нее плоские токопроводы, шинопроводы — токоведущие элементы электротехнических распредустройств, электрических цепей. Шина медная, изготовленная по бескислородной технологии, широко используется в космической технике, атомной энергетике, в вакуумных устройствах, линейных ускорителях и других электротехнических изделиях.
ООО Атлант-Металл © 1994–2011
Все права защищены.
Видео:Резка покрышек. 3 простых способаСкачать
Основные виды и типы электротехнических шин
В данной статье будут рассмотрены основные виды и типы электротехнических шин и регламентирующих их производство документов.
Электротехническая шина — это проводник с низким сопротивлением (активным и реактивным), к которому могут подсоединяться отдельные электрические цепи (в низковольтных установках и сетях) или высоковольтные устройства (электрические подстанции, высоковольтные РУ и т.д.). Использование шин обеспечивает экономию площади установки, материало- и трудозатрат.
В качестве основного материала для изготовления электротехнических шин как правило используют алюминий и медь.
Производство шин регламентируется рядом ГОСТов и технических условий:
ГОСТ 15176-89 Шины прессованные электротехнического назначения из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. В ГОСТе регламентируются параметры, в соответствии с которыми должны изготовляться алюминиевые шины — толщина, ширина, длина, площадь поперечного сечения, диаметр окружности и соответствующая им масса на 1 метр для готовых шин. Указываются допустимые предельные отклонения от указанных величин, марки алюминия, требования к качеству, внешнему виду, механическим и электрическим параметрам. Приводятся правила маркировки, упаковки и приема шин данного типа.
ГОСТ 434-78 Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электрических целей. Технические условия. В стандарте указаны номинальные размеры и расчетные сечения медных шин, марки меди, удельное электрическое сопротивление и предельные отклонения размеров. Приводятся допустимые длины шин и массы бухт, а также возможные отклонения от данных величин. Предъявляются требования к материалу изготовления шин, внешнему виду готовых изделий (допустимые дефекты, цвета). Изложены правила упаковки, транспортировки и хранения, приемки и испытаний.
ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования. Приведена классификация контактных соединений по таким параметрам как: область применения, климатическое исполнение и категории размещения электротехнических устройств, конструктивное исполнение. Указаны требования к конструкции, электрическим и механическим параметрам, надежности и безопасности в зависимости от классификации. Даны ссылки на ряд сопутствующих ГОСТов.
ГОСТ 8617-81 Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. Приведена классификация профилей данного типа (по типу, по состоянию материала и типу прочности). Даны ссылки на ГОСТы с номинальными размерами, указаны величины предельных отклонений. Описаны технические требования к маркам алюминиевых сплавов для изготовления профилей, к механическим свойствам, допустимым дефектам, качеству поверхности и внешнему виду готовых изделий. Описаны условия транспортировки и хранения, правила приемки, методы испытаний.
ТУ 1-5-009-80 Шины электротехнические из алюминиевых сплавов.
ТУ 16.705.002-77. Шины алюминиевые прямоугольные. Описаны технические условия для изготовления алюминиевых шин прямоугольным сечением. Указаны номинальные и допустимые размеры, марки сплавов, электрические характеристики.
Согласно классификации, существует несколько типов шин.
Сборная шина — это шина, к которой могут подключаться распределительные шины и блоки ввода/вывода.
Силовая шина (шина электропитания) — шина, которая служит для передачи энергии внутри силовых блоков и между элементами мощных преобразовательных устройств и характеризуется высокими значениями токов и напряжений. Силовая шина может являть собой твердую неизолированную шину, твердую шину в изоляции или конструкцию из набора чередующихся проводящих и изолирующих слоёв. Твердая неизолированная медная шина поставляется производителями с изолирующими шинодержателями различных типов и изолирующими экранами, исключающими непосредственный доступ к клеммам силовых шин. Данные шины характеризуют большая допустимая плотность тока и высокое напряжение изоляции. В качестве материала шин зачастую используется медь и медные сплавы, а также алюминий. По способу крепления силовые шины могут быть вертикальные, горизонтальные, изолированные, задние/ступенчатые и универсальные (мультистандартные).
Шина заземления — главная деталь заземляющей системы электроустановок и электросетей. Её также называют главная заземляющая шина ГЗШ. С шиной заземления соединяется рабочий ноль, защитные нулевые проводники и провода внешних заземлений. Обычно ГЗШ являет собой медную пластину с перфорированными отверстиями. Хотя иногда встречаются и стальные ГЗШ.
Перфорированная медная шина заземления
Перед подключением к ГЗШ, провода заземления должны быть опрессованы наконечником для кабелей или соединительной гильзой, а затем уже подключены на болт с гайкой (например М5). Шина также комплектуется опорными изоляторами с крепежом.
Шина заземления на опорных изоляторах с проводами заземления
Шины для крепления на DIN-рейке — шины, применяемые для крепления на монтажных рейках в электрических щитах или шкафах управления. Данный тип шин зачастую производят из латуни или луженой меди, а диэлектрическое основание, которым осуществляется крепление к монтажным рейкам, из полиамида. Шинами на din-рейку являются нулевые шины, коммутирующие в щитах нулевые провода и провода заземления, или же распределительные шины. Встречаются также шины на din-рейку в корпусе. Такие шины называются распределительными шинами в блоке или распределительными блоками.
Шина нулевая в изоляторе на DIN-рейку
Распределительная шина в блоке
Распределительная шина — это шина, подключенная к сборной шине и питающая устройство вывода. Данная шина входит в состав одной секции НКУ (низковольтного устройства распределения и управления). Одним из видов распределительных шин являются соединительные или гребенчатые шины. Они предназначены для параллельного включения модульных автоматов, УЗО, дифференциальных автоматов, контакторов и т.д. Гребенчатые шины исполняются из медной пластины прямоугольного сечения и помещаются в пластиковый корпус.
Частным случаем распределительных шин являются ступенчатые распределительные блоки. Блоки состоят из ступенчатых изоляционных опор, с помощью которых осуществляется крепление, и как правило 4-х медных шин. На шинках находятся отверстия: резьбовые (М6) для отходящих цепей и без резьбы для питания распределительного блока. Блок может устанавливаться как горизонтально (в зоне коммутационного оборудования), так и вертикально (в кабельном канале шкафа). К лицевой части блока крепится изолирующий экран.
Ступенчатый распределительный блок
Схема горизонтальной и вертикальной установки распределительного блока
Номинальные значения параметров шин указаны в приведенных в начале статьи ГОСТах. Поэтому далее в статье будут приведены лишь ключевые характеристики различных типов шин.
Выпуск алюминиевых шин марки ШАТ регламентирует ТУ 16-705 002-77. Данные шины изготавливают прямоугольным сечением. Диапазон изменения ширина шины ШАТ — от 10 до 120 мм, толщины — от 3 до 12 мм, поперечного сечения — от 30 до 1440 мм 2 . Величина удельного сопротивления не больше 0,0282 мкОм*м. Шины марок АД0 и АД31 (ГОСТ 11069-79 и ГОСТ 15176-89) изготавливаются прямоугольным сечением площадью от 30 до 25800 мм 2 . Диапазон изменения толщины данных шин — от 3 мм до 110 мм, ширины — от 6 мм до 500 мм. Значение удельного сопротивления постоянному току: шины АД0 — до 0.029 мкОм*м; шины АД31 — от 0,0325 до 0,0350 мкОм*м (зависит от типа). Диапазон длительно допустимых токов (определяется сечением шины) — от 165 А до 2300 А. Для производства шин используется алюминий А5, А5Е, А6, А7, АД00, АД0 и алюминиевые сплавы АД31 и АД31Е. Для изменения свойств материала используются следующие технологии: закаливание и естественное состаривание, закаливание и искусственное состаривание, не полное закаливание и искусственное состаривание, а также горячее прессование (без термической обработки). Длина алюминиевых шин зависит от площади поперечного сечения и должна быть равной или кратной: от 3 до 6 м для шин сечением до 0.8 см 2 ; от 3 до 8 м — для шин сечением от 0.8 до 1.5 см 2 ; от 3 до 10 м — для шин сечением более 1.5 см 2 . Колебания в длине — не более 20мм. Алюминиевые шины отличаются малым весом и невысокой стоимостью.
Медные шины согласно ГОСТ 434-78 выпускаются таких марок: ШММ — шина медная мягкая, ШМТ — шина медная твердая, ШМТВ — шина медная твердая из бескислородной меди. Минимальная и максимальная ширина медных шин — 16 мм и 120 мм, толщина — 4 мм и 30 мм, поперечное сечение — 159 мм 2 и 1498 мм 2 . Значение удельного электрического сопротивления — не больше 0,01724 мкОм*м. Диапазон длительно допустимых токов — от 210 до 2950 А (шина 120×10) и выше при большей толщине, для гибкой медной шины — от 280 до 2330 А. Масса шин в бухте должна быть в пределах от 35 кг до 150 кг. Длина шин согласно ГОСТ — от 2 до 6 м. Твердые медные шины в сравнении с мягкими обладают меньшей проводимостью и применяются там, где требуется прочный и неподвижный шинопровод. Для изготовления мягких шин используется медь марок М1, М1М, М2. Гибкие шины более распространены, они обладают большей прочностью, долговечностью и лучшими характеристиками. Для изготовления шин из бескислородной меди используют особые медные сплавы, не имеющие в своем составе оксидов. Медные шины отличают такие преимущества в сравнении с алюминиевыми: высокая удельная проводимость (в 1,6 выше чем у алюминиевых шин), механическая прочность, теплопроводность и гибкость, коррозийная стойкость, стыковые контакты с другими шинами не окисляются. По причине высокой окисляемости на открытом воздухе и хрупкости, применение алюминиевых шин имеет ряд ограничений. Они не используются в машинах и механизмах с подвижными частями или вибрирующим корпусом. Поэтому в случаях, когда к токоведущим частям предъявляются повышенные требования, применяются медные шины.
Шины являют собой токоведущие части электрических установок, соединяя между собой оборудование различного типа: генераторы, трансформаторы, синхронные компенсаторы, выключатели, разъединители, контакторы и т.д. Током нагрузки определяется сечение шин, также учитывается устойчивость к току к.з.
Шинный мост из жестких неизолированных шин применяется: на выводах генераторов, на входах главных распределительных устройств, в соединениях трансформатора с РУ и КРУ на 6 — 10 кВ, ГРУ и трансформатора связи.
Шинный мост от силового трансформатора
Соединения из жестких неизолированных шин прямоугольным или коробчатым сечением выполняются в закрытых РУ 6 — 10 кВ (в том числе сборные шины), в качестве соединений между ГРУ и трансформатором собственных нужд, между шкафами распределительных щитов. Шины коробчатого сечения рекомендуют использовать при больших токах, они обеспечивают меньшие потери и лучшее охлаждение. Крепление жестких шин осуществляется с помощью опорных изоляторов. Гибкие шины применяются в РУ на 35 кВ и выше, в соединениях блочных трансформаторов с ОРУ.
Во всех типах соединений в низковольтных установках и сетях промышленного назначения для передачи, распределения электроэнергии и подключения управляющих устройств используются медные изолированные шины (как жесткие, так и гибкие). Конструктивно данные шины являют собой одну или несколько медных тонких пластин иногда луженых с концов, покрытых изолирующей оболочкой как правило из ПВХ или другого диэлектрика с высоким сопротивлением. Данные шины являются альтернативой как кабелям, так и жесткой ошиновке и могут служить соединением между: главной силовой машиной и распределительным оборудованием (контакторами, прерывателями цепи, переключателями и т.д.), выводом трансформатора и шинопроводом, шинопроводом и электрическим шкафом.
Коммутация гибкой изолированной шиной отходящих автоматов
Применение изолированных шин позволяет экономить место, так как шины можно располагать гораздо ближе друг к другу, чем в случае неизолированной ошиновки. Преимущества изолированных шин — устойчивость к коррозии и простота монтажа. Крепежные отверстия контактных площадок делаются пробивкой непосредственно в материале контакта, что лишает потребности в кабельных наконечниках и устраняет проблемы плохого присоединения контактов. Большим спросом пользуются именно гибкие изолированные медные шины. Их главное преимущество в сравнении с жесткими — более легкий монтаж, так как нет необходимости в специнструментах и резке шины, если нужен поворот в плоскости. Гибкая шина легко меняет форму в зависимости от потребностей монтажа. Однако ряд производителей выпускают твердые изолированные шины, в том числе и по запросу. Крепление изолированных шин осуществляется с использованием болта и контактных шайб. Затягивать необходимо ключом, имеющим ограничения по моменту затяжки. Крепеж не должен быть в смазке.
Крепление медной изолированной шины
Еще одной разновидностью гибких шин являются медные плетённые шины. Такая шина сплетена из медных полос и является очень гибкой. Она используется в местах, подверженных сверхсильной вибрации, таких например, как трансформаторные шинные мосты. Данные шины также применяются для подключения различного оборудования к шинопроводам и линиям шин. Контактные площадки плетённых шин бывают как со сверлением, так и без. Выпускаются также плетённые шины, изготовленные особым методом — диффузионной сварки под давлением. Тонкослойные материалы свариваются путем пропускания через них постоянного тока под давлением. Такие шины также называют пластинчатые шинные компенсаторы или гибкие пластинчатые шины. Они имеют большую токопроводимость и меньшее тепловыделение.
Их применяют там, где необходимы компенсация теплового расширения, вибро- или сейсмоустойчивость, а также где происходит регулярный изгиб в одной оси. Например это могут быть: гибкие токопроводы для сварочных аппаратов, автоматических выключателей, шины питания для индукционных печей и печей сопротивления и т.д.
Жесткая медная шина более всего подходит для замены кабеля, используется в распределительных устройствах, а также для изготовления шинных сборок и шинопроводов. Производителями выпускаются как перфорированные так и гладкие шины различных размеров, в соответствии с ГОСТ. Производителями шин в настоящее время выпускается множество зажимов, соединителей и шинодержателей, облегчающих монтаж и обеспечивающих надёжный контакт. Зажимы предназначены для соединения жестких и гибких шин различного типа, биметаллические пластины — для алюминиевых и медных шин.
Шинодержатели выпускаются плоские, регулируемые плоские, компактные и усиленные, ступенчатые, а также универсальные.
Производителями предлагается широкий выбор изоляторов: опорные, проходные, изоляторы типа «лесенка». Все они используются для фиксации шин внутри шкафов и корпусов. Изоляторы одной стороной крепятся с помощью болтов к монтажному корпусу, с другой к ним крепится шина.
Шинный изолятор типа «лесенка»
Производителей меди и алюминия на рынке РФ можно пересчитать «по пальцам», точнее объединяющих их холдинги. Брендов электротехнических шин огромное количество, одних только марок мы насчитали более сотни (по всем типам шин) в виду этого нами принято решение развить эту тему и создать отдельный сайт полностью посвященный электротехническим шинам.
В этой связи приглашаем всех участников рынка электротехнических шин разместить информацию о своих продуктах на новом сайте.
📽️ Видео
Вы такое видели?! Обалденно красивый вазон из старого колеса с диском!!!Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.Скачать
Как Сделать Лебедя из Шины Своими Руками / Поделки из покрышек SekretmasteraСкачать
Вот ЧЕМ надо ЧЕРНИТЬ ШИНЫ (качественно, безопасно, дешево)Скачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Как резать покрышку. Лучший способ!!! Чем резать резину.Скачать
Не ставь БОЛЬШИЕ шины пока не узнаешь ЭТО !Скачать
Про жидкую резинуСкачать
Как Согнуть ПРУТОК или КВАДРАТ в кольцо ЗА 30 СЕКУНД!Скачать
Зачем нужны цветные линии на шинах! Разноцветные линии на шинах! Цветные полосы на шине!Скачать
УЗНАВ ЭТОТ СЕКРЕТ, ты больше никогда не выбросишь ПЛАСТИКОВЫЙ ЯЩИК! Полезная самоделка для дома!Скачать
Зачем наносят цветные полосы на шины?Скачать
Готовый бизнес. Ожижение резиновой крошки дома (+6)Скачать
НЕ ВЫБРАСЫВАЙ обрезки профлиста!!! Шикарная идея как их можно применить!Скачать
Почему мы не используем безвоздушные шиныСкачать