Как мы все знаем, напряжение – это разность потенциалов. Если потенциалы равны, то и напряжения между этими точками нет, а значит и током вас здесь не ударит.
С этой целью в зданиях и делают систему уравнивания потенциалов (СУП). Она может быть основной (ОСУП) и дополнительной (ДСУП). В статье подробно рассмотрим именно первую. При этом обратите внимание, что если в вашем доме нет ОСУП, то делать дополнительную систему, а также местную (свой контур заземления на одну единственную квартиру) категорически запрещено.
Прежде чем предпринимать подобное, необходимо уточнить в управляющей компании, охвачен ли весь дом ОСУП или нет.
Вот наглядная картина того, что может происходить с трубами в многоэтажках, при отсутствии общего заземления и уравнивания потенциалов.
Как правило, в новостройках проблем со всем этим нет, и ДСУП является обязательной. А вот в старом жилом фонде ОСУП отсутствует. Поэтому в таких случаях никакой самодеятельности!
Иначе поубиваете соседей при первой утечке тока или повреждении изоляции.
Основная система уравнивания потенциалов соединяет между собой главные инженерные коммуникации на вводе в здание и другие проводящие части оборудования.
Система должна отвечать требованиям двух нормативных документов:
- ПУЭ Глава 1.7 “Заземление и защитные меры безопасности”
- Технический циркуляр №6/2004 “О выполнении основной системы уравнивания потенциалов на вводе в здание” — скачать
Циркуляр был выпущен для разъяснения некоторых положений и рекомендаций ПУЭ, дабы согласовать эти рекомендации с требованием ГОСТ Р51321.1-2000 и ГОСТ Р51732-2001.
Разъяснений некоторые рекомендации ПУЭ действительно требуют, поскольку большинство их почему-то трактуют по разному.
Основой ОСУП является главная заземляющая шина – ГЗШ. Какой она должна быть и из какого материала выполнена?
В ПУЭ 1.7.119 говорится о том, что функцию ГЗШ может выполнять РЕ шина внутри распределительного устройства. Зачастую так и делается.
А если ГЗШ вынесена наружу щитовой, отдельно от ВРУ и смонтирована на стене, каких правил при выборе и расчетах здесь придерживаться?
Сначала определимся по материалу изготовления. Пункт 8 циркуляра говорит о том, что отдельно установленную ГЗШ рекомендуется делать из стали.
- При этом ПУЭ утверждает обратное, что ГЗШ в первую очередь должна быть медной.
- Алюминий при этом категорический запрещен!
- Кому же в этой ситуации верить и что в конечном итоге выбрать, сталь или медь?
Выбор всегда остается за вами, но опытные профессиональные электромонтеры все же предпочитают медь. Объясняется это тем, что инспекторы энергонадзора при проверках, охотнее подписывают все бумаги при наличии именно медной ГЗШ.
Лишних вопросов и жарких споров не возникает.
Главная заземляющая шина должна соединять между собой такие элементы как:
- нулевой защитный проводник питающей линии
- проводник, присоединенный к заземляющему устройству повторного заземления
Металлический уголок или полосу, которые закапывают в землю на улице или в подвале дома.
- стальные трубы всех коммуникаций на вводе в здание (водопровод, канализация)
- металлические элементы каркаса здания
- трубы, кожуха, воздуховоды систем вентиляции и кондиционирования
- проводник рабочего заземления
Вот наглядная схема того, что должно быть подключено к ГЗШ проводниками системы уравнивания потенциалов.
А теперь главный вопрос – какого же сечения должна быть заземляющая шина? От чего это зависит, где ее установить и как подключить?
Опять обратимся к документам. ПУЭ говорит, что шина установленная в щитовой, то есть там, где есть доступ только для специально обученного персонала может быть:
- открытой – без каких-либо шкафов
- должна предусматривать возможность индивидуального присоединения всех проводников
То есть, под один болт разрешается сажать не более одного проводника или наконечника.
В то же самое время циркуляр говорит немного иначе. Согласно ему, сечение ГЗШ выбирается по следующей таблице:
Как видите, здесь выбор делается не исходя из сечения PEN питающего кабеля, а в расчете на фазную жилу!
Все мы знаем, что Pen проводник может быть как равен фазному, так и иметь меньший размер. Например, если у вас кабель от 35мм2 и более, то вы имеете полное право для PEN взять сечение в половину меньше фазного.
Хотя чаще всего питающий кабель от подстанции приходит с одинаковыми жилами (4*120мм2, 4*150мм2).
Получается, что если у вас кабель слишком толстый, то по вышеприведенной таблице вовсе не обязательно подбирать такую же большую медную шину ГЗШ. Главное, чтобы она была сечением в половину от фазной жилы. Чему же верить и как собирать щитовую РЩ-0,4кв? Поскольку циркуляр является своеобразной выжимкой правил и уточнений ПУЭ, то конечно, можно отталкиваться и от него.
Но на практике следует учитывать обе ситуации. То есть, делайте так, чтобы ваша ГЗШ отвечала обоим условиям:
- не менее сечения фазного проводника
- и одновременно соответствовала PEN
В этом случае к вам никаких претензий относительно системы заземления и уравнивания потенциалов не будет.
Не всегда ясно, кто будет принимать готовый объект. Насколько он окажется компетентен в своей сфере. Если же делаете, что называется для себя, то выбирайте наиболее оптимальный и экономный вариант, не оглядываясь на возможных инспекторов.
При расчете сечения не забывайте про разницу материалов и марку кабеля.
Питающие вводные кабеля, как правило, выполнены из алюминия. А шину мы решили делать из меди!
Соответственно полезную площадь сечения алюминия, вам придется пересчитать на медь. Помогут в этом деле таблицы ПУЭ для допустимых длительных токов медных и алюминиевых проводов.
- Смотрите пропускную способность алюминиевого кабеля и уже по этому току в аналогичной таблице подбираете сечение медной шины.
- К примеру, если у вас вводной кабель АВБбШв 4*120мм2, то его PEN проводник имеет сечение 120мм2 и ток I=295А.
- По меди это соответствует сечению жилы чуть более 70мм2.
Сообразно этому вам и следует подбирать медную шину ГЗШ. Стандартного размера 4*30мм будет более чем достаточно.
При этом конечно нужно учитывать толщину крепежного болта. Иначе высверлив под него отверстие, у вас может не остаться полезной площади для плотного прилегания наконечника.
- В этом случае выбирайте шинку потоньше, но несколько большую по ширине.
- Дополнительные размеры медных шин:
- При желании сэкономить и выборе в качестве материала ГЗШ не меди, а стали, берите данные по токам из другой таблицы, относящейся к стальной полосе.
- Здесь как понимаете, размеры уже будут существенно отличаться.
- А вот уже готовая таблица для выбора сечения главной заземляющей шины для тех, кто не хочет ничего считать и желает сразу получить готовый результат.
После расчета сечения и выбора габаритных размеров, необходимо проделать отверстия под болты. Для качественного результат эти отверстия в шине выдавливаются специальным прессом (при его наличии).
Если у вас его нет, ничего страшного. Сначала высверливаете их обычным сверлом, а затем при необходимости расширяете ступенчатым.
Сам шина крепится на поверхность стены или корпуса шкафа при помощи опорных изоляторов.
Длину шины рассчитывайте исходя из количества присоединяемых проводников. Самый главный из них – PE или PEN проводник питающей линии.
После изготовления не забудьте нанести соответствующие надписи, которые в зашифрованном виде будут нести всю полезную информацию по ГЗШ. Вот к примеру маркировка заводской шины:
Как правильно ее расключить в щитовой? Чаще всего с подстанции приходит 4-х жильный кабель с совмещенным нулевым рабочим и защитным проводником. Этот PEN проводник изначально должен сажаться на нулевую защитную шину.
- И только уже с нее, делается перемычка на нулевую рабочую шину.
- Далее вводная PE шина, соединяется с главной заземляющей шиной отдельным PE проводом.
- Запомните, что допускать к монтажу систем заземления и уравнивания потенциалов следует действительно квалифицированных людей, до мелочей знающих и понимающих все нюансы и специфику работы.
Нередко грамотный электрик подобен врачу. От его компетенции напрямую зависят жизни посторонних людей.
Собрать шкаф ГЗШ это весьма непростое занятие и порой на его монтаж и комплектацию уходит времени не меньше, чем на сборку трехфазных распределительных щитов.
Вот весьма неплохое и подробное видео на эту тему.
- Шина заземления – использование и особенности монтажа
- Использование и конструкция
- Технические характеристики
- Медная шина заземления
- Установка
- Монтаж в щитке
- Монтаж вне щитка
- Обзор
- Стоимость
- Видео на тему
- Шины заземления
- Для чего нужны шины заземления
- Свойства и требования, предъявляемые к шинам заземления
- Что такое главная заземляющая шина
- Шина заземления, главная заземляющая шина, ГЗШ
- Шина заземления, главная заземляющая шина — монтаж
- Конструктивное исполнение шины заземления
- Что такое шина заземления и как ее монтировать
- Что такое шина заземления
- Конструкция медных шин
- От чего зависит сопротивление контура
- Что такое шина заземления
- Основные требования
- Полоса заземления (Шина) купить, цена, продажа, оптом, поставщик | БСМ-МЕТАЛЛ
- Монтаж шины
- Главная заземляющая шина (ГЗШ)
- 1. Что такое главная заземляющая шина (ГЗШ) и для чего она нужна?
- 2. Требования к главной заземляющей шине (ГЗШ) (п. 1.7.119. ПУЭ):
- 📸 Видео
Видео:Искрит шина заземления. Почему? #Shorts #молниеносный #энерголикбезСкачать
Шина заземления – использование и особенности монтажа
Заземление позволяет добиться снижения уровня напряжения, сделав его безопасным для прикосновения человеком и животными. Шина заземления, также известная под названием заземляющий зажим, относится к наиболее важным компонентам электрической сети.
Читайте также: Скрежещет шины как пишется
Использование и конструкция
Защитный элемент электрической сети может быть стальным или медным.
- Второй вариант является более предпочтительным, что обусловлено хорошими показателями проводимости, медленным процессом окисления в условиях высокого напряжения, а также отсутствием коррозийных изменений.
- Элементы из стали чаще всего используются только из соображений экономии.
- Именно медные шины, как правило, применяются в условиях современного частного домостроительства.
- Главная заземляющая жила устанавливается во все вводные устройства распределительного типа.
Конструкция шины заземления не отличается сложностью, но позволяет в индивидуальном порядке осуществлять подключение или отключение защитных проводников посредством специальных инструментов.
Общее число подсоединений — пять или более, напрямую зависит от схемы подключения шины заземления.
Установка выполняется закрытым или открытым способом, но место монтажа должно характеризоваться удобством доступа и обслуживания. Тип установки «открыто» востребован при ограничении доступа для посторонних лиц, включая щитовые ящики в жилых домах. Закрытый тип монтируется в закрытых щитовых шкафах.
Запрещается устанавливать алюминиевые шины, которые подвержены коррозии, а также обладают меньшим сопротивлением, поэтому не являются безопасными.
Технические характеристики
Шина заземления в обязательном порядке устанавливается внутри электрического щитка и подсоединяется к контуру действующего заземления.
Благодаря своим основным техническим характеристикам, такой элемент применяется в качестве проводника между заземляющей системой и штекерной частью технической установки. Внутри вводных устройств, как правило, используются шины заземления типа «РЕ».
Шина заземления с проводами заземления
В таких условиях заземляющий проводник должен обладать соответствующим сечением:
- медные проводники — 1,1 см и более;
- алюминиевые проводники — около 1,7 см и более;
- стальные проводники — 7,5 см и более.
Показатели сечения устанавливаемой заземляющей шины должны соответствовать параметрам проводника.
Тип шины | Сечение проводника | Ток | Количество отверстий под крепежи | Количество зажимов | Размеры |
РЕ 6/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 6 | 6х9х46 мм |
РЕ 8/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 8 | 6х9х58 мм |
РЕ 8/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 8 | 6х9х64 мм |
РЕ 10/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 10 | 6х9х70 мм |
РЕ 10/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 10 | 6х9х76 мм |
РЕ 12/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 12 | 6х9х82 мм |
РЕ 12/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 12 | 6х9х89 мм |
РЕ 14/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 14 | 6х9х95 мм |
РЕ 14/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 14 | 6х9х102 мм |
РЕ 16/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 16 | 6х9х107 мм |
РЕ 16/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 16 | 6х9х114 мм |
РЕ 18/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 18 | 6х9х119 мм |
РЕ 18/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 18 | 6х9х126 мм |
РЕ 20/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 20 | 6х9х132 мм |
РЕ 20/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 20 | 6х9х138 мм |
РЕ 24/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 24 | 6х9х163 мм |
Заземляющая шина бывает нулевой рабочей «N» и защитной типа «РЕ», но установка такого устройства должна осуществляться специалистами, что сделает эксплуатацию не только долговечной, но и безопасной.
Медная шина заземления
Шина заземления на основе меди относится к проводникам, имеющим низкие показатели сопротивления. Стандартный элемент фиксируется на корпусе электрического щита, а также легко выдерживает тепловые нагрузки и высокое напряжение при коротком замыкании.
Одним из наиболее востребованных вариантов является заземляющая медная полоса, выполненная с использованием электротехнической меди высокого качества марки «М-1».
- Защитный элемент изготавливается в соответствии с ГОСТом 434-78, и характеризуется высоким уровнем чистоты сплава с содержанием цельного металла на уровне 99% или более.
- Благодаря высокому качеству исходного материала, медная шина рассчитана на эксплуатацию в условиях рабочих температур в пределах от минус 55оС до плюс 280оС, при максимальном рабочем напряжении в 1000 W.
- Установленными стандартами регламентировано маркирование медной заземляющей шины с обязательным указанием толщины, ширины и длины.
Медные шины для заземления могут быть использованы не только внутри помещений, но и снаружи, что обусловлено следующими эксплуатационными характеристиками:
- высокий уровень теплопроводности;
- высокий уровень электропроводности;
- малые показатели удельного сопротивления;
- устойчивость к коррозийным изменениям.
При наружном способе установки, медные заземляющие шины показывают эффективную защиту от молнии, поэтому часто монтируются на молниеотводах.
Очень важно осуществлять установку медных шин заземления в регионах, где отмечается чрезвычайно частая и высокая грозовая активность.
Установка
Организовать установку заземляющей шины можно несколькими способами, но наиболее востребованными является монтаж в электрическом щитке и снаружи шкафа.
Монтаж в щитке
Шкафы с установленной шиной можно размещать на фасадной части домовладения или в специальном, отдельно стоящем щитовом помещении. Для наружного или уличного расположения подходят щитки, корпус которых промаркирован индексом IР. Монтаж заземляющего устройства предполагает выполнение следующих мероприятий:
- фиксация главной шины заземления болтовым соединением на корпусе стального щитка;
- подсоединение защитного элемента к рейке «ноль» при помощи перемычки из стали или меди;
- размеры устанавливаемого элемента должны быть сопоставимыми с показателями сечения проводников «защита» и «ноль».
Следует отметить, что правила размещения заземляющей шины и других элементов внутри электрического щитка нормативными документами не оговариваются.
Устанавливаемая внутри щитка медная заземляющая пластина РЕ должна иметь минимальное сечение 10 мм2, а стальная — не менее 75 мм2.
Монтаж вне щитка
Наружная установка планки заземляющей шины выполняется на участках, имеющих достаточную защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц. Фиксация осуществляется прочными изоляторами.
Сборка и монтаж электрических щитов. Схема подключения кабелей
К числу наиболее удобных вариантов наружного обустройства заземляющей шины относится применение специальных DIN-реек.
Достаточно распространённый способ, используемый для сопряжения отдельных элементов заземляющей шины — сварка, которая полностью соответствует всем требованиям ГОСТа по обустройству надежных и безопасных контактов.
Обзор
В соответствии с правилами обустройства электрических установок, все эксплуатируемые шины заземления должны соответствовать целому ряду требований, поэтому лучше всего себя зарекомендовали следующие производители:
- ABB
- АЕSР RЕС-ET
- Раnduit Nсgk
- ZРАS
- Sсhnеidеr Еlесtriс
- Lsа-Рlus — Кrоnе
- ИЭК
- SZВ-13-00-00/1
- Рss-431 Еnstо
Стоимость
Средняя стоимость заземляющих шин с разными техническими характеристиками достаточно сильно различается, и на сегодняшний день составляет:
- PE «земля» с одним угловым изолятором — 160 рублей;
- PE «земля» на DIN-изоляторах от ИЭК — 150 рублей;
- PE «земля» на DIN-изоляторе типа «Стойка» от ИЭК — 96 рублей;
- PE «земля» на паре угловых изоляторах от ИЭК — 86 рублей;
- PE «земля» в комбинированных DIN-изоляторах типа «Стойка» от ИЭК — 110 рублей;
- «N» латунная с заземлением, от EKF — 90 рублей;
- «N» на паре угловых изоляторов от ИЭК — 134 рубля;
- шина заземления 50 мм2 от Sсhnеidеr Еlесtric — 830 рублей;
- главная медная луженая заземляющая шина от отечественного производителя ООО «Элмашпром» — 590 рублей.
Дороже всего отечественному потребителю обойдётся приобретение шины заземления с параметрами 15x5x450 мм от RIТТАL/DК — 2300 рублей.
Щитовое оборудование предполагает применение нулевых рабочих (N) и нулевых защитных (РЕ) проводников.
Фиксация в центральной части по типу 8/1 и 14/1, а также по краям 8/2 и 14/2 при помощи изолятора N-шины на 3,5 см и монтажной DIN-рейки, а также посредством угловых изоляторов. Подключение на шину многожильных медных проводов выполняется посредством наконечников-гильз.
Видео на тему
Видео:Шина заземления и шина зануленияСкачать
Шины заземления
Все не токоведущие металлические части (корпусы, станины и пр.) необходимо электрически связывать между собой, чтобы между ними не было разности потенциала напряжения. Правильная установка заземляющих шин обеспечивает максимальную защиту оборудования, устраняет опасность поражения электрическим током, увеличивает время безотказной работы техники.
Для чего нужны шины заземления
Заземление — это соединение электрооборудования и установок с землёй посредством заземляющих стержней или других подходящих для этой цели оснастки. Такие части называют шинами заземления.
Заземление особенно необходимо при эксплуатации высокоточного, технологического оборудования – станков с ЧПУ, мощных компьютерных станций, прочего оборудования, чувствительного к паразитным токам. Для такой техники правильный выбор и установка заземляющих шин обеспечивает следующие эксплуатационные преимущества: 1. Уменьшение ошибок чтения данных; 2.
Снижение отказов при запуске техники после грозы; 3. Увеличение долговечности печатных плат, чувствительных к перепадам напряжения; 4. Повышение уровня безопасности производственного персонала.
Рост темпов использования электронных средств управления и компьютерного оборудования, чувствительных к паразитным токам, побуждает проектировщиков искать способы изолирования электронного оборудования от воздействия таких, постоянно циркулирующих в земле токов.
В частности, подключение оборудования к контурам заземления (а – тем более – к главным заземляющим шинам) позволяет снизить вероятность возникновения таких проблем, как постоянная перезагрузка, накапливающиеся сбои в управлении, периодическое отключение.
Читайте также: Давление шин рав4 5 поколения
Это объясняется уменьшением количества переходных процессов напряжения («шума» на заземляющем стержне) по сравнению с обычной системой заземления объекта. Из-за уменьшения количества ошибок в данных, связанных с заземляющими шинами, некоторые производители включают их в свои инструкции по установке.
Некоторые даже подразумевают, что гарантия на машину не будет соблюдена, если не установлен соответствующий заземляющий стержень.
Свойства и требования, предъявляемые к шинам заземления
Для эффективной защиты оборудования от вышеперечисленных проблем шины заземления выбирают с учётом следующих факторов: 1. Типа грунта; 2. Материала заземляющих электродов; 3. Поверхностного покрытия шины;
4. Максимально возможных перегрузочных токов, возникающих в данном районе.
Поскольку грунт, даже в пределах одного участка, неоднороден, а погодные условия – трудно-предсказуемы, то решающей позицией для выбора является материал шины заземления. Исходя из совокупности физических характеристик, выбор делают в пользу алюминиевых или медных шин заземления, хотя иногда применяют также и стальные, с поверхностным покрытием – меднением, цинкованием или плакированием (в основном, для заземляющих стержней из нержавеющей стали). Вместе с тем сопоставительный анализ приводит к выводу, что наилучшим вариантом является применение именно медных шин заземления, которые обеспечивают: • Снижение интенсивности коррозии от блуждающих токов; • Отсутствие необходимости в индивидуальной изоляции отдельных заземляющих шин; • Уменьшение размеров поперечного сечения шины при одном и том же значении тока;
- • Снижение трудоёмкости обслуживания систем заземления.
- Кроме того, медь, как более пассивный химический элемент (в сравнении с алюминием или сталью), не так чувствительна к изменениям показателя рН почвы.
Что такое главная заземляющая шина
При разряде молнии возникают токи до 20 000 А; соответственно результирующее напряжение между заземляющими стержнями достигает 200 кВ. Такие значения часто разрушают изолированный заземляющий стержень, даже, если он выполнен из материала с высокой электропроводностью. Поэтому современные системы заземления включают в себя несколько заземляющих стержней, которые соединяются главной шиной заземления. Согласно ГОСТ Р 50571.21 – 2000 главная заземляющая шина ГЗШ – это проводник, обустраиваемый для электроустановок напряжением до 1 КВ и предназначенный для надёжного электрического присоединения нескольких заземляющих контуров или отдельных проводников. К ГЗШ предъявляются следующие требования: 1. Оперативное выравнивание потенциалов для систем заземления типа TN-C-S и TN-S; 2. Возможность установки в общих или отдельно стоящих электрошкафах управления; 3. Доступность не менее 10 контактов отдельных заземлителей;
4. Выдерживание максимального тока от 340 А.
Указанным требованиям удовлетворяют ГЗШ из меди марок М1, М2 или М3 с сечением от 3,25 мм. Эти параметры согласовывают с размерами поперечного сечения рабочего занулителя или защитного проводника, который проложен от основной линии питания потребителя. Внутреннее подключение и внешние контуры заземления Порядок и трудоёмкость выполнения работ зависит от следующих факторов: 1. Типа подключаемых трёхфазных систем электропотребления, которыми могут быть трансформаторы, генераторы, обычное электрооборудование и преобразователи статической энергии. В этих случаях медную шину заземления подключают к проводнику при помощи системной перемычки от клеммы источника (обычно трансформатора) и далее — к системе заземления. 2. Способа установки заземляющего провода. Обычно его прокладывают по тому же маршруту, что и силовые и нейтральные проводники: от источника к машине. Несмотря на формальную возможность использовать трубчатые заземлители, на практике их стараются избегать вследствие низкой эффективности. 3. Метода подключения. Наиболее распространенным видом заземляющих шин для небольших объектов является обычный медный стержень или пластина. Однако системы заземления для крупных зданий обязательно включают в себя также и средства, с помощью которых можно периодически проверять и тестировать такие системы.
4. Наличия молниезащиты. В некоторых объектах используют воздушные терминалы, которые отводят удары молнии в сторону от силового оборудования.
Неправильное подключение молниеотводов часто даёт противоположный эффект притягивания энергии молнии к внешним токопроводящим деталям объекта. Например, это особенно опасно для обмоток низковольтных трансформаторов. При подключении шины заземления цена которой определяется размерами её сечения, крайне важно перекрыть ею несколько заземляющих дорожек, а не полагаться на один заземляющий проводник оборудования: между источником питания и чувствительной нагрузкой. Купить шину заземления в Москве по разумной цене лучше всего у специализированных дилеров, занимающихся доставкой и реализацией медного проката. Они имеют отлаженные договорные связи с производителями, поэтому всегда смогут обеспечить своевременную транспортировку необходимой продукции по месту её потребления.
Видео:Модульное заземление с выводом шины.Скачать
Шина заземления, главная заземляющая шина, ГЗШ
Шина заземления, главная заземляющая шина — монтаж
Шина заземления или главная заземляющая шина (ГЗШ), обычно монтируется во вводном щите дома. На шине заземления соединяются провода заземления идущие от:
- Защитного заземления дома, выполненного рядом с домом;
- Металлических труб коммуникаций в доме (водопровод, газ, и т.п.);
- Металлических вентиляционных труб;
- Заземления системы молниезащиты.
Также к ГЗШ подключается защитный PEN проводник, соединенный с повторным заземлением ВЛИ.
Все соединения на ГЗШ проводятся при помощи болтов и гаек. Однако для изготовления самих заземлителей, с которым соединяется ГЗШ, используются сварочные работы. Например, треугольный заземлитель из стальных уголков или пластин.
Сварка в отличие от болтового соединения обеспечивает надёжный и долговечный контакт металлических элементов.
В заводских штыревых заземлителях из меди используется лазерная резка, раскрой и обработка металла из меди и бронзы в домашних условиях затруднительны.
Конструктивное исполнение шины заземления
Шина заземления частного дома устанавливается в отдельный шкаф (фото) или в водное распределительное устройство вместе с автоматическими выключателями и устройствами защиты.
Если до ВРУ (вводное распределительное устройство), которое стоит в доме, установлено отдельное вводное устройство (ВУ) или ВРУ на столбе, то шина заземления устанавливается в него. При этом не забываем, про повторное заземление PEN проводника вне щита на столбе. Шина заземления на столбе соединяется с ГЗШ в щите дома.
Видео:10.03.18 Подготовил шины заземленияСкачать
Что такое шина заземления и как ее монтировать
Большая часть домов оснащается старыми системами электрических передач – то есть без заземлителей. Такие схемы являются устаревшими, не обеспечивают должного уровня безопасности – при включении большого числа приборов в сеть может замыкать проводка. Основные задачи системы – отключить сетевое напряжение на случай утечек тока, создать оптимальные условия для работы бытовых приборов. Некоторые устройства, кроме наличия заземляющего контакта в розетке, требуют прямого подключения к специальной шине с применением зажимов. Для этого имеются специальные зажимы.
Что такое шина заземления
Шина заземления устанавливается на вводном щитке. Она соединяет провода, идущие от:
К шине заземления подключают защитный проводник PEN, который соединяется с ВЛИ. Для соединения рабочих частей используются гайки, болты, но для решения некоторых задач потребуется сварка.
Пример – сваривание заземлителя из пластин и уголков, в отличие от простого накручивания, обеспечивает надежный контакт деталей.
В заводских медных заземлителях штыревого типа применяется лазерная резка, обработка, раскрой металла своими руками на высоком уровне невозможны.
Конструкция медных шин
Шина заземления представляет собой набор металлических деталей, которые обеспечивают надежный контакт корпуса электроустановки и грунта. Основные составляющие системы:
- главная шина ГЗШ;
- отводы;
- заземляющие провода;
- общий контур.
Клеммы, полосы, зажимы заземления по ПУЭ и ГОСТ могут выполняться только из меди и стали, независимо от характеристик контура, типа электрической установки. Во многом эффективность функционирования защитного заземляющего устройства зависит от сопротивления.
Шина заземления ИЭК стандартно представляет собой пластинку из меди с набором отверстий. Провода должны опрессовываться соединительной гильзой либо наконечником для кабелей. Для крепления используются шайбы для заземления или болт с гайкой. Провода маскируются.
Стандартная схема подключения шинки заземления:
- контур заземления;
- полоса или провод от контура до вводного щита
- шина заземления в щите.
В частных домах система устанавливается в отдельный шкаф либо распределительное водное устройство с защитными комплектующими, выключателями автоматического типа. Если вводное устройство крепится на столбе, шина будет монтироваться внутрь него. Не забывайте о повторном заземлении проводника PEN вне столба.
От чего зависит сопротивление контура
Клемма заземления может показывать разные значения сопротивления заземления – общее значение складывается из набора параметров, включая сопротивление на отдельных проводках, общей шине, контуре грунта.
Значение данных параметров снижается, если металлические детали имеют низкое сопротивление с высокой проводимостью. Важный параметр – сопротивление почв, по которым растекаются токи (чем оно ниже, тем лучше).
Читайте также: Размерность шин вольво хс70
Нормы по предельно допустимым значениям:
- для зданий с сетями на 220, 380В – 30 Ом;
- для генераторов, подстанций трансформаторов – 4 Ом.
- Таблица сопротивлений по типам грунта.
- ПочвыОм/м2
Гранитный камень 2000
Известняк 5050
Базальт 2000
Однородный гравий 800
Гравий с глиной 300
Песчаники 1000
Песчаник влажный прессованный 800 - Чернозем 200
Видео:Шины заземления 1Скачать
Что такое шина заземления
Даже далекие от электрики люди сейчас знают, что заземление является обязательным требованием для оборудования в домах самого различного назначения. И нужно оно не только на специальных установках, но также и для бытовых приборов.
Вначале мы напомним нашему читателю, что такое само заземление. А служит оно для электрического соединения различных приборов непосредственно с землей. Эта конструкция принимает на себя отведенные токоотводом от молниеприемника удары молнии и рассеивает в грунте.
Неправильно спроектированная, эта система способна нанести колоссальный ущерб вашему имуществу, потому оборудовать ее следует непременно с соблюдением всех существующих правил.
Шина заземления – это тот элемент, который в обязательном порядке располагается в каждом электрическом щитке и соединяется с контуром действующего заземления. Иными словами она выступает проводником между штекером технической установки и самой системой заземления.
Таким образом, для того, чтобы она успешно выполняла свое назначение, а также не перегорела в случае короткого замыкания, ее необходимо закрепить правильным образом в распределительном щитке.
Итак, этот элемент устанавливается в электрощитке, где его и закрепляют. Далее к нему присоединяют рабочие нулевые и защитные провода.
При всем, обратите внимание, что если предусматривается подключение к устройству нескольких многожильных проводков (из меди), то рекомендуется на их концы надеть специальные металлические наконечники либо гильзы.
Основные требования
Внутри устройств ввода чаще всего берут шины типа РЕ. При этом проводник заземления должен иметь соответствующее сечение, а именно:
- Для вариантов из меди он должен быть не менее 11 мм;
- Из алюминия – около 17 мм и более;
- Для стальных проводников – начиная от 75 мм.
Сечение же самой шины не должно быть меньше сечения проводника у линии питания. Изготовляется шина чаще всего из меди. Но иногда допускаются и стальные ее аналоги. Стоит сделать акцент на том, что устройство не должно изготавливаться из алюминия.
Наконец, главные требования, которые выдвигаются к этому устройству следующие:
- В тех местах, доступ к которым имеют лишь квалифицированные сотрудники соответствующих служб, эти установки должны устанавливаться открыто;
- В противном случае, если электрощиток расположен в общественно доступном месте, например в подвале дома, он должен иметь предусмотренную защиту и закрываться на ключ. На сам шкаф наносится знак опасности.
Таким образом, шина заземления может быть двух видов: нулевая рабочая и защитная типа РЕ. Однако, установку и обслуживание этого устройства все же необходимо доверить специалистам, чтобы не подвергать свою жизнь опасности.
Видео:Установка изолятора на шине заземления - ANBIK.ruСкачать
Полоса заземления (Шина) купить, цена, продажа, оптом, поставщик | БСМ-МЕТАЛЛ
Шина металлическая для заземления – это специальная деталь, которая применяется при выравнивании потенциалов в частных домах и промышленных помещениях. Установка ГЗШ (заземляющая шина стальная) необходима при утечке электричества и защиты людей от попадания тока.
Если главная заземляющая шина горячеоцинкованная не установлена, то открытые детали электрического прибора во время протечки тока могут поразить человека.
Для того чтобы защитить все электрические приборы в доме, все их провода соединяются с помощью шины:
- Провод заземления. Его присоединяют к защитным зажимам или к иным деталям заземления;
- Металлические коммуникационные трубы тоже защищают от попадания в них электрического разряда;
- С другими отводами из металла в помещении или снаружи.
А самое главное, шину непременно соединяют с молниеотводом, ее так же изготавливают из высококачественных металлических сплавов. Наиболее устойчивы к высоким температурам стальная и медная, шина изготовленная из алюминия легко расплавится.
Выбор шины – это очень серьезный этап. Особенность требования в том, что сечение проводящих элементов допускается в меньшем размере, чем сечение главной заземляющей шины.
Монтаж шины
Шина монтируется болтами на главные корпуса из металла. Нулевая шина и главная заземляющая шина объединяются с помощью перемычки. На каждом шкафу имеется символический знак. Если в помещении имеется более 2 отдельных вводов, то в каждом шкаф оснащается отдельной шиной заземления.
Электротехническая шина стальная (шина металлическая), которую вы можете купить в нашей компании, выпускается в следующих размерах:
- Шина стальная 25х3
- Шина стальная 10х50
- Шина стальная 20х40
- Шина заземления 4х40
- Шина стальная 30х4
- Шина стальная 80х4
- Шина стальная 4х25
- Шина стальная 5х40
- Шина стальная 50х5
- Шина стальная 60х5
- Шина стальная 80х5
- Шина стальная 100х5
- Шина стальная 20х80
- Шина стальная 6х80
- Шина стальная 60х8
- Шина стальная 100х10
Стальная оцинкованная полоса (шина заземления) 40х4 всегда используется как заземлитель (заземляющий проводник) либо как токоотвод в системе заземления. Так же для устройств заземления производится шина стальная 40х5, ее параметры тк же соответствуют ГОСТу 103-2006 сортамент, ГОСТ 535-88(Т.У.)
- Шина стальная 20х3 производится в виде полосы длинна которой 3 – 10 метров , применяется в области энергетики а так же ее используют в установках приборов распределения и шинных сборок.
- Шина заземления 20 10, используется при установке заземлителей для предупреждения о неисправности проводов во время скачков электроэнергии.
- *Вместе с шина стальная 30 мм, так же ищут (так же ищут размеры резины, толщина 3 мм).
- Компания БСМ-Металл занимается оптовой и розничной торговлей металлопроката (в том числе шина, толщина металла 3 мм) , ценами которого вы можете поинтересоваться у наших менеджеров.
Видео:Гидроизоляция шины заземленияСкачать
Главная заземляющая шина (ГЗШ)
1. Что такое главная заземляющая шина (ГЗШ) и для чего она нужна?
Согласно ПУЭ (п.1.7.37.): Главная Заземляющая Шина (ГЗШ) — это шина, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов.
Как следует из определения ГЗШ должна быть заземлена путем ее присоединения к заземляющему устройству, а к ГЗШ, в свою очередь, присоединяются заземляющие проводники, а так же проводники системы уравнивания потенциалов.
2. Требования к главной заземляющей шине (ГЗШ) (п. 1.7.119. ПУЭ):
1) Материал и сечение ГЗШ :
- Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается.
- Сечение главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии.
2) Конструкция ГЗШ:
- Конструкция шины должна обеспечивать возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. При этом отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.
3) Место установки ГЗШ
- Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением или отдельно от него.
- Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину PE. (Пример ГЗШ внутри вводного устройства жилого дома смотрите здесь).
- При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.
- В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак:
Пример открыто установленной ГЗШ:
Пример ГЗШ установленной в отдельном ящике (щите):
Примечание: Если здание имеет несколько обособленных вводов, главная заземляющая шина должна быть выполнена для каждого вводного устройства.
Эти шины должны соединяться проводником уравнивания потенциалов, сечение которого должно быть не менее половины сечения РЕ (pen)-проводника той линии среди отходящих от щитов низкого напряжения подстанций, которая имеет наибольшее сечение.
Для соединения нескольких главных заземляющих шин могут использоваться сторонние проводящие части, если они соответствуют требованиям п.1.7.122 ПУЭ. (п.1.7.120. ПУЭ)
Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в х!
Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
Держатель шин заземления К-188Скачать
Что будет если ток молнии попадет на шину заземления?Скачать
подключение нулевого провода и заземления в элетрическам щиткеСкачать
14.03.18 Соединение частей шины заземленияСкачать
13.03.18 Шины заземленияСкачать
9.03.18 Планирование прокладки шины заземленияСкачать
Все секреты монтажа модульного заземленияСкачать
Установка/монтаж нулевой шины на DIN-рейкуСкачать
Горит шина заземленияСкачать
ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #ОмСкачать
14.03.18 Мелкие трудности в соединении шины заземленияСкачать
Медные шины и алюминиевая шина АД31Скачать
Соединяем контур заземления с нулём - делаем ГЗШСкачать